Реферат по предмету "Маркетинг"


Разработка рекламной кампании сока "Фруктовый сад"

Содержание
Введение
Глава 1. Общие понятия, новые решения в рекламе
1.1 Функции и цели рекламы
1.2 История возникновения российской рекламы
1.3 Инновационные решение в рекламе
Глава 2. Рынок соков: планирование рекламной кампании сока „Фруктовыйсад"
2.1 Российский рынок соков
2.2 Планирование рекламной кампании сока «Фруктовый сад»
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Реклама играет огромнуюроль в сохранении позиций фирмы на рынке. Реклама продукции и деятельностипредприятия – важнейшая составляющая часть комплекса маркетинговых мероприятий,своеобразный информационный выход на потребителя. Специалисты выделяютследующие основные функции рекламы. Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляяпотребителей покупать товары и ускоряя процесс „купли — продажи", а отсюдаоборачиваемость капитала, реклама выполняет на рынке экономическую функцию.Кроме того, она осуществляет также информационную функцию. В этой роли рекламаобеспечивает потребителей направленным потоком информации о производителе и еготоварах, в частности, их потребительной стоимости. Вместе с тем, очевидно, что,являясь частью системы маркетинга, реклама перешагивает узкие рамкиинформационной функции и берет на себя еще функцию коммуникационную. Используясвои возможности направленного воздействия на определенные категориипотребителей, реклама все в большей степени выполняет функцию управленияспросом. Управляющая функция становится отличительным признаком современнойрекламы, предопределенным тем, что она является составной часть системымаркетинга. На современном рынке маркетинговая деятельность, в том числерекламная, характеризуется множеством связей, осуществляющих вширь и вглубь, всамых разнообразных направлениях и на разных уровнях организационных структур.Для производителя становиться необходимым, так построить свою работу, чтобы вего практической деятельности стимулировался, не прерывался и постоянноучитывался поток информации из самых разных источников и все основные действияконтролировать обратной связью. Рынок, получив по каналам рекламы информацию одействиях производителя, генерирует информацию с различных уровней сбытовойсети – от торговых агентов, оптовых и розничных торговцев, потребителей. [5]. Крометого, производитель получает нужные ему данные от специализированныхорганизаций, работающих с информацией, — ассоциаций, институтов, агентств,предоставляющие своим клиентам готовые исследования, а также рекомендации,содержащие сведения о факторах, воздействующих, на сбыт. Таким образом,производитель получает информацию о контролируемых факторах, возникающих врезультате воздействия среды, в которой маркетинговая и как ее составляющаярекламная деятельность. Эти неконтролируемые факторы являются следствиемсуществующих в той или иной стране политических, экономических, правовыхусловий, государственных и общественных институтов, уровня и спецификикультуры, национальных особенностей населения и т.д. и обязательно учитываютсяпри разработке рекламных кампаний. Информация о рынке и его реакциях надействие производителя аккумулируется в его маркетинговой службе или вработающей с ним специализированной маркетинговой организации. На основе этойинформации разрабатываются новые и корректируются старые рекламные кампании, атакже образцы рекламной продукции по определенным товарам.
Реклама любого продуктаили услуги – это очень сложное дело, требующее обширных знаний в областипсихологии, эстетики, дизайна, технологии производства и.т.д. Во времяпроведения рекламных кампаний конкретизация отдельных мероприятий зависит, преждевсего, от маркетинговой стратегии, которая может выражаться, например, взахвате рынка в целом, его доли, сегмента; во внедрении в незанятуюконкурентами нишу; в удержании ранее захваченных рыночных позиций [4]. Приправильной организации реклама очень эффективна и способствует быстройбесперебойной реализации производимой продукции. Но для того, чтобы рекламаработала, нужно разработать стратегию рекламной кампании. Большая частьроссийских владельцев и управляющих предприятий склонны использовать единичныерекламные акции. Нередко они прибегают к ним в крайних случаях как к „скоройпомощи" и ждут немедленных положительных результатов. Такой подход трудноназывать рекламой в современном смысле слова, и он вряд ли может принестиожидаемые „плоды" в виде увеличения сбыта продукции или услуг. Припланировании рекламных кампаний принимается во внимание, что успех рыночнойдеятельности зависит не только от удачной рекламы, но от факторов,характеризующих товар: его потребительских свойств, цены и аналогов на рынке.Разработка рекламной кампании дает фирме успешно справляться со своимипроблемами сбыта, даже позволяет успешно конкурировать с другими фирмами. Еслифирма разрабатывает стратегию рекламной кампании, она может избежать множестваошибок при ее проведении и делает такую рекламу, которая направлена напотребителя более точно, чем необдуманные рекламные акции, которые вредятфирме, негативно сказываясь на ее имидже[3].

Глава 1 Общие понятия,новые решения в рекламе
1.1 Функции и целирекламы
Функции рекламы разнообразны,помогают понять ее возможности и оценить ее растущую роль. Реклама можетвыполнять свои функции в большей или меньшей степени в зависимости от целей,определяемых конкретной рыночной ситуацией.
Информационно –просветительская функция вытекает из того, что реклама прямо или косвенно,запланировано или случайно несет различную информацию о мире. Рекламнаядеятельность направлена на распространение сведений, знаний, социальныхценностей с целью формирования осведомленности, определенных взглядов,представлений, эмоциональных состояний, развития социальных приоритетов иповышения культурного уровня людей. Примером грамотного использованияинформационно-просветительской функции может служить запуск в Турции новоймарки зубной пасты с содержанием экстракта местного растения сюжет рекламногоролика банален: дедушка с внуком гуляют по парку, дедушка срывает веткурастения и говорит, что раньше чистил им зубы, поэтому у него они такиекрепкие. Мальчик тоже хочет чистить зубы этим растением, но дедушка предлагаетему современное средство – пасту с экстрактом этого дерева. Все счастливы. Запростым сюжетом скрывается глубинный подтекст национальной культуры, истории,традиций. Растение, о котором идет речь, имеет значение в исламе, что дает некоерелигиозное обоснование использование именно этой марки. В традиционномобществе, которым является Турция, очень важна связь между поколениями,передача знаний и опыта от старших к младшим, что передано в рекламном слогане:«Новые технологии на службе традиций». Глубокое понимание и отражениев рекламе исторических культурных символов народа и страны дает неоспоримыепреимущества рекламной кампании [7].
