--PAGE_BREAK--Основными целями федеральной региональной политики на предстоящий период являются:
обеспечение стабильности и предсказуемости для регионов и муниципалитетов федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов (четкое распределение расходных полномочий и соответствующей доходной базы по уровням власти, предсказуемость тарифной политики на услуги естественных монополий, отмена нефинансируемых мандатов, установление жестких бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти);
обеспечение свободного перемещения факторов производства (рабочей силы, капитала) на всей территории Российской Федерации;
финансовая поддержка беднейших регионов;
создание равных условий экономического развития субъектов федерации, а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны.
Ее реализация предполагает решение следующих задач:
оптимальное распределение расходных и доходных полномочий между уровнями власти; повышение заинтересованности региональных властей в расширении налоговой базы путем создания стимулов в системе межбюджетных отношений;
развитие в регионах инфраструктуры – социальной, инженерной, транспортной, рыночной, производственной, телекоммуникационной;
развитие системы межрегиональных инфраструктурных объектов;
снижение административных и экономических барьеров межрегионального взаимодействия при перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капитала;
проведение согласованной на федеральном и региональном уровне социально-экономической политики с учетом ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ регионов;
Для решения этих задач необходимы:
использование региональных программ социально-экономического развития в качестве инструмента проведения реформ федерального Правительства в регионах, включая согласованные действия по совершенствованию регионального законодательства;
продолжение реализации федеральных целевых программ развития регионов;
использование возможностей отраслевых, социальных и других федеральных целевых программ для развития инфраструктуры и решения социальных проблем в экономически слаборазвитых регионах;
создание общероссийской интеграционной информационной системы субъектов федерации через ФЦП “Электронная Россия”;
приведение в соответствие федеральному законодательству всех нормативных правовых актов субъектов федерации;
формирование федеральной социально-экономической политики, исходя из интересов и опыта регионов, имеющих объективно лучшие показатели динамики социально-экономического развития, осуществление на практике перехода от однонаправленного формирования социально-экономической политики по принципу властной вертикали “федеральный центр — регионы” к полноценному взаимодействию, для чего необходима разработка соответствующих механизмов учета предложений регионов при формировании государственной политики;
выделение финансовой помощи регионам по федеральной целевой программе “Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года) из Фонда регионального развития исключительно на конкурсной основе при условии наличия в регионе программы мер, позволяющей вывести его на бюджетную самодостаточность а также индикаторов оценки эффективности реализации этой программы.
Важнейшим направлением государственной территориальной политики остается развитие Крайнего Севера, для чего необходим пересмотр форм и методов государственной политики в отношении северных территорий, направленный на:
перевод на договорные формы найма всех новых работников бюджетного (федерального и регионального) сектора при установлении гарантий применения районных коэффициентов к заработной плате только для бюджетного сектора; усиление адресности поддержки приоритетных групп слабозащищенного населения в форме денежных субсидий с учетом удорожающих факторов проживания на Севере;
дифференциацию поддержки поставок энергоносителей и продовольствия на Север по регионам с учетом значительных различий в объемах собственных доходов региональных бюджетов, транспортно-географических условий и энергопотенциалов каждого северного субъекта Российской Федерации, смещение акцента от частной проблемы завоза на создание современной транспортной инфраструктуры, новых технологий использования местных энергоресурсов и развития северного коммунального хозяйства. При этом четкое определение южной границы районов Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования, позволит сконцентрировать ресурсы для поддержки наиболее проблемных территорий.
В сфере государственной поддержки освоения Арктики необходимы разработка специальных требований в области экологической безопасности и рационального природопользования, транспортировки грузов для этого региона, а также реализация Национального плана действий по охране морской окружающей среды в Арктике и его развитие на континентальную часть.
Показателями эффективности федеральной региональной политики являются уровни межрегиональных различий по объему валового регионального продукта, индексам потребительских цен, реальным доходам населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры, бюджетной обеспеченности.
Условием эффективного достижения целей и решения задач, поставленных в рамках региональной политики, направленной на обеспечение благосостояние населения, устойчивого экономического роста на базе повышения конкурентоспособности российской экономики, в среднесрочной перспективе будет являться внедрение в экономическую политику федеральных властей целого ряда новых инструментов и механизмов, отражающих новый подход к региональной политике. Этот подход будет основан на максимально полном использовании преимуществ федеративного государственного устройства в проведении экономической политики.
Успешное решение поставленных на среднесрочную перспективу задач требует выполнения ряда условий, включающих в себя создание и бесперебойное функционирование новых инструментов региональной составляющей федеральной экономической политики.
Во-первых, необходимо создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей. Такие приоритетные направления социально-экономических реформ, как активная региональная политика, децентрализация экономики и бюджетной системы, должны сопровождаться созданием системы, позволяющей оперативно получать и анализировать информацию о состоянии экономики регионов и муниципальных образований, состоянии региональных и муниципальных финансов, показателях, характеризующих продвижение реформ в различных областях и связанных с ними проблем. Помимо этого, система федерального мониторинга будет разработана и построена с учетом необходимости сбора информации и проведения типологизации территорий с целью обеспечения выполнения долгосрочных приоритетов территориального развития.
