Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-педагогические основы организации школьных каникул



Социально-педагогические основы организации школьных каникул

Практика последних лет - открывать при школе каникулярные лагеря дневного пребывания -- делает актуальным разговор об организационных основах этих объединений. На сегодняшний день есть два управленческих стереотипа, настолько глубоко укоренившихся в сознании начальников детских лагерей и контролирующих их органов образования, что одно лишь преодоление этих штампов может изменить систему организации школьных каникул. Первый - работа в режиме "плана-сетки", второй -- игровой формат смены. И то, и другое -- из разряда возможного, но совсем не обязательного и зависит от того, как определяется роль временного объединения. Для нас важно, что эти структуры обладают значительным социально-педагогическим потенциалом.

Здесь необходимо небольшое пояснение. Социальная педагогика -- и как наука, и как практика -- неоднозначна. Став ответом на изменение жизненных обстоятельств человека еще во второй половине XIX в. (речь идет о разрушении экономической и технологической цивилизацией традиционного уклада жизни, основанного на групповой солидарности и родственных отношениях), она с самого начала эволюционировала двумя путями. Э.Дюркгейм предложил работать с уже обозначившимися проблемными детскими группами, П.Наторп -- образовывать всех людей адекватно переменам в обществе и в расчете на его прогресс. В последующей практике и исследованиях эти подходы нашли свое развитие. Деятельность по преодолению личностных проблем переросла в социальную работу. А социальную педагогику в трактовке П.Наторпа, на наш взгляд, следует воспринимать как творческую и подвижную систему, ищущую новые методы в каждой новой реальности.

Что представляет собой современное общество, и какие временные рамки мы для него определяем? За прошедший век социальные параметры менялись неоднократно. Очередная кардинальная социально-историческая ломка и, как результат, изменение фундаментальных механизмов социализации наблюдаются с начала 1990-х гг. Интернет, спутниковые каналы, изменения на карте мира (включая образование новых государств на территории бывшего СССР), миграция населения, ВТО, Евросоюз -- словом, то, что называется глобализацией, влияет на общество, семью, религию, язык. Ослабление институтов социального воспитания, эффективно действовавших в течение столетий, меняет психологию и даже физиологию человека.

Интересным наблюдением за городскими детьми поделился с читателями китайского журнала "Дучжэ" Дэн Хайянь. В 1989 г. он работал консультантом в шаньдунском начальном военном училище. В 1999 г. он снова оказался там, что позволило ему сравнить обучавшихся в разные годы. Вывод Дэна неутешителен: нынешние дети деградируют. Выросшие в шумном городе, они не фиксируют отдаленные звуки; у большинства детей отсутствует опыт ориентирования в темноте. Они никогда не играли со своими сверстниками по вечерам, потому что, как только хоть немного темнело, родители запрещали им выходить на улицу. Не приспособлены дети и к внешнему миру: стоит ребенку, оторванному от кондиционера, чуть-чуть подвигаться на природе, как он покрывается обильным потом. Китайские специалисты заметили также, что у современных детей маленький словарный запас, они стараются говорить трафаретными фразами, не осмысливая происходящее. Очень низкий у них и творческий потенциал: научив ученика трем способам завязывания веревки, бесполезно просить его самому придумать четвертый. Причины такой деградации, считает Дэн Хайянь, кроются в изменении "экологической среды общества". В городах у детей уже давно пет игрового пространства. Родился ребенок -и зажил в доме с железными дверями, в атмосфере назойливого круглосуточного внимания и заботы, TV, VCD, компьютера, электронных игр. Он еще не успел познать естественный мир, но уже искусен в выдуманном., виртуальном [1].

Социальная педагогика восполняет утраченные ориентиры, естественные для человека, -- пример родственников, религиозные нормы, народные обряды, благодаря которым каждый сам преодолевал сложности жизни, избавлялся от амбивалентности восприятия нравственного порядка. И чем дальше мы уходим от традиционных сообществ и традиций, тем разнообразнее должны быть методы, которые помогают личности справиться с большей свободой выбора и непредвиденностью обстоятельств, тем шире должен быть спектр организаций, применяющих эти методы.