Пропагандистская функциявыражается во внушении, как виде психического воздействия, словесного или образноговызывающего некритическое восприятие или усвоение какой – либо информации. Этопроисходит при подмене активного отношения психики к предмету коммуникациипреднамеренно созданной пассивностью восприятия предлагаемых сообщений, черезрассеивание внимания обилием информации, через аффективную форму еепреподнесения. Термин пропаганда, более традиционный для русского языка,совершенно точно отражает смысл рекламирования, чем применяемый в маркетинговойлитературе английский термин „publicity" (паблисити).
Коммуникативная функция –реклама как средство взаимодействия, в том числе между людьми, порождаетустановление и развитие контактов.
Основная коммуникативнаязадача рекламы заключается в „увязывании" запроса объекта и предложениясубъекта.
Языковая функция –развитие новых форм, слов и выражений национального языка. Вместе с темнекоторые специалисты считают, что современная реклама размывает нормы русскогоязыка.
Аттрактивная функция –привлечение внимания клиентов к фирме, ее миссии, деятельности, товарам иуслугам. Аттрактивная функция влияет на узнаваемость марки, если дляпотребителя релевантными рекламные коммуникации, учитывающие культурнуюспецифику целевой аудитории, ее ментальность и архетипы. Для усиления даннойфункции рекламодатели делают „беспроигрышные", по их мнению, ходы, безпроведения маркетинговых и социологических исследований, без подготовкиаудитории:
— громкое звучаниерекламы;
— частое прерываниерекламой популярных передач и фильмов (в обоих случаях реклама вызываетраздражение и мнение о вседозволенности телевизионных каналов);
— шоковые спецэффекты (впервую очередь запоминается реклама, а не объект рекламы);
— использованиеобнаженной натуры вне контекста с рекламируемым объектом для повышенияэмоциональной привлекательности рекламы (охвачена часть целевой аудитории сточки зрения привлекательности рекламного образа, но в меньшей степенизапоминаются объекты рекламы). Как показывают социологические исследования,аудитория старше50 лет воспринимает эти образы с раздражением.
Агитационная функция –распространение идей путем увещевания, призывов, что воздействуют на сознание,настроение, поведение, принятие решений и общественную активность потребителярекламы.
Доверительно–имиджеваяфункция – вызов доверия, развитие привыкания к объекту рекламы, сведение кминимуму настороженности, опасений и сомнений [7].
Может ли вызвать довериерекламное сообщение, в котором указано несколько проблем и предлагается одинтовар как панацея их решений?
Например, в рекламномролике зубной пасты Blend-a-med у потребителя есть выбор между шестью различнымитипами зубной пасты данной марки. В качестве решения проблемы предлагаетсяиспользовать одну зубную пасту, так как эта паста решает комплекс проблем, втом числе кариеса, отсутствия белизны эмали, укрепления десен и.т.д.аргументационная функция – предоставление убедительных доводов в пользунеобходимости использования и доступности данных товаров и /или услуг. Когдастановится известным мнение большинства, индивида, не имеющие своего мнениялибо передерживающиеся иной точки зрения, обычно проявляют тенденцию кразделению того, что освящено ореолом господствующего мнения.
Конкурентная функциянаиболее ярко проявляется, когда реклама используется как средство выявлениядостижений и конкурентной борьбы. По словам В.Шенера: „Реклама являетсянеотъемлемым, условием успешной конкуренции…реклама не дает рынку застаиваться"[3].
Творческая и рекреативнаяфункции проявляются в том, что реклама стала одним из направлений развитиякультуры. Отдельные рекламные произведения становятся объектом искусства истимулируют создание новых произведений в рекламе. Это явление ярко отображенона ежегодных фестивалях рекламы Каннские львы и D&AD Awards, где вручаются профессиональныенаграды за креативность. Это демонстрация новых тенденций в индустрии рекламы.Творческая функция расширяет границы рекламы.
Регулятивная функциядемонстрирует, что реклама является одним из способов регулирования рынка.
Идеологическая функцияреклама выделяет собственный объект из числа других и несет идеологию товара,поведения, потребления, мышления, поэтому можно говорить о социальноориентированной константе.
Широко известен факт изистории Великой Отечественной войны, когда в тяжелое военное время концертныеафиши (по сути — реклама концертов) абсолютно положительно влияли на настроениевсего населения города. Так, в октябре 1941 года, когда немецкие войсканаступали на Москву, неожиданно в городе были размещены огромные афиши спортретом Любови Орловой и анонсы ее концертов. Многие граждане совершеннооправданно решили: если назначены концерты – значит, положение не настолькотяжелое и безвыходное.
Познавательная функциярекламы, можно оценить культурное, социальное и экономическое значение рекламы [5].Основной целью рекламы является стимулирование продаж рекламируемого товара илиуслуг. Есть множество теорий того, каким образом работает реклама. Наиболеепростая из них называется AIDA (Attention, Interest, Desire and Action) – внимание, интерес, желание и действие. Целирекламной деятельности должны быть четко установлены, выражены количественно иопределены сроками, что позволит контролировать эффективность рекламныхмероприятий.
Цель рекламы длярекламодателя – довести информацию до потребителей и добиться их расположениядля расширения спроса на услуги. Потребителю реклама позволяет сэкономить времяи средства при выяснении заявленных отличительных свойств услуги. Специалистыотмечают следующие взаимосвязанные цели у рекламы:
— формирование употребителя определенного уровня знаний о данном товаре, услуге;
— формированиепотребности в данном товаре, услуге;
— формированиеблагожелательного отношения к фирме;
— побуждение потребителяобратиться к данной фирме;
— побуждение кприобретению именно данного товара у данной фирмы;
— стимулирование сбытатовара или эксплуатации услуг;
— ускорениетоварооборота;
— стремление сделатьданного потребителя постоянным покупателем услуг, постоянным клиентом фирмы;
— формирование у другихфирм образа надежного партнера;
— помощь потребителю ввыборе товаров и услуг.
Для того чтобы рекламныйпроцесс был достаточно эффективным, ему должны предшествовать соответствующиемаркетинговые исследования, стратегическое планирование и выработка тактическихрешений, диктуемые сбытовыми целями рекламодателя и конкретной обстановкой нарынке [3].