Система федерального мониторинга также будет связана со сбором информации и анализом состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, выявлением инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях. Помимо этого задачей мониторинга будет являться выявление формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов.
Помимо создания основы для принятия решений в области экономической политики система мониторинга будет являться инструментом выявления и распространения информации о лучшей региональной и местной практике. Разграничение полномочий между уровнями власти и управления предполагает автономию региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции, что в свою очередь, создает предпосылки для существования различных региональных практик проведения реформ. Сбор информации об успешных региональных практиках, а также распространение указанной информации позволит значительно повысить эффективность проведения реформ в целом по стране.
Во-вторых, повышение уровня конкурентоспособности российской экономики в среднесрочной перспективе тесно связано с содействием федеральных властей усилиям органов власти субъектов Российской Федерации по проведению экономической политики, в том числе – реализации инвестиционных проектов в области транспортной и социальной инфраструктуры. Основными инструментами межрегиональной координации решений, принимаемых региональными властями в области экономической политики станут:
координация разработки программ федеральной и региональных программ социально-экономического развития;
координация бюджетного процесса в рамках введения инструментов бюджетирования по результатам на федеральном и региональном уровнях;
создание системы совместного финансирования инвестиционных проектов со стороны заинтересованных регионов и федеральных властей.
В-третьих, одним из направлений повышения конкурентоспособности экономики в среднесрочной перспективе является проведение реформы естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства, эффективная реструктуризация бюджетной сети, организация предоставления услуг общего образования. При этом ключевую роль в организации предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также ряда иных важных в повседневной жизни общественных благ играют органы местного самоуправления.
Помимо своей значимости для обеспечения благосостояния населения и оказания общественных услуг, местное самоуправление является ближайшим к населению уровнем публичной власти, что позволяет рассматривать его также в качестве института самоорганизации населения и развития гражданского общества. Это свидетельствует о важности местного самоуправления также и для решения задачи создания институтов, способствующих повышению темпов экономического роста.
В этой связи приоритетом Правительства будет являться активное содействие развитию независимых выборных органов местного самоуправления, повышение ответственности местных властей перед избирателями за принимаемые решения. Одновременно следует наделить местные власти финансовыми гарантиями, обеспечивающими необходимую степень автономии в принятии собственных решений.
Следует учитывать, что ближайшие несколько лет будут характеризоваться переходом к новой структуре органов местного самоуправления. При этом система муниципальных органов власти, создаваемая в результате реформы, должна приобрести следующие основные характеристики эффективного местного самоуправления:
— выборность глав муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления, по возможности – напрямую населением соответствующих муниципальных образований;
— наличие автономии в принятии решений в рамках собственной сферы компетенции (в отношении вопросов местного значения);
— наличие финансовых гарантий деятельности местных властей – собственных налоговых доходов и налоговых полномочий, формализованных правил финансовых взаимоотношений с органами государственной власти всех уровней;
— наличие механизмов ответственности перед избирателями за принимаемые решения.
Для развития местного самоуправления необходима реализация заложенных в новом законодательстве об общих принципах организации местного самоуправления в России мер, направленных на переход к новой структуре и полномочиям муниципальных образований. Одновременно в рамках системы федерального мониторинга Правительство РФ будет оперативно реагировать на текущие проблемы реформы и, в случае необходимости, принимать меры, направленные на поддержку успешной реализации реформы и повышение ее эффективности.
В-четвертых, реализация очередного этапа социально-экономических реформ в среднесрочной перспективе и масштабность поставленных общенациональных задач даже при наличии разработанной среднесрочной стратегии преобразований во многих случаях характеризуется многовариантностью принимаемых мер и, соответственно, неочевидностью их последствий. В этой связи, учитывая децентрализованный характер российской экономики и межтерриториальную дифференциацию условий принятия решений, в среднесрочной перспективе произойдет расширение практики пилотных проектов по реализации различных сценариев реформ на региональном уровне с последующим распространением результатов с использованием системы федерального мониторинга.
Речь идет, прежде всего, о таких областях очередного этапа преобразований, как административная реформа, внедрение новых механизмов бюджетирования, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, механизмы реализации инфраструктурных проектов, развитие механизмов частно-государственного партнерства и др.
Для эффективного использования инструмента пилотных проектов необходима разработка нормативно-правовой базы, стимулирующей проведение экспериментальных пилотных проектов на региональном и местном уровне, а также использование и внедрение их результатов. В ряде случаев будет производиться финансовая поддержка, направленная на софинансирование экспериментальных проектов со стороны федеральных властей.
В-пятых, связанным с предыдущим вопросом региональной политики федеральных властей является проблема внедрения эффективных инструментов создания стимулов для проведения социально-экономических реформ на региональном и местном уровне в увязке с решением задач, стоящих перед федеральным центром. Повышение самостоятельности региональных и местных властей в решении вопросов, находящихся в рамках их компетенции, переход на новые принципы предоставления финансовой помощи в связи с проведением разграничения полномочий предполагает снижение вмешательства федеральных властей в решения органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сферах их компетенции.
