Реферат по предмету "Маркетинг"


Рынок и его виды

Лабораторная работа №1«Рынок и его виды»
Понятие «рынок» можно рассматривать с двух позиций:основой первой позиции является выделение его политического, идеологического ифилософского содержания, вторая позиция основана на приоритете экономическогосодержания, согласно которому рынок — это одна из экономических категорийтоварного хозяйства, представляющая собой сферу товарного обмена. В этом случаерынок рассматривается как система, обеспечивающая сбалансированность спроса,отражающего объем и структуру общественных потребностей, и предложения,представляющего собой совокупность товаров, поступающих на рынок с цельюреализации.
Основными субъектами рынка являются:
продавец;
покупатель (потребитель);
продукт или услуга.
Так как маркетинг рассматривается как управленческийпроцесс, целью которого является удовлетворение нужд (потребностей) потребителя,следует учитывать то обстоятельство, что не всегда покупатель являетсяпотребителем товара, поэтому в каждом конкретном случае следует это четкоопределить, что позволит установить обратную связь. Потребности в условияхрынка выступают в форме спроса, зависящего от цен товаров и покупательскойспособности населения.
Участниками рынка являются все потенциальные потребители сопределенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желаюти способны принять участие в обмене. В случае, когда одна из сторон ищетвозможные варианты обмена активнее, чем другая, она называется активнымсубъектом рынка, а вторая сторона — предполагаемым покупателем.
Рынок является регулятором воспроизводства и зависит отполитических, экономических, социальных и других условий.
Выбор перспективных рынков является одним из важнейшихрешений, принимаемых руководителями высшего звена предприятия. Эффективностьмаркетинговых решений повышается, если они опираются на результаты маркетинговогоанализа, проводимого в следующих направлениях: определение типа рынка и оценкаего масштаба и конъюнктуры, определение уровня сбалансированности, конкуренции,степени влияний макросреды на маркетинг фирмы и рыночную ситуацию в целом.
Тип рынка определяется его территориальнымихарактеристиками, сбалансированностью, маркетинговой деятельностью и т.д. Вделовой практике существует множество специфических товарных рынков, которыеотличаются друг от друга организационными формами, способами принятия решения опокупке и другими параметрами.
Многообразие товарных рынков классифицируют по рядуукрупненных признаков, связанных с характером товарного обмена, границ егоохвата, страновой или региональной принадлежностью, назначением товаров и т.д. (табл.1).
Таблица 1. Классификация товарных рынков.
Признак
классификации Тип рынка
По соотношению спроса
и предложения
Рынок продавца.
Рынок покупателя.
По объекту обмена
и границам охвата
Страновые товарные и региональные товарные
рынки.
По отношению к национа-
льным границам сферы
обмена
Внутренний (местный) и внешний (иностран-
ный) рынки.
По характеру использова-
ния товара
Рынок товаров и услуг потребительского наз-
начения.
Рынок товаров и услуг производственного наз-
начения.
Информационный рынок.
Рынок интеллектуального продукта.
Рынок труда и т.д.
По организационной
структуре
Открытый рынок.
Закрытый рынок.
По количеству потребите-
лей
Потенциальный рынок.
Доступный рынок.
Доступный целевой рынок.
Целевой рынок.
Рынок проникновения.
По содержанию и особен-
ности маркетинговой дея-
тельности
Целевой.
Бесплодный.
Основной.
Дополнительный.
По конъюнктурной оценке
рынка
Развивающийся рынок.
Сокращающийся рынок.
Стабильный рынок.
Нестабильный рынок.
Стагнирующий рынок.
Исходя из принадлежности товара к тому или иному типу рынка,маркетологи используют определенный набор коммерческих инструментов,соответствующих данному рынку.Маркетинговый анализ рынка
Для оценки масштаба рынка определяются такие показатели, какпотенциал, емкость, доля, темп роста рынка.
