--PAGE_BREAK-- Политика цен представляет собой сознательной руководство деятельностью по установлению цен. Ценовая политика обычно заключается в логической увязке целей и возможностей, средств предприятия. Она включает основные принципы и правил, которые фирма стремится использовать в своей повседневной практике. В ценовой политике формируются общие подходы в ценообразовании фирмы, которые обуславливают выбор прикладной маркетинговой модели ценообразования, называемой обычно стратегией.
В целях разработки качественной стратегии фирме необходимы налаженный сбор информации о рынке, его исследования, подготовка и предложения новых товаров, а также оптимальная организация их сбыта. После анализа собранной информации о рынке предприятие разрабатывает свою стратегию.Политика цен предприятия, является основой для разработки его стратегии ценообразования, набора практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием.
Активная политика предприятия в сфере ценообразования состоит в установлении цен на продукцию, выпускаемую предприятием, на основе рассмотрения следующих факторов: цены, которые могут обеспечить реализацию продукции; объемы реализации этой продукции, возможные при этих ценах; объемы производства этой продукции, которые необходимы при таких объемах реализации; средние затраты, которые соответствуют этим объемам производства; рентабельность продукции к затратам и активам предприятия, которые могут быть достигнуты при избранных ценах и достигнутых объемах производства.
Активная ценовая политика может быть признана успешной в том случае, если она позволяет: восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентном рынке этого вида продукции (внутреннем или внешнем), а также увеличить чистую прибыль предприятия.
Глава3. Ценовая политика торгового предприятия СП «Оптсахар».
3.1. Краткая характеристика предприятия СП «Оптсахар».
Белорусско-германское совместное МП предприятие «Акдимол» в форме общества с ограниченной ответственностью первоначально было зарегистрировано в Государственном Комитете Белорусской ССР по внешним экономическим связям 11 августа 1991 года за № 61.
В соответствии с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 16.03 1999 № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельное га) субъектов хозяйствования», а также в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, СП «Оптсахар» ООО прошло перерегистрацию в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь 29 сентября 2000 года за № 935/1, присвоен ЕГР № 600042596. Выдано свидетельство о государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями 20 октября 2002 года № СП935-1996
Согласно Уставу СП «Оптсахар» ООО (в редакции от 19.09.2000) уставный фонд составляет 1136000 (Один миллион сто тридцать шесть тысяч) долл. США Фактическое формирование уставного фонда в полном объеме подтверждается Свидетельством о фактическом формировании уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями № 3131СИ-935/1996. выданным Министерством иностранных дел Республики Беларусь 21.04.2001 на основании аудиторского заключения ООО «Аграр» о фактическом формировании уставного фонда от 27.03.1995 №1-02.
Учредителями СП «Оптсахар» ООО являются:
1. Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо» (г.Минск, ул.Кирова, 8, корпус 2). Доля БФСО «Динамо; в уставном фонде составляет 38 процентов и равна 481600 долл.. США (не денежный вклад в виде холодильного и технологическою оборудования и запасных частей к нему);
2. Колхоз имени Дзержинского (Минская область. Молодечненский район, д. Хожово). Доля колхоза им. Дзержинского в уставном фонде составляет 31 процент, в форме не денежяого вклада в виде зданий и инженерных сооружений стоимостью 352200 долл. США.
3. Иностранный Участник германская фирма «АСКА» джейн венчер ГмбХ» (Германия, 7100, г. Хайльбронн, ул. К.Маркса, 66). Доля фирмы «АСКА» в уставном фонде составляет 31 процент в форме не денежного вклада в виде оборудования, инвентаря для мясоперерабатывающего производства и новых технологий стоимостью 352200 долл. США.
Следует отметить, что первоначально уставом СП «Оптсахар» предусматривалось внесение в устав германской фирмой «Аска» обществом «Динамо» вклада в денежном выражении. Однако данные субъекты хозяйствования внесли денежный вклад в 1993 – 1994 годах. Изменения в устав в связи с изменением формы взносов в уставный фонд зарегистрированы лишь в 1996 году при перерегистрации СП «Оптсахар» ООО.
Экспертное заключение не денежного вклада в уставный фонд СП «Оптсахар» ООО не проводилось.
Согласно Уставу предметом деятельности МП «Акдимол» является:
· Оптовая и розничная торговля сахаром – код 51320
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21. 08.1995г. № 456 «о перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия)» (с изменениями и дополнениями) СП «Оптсахар» ООО имеет следующие лицензии:
1. лицензия на производство пищевых продуктов №17 192 выдана Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь на основании решения от 31.12.1999 № 7, действительна по 31.12.2004.
