--PAGE_BREAK--
3. Анализ товарного рынка
3.1 Характеристика продукта
Во многих отраслях народного хозяйства на предварительных и отделочных операциях при обработке различных деталей из конструкционных сталей, жаропрочных и титановых сплавов, пластмасс, различных пород дерева, резины, кожи, стекла, алюминия и других материалов при плоском, круглом наружном, внутреннем и бесцентровом шлифовании используются шлифовальные шкурки. Основными преимуществами обработки шлифовальными шкурками по сравнению с обработкой другими абразивными инструментами являются высокая производительность, качество обработки как по точности формы, так и по шероховатости поверхности.
Основными свойствами шлифовальной шкурки, характеризующими ее качество, являются: прочность на разрыв, эластичность, водостойкость, износостойкость и режущая способность. Контроль прочности на разрыв производится с помощью динамометра при ширине образца 50 мм для шлифовальной шкурки на тканевой и бумажной основах.
Эксплуатационные свойства шлифовальных шкурок определяются их режущими способностями и износостойкостью. Показатель износостойкости (изношение зернистости шлифовальной шкурки к осыпаемости) контролируют на приборе КЗШ конструкции ВНИИАШа истиранием шкурки о шкурку в течении 2 минут при нагрузке 2 кгс. Режущая способность шлифовальной шкурки проверяется на приборах МИ-2 и СПШ-1. Метод основан на определении массы снятого материала образцом шлифовальной шкурки. Качество шлифовальной шкурки в значительной степени зависит от вида и качества связующих материалов. В некоторых зарубежных странах контролируется адгезионная способность связующего.
В общем виде конструкция шлифовальных шкурок включает в себя: основу, аппрет, связующее, абразивное зерно, связующее. Отечественной промышленностью выпускается шлифовальные шкурки на бумажных, тканевых и других основах, различающихся видами связующего, аппретирующих составов, характеристикой абразивного материала, технологией изготовления.
Выбор основ, клеевых связок, абразивного материала обусловлен режимами шлифования, видом обрабатываемого материала, необходимой шероховатостью поверхности после обработки. Например, водостойкая бумажная основа предназначена для изготовления водостойкой шкурки, которая применяется при ручных работах.
Выбор тканев основ также обусловлен нагрузками при шлифовании. Выбор абразивного зерна зависит от вида обрабатываемого материала. Для грубого шлифования серого чугуна, горяче- и холодно катанной стали, вязкой бронзы применяется электрокорунд нормальный; для шлифования алюминия, латуни, меди, бронзы – карбид кремния и электрокорунд белый; для тонкого шлифования стекла – карбид кремния черный, для шлифования черных и цветных металлов – карбид кремния зеленый. В зависимости от вида применяемых клеевых связок и аппретирующих составов шлифовальные шкурки делятся на неводостойкие и водостойкие, эластичные и жесткие.
Неводостойкая шкурка выпускается на бумажной и тканевой основах зернистостей 125 – М40. В качестве аппретирующих составов для отделки тканевых основ применяются составы на основе казеинового и мездрового клеев. В качестве связок применяются также мездровый и казеиновый клеи. Шлифовальная шкурка изготавливается на поточной линии непрерывного действия со скоростью движения полотна 7 – 80 м/мин. Недостатком неводостойкой шлифовальной шкурки является невозможность ее применения на операциях с водным охлаждением и, как следствие, низкая стойкость: абразивный слой осыпается либо засаливается.
Водостойкая шлифовальная шкурка на тканевой основе на синтетических клеях является универсальной и применятся как для работы с охлаждающимися жидкостями. Так и без охлаждения. Изготавливается она на синтетических клеях, алкидных и масляных лаках.
Эластичные шлифовальные шкурки для чистого шлифования изготавливаются с применением алкидных и масляных лаков. Для тяжелых обдирочных операций при шлифовании трудно обрабатываемых материалов предназначаются жесткие шлифовальные шкурки на синтетических клеях.
Одной из ответственных технологических операций при изготовлении водостойкой шлифовальной шкурки является операция подготовки ткани. Для придания тканевой основе ценных свойств – повышенной износоустойчивости, несминаемости, водостойкости, повышение прочности ткани на разрыв, эластичности, а также для создания промежуточного слоя, защищающего основу от проникновения клеевой связки, и повышение адгезии между клеевой связкой и основой применяются грунтующие и аппретирующие составы. Операция отделки ткани, в результате которой приобретаются указанные свойства, называется аппретированием. Для аппретирования ткани применяются аппреты на основе латекса СКС – 50 и МП на основе поливинилового спирта.
