Реферат по предмету "Маркетинг"


Развитие предпринимательства в ходе эволюции социально-экономических систем

--PAGE_BREAK--2.2. Адам Смит
Основатель классической политической экономии Адам Смит (1723-1790) считал предпринимателем собственника капитала, который руководствуясь какой-либо коммерческой идеей, идет на экономический риск с целью получения прибыли (дохода).

Смит полагал, что предприниматель большей частью является частным собственником. В своей деятельности он руководствуется личной выгодой, что не всегда совпадает с интересами всего общества. «… интересы предпринимателей в той или иной отрасли торговли или промышленности всегда в некоторых отношениях расходятся с интересами общества и даже противоположны им»[6]. Однако в обществе существует некий ограничитель личного интереса предпринимателя и это – конкуренция. Конкуренция частных предпринимателей заставляет их осуществлять свою деятельность, учитывая интересы общества. Чтобы частное предпринимательство было полезно обществу необходимы два условия:
у предпринимателя должна быть личная выгода от предприятия; конкуренция должна удерживать его в определенных рамках. 2.3. Жан-Батист Сэй
Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес французский ученый Жан Батист Сэй (1767-1832). В своей теории Сэй опирался на фундаментальный труд А. Смита «Богатство народов».

В своем «Трактате по политической экономии» (1803 г.) Сэй уделил большое внимание предпринимателю, как главному субъекту экономической деятельности. «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности».

Теория трех факторов производства: земля (рента), труд (заработная плата), капитал (прибыль).

Доход на капитал с точки зрения Сэя отличается от предпринимательского дохода. Помимо процента на принадлежащий ему капитал предприниматель получает предпринимательский доход и премию за риск.

Предприниматель Сэя ближе к менеджеру и четко отличается от капиталиста.
2.4. Джон Бэйтс Кларк
Джон Бэйтс Кларк(1847-1938) развивал идеи Сэя. Выделил предпринимательскую деятельность в отдельный фактор производства, приносящий особый доход – предпринимательскую прибыль, разграничив доход от капитала и предпринимательский доход. «… чисто координирующую работу мы назовем функцией предпринимателя, и вознаграждение за нее назовем прибылью. Функция эта сама по себе не связана ни с трудом, ни с собственностью на капитал; она состоит … в установлении и поддержании производительных отношений между этими факторами производства»[7].

Прибыльв условиях жесткой конкурентной борьбы получают лишь те предприниматели, которые используют достижения технического прогресса. Доход остальных становится равным заработной плате квалифицированных работников.

Прибыль служит «приманкой», которая «должна быть достаточно велика, чтобы заставить людей преодолевать препятствия и рисковать»[8].
2.5. Альфред Маршалл
Альфред Маршалл(1842-1924, английский экономист, лидер неоклассического направления в экономической науке, представитель кембриджской школы экономики) и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может стать предпринимателем[9].

Предприниматель с точки зрения А.Маршалла выполняет две различные функции и, следовательно, должен обладать двоякой способностью:

1.      как промышленник он должен разбираться в отрасли своей деятельности, выступать в роли торговца и организатора производства, инженера;

2.      как работодатель он должен быть руководителем, правильно подбирать персонал, контролировать работу подчиненных.

«Способности, которые должны быть присущи идеальному предпринимателю, столь велики и многочисленны, что очень мало людей могут в очень высокой степени обладать всеми ими»[10].

Маршал поддерживал идею о том, что предпринимательство есть особая деятельность, от которой зависит прибыльность и которая вследствие этого имеет собственные формы вознаграждения.
2.6. Йозефф Алоиз Шумпетер
Йозефф Алоиз Шумпетер(1883-1950). Маржиналист. Его концепция стала особенно популярной среди экономистов и социологов. Шумпетеровский предприниматель как идеальный тип представляет человека, находящегося в непрерывном движении. Он не только не является собственником данного предприятия, но и, как правило, не связан с ним какими-то другими более или менее постоянными узами. В случае успеха он оставляет свое детище и начинать разворачивать новые проекты. Привязанность к конкретному предприятию даже вредна для реализации предпринимательской функции. Предприниматель должен быть свободен, и в этом смысле он является полной противоположностью менеджеру современной корпорации. Среди личных качеств ему необходимы, во-первых, интуиция и чутье, потребные для обнаружения новых нестандартных путей; во-вторых, энергия и воля для того, чтобы отказаться от устоявшихся порядков, преодолевать сильную инерцию экономических и социальных процессов.

Какие мотивы движут предпринимателем на этом тернистом пути? Мотив прибыли, как мы уже говорили, обязателен. Но прибыль не является самоцелью и не рассматривается как источник личного потребления. Прибыль важна в первую очередь как критерий успеха: заработанные деньги показывают, насколько хорошо реализован задуманный предпринимательский проект. Сам же предприниматель, по Шумпетеру, стремится, в конечном счете, к свободе и самореализации[11].

Предпринимательство с точки зрения Шумпетера отличает активный инновационный характер. Предпринимательская функция состоит в осуществлении организационно-хозяйственной инновации («новых комбинаций факторов производства») в целях извлечения прибыли.

Предприниматели по Шумпетеру не образуют особой профессии или отдельного класса. Речь идет именно о функции, осуществляемой периодически разными субъектами.

Шумпетер разработал и ввел в научный оборот понятие предпринимательской прибыли, основу которой составляет прибыль от нововведений. Чистой прибылью предпринимателя является разница между стоимостью продукта, полученного в результате применения инноваций, и стоимостью этого же продукта, произведенного стандартным способом. Предпринимательская прибыль существует до тех пор пока существует преимущество новатора перед конкурентами, ведь инновация рано или поздно становится всеобщим достоянием. «Предприниматель, остающийся таковым на протяжении десятилетий, встречается также редко, как и коммерсант, который никогда в жизни не бывал хоть немного предпринимателем»[12].

Таким образом Шумпетер отделяет предпринимателя от коммерсанта (бизнесмена) и менеджера, чьим уделом является рутинная деятельность, от собственника капитала.

Предприниматель в чистом виде не обязательно обладает правом собственности на какое-либо имущество и, следовательно, не несет какого-либо риска (он выпадает на долю капиталиста, ссужающего ему деньги). В то же время своим новаторским характером он отличается от рутинных функций менеджера.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.