Санкт-ПетербургскийКолледж Информатизации и Управления
Реферат
По предмету«Бизнес-планирование»
Выполнила
Студентка 441А группы
Ткачёва К.С
Проверила
Преподаватель
Юн Л.Д
Санкт-Петербург2010г.
СодержаниеВведениеРезюмеОписание продукта(услуги)Изучение рынкаОценка конкурентовСтратегия маркетингаПлан производстваОрганизационный план Финансовый планСписок использованнойлитературы
Введение
Бизнес-план – этодокумент, в котором описываются все основные аспекты предпринимательскойдеятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнутьсяпредприниматель, и определяются основные способы их решения.
Не стоит думать, чтобизнес-план необходим только крупным предприятиям. Как показывает мироваяпрактика, он нужен для всех предприятий. И прежде всего для того, чтобытщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность иуменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план необходим дляпредставления тем структурам, у которых предприятие собирается занять деньгиили иное имущество для реализации проекта, подтверждения реалистичностизадуманного дела и способности возвратить кредит или арендованное имущество.
Рассматривать бизнес-планследует в двух аспектах:
1) кактехнико-экономическое обоснование нового будущего предприятия;
2) как план развитияуже существующего предприятия.
В зависимости отконкретного характера и условий предстоящей деятельности-объёма производства,вида продукции (услуги), её новизны и т.п.- состав и структура бизнес-планамогут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной итой же.
Как правило, бизнес плансостоит из следующих разделов: резюме, описание продукта (услуги), анализрынка, оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план производства,организационный и финансовый план.
Резюме
Многих кредиторов иинвесторов интересует краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объёмкоторого не превышает двух страниц. Это даёт им возможность отметить важныеособенности и преимущества данного проекта перед другими проектами. Посодержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время ичитать бизнес-план до конца, поэтому необходимо чётко и весьма убедительноизложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторысмогли получить ответы на вопросы: что они получат в случае успешной реализацииэтого бизнес-плана и каков риск потери ими денег.
Для ответа на поставленныевопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферыдеятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимыетовары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы.После определения направлений и сфер деятельности по каждому из них фирмаустанавливает цели, к которым она стремится. Ими могут быть увеличение долифирмы на сложившихся рынках до определённой величины или повышение общегообъёма продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение долисервисных услуг или повышение качества продукции, а также понижение сроковосвоения нового вида продукции (услуг), проникновение на рынки.
В конце резюме отражаютсяфинансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем.
стратегиямаркетинг организация дело
Описание продукта (услуги)
Первый разделбизнес-плана- это описание того продукта, который предприятие собираетсяпроизводить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:
· Какие потребностипризван удовлетворять продукт (услуга);
· Какой полезныйэффект можно получить от товара (услуги);
· Чем отличаетсяпродукт от товара конкурента?
Полезный эффект- то, радичего приобретается товар (услуга).
Отличительные особенноститовара делают возможным получение полезного эффекта. Однако не стоит уповать наисключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальноеудовлетворение запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важные сточки зрения производителя показатели, как трудоёмкость, материалоёмкость,энергоёмкость. Два элемента- потребительные свойства товара и цена- являютсяопределяющими для покупателя при совершении покупки и главными составляющимиконкурентоспособности товара.
В конечном итоге людисклонны приобретать то, что им нравится, а не то, что им предлагают. Это всегданужно помнить производителю товара. Очень важный и весьма часто упускаемый извиду момент- наглядное изображение товара или экземпляр изделия илисвидетельство хотя бы одного клиента, которого полностью устроили оказанныеорганизацией услуги. Без этого и само руководство предприятия не будет иметьполного представления о своих будущих проблемах и затратах, и потенциальныекредиторы и партнёры не захотят дать деньги под идею, которая не привела кпоявлению хотя бы одного экземпляра товара или услуги. Поэтому всегдацелесообразно иметь образец продукции, доведённый до товарного вида, фотографиюлибо рисунок товара, дающие о нём достаточно чёткие представления, илидетальное описание предоставляемых услуг.
В этом разделе следуетохарактеризовать основные качества товара (услуги), его внешний вид, еслинеобходимо — упаковку и сервисное обслуживание. На этом этапе целесообразноприкинуть цену товара (услуги) и те затраты, которые необходимо будетосуществить при их изготовлении, что позволит определить предполагаемуюприбыль, и шансы на успех или неудачу.Изучение рынка
Изучение рынка товара илиуслуги – второй раздел бизнес-плана.