2. лицензия на осуществление оптовой торговли № 0057260 выдан Молодечинским районным исполнительным комитетом на основании решения от 26.06.2003. № 247, зарегистрирована в реестре лицензий на оптовуцю торговлю за № 479, действительна до 26.06.2006.
Балансовая стоимость основных средств СП «Оптсахар» по состоянию на 01.01.2003. составила 68 152 893 тыс. рублей.
За 2002 год в натуральном выражении произведено 485 тонн сахара. Выручка от реализации продукции и оказания услуг составила 616 209 346 тыс. рублей.
Рентабельность собственного капитала составила 25,1%. Рентабельность активов составила 38,4%.
1. ОАО «Молодечноторг»
2. ТКУП «Мелкооптовая база на Западной», г. Минск
3. УТПП «Комбинат школьного питания»
4. ТУП «Мелки опт»
5. Санаторий «Белая Руь»
6. Санаторий школы №1, №2.
Собственных магазинов предприятие не имеет.
Основные конкурентные преимущества СП «Оптсахар» ООО:
1) высокое качество и надежность выпускаемой продукции;
2) использование в производстве новейших технологий;
3)высокая культура обслуживания клиентов и др.
Цель предприятия – сохранить позиции на рынках.
Коэффициент текущей ликвидности снизился с 288,3 на начало года до 184,4 на конец года.
В настоящее время предприятие обеспечено сырьем, вспомогательными материалами, однако объемы производства продукции сдерживаются из-за низкого объема реализации ввиду низкой покупательской способности населения и большого количества конкурентов в РБ.
3.2. Разработка и применение ценовой политики на СП «Оптсахар».
До того как разрабатывать цену на товар необходимо проанализировать затраты предприятия по всем статьям и на основании этого разрабатывать ценовую политику предприятия, а также проанализировать информацию о конкуренции и правительственной политике, которая включает в себя следующее: характеристику взаимозаменяемых конкурирующих товаров; долю конкурентов на рынках; цены на товары и их динамику; данные о прибылях и убытках; изменение параметров внешней среды; возможное влияние государственной политики на ценообразование и др. [8].
Общие затраты фирмы
Общие затраты фирмы “Оптсахар” за рассматриваемый год составляют:
o затраты по зарплате;
o затраты по аренде;
o коммунальные платежи;
o затраты по охране;
o транспортные затраты;
o затраты на рекламу.
Рассмотрим указанные затраты подробнее.
Зарплата
Начнем анализ с зарплаты персонала фирмы. Зарплата персонала фирмы представлена в таблице 3.1 (см. приложение, табл.3.1).
В табл. 3.2 (см. приложение, табл.3.2) выборочно представлена расчетно-платежная ведомость заработной платы за декабрь 2003 г. На предприятии “Оптсахар” работает 10 человек с заработной платой согласно штатному расписанию.
Аренда
Затраты на аренду составили поквартально:
за I квартал — 25 882 руб.
за II квартал — 26 278 руб.
за III квартал — 52 916 руб.
за IV квартал — 87 635 руб.
Итого за год затраты на аренду составили 192 711 руб.
Коммунальные платежи
Коммунальные платежи за 2003 год составили 2 210 рублей, в том числе:
за отопление — 796 руб. в год;
расчет платы за электроэнергию (по показаниям счетчика) — 60 * 12 = 720 руб. в год;
за холодное водоснабжение — 695 руб. в год.
Поправочный коэффициент на конец 1999 года — 1,4.
С учетом поправочного коэффициента коммунальные платежи составляют 3 094 руб.
Затраты на охрану и транспортные затраты
Затраты на охрану и транспортные затраты составляют 10 % от годовой стоимости аренды, то есть 19 271 руб.
Затраты по предприятию в целом
Затраты по предприятию в 1999 г. составили:
368 003 + 192 711 + 3 094 + 19 271 = 583 079 руб.
Определение закупочной цены товара (сахара) на предприятии
Величину закупочной цены определяем на основе рассмотренных выше принципов и методов. Выбор определяющих целей формирования ценовой политики осуществляется на основе изучения стратегии ориентации цен.
Из трех стратегий ориентации цен:
1) ориентация на потребителя путем повышения качества товара и качества сервиса,
2) ориентация на собственные текущие издержки путем закупки дешевого (и низкокачественного) товара и экономии на качестве сервиса покупателей,
3) ориентация на прибыль, — выбираем первую стратегию [9].