Шлифовальная шкурка на водостойкой бумажной основе применяется при влажном шлифовании при обработке кузовов автомашин, швейных машин, деталей велосипедов, холодильников и др. В качестве связующих применяются пентафталевый лак ПФ – 587 и масляный лак ЯН – 153.
Водостойкая шлифовальная шкурка с двойной насыпкой абразивного зерна отличается от однослойной повышенным содержанием зерна и клея и обладает большей режущей способностью, стойкостью и производительностью. Она применяется при ленточном шлифовании материалов, требующих высоких режущих свойств и стойкости.
Для улучшения качества водостойкости шлифовальной шкурки, её стойкости, шлифующей способности. Всесоюзным институтом абразивов и шлифования (ВНИИАШ) совместно со специализированными институтами разработаны новые виды основ, аппретирующих составов, связующих на основе фенолформальдегидных смол.
Водостойкие шлифовальные шкурки на фенолформальдегидных смолах применяются в автомобильной промышленности для шлифования и зачистки деталей из металлических материалов, в авиационной промышленности для обработки титановых лопаток и т.д. Этот вид шлифовальной шкурки не уступает по шлифующей способности лучшим зарубежным образцам фирм «Vitex» и VSM (Германия).
Шлифовальные шкурки различаются структурой абразивного слоя. Для обдирочных операций применяются шлифовальные шкурки с большим содержанием абразивного зерна и плотной насыпкой. На операциях, где потеря режущих свойств шлифовальной шкурки происходит за счет засаливания абразивного слоя, рекомендуется применять шлифовальные шкурки с редкой насыпкой.
3.2 Описание отрасли
Производство шлифовальной шкурки относится к производству промышленной оснастки и является вспомогательной отраслью по отношении к металлопрокатным, стекольным и деревообрабатывающим. Поэтому производство абразивных материалов будет развиваться параллельно с этими отраслями.
Потребность и качество шлифовальной шкурки будет определятся объемами производства металлопроката, стекла и дерева с необходимым уровнем их обработки, а уже эти показатели будут зависеть от развития экономики в нашей стране.
Положение российской экономики однозначно оценить довольно затруднительно. С одной стороны правительство заявляло о уже наступающей стабилизации, однако с другой стороны макроэкономические показатели говорят о продолжающемся, хотя и менее значительным темпом, спаде в основном на предприятиях со старым менеджментом, причем это касается как предприятий госсектора, так и акционерных, в деятельности которых, как правило, не отмечается каких-либо кардинальных перемен после приватизации, которые пока еще составляют основную часть предприятий.
Таблица 2.
Помесячная динамика индексов промышленного производства в целом по промышленности с учетом сезонной и календарной корректировок
Месяц
1991 год
1992 год
1993 год
1994 год
1995 год
1996 год
1
2
3
4
5
6
7
Январь
100,0
94,5
81,5
70,5
55,6
51,7
Февраль
99,9
93,3
80,8
70,5
54,4
51,4
Март
99,5
91,8
80,3
70,4
53,6
50,9
Апрель
99,3
90,3
79,4
70,1
52,9
50,8
Май
99,0
89,2
77,8
69,4
52,1
51,0
Июнь
98,5
88,7
75,7
68,2
51,5
51,5
Июль
97,6
88,7
73,8
66,7
51,4
51,9
Август
97,7
88,7
72,3
65,1
51,3
52,0
Сентябрь
96,3
88,0
71,3
63,6
51,2
51,4
Октябрь
96,2
86,6
70,7
62,0
51,3
51,5
Ноябрь
96,1
84,6
70,3
59,8
51,5
51,7
Декабрь
95,6
82,8
70,3
57,5
51,8
51,4
Не вдаваясь в анализ причин низкой эффективности функционирования большинства промышленных предприятий, укажем лишь на главные из них:
· несовершенное налоговое законодательство;
· устаревшие технологии и изношенное оборудование, на обновление которых не остается в условиях переходной экономики и продолжающейся инфляции;
· неудовлетворительный менеджмент высшего руководства предприятий (ошибочность приоритетов и инерционность мышления руководства старых предприятий);
· неспособность гибко реагировать на конъюнктуру сырьевого и товарного рынков, осваивать новые методы управления, более отвечающие условиям рыночной экономики;
· массовые неплатежи, отражающие общее финансовое неблагополучие предприятий, криминализацию среды их функционирования;
· отсутствие сколько-нибудь реальной угрозы наказания за неэффективное хозяйствование для руководства (неотработанность механизма банкротства, приостановка личной карьеры и др.).
