Реферат по предмету "Маркетинг"


Системный анализ в исследовании систем управления

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Системныйанализ как научный процесс в исследовании систем управления
1.1 Системныйанализ и область его применения
1.2 Процесссистемного анализа
2.Классификация систем в исследовании системного управления
2.1Теоретические основы количественного и качественного анализа
2.2Характеристика физических, биологических и социальных систем
2.3 Системныйподход в решении практических проблем управления товарными системами вмаркетинге
Заключение
Глоссарий
Списокиспользованных источников
Приложение А.Системный эффект в теории организации
Приложение Б.Закономерности систем
Приложение В.Методы моделирования систем

Введение
Системный подход сложен тем, что предполагает особый способ восприятияреальности, отличный от того, к которому мы привыкли. Возникшие еще в XVIII в. представления одетерминированности мира, о возможности вычленить причину и следствие, найтиодну истинную первопричину мешает понять, что в реальности причины и следствиямогут меняться местами. А в мире существует множество истин, справедливых вразных условиях и с определенной степенью вероятности. Стремление найти простойответ, вычленить один главный фактор мешает работе с организацией, в которойэтих факторов очень много и все они – главные.
Может показаться, что системный подход не помогает, а мешает менеджеру-практику.Опыт работы с руководителями разных организаций убеждает в том, что можнохорошо знать положения системного подхода, но при этом не владеть им как собственныминструментом и не уметь системно видеть и мыслить. Вместо того, чтобы помочьнайти одно правильное решение, системный подход постоянно подчеркивает ихвозможную множественность. Кроме того, системный подход требует определенияобъекта управления, границ и параметров системы, которой придется руководить.
Термин системный анализ или системный подход, несмотря на период многихлет их использования, все еще не нашли общепринятого, стандартногоистолкования. Причина этого факта заключается, скорее всего, в динамичностипроцессов в области человеческой деятельности и, кроме того, в принципиальнойвозможности использовать системный подход практически в любой решаемойчеловеком задаче.
Во всем мире системный подход и в технике, и в управлении организациямибурно развивался, и не как абстрактная теория, а как реальный инструментуправления, позволяющий сделать труд менеджера продуктивным. Системный подходиспользовался при разработке и внедрении в производство крупных военныхпроектов, программ полета человека на Луну – во всех случаях, когда требовалосьспланировать и организовать деятельность сотен фирм с различной формой собственностии спецификой работы. Он применялся для проектирования отдельных больших и малыхорганизаций, а также для управления ими и в настоящее время стал основой длямеждународного языка менеджеров, дающего им возможность понимать друг друга.
Организационное развитие как подход полностью построен на принципахсистемности. В основе методов исследования операций лежит идея системногоподхода к анализу сложных проблем и синтезу средств их решения. Именно онаспособствовала успеху применения математического анализа в военном деле.Математические модели были средством выявления связей между элементами сил исредств, используемых в операциях.
Соединение системного подхода с математическим анализом стало средствомповышения эффективности использования ресурсов вооруженных сил – личногосостава, вооружения и военной техники. Методы исследования операций даливозможность оптимизировать структуру войск и тактику их применения. Причемкритерий оптимизации имел экономическую природу – уменьшение затраты ресурсовна достижение цели операции.
Прежде всего, системный подход и математические методы исследованияопераций были применены к задаче конструирования образцов современной техники.Для достижения этой цели был создан ряд специфических для системы управления методовпланирования, организации и контроля исполнения планов работ.
Цель курсовой работы — проанализировать понятие и процесс системногоанализа в исследованиях систем управления как научный процесс.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
·         охарактеризовать теоретическиеосновы количественного и качественного анализа;
·         описать системныйанализ как научный процесс;
·         исследовать физические,биологические и социальные системы, а также принятие решения на уровнепромышленной организации ОАО «Москвич».

1 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КАК НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
1.1     Системный анализи область его применения
С середины 70-х гг. ХХ в. в менеджменте и теории организации сложился иполучил большое распространение системный анализ (подход). Это подход рассматриваетвсе процессы и явления, происходящие в организации в виде определенныхцелостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущимисоставляющим ее элементам. Изначальный недостаток различных теорий организациизаключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то важномэлементе, а не пересматривают организацию как результирующую, зависящую отмногих различных факторов. Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру исостоят из взаимосвязанных элементов, обладающих специфическими функциями.Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей,каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого, поэтому другойважной особенностью организаторских учений данного подхода является то, что онивсе в большей или меньшей мере исходят из наличия так называемого системногоэффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простойсумы составляющих его частей. Простая система ориентирована на достижение однойцели, а сложная система стремится к достижению нескольких взаимосвязанныхцелей. Поскольку все организации являются системами, управление системой будетэффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношениеколичества и качества потребляемых ресурсов на входе-выходе системы будетувеличиваться. В противном случае управление организацией не являетсяэффективным [9, с.88]. Системным анализом принято называть приложение системныхконцепций к функциям управления, связанным с планированием. Разные людииспользуют различные термины для определения одного и того же явления илипонятия. Многие руководители пользуются как синонимами терминами «системныйанализ», «исследование операций», «операционный анализ». Другие пытаютсявыделить специальные области исследований, определяемые перечисленнымитерминами. Если направить свой интерес на понимание смысла и содержаниясистемного подхода, а не на то, чтобы уяснить содержание видов деятельности,определяемых тем или другим из упомянутых терминов, то такая семантическаяпутаница не вызовет больших трудностей. Все виды деятельности, обозначаемыеэтими терминами, имеют общие элементы и различаются они сферой приложения ицелью анализа [8, с.39].