рекламаинновационный покупатель популяризация
1.2 История возникновенияроссийской рекламы
Своеобразие рекламногорынка в России заключается в его динамике. Границы этого рынка непрерывнорасширяются за счет появления новых организаций, предприятий и, соответственно,новых клиентов. Реклама в интересах рынка настойчиво навязывает аудитории своиценности, активно формируя массовое сознание, тиражируя нравственный кодекс ижизненные ориентации ее заказчиков.
Знакомый даже детямлозунг Реклама – двигатель торговли вопреки расхожему заблуждению родился не назападе. Открытием этого ньютонова закона бизнеса мы обязаны креаторам изпервого отечественного рекламного агентства созданного из первогоотечественного рекламного агентства созданного Людвигом Метцелем вСанкт-Петербурге в 1878г. Печатная реклама в газетах во времена Ломоносова ужецвела пышным цветом в Европе и Америке и робко пробивалась в России, отставшейв этом отношении от западных стран почти на век [13].
Рекламный бизнес возник всередине века следующего. На сей раз почти одновременно на Западе и в России,хотя первым человеком в российской империи, научившимся делать деньги на самойрекламе, оказался все–таки человек пришлый — чех Людвиг Метцль. 130 лет назаддетище обрусевшего чеха называлось лапидарно „Центральной конторой объявлений".Но по сути это было самое настоящее рекламное агентство. Во многих работахможно прочитать, что в России печатная реклама появилась только в 1863 году –вместе с отменой правительственных ограничений на публикацию коммерческихобъявлений в газетах и журналах. Но как в таком случае прикажете пониматьобъявление во втором номере еще петровских „Санкт – Петербургских ведомостей"за 1719 год, в котором расписывались достоинства Олонецкого курорта воды коегобудто бы исцеляют различные жестокие болезни, а именно цинготную, ипохондрию,желчь, безсильство желудка, рвоту; в чем, как ненавязчиво указывалось вупомянутом, объявлении успели убедиться многие vip – персоны, включая царицу Прасковью Федоровну ицарева любимца князя Меньшикова. Грамотный пиар, сказали бы мы сейчас. Чемдействительно оказался знаменателен 1863год, так это падением очереднойгосмонополии, в данном случае на рекламу – коммерческую, биржевую и прочую,поскольку до этого эксклюзивным правом на ее публикацию обладали лишьмалотиражные официальные издания вроде тех же столичных „Ведомостей", ккоторым, правда, успели присоединиться и „Московские ведомости", выходившиепод эгидой московского университета.
Чем же обогатил ЛюдвигМетцль отечественный рекламный рынок? Прежде всего, тем, что привил вкус крекламе русским газетам и журналам. Кроме того, новым качеством самой рекламы,которую начали профессионально готовить не сами рекламодатели (как это было доМетцля), а профессионалы. Тогда последних, разумеется, не называли креаторамиили копирейтерами, но, по сути, первые кадры отечественного рекламного бизнесавышли из конторы объявлений Метцля. Благодаря нему российская периодическаяпечать получила новый источник дохода, в разы превышавший „навар" отподписки. При Метцле заключившие контракты с большинством провинциальных газет,коммерческую выгоду получали не только издатели и типографии по всей России, нои региональный бизнес. Современники отмечали, как с появлением рекламы впровинции там сразу же оживилась торговля и предпринимательская деятельность,при этом, что до этого на окраинах огромной империи десятилетиями стоялпредпринимательский „штиль".
В конце 20 века в Россиирекламе давали следующее определения: „реклама – объявления о продаваемыхтоварах и предлагаемых услугах с целью привлечь потребителей расхваливанием,часто преувеличенным, качеств товара". В типовых контрактах, разработанныхМетцелем, оговаривались и неустойки – в случае недопоставки товара (коим вданном случае были рекламные объявления) фирма клиент покрывала недостающуюсумму за свой счет. В свою очередь договор обязывал газету не приниматьобъявлений со стороны (то есть Метцль монополизировал право на любыекоммерческие объявления для газет), а собственные объявления издателейограничивались узким спектром социальной рекламы – информацией о выставках,лекциях и тому подобных культурных мероприятиях, а также объявлениямимедицинского характера (в частности, некрологами). Метцля можно считать иродоначальником системы сезонных распродаж в России. Но главным открытиемЛюдвига Метцля стала обессмертившая его фраза: объявление есть двигательторговли, хотя в целях восстановления исторической справедливости стоитотметить, что этот броский слоган придумал в 1880-х годах не сам Людвиг Метцль,а, по свидетельству авторитетных источников, исполнительный директор фирмы –В.А.Поляков [8].
Сейчас можно говорить и отом, что реклама оказывает различное влияние на рынок: путем организациипокупательского спроса она способствует продвижению товаров. По мнениюисследователей рекламного рынка, в России наконец-то сложилось понятие „русскаяреклама" [3].
1.3 Инновационные решениев рекламе
Подсчитано, что жителиразных городов ежедневно видят от 500 до 2000 рекламных сообщений, и рекламный «шум»становится все интенсивнее. Из всей этой массы в лучшем случае мы обращаемвнимание лишь на четверть. Рекламодатель не получает гарантий, что рекламадойдет до потребителя, сколь бы дорогой, яркой и агрессивной она ни была.Качество товара сегодня тоже не обеспечивает высоких продаж – у конкурентовможно найти то же самое и практически по аналогичной цене, поэтому отхарактеристик продукта мало что зависит. Рекламодателям остается уповать толькона одно – привлечь внимание к себе, выделившись из общей массы участниковрынка. Один из способов заинтересовать потребителей – обратиться кпровокационному маркетингу.         
Провокационный маркетинг– вещь неоднозначная. Некоторые специалисты не делают различий между ним идавно известным партизанским маркетингом, говоря о том, что у обоих видовпрактически одинаковые методы. Между тем, основная мысль теории партизанскогомаркетинга – сделать нестандартное продвижение при минимуме средств. Впровокационном маркетинге экономия бюджета не является самоцелью. Часто ставятзнак равенства между провокационным и шоковым маркетингом, что опять же весьмаспорно – провокация не всегда является шоком. Некоторые специалисты в областирекламы считают провокационный маркетинг новым методом продвижения товара изаявляют о собственноручном создании этого метода буквально пару лет назад. Нетединого мнения и о том, считать ли провокационный маркетинг альтернативойтрадиционному или видеть в нем «веточку» классического. Как бы то нибыло, сегодня по различным данным, нестандартные рекламные акции сейчасприходят 60 – 150 млн. $ в год [8].