Однако, ситуация на рынке требует от руководства принятия неординарных решений, и кроме того недостаток в управленческих кадрах. С новым мышлением, постепенно восполняется большим выпуском специалистов вновь открытых специальностей. Все это постепенно меняет ситуацию в лучшую для предприятий сторону. Таким образом можно говорить о самом начале возникновения конкурентного рынка и необходимости создания своей производственной базы.
3.3 Характеристика рынков. Географическая структура
Потребителями шлифовальной шкурки, дисков фибровых, бесконечных лент, конусов и товаров народного потребления являются мебельные фабрики, стекольные и металлопрокатные заводы, деревообрабатывающие предприятия, автомобильные заводы России и стран ближнего зарубежья. Основными потребителями шлифовальной шкурки являются:
· АОЗТ «Вайвир», Прибалтика;
· МП «Диамант», г.Могилев;
· ООО «Стандарт», г.Борисов;
· ПДО «Гомельдрев», г.Гомель;
· АО «Импульс,» г.Гомель;
· МПП «Вектор», г.Гродно;
· «Гомельспичкомбинат», г.Гомель;
· и многие другие предприятия.
Выделим сегменты рынка шлифовальной шкурки.
Таблица 3
Сегментирование рынка водостойкой шлифовальной шкурки на тканевой основе по географическому и отраслевому признакам
№ п/п
Признаки
Сегменты
1
2
3
1.
Географический
Россия, республика Беларусь, Украина, Казахстан, Азербайджан, Литва, Эстония.
2.
По виду хозяйственной деятельности
Промышленные, торговые, посреднические
3.
Отраслевой
Мебельные, деревообрабатывающие, стекольные, металлопрокатные, автомобильные предприятия
Как видно из таблицы, ОАО «Белгородский абразивный завод» поставляет свою продукцию как по России, так и за ее пределы. При этом отгрузка странам ближнего зарубежья составляет 1/6 от общей суммы реализованной продукции. Приведем подробный анализ сегментирования рынка шлифовальной шкурки по географическому признаку.
Таблица 4
Географическая структура реализованной продукции
№
п/п
Географический сегмент
Рынка
Удельный вес в объеме реализации, %
Отклонение
1995
1996
1997
96/95
97/96
97/95
1.
Белгородская область
22,8
31,7
29,2
+8,9
-2,5
+6,4
2.
Владимирская область
0,7
0,8
0,1
+0,1
-0,7
-0,6
3.
Воронежская область
0,8
2,3
2,1
+1,5
-0,2
+1,3
4.
Кировская область
0,7
0,4
0,4
-0,3
0,0
-0,3
5.
Краснодарский край
2,6
1,2
0,4
-1,4
-0,8
-2,2
6.
Курская область
1,6
0,8
1,9
-0,8
+1,1
+0,3
7.
Ленинградская область
3,7
4,9
7,6
+1,2
+2,7
+3,9
8.
Московская область
11,0
15,5
16,2
+4,5
+0,7
+5,2
9.
Нижегородская область
5,2
3,3
3,0
-1,9
-0,3
-2,2
10.
Ростовская область
2,9
2,6
1,0
-0,3
-1,6
-1,9
11.
Рязанская область
0,8
0,2
0,2
-0,6
0,0
-0,6
12.
Свердловская область
1,5
1,2
1,9
-0,3
+0,7
+0,4
13.
Самарская область
1,7
1,5
1,3
-0,2
-0,2
-,04
14.
Тамбовская область
1,0
0,2
0,5
-0,8
+0,3
-0,5
15.
Тульская область
1,2
0,5
0,6
-0,7
+0,1
-0,6
16.
Тюменская область
0,7
0,3
0,0
-0,4
-0,3
-0,7
17.
Удмуртия
1,1
0,3
0,5
-0,8
+0,2
-0,6
18.
Челябинская область
3,1
1,9
0,9
-1,2
-1,0
-2,2
19.
