Сбыт и маркетинг
в электроэнергетике
курсовая работа
2005
Оглавление Введение….….… . 2 1. Особенности энергетики и ее продукции … . 4 2. Необходимость и особенности маркетинга в электроэнергетике… . 7 3. Функции и организационные структуры энергосбытовых подразделений ….… . 10 4. Организация потребительских рынков электроэнергии … . 12 5. Региональные акционерные общества энергетики и электрификации….… . 13 6. Противоречия, возникающие при работе оптового и потребительского рынков электроэнергии..… . 14 7. Цели, задачи и основные элементы политики распределения … . 16 Заключение….… . 18 Литература ….….. . 22
Введение
Абсолютное большинство стран мира пошли по путиреформирования национальных энергосистем на основе рыночных принципов. Перваяпопытка реорганизации РАО ЕЭС была предпринята в 1997 году, но только 1 апреля2003 г. новый закон об электроэнергетике России вступил в силу. Крупныйроссийский бизнес принял идеологию реформирования энергетики, включаянеизбежную конкуренцию в будущем. Грандиозные планы реформирования единойэнергосистемы должны завершиться в 2006 году её ликвидацией путём разделения исоздания цивилизованного энергетического рынка. Внутри всей энергосистемыпредполагается образовать конкурентную среду – предприятия, генерирующиеэнергетические мощности и сбыт с формированием рыночных цен на электроэнергию,и монопольную – её передача, транзит и оперативное диспетчерское управление.[1]
Реформирование будет сопровождаться выделением иусилением регулирования естественно-монопольных видов деятельности – транспортаи диспетчеризации электроэнергии.
Для достижения поставленных целей необходимо решениеследующих задач:[2]
- разделение генерации, транспорта идиспетчеризации, сбыта, вспомогательных производств, что приведет к усилениюпрозрачности энергетических предприятий, входящих в холдинг и РАО «ЕЭС России»в целом, решит проблему внутреннего перекрестного субсидирования по видамдеятельности, создаст предпосылки к созданию эффективных, ориентированных нарынок производств;
- внедрение рыночных принциповорганизации производства и потребления электроэнергии, создающих предпосылки квозникновению личной заинтересованности руководителей предприятий энергетики,росте прибыли, снижению издержек. Рыночная конкуренция также заставит сбытовыекомпании бороться за потребителя и обеспечивать бесперебойное тепло- иэнергоснабжение.
- создание четких правилфункционирования рынков электроэнергии и услуг в конкурентных сегментахсектора, что создаст баланс интересов участников рынка, открывающий путь квзаимному развитию на пользу потребителям.
- установление тарифов на передачуэлектроэнергии и платы за общесистемные услуги;
- обеспечение недискриминационногодоступа к сетям всех участников рынка;
- проведения научной и техническойполитики, направленной на обновление технологий и оборудования на современнойтехнологической основе.
Основными направлениями реформы электроэнергетикиявляются разработка модели функционирования рынка, формирование инфраструктурырынка и системы доступа к нему участников рынка, а так же организациянепосредственных участников рынка. К разработке модели функционирования рынкаотносится создание правил торговли и правил технической эксплуатации рынка.Формирование инфраструктуры рынка предусматривает формирование Федеральнойсетевой компании, Администратора торговой системы и Системного оператора.Участниками рынка являются Генерирующие и Сбытовые компании.
В 1999-2000 годах были созданы специализированныесбытовые подразделения во всех дочерних компаниях РАО ЕЭС (около 100энергетических компаний). До этого в большинстве компаний сбытовыхподразделений не было. Сбытом либо факультативно занимались сетевыеподразделения, которые по роду своей деятельности контактировали спотребителями, либо сбыт был отдан на откуп внешним (для РАО) структурам. Вменьшей части компаний сбытовые подразделения были, но выполняли исключительнотехнические функции.[3]
Создание единой сбытовой структуры (типа «Межрегионгаза»в системе «Газпрома») было признано нецелесообразным: из-за крайне большогочисла потребителей (несколько миллионов): она могла стать неэффективной, илитого хуже — неуправляемой. Поэтому были поставлены и решены задачи созданиясбытовых подразделений в энергетических компаниях, внедрении в них единогостандарта деятельности, подготовки кадров для этих подразделений. Руководительэнергосбыта имеет ранг заместителя генерального директора (в ряде компаний — первого заместителя).
Для координации работы сбытовых подразделений созданасистема контролинга, которая основывается на регулярно собираемых данных (в томчисле по базе наиболее крупных и опасных, с точки зрения влияния наэнергосистему, потребителей). Создана также система энергосбытового аудита,направленная на выявление и предупреждение злоупотреблений. Стандарт,разработанный РАО «ЕЭС России», жестко определяет круг финансовых инструментов,которые могут приниматься в платеж. Нарушение заданных стандартоврассматривается как злоупотребление и может послужить основанием дляпрекращения контракта с директором или руководителем сбыта.
Со сбытовыми подразделениями энергокомпаний работаютсемь представительств РАО, которые совпадают с объединенными энергетическимисистемами. Менеджеры РАО в настоящее время уже работают в основном со сбытовымиподразделениями в представительствах. 1. Особенности энергетики и еепродукции
Для того, чтобы исследовать особенности рынкаэнергетического товара, прежде всего необходимо определить границы этого рынка,т. е. область товаров, которую можно отнести к рассматриваемому рынку.Товарный рынок — это наименьшая номенклатура товаров, которые покупательсчитает возможным заменить, когда цены увеличиваются на небольшой процент вподдающемся предвидению будущем. Анализируя рыночную конъюнктуру, можносказать, что на рынке энергетического товара, включающего в себя как первичныеэнергоносители, так и вторичные виды энергии, электроэнергия стоит абсолютнообособленно из-за своей универсальности и практически не может быть замененадругими товарами даже при значительном изменении цены в долгосрочном периоде.
Следовательно, можно сказать, что на энергетическомтоварном рынке в широком смысле слова (включающем и энергоносители) можновыделить товарный рынок энергетического производства как рынок вторичнойэнергии, производимой энергопредприятиями, и которая может преобразовыватьсянепосредственно в другие виды энергии и тем самым удовлетворять потребностипокупателей.
Эластичность энергетического товара значительно меньшеединицы, что позволяет отнести электроэнергию к разряду неэластичных товаров.