Отсюда следует, что можно рассматривать принципиальные элементыоперационного анализа, системного анализа, анализа по критерию «стоимость –эффективность» и другие одновременно, ибо они действительно идентичны по своемухарактеру. Чтобы понять содержание методологии, которую принято называть«системным анализом», необходимо, прежде всего, сознать характер анализируемыхпроблем, ибо само назначение системного анализа состоит именно в анализепроблем, подлежащих решению в ходе планирования. Для решения любой проблемы,независимо от того, относится ли она к области деятельности организации или кповседневной жизни человека, характерными являются следующие элементы. Первый:кто-либо должен быть поставлен перед проблемой; другими словами, налицо долженбыть принимающий решение. Термин «принимающий решение» не следует толковать какобозначающий деятельную, предельно энергичную личность, некую противоположностьчеловеку, мешкающему и нерешительному. Научный смысл этого термина никоимобразом не определяет личные качества лица, выполняющего функции принимающегорешения. В научном смысле принимающий решение – это некий реально существующийиндивидуум, которого не устраивает существующий индивидуум, которого неустраивает существующее состояние дел или перспектива их будущего состояния икоторый имеет желание и полномочия действовать, чтобы изменить это состояние. Наиболеераспространенной ошибкой, совершаемой лицом, могущим принимать решение,является то, что он не может или не умеет распознать наличие альтернатив. Оноказывается неспособным заметить и учесть такие альтернативы, которые ранее емуне встречались и поэтому остались за пределами накопленного им опыта.Индивидуум, не удовлетворенный состоянием дел и ставший по причине принимающим решение,не найдя альтернатив, отличных от существующих, не сможет выполнить своиобязанности, так как только наличие альтернатив формирует проблемы.Неспособность к выявлению альтернатив, а, следовательно, и неспособность квыявлению проблемы ведет к тому же результату, что и сознательный выбор из всехвозможных состояний существующего состояния дел. Существенной особенностьюпричины, по которой принимающий решение оказывается неспособным выявить наличиеальтернативы, состоит в том, что она коренится в самой природе человека. Суждениекаждого из нас обусловлены характером нашего прошлого опыта, и большинство из насв своей повседневной жизни не стремится к созданию новых альтернатив. Еслипринимающий решение по проблемам, возникающим в организации, будет подходить кним так же, как и в повседневной жизни, то мало вероятно, что он будет способенобозревать весь диапазон возможных альтернатив. Во избежание таких ошибокчеловеку, принимающему решения, в рамках организации необходимо располагатьопределенными концепциями и процедурами, позволяющими ему выявлять иразрабатывать альтернативы. Идея и аппарат системного анализа дают такуювозможность. Развитие новой техники или изменение в политике организациипостоянно выдвигает новые проблемы для решения. Уклониться от их решения посути дела нельзя, так как состояние дел, имеющее место при отказе от поискаальтернатив, уже само является результатом неспособности к выявлению проблемы. Еслипроблему рассматривать с таких позиций, то становится очевидным, что она включаетоба аспекта функции планирования, реализуемой управляющим: перспективноепланирование и выработку стратегических решений. Заметим, что область проблемывключает также и тактические задачи, с которыми встречаются на этапе реализацииплана. Системный анализ — система понятий, методов (среди которых должен бытьметод декомпозиции) и технологий для изучения, описания, реализации системразличной природы и характера, междисциплинарных проблем; это система общихзаконов, методов, приемов исследования таких систем. Любую предметную областьтакже можно определить как системную.
1.2     Процесссистемного анализа
По своему характеру системный анализ является научным процессом. Егоможно определить в терминах и понятиях основных его элементов. Подход с позицийсистемного анализа предполагает: систематическое исследование и взаимноесравнение тех альтернативных действий, которые приводят к достижению желаемыхцелей; сравнение альтернатив на основе стоимости расходуемых ресурсов идостигаемых выгод по каждой из альтернатив; учет и подробный анализнеопределенностей. Процесс исследования и сравнительный анализ альтернатив,которые по предложению имеют отношение к реализации целей, не столь прост, какэто может показаться. На одном из уровней выработки решения этот процесссводится к проблеме исследования вполне определенной группы действия. Когда в корпорациисравниваются между собой несколько возможных новых идей относительно будущейпродукции, чтобы отобрать наилучшую, или когда представители военно-воздушныхсил сравнивают несколько проектов самолетов, то набор альтернатив, подлежащихисследованию, определен достаточно хорошо. Вместе с тем, иногда может оказатьсянеобходимым и желательным сформулировать новые альтернативы, такаянеобходимость возникает тогда, когда ни одна из очевидных альтернатив не ведетк желаемому результату. Довольно часто очевидные альтернативы могут привести кцели лишь за счет невозможных или нежелательных затрат и, тем самым, принимающийрешение ставится перед необходимостью искать другие альтернативы. Если ни однаиз очевидных альтернатив не ведет к желаемой цели или если все они требуютнеприемлемых затрат, то нужно сформулировать новые альтернативы включающиеаспекты проблемы, не учтенные в исходных альтернативах. Например, когдаруководство компании исследует альтернативы в производстве продукции новоговида, оно при поиске решения следует логике. Выбор нового вида продукцииначинается с выработки идей. Идеи могут выражаться в предложениях по изменениювыпускаемых образцов, чтобы расширить границы их рынка сбыта. Может бытьпредложена идея создания совершенно нового вида продукции. Затем пытаютсяустановить зависимость объема выпуска продукции от выявленного спроса на нее ис наличными ресурсами. Отсюда следует, что каждую идею, относящуюся к выпускупродукции, можно оценивать со следующих позиций: можно ли использовать для производствановой продукции существующие производственные мощности; можно ли использоватьобычные виды сырья и полуфабрикатов; можно ли реализовывать новую продукциючерез существующую сеть сбыта; достаточно ли для производства новой продукциизнаний, опыта и технических навыков персонала компании. На такие вопросы несуществует плохих или хороших ответов. Список возможностей производства,удовлетворяющих этим критериям, на практике бывает весьма ограничен. Именно этообстоятельство заставило в свое время ряд ведущих нефтяных компания отказатьсяот ограничений альтернатив по критериям сырья, производственных мощностей и сетиреализации и рассмотреть возможности расширения коммерческих операций за счетнового вида использования управленческого и канцелярского аппарата – пооперациям с клиентами, пользующимися кредитными карточками.
