Разработка анкеты длясбора информации при проведении опроса
Содержание
1. Этапы разработки вида анкеты и корректировка вопросов
2. Этапы определения последовательности вопросов и завершениеразработки анкеты
Список использованныхисточников
1. Этапы разработки видаанкеты и корректировка вопросов
Созданиеанкеты является творческим процессом. Большинство успехов относится, в первую,очередь, к определению того, чего нужно избегать в анкете, например,направляющих или неясных вопросов. Однако существует мало конкретных указанийна то, как сделать так, чтобы вопросы не оказались наводящими или нечеткими.
Порядокразработки анкеты можно представить в виде следующих этапов:
1 этап. Определениенеобходимой информации;
2 этап. Определениевида анкеты и метода проведения опроса.
3 этап. Определениесодержания вопросов.
4.этап. Определениеформы ответов на вопросы.
5.этап. Определениеформулировки вопросов.
6 этап. Определениепоследовательности вопросов.
7. этап. Определениефизических характеристик анкеты.
8. этап. Перепроверкаэтапов 1-7 и при необходимости их корректировка.
9 этап. Проведениепредварительного тестирования анкеты и при необходимости ее корректировка.
Данные этапыпредставляют собой не эталон, а примерный перечень процедур, которые могутвыполняться при разработке анкеты.
Рассмотримкаждый этап более подробно.
1 этап. Определениенеобходимой информации.
1 шаг в разработке анкеты,состоящий в определении характера информации, которую надо получить, являетсянесложным при условии, что предварительные стадии исследования были проведеныдостаточно тщательно и точно.
Какописательные, так и каузальные исследования требуют определенных знаний потеме, чтобы сформулировать некоторые специальные гипотезы о направлении работы.Они и определяют характер анкеты, т.е. какая информация собирается и от кого.Если макеты таблиц для занесения результатов анализа уже разработаны, то работапо определению характера собираемой информации практически завершена.
Макет таблицы— это таблица, созданная для регистрации информации, которая будет собираться.Она совпадает с таблицами, которые будут использованы в процессе работы, но наданной стадии еще не заполнена цифрами.
Информациясобирается о переменных, указанных в макетах таблиц, для проверки выдвинутыхгипотез. Сведения необходимо получать от правильно выбранных людей и в правильномформате. Поэтому гипотезы не только являются указанием, какую информациюследует искать, но и определяют тип вопроса и форму ответа, используемую для ееполучения.
Подготовкаанкеты может способствовать выдвижению новых гипотез, которые могли бы бытьисследованы при небольших дополнительных усилиях и затратах. Но при этомследует учесть, что если эти новые гипотезы важны для понимания явления, то ихследует использовать при разработке анкеты, а если они не являютсяпринципиально необходимыми для данного исследования, то использовать их неследует. Это связанно с тем, что они просто удлиняют анкету, вызываютдополнительные проблемы в процессе ее заполнения и анализа, а иногда иувеличивают уровень отказов отвечать на вопросы.
2 этап. Определениевида анкеты и метода проведения опроса.
Послеопределения того, какая информациям должна быть собрана, необходимо выяснить,как она будет собираться. Эти решения касаются степени стандартизации иоткрытости анкеты, а также методов, которыми она будет заполняться, — по почте,по телефону или при личной встрече.
Например,если использовать закрытую нестандартизированную форму, при которой участникамопроса показывают картинку и просят составить по ней рассказ, то телефонноеинтервью отпадает, и даже опрос по почте может породить серьезные проблемы,поэтому использовать почтовый опрос для нестандартизированной закрытой анкеты,которая содержит вопросы со свободной формой нерекомендуется.
Т.к. типсобираемых данных имеет большое влияние на метод сбора информации, то необходимоопределить, какая первичная информация нужна, как эти данные могут бытьсобраны, какую степень стандартизации и открытости следует использовать, и какбудет проводиться опрос.
3 этап. Определениесодержания вопросов.
Предварительныерешения в отношении характера необходимой информации, стандартизации иоткрытости вопросов, используемых при составлении анкеты, о методе, которымбудет проводиться анкетирование, во многом определяют решения в отношенииконкретного содержания вопросов. При этом необходимо ответить на ряд вопросов.
1. Являетсяли вопрос необходимым?
Ели данныймомент не охватывается в достаточной степени остальными вопросами, то долженбыть введен новый дополнительный вопрос. Вопрос должен быть сформулирован так,чтобы обеспечить достаточную подробность в ответе, но не больше, чем этонеобходимо.