Особенности энергетического рынка (механизма,сводящего вместе покупателей и продавцов энергетического товара) определяютсятехнологическими особенностями отрасли. Можно выделить несколько основныхмоментов.
1. Производством энергетических товаровзанимаются энергетические предприятия (электростанции), которые могутраспределять свою продукцию только по электрическим и тепловым сетям. Этопозволяет довольно точно определить территориальные границы рынка,обслуживаемого конкретным предприятием, с одной стороны, и, с другой,ограничивает потребителей в выборе поставщиков продукции. На данный момент энергетическаясистема России характеризуется довольно развитыми региональнымиэнергетическими системами со сравнительно слабыми связями между ними.
2. Энергетические предприятия, какправило, не являются отдельными самостоятельными субъектами рынка. Этообъясняется высокими и жесткими требованиями к качеству энергетической продукциии надежности снабжения. Происходит объединение энергетических предприятий в системе,величина которых определяется функциями, которые должна выполнятьэнергосистема (составление и контроль балансов, разработка методики определениятарифов, заключение договоров, доведение энергии до конечного потребителя идр.).
3. Непрерывность производственногопроцесса и совпадение процессов производства и потребления во времени требуютих координации и регулирования. Это обуславливает существование регулирующегоцентра даже в масштабах страны, поскольку существует значительное несовпадениеимеющихся ресурсов мощности и объемов потребления.
4. Общегосударственная значимостьэнергетики, ее существование и развитие имеют государственное и оборонноезначение. Это требует организации договорных форм взаимоотношений междупродавцами и потребителями, которые осуществлялись бы по регулируемой иконтролируемой многоступенчатой схеме.
5. Социальная значимость энергетикитребует регулирования рынка в части поставок товара и цен со стороныгосударства.
6. Значительное влияние, оказываемоеэнергетикой на экологию, определяет контроль со стороны государства в областитехнологий, проведение инвестиционной политики с целью технологического перевооружения самих энергетических предприятий и внедренияэнергосберегающих технологий у потребителей.
Вышеперечисленные особенности рынкаэнергетического товара обуславливают необходимость разработки системымаркетинга специально для энергетических предприятий.
Необходимо учитывать, что маркетинг в электроэнергетикесущественно отличается от маркетинга в других отраслях народного хозяйства, чтосвязано с технологическими и экономическими особенностями электроэнергетики.
С этой точки зрения можно отметить по крайней мереследующие особенности электроэнергетики и ее продукции:
— Спрос на электроэнергию, тепловуюэнергию в решающей мере определяется следующими факторами:
- экономической динамикой страны(региона), об изучении спроса которых идет речь;
- эффективностью и темпамиэлектрификации народного хозяйства, т.е. эффективностью и темпами внедренияэлектротехнологий;
- энергетической эффективностьюиспользования электрической и также тепловой энергии. Для роста этойэффективности имеются крупные резервы.
— Динамика и уровень спроса на электроэнергиюв стране или регионе, пожалуй, как ни на один другой товар, являются зеркаломэкономического роста, отражают уровень и темпы научно-технического прогресса иуже теперь стали одной из важных косвенных характеристик качества жизни.Поэтому маркетинг в электроэнергетике приобретает особое значение не только дляотрасли, но и для всей экономики страны или региона.
— Производство и потреблениеэлектроэнергии (и в большой степени тепловой энергии) совпадают во времени, иэту продукцию по крайней мере в сколько-нибудь значительных количествах нельзяпроизвести и закупить впрок, например, в ожидании улучшения конъюнктуры,увеличения тарифов на электроэнергию или перебоев в энергоснабжении. Отсюдавытекает требование к большой точности прогнозов спроса, особенно учитываявысокую времяемкость, а также капиталоемкость отрасли, в 3—4 раза превышающуюсреднюю капиталоемкость народного хозяйства России. Завышение спроса приводит комертвлению крупных инвестиций, его занижение может быть связано с большимиубытками для энергоснабжающих предприятий, тем более, что на обслуживаемой имитерритории они не должны иметь право отказывать потребителю в присоединении кцентрам питания или увеличении потребляемой энергии и мощности.
— Качество электроэнергии, если оноотвечает имеющимся стандартам, нельзя в отличие от других продуктов и товаровулучшить. Ограничены возможности улучшения качества и тепловой энергии (болееточное выдерживание «стандартных» или договорных параметров: температуры идавления). Это означает, что возможная в принципе конкуренция производителейэлектроэнергии и тепла может идти только за счет разницы в затратах напроизводство энергии и предложения ее по более низким ценам.
— В электроэнергетике товаромособого рода, следовательно, предметом спроса является не только электрическаяи тепловая энергия, но и мощность. Это означает, что объектом маркетингаявляется режим потребления электрической и тепловой энергии в целом: всуточном, недельном и сезонном (годовом) аспектах.
— Технические и экономическиевозможности передачи энергии на большие расстояния ограничены: максимальныйрадиус передачи тепловой энергии в виде пара 3—5 км, в виде горячей воды 10—15км, при определенных, еще не вполне освоенных технических решениях 25—30 км.Массовая передача товарной электроэнергии па расстояние свыше 1000 км ставитперед электротехникой серьезные экономические проблемы. Все это ограничивает возможности экспорта — импорта энергии.
— В современных условияхэнергетическая система (ПОЭЭ) обладает естественной монополией наэнергоснабжение обслуживаемой территории. Эту монополию можно разрушить толькочастично, законодательно запретив мешать потребителям создавать относительномелкие индивидуальные системы энергоснабжения и обязав ПОЭЭ покупать избыткиэнергии у них по крайней мере по средним ценам. Наличие монополии такжеявляется фактором, препятствующим конкурентной борьбе за сбыт продукции, т. е.борьбе, которая будет иметь место в других отраслях хозяйства.
Естественная монополия объективно приводит к необходимости государственногорегулирования цен на электрическую и тепловую энергию.