В результате такого широкого подхода к составлению набора альтернатив онипринимают теперь на себя страховку владельцев автомашин в случаях дорожных происшествий.Этот новый вид «продукции» позволяет компаниям использовать их наличныетрудовые ресурсы и не требует новых видов сырья или расширения производственныхмощностей. Данный пример показывает, что расширение представления о функцияхорганизации даст возможность для выработки полезных идей в области выпускановых видов продукции. Нефтяная компания не ограничивает себя задачейпроизводства и сбыта нефтепродуктов, а принимает на себя также задачуобеспечения удобств лиц, пользующихся автомобильным транспортом. Для оценкитого, насколько хороша и реализуема идея нового вида продукции, ответы должнырассматриваться с двух точек зрения: первая – достаточно ли широки рамкиограничений, определяющих деятельность данной организации; вторая – насколькоутвердительные ответы на подобные вопросы соответствуют действительности ицелям организации. Если ее цель – диверсификация, то утвердительный ответ навопрос о совместимости нового вида продукции с существующей структурой производственныхмощностей и сетью реализации может оказаться отрицательно на решении о его производстве.Более предпочтительным, чем ограниченный подход, когда стремятся отыскатьальтернативы, совместимую с существующей системой, является подход,ориентированный на выявление целей и задач организации и на оценкусовместимости с ними данной альтернативы. Поиски альтернатив, отличных оточевидных или от простых комбинаций базовых альтернатив, — задача, с которой нев состоянии справиться один человек. Чтобы найти альтернативы, приемлемые длярешения проблемы транспортировки, необходимо наличие знаний в различныхтехнических областях [8, с.47].
Как показывает опыт, использование системного анализа в планировании, а такжев других сферах управления будет плодотворным, если рабочие группы исследователейбудут составлены из специалистов различного профиля. Обладая специфическимопытом работы, каждый из членов группы по своей специальности может внести свойвклад в решение общей проблемы, в результате чего итоги работы группы по своемуэффекту значительно превосходят то, что можно было бы ожидать от одного исполнителя.Следует добавить, что решение наиболее серьезных проблем требует учетаальтернатив, содержащих психологические, социальные и физические аспекты. Однимиз средств, успешно используемых при выработке новых альтернатив, является«мозговая атака». Этот метод решения проблем состоит в том, что собирается группаспециалистов и им предлагают обсудить новые возможные альтернативы, новые видыпродукции или перспективные области их использования и сбыта. В процессеобсуждения поощряется свободное высказывание вслух первых пришедших на ум идей.Их критика категорически запрещается. Предполагается, что любая самая дикаяидея может привести к другой, радикальной и имеющей практический смысл иценность. Эта методика основывается еще и на том, что взаимные контакты членовгруппы способствуют созданию творческой обстановки. Хотя в результатепоследующего анализа большая часть идей, высказанных в ходе «мозговой атаки», отметаетсякак нецелесообразная. Тем не менее, остаются некоторые идеи, заслуживающиедальнейшего исследования. Чтобы определить, какой из альтернативных путейдостижения целей является лучшим, их следует оценить и сравнить по связанным сними затратам и достигаемой выгоде. Стоимость характеризует затрату ресурсов,которые, будучи израсходованными на реализацию одной альтернативы, уже не могутбыть использованными для других целей. Выгода – это приносящий пользу результатопределенных действий. Следует заметить, что идея использования критериисоотношения «затраты и выгода» в качестве основы для сравнения альтернатив самапо себе не нова. Сравнительно новым является практическое применение этогопринципа. Для большинства решений, принимаемых организациями, по проблемамстоль же сложным, как проблемы, встающие перед разработчиками стратегическихпланов в правительстве и в промышленности, характерным является наличие значительныхнеопределенностей. Стратегическое планирование и выработка решений по самойсвоей природе требуют рассмотрения хода событий в будущем, а будущему всегдасвойственна неопределенность. По существу любой процесс выработки решений,независимо от того имеет ли он в соответствии с формальной методикой или нет,связан неопределенностями будущего. Важнейший аспект системного анализа какметода состоит в том, что он дает четкое понимание места и значениянеопределенности в принятии решений. Очень многие подходы к выработке решенийне облают таким качеством. Обычно все они исходят из принципа определенности,т.е. основаны на предложении, что каждое действие должно с неизбежностьюпривести к определенному результату.
Задача принимающего решение и того, кто выполняет анализ в его интересах,заключается в том, чтобы заранее учесть присущую стратегическим решениямнеопределенность. В системном анализе делаются попытки создать для этого специальныйаппарат, и хотя гораздо легче говорить о том, как учесть неопределенность, чемэто сделать. Явный, четко выделенный учет неопределенности представляет собойодну из главных причин успеха системного анализа.

2       КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СИСТЕМ УПРАВЕНИЯ
2.1     Теоретическиеосновы количественного и качественного анализа
Системный анализ является развитием традиционных методов научногоанализа. Поскольку число и мера составляют основу естественных наук, то исистемный анализ стали рассматривать как метод количественного анализа.Системный анализ действительно часто использует математический аппарат дляформулирования и решения проблемы. Следует поэтому определить ту роль, которуюиграют в нем методы качественного и количественного анализа. Поскольку методыкачественного анализа проблем использовались задолго до того, как зародилосьбольшинством методов количественного анализа, то явно ощущается потребность вдоказательстве правомерности использования количественных методов при выработкерешений. Для оправдания необходимости применения количественного анализа дляоказания помощи принимающему решение и для демонстрации того, что они гораздопредпочтительнее, предмет обсуждения следует перевести на основу, отличную отутверждения о прирожденных добродетелях науки. Наука имеет свои положительные иотрицательные стороны, поэтому приемлемость ее методов не может быть оправданатолько на том основании, что она существует. Следует признать, что выгоды, полученныев прошлом, как прямой результат научного анализа, чрезвычайно впечатляющие. Научныйподход к выработке решений представляет дополнительное преимущество, так какгарантирует логику анализа и обоснованность решения. Полностью субъективныйподход таких гарантий не дает. Можно добавить, что если рассматривать научныепроцессы как дополнение к субъективным процессам, реализуемым принимающимрешение, то ничто не теряется, а кое-что может быть приобретено в результате ихиспользования. Еще одним ценным качеством научного анализа является его воспроизводимость.Потенциальные преимущества научного анализа отнюдь не умаляют роли субъективногосуждения в процессе выработки решения. Одной из наиболее характерных особенностейнаучного подхода является его абстракция, т.е. исключение из рассмотренияотдельных сторон реальной проблемы, стоящей перед принимающим решение. Изъятиеиз системного анализа ряда аспектов означает, что строго научно исследуетсялишь часть реальной проблемы. Принимающий решение, если он хочет, чтобы решениебыло наилучшим, должен затем объединить результаты научного анализа ссущественными, но не определяемыми количественно моментами, которые не моглибыть частью формального анализа. Выполняя эту часть процесса выработки решения,он должен пользоваться своими суждениями, интуиций и опытом на том же уровне,что и управляющий традиционного типа. Разница между этими двумя подходамисостоит в том, что человек, принимающий решение, используя научные методы, проводитчеткую грань между количественным и качественным анализом и использует каждыйиз них там, где это принесет наибольшую пользу [8, с.54].