При этом федеральные власти будут по возможности отказываться от избыточного федерального регулирования и прямого воздействия на органы власти нижестоящего уровня при решении вопросов регионального и местного значения. Это не приведет к отказу от политики по проведению необходимых преобразований на всех уровнях власти и управления, однако формы реализации такой политики приобретут иной вид, в большей степени соответствующий федеративному характеру российского государства.
Для решения этой задачи необходимо внедрение системы новых стимулов для проведения приоритетных экономических реформ на региональном и местном уровнях власти и управления, чему может способствовать использование следующих финансовых механизмов:
— межбюджетные трансферты, выделяемые субъектам Федерации и муниципальным образованиям, реализующим согласованные с федеральным (региональным) центром программы экономических реформ, использование накопленного опыта распределения федерального Фонда реформирования региональных финансов;
— более широкое использование межбюджетных трансфертов, направленных на софинансирование со стороны федерального бюджета расходов региональных и местных властей, связанных как с проведением экономических реформ, так и с использованием новых инструментов экономической политики;
В-шестых, проведение политики по выявлению и развитию экономических кластеров на территориальном уровне
Кластерная политика характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами – участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности в т.ч. для совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорению процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижению транзакционных издержек в различных областях, за счет увеличения доверия между участниками кластера.
К числу основных направлений кластерной политики федеральных и региональных властей, следует отнести:
— софинансирование аналитических исследований структуры кластера, определение сильных и слабых мест кластера, разработка плана развития кластера, включающего официальные цели и стратегию;
— создание в кластерах центров по обмену знаниями и установлению контактов, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера;
— реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий;
— повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров, в соответствии с потребностями кластера, в том числе через корректировку учебных планов учреждений профессионального образования, совместную организацию программ переподготовки и повышению квалификации кадров, стажировок;
продолжение
--PAGE_BREAK-- — содействие коммерциализации результатов исследовательской деятельности;
— повышение требований к качеству товаров и услуг, производимых в рамках кластера, при осуществлении государственных закупок.
Реализация федеральными органами власти политики содействия экономическому развитию территории, в т.ч. кластерной политики, требует формирования адекватных институтов реализации такой политики, включая формирования агентств регионального и муниципального развития, основными функциями которых должно стать создание структур мониторинга и анализа экономического развития, проведение обследований предприятий, проведений прогнозных исследований, разработка и реализация стратегической программы развития региона, консультационная поддержка созданию новых предприятий, содействие реструктуризации предприятий-банкротов, либо предприятий, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, содействие инновациям и трансферу технологий, анализ имеющихся и прогноз будущих потребностей в специальностях для учреждений образования, привлечение иностранных инвесторов, вывод предприятий на международные рынки, содействие туризму.
Федеральное правительство будет активно содействовать проведению кластерной политики на региональном и муниципальном уровне за счет поддержки пилотных проектов, распространение лучшей практики, разработке модельных нормативно-правовых актов и реализации профильных программ переподготовки кадров.
В-седьмых, развитие механизмов частно-государственного партнерства при реализации инфраструктурных проектов.
Правительство Российской Федерации будет создавать стимулы для расширения использования региональном и муниципальном уровне лизинговых и концессионных механизмов финансирования инвестиционных проектов, практики смешанного финансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранения и производстве социальные услуг. Большое значение будет иметь развитие практики максимального тесного взаимодействия с предпринимательскими ассоциациями в выработке и реализации политики регионального (муниципального) развития.
2. Рынок салонов красоты
2.1. Методы продвижения услуг элитных салонов красоты в Москве
Наиболее эффективными коммуникативными каналами, позволяющими, по мнению экспертов, обеспечить известность салона в Москве, считаются:
1.Личные знакомства
2.Основным критерием выбора может послужить тот факт, что в салоне обслуживается известная личность (звезда эстрады, кино, политики), поэтому в качестве рекламы салоны стараются указать как можно больше известных лиц бывающих в их салоне.
3.Выход с предложением о какой-либо новинке. Как отмечают эксперты, потребитель очень чутко реагирует на появление какой-либо новинки. При этом, как уже упоминалось ранее, новинкой может служить не только услуга, но и приглашение известного мастера из-за рубежа.
4.Личное знакомство с владельцем элитного салона.
5.Размещение рекламы и PR статей в специализированных журналах, направленных как на специалистов (косметологи, парикмахеры), так и на потребителей услуг.
6.Атмосфера в салоне (индивидуальный фактор): демократичность, семейственность, элитарная недоступность, количество людей, фактор клуба своих людей.
7.Реклама по телевидению как по кабельному, так и по центральным каналам
8.Директ-мэйл (рассылка личных писем).
9.Реклама в Интернет.
В настоящее время многие салоны стараются продвигать не только свое имя и имидж, но и имя мастера, работающего у него.
2.2. Емкость рынка наиболее стандартных услуг, оказываемых на московском рынке салонов красоты
Замер емкости услуг московского рынка салонов красоты топ уровня является чрезвычайно сложной процедурой. Основные трудности состоят в идентификации услуг, количества агентов рынка и цен на услуги в салонах красоты топ уровня. Как уже отмечалось ранее, салоны красоты помимо своих «родных» функций еще и осуществляют массу побочных услуг, таких как: консультации врачей, психологов, диагностические процедуры. Более того, многие большие и успешно развивающиеся салоны начинают трансформироваться в клубы, в которых люди начинают проводить время днями. Также сейчас многие косметологи и парикмахеры занимаются частной практикой (по оценке экспертов многие мастера помимо работы в салоне работают еще и частным образом). Поэтому практически невозможно даже полевым методом замерить емкость рынка, которая учитывала бы все разнообразие предлагаемых услуг.