— В условиях естественной монополииотрасли рынок электроэнергии и в большой мере тепла не является так называемым«рынком продавца», где более активны покупатели (по крайней мере, внедефицитных энергосистемах), и не является «рынком покупателя», где активнымявляется продавец. Это рынок особого вида, где продавец и покупатели вынужденыбыть партнерами не только в процессе купли—продажи энергии, но и в выявлениизакономерностей спроса на нее.2. Необходимость и особенностимаркетингав электроэнергетике
Необходимость маркетинга в рыночной экономике обусловленаналичием на рынке конкуренции – этого главного конституирующего фактора рынка.Нередко встречаются заявления, что в электроэнергетике, в настоящее времявысшей степени монополизированной отрасли, маркетинг не нужен. Однако вэкономике, основанной на рыночных отношениях, абсолютно монопольных рынков небывает.
Говоря о монополии в электроэнергетике, можно выделитьдва вида монополии: монополию энергоснабжающей организации и монополиюэлектроэнергии как энергоносителя. Монополия электроэнергии как энергоносителясуществует в таких сферах как: освещение, подавляющая часть стационарныхпроцессов в промышленности, мелкомоторная силовая нагрузка в домашнем хозяйствеи в сфере услуг (аппараты и электроприборы), информация и связь, а такжеэлектротехнологии. В тоже время в тепловых процессах электроэнергия испытываетострую конкуренцию со стороны других электроносителей – прежде всего газа, приэтом в течение времени потребитель имеет возможность перейти с электроэнергиина другой энергоноситель (например, заменить электропечи газовыми печами).Последнее можно рассматривать как одно из наиболее очевидных проявлениймежотраслевой конкуренции в электроснабжении, поэтому в ряду важных задачмаркетинга в электроэнергетике должно стать определение принциповэлектрификации и пропаганда новых направлений в использовании электроэнергии.
Другой аспект межотраслевой конкуренции в энергоснабжениисвязан с тем, что электроснабжающая компания, в лице АО-энерго, являетсяабсолютным монополистом, чаще всего, только по отношению к мелким и среднимпотребителям (коммунально-бытовое хозяйство, сфера услуг, малые предприятия ит.д.). Крупные потребители в условиях свободного рынка оборудования,строительных материалов и работ могут, если это им выгодно, создать собственныеисточники электро- и теплоснабжения – промышленные ТЭЦ и котельные. Примеровтому достаточно, как в России, так и за рубежом. В среднем на долю промышленнойэнергетики в развитых странах приходится по данным ООН до 7%электропотребления.
Следовательно, отрасль «Электроэнергетика» в условияхрынка будет развиваться, испытывая конкуренцию и со стороны своего рода«внутренней энергетики» отраслей-потребителей энергии.
Развитие оптового рынка энергии и мощности в России,появление возможности у различных производителей (крупных ГЭС, ГРЭС, избыточныхАО-энерго, АЭС и прочие) предлагать свой товар на оптовый рынок порождает ужевнутриотраслевую конкуренцию. Кроме того, крупные потребители могут выходить наоптовый рынок. Следовательно, возникает конкуренция как между производителямиза поставки на оптовый рынок, так и между покупателями электроэнергии запоставки с оптового рынка.
Таким образом, маркетинг в электроэнергетикенеобходим, но несомненно, имеет свои особенности, обусловленные производством ипотреблением товара – электроэнергии.
Основной особенностью производства электроэнергииявляется его неразрывная связь с потреблением, что создает проблемуиспользования генерирующей мощности. В этих условиях, усугубленныхнеравномерностью электропотребления, энергоснабжающая компания (АО-энерго)заинтересована не в максимальном, а в оптимальном производстве энергии, т.е. вобеспечении заявленной мощности с учетом необходимости иметь оперативныйрезерв, осуществлять ремонт оборудования и т.д. Следовательно, рыночныеотношения в электроэнергетике должны быть основаны на продаже не столькоэнергии, сколько мощности, т.е. права присоединения к сети. При этом АО-энергозаинтересована в оптимизации своих отношений с потребителем таким образом,чтобы не осуществлять чрезмерных затрат на создание малозагруженных мощностей.Как известно, основным средством такой оптимизации является тарифная политика –разработка тарифов, в максимальной степени согласовывающих интересыэнергоснабжающей организации и ее потребителей.
Кроме того, поскольку режимы работы потребителейэлектроэнергии и эффективность использования ее в зависимости от условий ипроцессов существенно различаются, для оптимизации электропотребления нужнаглубокая дифференциация тарифов на электрическую энергию. С изменением условийсистема тарифов на электроэнергию должна периодически, т.е. по сути непрерывносовершенствоваться. То обстоятельство, что в электроэнергетике тарифы, т.е.ценовые факторы, играют значительно более важную роль, чем в других отраслях(ввиду достаточной однородности продукции отрасли), является важнойособенностью маркетинга в электроэнергетике.
Как известно, экономика большинства энергоснабжающихорганизаций (АО-энерго) определяется сравнительно небольшим количеством крупных(прежде всего промышленных) потребителей электроэнергии, на долю которых обычнопадает большая часть ее суммарного потребления. В этой связи необходиморазвивать такое направление маркетинга в электроэнергетике, как непрерывнаяиндивидуальная работа с каждым отдельным крупным потребителем, имеющая цельювзаимное согласование интересов АО-энерго и потребителя и организацию ихэкономических отношений. Очевидно, что и такую «индивидуальную» работу с каждымкрупным потребителем, не приводящую к ценовой дискриминации другихпотребителей, также следует рассматривать как одну из важнейших особенностеймаркетинга в электроэнергетике.
Своеобразием маркетинговой деятельности вэлектроэнергетике является и то, что энергоснабжающая организация осуществляетконтроль за использованием электроэнергии у потребителей, причем не столько сцелью энергосбережения у потребителя и снижения тем самым его расходов, сколькос собственной целью — оптимизации использования установленной мощности. Вводымощностей сегодня обходятся существенно дороже мероприятий по энергосбережению,поэтому сбытовые структуры энергоснабжающей организации контролируют, а иногдаи консультируют потребителей по организации наиболее эффективногоэнергопотребления.
Такой функции маркетинга – контроля за правильностьюпотребления продукции — в других отраслях обычно нет.
Работа электроснабжающих организаций на оптовом рынке(ФОРЭМ) также порождает особую маркетинговую деятельность. Рядэлектроснабжающих организаций (АО-энерго) дефицитны и вынуждены покупатьмощность и энергию с оптового рынка. С другой стороны, небольшая частьАО-энерго избыточны и наряду с энергокомпаниями, созданными на базе крупных станций,поставляют энергию и мощность на оптовый рынок. При этом возникает множествовариантов организации межсистемных перетоков, которые должны бытьоптимизированы. Подготовку и заключение договоров на ФОРЭМ также следуетрассматривать как маркетинговую деятельность в электроэнергетике.