Ставку в провокационноммаркетинге делают на творчество, разработку нигде не применявшегося необычногохода. Провокационный маркетинг предполагает некую игру: ее сценарий, какправило, представляет собой ряд этапов, постепенно вовлекающих в эту игруразные группы людей. При этом невольные участники событий сами становятсяносителями информации. А все потому, что при грамотно продуманной рекламнойкомпании свидетели события не воспринимают его как рекламу. Задача рекламиста –замаскировать акцию так, чтобы она выглядела как необычное событие, котороеудивляет, потрясает, вызывает шок у аудитории. Такие вещи долго не забывают, оних хочется рассказать всем; таким образом, и передается нужная информация: ввиде слухов, сплетен, обрывков разговоров.
Как утверждаютпрофессионалы, имевшие дело с провокационным маркетингом, границ для егоприменения практически нет. Цели у большинства компаний одинаковы: как отмечаютрекламные агентства, подавляющее большинство клиентов (85%)стремится увеличитьпродажи, остальные рассчитывают изменить свой имидж. Другое дело, что не всетовары имеет смысл продвигать путем провокации; поймут ли потребителивысококлассных товаров эпатажные акции – большой вопрос. Избранные приемыотлично работают там, где уровень конкуренции невысок, либо в условиях, когдатовар жизненно необходим. Нестандартные ходы актуальны в двух случаях: когдабренд нужно сделать более узнаваемым или когда нужно с эффектом вывести нарынок новую марку. Главное, чтобы владелец бизнеса внутренне был готов кнеординарным формам рекламы продукта [6]. Провокационный способ продвижениятовара сегодня выбирают известные солидные компании. Провокацию взяли назаметку и некоторые политики. Однако, если «перекормить» людейпровокационной рекламой, они перестанут воспринимать и ее. Провокаторы неделают ставку на проникновение в подсознание, они оперируют знанием психологиилюдей. Что заинтересует нормального человека? Нечто неожиданное. Какой рекламемы больше верим? Рекомендациям близких людей. А что может быть неожиданней иудачнее, чем театральное действо, которое не оставляет равнодушным никого. Главноеразработать удачный сценарий, и происходящее не останется незамеченным. Москва «бурлила»,когда акция провокационного маркетинга запустил автоцентр «Пеликан Авто».Героями шоу стали капитан пеликан и его семейство. На первом этапе в наружнойрекламе использовался образ птицы в капитанской фуражке, который вопрошал: «Васзапеликанели?». Обсуждение плаката в Интернете началось практически сразу.Затем на капотах некоторых автомобилей появились магнитные наклейки «Васзапеликанели?» все с тем же героем. Кульминацией стали справляющие свадьбулюди, одетые в маски птиц, они угощали прохожих шампанским, пели, фотографировались.Этот праздник продолжался чуть меньше месяца версии по поводу происходящегобыли всякие – от чудачества новых русских до запуска очередного реалити шоу.Ключ к разгадке дал следующий этап акции, в рамках которого пеликаны призывалипрохожих через мегафоны пройти тест-драйв на автомобиле Nissan. Хотя на провокационную рекламутратиться меньше средств, чем привыкли выкладывать рекламодатели в обычномформате, появляется шанс охватить более значительное число потребителей. Этутелерекламу можно выключить, за провокацией наблюдают с интересом. Иллюзиюреальности создает показ рекламного образа в нескольких ипостасях: запах, вкус,осязание, зрение и слух. Имя бренда в провокационной акции не называется,сообщение не содержит открытого рекламного посыла, не делается акцент ни накомпании-производителе, ни на товаре. Хотя собственно рекламируемая продукцияможет присутствовать в акции, и даже неким образом можно опосредованноподчеркнуть особо сильные стороны этого товара. Но в первую очередь в провокационноммаркетинге важна интрига – привлекаем внимание потребителей, держим зрителей внапряжении, и, когда любопытство хлынет через край, раскрываем карты. И все жесвязь товара и акции должна быть достаточно сильной, иначе, помня акцию,рекламируемый продукт забудут. Человеческое любопытство – очень сильная вещь.Уже классическим стал пример, как четко срабатывает табличка в магазине «Несмотри на потолок». Редкий человек удерживается от любопытства –большинство поднимает голову и видит на потолке основное рекламное сообщение.Грамотная рекламная провокационная акция эффективнее традиционных в десяткираз: специалисты называют числа от 20 до 100 раз. Негативную реакцию можетвызвать попытка перейти рамки дозволенного — провокационный маркетинг необязательно должен быть рекламой «на грани фола», хотя именно так онобычно воспринимается. Для привлечения внимания необязательна нецензурнаялексика, пошлость или секс. Профессионалы добиваются успеха акции не только спомощью эпатажа [8]. .
Основными формами и методамипровокационного маркетинга считаются Life Placement,вирусный маркетинг, «сарафанное радио», флэшмоб. Это еще однапричина, по которой провокационный маркетинг иногда приравнивают кпартизанскому, в котором данные методы также встречаются. Местом для размещениясообщения может стать что угодно: тело человека (реклама на обритом наголочерепе или в области декольте), ночное небо, памятник на главной площади. Ксредствам провокационного маркетинга можно отнести и скрытый спам – поступающиена электронную почту сообщения, маскирующиеся под личные письма, пришедшие нетому адресату. Не менее популярное использование вирусного маркетинга сучастием «подсадных уток». К примеру, вы стоите в магазинеэлектронной техники или дорогой мебели. И вдруг рядом останавливается паралюдей, которые со знанием дела начинают обсуждать достоинства определенноймодели. Возможно, это случайность. Но может быть и так, что вы столкнулись с «подсаднойуткой». Либо человек рядом по телефону рассказывает «об удивительнонизких ценах» на тот или иной товар. Положительные моменты провокационногомаркетинга: акция оказывается более эффективной, нежели ТВ-ролик или другой видпривычной рекламы; свидетели акции сами проявляют интерес к ней; и.т.д. Важноотметить, что в большинстве рекламных компаний «провокация» не можети не должна полностью заменять, вытеснять стандартную рекламу, они всегдадолжны действовать в комплексе, постоянно дополняя друг друга [8].