Детские лагеря -- социально-педагогическая территория. Они изначально возникли как реализация идеи поддержки: дать детям, живущим в городе, возможность провести летние месяцы в деревне (в детских колониях -- так назывались тогда эти учреждения) или на природе (в полуколониях, которые открывала каждая школа с целью организации ежедневных прогулок за город). ("Летние школьные колонии были впервые устроены в России в 1850 г. Евангелическим обществом в С.-Петербурге и Прибалтийском крае" [2]. Широкое распространение они получили в России и в Европе в конце XIX -- начале XX в.) Педагоги надеялись, что их воспитанники не только укрепят здоровье, по и расширят свой кругозор и, усвоив хорошие привычки в общежитии, впоследствии будут примером для прочих школьников. Надо отметить, что названные структуры предназначались для бедных детей, среда жизнедеятельности которых негативно влияла на их поведение. "Гуманнейшими учреждениями в мире" считали их в конце XIX столетия. "Санатории лечат болезни, а колонии предупреждают развитие этих последних" [5, с. 14]. В отчетах тех лет находим этому подтверждение:

- "...самый разнообразный состав детей есть самый жизненный";

- "...семейный характер жизни детей, при постоянном надзоре допускается большая непринужденность и свобода";

- "...от педагогов колонии требуется теплое отношение к делу, терпение, способность привязать к себе детей" [4];

- "...важно создать в колонии атмосферу тепла и добра" [5];

- "...жизнь в колонии строится на полном самообслуживании" [6];

- "...для того чтобы сделать детей активными участниками создания порядка жизни в колонии, чтобы отношение к этой жизни стало более сознательным, а отчасти и для развития чувства ответственности за свои поступки -- устраивались общие собрания" [7].

С.Т.Шацкий и А.У.Зеленко в созданной ими колонии, в книгах и статьях подведут итог многолетним поискам своих коллег -- опыт "бодрой жизни". Результат пребывания детей в колонии, с их точки зрения, -- не просто "хорошие привычки", но "проявление творческой силы", а самовоспитание -- это организация детской ЖИЗНИ. И сегодня, когда мы озадачиваемся открытием школьного лагеря, возникает первый вопрос: к чему мы готовимся? К организации детской жизни. Простой ответ, но, давая его, мы должны обратиться и к философии, и к психологии, и к управлению.

Жизнь, по К.Ясперсу, -- "это встреча с миром, который мы называем реальностью, это борьба и воздействие на окружающее, творческая деятельность; это столкновения с миром, адаптация к миру, процесс обучения и приумножения знания о мире" [8]. В жизни, согласно Э.Фромму, должны быть: забота (если ее нет, развивается нарциссизм), активное творческое созидание (в противном случае -- деструктивность), ощущение себя хозяином своей жизни (иначе -- потеря идентичности) [9, с. 250--251].

При работе с детьми важно учитывать особенности возраста и создавать жизненные условия, которые определят "развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней" [10, с. 513]. С.Т.Шацкий, говоря о природных свойствах детей, свел то, что выработалось истинной педагогикой, к следующим пяти положениям.

У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом -- игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаком этого инстинкта.

Дети -- настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать.

Дети -- любят созидать, устраивать что-то из ничего, дополняя недостающее воображением.

Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего Я и огромное развитие фантазии и воображения -- это инстинкт детского творчества.

Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности [10, с. 289].

Казалось бы, каникулярный период жизни дает детям возможность проявить самостоятельность, для которой не так много места в регламентированном пространстве учебного времени: молено самим выбирать дело, преодолевать возникающие трудности, находить новых друзей, обсуждать с ними интересные и важные темы. На деле же каникулы часто оборачиваются сменой одного норматива (постоянного, школьного) другим (временным, "лагерным"). Вместо расписания уроков -- план-сетка в лагере. Вместо школьного устава -- кодекс какого-нибудь "города счастливых жителей", придуманного воспитателями.