Не менее своеобразной деятельностью в областимаркетинга можно считать организацию взаимоотношений с поставщиками, особеннотоплива. Это относится, в первую очередь, к поставщикам твердого и жидкоготоплива (уголь, промпродукт, мазут), применительно к которым существуетвозможность выбора поставщиков, согласования цен, условий поставки и т.д. Сюдаже относятся и вопросы претензионной работы по топливу. Учитывая стратегическуюважность топливоснабжения для электроэнергетики, эта работа должна находиться внепосредственном ведении руководства АО-энерго, что отличает ее от обычноймаркетинговой деятельности покупателя.
В условиях неплатежей и поиска новых форм оплаты иплатежных средств маркетинговые исследования, проводимые АО-энерго, кромевышесказанных, способствует выбору приемлемой для поставщиков и потребителейформ оплаты за потребляемую энергию и мощность. Учитывая универсальностьэлектроэнергии, подобного рода маркетинговая деятельность приобретает огромныемасштабы, охватывая потребителей всех отраслей экономики, что само по себе ужеявляется особенностью.
Рассмотренные выше особенности характеризуютэксплуатационный маркетинг, однако очевидна необходимость и в перспективноммаркетинге АО-энерго.
В самом общем виде перспективный маркетинг опираетсяна прогноз электропотребления (в свете перспектив электрификации) и оценкуэнергоресурсов региона. При этом, если принято решение обеспечить ростэнергопотребления в регионе за счет создания в АО-энерго новых генерирующих мощностей,возникает необходимость решения ряда проблем, которые следует рассматривать какмаркетинговые.
3. Функции и организационныеструктуры энергосбытовых подразделений
На энергосбытовые подразделенияэнергокомпаний возлагаются следующие основные функции:[4]
— обеспечение выполненияплана по реализации выпускаемой продукции;
— заключение договоровна энергоснабжение, учет отпуска энергии, оформление платежных документов иконтроль оплаты за поставленные энергоресурсы;
— взыскание дебиторскойзадолженности;
— ведение отчетности поотпуску и реализации электрической и тепловой энергии;
— документальноеоформление и проведение ограничения и отключения потребителей-неплателыциков задебиторскую задолженность;
§ юридическое обеспечение энергосбытовойдеятельности.
Основными условиями эффективногоосуществления указанных функций являются регулярное проведение маркетинговыхисследований, создание систем коммерческого и технического учетаэнергопотребления и совершенствование контрактных отношений.
В каждой энергокомпании свертикально-интегрированной структурой внедрены разные системы управлениясбытом. Среди них можно выделить три основных варианта.
При централизованной системеуправления сбытом все вопросы энергосбытовой деятельности: заключениедоговоров энергоснабжения, планирование реализации, выставление счетов запотребленные энергоресурсы, ограничение и отключение неплательшиков,выставление претензий и исков за неуплату, отчетность текущая иинтегрированная, маркетинговые исследования и т.д. — сосредоточиваются по всемпотребителям электрической и тепловой энергии в одном подразделении — вЭнергосбыте энергокомпании. Для повышения оперативности работы с потребителями,включая население и сельхозпредприятия, создаются территориальные отделения.При этом к практическому ограничению и отключению неплательщиков привлекаютсяоперативные выездные бригады предприятий электрических сетей.
При децентрализованной системе сбытавсе функции энергосбытовой деятельности обслуживаемой территории передаютсяобособленным подразделениям электрических и тепловых сетей.
Комбинированная система управления сбытом предусматривает централизацию работытолько с наиболее крупными потребителями электрической и тепловой энергии,которые составляют, как правило, более 80 % в общем объеме реализации. Всеостальные потребители передаются сетевым предприятиям. Выбор той или инойсистемы управления сбытом энергии в основном определяется степенью концентрацииэлектрических нагрузок на обслуживаемой энергокомпаний территории. Например,централизованная система, как правило, выбирается в промышленных районах сконцентрированной нагрузкой (АО «Мосэнерго»), децентрализованная система — всельскохозяйственных районах с рассредоточенной нагрузкой (АО«Оренбургэнерго»), комбинированная система — при смешанной нагрузке (АО«Свердловэнерго»). В то же время очевидно, что комплексная автоматизацияпроцессов управления сбытовой деятельностью создает благоприятные условия дляболлее широкого применения централизованной схемы.
По мере формирования конкурентныхрозничных рынков энергии и создания независимых энергосбытовых компаний,вероятно, будут иметь место различные комбинации схем организации сбыта.
Так, на начальном этапе реструктуризацииэлектроэнергетики может быть peaлизованахолдинговая форма региональных АО-энерго. При этом создаются дочерниеакционерные компании по отдельным сферам деятельности, в том числе и энергосбытовая.В другом варианте сбыт сосредоточивается в соответствующем подразделениидочерней электросетевой (распределительной) компании с обязательным разделениемучета по видам деятельности. Могут применяться и иные схемы организации.
Появление на региональных розничных рынкахнезависимых торговцев электроэнергией, в прошлом не связанных сэнергоснабжающими организациями, требует придания компаниям, создаваемым набазе энергосбытов АО-энерго или электросетевым компаниям, выполняющим сбытовыефункции, статуса «гарантирующего поставщика».
Гарантирующему поставщику вменяется вобязанность принимать на обслуживание всех имеющихся в регионе потребителей (поих желанию), в том числе и малопривлекательных для независимых энергосбытовыхкомпаний (население, бюджетные организации, мелкомоторная нагрузка).
Таким образом, гарантирующий поставщикдолжен продавать электроэнергию в регулируемом секторе рынка по установленнымценам потребителям, не имеющим на данном этапе возможностей свободного выборапоставщика. Тем не менее компания — гарантирующий поставщик может работать и вконкурентном секторе потребительского рынка, вступая там в соревнование снезависимыми энсргосбытовыми компаниями.
В перспективе по мере расширенияконкурентного рынка с массовым выходом на него маломощных потребителейгарантирующие поставщики постепенно будут преобразовываться также в независимыеэнергосбытовые компании.
