Реферат по предмету "Маркетинг"


Правовые формы объединений в сфере предпринимательской деятельности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Правовые формы объединений в сфере

предпринимательской деятельности


Курсовая работа

студентки 4 курса

очного отделения

Кашиной Маргариты

Александровны
Научный руководитель:

к.ю.н., доцент

Козин В.В.

Петрозаводск

2011

Введение
В реальной экономике наряду с предпринимательскими фирмами, являющимися юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица и иностранными компаниями на территории России в качестве особых субъектов предпринимательского бизнеса действуют объединения субъектов предпринимательского бизнеса(предпринимательские объединения). Данные объединения не являются специфическими организационно-правовыми формами российского предпринимательства, хотя и выступают особым способом организации предпринимательской деятельности.

В странах с рыночно ориентированной экономикой встречается огромное разнообразие объединений в сфере предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства различаются между собой в соответствии с определяющими признаками. Хотелось бы привести перечень некоторых таких признаков:

1)имущественные признаки;

2)функциональные признаки;

3)управленческие признаки;

4)правовые признаки.

1). Разграничение организационно-правовых форм

предпринимательства по имущественным признакам обусловлено

-         неодинаковым характером формирования имущества различных субъектов предпринимательского бизнеса и, соответственно объемами их прав на данное имущество; главным является вопрос о том, является ли данный субъект бизнеса собственником имущества, или же данное имущество находится у него на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

/>/>/>/>-         границами имущественной ответственности субъектов бизнеса по своим обязательствам; главным здесь является вопрос о том, отвечает ли рассматриваемый субъект предпринимательского бизнеса по своим обязательствам всем своим имуществом и только ли данным имуществом, не привлекается ли для выполнения обязательств фирмы наряду с имуществом самой фирмы также имущества ее учредителей (участников);

-         различиями во внутренних имущественных отношениях субъектов предпринимательского бизнеса, прежде всего, в характере отношения к имуществу субъекта бизнеса со стороны его учредителей (участников), объеме прав учредителей (участников) на распоряжение имуществом субъекта бизнеса или его долями

2). Разграничение по функциональным признакам базируется на разграничении содержания предпринимательских функций, осуществляемых субъектом предпринимательского бизнеса.

Предпринимательские функции выступают, напомним, разновидностью деловых функций, содержание которых мы изучали в первом разделе нашего учебника. Под предпринимательскими функциями, выполняемыми организационно-правовыми формами предпринимательства, понимаются принятые субъектом предпринимательского бизнеса на себя обязательства на инициативное проведение определенной совокупности действий в отношении других субъектов бизнеса в целях удовлетворения своих деловых интересов.

3) Указанные особенности имеют важное значение и для разграничения организационно-правовых форм предпринимательства по управленческим признакам. Несовпадение содержания предпринимательских функций разных субъектов бизнеса приводит к тому, что управление их деловой деятельностью строится по-разному. Скажем, в фондах существенно велика роль попечительских советов, в учреждениях и в унитарных предприятиях наибольшее значение имеют учредители (учредитель), в хозяйственных товариществах и обществах – генеральная дирекция или правление, в производственных кооперативах – общее собрание участников. Ниже мы подробнее познакомимся с управленческими признаками различных организационно-правовых форм предпринимательства.

4) Разграничение организационно-правовых форм предпринимательства по правовым признакам основано на том, что каждый из субъектов предпринимательского бизнеса должен быть наделен общей и отличной от других правоспособностью, которая позволила бы ему успешно решать уставные задачи.

В связи с этим существует множество различных классификаций и наименований предпринимательских объединений. Но мне видится главным деление по форме объединения на коммерческие и некоммерческие организации. Целью данной работы является изучение объединения предпринимательских организаций именно на основе такой классификации.

Передо мной стоят следующие задачи:

— рассмотреть классификацию интегрированных форм организации бизнеса;

-определение и выявление основных особенностей организационно-правовых форм функционирования предприятий;

— раскрыть основные черты различных видов объединённых предпринимательских организаций.