Большинство салонов имеет небольшой размер (большие салоны в Москве обладают универсальностью и их не так уж много). Таким образом, сделав оценку спроса в денежном выражении по стандартным услугам можно достаточно точно оценить реальную емкость рынка услуг салонов топ уровня, с которыми в любом случае будет работать вновь открывшийся элитный салон.
Реальная емкость московского рынка стандартных услуг элитных салонов красоты
Процедура
Стоимость 1 процедуры, долл.
Загрузка, чел. на процедуру в день
Выручка в день, долл.
Спрос на услугу в месяц, долл.
Уход за лицом
30
4
120
1800000
Мезотерапия
120
4
480
7200000
Коррекция фигуры
20
4
80
1200000
Дерматология
50
4
200
3000000
Массаж
30
4
120
1800000
Электроэпиляция
30
3
90
1350000
Восковая депиляция
20
5
100
1500000
Гидрофузия
25
5
125
1875000
Солярий
12
22
264
3960000
Парикмахерская
30
15
450
6750000
Маникюр
20
6
120
1800000
Педикюр
25
3
75
1125000
Емкость рынка всех услуг в месяц
33360000
Примечание:
Ø даны средние цены для элитного салона;
Ø расчет емкости = выручка в день*500 салонов*30 дней;
Ø гипотеза предполагает, что на московском рынке салонов существует порядка 500 салонов топ уровня.
Таким образом, согласно расчетам можно говорить о том, что реальная емкость московского рынка услуг элитных салонов красоты составляет 33–45 млн долл. в месяц.
В настоящее время потенциальная емкость рынка оценивается приблизительно в 75–85 млн долл. Резерв спроса на услуги салонов кроется в повышении благосостояния населения, росте доли среднего класса в обществе.
2.3. Классификация предприятий индустрии красоты (ПИК)
Собственно индустрии салонов красоты, как и вообще малому бизнесу в России, не больше двенадцати лет. При этом, как считает Андрей Маслак, до пресловутого августа 1998 года была эпоха романтизма: рынок постоянно рос, и возникавшие проблемы рассасывались сами собой. И только после кризиса салоны стали восприниматься их владельцами как непосредственно бизнес.
Причем этот бизнес может быть достаточно рентабельным: так, по оценкам эксперта корпорации «Пластек» Максима Сергеева, грамотный владелец бизнес-салона может зарабатывать в месяц от 3 до 12 тысяч долларов, однако на практике добиться подобного успеха удается далеко не каждому.
Что же касается посетителей таких салонов, то, согласно исследованию, проведенному компанией «Старая Крепость-косметик маркетинг», это, в первую очередь, представитель, вернее представительница обеспеченных слоев населения: на каждого члена ее семьи приходится от 300 долларов и больше. Типичная посетительница бизнес-салона образованна, имеет свое дело или занимает ответственную должность и при этом, что очень важно, молода: ей от 20 до 45 лет (во Франции и Германии возрастной профиль на 10 лет старше). Пожалуй, для России это очень обнадеживающий показатель: именно сейчас закладывается культура посещения подобных заведений, и для детей нынешних молодых посетительниц салон станет уже неотъемлемой частью жизни.
Почти половина (48%) клиентов ориентируется при выборе салона по территориальному признаку: в непосредственной близости от дома или места работы. Подавляющее большинство посетителей (75%) весьма консервативно: они ходят постоянно в одно и то же место. Если же и изменяют своему салону, то в основном из-за того, что их не устраивает цена, они перешли в другое заведение с друзьями, или просто в данном салоне не оказалось нужной услуги.
Кстати, эти услуги можно по праву отнести к инновационным. В отличие от стандартной советской парикмахерской, предлагавшей лишь стрижку да маникюр/педикюр, в современном бизнес-салоне счет услуг идет на десятки: от эпиляции до наращивания ногтей. При этом наиболее востребованными сейчас, по признанию самих участников рынка, оказываются как раз косметологические процедуры.
Это вполне закономерно. Трудно понять, что может заставить человека просто так сменить однажды выбранного мастера-парикмахера, но, вот почему он приходит в новый косметологический кабинет, вполне очевидно: он идет непосредственно за нужной ему услугой, про которую услышал от знакомых или прочитал в журнале, — говорит владелица салона «Профиль Professional» Юлия Фиш. — В последние годы косметология как наука активно развивается, то и дело появляются новинки, усовершенствования. К тому же практикующие косметологи, как правило, имеют медицинское образование и отличаются отменным профессионализмом, что, безусловно, подкупает клиента».
В общем, салоны красоты бизнес- и топ-класса нашли свою клиентуру, однако необходимо признать, что ее могло быть и больше. Процветанию салонного бизнеса мешают укоренившиеся в обществе мифы, что цены в таких салонах безумно высоки. К тому же в России весьма развит рынок прямых продаж различных косметических марок, и среди населения бытует стереотипное мнение, что все проблемы можно решить самому, без помощи специалиста.