Глава 2. Рынок соков:планирование рекламной кампании сока „Фруктовый сад"
2.1 Российский рыноксоков
Российский рынок соков напротяжении нескольких последних лет развивался весьма активно. В то время кактемпы роста других отраслей пищевой промышленности постепенно падали, соковыйсохранял динамику своего развития и ежегодно увеличивался на 15-20%. В 2008году его объем составил 1,8 млрд. литров против 1,5 млрд., литров в 2007году.По прогнозу экспертов, в 2009 году рынок вырастет на 15-16% по сравнению спрошлым годом. В 2008 году среднедушевое потребление соков в России составило10-11 литров, тогда как, к примеру, в германии аналогичный показатель был внесколько раз выше. Специалисты утверждают, что, несмотря на сравнительновысокую степень насыщения сокового рынка в крупных российских городах, его ростбудет продолжаться за счет увеличения в регионах. По мнению аналитиков, рынокимеет хороший потенциал развития, что, в первую очередь, обусловлено ростомреальных доходов населения (4-5% в год). Кроме того, производители соков ипрочих безалкогольных напитков, в отличие от ликероводочных предприятий, необременены акцизами, что снижает степень государственного регулирования рынка ипозволяет развиваться более органично [16]. Вместе с тем эксперты считают, чтокак, только емкость российского сокового рынка станет максимальной, его ждетнастоящая война брэндов. Сейчас около 90% рынка занимает так называемая„большая четверка"-„Вимм-Билль-Данн", „Лебедянский", „Продуктыпитания", „Мултон" и „Нидан". По итогам 2008 года „Вимм-Билль-Данн",„Лебедянский" и „Мултон" заняли приблизительно по 25% сокового рынка,доля „Нидана" была несколько ниже. До недавнего времени „Вимм-Билль-Данн"был бесспорным лидером рынка (на него приходилось около трети всех продаж),однако в прошлом году компания сократила производство соков, эту тенденцию ейне удалось переломить и в 1-м квартале 2009 года. Динамично развивающийся рынок,такой как соковый не может не привлекать новых игроков, поэтому в ближайшеегоды непременно произойдет перераспределение долей и ролей, основных егоучастников. Однако любой компании, зарубежной или российской, выходящей нарынок соков, нужно быть готовым к очень серьезным инвестициям в рекламу ипродвижение. Самое непростое – завоевать место на полке в супермаркете.Кампания, которая занимается производством здоровых продуктов, основанных наплодоовощной переработке, качественном сырь в этом сегменте обладаетнеоспоримым преимуществом. По оценкам ACNielsen, в прошлом году рост розничных продаж соков в городах Россиис населением от 10 тыс. жителей составил 25% в натуральном выражении. В Москвепродажи выросли несколько меньше – на 19% в натуральном выражении. На столицупришлась четверть всех продаж соков, однако наиболее активно их потреблениеразвивалось в небольших городах с населением 10-50 тыс. жителей. Рост соковогорынка происходил на фоне увеличения роста продаж на торговую точку и полочногопространства, выделяемого под соки. Важным каналом продаж были и остаютсяпродуктовые магазины (54%), причем их значение постоянно увеличивается. Растеттакже значимость супермаркетов и мини-маркетов на фоне уменьшения доли открытыхрынков. В Москве структура продаж значительно отличается от других российскихгородов: вклад столичных рынков и супермаркетов аналогичен доле продуктовыхмагазинов (около 30%). Согласно исследованиям аналитиков, основным сегментомсокового рынка является так называемый „100%-ный сок" и нектары. На нихприходится до 90% физического объема продаж соковой категории в городах Россиис населением от 10 тыс. жителей. Оставшуюся долю занимают различныесокосодержащие напитки (сюда не относятся молочно-соковые напитки). Специалистыутверждают, что сегмент нектаров очень динамично развивался в течение 2008года. Его доля в физическом объеме продаж выросла с 47% до, 50,5%, при этомдоля 100%-ных соков сократилась с 46,4% в 2007 до 43,6% в 2008. Темпы ростасегмента нектаров и сока содержащих напитков могли бы быть и выше, однакоособенность российского рынка заключается в том, что потребители предвзятоотносятся к ним, воспринимают их как „разбавленный сок", считая достойнымтолько 100%-ные соки. В европейских странах, напротив, более популярны напитки,например, сокосодержащие витаминизированные [16]. Сегодня главная задачамаркетингового продвижения в любом ценовом сегменте сокового рынка – это поисксамого дешевого и эффективного способа донести коммуникационную идею до целевойаудитории. При этом сейчас наблюдается тенденция к использованию всех средствкоммуникации. Что касается различий стратегии продвижения брэндов разныхценовых сегментов, то стратегия должна быть уникальной для каждого брэнда. Онане зависимо от того, в каком ценовом сегменте находится брэнд. Общие принципыразработки стратегии для всех сегментов тождественны и зависят от конкретныхцелей кампании по продвижению. Исследования показывают, что в 2009 году средняяцена в рознице за литр в соковой категории увеличилась на 10% в России и на 12%в Москве. Менее всего возросла стоимость нектаров-8-9%. И в России, и в Москвев прошлом году росла доля соков невысоких ценовых категорий. Лидирующимимарками были Тонус, Фруктовый сад, Я („Лебедянский"), Любимый сад, J7, („Вимм-Билль-Данн"), Добрый(„Мултон") Моя семья („Нидан"). Совокупно 2009 году на них пришлось70% в физическом объеме продаж по России, а в 2008 году 65%. Как видно толькодве марки из перечисленных представляют высокоценовой сегмент: J7 и Фруктовый сад. В Москве те же 70%приходились уже на 6 марок, и среди них популярны более дорогие: Я, J-7, Rich („Мултон"). Самыми востребованными с тенденциейк росту в прошедшем году стали фруктовые смеси. В тройку наиболее покупаемыхвкусов вошли яблоко апельсин. На эти три вкуса в 2003году пришлось 57%физического объема продаж соков [17]. Сегодня отечественный соковый рынок постоимости продукта делится на пять сегментов: премиум – более 60 рублей залитр, высоко ценовой-55-50 рублей, средне ценовой-45-42рублей,низкоценовой-30-35рублей, и дешевый – менее 25 рублей за литр. Рынок соковочень плотный и войти в него новым игрокам трудно. Весомыми аргументами для егозавоевания по-прежнему остаются контроль за дистрибуцией, цена и маркетинговаяактивности. На рынке также заметна и тенденция сокращения цикла жизни брэндовраскрученных марок. Чтобы продлить жизнь брэнда, производители интенсивно егорекламируют и вводят новшества, главным образом по форме и объему упаковки [16].