Хорошим примером факторов, трудно учитываемых в формальном анализе,служит моральный фактор, при любом решении проблемы влияние какого-либодействия на моральное состояние людей имеет для эффективности организации такоеже, если не большее значение, как и влияние любого количественнохарактеризуемого фактора. Однако роль морального фактора трудно измерить иоценить количественно. В этом случае аналитик может сначала сформулировать ирешить проблему, не принимая во внимание моральное состояние организации. Задачапринимающего решения будет состоять в том, чтобы объединить в своем решении какданные формального анализа, полученные ранее, так и оценку влияния формальныхальтернатив на моральное состояние организации. Это позволит ему определить туальтернативу, которая с его точки зрения является наилучшей в реальной жизни.Эта альтернатива может совпадать или не совпадать с той, которая получена наоснове формального анализа. Ценность формального анализа состоит в том, что внем учтены все факторы, за исключением морального состояния, и это позволяетпринимающему решение сосредоточить свою способность выносить суждения на томэлементе, который требует его личной оценки. Оценка стратегических решений итого, какую роль в них должны играть формальные методы научного анализа, представляетсядостаточно простой. Процесс анализа рассматривается как логический исодержательный метод, существо которого состоит в том, что значительная частьсложной проблемы сводится к простым результатам, которые управляющий может использоватьпри выработке лучшего решения совместно с другими факторами. Это позволяетсосредоточить средства анализа на тех аспектах проблемы, где их использованиебудет наиболее эффективным.
Такой подход позволяет с наибольшей эффективностью сочетать какформальные, так и неформальные методы анализа. Комплексный подход намного лучшечисто субъективного подхода к выработке решения.
2.2     Характеристикафизических, биологических и социальных систем
Системный анализ начинается не с измерений и вычислений, а склассификаций объектов своего изучения. Однако используемые системныеклассификации имеют свою специфику. Во-первых, они не являются ни целью, нирезультатом, а выступают лишь вспомогательным приемом, позволяющим анализироватьизучаемую систему с различных сторон за счет выделения в ней различныхаспектов. При этом допускается существование целого ряда классификаций, которыезаимствуются или создаются по мере возникновения конкретных задач анализа.
Во-вторых, системные классификации никогда не бывают полными и непротиворечивыми,они всегда открыты для изменений, дополнений и уточнений, поэтому в рамкахсистемного анализа можно указать только типовые классификации, выработанные опытомпредшествующих исследований.
Наибольшее практическое распространение получили классификации систем последующим признакам: по форме движении материи; характеру взаимодействия сокружающей средой; предсказуемости поведения; способу существования;субстанциональному строению; компонентному составу; реакции на внешниевоздействия; характеру развития и внутреннему устройству. Такая классификациясистем основана на принятых в философии представлениях о возможных формахдвижения материи: физической, биологической и социальной [18, с.96]. Физическиесистемы образованы компонентами неживой природы различных уровней организации –от элементарных частиц до метагалактики, Изучением этих систем занимаетсяфизика со всеми ее многочисленными разделами. В зависимости от законов,определяющих поведение физических систем, они подразделяются на механические,термодинамические, электромагнитные, релятивистские, квантово-механические иторсионные. Физика составляет основу современного естествознания и оказываетсильное влияние на развитие системных исследований. Все, что попадает в сферуее познания, приобретает черты определенности и доказательности. Физическиезаконы формулируются в количественных категориях. В физике существует многошкал, позволяющих измерять и соотносить между собой изучаемые процессы и явления,но все они количественные. Использование качественных шкал неприемлемо поопределению. Стремление оперировать количественными измеряемыми понятиямипридает физическим теориям устойчивость, однозначность и определенность, атакже позволяет широко использовать математический аппарат для описанияизучаемых объектов. Физические теории дают относительно бедные модели эволюциии самоорганизации систем. Во все своей совокупности физические теории не способнывскрыть источники активности изучаемых систем и объяснить механизмы, приводящиев движение все то многообразие объектов, которое наблюдается в мире. Итак, мирфизических систем – это сфера вещественных и энергетических преобразований, вкоторой правят не объекты и субъекты, а законы и количественные отношения. Этасфера сложна и слабо изучена, но в принципе все, что в ней происходит,поддается инструментальному измерению и количественному описанию. Биологическиесистемы образованы огромным разнообразием живых существ, начиная с уровнямолекулярных белковых соединений и заканчивая уровнем биосферы. Их изучениемзанимается биология, которая всегда занимала и занимает ведущее место в областисистемных исследований. Можно сказать, что первые представления о системах иуровнях их организации были заимствованы из опыта живой природы. На всеизучаемые в биологии объекты распространяются признаки целостности, расчленимости,связанности неаддивности, т.е. они признаются системами. Наряду с эволюционнойтеорией, эта концепция сыграла решающую роль в становлении современной биологиикак комплексной естественнонаучной дисциплины, изучающей не только и не столькофеномены природы, но главным образом присущие ей закономерности в устройстве иразвитии. Признание многоуровневого и иерархического устройства природныхсистем позволило выделить биологический аспект уровней – беловая молекула,клетка, организм, популяция, сообщество, биосфера. Эти образованиявзаимодействуют с внешней средой, обеспечивающей их веществом и энергией,образуя соответствующие системы – генетические, клеточные. Соответственновыстраивается структура функциональной биологии, изучающей общие принципыорганизации жизни. Таким образом, концепция уровней организации объектовизучения позволила создать единую систему биологического знания, воспроизводящуюзаконы развития и функционирования органического мира как неразрывного целого. Успехив развитии биологической науки очевидны. Поэтому неоднократно предпринимались попыткизаимствовать накопленный в биологии методический опыт для построения математическихмоделей социальных систем. Социальные системы – это системы, в которых вкачестве главных компонентов рассматриваются люди и