Сегодня в Москве действует, пожалуй, более 1 500 учреждений, оказывающих посетителям всевозможные услуги по уходу за внешностью. Вопрос лишь в том, все ли эти заведения достойны называться салонами красоты. На эту тему можно долго дискутировать, и в зависимости от принятого определения число салонов может значительно варьироваться.
Предприятия индустрии красоты делятся по трем составляющим:
· Типы (варианты комплектации, расположения и ориентации на целевые группы клиентов)
· Виды (степень открытости и доступности для клиентов)
· Классы (уровни бизнеса, характеризующие нишу, занимаемую на рынке)
Типы предприятий индустрии красоты.
Салон красоты.
Это основной тип эстетических предприятий. Массовая доля (МД, выражается в процентах от общего числа предприятий) – 85-89 %.
Стандартная структура:
§ Парикмахерский зал
§ Рабочее место маникюра
§ Кабинет педикюра
§ Косметический кабинет
Расширенная структура:
§ Кабинет эстетического ухода и макияжа
§ Консультационный кабинет
“Плюсы”:
минимальный инвестиционный пакет от 15 тыс. у.е.
минимальная площадь помещений (при проведении статистического исследования рынка было выявлено несколько десяткой успешно работающих салонов на площади 30-36 кв.м.)
“понятность для клиентов”. При опросе 540 пешеходов на улицах Москвы и Санкт – Петербурга, 90% на вопрос “Что делают в салонах красоты?” описали точный комплекс услуг.
небольшой коллектив сотрудников (управлять малым коллективом проще)
“Минусы”:
жесточайшая конкуренция среди этих предприятий
узкий спектр услуг – в салонах выполняют только эстетические услуги, а почти все новые высокодоходные услуги, особенно в косметологии, выполняются только врачами
плохая управляемость персонала (при формировании коллектива предприятия индустрии красоты необходимо закладывать так называемые “ребра жесткости” – в салонном бизнесе это врачи, как наиболее организованные, и мужчины – их, кстати, должно быть не менее 10%).
неустойчивость на рынке услуг, именно эти предприятия зависят от любых изменения в бизнесе и жизни вообще.
Поэтому инвестиционная привлекательность (ИП) салонов красоты – 50%, т.е. шансы успеха и провала равны. При этом ИП расширенных салонов – 60% (их спасает более широкий перечень услуг и, как следствие, более обширная клиентская база).
Косметический центр.
Это основной тип медицинский предприятий. Частая ошибка: для того, чтобы выделиться из общей массы салонов, фирма берет название “Косметический центр” или “Центр красоты и здоровья”. Клиент видит ключевое слово “центр” и идет к врачу (в подсознании клиента слово “центр” ассоциируется с научной лабораторией или клиникой), а на самом деле попадает в стандартный салон. Результат – разочарование потеря клиента. МД – 3-5%.
Стандартная структура:
§ Отделение косметологии лица
§ Отделение коррекции фигуры
§ Отделение аппаратного медицинского педикюра
§ Отделение эстетического ухода
§ Процедурная
§ Консультационный кабинет
Расширенная структура
§ Широкое разветвление всех подразделений (отдельные кабинеты для различных групп услуг каждого подразделения)
§ Консультационно – диагностическое отделение
§ Отделение пластической хирургии
“Плюсы”:
Высокая результативность (центр производит самые эффективные медицинские услуги, по данным опросов потенциальных клиентов ПИК, они готовы платить именно за результаты)
Низкая конкурентная плотность
Хорошая управляемость персонала (медицинский персонал более дисциплинирован и привык соблюдать субординацию)
Высокая устойчивость на рынке (всегда медицинские предприятия более устойчивы к экономическим изменениям)
“Минусы”:
относительно большой инвестиционный пакет (высокая стоимость хорошего медицинского оборудования)
относительно большая площадь помещения (от 60 кв.м.)
“непонимание клиентами деятельности предприятия” (большинству клиентов нужно объяснить, что такое дермобразия, мезотерапия и т.д.)
зависимость от личности главного врача (врачам нужен лидер, лицо, определяющее тактику и стратегию работы)
ИП косметического центра – 55-60%.
Учитывая приведенные данные, самым эффективным типом ПИК является объединение салона красоты и косметического центра.
Комплексное предприятие.
Это объединение медицинских и эстетических составляющих ПИК. МД – 3-10%, но этот показатель непрерывно растет.
Стандартная структура:
§ Парикмахерский зал
§ Кабинет маникюра
§ Кабинет педикюра
§ Кабинет (или несколько) косметологии лица (мед. лицензия)
§ Кабинет (отделение) коррекции фигуры (мед. лицензия)
§ Кабинет эстетического ухода (мед. лицензия на отдельные виды услуг)
§ Процедурная
§ Консультативный кабинет
Возможна расширенная структура:
§ Предприятие общественного питания (кафе, ресторан, специализирующиеся на здоровой пище, — идеальный вариант)
§ Спортивный клуб, бассейн
§ Сервис – центр (ремонты, прокаты, химчистка и т.д.)
Но любой отдельный вид бизнеса требует предварительно досконального изучения. ИП – до 80%.