Для написания работы были использованы такие источники как нормативно-правовые акты (Гражданский кодекс и федеральные законы), регламентирующие предпринимательскую деятельность; учебные пособия, основными из которых были труды Жилинского С.Э,, Беляевой О.А., Смагиной Н.А. и др. Также мною были проанализированы некоторые статьи из журналов и была использована информация с

электронных источников.
1.Предпринимательские объединения в форме коммерческих организаций 1.1.Холдинги

В мировой практике под холдингом или холдинговой компанией традиционно понимают особый тип компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний в целях контроля и управления их деятельностью. Законодательство Великобритании понимает холдинг как компанию, имеющую экономическую власть над другой компанией и осуществляющую контроль над ней. В законодательстве Германии холдинговая компания рассматривается в качестве господствующего предприятия концерна; последний, в свою очередь, представляет собой объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, соглашений о финансировании, производственно-технологическом сотрудничестве.

В бизнес-практике многих стран термин «холдинг» часто используется для обозначения не только материнской, а всей совокупности компаний, имеющих холдинговые связи. В доктрине и правоприменительной практике Ирландии, например, холдинг понимают как объединение, включающее в себя холдинговую (основную) компанию и компании, находящиеся под ее контролем.1

В России холдинг — совокупность материнской (холдинговой) компании и контролируемых ею дочерних компаний.

Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Материнская компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом (п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и/или снижение издержек. Оба этих фактора повышают стоимость компании, ее капитализацию и для достижения этой цели необходима эффективная работа всей системы, а не только управляющей компании. Необходимо отметить, что и стоимость акций холдинга тоже растет только при эффективной работе всей системы (всех ее частей — управляющей компании и дочерних предприятий).1

Существует несколько способов объединения коммерческих организаций в холдинговые компании:

1) Холдинговые компании могут создаваться посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Это так называемая «горизонтальная интеграция». Основная цель таких холдингов — завоевание новых секторов рынка.
2) Второй путь образования холдинговых компаний — это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая «вертикальная интеграция».Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании. Примером может служить объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого эксперимента были вполне определенны — снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии- на 17%, а прибыль возросла на 59%.
3) Холдинговые компании могут создаваться и путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе. Именно так действовал «стальной король» Эндрю Карнеги почти 130 лет назад. В своей автобиографии он пишет о том, что только после того, как созданное им предприятие доказывало свою эффективность, он включал его (тем или иным способом) в свою группу.
Такая политика позволяла ему избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия.
4) На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов.
5) Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам. Так, например, при объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива «Stella Artois» плюс 40 млн долларов. Индийцы — акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке.
6) Значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем «деления» больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий в начале 90 годов при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.1

Считаю нужным упомянуть об управлении холдингом. В соответствии с законодательством управление холдингом, как и любым акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию (ст.103 ГК РФ). Однако для холдинговых структур основные акционеры четко определены и именно они осуществляют (через аппарат управления) управление всей группой. Есть особенности осуществления и разделения по частям группы объема управляющих процедур. На самом верхнем уровне холдинга (как и на всех уровнях сложных холдингов) объем управляющих функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого уровня.

На сегодняшний день в отечественном законодательстве остается открытым вопрос о правовом статусе холдинга. Уже долгое время ведется работа над проектом Федерального закона «О холдингах». Но действующее законодательство пока еще не определяет понятие «холдинг». Поэтому можно сказать, что холдинг — это скорее экономическое, нежели юридическое понятие.1

В отношении холдинговых компаний действуют особые правила исполнительного производства. Так, акции дочерних компаний, являющиеся активами основного общества, относятся к имуществу, взыскание на которое в ходе исполнительного производства обращается в третью очередь, потому что от этих пакетов акций непосредственно зависит производственная деятельность компании, ведь все дочерние общества вертикально интегрированы в единую экономическую систему. Такой подход подтверждает тезис о частичной правосубъектности холдинга