Понятно, что проблема задания ценностей всегда стоит перед педагогическим коллективом. Сами дети в своих стремлениях могут не подняться выше "дурачества", под которым подразумевал "ряд несвязных временных проявлений избытка энергии, зависящей от каприза, случая" [12, с. 188].

Однако нормы и ценности можно вырабатывать совместно со школьниками. Вот описание С.Т.Шацким общих собраний в колонии: тачала на них обсуждались вполне попятные детям хозяйственные дела, распределение дежурств, и постепенно, кроме этих, стали подниматься вопросы о взаимоотношениях, поведении кого-либо из колонистов, стали высказываться и мысли относительно улучшения жизни колонии [13, с. 313].

Вариантами вовлечения детей в обсуждение своей жизни богата и педагогика более позднего периода (см., например, работы У.Глассера, И.П.Иванова, М.И.Рожкова). Однако большинство организаторов каникул предпочитают игровые форматы смены, где уже заложены нормы жизни, правила распорядка, тематические дни, виды деятельности. Рецензируя в течение нескольких последних лет присланные на конкурс программы детского отдыха в Свердловской области, мы практически не видим других, не игровых вариантов лагерной смены: "Путешествие по морям", "Полеты к звездам", "Погружение в разные эпохи"... Расписаны до мелочей роли, маршруты -- это просто кладезь педагогического творчества. А к чему здесь могут приложить свое творчество те, для кого эти проекты предназначены? Детям остается только принять (или терпеть) условия игры. Если бы им предлагались настоящие ролевые игры с саморазвивающимся сюжетом, тогда можно было бы одобрить такой педагогический подход. Но игровой формат -- это не игра в настоящем смысле слова. Это -- игровое оформление, внутри которого обычные кружки, соревнования, обеды и прогулки.

В такой "игре" детское развитие скорее подвергается упрощению и обеднению, чем обогащению средствами именно игровой деятельности, которое отмечали многие отечественные психологи применительно к дошкольному детству. Для школьников игра не является ведущим видом деятельности: чтобы не сковывать развития личности, она должна предлагать простор для познания и общения. Но игровые форматы не содержат ни поля для исследования, ни значимого предмета обсуждения, ведь все жизненные вопросы здесь уже решили взрослые. Нормы л<е, придуманные для такой игры, так в игре и остаются, без переноса в действительность: "они обнаруживают себя только в исполнении, если исполняется ритуал, значение и сила которого не понимаются" [14].

Сравним игровой формат смены "Племена индейцев", предложенный участвовавшим в конкурсе педагогическим коллективом, и игру в индейцев в "Маленьких дикарях" Э.Сетона-Томпсона.

В первом случае найдено ролевое соответствие: "племена" -- клубы по интересам ("Зоркий глаз" -- сбор лекарственных трав; "Быстрая нога" - спорт; "Серебряная нить" -- шитье и вязание). "Вигвамы" -- отрядные комнаты; Совет Старейшин -- воспитатели, вожатые, педагоги дополнительного образования. "Pa-сбор", на который приглашаются "племена" со своими отличительными знаками, -- общий сбор, приходить к согласию на котором дети будут в роли "индейцев", соблюдая ритуалы, заданные игрой: говорит тот, у кого в руке флаг; приоритет в споре у старейшины и т.д.

Дети узнают, что попадут в "вигвамы" и "племена", только оказавшись в лагере. Казалось бы, какая им разница, как названы кружки и комнаты? Да, никакой, если так принято или ребята сами так придумали. А если им на 18 дней предлагают слова, которые для них ничего не значат, то они с педагогами играют в разные игры.

Мальчишки у Э.Сетона-Томпсона по собственной инициативе решили играть в индейцев.

«Ян старался во всем подражать индейцам: ходил носками внутрь, ломал ветки, обозначая свой путь, определял время по солнцу, выражал свое удивление односложными вос-клицаниями, которые произносил на индейский манер гортанным голосом.