Виды предприятий индустрии красоты.
Существует два вида ПИК
Открытый
Закрытый
К открытому виду относится большинство существующих предприятий. Их отличает доступность услуг.
В закрытых предприятиях услуги предоставляются строго ограниченному кругу клиентов и на определенных условиях.
Классификация закрытых предприятий.
v По методу формирования клиентской базы.
“Абсолютные” предприятия характеризуются ограниченно клиентской базой, возможностей ее расширения не существует, т.к. обычно такие предприятия принадлежат крупным корпорациям и входят в схему корпоративного сервиса. Количество ПИКов данного вида не более 5%.
“Пополняемые
предприятия – более распространенный вид. Имеют четкую схему и правила привлечения новых клиентов. Наиболее популярная схема – внесение первичного вступительного взноса (достаточно крупная сумма) или рекомендация постоянного клиента, с дальнейшим одобрением кандидатуры другими членами клуба.
v По финансовой системе работы.
Фактическая оплата услуг (как в обычном салоне или центре) – крайне неудачная и неподходящая для закрытых предприятий схема работы. Количество клиентов в клуб невелико и их дневной поток не прогнозируем, при отсутствии записи клиентов сотрудники должны выходить на работу, чтобы гарантировать клиенту выполнение услуги в течении всего рабочего дня. Это ведет к невозможности финансового планирования и выплат сотрудникам из фондов предприятия.
продолжение
--PAGE_BREAK--Система авансовых платежей (предоплата) – наиболее правильная схема оплаты услуги в закрытом ПИКе. Обеспечивает регулярное поступление финансовых средств и, как следствие, составленный вперед пан выплат, обучения и повышения квалификации персонала.
Особенности закрытых предприятий
Необходимость тщательного подбора персонала, сочетающего высокий профессионализм и психологическую устойчивость – клиентура элитная, а значит требующая особого подхода.
Соблюдение конфиденциальности, т.к. клиенты закрытых предприятий обычно не желают распространятся что, где и за какую цену они получают, вплоть до подписания сотрудниками неразглашения данных о клиенте.
Обязательное систематическое повышение квалификации персонала
Обеспечение системы безопасности.
Кассы ПИКов.
На вопрос: “какого класса Ваше предприятие?” владельцы и управляющие салонов чаще всего отвечают: “цены у меня самые высокие в городе, значит у меня элитный салон”. Цены на услуги являются не основой для определения класса, а отражением его.
Различают предприятия эконом -, бизнес – и vip – класса. Для разъяснения введем так называемые принципы классификации.
Принципы разделения предприятий по классам.
v Месторасположение.
Эконом расположен в местах скопления людей, в “проходных” местах, доступен большей части населения.
Бизнес большой спальный район, т.к. в системе маркетинга должен опираться на окружающий бизнес.
Vip престижный район города, совсем не обязательно центр.
v Парковка.
Для эконом – класса этот вопрос не актуален.
Бизнес возможность парковки вблизи от салона.
Vip собственная парковка (официальный знак и система обслуживания: парковщик или видионаблюдение).
v Внешний вид здания.
Эконом чаще всего денег на ремонт фасада после открытия не остается
Бизнес аккуратный внешний вид.
Vip отделка фасада стильная (очень часто плохой или недостаточно престижный экстерьер отпугивает первичного клиента).
v Наружная (внешняя) реклама.
Эконом упор на рекламу цены (максимально качественная услуга по минимально возможной цене).
Бизнес реклама “ бренда” (товарного знака и фирменного стиля).
Vip реклама статуса (элитные клиенты в большинстве своем снобы).
v Интерьер.
Эконом светло и чисто, без изысков.
Бизнес интерьер для услуги (все качественно, с идеей, но в рамках необходимого).
Vip интерьер сверх услуги (это статусное предприятие).
v Внешний вид сотрудников.
Эконом аккуратный и чистый.
Бизнес форменная одежда в соответствии с корпоративным стилем и цветом (к сожалению, частый пример – вывеска бело – синяя, стены желтые, буклеты красные, форма зеленая).
Vip элитное предприятие, следовательно сотрудники должны соответственно выглядеть.
v Уровень специалистов, то есть ответ на вопрос: “а кто у Вас работает?”.
Эконом профессионалы.
Бизнес лучшие в своем классе.
Vip специалисты со статусом звезды.
v Сервис.
Эконом сервис ограничен одним словом – улыбаемся (нет ни времени, ни денег для осуществления стандартных сервисных мероприятий).
Ситуация: салон эконом – класса хорошо работает, приносит планируемую прибыль. Управляющий вводит дополнительный сервис для клиентов – чай, кофе и т.д. Один администратор не справляется, на работу берут второго администратора, дополнительные расходы на чай, кофе и другие материалы для осуществления сервиса. Чтобы компенсировать траты поднимаются цены на услуги, клиенты начинают уходить. Почему? Искусственный переход в другой класс (сервис по бизнес – классу, а все остальное – эконом). Клиент такого противоречия не потерпит.
Бизнес единый стандарт сервиса. Основных стандартов на предприятии около тридцати: встреча клиента, запись клиента, ответ по телефону, предложение чая, расчет клиента и др.