4. Организацияпотребительских рынков электроэнергии
Вся электроэнергия, потребляемая в России,в конечном итоге продается через потребительские (региональные) рынки пораспределительным сетям АО-энерго. Потребительские рынки представляют собой куплю-продажуэлектроэнергии на территории отдельных субъектов РФ. Организаторомпотребительского рынка является АО-энерго, расположенное на территории этогосубъекта РФ.
В соответствии с существующей организациейоптового и потребительских рынков весь объем электроэнергии, произведенной наэлектростанциях РАО «ЕЭС России» и АЭС, поставляется на ФОРЭМ и затемотпускается дефицитным АО-энерго, которые в этом случае выступают в качествепокупателей электроэнергии с оптового рынка. Электростанции оптового рынкапроизводят только 30 % электроэнергии, потребляемой в России, остальные же 70% электроэнергии вырабатываются на электростанциях региональных АО-энерго.[5]
Региональные АО-энерго имеют в своейсобственности электростанции и распределительные сети, которые охватываюттерриторию соответствующего субъекта РФ и доходят до каждого потребителя.Предприятия АО-энерго (электростанции и распределительные электрические сети)являются технологической основой функционирования потребительских(региональных) рынков электроэнергии в России. Поэтому АО-энерго имеют право,установленное Гражданским кодексом РФ, заключать с потребителями прямые(двусторонние) договоры на электроснабжение. Таким образом, конечныепотребители электроэнергии прикреплены к своей энергоснабжающей организации —АО-энерго, которая по принадлежащим ей распределительным электрическим сетяммонопольно обеспечивает их электроэнергией.
Используя свое положение, АО-энерго недопускает независимых производителей электроэнергии к обслуживанию конечныхпотребителей. Этому способствует и Гражданский кодекс РФ, фактически запрещающийзаключать договор на энергоснабжение с энергоснабжающей организацией, неимеющей собственных распределительных сетей. Передача электроэнергии по распределительнымсетям не выделена в Гражданском кодексе РФ в отдельный вид услуг, и поэтому нанего не устанавливаются отдельные тарифы. Таким образом, территория субъектаРФ оказалась закрытой для конкуренции. В результате такого построенияпотребительских рынков электроэнергии другие производители электроэнергии (вчастности, АЭС и отдельные электростанции) не могут продавать своюэлектроэнергию непосредственно потребителю, заключив с ним договорэнергоснабжения.
5. Региональные акционерные обществаэнергетики
и электрификации
Как уже было сказано, региональныеакционерные общества энергетики и электрификации (АО-энерго) обслуживаютнепосредственно всех потребителей электрической и тепловой энергии натерритории соответствующего субъекта РФ, заключая с ними прямые договорыэнергоснабжения. Иными словами, за каждым АО-энерго закреплена территориясоответствующей республики, края, области, на территории которой это АО-энергорасположено. Так, АО «Иркутскэнерго» несет полную ответственность за энергоснабжениепотребителей, расположенных на территории Иркутской области, АО «Томскэнерго»— за энергоснабжение потребителей на территории Томской области и т. д.
АО-энерго владеют электростанциями,которые не вошли в состав РАО «ЕЭС России» и расположены на территории,обслуживаемой этим АО-энерго (как правило, это средние и небольшиеэлектростанции). Все ГЭЦ, вырабатывающие наряду с электроэнергией и тепловуюэнергию, также входят в состав АО-энерго, которые являются также собственникамивоздушных и кабельных линий напряжением 6—220 кВ и некоторых ЛЭП напряжением330 кВ. Обслуживание электрических сетей, принадлежащих РАО «ЕЭС России» ипроходящих по территории субъекта РФ, осуществляется предприятиямиэлектрических сетей — подразделениями РАО «ЕЭС России» или персоналомрегиональных АО-энерго на условиях договора аренды с РАО «ЕЭС России».
Из-за противодействия со стороны некоторыхсубъектов РФ, которые обладают частью властных полномочий на своей территории,не удалось полностью осуществить все предусмотренные меры по акционированию иприватизации электроэнергетики. Так, производственное объединение энергетики иэлектрификации (ПОЭиЭ) «Татэнерго» вообще не было приватизировано (осталось вполной государственной собственности Республики Татарстан), а АО «Иркутскэнерго»не передало в федеральную собственность часть государственных акций АО«Иркутскэнерго», как этого требовал Указ Президента РФ № 923 (полный государственныйпакет акций АО «Иркутскэнерго» составляет 40 %). Кроме того, Братская,Усть-Илимская и Иркутская ГЭС, а также межсистемные ЛЭП, проходящие потерритории Иркутской области, были переданы в уставный капитал АО«Иркутскэнерго», а не в уставный капитал РАО «ЕЭС России». Электростанции,которые вошли в состав АО-энерго, не участвуют в конкурентной торговлеэлектроэнергией на ФОРЭМ, а продают электроэнергию непосредственно напотребительский рынок.
Общая установленная мощность АО-энергосоставляет около 110 млн кВт. Недостающую электроэнергию АО-энерго покупают соптового рынка, а избыточную электроэнергию продают на оптовый рынок поутверждаемым ФЭК тарифам.
Структура акционерного капитала каждогоАО-энерго примерно одинакова. Акциями АО-энерго владеют государство(федеральный пакет акций и пакет акций субъекта РФ), трудовые коллективы самогоАО-энерго, юридические лица и иностранные держатели акций. При этом РАО «ЕЭСРоссии», как правило, выступает основным акционером АО-энерго — держателемконтрольного (федерального) пакета акций АО-энерго. В советы директоровАО-энерго входят сотрудники РАО «ЕЭС России» в количестве, пропорциональномдоле акций АО-энерго, которые принадлежат РАО «ЕЭС России».
6. Противоречия, возникающие при работеоптового
и потребительского рынков электроэнергии
В результате проведения реформ в Россиисозданы два уровня продажи электроэнергии — уровень оптового рынка и уровеньпотребительских рынков. Разделение всех электростанций России на электростанции,поставляющие электроэнергию отдельно на ФОРЭМ и электростанции, работающиенепосредственно на потребительских рынках, привело К тому, что этихозяйствующие субъекты работают несогласованно. При этом отсутствуетцентрализованное экономическое распределение нагрузки между электростанциямиобоих уровней.