Например,очень часто в маркетинге мы используем концепцию стадии жизненного цикла, чтобыобъяснить потребительское поведение семьи. Стадия жизненного цикла — этопеременная, которая состоит из нескольких элементов, включающих семейноеположение, наличие детей, возраст детей. Наличие детей считается важнымфактором, поскольку оно наиболее часто свидетельствует о наличии отношенийзависимости. Это особенно справедливо, если младшему ребенку меньше 6 лет, чтосоздает один тип ответственности, тогда как дети между 6 и 17 годами порождаютдругие отношения ответственности для родителей. В исследовании, использующемпонятие стадии жизненного цикла как переменный фактор, нет никакойнеобходимости узнавать возраст каждого ребенка. Правильнее будет задать всегоодин вопрос относительно возраста самого младшего ребенка в семье, если в нейвообще есть дети.
2. Нужно лизадавать несколько вопросов вместо одного?
Эта ситуациясвязана с тем, что при ответе на один и тот же вопрос респондент может датьнесколько разных обоснования.
Например,на вопрос «Почему вы используете зубную пасту «Жемчуг»?». Один респондент можетответить: «Чтобы сократить количество дырок в зубах», а другой — «Потому чтомне рекомендовал врач». Очевидно, что применены два разных обоснования приответе на один и тот же вопрос. Первый человек отвечает на вопрос с точкизрения текущего использования пасты, в то время как другой — почему он началиспользовать именно эту пасту. Поэтому лучше разбить этот вопрос на две части,которые отражают возможные направления ответа. Например:
— Почемувы в первый раз использовали пасту Жемчуг?
— В чемосновная причина того, что вы пользуетесь ею?
3. Имеет лиреспондент необходимую для ответа информацию?
Для этогонеобходимо тщательно проверить каждый вопрос с точки зрения того, располагаетли типичный респондент той информацией, которую необходимо получить. Т.к.респонденты будут давать ответ, а вот будут ли иметь эти ответы какой-то смысл,это уже другое дело.
Поэтому,чтобы не получать бесполезные ответы, респонденту надо задавать те вопросы,которые имеют для него смысл. Во-первых – респондент должен бытьпроинформирован в отношении предмета, о котором проводится опрос, во-вторых –респондент должен помнить эту информацию.
Например,возьмем вопрос «Сколько денег ваша семья тратит в продовольственном магазине заобычную неделю?». Если респондент сам не делает покупки или семья имеетограниченный бюджет, то он вряд ли знают такую информацию. В подобной ситуацииполезно использовать «фильтрующие вопросы», перед тем как задать основной,чтобы определить имеется ли на самом деле у человека необходимая формация.Таким проверочным вопросом может стать вопрос «Кто делает продовольственныепокупки в вашей семье?». Считается нормальным использовать вопросы такого рода:«У вас есть свое мнение о…?» перед тем как задать специальный вопрос о предметепроводимого опроса. Практика показывает, что использование фильтрующих вопросовповышает долю ответов «не знаю» на 20-25 %.
Респондент нетолько должен что-то знать о предмете исследования, но и помнить этуинформацию. Способность человека запоминать отдельные события определяется нетолько самим событием, но и его важностью, временем, прошедшим с момента, когдаоно произошло, присутствием или отсутствием стимулов, которые помогают егозапомнить. Более важные события легче запоминаются, чем менее значимые. Приэтом также нужно учитывать тот факт, что способность человека запоминатькакой-то факт зависит от того, сколько времени прошло с того момента, когдапроизошло событие.
Например,мы можем вспомнить программу, которую смотрели вчера вечером, но гораздотруднее вспомнить то, что мы смотрели на прошлой неделе, и почти невозможноприпомнить увиденные месяц назад программы. Суть всего этого состоит в том, что
— еслисобытие рассматривается как относительно незначимое для большинствареспондентов, то нужно интересоваться только самыми последними известиями онем.
Для болееважных событий существуют две силы, действующие в противоположных направлениях,которые влияют на способность респондента давать достоверный ответ на вопросы,относящиеся к конкретному периоду времени. Одна из них — это ошибкапреувеличения, которая представляет собой склонность помнить событие так,будто оно произошло значительно позднее, чем это было на самом деле. Другая — этопотеря воспоминания, тенденция забывать относительно незначимые событияцеликом.
4. Поделитсяли респондент информацией?