образованные ими различногорода общности. В эти системы включаются объекты биологической и неживойприроды, наиболее тесно связанные с деятельностью человека. Социальные системыклассифицируются по многочисленным и весьма разнообразным признакам. Выделяютэкономические, финансовые, военные, политические, религиозные, этнические идругие системы, выступающие объектами изучения соответствующих дисциплин. Частотакие системы называют гуманитарными. Присутствие человеческого факторасущественно ограничивает применение математических методов для построениямоделей социальных систем. Гуманитарные системы не имеют четко выраженныхкритериев управления, строго определенных целевых функций и явно сформулированныхограничений на выбор способов действий. Основные функции большинствагуманитарных систем неизвестны. Решения, принимаемые людьми, часто продиктованыне только логикой и точным расчетом, но и чувствами, эмоциями, возникающими поддавлением настоящего и далекого прошлого. Когда мысли и действия людейприобретают точные очертания, а чувства и эмоции отбрасываются в сторону,гуманитарная система перестает существовать и превращается в механическуюсистему. Информация, циркулирующая между компонентами гуманитарных систем, несетпрагматическую нагрузку, слабо и неоднозначно связанную с ее количественным объемом.Прагматическую сторону информации пока не удается изменить с использованиемкакой-либо количественной шкалы. Попытки отождествить прагматику информации сролью, которую играет данный пакет сообщений в конуре управления, приводят кчрезмерному упрощению гуманитарной системы и к ее трансформации пусть вдостаточно сложную, но кибернетическую систему.
Итак, мир гуманитарных систем – это сфера количественно неизмеримыхчувств, страстей и эмоций, размытых, нечетких категорий и понятий, в которойпричудливым образом переплетаются прошлое, настоящее и будущее. В этой сфереобитают уникальные, строго персонифицированные субъекты, стандартизация иунификация которых недопустимы. Развитие гуманитарных систем происходит толькопотому, что их топология, хронология, свойства компонентов и взаимоотношения несводятся к количеству и не подчиняются строгой логической реконструкции. Притрадиционном математическом моделировании гуманитарных систем все сводится кколичеству, в результате чего происходит выхолащивание существа изучаемых процессов,в то время как качественный, интуитивный анализ обретает большую практическуюзначимость.
2.3 Системный подход в решении практических проблем управления товарнымисистемами в маркетинге
Анализ условий и задач предпринимательской деятельности показал, что производствонеобходимо развивать не только в отношении увеличения количества товаров, но ив направлении их обновления, улучшения их потребительской ценности, качества иассортимента, создания конкурентоспособной товарной продукции. Рыночные условияхозяйствования ставят перед предприятиями проблемы выбора и оценки базовыхрешений – «производить или не производить», «закупать или не закупать» товарыдля продажи на рынке; выбора и оценки сферы рынка; анализ соотношения затрат ирезультатов производственно-коммерческой деятельности; выбора и оценкипоставщиков по количеству, качеству, ассортименту, цене, ритмичностиизготовляемых ими товаров. Одной из важнейших проблем, от решения которойзависит сбалансированное развитие производства, обмена и потребления, являетсяустановление единства и противоположности потребительской стоимости и затрат. Врыночных условиях постоянно возникает необходимость решения проблемы выборамежду потерями от несовпадения свойств изделий и требований потребителей иценами. Решение этих проблем позволит ответить на вопросы о качественном и количественномвзаимодействии затрат и потребительной стоимости, об эффективности потребленияи отражения этого взаимодействия в уровне и динамике цен. Наиболее важные исложные проблемы товароуправления на предприятиях связаны с определением структурыассортимента товаров; с планированием соотношения между производством изакупкой товаров различных категорий, с определением количества товаров впартии и времени их производства; с определением времени снятия с производства«неходовых товаров»; с обновлением ассортимента товаров. Менеджеры по товарамучаствуют в создании новых товаров, модификации уже выпускаемых, снятии с производстваустаревших, поставляя информацию о товарах соответствующим службам предприятия.Они вовлекают в единую организацию производителей и потребителей с тем, чтобысозданный ими или закупленный товар нашел своего потребителя. Конкретноепредставление о сущности и границах исследования товарных проблем нельзясоставить без учета современных представлений о целях, сущности, структуре, закономерностяхфункционирования систем, связанных с управлением товарами на предприятии. Длявыявления таких концепций обратимся к анализу процесса управления товарнымисистемами в рыночной экономике. В общем виде этот процесс можно представить каксовместную деятельность работников товарного производства и обусловленных имитоварного обращения и потребления, в ходе которой население страныудовлетворяет свои потребности в потребительских товарах, а промышленныепредприятия – в товарах производственного назначения. Для созданияпромышленного и торгового предложения необходимо согласование ассортиментапродукции отдельных предприятий. Базой для согласования ассортимента товаровотдельных предприятий служат концепции ассортимента, которые разрабатываютработники промышленности и торговли для определенных комплексов потребностей [4,с.88]. Концепции ассортимента содержат сведения о количестве, структуре ассортиментатоваров, качестве, цене, упаковке, сроке поставки. Они обеспечивают координациюдействий промышленности внутренней и внешней торговли с целью обеспечениябаланса отечественного производства, импорта, экспорта, а также связь планированияпроизводства конкретных изделий на промышленных предприятия и товарооборота вторговых изделиях. Усилия работников производства и торговли могут бытьскоординированы на основе формирования ассортиментной структуры товарногопредложения. Товарное предложение является одним из основных элементов рынка исоставляет материальную основу удовлетворения потребностей и спроса населения,а, следовательно, обеспечения непрерывности процесса воспроизводства. Отношениямежду производителями и потребителями товаров характеризуются информационными ифизическими потоками. Поэтому в управлении товарами различают действия с информациейи действия с изделиями. Следовательно, в производственной и торговой деятельностиодним из наиболее важных видов знания, образующего основу профессиональныхумений и навыков, являются критерии для систематического отбора