Федеральный подход к реформированиюэлектроэнергетики, который проводится Правительством РФ и федеральнымиорганами исполнительной власти (министерствами и ФЭК России), заключается втом, чтобы максимально увеличить продажу электроэнергии через ФОРЭМ и усилитьгосударственный (федеральный) контроль над деятельностью ФОРЭМ, РАО «ЕЭСРоссии» и региональных АО-энерго.
Региональный же подход, проводимый главамиисполнительной власти субъектов РФ (президентами республик и губернаторамикраев и областей) и руководством АО-энерго, состоит в как можно большем расширенииих собственных прав в отношении контроля над деятельностью АО-энерго. При этомсо стороны глав исполнительной власти субъектов РФ постоянно осуществляютсяшаги в направлении передачи электростанций, работающих на ФОРЭМ и расположенныхна террито рии субъекта РФ, в управление соответствующего АО-энерго или передачи акций электростанций РАО «ЕЭС России» в управление глав исполнительнойвласти субъектов РФ.
При сложившемся порядке торговлиэлектрической энергией объек тивно возникают противоречия между электростанциями,продающими электроэнергию на ФОРЭМ, и АО-энерго, поставляющими электроэнер гиюнепосредственно на потребительские (розничные) рынки. Укажем основныепротиворечия.
1. В АО-энерго, на территории которогорасположены крупные ГЭС с дешевой электроэнергией, как например в АО«Иркутскэнерго», потребителям невыгодно покупать электроэнергию через ФОРЭМ,поскольку тариф на ФОРЭМ более высокий из-за его усреднения по всем электростанциям— субъектам ФОРЭМ этой энергозоны. Поэтому такие потребители стараются обойтиФОРЭМ и купить электроэнергию по более низкому тарифу на розничном рынкенепосредственно у АО-энерго. Так, Братская, Усть-Илимская и Иркутская ГЭС собщим годовым производством электроэнергии до 50 млн кВт•ч продают ее не наФОРЭМ, а непосредственно на розничный рынок Иркутской области. По этой же причинев составе других АО-энерго также остались работать наиболее экономичныекрупные электростанции на газе — Рефтинская ГРЭС мощностью 3,8 млн кВт иСургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2 общей мощностью свыше 8 млн кВт в АО «Тюменьэнерго».
2. У электростанции или АО-энерго —субъектов ФОРЭМ с избытком электроэнергии и низкими затратами на еепроизводство (например, АЭС) отсутствует стимул увеличивать продажуэлектроэнергии на ФОРЭМ, поскольку при работе на оптовом рынке они получаютрегулируемую прибыль, меньшую, чем та, которую они могли бы получить приторговле электроэнергией на принципах конкуренции.
Существование двух различных группэлектростанций, поставляющих электроэнергию на ФОРЭМ и работающихнепосредственно на розничный рынок, привело к тому, что указанные группыэнергопредприятий работают несогласованно. Каждое АО-энерго стремится преждеповысить нагрузку своих собственных электростанций при продаже электроэнергиина свой потребительский рынок, а уже в последнюю очередь купить пусть даже иболее дешевую электроэнергию от электростанций ФОРЭМ. Иэто понятно:электростанции АО-энерго являются источником прибыли самого АО-энерго, аэлектростанции ФОРЭМ являются дочерними организациями РАО «ЕЭС России» и ворганизации прибыли АО-энерго не участвуют.
В результате проведения такой политикиАО-энерго максимально загружает мощности всех своих электростанций, в том числеи ТЭЦ. Полная загрузка ТЭЦ для выработки максимального количества электроэнергиипредполагает ее работу в значительной мере в конденсационном (самомнеэкономичном) режиме, т.е. в режиме с удельным расходом топлива в 1,5 разабольшем, чем на конденсационных электростанциях ФОРЭМ. Как следствие, запоследние годы почти в 2 раза снизилась нагрузка самых экономичныхэлектростанций, работающих на оптовом рынке. Все это привело к ухудшениюэкономических показате-,|1ей отрасли в целом: возрос удельный расход топлива напроизводство электроэнергии, увеличились потери электроэнергии в электрическихсетях и т. д.
Организация конкуренции всехэлектростанций независимо от их принадлежности РАО «ЕЭС России» или АО-энергочерез единый диспетчерский центр — основное направление повышения эффективности работыэлектроэнергетики и снижения на этой основе тарифов на электроэнергию. Вкаждой из семи зон ФОРЭМ под управлением соответствующего ОДУ должна бытьорганизована торговля электроэнергией на основе конкуренции всехэлектростанций, расположенных в этой энергозоне, сначала по топливной составляющейтарифа, а затем и по полным затратам на производство электроэнергии. Дляэтого все электростанции должны работать по едиными правилам конкурентногорынка. Главный принцип правил состоит в том, что электростанция получаетправо на продажу электроэнергии только если заявленный ею тариф ниже тарифадругих электростанций. Поэтому все электростанции при оперативном ведениирежима должны заявлять оператору оптового рынка свои тарифы. Под управлением жесистемного оператора ФОРЭМ — ЦЦУ ЕЭС России целесообразно организовать торговлюперетоками электроэнергии между энергозонами ФОРЭМ
Потребительский рынок должен быть открытдля конкуренции. Для того чтобы дать возможность любому производителюэлектроэнергии участвовать в конкуренции непосредственно у потребителей,получающих электроэнергию по распределительным сетям АО-энерго, необходиморазделить услуги по производству, передаче и распределению электроэнергии наотдельные виды деятельности и предоставить право всем производителямэлектроэнергии пользоваться услугами по распре-Делению электроэнергии,оплачивая их по отдельным тарифам. При этомцелесообразно обязать каждое АО-энерго предоставлять всем поставщикамэлектроэнергии свои услуги по распределению электроэнергии. Приоритетным правомдоступа к услугам по передаче и распределению электроэнергии должны обладатьпроизводители, предложившие наименьшую цену на электроэнергию.
7.Цели, задачи и основные элементы политики распределения
Территориальнаяи временная разобщенность требует значительных дополнительных затрат надоставку до потребителя продукции и оказание услуг клиентам.