Нежеланиереспондентов поделиться информацией может зависеть от количества усилий,требующихся для ответов, их способности сформулировать ответ иличувствительности к данной тематике. Респонденты также могут отказаться отответа, когда проблема смущает или, наоборот, представляется им угрожающей.
Подобныевопросы должны быть устранены везде, где это возможно. Если это невозможноиз-за важности вопроса для исследования, то необходимо уделить особое вниманиетому, как подать вопрос, особенно в плане месторасположения или формулировки вопроса.
В целом лучшепоместить деликатный вопрос далее по ходу анкеты, чем в начале опроса.
Прииспользовании деликатных вопросов, полезно использовать средства, которыепомогают сделать их менее угрожающими, а именно:
1.Поместить вопрос среди группы других, более нейтральных.
2.Перед тем как задать особый вопрос, следуетубедиться, что поведение или восприятие является самым обычным.
Например,«Последние исследования показывают, что одно из четырех семейств сталкивается сежемесячными трудностями при выполнении своих финансовых обязательств». Даннаятехника, известная как использование успокаивающих заявлений, делает болеелегким для респондентов преодолеть потенциальное замешательство в их поведении.
3.Формулировка вопроса в отношении других и о том, как они могутдействовать или что чувствовать.
Например «Некажется ли вам, что большинство из нас мошенничает с налогами? Почему?» Когдавопрос задается в подобной манере, есть большая уверенность в том, чтореспондент может приоткрыть свое истинное отношение к вопросу о мошенничестве сналоговыми декларациями, по сравнению с вероятностью отказа, если бы его прямоспросили о том, мухлюет ли он со своими налогами и почему он это делает.
4.Формулировка ответа в виде ряда категорий, чтобы респондент мог бы простовыбрать подходящий вариант. Вместо того чтобы спрашивать о возрастереспондента, например, можно просто спросить его по возрастным категориям:
Например,20-29; 50-59; 30-39; 40-49; 60 и более.
4 этап. Определениеформы ответов на вопросы.
После тогокак определено содержание каждого отдельного вопроса, необходимо решить, какиевопросы следует использовать в анкете. Чаще на практике используются следующиевиды вопросов:
— вопросы спроизвольным вариантом ответа. Это вопрос, на который респонденты отвечают натакие вопросы своими собственными словами, не ограничиваясь выбором изпредлагаемого набора вариантов;
— многовариантный вопрос. Это вопрос с ограниченным набором ответов, из которогореспондента просят выбрать вариант, который наиболее соответствует егособственной позиции по данному вопросу.
Например,студенты отвечают на вопросы подобного многовариантного формата на экзаменахили при заполнении тестов (опрос по возрасту, доходу, причине покупки товара ит.п.).
— дихотомический вопрос. Вопрос с фиксированным количеством вариантов ответа, прикотором респондента просят указать тот из двух ответов, который наиболее полносоответствует его взглядам на предмет вопроса.
Например, Вы собираетесьпокупать автомобиль в этом году?
ДА НЕТ
— шкалы. Это другой тип вопросовс фиксированными вариантами ответов, который использует определенную шкалу, длятого чтобы показать ответ.
Например,когда проводят опрос об использовании видеомагнитофонов, может быть заданследующий вопрос «Как часто вы записываете на видеомагнитофон телепрограммы дляпоследующего просмотра?»
НИКОГДА ИЗРЕДКАИНОГДА ЧАСТО
В данномслучае использована форма многовариантного вопроса. Однако эти ответы могутбыть также даны при помощи шкалы. Шкаловая природа данного вопроса, возможно,будет более очевидна, если при составлении ответа будет использована следующаяформа:
Никогда ИзредкаИногда Часто
Преимуществоданной схемы состоит в том, что описания или категории могут быть представленыв верхней части страницы, а разновидности программ могут быть напечатаны полевой стороне листа — например, фильмы, спортивные передачи, специальныепрограммы. Респондентов просят отметить на шкале, с какой частотой используетсявидеомагнитофон для записи тех или иных передач. Инструкцию можно дать толькоодин раз, в самом начале, и при этом большое количество информации отреспондента может быть получено от участника опроса за небольшое время.
5.этап. Определениеформулировки вопросов.
Формулированиекаждого из вопросов — это сложная задача, т.к. неправильная формулировка можетвызвать отказ респондентов отвечать на вопрос, даже если они и согласились принятьучастие в опросе. Плохая формулировка может также спровоцировать респондентаответить на вопрос умышленно или из-за недопонимания некорректно.