Ярославская область
0,9
0,9
0,5
0,0
-0,4
-0,4
20.
Другие области России
9,0
13,2
16,6
+4,2
+3,4
+7,6
Итого по России
73,0
83,7
84,9
+10,7
+1,2
+11,9
21.
Беларусь
11,5
8,6
11,5
-2,3
+2,9
0,0
22.
Украина
9,3
2,9
1,4
-6,4
-1,5
-7,9
23.
Литва
4,4
4,5
1,9
+0,1
-2,6
-2,5
24.
Латвия
1,0
0,0
0,1
-1,0
+0,1
-0,9
25.
Казахстан
0,3
0,1
0,0
-0,2
-0,1
-0,3
26.
Молдова
0,4
0,1
0,2
-0,3
+0,1
-0,2
27.
Азербайджан
0,1
0,0
0,0
-0,1
0,0
-0,1
28.
Эстония
0,0
0,1
0,0
+0,1
-0,1
0,0
Итого по странам ближнего зарубежья
27,0
16,3
15,1
-10,7
-1,2
-11,9
Всего реализовано
100,0
100,0
100,0
0,0
0,0
0,0
продолжение
--PAGE_BREAK--Проанализируем составленную таблицу. Доля реализованной продукции по России возросла. Это произошла за сет увеличения отгрузки в таких областях, как, Ленинградскую, Белгородскую, Курскую, Московскую и другие области и края. Рост объёма реализации в Московскую область вызван увеличением спроса на шлифовальную шкурку, который в свою очередь обусловлен развитием мебельной промышленности. Значительное увеличение объема реализации по Белгородской области обусловлено развитием посреднической сети, состоящей, главным образом, из частых предпринимателей. Тот же факт наблюдается и по другим областям. Уменьшение удельного веса по многим сегментам рынка произошло в результате снижения платежеспособности потребителей. Многие заводы могут работать только по бартеру, предлагая иногда неликвидную продукцию, которую невозможно реализовать в короткие сроки.
Удельный вес экспортируемой продукции упал в 1,8 раза по сравнению с 1995 годом, что является негативным моментом в деятельности предприятия. Рассмотрим географическую структуру экспорта подробнее.
Таблица 5
Географическая структура экспорта шлифовальной шкурки
№
п/п
Географический сегмент
Рынка
Удельный вес в объеме реализации, %
Отклонение
1995
1996
1997
96/95
97/96
97/95
1.
Беларусь
42,4
52,8
76,4
+10,4
+23,6
+34,0
2.
Украина
34,4
17,6
9,4
-16,8
-8,2
-25,0
3.
Литва
16,1
27,3
12,5
+11,2
-14,8
-3,6
4.
Латвия
3,7
0,0
0,4
-3,7
+0,4
-3,3
5.
Казахстан
1,3
0,8
0,1
-0,5
-0,7
-1,2
6.
Молдова
1,6
1,0
1,2
-0,6
+0,2
-0,4
7.
Азербайджан
0,5
0,0
0,0
-0,5
0,0
-0,5
8.
Эстония
0,0
0,5
0,0
+0,5
-0,5
0,0
Итого по странам ближнего зарубежья
100,0
100,0
100,0
0,0
0,0
0,0
В географической структуре экспорта значительно возросла доля объема реализации в республику Беларусь. Именно там находится наибольшее количество мебельных предприятий, являющихся самыми крупными потребителями шлифовальной шкурки.
Объем реализации на Украину уменьшился в 3,6 раза. Это связано с действием факторов макросреды предприятия. Прежде всего, это политический фактор. С 1996 года Правительство России отменило принятие налога на добавленную стоимость к зачету в России. Так как сделки с Украиной были бартерного типа, то предприятие отказалось от Многих потребителей в силу действия этого фактора.
Сокращение поставок в Казахстан связано с выходом этой республики из Таможенного Союза. С 1998 года Казахстан снова стал его участником. Возможно, что многие разрушенные связи возобновятся.
Несмотря на то, что доля экспорта в объёме реализации упала, реализация товарной продукции ОАО «Белгородский абразивный завод» увеличивается. С каждым годом становится больше потребителей. Положительным можно считать то, что увеличивается количество посреднических и торговых организаций, являющихся также потребителями. Для более наглядного представления анализа выше приведенных таблиц предложим графическое изображение в виде пиктограмм (см. Приложение 2).