Следует отметить, что в силу того, что понятийный аппарат вобласти маркетинга еще не сформировался, в научной литературе некоторые извышеуказанных показателей рассматриваются неоднозначно. Некоторые авторы делаютчеткое разграничение между понятиями потенциала и емкости рынка (В.Ф. Быстров,Г.Л. Багиев и др.), определяя потенциал рынка как его «вместимость»,а емкость рынка — как фактический объем сбыта всех его участников в натуральномили денежном выражении. Другие (И.К. Беляевский) рассматривают производственныйпотенциал как емкость рынка с точки зрения предложения, т.е. предлагаемое заопределенное время количество товара, а потребительский потенциал, емкостьрынка со стороны спроса, как способность «поглотить» определенноеколичества товара.
Методические указания к работе.
Производственный потенциал (потенциал с позиции предложения)рассчитывается по следующей формуле:
/>,
где/> — единица производства;
/> - удельная мощность производственнойединицы;
/> - прочие факторы;
/> - число i-хединиц производства.
Потребительский потенциал рассчитывается обычно за год вденежном или натуральном выражении, он показывает состояние совокупногопотенциального спроса:
/>,
где/> — потребительский потенциал рынка;
/> - число покупателей конкретноготовара на конкретном рынки при заданных условиях;
/> - среднее число покупок в год;
/> - средняя цена покупки.
Количественной характеристикой объема товарного рынкаявляется такой показатель, как емкость рынка, отражающая фактический объемсбыта на рынке всех его участников в денежном или натуральном выражении. Емкостьрынка характеризует потенциал с точки зрения предложения:
/>,
где/> — емкость рынка;
/> - объем продаж i-гопредприятия;
/> - количество предприятий.
Исследование емкости рынка связано с определением долирынка, рассчитываемой как процентное соотношение объема сбыта конкретной фирмык объему данного рынка:
/>,
где/> — доля на рынке i-гопредприятия;
/> - объем предложения i-го предприятия;
/> - емкость рынка.
Для определения динамики рынка рассчитывается показательтемпа роста рынка по формуле:
/>,
где/> — темп роста рынка;
/> - объем рынка в конце базисногопериода;
/> - объем рынка в концеанализируемого периода;
/> - длительность периода.
Если />, то рынок находится в состоянииускоренного роста, при изменении /> от 1.4 до 0.7 рынок находится всостоянии стагнации, если />, то ожидается кризис рынка.
Анализ структуры рынка осуществляется с помощьюколичественных методов оценки уровня его концентрации, для чего используютсяследующие показатели.
1. Коэффициент рыночной концентрации (GR),который рассчитывается как процентное отношение реализации продукцииопределенным количеством крупнейших продавцов (3-25) к общему объему реализациина данном рынке.
/>, />,
где/> — объем поставки товара i-м продавцом;
/> - общий объем поставки товара наданном товарном рынке;
/> - количество продавцов,действующих в географических границах рынка.
2. Индекс рыночной концентрации Герфинделя-Гиршмана:
/>,
где/> — доля хозяйствующего субъекта — продавца на рассматриваемом рынке;
/> - количество продавцов,действующих в географических границах рынка.
В соответствии с различными значениями коэффициентовконцентрации и индексов Герфинделя-Гиршмана выделяются три типа рынка:
1 тип — высококонцентрированные рынки:
при 70%
2 тип — умеренно концентрированные рынки:
при 45%
3 тип — низкоконцентрированные рынки:
при GR
Таблица 2. Варианты заданий.
 № варианта
Величины 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 n — число покупателей конкретного товара 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
q — среднее число
покупок в год 3 5 2 4 6 7 10 3 8 12 1 2 p — цена средней единицы покупки 700000 750000 700000 750000 700000 700000 700000 700000 750000 750000 780000 740000
/> - объем продаж i-го предприятия 20 25 38 50 57 70 75 80 100 115 135 125
n — количество предприя-
тий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
/> - объем рынка в конце базисного пе-
риода 170 150 170 170 160 140 170 130 135 170 165 155
/> - объем рынка в конце аннализируе-
мого периода 120 100 150 105 125 130 125 99 110 135 120 108 t — длительность периода 12 5 8 4 6 5 3 2 9 10 11 7 Контрольные вопросы
Какие типы рынков вы знаете?
Какие рынки бывают по предложению и спросу?
Как определить динамику рынка?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.