и упорядоченияинформации о товарах, отделении полезных сведений от ненужных. Потребность вэтих действиях обусловливает существование как единых информационных производственно-торговыхтоварных систем, так и частных отраслевых товарных систем. Оптимизацию ассортиментатоваров в системе управления товарами можно рассматривать как практическую, таки научно-прикладную проблему. В ней можно выделить социально-экономический,технический, кибернетический, управленческий и другие аспекты. Многоаспектностьпроблемы базируется на объективном процессе взаимодействия производства, обменаи потребления товаров, как в количественном, так и в качественном отношениях. Проведениетоварной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров,но и о снятии товаров с продажи. Предприятия промышленности предлагают торговыморганизациям и предприятиям тысячи наименований товаров в год. За этот период вторговле сотни новых и старых наименований исключаются из ассортимента. Комплексныйи многоаспектный характер проблемы «купли-продажи» требует учитыватьуправленческий и системные подходы, которые базируются на значимости товаров вжизни общества, а поэтому занимают важное место наряду с другими подходами.Многие факты, гипотезы и закономерности, объясняющие этот процесс, неподтверждаются экспериментами и расчетами. Важным направлением в разработкеметодологического и теоретического обоснования и исследования проблемыуправления товарными системами может стать системный подход. Опыт использованиятакого подхода в других областях знания показал его эффективность, и особеннотам, где объекты определенных наук исследуются и упорядочиваются в рамкахединой системы. В течение длительного времени в центре товароведческихисследований находились единичные товары. Такой подход и знание о товарахпринято называть «предметоцентрическими», т.е. сосредоточенными на каком-либоограниченном предмете. При этом истиной считается знание о самом товаре, о егосвойствах. Основное внимание уделяется исследованию единичной потребительнойстоимости товаров, исследованию закономерностей формирования свойств ипоказателей качества товаров под влияние различных факторов. Только такойподход при всей его необходимости и важности ограничивает возможности познания,так как в этом случае исследователи не поднимаются выше уровня единичности инепосредственной сущности товара. Для товароуправления важно изучение не толькоотдельных товаров и их свойств, но и исследование их системных качественныхсочетаний, отражающих состав, структуру и свойства товарного предложения. Ссередины ХХ века товароведческое знание становится все более и более«системоцентрическим», направленным на изучение различного рода товарныхсистем. В это время в литературе появляется термин «товарная система». Но до сихпор нет его определения. В научной литературе не показано различий между понятиями«классификация» и «систематизация», а построение классификации товаров рассматривалоськак одна из форм системного метода исследования.
Нередко задачу исследования классификации рассматривали как задачусистемного представления объекта исследования, при этом результаты такогоисследования называли системой классификации. Однако классификация не всегдадает и должна давать системные представления объекта. Классифицируемые товарыне обязательно должны взаимодействовать, для них не обязательно сосуществованиев пространстве и во времени. Это просто некоторое множество товаров, разбитоена подмножества. В управлении товарами должен получить место и системныйподход. Перед современным управлением стоят проблемы, которые нельзя решитьсуществующими в товароведении представлениями, средствами и методами. Поэтомупоиск новых путей решения проблемы управления товарами является актуальной научнойзадачей. Системный подход может стать одним из таких средств. Товары какобъекты исследования и управления не могут рассматриваться только сами по себе,ибо их существование в значительной степени детерминировано условиями ифакторами производства, обмена и потребления. Соответственно знание о товарах,взятое во взаимосвязи с этими условиями и факторами, оказывается шире, полнее.Новое качество системы, возникающее как продукт интеграции, соединения в единоецелое многих товаров и условий, факторов производства, обмена и потребления,дает нечто большее, чем сумму частей. Оно отражает некие общие свойства данногомножества. И если познание не различает таких системных качественных образований,то оно невольно сбивается на иной путь, пытается в конкретных явлениях найти то,что лежит вне их и составляет самостоятельную реальность. Поэтому определениепонятия «товарная система», выделение реальных конкретных товарных систем являютсяважными предпосылками их исследования [4, с.94]. В 1998 г. ОАО «Москвич»предложил рынку новую модель автомобиля «Калита» представительского класса,имеющего эффективную аэродинамическую форму и передний привод. Дизайн иэффективное производство автомобиля были связаны с использованием новейшихдостижений инженерной мысли, затрагивали также немало экономических вопросов.Акционеры общества рассчитывали на определенный успех и увеличение прибыли вбудущем. Для этого руководство общества должно было понять, насколькоблагоприятно новый дизайн модели будет воспринят покупателями, и кто ими будут?Будут ли они удовлетворены внешним видом и техническими характеристиками машины?Каковы будут структура потребностей и начальный спрос, как он будет изменятьсяво времени и пространстве и как на него повлияют потребительские характеристики,включая цену автомобиля? Изучение запросов потребителей, прогнозирование спросана новый автомобиль, изменение потребностей в связи с изменением потребительнойстоимости, качества и цены на машину должны были составлять существенную частьплана или программы «Калита». При изучении рынка автомобилей важнейшимикритериями будут его дизайн и технические характеристики. Однако изменения вдизайне и технических характеристиках новой машины стоят денег. Как учитыватькаждую из этих характеристик? Ответ на этот вопрос зависит не только отиздержек производства, но и от потребительских предпочтений относительно техили иных характеристик автомобиля. Один и способов такого изучения – опроспотребителей, в ходе которого предполагается выбор нескольких моделей разныхуровней дизайна и технических характеристик. Результаты такого опроса помогутубедиться в том, какое из свойств машины предпочтительнее и до каких пределовопрошенные автолюбители готовы пожертвовать одним качеством в пользу другого. Знаяуровень затрат на обеспечение каждого из параметров, руководитель может выбратьмодель, которую необходимо выпустить на рынок. Общество должно было определитьстоимость модели: установить издержки производства и их изменение от объемаежегодного выпуска автомобиля. Следовало бы проанализировать размер и скоростьснижения издержек производства по мере накопления производственного опыта. Этиданные требовались для того, чтобы ответить на вопрос, как получить максимальнуюприбыль и какой при этом запланировать объем ежегодного выпуска автомобилей.