- ...Сэм, давай играть в индейцев.

- Это еще зачем ? - удивился Сэм.

- Чего только индейцы не умеют делать! Разве белый охотник заметит след ноги в мокасине на гранитной скале? Он побоится идти в лес с одним только ножом. А лодку из березовой коры ему ни за что не сделать... Послушай, Сэм, - продолжал Ян, - ведь мы же хотим быть настоящими охотниками! Так давай станем индейцами и будем все делать, как они.

В конце концов, предложение Яна показалось Сэму заманчивым, и он согласился "чуточку поиграть в индейцев"» [15].

Они соорудили тили, в котором поселились на каникулы. Строили его сами, всеми возможными способами изучая традиции индейцев. Правила своей жизни они тоже взяли у древнего парода, например: не стрелять в певчих птиц, ловить только ястребов, ворон и соек, потому что они истребляют других птиц; за каждый подвиг прикреплять к шапке орлиное перо. В процессе игры "маленьких дикарей" на первом месте было изучение жизни, построение отношений с другими людьми, преодоление своих слабостей, т.е. личностное развитие.

В описанной выше современной программе -- желание придать детской жизни романтику выливается в условность названий для традиционных организационных моментов.

Ролевая игра -- хорошее дело для подростков. Но устроить такую игру под силу далеко не каждому взрослому. Вот как описывают "кэрроловские" игры их организаторы:

«Как правило, все это самоорганизуется по интересам. Такой вид общения. В принципе все эти театрализованные игры - это способ отдыха на самом-то деле, отдыха от цивилизации, "от головы".

...Это очень сложно. С одной стороны, трудно находить персонаж. А с другой - трудно воплотить в жизнь то, что ты будешь делать, и честно повторять свои действия. Идея, в общем, была дать игроку возможность придумать то, что ему хотелось бы делать, а потом поместить себя в шкуру человека, который согласен делать то, что ему хочется. Это, оказывается, очень трудно.

...Во многих проектах есть некоторое несоответствие идей и практики. Как правило, человек, которому становится скучно, склонен общаться со своими старыми знакомыми в пределах отнюдь не кэрроловской логики. Обычно чем сложнее, чем насыщеннее действиями игра, тем меньше у людей искушения выпасть из роли... Поэтому действие должно быть плотным и еще и информационно насыщенным» [16].

Настоящая ролевая игра требует заинтересованных участников и умелых организаторов. Но если она -- не для всех, то почему столь многих привлекает игровой сюжет? Дело в том, что руководители оздоровительных лагерей продолжают работать в традиции лагеря пионерского. Но детской организации давно нет, пет маршрутов марша, шагая которым каждый пионер в лагере совершенствовал свое мастерство, в соответствии с законами, которые он добровольно принимал. А линия оздоровления, заложенная в названии большинства сегодняшних временных объединений, исторически отсылает нас, скорее, к летним детским колониям.

Соответственно, и педагогические технологии должны создавать условия для компенсации всего недостающего детям для развития в течение учебного года, в семейном окружении, в "суете городов". Чего не хватает большинству современных молодых людей? Спонтанно-организованной игры, общения, свежего воздуха, движения. Не хватает знания правил общежития и опыта демократически построенной жизни: не случайно в обиход школьной жизни вошло слово "буллинг" (в англоязычной литературе им обозначается физический и/или психологический террор, который оказывается в отношении ребенка со стороны группы одноклассников), и все чаще мы видим примеры насилия в детской среде -- вновь возрождаются подростковые группировки по месту жительства, процветают молодежные течения националистического толка. Как и во все времена, дети испытывают трудности с пониманием себя и с определением своего места в мире.