Совокупностьстадий, действий и методов по определению, выбору и привлечению потребителей,выявлению рациональных путей и средств поставки продукции согласно условиямдоговора представляет собой процесс распределения. С распределением связаны все решения, которыемогут иметь место при организации потоков, сопровождающих движение продукции отпроизводителя до конечного потребителя и пользователя.
Политикараспределения представляет собой курс действий предприятия по разработке иреализации комплекса маркетинга — распределительного микса, входящих в негомероприятий по доведению продукции до конечного потребителя. Она нацелена наэффективное взаимодействие всех субъектов маркетинговой системы по обеспечениюдоставки продукции определенного количества и качества, в конкретное время иустановленное место.
В экономическом отношении достижение этой целиобеспечивает фирме получение запланированной прибыли и удовлетворениепотребностей покупателей.
В качестве критериев принятия решений приосуществлении мероприятий распределительной политики могут применяться:величина товарооборота; доля рынка; расходы по сбыту; степень разветвленностисети распределения, имидж каналов сбыта, т. е. организаций, обеспечивающихраспределение и сбыт товаров; уровень кооперации субъектов в системераспределения, обеспечивающий снижение конфликтности и коммерческого риска;гибкость и живучесть распределительной сети.
Распределительнаясеть может включать следующих субъектов: распределительные органыфирмы-производителя; сбытовых посредников; сбытовых партнеров. В качествесбытовых посредников, как правило, выступают оптовые и розничные предприятия,обладающие экономической и юридической самостоятельностью. Эти предприятияразрабатывают самостоятельную, независимую от фирмы-производителяраспределительную политику и мероприятия по ее проведению. Тогда как органыфирмы-производителя, например отделы по продаже и реализации продукции, неимеют такой самостоятельности.
Дляхарактеристики договорных и коммуникативных связей субъектов распределительнойсети используются такие понятия, как канал сбыта и путь сбыта.
Канал сбыта— этосовокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя илипомогают передать другому субъекту право собственности на продукцию или услугуна их пути от производителя к потребителю.
Использованиеканалов сбыта производителем основывается на следующих предпосылках:
§ необходимость и возможностьэкономии финансовых средств при распределении продукции;
§ развитие производства за счетсэкономленных средств;
§ организация продажи продукцииболее эффективным способом;
— увеличение объемов реализации и более доступнаяпродажа продукции на целевых рынках.
Путь сбыта— этоспособ, с помощью которого продукция перемещается от производителя кпотребителю. От выбранного канала зависят эффективность движения и качествопоставки продукции от производителя к конечному потребителю.
Выборпути распределения представляет собой также технико-экономическую исоциально-экологическую задачу.
Заключение
После изучения вопросов, рассмотренных в даннойработе, можно сделать следующие выводы.
Специфика энергетическоготовара делает невозможным перенесение наработанных инструментов маркетинга напредприятия энергетики. Вместе с тем, по составу управленческие функциимаркетинга идентичны функциям маркетинга на предприятиях других отраслей, хотясодержательно значительно отличаются.
При моделировании процессови показателей маркетинга на рынке энергетического товара основное вниманиенеобходимо уделять моделям, позволяющим связывать стоимостные и режимныепоказатели энергетического товара.
Таким образом, система маркетинга должна представлятьсобой интеграцию комплекса маркетинга, функций маркетинга и иерархическихуровней управления маркетингом.
Сбыт — неотъемлемый элемент процесса маркетинга, таккак является завершающей, наиболее ответственной стадией обеспеченияпотребителя необходимым для него товаром. Он направлен на формирование иподдержание эффективной системы перемещения продукта от производителя доконечного потребителя с минимальными затратами. Основными методами сбыта являются:
а) торговые системы,включающие централизованный и децентрализованный сбыт;
б) собственная или внешняя формы организации продажи(форма сбыта);
в) прямой и непрямой сбыт через торговыепосреднические предприятия (пути сбыта).
Основными элементамипланирования сбыта являются: подготовка прогнозов общехозяйственной и рыночнойконъюнктуры; прогнозное ориентирование объемов сбыта фирмы; разработкафинансовой сметы сбыта; установление норм сбыта; селекция каналов распределениятоваров; организация торговых коммуникаций (включая выбор месторасположенияторговых предприятий); планирование и осуществление коммерческой отчетности;анализ хода и динамики продаж; планирование и оценка деятельности персоналаслужбы сбыта; составление и осуществление плана координации деятельности службысбыта, связей с другими подразделениями фирмы; разработка плана консультаций иработы с заказчиками и т. д.
Координация деятельности службы сбыта, связей свнутренними подразделениями фирмы и внешними субъектами окружающей средыпроводится с целью поддержания эффективного поведения системы сбыта иобеспечения поставки необходимой потребителю продукции в нужное время, втребуемый район, в надлежащем количестве и установленного качества.
Основным средством и инструментом координации являетсяорганизационная форма, структура службы сбыта, которая отражает размер фирмы,тип и ассортимент товаров, количество и месторасположение покупателей, каналыраспределения, методы торговли, права и ответственность от вышестоящего книжестоящему уровню. В зависимости от сочетания этих факторов фирмы могутиспользовать различные формы организации службы распределения и сбыта.
Основными особенностями энергетики и её продукцииявляются:
— Спрос на энергию зависит от уровняэкономического развития региона;
— Производство и потреблениеэлектроэнергии (и в большой степени тепловой энергии) совпадают во времени.Отсюда важность точного прогнозирования спроса;
— Качество электроэнергии, если оноотвечает имеющимся стандартам, нельзя в отличие от других продуктов и товаровулучшить. Ограничены возможности улучшения качества и тепловой энергии. Отсюдавытекает возможность только ценовой конкуренции.
— В электроэнергетике товаромособого рода, следовательно, предметом спроса является не только электрическаяи тепловая энергия, но и мощность. Это означает, что объектом маркетингаявляется режим потребления электрической и тепловой энергии в целом: всуточном, недельном и сезонном (годовом) аспектах.
— Технические и экономическиевозможности передачи энергии на большие расстояния ограничены, чтоограничивает возможности экспорта — импорта энергии.
— В современных условиях энергетическаясистема (ПОЭЭ) обладает естественной монополией на энергоснабжениеобслуживаемой территории. Естественная монополия объективно приводит кпрактически полному отсутствию конкурентной борьбы и необходимостигосударственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию.