Общество должно было также разработать стратегию ценообразования с учетомкачества и ассортимента моделей, а также установить реакцию на эту стратегиюконкурентов. Программа по модели «Калита» требовала больших капиталовложений вновое оборудование, и общество должно было оценить связанный с этим риск ивозможные последствия. Часть риска была связана с неопределенностью рынка ибудущих цен на модель и бензин, а часть с неопределенностью размеров заработнойплаты рабочим. Как учесть эту неопределенность при принятии решений окапиталовложениях? Общество должно было также решить определенныеорганизационные проблемы, поскольку оно представляет собой интегрированную формуорганизации, в которой одни предприятия и подразделения производят отдельныедетали и узлы, а другие проводят сборку автомобилей. Следует ли делать вседетали и части на своем предприятии, или некоторые из них лучше покупать настороне, если это позволит увеличить прибыльность? В числе мер, которые должныбыть предложены для улучшения работы, прежде всего повышение конкурентоспособноститоварной продукции общества. Во многом конкурентоспособность автомобилей,выпускаемых предприятием, определяется стоимостью и качеством сырья,материалов, комплектующих, которые общество в больших количествах закупает у отечественныхи зарубежных производителей, хотя имеющиеся технологии и оборудование позволяюторганизовать собственное производство некоторых видов материалов, деталей,комплектующих. При этом выручка от продажи своей продукции не позволяет вдолжной мере расширять и обновлять производство, так как слишком велики затратына покупку сырья, материалов, зарплату и накладные расходы. Для увеличенияприбыли общество должно было принять решение о более эффективном использованиисвоих основных фондов, организовав гибкое производство некоторых материалов,деталей, комплектующих, необходимых для производства основной продукции,сократив, таким образом, запасы, расходы на сыре, материалы, рабочую силу,электроэнергию, складские помещения.
Общество «Москвич» должно было решить часть своих проблем, сделатьправильный выбор «производить или закупать», пересмотреть свои расходы наматериалы, электроэнергию, рабочую силу, хранение, накладные расходы и сравнитьстоимость и качество закупаемых материалов, сырья и их производства состоимостью и качеством готовой продукции.

Заключение
Нужен ли научный анализ любой проблемы? Рассмотрев вышеописанное, можносказать, что системный анализ явно полезен. Но нужно ли использовать его прирешении любой проблемы? Системный анализ в принципе может быть полезен длярешения стратегических проблем, встречающихся в управлении на этапепланирования, и тактических проблем, относящихся к этапу реализации плана, атакже для проблем, с которыми встречаемся в повседневной жизни, однакоприменять его всюду и везде – неразумно. Некоторые проблемы относительно простыпо своей природе и не нуждается в глубоком анализе. В решении проблемстратегического плана, будь то в военной или гражданской сфере, условия таковы,что результат решения критически зависит от степени понимания ситуации. Другимисловами, на конечный результат действия гораздо больше влияет характервыбранной альтернативы, чем быстрота действия. Для этой категории решений характерноналичие неопределенностей, безграничное количество возможных альтернатив и то,что использование ресурсов будет происходить в будущем, часто весьмаотдаленном. Существуют и такие типы решений, которые занимают промежуточноеместо между критичными по времени и критичными по познанности ситуации и нетребуют глубокого анализа. Рутинные решения, принимаемые повседневно в границахобщей установленной политики, служат примером решений, не требующих ни большойспешки, ни затрат на серьезный анализ. Для понимания существа системногоанализа, его роли и места в стратегических решениях, прежде всего, необходимоиметь четкое представление о принципиальном содержании проблемы, о важнейших ееэлементах и принципах ее решения. Системный анализ представляет собой методологиюанализа и решения проблем, использующую систематическое исследование исравнение альтернатив, проводимых на основе соотношении оценок стоимости ресурсов,затрачиваемых на их реализацию, и получаемой в результате выгоды. Как частьэтого исследования обязателен глубоких анализ тех неопределенностей, которыеприсущи решениям, реализуемым в будущем. Несмотря на то, что в системноманализе для решения проблем часто используют как логические, так иматематические методы, не следует предполагать, что между системным анализом исложным математическим аппаратом существует обязательная связь. Сложнейшиепроблемы очень часто анализируют и решают, не обращаясь к чему-либо болеесложному, чем математика. Роль суждений человека в системном анализе часто понимаетсясовершенно превратно. Системный анализ служит только дополнением к суждению,основывающемуся на опыте и интуиции принимающего решения. Основу системыметодов, используемых в управлении, составляет общенаучная методология,предусматривающая системный, комплексный подход к решению проблем, а такжеприменение таких методов, как моделирование, экспериментирование, социологическиеизмерения. Системный подход применяется как способ упорядочения управленческихпроблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяютсяцели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимостиэлементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на ихрешение. Системный подход к анализу проблемной ситуации позволяет выявитьфакторы и причины, приведшие к появлению проблемы в целом и ее составныхчастей. Он особенно важен при возникновении новых проблемных ситуаций, скоторыми организация прежде не сталкивалась. Несомненно, что уже на этом этапевозникает потребность в сборе информации, изучении всех фактов, которыепомогают разобраться в сложившейся ситуации. В дело может пойти изучение отчетов,беседы с сотрудниками, консультирование с руководителями и специалистами другихподразделений. Всю собранную информацию необходимо оценить с точки зрения еенадежности и источников поступления, чтобы исключить влияние недостоверныхсведений. Наряду с данными, отражающими состояние организации, необходимопроанализировать динамику и тенденции в изменении внешних факторов, которыеособенно важны с точки зрения решаемой проблемы [17, с.140].