Фирма только создана, ей необходимо вырабатывать свой имидж у потребителей, думать о будущем. Поэтому фирма СП «Опт сахар» не может ставить цель максимизации прибыли, применяя вторую или третью стратегии. Главное на данном этапе — окупить собственные затраты и получить незначительную чистую прибыль, которую принимаем 0,5 %.
Оценка сложившегося уровня торговой надбавки выполняется по схеме, представленной на рис. 3.3 (см. приложение, рис. 3).
Как показано на рис. 3.3, торговая надбавка складывается из трех частей: издержек обращения, связанных с закупкой и реализацией товара; налоговых платежей; чистой прибыли. Эти элементы определяются после определения основных показателей: объемов закупки и продаж, цены оптовой закупки и цены продажи товара [11].
Для определения минимальной и максимальной цены оптовой закупки товара (в выбранном нами примере — сахара-песка) проводим анализ аналогичных цен основных конкурентов на данном рынке (см. приложение, табл.3.4.).
После определения минимальной, максимальной и средней оптовых цен закупки сахара-песка основных конкурентов и учитывая принятую фирмой стратегию на качественное выполнение торговых услуг мы устанавливаем оптимальную закупочную цену сахара-песка за период IV квартал 2003 г. — IV квартал 2003 г. Закупочная цена фирмы ниже среднеотраслевой, поскольку в первый год своего становления она не может ставить перед собой цель максимизации прибыли — прежде всего, ей необходимо привлечь клиентов путем обеспечения высокого качества услуг и установления оптимальной цены.
В данном примере фирма должна изучить круг поставщиков-производителей сахара-песка у конкурентов 1, 3 и 4, так как у них закупочная цена товара ниже среднеотраслевой. Изучив цены, качество товара, его упаковку, сертификат, условия хранения и поставки, имидж поставщика и другие его характеристики, выберем поставщика товара и заключим с ним договор.
Определение спроса, анализ издержек и цен конкурентов
Различие в подходах к определению цены обусловливается формой рынка.
В условиях совершенной конкуренции фирма должна исследовать изменение спроса на свой товар, на величину которого влияют потребность на товар, количество товаров-заменителей по номенклатуре и ассортименту, платежеспособность покупателей, их покупательские привычки и т.д.
Спрос по-разному реагирует на цену, степень его чувствительности к изменению цены определяется коэффициентом эластичности.
Верхний предел цены на товар определяется спросом на него, нижний — минимальными издержками.
Фирме необходимо также знать цены на аналогичные товары, реализуемые конкурентами, проводить анализ качества и цен товаров конкурентов [10].
Расчет оптимальной цены оптовой продажи товара фирмы
По приведенным выше рекомендациям осуществим сбор необходимой информации по конкурентам. Поскольку в данном примере объектом торговли является сахар-песок, то условно принимаем, что у всех конкурентов уровень качества сахара отвечает требованиям ГОСТ 21 — 94, по качеству сахар у всех сертифицирован. Данные по ценам товаров конкурентов приведены в табл.3.5 (см. приложение, табл.3.5).
ВЫВОД К ГЛАВЕ 3.
Таким образом, ценовая политика заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.
Согласно данным проведенных исследований ценовая политика большинства белорусских фирм заключается в том, чтобы покрыть издержки и получить удовлетворительную прибыль. Кое-кто просто старается продать свой товар как можно дороже. Бесспорно, что в области ценовой политики у нас еще отсутствует необходимый опыт и знания. Отсюда значение изучения различных подходов в ценовой политике фирмы, особенностей, условий и преимуществ их практического применения.
Фирма должна поставить перед собой следующие цели:
- обеспечение выживаемости;
- максимизация текущей прибыли;
— завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара;
В зависимости от сферы деятельности, от доли занимаемого рынка фирма должна выбрать один из следующих методов ценообразования:
— «средние издержки плюс прибыль»;
— анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли;
— установление цены на основе ощущаемой ценности товара,
— установление цены на основе уровня текущих цен,
— установление цены на основе закрытых торгов.
Фирма также должна учитывать, что установление окончательной цены на товар зависит от: психологического восприятия с обязательной проверкой; от того, что цена эта должна соответствовать установкам практикуемой фирмой политики цен и, что она будет благоприятно воспринята дистрибъютерами и дилерами, собственным торговым персоналом фирмы, конкурентами, поставщиками и государственнымиорганами.
Заключение
продолжение
--PAGE_BREAK--