3.4 Конкуренция. Ее анализ
БАЗ производит водостойкую шлифовальную шкурку на тканевой основе. Основными конкурентами в России и странах ближнего зарубежья являются:
· Челябинский абразивный завод (ЧАЗ);
· Предприятие «РОССИ» г.Москва (РОССИ);
· Ленинградский опытный абразивный завод (ЛОАЗ);
· Запорожский абразивный комбинат (ЗАК);
Анализ конкуренции представлен в таблице 2.4.1:
Таблица 6.
Анализ конкуренции
Показатель сравнения
Конкуренты
«ЧАЗ»
«РОССИ»
«ЛОАЗ»
«ЗАК»
Сильные стороны
1.Единственный российский производитель электрокорунда.
2.Собственное производство абразивных материалов и керамических связок.
3.Самые низкие цены
4.Многопрофильная продукция.
5.Внимание к нуждам партнеров.
1.Немецкая технологическая линия
2.Высокое качество.
3.Умеренные цены.
1.Близость к потребительским рынкам центральной части России и ближнего зарубежья
2.Высокое качество.
1.Немецкая технологическая линия.
2.Большие потенциальные возможности в удовлетворении спроса РФ и ближнего зарубежья.
3.Высокое качество.
4.Широкий ассортимент.
Слабые
стороны
1.В настоящее время шлифовальная шкурка не выпускается
1.Узкий ассортимент выпускаемой продукции
1.Высокие отпускные цены.
2.Низкий объем производства.
1.Утеряны связи с поставщиками и потребителями.
2.В настоящее время шлифовальная шкурка не выпускается
Стратегия маркетинга
1.повторный выход на старые рынки
1.увеличение доли занимаемого рынка
1. Рост объема производства и снижение отпускных цен.
1.Стратегия повторного выхода на старые рынки
Так как шлифовальная шкурка отечественных производителей еще недостаточно конкурентоспособна на мировом рынке, а объемы импорта малы, то основными будут отечественные потребители и поэтому расчет доли рынка будем производить лишь для рынка России.
Таблица 7
Доли и емкость рынка
Предприятие
1996 год
1997 год
Изменение
ТПМ
Уд. вес, %
ТПМ
Уд. вес, %
1
2
3
4
5
6
1. ОАО «БАЗ»
2.323
71
3.061
71
+738
2. ОАО «ЧАЗ»
148
5
0
0
-148
3. РОССИ
739
23
1.208
28
+469
4. ЛОАЗ
57
1
56
1
-1
5. Всего произведено
3.267
100
4.325
100
+1.058
6. Экспорт
421
—
448
—
+27
7. Импорт
150
—
313
—
+163
8. Емкость рынка
2.996
—
4.190
—
+1.194
Данная таблица показывает, что БАЗ является лидером по производству шлифовальной шкурке на тканевой основе и имеет постоянную долю рынка 71%. Из таблицы видно, что ёмкость рынка возросла в 1,4 раза. Это вызвано, прежде всего, ростом импортируемой продукции, а также существенно на рост ёмкости рынка повлияло снижение доли экспорта в национальном производстве. В ближайшие 5 лет будет происходить рост ёмкости рынка за счет увеличения импорта и снижения уровня отечественного производства. Этот будет происходить до тех пор, пока российские предприятия производители по качеству выпускаемой продукции не достигли мирового уровня.
В настоящее время с ростом импортируемой продукции растёт и число конкурентов ОАО «БАЗ». Конкурентами на мировом рынке выступают практически все предприятия производители шлифовальных материалов Германии, Франции, Венгрии, Италии, Америки и других стран. Качество их шлифовальных материалов превышает в 3-4 раза качество шлифовальных материалов белгородского производства. Многие мебельные предприятия предпочитают высокое качество импортной продукции низкой цене отечественной. Причём, число потребителей импортных шлифовальных материалов увеличивается. А это означает, что падает спрос на продукцию ОАО «Белгородской абразивный завод», который является явным лидером по качеству шлифовальных материалов в России и станах ближнего зарубежья.
4. Анализ внутренней маркетинговой среды предприятия (swot-анализ)
4.1 Анализ кадровой структуры
Кадровая структура предприятия состоит из трудовых ресурсов. К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для эффективной работы предприятия. Цель развития кадровой системы: увеличение производительности труда, улучшение качества труда, повышение квалификационных навыков работников.