Несмотря на высокуюконцентрацию игроков, рынок соков еще не перенасыщен (а некоторые аналитикиутверждают что еще и ненасыщен), на что указывает низкий показательсреднедушевого потребления соков-15-16 литров на человека. Отечественный рынок соковой продукции демонстрирует снижение темпов роста. Большинство аналитиковсклоняются к мнению, что ежегодный прирост рынка будет составлять не более8-10%. Причем рост рынка будет сопровождаться преимущественно за счет развитиябизнеса в регионы, а также за счет продвижения соков премиум-сегмента илиэлит-класса. Следует отметить, что наиболее эффективным продвижением в регионысчитается приобретение местных предприятий, уже имеющихся производственные идилерские цепочки. Производство соков тесно связано с выпуском молочнойпродукции ввиду схожести производственного процесса а, следовательно, еще однимтолчком к развитию рынка служит создание новых продуктов, так называемыхмикс-продуктов сок+молоко, сок+минеральная вода и пр. В отношениипотребительских предпочтений в выборе и частоте покупки той или иной маркисока, наблюдается смещение интересов экономичных продуктов на соки среднего иверхнего ценового сегментов. Причем, в первом в основном преобладают нектары инатуральные соки (произведенные на основе концентрата), а во втором – как соки,произведенные на основе, но позиционирующиеся в верхнем ценовом сегменте, так инатуральные свежеотжатые соки. По утверждению специалистов ОАО „Лебедянский",соков прямого отжима сегмент ультра премиум на отечественном рынке наименеепредставленный, 99% соков на российском рынке — это соки, восстановленные изконцентратов [17].
2.2 Планированиерекламной кампании сока «Фруктовый сад»
Владелец брэнда: ОАО„Экспериментально — консервный завод Лебедянский ".
Категория: Безалкогольныенапитки.
Масштаб проекта:национальный.
Коммуникационная цель –перепозиционирование марки, уход от семейного позиционирования и построениенового восприятия марки „Фруктовый Сад – Фруктовый праздник изобилия и щедрости".Создание уникальной, эмоциональной территории брэнда, которая выделит„Фруктовый Сад" из многих категорий, нацеленных на массовый рынок идистанцироваться от прямых конкурентов. Данный шаг является первым этапом длязавоевания лидерской позиции в низком ценовом сегменте [14].
Количественные целикампании по России на первое полугодие 2002 года: „Фруктовый Сад"
Достичь доли – 11%
Достичь дистрибьюции –50%
Достичь – 60% знания
Достичь – 40% потребления
Достичь – 20% лояльности.
Позиционирование брэнда.
Соки и нектары „ФруктовыйСад" присутствуют на российском рынке с 2000 года и пользуются большойпопулярностью у потребителей благодаря своему высокому качеству, приемлемойцене, а также разнообразием вкусов и емкостью упаковки. Фруктовый сад –качественный и натуральный продукт для людей с низким и средним уровнем дохода.Марка коммуницирующая праздник изобилия и щедрости нашей стране. Дающаяощущение единства личности, праздник разнообразия выбора. Самый широкий спектрупаковки 0,2л. 0,5л – индивидуальная 1,0л. 2,0л. – семейная.
Продуктовая особенностьбренда является наличие фруктовой мягкости, полезной для здоровья и создающейнасыщенный вкус.
Обоснование.
— проведение летом 2001года исследования выявили, что потребители путают „Фруктовый Сад" смарками-конкурентами. Основным критерием для потребителя при покупке являетсяцена. Вследствие этого отмечен низкий уровень лояльности к маркам в донномсегменте.
— конкуренты использовалии продолжают коммуницировать семейные ценности, рациональные преимущества,русскую традиционность и патриотичность. Данное позиционирование присуще длябольшинства марок находящихся в низком ценовом сегменте и для других категорий.
— в категорииотсутствовали продукты с четко заявленным эмоциональным характером. В связи сэтим, данная бренд – территория в этом сегменте являлась привлекательным длявыделения продукта из многих категорий, нацеленных на массовый рынок.
— эмоциональноепозиционирование марки уникально, т.к. не имеет повторений среди многочисленныхконкурентов в низком ценовом сегменте.
Целевая группа.
К основной целевой группе„Фруктовый Сад" относятся женщины от 25 до 45 лет (мужчины вторичная ЦА — покупают на 20% меньше, чем женщины) с доходом средним и низким, имеющие высшее,среднее или специальное образование. Они заботятся о здоровье близких исемейном бюджете, всегда оценивают соотношение „цена-качество", ценятприятный вкус и любят когда производитель заботится о них, доверяют российскимпроизводителям.
Креативная стратегия.
Цель креативной стратегии– создание нового имиджа, яркой эмоциональной территории марки, которая выделитпродукт среди конкурентов своим ярким характером и эмоциональнымипреимуществами.
1-й этап — Осень — Зима2001. тестирование восприятия потребителем старого ролика „Корзина" (роликтранслировался с 12/00-12/01). Результат низкая узнаваемость, путают марки сконкурентами. Проведение анализа ситуации. Выбор агентства, определениестратегии развития до 2005 года.
2-й этап – Январь-Февраль2002. Создание эмоционально яркой творческой концепции, тестирование идеи,ролика на фокус – группах (материалы исследования: запоминающаяся,оригинальная, яркая, оптимистическая, подчеркивает натуральность и полезность).Основной лозунг кампании „Фруктовый Сад – Фруктовый Праздник".
3-й этап Март 2002.Начало демонстрации роликов на ТВ (7 версий по 3 сек. И 5 версий по 15 сек., и5 версий по 15 сек., одновременно в эфире). Развитие нового образа марки всознание потребителей.
В основу рекламнойкампании положена оригинальная идея, в которой праздник изобилия и щедростиземли, передается через привлекательные детские образы, дети переодеты вкостюмы разных фруктов, декламируют двустишье от имени фруктов [17].
Слоган кампании„Фруктовый Сад – Фруктовый Праздник".
Коммуницирует:праздничное настроение и разнообразие натуральных, полезных соков и нектаров.Вызывает положительные эмоции, умиление, чувство доверия к знакомым и любимым сдетства вкусам. Оригинальная идея концовки 30 сек. роликов удерживает зрителя втечение всего ролика у телеэкрана и вызывает желание увидеть другие версии.Фраза: „Вместе мы Фруктовый Сад" стала народной.