Поэтому,следует избегать следующих моментов:
— состояниенеответа;
— избегатьсложных понятий и слов;
— избегатьсомнительных слов и вопросов;
— избегатьнаводящих вопросов;
— избегатьскрытых альтернатив;
— избегатьскрытых допущений;
— избегатьобобщений и оценок;
— избегатьдвухканальных вопросов.
Первоеусловие, известное как состояние неответа, может создать большиепроблемы при анализе информации. Второе условие (все остальные) порождаетошибку измерения, состоящую в том, что записанная или полученная оценка не равняетсянастоящей оценке респондентом данного факта.
Состояниенеответаисточник ошибки, которая вызывается не характером выборки, а возникает из-затого, что респондент соглашается участвовать в интервью, но отказывается или неспособен ответить на отдельные вопросы.
Например,водном анекдоте по данному поводу рассказывается о двух священниках, доминиканцеи иезуите, которые спорили, является ли грехом курение и молитва в одно и то жевремя. Не найдя окончательного ответа, они отправились проконсультироваться усвоих наставников. На следующей неделе они снова встретились. Доминиканецспросил: «Ну и что сказал твой наставник?» Иезуит ответил: «Он сказал, что вданном случае греха нет». «Это забавно, поскольку мой куратор сказал, что этогрех», — ответил доминиканец. Иезуит: «Как ты его спросил?» Ответ: «Я спросилможно ли курить во время молитвы». Иезуит воскликнул: «О, а я спрашивал моегоучителя, правильно ли молиться, когда куришь».
Избегатьсложных понятий и слов.
Т.к.большинство исследователей более образованны, чем типичные респонденты, поэтомуони используют слова, которые привычны для них самих, но которые непонятны длямногих респондентов. Трудность заключается в том, что не легко забыть то, чтознаешь, и поставить себя на место другого человека, когда пытаешься определитьподходящий набор слов.
Поэтомунеобходимо, чтобы вопросы были составлены в более простом и понятном дляреспондентов виде.
Избегатьсомнительных слов и вопросов.
Слова ивопросы должны не только быть простыми, но при этом они не должны иметьдвусмысленный характер.
Например,Возьмем многовариантный вопрос: «Как часто вы записываете на свойвидеомагнитофон телепрограммы для дальнейшего просмотра?
Никогда ИзредкаИногда Часто
Для любыхпрактических целей ответы на это опрос будут бесполезны, т.к. слова «изредка» и«часто» являются неясными. Например, для одного респондента слово «часто» можетозначать «почти каждый день. Для другого это может означать «Да, я делаю это,когда у меня есть в этом потребность. Это случается один раз в неделю». Слова «изредка»и «иногда» также могут по-разному быть интерпретированы разными респондентами.Поэтому, хотя на вопрос и могут быть даны ответы, они будут давать малопредставления о том, как обстоит дело с частотой использования видеомагнитофонадля записи телепрограмм. Гораздо лучшей стратегией будет конкретизироватьварианты выбора для респондента, например, так:
Никогда незаписываю.
Записываюпримерно раз в месяц.
Записываюпримерно раз в неделю.
Записываюпочти каждый день.
Другойвариант избежать двусмысленности состоит в том, чтобы спросить о том, когдазаписывали в последний раз. Например, «Вы записывали на видео какую-нибудьтелепрограмму за последние два дня?»
Да Нет Не могу вспомнить
Процентответивших положительно даст представление о частоте, с которой используетсявидеомагнитофон, а последующий вопрос к этой категории лиц — «С какой целью выосуществляли запись?» — позволит определить, для записи чего конкретно егоиспользовали. Среди ответивших будут люди, которые обычно используют магнитофондля записи программ, но не делали этого в течение последних двух дней. Будут ите, кто такого обычно не делает, но по каким-то причинам записал что-то за этотсрок. Эти отклонения нейтрализуют одно другое при достаточно большом объемевыборки.
Избегатьнаводящих вопросов.
Наводящийвопрос — вопрос, сформулированный таким образом, что, будучи заданным, указывает, какреспондент должен отвечать.
Избегатьскрытых альтернатив.
Скрытаяальтернатива — альтернативный ответ, который не содержится в составных частяхвопроса.