Vip индивидуальный стандарт сервиса (подстраивание под запросы клиента – для этого есть и время, и средства). Администратор составляет “досье” на каждого клиента, в котором указываются сервисные предпочтения клиента.
Загрузка предприятия (вычисляется в % к расчетно – максимальной) является основой для составления бизнес- плана предприятия.
Эконом 50-70%
Бизнес 30-50%
Vip 10-30%.
В таблице 5 показана посещаемость салонов красоты разного класса клиентами различного социального положения.
Таблица 5
Посещаемость салонов красоты разного класса клиентами, отличающимися социальным положением.
№
Социальное положение клиента
Доля клиентов по салонам разных классов/ %
VIP
“бизнес”
“эконом”
1
Работник гос. структуры
5.71
6.82
10.5
2
Работник частной организации
71.43
61.76
58.48
3
Студент(ка)
8.5
14.71
20.03
4
Домохозяйка
14.29
14.71
67.14
2.4. Исследование Московского рынка салонов красоты
Компания Symbol-marketing исследовала 100 московских салонов красоты в стратегии Mystery-shopping. Таинственные покупатели узнали цены на косметологические услуги, объективно оценили уровень обслуживания и компетентности персонала, выяснили состав стандартного «меню красоты» и на основании каких ингредиентов его готовят.
Согласно расчетам, сделанным на основании полученных данных о средних ценах на услуги, была высчитана емкость московского рынка услуг салонов красоты. Емкость можно приблизительно оценить в более чем 600 млн. долл. в год, что почти на 100 млн. долл. больше, чем в 2005 году. Таким образом, за год рынок увеличился на 20%.
Еще недавно считалось, что центр столицы – сосредоточение салонов красоты. Московские салоны красоты давно вышли за пределы садового кольца и, теперь можно выделить два центра салонной индустрии салонов красоты: в центре – Тверской район, в спальных районах новостроек, как Марьино.
Сейчас костяк московского рынка – это салоны в возрасте 5-10 лет. Молодые салоны составляют пятую часть рынка, а старожилов – единицы. Это свидетельствует и о высоких рыночных барьерах и о слабой подготовленности к острой конкурентной борьбе.
И тем не менее московский рынок не насыщен. Нельзя сказать, что он предлагает массу современных услуг на любой вкус для решения любых проблем. Оказалось, что ряд услуг, раскрученных в отраслевых конференциях и СМИ, не так-то просто найти даже в столице. Как, например, фотоэпиляция и СПА-услуги. Это касается еще нескольких услуг, оказавшихся в конце рейтинга 54 салонных предложений, составленных Symbol-marketing.
Московским салонам следует обратить внимание и на качество предоставления услуг. Средняя оценка таинственного покупателя за компетентность и любезность администратора — 4,4 по 10-балльной шкале. Так что можно признать, что салоны не используют все свои ресурсы для обогащения.
3. Проведение исследования по анализу рынка косметических услуг г.Москвы
Сегментирование рынка — это процесс разделения рынка на отдельные части — сегменты, отличающиеся друг от друга разными возможностями сбыта продукции производителя, т.е. это разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары. Сегментирование рынка — один из важнейших инструментов маркетинга.
Сегмент рынка — это особым образом выделенная часть рынка, группы потребителей продуктов или предприятий, обладающих определенными общими признаками. Сегментирование рынка может быть осуществлено разными путями по множеству критериев. Цель сегментирования рынка – выявить наиболее важные для каждой группы потребителей потребности в товарах и сориентировать свою политику на удовлетворение спроса.
От того, насколько правильно выбрана цель сегмента рынка, во многом зависит успех предприятия в конкурентной борьбе. При формировании сегмента рынка различают критерии и признаки (принципы) сегментирования. Критерий — это мерило оценки обоснованности выбора сегмента рынка для предприятия или его товара. Признак — показатель выделения данного сегмента рынка. При формировании сегмента рынка могут быть использованы следующие критерии:
· различия между потребителями, позволяющие объединить их в сегмент
· сходство между потребителями, формирующее устойчивость данной группы потребителей к товару
· наличие показателей, позволяющих измерить характеристики и требования потребителей, определить емкость рынка
· возможность выстоять в конкурентной борьбе
· достаточность объема продаж для обеспечения покрытия расходов и получения прибыли
· доступность сегмента для предприятия (наличие каналов сбыта и транспортировки)
Сегмент рынка создается в следующей последовательности:
· анализируются требования покупателей относительно товара фирмы
· формируются группы покупателей со сходными требованиями к определенному товару
· изучается производство данного товара и возможности изменения технологии, позволяющие производить товар, выполняющий требования групп покупателей
· оценивается конкурентоспособность товара
· определяется экономическая выгода создания сегмента рынка
· разрабатывается маркетинговая программа сегмента рынка
В данной работе будет рассмотрен такой сегмент потребительского рынка, как рынок косметических услуг. Потребительский рынок — это рынок товаров массового спроса. На потребительском рынке покупают товары и услуги для личного потребления, семейного и домашнего пользования, главная задача маркетинга рынка потребительских товаров — изучить поведение покупателей на рынке, сформировать модель принятия ими решения о покупке.