Исследования, проведенныелетом 2002 года, показали, что взрослые и дети с удовольствием смотрят ролики„Фруктовый Сад – Фруктовый Праздник", — выделяют данный ролик среди другихрекламных роликов.
Медиа стратегия.
Выбор СМИ определялся всоответствии со стоявшими перед кампанией задачами: национальный охват,достижение максимальной осведомленности узнаваемости бренда.
Телевидение:
— Основным медийнымсредством кампании, с учетом поставленных задач, являлось телевидение –размещение рекламы проходило на центральных и региональных каналах: ОРТ, РТР, Ren TV, СТС. Доля на ТВ „Фруктовый Сад" с января – июнь 2002составил 9%.
Для поддержки продаж истимулирования импортных покупок на местах продаж были размещены POS – материалы, постоянно проводилсямерчендайзинг, промо — акции. С апреля 2002 года началось размещение наружнойрекламы в регионах.
Наружная реклама:
— Билборды 3•6 – вподдержку новой концепции региональная программа для часто проводящих время внедома. В дизайне использовались образы детей и элементы из ТВ ролика.
Творческая концепция:„Фруктовый Сад – Фруктовый Праздник" с героями из ТВ ролика.
Реклама на транспорте:
— Региональная программапо брэндированию общественного транспорта.
Пресса:
— Информационные статьи вподдержку нового образа марки.
Места продаж:
— Размещение POS – материалов с целью закрепления /напоминания потребителю о новом образе марки и акцентирование на продукт.
Творческая концепция:„Фруктовый Сад – Фруктовый Праздник" с героями из ТВ ролика.
Сейлз – промоушен.
— Ежемесячно в розничныхи оптовых каналах сбыта, в Москве и регионах городах проводились программы постимулированию продаж. Основой выбора использования данных средств явилоськомплексный запуск мероприятий направленных на охват целевого рынка:информирование покупателей и профессионалов ранка о новом позиционированиемарки, убеждение сделать покупку и напоминание о продукте. Также использовалисьимиджевые мероприятия.
Использование методов PR, Сейлз – промоушен, директ — маркетинга и т.д.
PR – мероприятия
Размещение в региональнойпрессе (Апрель-Май 2002) информационных статей направленных на потребителя.
Специальные мероприятия:
Участие в премии „Здоровоепоколение 21век". Цель поддержка нового образа и укрепление имиджанатурального и полезного продукта.
Сейлз – промоушен:
Цель – стимулированиепродаж, расширение продукта на полках.
Сроки: Март – Август2002.
1) „Специальная ценаи консультанты" – привлечь внимание покупателей к марке „Фруктовый Сад".Программа проводилась в сетевых супермаркетах Москвы и Санкт — Петербурга. Навходе в супермаркеты были расположены информационные плакаты, консультантамираздавались флаерс — листовка, около стеллажей и паллет консультанты разъяснялипокупателям преимущества марки „Фруктовый Сад".
2) Акция „Мульти — Пэк". Покупателям предлагалась упаковка из трех литровых пакетов, разныхвкусов, по специальной цене.
3) „Подарок запокупку" определенного количества литровой упаковки покупателяпредлагалось дополнительная бесплатная упаковка.
4) Проведениедегустаций.
Трейд – промоушен: программапо поддержке дистрибьюторов и стимулирование персонала дистрибьюторов запродажу определенного объема марки „Фруктовый Сад" [18].
Результаты:
В связи с новымпозиционированием и благодаря проведенной рекламной кампании удалосьдистанцироваться от конкурентов, создать предпосылки для лидерства в низкомценовом сегменте, превратить марку из „сока на полке" в узнаваемый брэнд счетко воспринимаемой эмоциональной территорией и добиваться эмоциональнойвовлеченности потребителя в марку. Рекламная активность помогла добиться целейпоставленных компанией на первое полугодие по доли и дистрибьюции, а такжезнанию, потреблению и лояльности. Проведенные в Июне в Москве компанией „F Square Market Research" исследование показалиследующие результаты, опрашивались респонденты, потребляющие марки конкурентов.Наиболее часто упоминаемые марки перечислены в порядке частоты упоминания внизком ценовом сегменте,
„Фруктовый Сад",„Моя семья", „Любимый сад", „Добрый".
Сегментация по степени„качество = цена" в низком ценовом сегменте. „Фруктовый Сад", „Добрый",„Любимый сад", „Моя семья".
Оценка текущей рекламыпотребителем, (из комментариев респондентов) оригинальность. „Эту рекламусмотришь из-за детей. Детская речь, их естественность и непосредственностьтрогают. Это интересно наблюдать любому взрослому".
Ролик продемонстрировалразнообразие вкусов: „Я раньше и не знала, что у них есть земляничный нектар".
Привлекательностьсозданного образа марки: мой ребенок и муж посмотрели эту рекламу, и сталипросит купить этот сок. Ну и мне ничего не осталось делать, как купить его".
Коммуницировав новоепозиционирование и проведя полномасштабную рекламную компанию, удалосьувеличить продажи на 70%, увеличить долю и дистрибьюции, она увеличилась с 9,9%до 11,5% [18].

Заключение
Характерной чертойсовременной рекламы является приобретение ее новой роли в результате вовлеченияв процесс управления производственно-сбытовой деятельности промышленных исервисных фирм. Суть новой рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активнойчастью комплексной системы маркетинга и эффективность рекламной — информационной деятельности производителя и ее соответствие новым требованияммирового рынка. Реклама является далеко не единственным „двигателем торговли",а лишь одним из множества. В общей системе обширного комплекса маркетинговыхмероприятий реклама является, как правило, отнюдь не доминирующим элементом.Практика показывает, что наиболее значимыми факторами, определяющим увеличениеили уменьшение сбыта какой-либо продукции, являются в первую очередь качество ипотребительские свойства самих товаров, их цена, общая конъюнктурная обстановкана рынке, действия конкурентов и т.п. Реклама требует больших денег, которыелегко растратить впустую, если фирма не сумеет точно сформулировать задачу,примет недостаточно продуманные решения относительно рекламного бюджета,обращения и выбора средств рекламы, не сумеет произвести оценку результатоврекламной деятельности. Первым шагом в разработке стратегии маркетинга являетсявыбор целевого рынка. Реклама вырастает из плана маркетинга. План рекламысоздается почти так же, как план маркетинга. Он включает разделы анализарекламных целей и стратегии. Цели рекламы можно выразить как перемещениепотенциальных покупателей с одного уровня рекламной пирамиды на другой(осведомленность, понимание, убежденность, желание, действие). Они могут бытьтакже выражены как создание потребности в конкретной марке, изменения отношенияк товару [5]. Рекламная стратегия определятся способом использованиярекламодателем творческого комплекса. Творческий комплекс включает в себя:целевую аудиторию, конкуренцию продукта, средства распространения информации,рекламное сообщение. Целевая аудитория представляет конкретную группу людей,которым адресуется реклама. Она может совпадать или не совпадать с целевымрынком. Концепция продукта представляет собой совокупность свойств товаров,представляемых покупателям. Средства распространения информации – это способпередачи рекламного сообщения. Рекламное сообщение – это то, что компанияпланирует сказать в своих объявлениях, и то, как она планирует об этом сказать.К основным средствам распространения рекламы относятся: объявления в прессе, вгазетах, либо на радио, телевидению или рекламные щиты.