— В условиях естественной монополииотрасли рынок – это рынок особого вида, где продавец и покупатели вынужденыбыть партнерами не только в процессе купли—продажи энергии, но и в выявлениизакономерностей спроса на нее.
Энергосбытовая деятельность — это управленческаядеятельность по выработке и принятию управленческих решений, обеспечивающихэффективные продажи произведенной энергоснабжающей организацией энергиипотребителям (абонентам).
Обязательными для Энергосбыта являются следующие видыдеятельности:
— реализация электрической итепловой энергии и мощности Общества по тарифам, установленным постановлениямиорганов государственного регулирования тарифов в соответствии с действующимзаконодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую итепловую энергию;
— обеспечение энергоснабженияпотребителей в соответствии с заключенными договорами;
— безусловное исполнениедиспетчерских распоряжений, отраслевых норм и правил по устройству и условиямбезопасности эксплуатации энергоустановок.
Имеют место следующие проблемы в сфере энергосбытовойдеятельности:
— отсутствие маркетинговой политикии игнорирование интересов потребителей.
— неплатежи потребителей энергии.
— недостаточный уровень тарифов,зачастую не обеспечивающий положительный уровень рентабельности в АО-энерго;
— плохо организованный учетпотребляемой энергии, а также потери энергии вследствие хищений.
В целом перед энергосбытовыми службами АО-энерго стоят следующиезадачи:
— Реализация программ, направленныхна кардинальное снижение дебиторской
— Организация индивидуальной работыс проблемными потребителями из числа финансируемых и дотируемых за счет средстврегиональных и местных бюджетов, а также оптовых потребителей-перепродавцов.
— Подготовка и организация работыэнергосбытовых подразделений в условиях конкурентного рынка электроэнергии иреструктуризации.
— Внедрение новых технологий винформационном обеспечении и существенное улучшение технического обеспеченияэнергосбытовых подразделений.
— Снижение коммерческих потерь исовершенствование средств учета отпуска энергии.
— Совершенствование системыуправления энергопотреблением, обеспечивающей бесперебойное энергоснабжениедобросовестных плательщиков.
— Установление нормальных отношенийс потребителями, построенных на принципе — потребитель оплативший энергию имеетбезусловное право ее получать.
— Кардинальное снижение дебиторскойзадолженности за потребленную энергию денежными средствами:
— Обеспечение качества сбытовыхуслуг и технологий:
— Формирование нового отношения кпотребителю:
— Нормализация отношений с оптовымипотребителями-перепродавцами
— Формирование положительного имиджаэнергосбытовой компании.
Задачей тарифной политики является становление экономическиобоснованных тарифов для различных категорий плательщиков, в том числе:
— устранение чрезмернойдифференциации;
— прекращение практики установлениятарифов ниже себестоимости (для льготных групп);
— устранение перекрестногосубсидирования;
— применение тарифов, дифференцированныхпо временам года, времени суток;
— тарифные кредиты, т.е. временноеснижение тарифов для потребителей, реально осуществляющих энергосбережение;
— общее стимулирование промышленногорегиона с целью увеличения энергопотребления;
— ликвидирование дефицитностиэнергосистемы;
— активизация деятельности посокращению издержек производства;
— устранение в перспективеперепродавцов энергии как промежуточных звеньев между производителями ипотребителями энергии.
Литература
1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинговаяконцепция взаимоотношений между энергосистемой и потребителями электроэнергии// Промышленная энергетика – 1993, № 8, с.4 — 9.
2. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е.Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование. – М.: ЗАО«Олимп-Бизнес», 2002.
3. Дьяков А.Ф., Максимов Б.К.,Молодюк В.В. Рынок электрической энергии в России: состояние и проблемыразвития. – М.: Изд-во МЭИ, 2000.
4. Коган Ю.М. Особенности маркетингав электроэнергетике // Электрические станции – 1993, № 5, с.10 – 15.
5. Кувшинова Е. К вопросу о системе маркетинга на энергетическомпредприятии // Маркетинг. — 1999, № 6, с.70 – 76.
6. Лещинер Р.Е., Петровский Е.С.,Любимова Н.Т. Особенности маркетинга в энергетике // Энергетическое строительство.–1994, № 2, с.47 — 50.
7. Любимова Н.Г., Петровский Е.С.Маркетинг в электроэнергетике: Учебное пособие. – М.: ГАУ, 1997.
8. МаксимовБ.К., Молодюк В.В. Основные направления структурной реформы электроэнергетики России // Вести МЭИ – 2000, №1, с. 45—52.
9. МаксимовБ.К., Молодюк В.В. Работа электростанций на оптовом и
потребительском рынках электроэнергии. —М.: Изд-во МЭИ, 1999.
10. МаксимовБ.К., Молодюк В.В. Развитие конкуренции на рынках электроэнергии России. — М.: Изд-во МЭИ, 2000.
11. Маркетинг: Учебник для вузов /Г.Л.Багиев, В.М.Тарасевич, Х.Анн; под общ. ред. Г.Л.Багиева. – М.: Экономика,1999.
12. Менеджмент вэлектроэнергетике: Учеб. пособие / А.Ф.Дьяков,
В.В.Жуков, И.И.Левченко; Под ред.А.Ф.Дьякова. — М.: Изд-во МЭИ,
2000.
13. Приватизация, конкурентная среда иэффективность менеджмента (на примере отраслей ТЭК) // www.expert.ru/conference/mater/tek
14. Реформирование РАО «ЕЭС России»:проблемы, поиск, решения // Наука и промышленность России, июль 2001.
15. Рынок электрической энергии имощности в России: каким ему быть / Под ред. В.И.Эдельмана. — М.: Энергоиздат,2000.
16. Семенов В.А.Оптовые рынкиэлектроэнергии за рубежом: Аналит. обзор. М.: НЦ ЭНАС, 1998.
17. Филиппова Т.А., Чернов С.С. Основыстратегического маркетинга энергетических компаний и предприятий. –Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001.
18. Фомина В.Н.Экономикаэлектроэнергетических компаний: Учеб. пособие. — М.: ГУУ, 1998.
19. Экономическая стратегия вэлектроэнергетическом комплексе / Под ред. В.И.Эдельмана. — М.: Изд-во ННЦЭНАС, 1998.