Между тем, каникулярный лагерь имеет все возможности для позитивного влияния на детское общество и на каждого отдельного ребенка благодаря следующему:

-- изменению позиции школьника;

-- возможности для изменения стереотипов;

-- реализации активности детей;

-- динамизму и интенсивности общения;

-- эмоционально-психологической атмосфере временного объединения, более жизнерадостной, в которой преобладают

бодрые и приятные эмоциональные состояния;

-- мобильности временных структур: можно собрать на короткое время в одном месте множество интересных для детей взрослых.

Если принимать во внимание социально-педагогические цели каникулярного оздоровительного лагеря и его воспитательные возможности, мы неминуемо откажемся и от "плана-сетки". Детям не нужно одно на всех дело в каждый из дней смены. Кто-то из них готов целый день кататься на скейтборде, другой предпочтет провести со сверстниками конкурс, кому-то, в силу общей ослабленности организма, захочется просто посидеть в беседке. Задача педагогов -- помочь реализоваться каждому ребенку, а не искать варианты увлечь всех подготовкой к очередному мероприятию. И тогда в лагере будет хорошо всем -- "и тем, кто любит поесть и поспать, и тем, кто любит трудиться, и тем, кто любит слушать или рассказывать истории, петь или просто сидеть и думать, и тем, кому правится все понемножку", как в доме Элронда из сказки Дж.Р.Р.Толкиена [17].

Когда же всем хорошо, каждый сможет найти время отвлечься от своего любимого дела и поинтересоваться хобби товарищей, вступить в дискуссию -- не потому, что она "в плане", а потому что по телевизору накануне фильм смотрели. И, главное, каждый сможет сам выбирать: участвовать в предложенной деятельности или остаться зрителем, играть или не играть, заступиться при необходимости за друга или промолчать, преодолеть себя или полениться... А ведь выбор, оценка и ответственность, по словам Ю.М.Лотмана, составляют то чрезвычайное своеобразие, которое и отличает Человека.

Список литературы

1. Земные лабиринты для нового поколения Поднебесной // Первое сентября. 2000. № 88.

2. Мейзелъ И.Е. Летние школьные колонии. М., 2006.

3. Летняя детская колония в Никольской слободе в 1897 году. Киев, 2007.

4. Детские летние колонии в 1899 г. Харьков, 2000.

5. Летняя детская колония в Никольской слободе в 1897 г. Киев, 2007.

6. Девятое В. Летняя школа на Волге // На путях к новой школе. 2002. № 1.

7. Кружок летних колоний московских городских начальных училищ: Отчет за 1910 г. М., 1911.

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2007.

10. Леонтьев А.Л. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

11. Шацкий С.Т. Задачи общества "Детский труд и отдых" // Пед. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 2003.

12. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Берлин, 2002.

13. Шацкий С.Т. Бодрая жизнь // Пед. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 2003.

14. Зинченко В.П. Работа понимания // Педагогическая психология: вопросы теории и истории. 1997. № 3.

15. Сетон-Томпсон Э. Маленькие дикари. Пер. с англ. М., 1988.

16. Демурова Н. Беседы о Льюисе Кэрролле // Иностранная литература. 2007. № 1.

17. Толкиен Дж.. Хранители: Повесть. Пер. с англ. М., 1988.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Толерантность и полисубъектная социальность процесса формирования социального самосознания шотландского народа в период Позднего Средневековья.
Реферат Некоторые черты полководческого почерка Жукова
Реферат Анализ и организация производственно-хозяйственной и финансовой деятельности фирмы "Орикс"
Реферат Савва Морозов, великий российский предприниматель
Реферат Is Financial Compensation Beneficial Or Detrimental In
Реферат Джеймс Болдуин. Другая страна
Реферат Отчет по геофизическим работам на месте Дома Ипатьева
Реферат Проблемы управления в условиях политического и экономического кризиса России
Реферат Органы исполнительной власти субъектов РФ 2
Реферат Ancient Romans Essay Research Paper Western Civilization
Реферат Програмирование на языке Паскаль
Реферат A Biography Of King Henry II Essay
Реферат Gregor Mendel Essay Research Paper Gregor Johann
Реферат Пионеры. Купер Фенимор
Реферат Память и законы памяти