Недостаточный анализ рынкаи потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей ит.д.- одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чемставить дело на широкую ногу и заняться им всерьёз, следует тщательно изучитьрынок. Это даст возможность определить круг потребителей, ёмклсть рынки товара(услуги) и, следовательно, объёмы их производства и реализации, а такженеобходимые для этого ресурсы.
Если трудно провестидостоверные исследования рынка либо они стоят достаточно дорого и не по кармануначинающему предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализациякоторого даст ценную информацию о рынке, особенно если сам предпринимательпримет непосредственное участие в продаже товара или оказании услуг.
При этом целесообразнообратить внимание на следующее:
· Насколько часто иохотно покупатели приобретают товар или обращаются за услугами;
· Кто именнопокупает товар или обращается за услугами (полезно поинтересоваться употребителя, что именно привлекло его в данном товаре или услуге);
· Сколько временипотребовалось для реализации товара или оказания одной услуги;
· Как реагируютпокупатели на цену товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияетли её снижение на скорость продажи товара или оказания одной услуги.
Таким образом, из пробнойпродажи необходимо получить максимум интересующей информации. Полезнопоинтересоваться у потребителей, какие изменения внесли бы они во внешний вид,качественные параметра, упаковку товаров, оказание сервисных услуг. При этом неследует стремиться удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу, анацеливать товар или услугу на определённую группу покупателей, на ихпотребности и вкусы и направлять совершенствование изделий и услуг, завоёвыватьопределённую нишу на рынке данного товара (услуги) и стараться её удержать. Оценка конкурентов
Третий разделбизнес-плана посвящается анализу конкурентов. Не следует думать, что в условияхнашего ненасыщенного рынка такой анализ является напарсной тратой времени, сили средств. Ведь ситуация может измениться в любой момент, а бизнес надоориентировать с расчётом на будущее. Так что стоит позаботиться и об этомразделе бизнес-плана. В нём необходимо ответить на следующие вопросы:
· Кто являетсяконкурентом, фирмы сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъёмеили идут на спад;
· Каковы отличиятовара (услуги) фирмы от аналогичных товаров (услуг) конкурентов;
· Каковы шансы ивозможности появления новых конкурентов;
· В чём фирмарассчитывает их превзойти?
Цель данного раздела — облегчить выбор подходящей тактики и конкурентной борьбы и предостеречь фирмуот чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться наперенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставитьсменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, чтобы успешнеепротивостоять соперникам. Причём такой анализ необходимо вести постоянно хотябы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении и чей-то успешный дебютпривлекает новых конкурентов.
Воевать на два фронтатрудно. Поэтому надо сделать акцент на те стороны деятельности, где наблюдаетсяопределённое преимущество фирмы перед конкурентами ( высокое качестко продукциии обслуживания, опытный персонал). Рекомендуется сопоставить достоинства фирмыс уязвимыми моментами в деятельности соперника (конечно, при условии, что ониизвестны).
После чётких ответов навопросы указанных трёх разделов бизнес плана у предпринимателя должно сложитьсяопределённое представление о той рыночной нише, которую он хочет занять,организуя свой бизнес. Стратегия маркетинга
В наиболее общем видемаркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: тщательное изучение рынкаи потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) этомупотенциальному потребителю “Производить то, что покупается, а не продавать то,что производится”- главная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах,так или иначе, была дана оценка потребителей и конкурентов, в этом разделебизнес план нас больше всего интересует вторая часть маркетинга: какосуществить производство и довести продукт до потребителя.
Произвести товар(услугу), по своим параметрам соответствующий запросам покупателя, это лишьполдела. Его нужно доставить потенциальному потребителю и создать условия дляпревращения потребности в реальный спрос. Коммерческий успех фирмы в большейстепени зависит от того, насколько рационально организовано движение продукциив сфере обращения. По мнению маркетологов, товародвижение является вторымосновным фактором после качества продукции, который учитывается при выборепоставщиков.