Глоссарий№ Новое понятие Содержание 1 Внешняя среда системы — часть множества не входящих в систему элементов, которые могут влиять на поведение системы или подвергаться ее влиянию 2 Динамическая система — постоянно изменяющаяся под воздействием среды и обеспечивающая адаптивность 3 Закрытая система -система, имеющая жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от окружающей ее среды 4 Открытая система — система, в которой процессы протекают под воздействием внешней среды и сами оказывают влияние на среду 5 Простая система — система, которую в рамках решения конкретной проблемы можно исследовать как нечто целое, без разбиения ее на более мелкие подсистемы 6 Система — это совокупность элементов, взаимосвязанных, взаимообусловленных и представляющих целостное образование 7 Структура системы — это то, что остается неизменным в системе при изменении ее состояния, при реализации различных форм поведения 8 Статическая система — система, имеющая одно возможное или заданное состояние 9 Системный подход (анализ) — ориентирован на исследование какой-либо системы как единого целого, когда изучаются принципы организации элементов в целостную систему, а функционирование каждой подсистемы и отдельных элементов рассматривается с точки зрения главной цели, стоящей перед системой 10 Сложная система — система, в которой изолированное рассмотрение подсистем невозможно или приходит к ошибочным выводам 11 Система управления — организационная система, состоящая из двух подсистем, представляющих субъект и объект управления, прямых и обратных связей между ними 12 Статическая система — система, имеющая одно возможное или заданное состояние

Список использованных источников
1         Архипова Н.И.,Кульба В.В., Косяченко С.А., Чархиева Ф.Ю. Исследование систем управления [текст]:научное издание. – М.: ПРИОР, 2002. – 384 с.
2         Голубков Е.П.Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [текст]. — М.:Финпресс, 2003. – 406 с.
3         Глущенко В.В.,Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические,прогнозные, плановые, экспериментальные исследования [текст]. –Железнодорожный, Моск.обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. – 416 с.
4         Егоров И.В.Управление товарными системами [текст]: учебн. пособие. – М.: Маркетинг, 2007.– 644 с.
5         Игнатьева А.В.,Максимцов М.М. Исследование систем управления [текст]: учеб. пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 157 с.
6         Исследованиесистем управления и системный анализ. Ч.1, 2 / Н.В.Минеева, М.Е.Мотышик. –СПб.: изд-во СПб. ун-та экономики и финансов, 2005. – 364 с.
7         Кафидов В.П.Исследование систем управления [текст]. – М.: Академический проект, 2003. – 160с.
8         Клиланд Д., КингВ. Системный анализ и целевое управление [текст] / Пер. с англ. – М.: Сов.радио, 1974. – 280 с.
9         Лафта Дж. К.Теория организации [текст]: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект,2006. – 416 с.
10      Малинин А.С.,Мухин В.И. Исследование систем управления [текст]. – М.: ГУВШЭ, 2002. – 380 с.
11      Мишин В.М.Исследование систем управления [текст]: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 431с.
12      Мухин В.И.Исследование систем управления [текст]. – М.: изд-во Национального институтабизнеса, 2005. – 400 с.
13      Могилевский В.Д.Методология систем? Вербальный подход [текст]. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика»,1999. – 251 с.
14      Мыльник В.В.,Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления [текст]. – М.:Академический проект; Екатеринбург, «Деловая книга», 2004. – 312 с.
15      Мельников А.В.,Малинин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления [текст]. – М.: ГУВШЕ,2005. – 400 с.
16      Рогожин С.В.,Рогожина Т.В. Исследование систем управления [текст]: учебник / С.В. Рогожин,Т.В. Рогожина. – М.: Экзамен, 2008. — 288 с.
17      Румянцева З.П.Общее управление организацией. Теория и практика [текст]: учебник. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 304 с.
18      Теоретическиеосновы системного анализа [текст] / Под ред. В.И. Новосельцева. – М.: Майор,2006. – 592 с.
19      Теория систем исистемный анализ в управлении организациями [текст]: учеб. пособие / Под ред.В.Н. Волковой, А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 848 с.
20      Управление проектами:зарубежный опыт [текст] / Под ред. В.Д. Шапиро. – СПб.: «Два-Три», 2003. – 443с.

Приложение А
/>
СИСТЕМНЫЙ ЭФФЕКТ В ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ [9, С.89]

Приложение Б
ЗАКОНОМЕРНОСТИ СИСТЕМ [19, с.29]
/>

Приложение В
МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ [19, с.35]
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Художественная функция образа Сони Мармеладовой в раскрытии идейного содержания романа
Реферат Болота Калининградской области: их роль в сохранении биоразнообразия и окружающей среды в регионе
Реферат Пример устава общества с ограниченной ответственностью, 1998 год
Реферат Teens And Drugs Essay Research Paper American
Реферат Кровельные работы
Реферат Расположить в матрице элементы в последовательности указанной на рисунке
Реферат Анатомия, физиология и патология речедвигательного анализатора
Реферат «Наша программа» (1873)
Реферат Польща в післявоєнний період
Реферат Великая теорема Ферма – два коротких доказательства
Реферат Актуализация авторского «замысла» (повторение «вопросы автору» фронтальная)
Реферат Система Mathcad
Реферат Знание, познание и интуиция
Реферат «утверждаю» Директор моу воронцовская сош г. С. Доронина
Реферат Социальная ценность права