Рассмотрим численность кадров на предприятии и ее структуру.
Таблица 8
Структура кадров предприятия
№ п/п
Категории персонала
1995
1996
1997
Чел.
Уд. вес, %
Чел.
Уд. вес, %
Чел.
Уд. вес, %
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Рабочие
221
74,5
243
74,5
267
74,8
2.
Служащие
64
21,5
69
21,2
67
18,8
3.
Всего ППП
285
96,0
312
95,7
334
93,6
4.
Непром. персонал
12
4,0
14
4,3
23
6,4
5.
Всего
297
100
326
100
357
100
Анализируя данные таблицы видно, что численность завода ежегодно увеличивается, так как вырастает число промышленно-производственного персонала (ППП), хотя в общей структуре резких изменений не произошло.
Таблица 9
Движение кадров предприятия
№ п/п
Показатели
1995
1996
1997
1
2
3
4
5
1.
Число принятых, чел.
64
58
81
2.
Число уволенных, чел.
45
37
45
3.
Среднесписочная численность, чел.
297
326
357
4.
Коэффициент оборота по приему.
0,215
0,177
0,226
5.
Коэффициент оборота по увольнению.
0,151
0,133
0,126
Положительным моментом можно считать рост коэффициента по приему. Это значит, что предприятие пережило временный кризис, прекратилось сокращение штата. Число уволенных возросло незначительно. В целом социально-экономическая ситуация на заводе к концу 1997 года стабилизировалась.
4.2 Анализ прибыльности предприятия
Прибыль является одним из основных источников пополнения собственных оборотных средств предприятия. Часть прибыли поступает в бюджет и имеет важное значение в формировании ресурсов государства. Поэтому целесообразность проведения данного анализа очевидна
Таблица 10
Финансовые результаты и распределение прибыли, тыс.руб.
№ п/п
Показатель
1996 г.
1997 г.
1.
Результат от реализации продукции
10.121
17.540
2.
Сальдо доходов и расходов от операционной деятельности
355
271
3.
Сальдо доходов и расходов от внереализационной деятельности
-301
-1.586
4.
Балансовая прибыль
10.175
16.225
5.
Платежи в бюджет
3.410
5.082
6.
Отвлеченные средства
6.765
10.828
7.
Нераспределенная прибыль
—
315
Анализ приведенной таблицы показывает, что в 1997 году значительно выросли внереализационные расходы. Это связано с тем, что в 1996 году предприятие имело льготу по налогу на ЖКХ, а в 1997 году сумма этого налога составила 1.032 тыс.руб.
4.3 Обеспеченность оборотными средствами
Таблица 11
Структура оборотных средств
Элемент оборотных средств
Код стр. бух. баланса
1996
1997
Ср. год. сумма
Тыс. руб.
Удел. вес, %
Ср. год. сумма
тыс. руб.
Удел. вес, %
1. Запасы
210
7.828
63,80
13.031
52,92
в т.ч.:
1.1.Сырье, материалы, МБП
211
213
1.635
13,33
2.738
11,12
1.2.Готовая продукция
215
5.486
44,71
9.281
37,69
1.3.Расходы будущих периодов
217
—
0,00
16
0,07
1.4.Незавершенное производство
214
707
5,76
996
4,04
2. Дебиторская задолженность
230
240
4.340
35,37
11.444
46,47
3. Денежные средства
260
101
0,83
149
0,61
Всего
12.269
100
24.624
100
Из приведенной таблицы видно, что наибольшую долю оборотных средств составляют производственные запасы, что характерно для предприятий ПСМ, достаточно велика доля дебиторской задолженности. В 1997 году доля запасов сократилась по сравнению с 1996 годом на 10,88% в основном за счет снижения запасов сырья, материалов, МБП и готовой продукции. Однако снижение запасов готовой продукции сопровождалось ростом дебиторской задолженности, что говорит о росте слабого платежеспособного спроса на шлифовальную шкурку. Расходы будущих периодов и незавершенное производство имеет малый удельный вес. Это связано со спецификой данного производства. Повышение эффективности производства во многом определяется рациональным и экономическим использованием оборотных средств.
4.4 Организационная структура работников службы сбыта на ОАО «БАЗ»
Таблица 12.
РУ — руководитель продаж;
ТП — торговые представители;
ТВ — товароведы;
продолжение
--PAGE_BREAK--