Основные элементы здесьследующие:
· Схема распространения товара:самостоятельно, через оптовые организации, магазины и т.д.;
· Ценообразование: как будетопределятся цена товара (услуги), какую прибыль планируется получить, в какихпределах можно уменьшать цену, чтобы она давала возможность окупить расходы иполучить достаточную прибыль;
· Реклама: сколько средств можновыделить на рекламу, в какой форме и какими средствами рекламировать бизнес;
· Методы стимулирования потребителей:как и за счёт чего привлекать новых покупателей, расширять районы сбыта,увеличивать производство, совершенствовать товар (услугу), предоставлятьгарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д.;
· Формирование и поддержание хорошегомнения о бизнесе: как и какими средствами, фирма будет добиваться устойчивойрепутации своих товаров и самой фирмы. План производства
Раздел бизнес-плана,содержащий в себе описание всего производственного процесса. Готовиться толькотеми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой либопродукции или услуги.
Главная задача данногораздела- подтвердить расчётами, что создаваемая фирма в состоянии реальнопроизводить необходимое количество товаров и услуг в нужные сроки и с требуемымкачеством.
Здесь, прежде всего,нужно ответить на следующие вопросы:
· Где будут производиться товары(услуги)- на действующем или вновь создаваемом предприятии;
· Какие мощности для этого понадобятсяв настоящее время и в дальнейшем;
· Где, у кого, при каких условиях будузакупаться сырьё, материалы и комплектующие детали;
· Предполагается ли производственнаякооперация и с кем;
· Какое оборудование потребуется и гденамечается его приобрести?
Если предполагаетсясоздать не производственное предприятие, а торговую точку, то данный разделможно назвать торговым планом и описать в нём процедуру закупки товаров,систему контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений.
Завершить данный разделбизнес-плана необходимо оценкой возможных издержек производства и их измененийв перспективе. Организационный план
В этом разделе речь идёто том, с какими партнёрами организуется дело и как планируется наладить егобесперебойное и успешное функционирование.
В этом разделе нужнорешить следующие вопросы:
· Какие специалистыпонадобятся для успешного ведения дела;
· На каких условияхбудут привлекаться специалисты- на постоянную работу, по контракту и т.д.;
· Как будетоплачиваться труд каждого работника фирмы?
Следует отметить, что кнайму дополнительных работников нужно прибегать только в том случае, если этоповысит доходность фирмы. Поэтому, прежде, чем принимать на работу новых людей,надо подумать, насколько это оправданно. Только тщательный отбор кандидатурыможет дать желаемый результат.
Другой важный вопрос-скем иметь дело, кого взять в компаньоны. Опыт показывает, что вступать вбизнес, организовывать своё дело следует только с хорошо известными людьми,единомышленниками.
В целях чёткости исогласованности работы необходимо определить организационную схему фирмы, кточем будет заниматься, осуществить контроль и взаимодействие всех работниковфирмы.
Нередко этому разделубизнес плана не уделяется должного внимания, и организационная неразберихаявляетмя одной из причин неудач в бизнесе. Финансовый план
Этот раздел обобщает встоимостном выражении основные результаты принятых решений по предыдущимразделам.
Финансовый план включает:расчёт величины и определение источника средств, необходимых для организациидела, прогноз объёмов реализации, баланс денежных расходов и поступлений,таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, графикдостижения безубыточности.
Если собственных средствдля организации дела не хватает, приходиться прибегать к кредитам. При этомнеобходимо просчитать потребность к заёмным средствам и соизмерить её свозможностями своевременного погашения ссуды.
Прибегая к ссуде иливкладывая собственные средства, надо знать, как сработают эти деньги, какойдоход принесут. Важно убедиться, что прибыль от использования кредита окажетсявыше затрат по его привлечению. Другой способ привлечения необходимых средств-найти партнёра, желающего вложить свои деньги.
Баланс денежных доходов ирасходов- это документ, определяющий сумму денег, вкладываемых в проект сразбивкой по времени от момента начала организации фирмы.
Таблица доходов и затратпоказывает доходы от продажи товаров, предоставления услуг, издержки от ихпроизводства, прибыль от продаж, общепроизводственные доходы, чистую прибыль.
Сводный баланс активов ипассивов предприятия служит основой для оценки специалистами коммерческихбанковнадёжности источников финансирования и целесообразности вложениякапитала.
Раздел рекомендуетсязаканчивать графиком безубыточности. График даёт возможности определить объёмпроизводства, при котором фирма начнёт получать прибыль.
Список использованной литературы
Грибов, Грузинов: «Экономикаорганизации (предприятия)»