Рынок косметических услуг может различаться следующим образом:
Ø общий косметический рынок в России
Ø региональный рынок косметических услуг на территории России
Ø муниципальные рынки косметических услуг
Ø локальные (местные) рынки косметических услуг
Сегментирование потребителей косметических услуг
Сегментирование — это деление потребителей на группы в соответствии с рядом устойчивых признаков, называемых маркетинговыми «признаками сегментирования». Необходимость сегментирования обусловлена необходимостью выбора оптимального сегмента для позиционирования услуги на рынке. В процессе сегментирования происходит формирование сегментов потребительского рынка, устойчивых по своим объединяющим признакам и обладающих набором выраженных характеристик для успешного позиционирования услуг. Общая схема сегментного анализа представлена в таблице 1.
Таблица 1. Принципиальная схема процесса сегментирования рынка косметических услуг.
Выбор метода сегментирования
“a priory”
“post hoc (cluster — based”
Потребительский рынок: выбор социально – демографических признаков сегментирования.
Метод “К-сегментирования”
Промышленный рынок: “полная перепись” или выбор финансового признака описания.
Критериальная оценка сегмента.
В мировой практике используются два принципиальных подхода к маркетинговому сегментированию. В рамках первого метода, именуемого «a priory», предварительно известны признаки сегментирования, численность сегментов, их количество, характеристики, карта интересов. То есть подразумевается, что сегментные группы в данном методе уже сформированы. Метод «a priory» часто используют в тех случаях, когда сегментирование не является частью текущего исследования, а служит вспомогательным базисом при решении других маркетинговых задач. Иногда этот метод применяют при очень четкой определенности сегментов рынка, когда вариантность сегментов рынка не высока. «А priory» допустим и при формировании новой услуги, ориентированной на известный сегмент рынка.
В рамках второго метода, именуемого «post hoc (cluster-based)», подразумевается неопределенность признаков сегментирования и сущности самих сегментов. Исследователь предварительно выбирает ряд интерактивных по отношению к респонденту (метод подразумевает проведение опроса) переменных и далее в зависимости от высказанного отношения к определенной группе переменных, респонденты относятся к соответствующему сегменту. При этом карта интересов, выявленная в процессе последующего анализа, рассматривается как вторичная. Этот метод применяют при сегментировании потребительских рынков, сегментная структура которых не определена в отношении оказываемой услуги. В этой работе «post hoc (cluster-based)» рассмотрен в контексте реализации метода «К — сегментирования» (корреляционного сегментирования) в разделе 1.3.2.
Сегментирование по методу «a priory» Для описания сегментирования по методу «a priory», прежде всего, необходимо определиться с типом рынка, на котором предполагается позиционирование услуги. Существует два типа рынков, по типу оказываемых услуг.
Промышленный рынок — совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям. Например, следующие услуги продаются преимущественно на промышленных рынках: рекламные услуги, услуги по бизнес — сервису и т. п.
Потребительский рынок — отдельные лица или домохозяйства, покупающие товары и услуги для личного конечного потребления. К услугам, преимущественно продаваемым на потребительском рынке, относятся: бытовой сервис, услуги по ремонту квартир и т. п.
Очевидно, что целый ряд услуг может быть продан как на промышленном, так и на потребительском рынке, например обслуживание компьютерной техники, риэлтерские услуги, ремонт помещений и т. п. В этом случае необходимо рассматривать либо отдельное позиционирование на каждом из двух типов рынков, либо при доминировании доли услуг, продаваемых на одном из типов рынков, рассмотреть его как рынок «доминирующего позиционирования», а остаток по рынку другого типа определить как отдельный сегмент.
Рассмотрим базовые принципы сегментирования потребительского рынка. При сегментировании потребительского рынка услуг обычно используют географические (региональное деление потребителей), психографические (тип личности, социальная среда, темперамент и т.п.), мотивационные (интенсивность потребления, назначение покупки и т. п.) и демографические (возраст, пол и т. п.) признаки сегментирования. То есть, имея социально-демографический «срез» общества, полученный, например, по результатам переписи населения, можно выделить и принять к позиционированию ряд потребительских сегментов.
При выборе количества сегментов, на которое должен быть разбит потребительский рынок, обычно руководствуются целевой функцией — определение наиболее перспективного сегмента. Очевидно, излишним при формировании выборки является включение в нее сегментов, чей покупательский потенциал достаточно мал по отношению к исследуемому изделию. Количество сегментов, как показывают исследования, не должно превышать 10, превышение обычно связано с излишней детализацией признаков сегментирования и ведет к ненужному «размыванию» признаков. Возможна ситуация, когда количество сегментов, принимаемое к рассмотрению на основе социально-демографического анализа, принимают равным количеству «крупных» единиц товарного ассортимента услуг.
Таблица 1.
Распределение объема доходов по группам населения, % в 2000-2002 гг. (на апрель месяц).
№
Наименование группы населения
Апрель 2000
Апрель
2001
Апрель
2002
1
“нижняя”
10.60
6.80
7.80
2
“нижняя средняя”
15.30
11.60
12.70
3
“средняя”
19.20
16.40
17.30
4
“высокая”
23.80
23.20
24.40
5
“элит класс”
31.10
42.00
37.80
продолжение
--PAGE_BREAK--