Например, приодном исследовании нужно было узнать мнения неработающих жен в отношении работывне дома. Им задали похожие вопросы. «Хотели бы работать, если бы это быловозможно?» и «Вы предпочитаете работать или предпочитаете делать толькодомашнюю работу?» Эти вопросы принесли разительно отличающиеся ответы. В первойверсии 19 % домохозяек сказали, что они не хотели бы работать. При второмварианте 68 % заявили, что не хотели бы иметь какую-то работу, — в три споловиной раза больше, чем в первом случае. Разница в двух вопросах состоит втом, что вторая версия содержит явную альтернативу, которая толькоподразумевается в первом случае.
Скрытоедопущение — проблема,которая возникает, когда вопрос не сформулирован так, чтобы четко былиопределены его последствия, и, таким образом, он порождает различные ответы отразных людей, которые допускают различные последствия.
Например,на два вопроса (вариант А «Нужно ли принять закон, требующий, чтобы людипристегивались ремнями безопасности в автомобиле?» и вариант Б «Нужно липринять закон, требующий, чтобы люди пристегивались ремнями безопасности вавтомобиле или платили штраф?», т.е. когда последствия четко указаны в самомвопросе, то Вариант Б делает скрытое последствие в версии А отчетливым;единственный способ добиться эффективности закона об обязательном использованииремней безопасности состоял бы в том, чтобы ввести какие-то штрафы за егонарушение. В случае, когда нет никакого четкого заявления о том, чтопроизойдет, если человек не будет соблюдать закон, 73 % высказались за принятиезакона. Когда люди столкнулись с перспективой уплаты штрафа за несоблюдениезакона, только 50 % высказались в пользу законодательного принуждения киспользованию ремней безопасности.
Избегатьобобщений и оценок. Вопросы всегда должны задаваться в конкретных терминах, чем вобщих.
Например,рассмотрим вопрос: «С каким количеством продавцов вы встречались за последнийгод?», который может быть задан специалисту по закупкам, Для ответа на данныйвопрос агент должен приблизительно оценить, скольким продавцам он звонит всреднем за неделю, и умножить на 52. Задача не должна решаться самимреспондентом. Скорее более правильная оценка может быть получена, если спроситьагента: «Скольким торговым представителям вы звонили за последнюю неделю?», и затемсамим умножить полученный ответ на 52
Избегатьдвухканальных вопросов. Вопрос, который требует двух ответов и из-за этого создаетзатруднение для респондента, называется двухканальным вопросом.Например, вопрос «Какова ваша оценка цен и удобства расположения,предоставляемых демонстрационным залом фирмы XYZ?» требует от респондентареагировать на два разных параметра, которыми быть охарактеризован демонстрационныйзал. Респондент может считать, что цены достаточно привлекательны, номестоположение неудобное, и, следовательно, сталкивается с дилеммой, как емуотвечать. Можно и нужно устранять такие двухканальные вопросы разделениемисходного вопроса на два отдельных подвопроса. Полезным индикатором того, чтодолжны быть использованы два вопроса, является наличие союза «и» в начальнойформулировке вопроса.
2. Этапыопределения последовательности вопросов и завершение разработки анкеты
6 этап: Определениепоследовательности вопросов.
Когдаопределены форма ответа и отдельная формулировка для каждого вопроса, начинаютобъединение их в единую анкету. Строго определенного порядка не существует, нопредлагается придерживаться следующих общих принципов:
— использовать простые и интересные начальные вопросы.
Например,если респондент не сможет легко ответить на первые вопросы или он находит ихнеинтересными или пугающими, он может отказаться заполнить остальную частьанкеты. Поэтому важно, чтобы несколько первых вопросов были простыми,интересными и не угрожали респонденту. Иногда полезно использовать такие вопросыдля разогрева, даже если ответы на них не будут в дальнейшем подвергатьсяанализу, поскольку вопросы о мнении часто эффективны для расслабленияреспондентов и установления с ними контакта.
— использование туннельного подхода.
Одинизподходов к построению последовательности вопросов называется «воронкообразным»подходом. А это подход к выстраиванию последовательности вопросов, которыйполучил свое название от формы, начинающейся с общих вопросов и постепеннопереходящей к вопросам с более узкой тематикой.
Например,если у респондента нужно спросить: «Какие изменения необходимы в сервиснойполитике компании?» и плюс к этому «Как вы оцениваете качество сервиса?»,первый вопрос должен быть задан перед вторым. В противном случае качествообслуживания будет непропорционально выделено при ответе, просто потому, чтоэто свежее впечатление в памяти респондента.