Каждое из средствмассовой информации имеет свойственные только ему возможности и характеристикив отношении определенных общественных групп. Рекламодатель и агентство должныпланировать, какое средство массовой информации нужно использовать дляпривлечения покупателей, намеченных в качестве объекта рекламы. После этогозадачей лица, планирующего работу со средствами массовой информации, являетсявыбор из имеющихся средств массовой информации таких радиостанций,телепрограмм, газет и так далее, которые могли бы достичь желаемого результатанаиболее эффективным способом. При выборе каналов распространения рекламныхпосланий используются следующие критерии:
— охват (до какоговозможного числа адресатов удастся донести послание при обычных условиях);
— доступность (сможет лифирма воспользоваться данными каналами в любой нужный момент, а если нет, тонасколько возникшее ограничение снизит эффективность рекламы);
— стоимость (общиерасходы на одну публикацию данного рекламного послания, скидки намногократность, стоимость одного рекламного контакта с учетом тиража, числазрителей, слушателей);
— управляемость (получитли предприятие возможность передавать по этому каналу сообщения именно тойцелевой группе воздействия, которая необходима);
— авторитарность(насколько данный канал пользуется уважением со стороны потенциальных идействующих покупателей);
— сервисность (надо липредставлять рекламное послание в абсолютно готовом виде для печати, передачиили можно рассчитывать на то, что профессионалы выполнят подготовку текста,фотосъемку, создадут телефильм и т.д.);
Важную роль приорганизации играют также формирование бюджета кампании и дальнейшиеисследование маркетинговой деятельности – определение эффективности рекламногосообщения. Для этого используются такие показатели как способность потребителейвспомнить рекламу и влияние количества рекламных сообщений на уровень продаж изапоминаемость товара. При планировании и организации нужно стараться избегатьнаиболее распространенных ошибок, встречающихся при создании рекламногосообщения, таких как отсутствие постоянного образа рекламируемого товара илиуслуги, увлечение идеей, не отражающей суть бренда, подачи товара в рекламе впревосходной степени. Все это может нанести непоправимый ущерб рекламируемомутовару, дискредитировать его в глазах покупателя, сведя тем самым на нет всеусилия по продвижению продукта на рынок. Кроме того, в последние годы однойпрямой рекламы для успешной деятельности на рынке уже недостаточно, необходимоиспользовать новые методы передовые идеи [8].

Список использованнойлитературы
1. Голубков Е.П. Основымаркетинга: учебник. – М.: издательство „феникс", 2005.-656с.
2. Котлер Ф. Основымаркетинга. – М.: „Ростинтэр", 2007.-704 с.
3. Краснюк И. В. Основымаркетинга: учебник. – М.: Высш., шк., 2006.-389 с. Ил.
4. Котлер Ф.Маркетинг менеджмента: учебник.– СПб.: Питер, 2005.-800с.
5. Куршакова Н. Б,Менеджмент рекламы: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006.-202с.
6. Обухова Я. Провоцируйи удивляй // рекламные технологии. – 2007. — №5 (82) с. 14-20.
7. Терещенко В. М.Маркетинг: новые технологии в России. – СПб: Питер, 2008. — 416с.
8. Теплицкий А.Нестандартная реклама – отличный способ чтобы тебя заметили рекламные технологии// Рекламные технологии. — 2007. — №4 (81). С. 13-18.
9. Феоктистова Е. М.Краснюк, И. Н. Маркетинг: теория и практика.– М.: Высш. Шк., 2007.-108с.
10. Хруцкий В. Е.Корнеева, И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка:учебное пособие. /В. Е. Хруцкий. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы истатистика. 2008.-586с.: ил.
11. Чевертон П.Теория и практика современного маркетинга: учебное пособие. /П. Чевертон. –пер. с англ. В.А. Егорова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007.-608с.
12. Эриашвили Н.Д. Маркетинг:учебник для вузов. 2-е изд., — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-702с.
13. Заикин А.А. Рекламав торговле// Маркетинг в России и за рубежом. 2003.-№ 1. – С.23-27.
14. Ердакова В.П.Маркетинговые исследования: анализ ассортимента, качества потребительскиепредпочтений продукции ОАО „Лебедянский" // Маркетинг в России и зарубежом. – 2008. — № 5. — С. 3-9.
15. Сардиев Р.Д.продуктовая политика: о понятии бренд и роли бренда в деятельности компаний //Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. — № 3. — С. 58-68.
16. Обзор российскихрынков соков // Бизнес планирование – деловой портал 2007-2010. Исследованиякомпании Euromonitor international статью подготовили аналитики. [Электронный ресурс]. ULR: http:www.bigpians.ru/сontent/view/138/32/ (дата обращения:14.01.2010).
17. Бренд года Sostav.ru – Бренд года – 2 место. „Фруктовый Сад". [Электронныйресурс]. ULR: www.Sostav.ru/columns/brand/2003/stat6/ (дата обращения: 14.01.2010).
18. Исследование рынка/анализкампаний. Маркетинговые исследования рынков соков. Рейтинговое агентствотоп-эксперт. [Электронный ресурс]. ULR: http:www.expert-rating.ru/market/product/sok_1.html(дата обращения: 14.01.2010).
19. Лебедянский 100%соки и нектары „Фруктовый Сад". [Электронный ресурс]. ULR: www.lebedyansky.ru/ products/3/4/.(дата обращения: 13.01.2010).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.