В вопросахдолжна присутствовать логика, т.е. резкие изменения в тематике и переход отодной темы к другой должны быть устранены. Иногда необходимы переходныесредства для сглаживания процесса перехода, если появляются изменения втематике и для этого можно использовать фильтрующие вопросы или вставлятькраткое объяснение как способ перехода от одного предмета к другому.
— использовать разветвленные вопросы
Разветвленныйвопрос — техника, используемая для того, чтобы отослать респондентов к различным местамв анкете, основываясь на их ответах по текущим вопросам.
Например,начальный вопрос может формулироваться так: «Вы покупали автомобиль в течениепоследних 6 месяцев?». Если респондент отвечает да, то переходит к другомуместу в анкете, где содержатся вопросы о конкретных деталях покупки. Послеотрицательного ответа на тот же вопрос рекомендуется пропускать вопросы,относящиеся к деталям покупки.
Преимуществоразветвленных вопросов заключается в том, что они требуют меньше альтернативдля индивидуальных вопросов, сохраняя при этом возможность получениянеобходимой информации от тех, кто может ее предоставить.
Разветвленныевопросы лучше использовать в телефонных и личных интервью, при почтовых опросахони должны быть сведены к минимуму.
— размещатьсложные или деликатные вопросы в конечной части анкеты.
— задаватьвопросы о классификационной информации в конце.
Типоваяанкета содержит два типа информации: основную информацию и классификационнуюинформацию.
Основнаяинформация относитсяк предмету исследования (например, намерения или предпочтения респондента).
Классификационнаяинформация относитсяк другим данным, которые собираются, чтобы классифицировать респондентов иизвлечь дополнительную информацию. Демографические и социально-экономическиехарактеристики респондентов часто используются как классификационныепеременные.
7 этап: Определениефизических характеристик анкеты.
Физическиепараметры анкеты могут повлиять на точность полученных ответов. При определениифизического формата анкеты необходимо предусмотреть следующие моменты:
— обеспечениепривлекательности анкеты. Физический вид анкеты может оказать влияние насклонность респондента к сотрудничеству. Это значит, что должна использоватьсякачественная бумага, анкета должна быть напечатана, а не размножена на ксероксеили представлена в виде фотокопии. При почтовых опросах должно бытьпредставлено сопроводительное письмо, которое служит для представления исследования.
— облегчениепроведения и контроля. Это подразумевает оптимальный размер анкеты, ее план ипоследовательность вопросов. Достоинства коротких анкет:
— прощезаполнять;
— меньшевремени на заполнение;
— меньшевероятность отказа со стороны респондента в вопросе участия;
— удобны приполевых исследованиях (небольшой вес при большом количестве);
— простота всортировке, подсчитыванию и группировке полученной информации.
Переполненнаяанкета имеет нечеткое содержание, ведет к ошибкам при сборе информации,предоставляет более короткие и менее информативные ответы при самостоятельномзаполнении, или при проведении устного опроса.
Нумерациявопросов облегчает кодирование, редактирование и табулирование ответов.
8. этап. Перепроверкаэтапов 1-7 и при необходимости их корректировка.
Анкета чащевсего не создается с первой попытки. Перепроверка и пересмотр анкеты выступаютважной частью ее создания. Каждый из вопросов должен быть пересмотрен, для тогочтобы убедиться, что этот вопрос легок для ответа и не вызовет затруднений,неясностей, потенциального недовольства респондента. Ни один из вопросов недолжен быть направляющим или вызывающим какие-то определенные отклонения. Частопрактикуется тестирование анкеты в небольшой группе участников опроса, порезультатам которой выявленные недостатки и неточности устраняются.
9 этап. Проведениепредварительного тестирования анкеты и при необходимости ее корректировка.
Предварительноетестирование выполняет ту же роль при разработке анкеты, что и рыночнаяпроверка для вновь создаваемого продукта.
Предварительноетестирование помогает вскрыть отдельные вопросы, в которых могут быть улучшеныформулировки или изменена последовательность вопросов. Если изменениясущественны, переработанная анкета должна быть снова проверена.
Списокиспользованных источников
1. Харчева В. Основысоциологии. Учебник / Харчева В. – М.: Логос, 1997. — 304 с.
2. Беляевский И.К.Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие /Беляевский И.К. – М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
3. Петров В.В. Основымаркетинга: Учебное пособие / Петров В.В. – Саратов: СГТУ, 1999. — 144 с.