Несмотря на то что Закон о холдингах до настоящего времени не принят и универсального определения понятия «холдинг» нет, некоторые законодательные нормы признают самостоятельное участие холдинга как субъекта в определенных правоотношениях. В частности, Закон о защите конкуренции называет в качестве одной из разновидностей хозяйствующего субъекта на товарном рынке группу лиц. В статье 20 НК РФ говорится о взаимозависимых лицах в случаях, когда одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале другого юридического лица и суммарная доля этого участия составляет более 20%. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в ст. 4 предусматривает, что инвесторами могут быть объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица. Наконец, Закон о банках и банковской деятельности допускает образование банковских холдингов и банковских групп.
1.2.Финансово-промышленные группы
Согласно российскому законодательству, ФПГ — это “ совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест”(ФЗ «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995г). Следует сразу уточнить, что Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» утратил свою силу в 2007 году, в связи с тем, что многие его положения утратили актуальность, не соответствуют нормам федеральных законов, принятых позднее, либо носят декларативный характер. Но я бы хотела освятить основные положения об этих организационных формах, т.к. ФПГ, которые были созданы до 2007 продолжают свою деятельность и я считаю их интересными образованиями.

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы, либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

Дочерние хозяйственные общества и предприятия могут входить в состав финансово-промышленной группы только вместе со своим основным обществом (унитарным предприятием-учредителем).

В состав участников финансово-промышленной группы могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе.

Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.

В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.1

Для участников межгосударственной финансово-промышленной группы национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

Направление участником финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы является юридическим лицом, учрежденным всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющимся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел финансово-промышленной группы.

Центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании финансово-промышленной группы в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Центральная компания финансово-промышленной группы в случаях, установленных законом или учредительным договором группы:

— выступает от имени участников финансово-промышленной группы в отношениях, связанных с созданием и деятельностью финансово-промышленной группы;

— ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы;

— готовит ежегодный отчет о деятельности финансово-промышленной группы;

— выполняет в интересах участников финансово-промышленной группы отдельные банковские операции в соответствии с Законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности (ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Иные виды деятельности центральной компании финансово-промышленной группы по ведению дел финансово-промышленной группы устанавливаются ее уставом, договором о создании финансово-промышленной группы.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы.

По обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность.

Особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы.

Существует целый ряд классификаций действующих в России ФПГ:

1.по масштабу их деятельности. В качестве показателя масштабов деятельности могут рассматриваться сумма оборота компаний, входящих в ФПГ, сумма стоимости их активов, численность занятых на предприятиях ФПГ и сумма добавленной стоимости предприятиями, входящих в финансово-промышленную группу.

2. разделение ФПГ на “банковские” и “промышленные” группы. Возглавляемые банком ФПГ создавались вокруг крупных банков, с момента приватизации проводивших политику создания подчиненных им “промышленных империй”. “Банковские” ФПГ могут быть как официально зарегистрированными, так и не зарегистрированными. Примером банковской официально зарегистрированной ФПГ служит группа “Интеррос”, контролируемая Онэксимбанком. “Промышленные” ФПГ, в отличие от “банковских”, включают в свою структуру небольшие банки, зачастую созданные самими предприятиями группы или ее головной компанией.1

3. существующие финансово-промышленные группы можно классифицировать в соответствии с особенностями целевых рынков, на которых действуют предприятия ФПГ. В соответствии с этим критерием ФПГ подразделяются на локальные, федеральные и международные (транснациональные).

4. важным критерием классификации групп служит взаимосвязь тех целевых рынков, на которых действуют предприятия ФПГ. В соответствии с этим критерием ФПГ можно разделить на вертикальные и горизонтальные объединения, а также конгломераты

В заключении к этому параграфу скажу о недостатке ФПГ. Отрицательным моментом Финансово-промышленных групп, как формы интеграции предприятий служит характерное для России доминирование инсайдерского контроля на предприятиях, слабая структура собственности и корпоративного управления, незначительная роль централизованного принятия решений, и как следствие – относительная слабость процессов интеграции. 1
1.3. Основанные на договоре простого товарищества

В современной рыночной экономике востребованными хозяйственной практикой оказываются и давно известные традиционные цивилистические конструкции, одной из которых является договор простого товарищества. Предпринимательские объединения, созданные на основе договора простого товарищества, успешно функционируют во многих российских регионах. Если на рубеже XX — XXI веков в России действовало 50 -70 таких объединений, то на 2009 год их количество увеличилось, по меньшей мере, вдвое. Отраслевой спектр деятельности данных объединений чрезвычайно широк: рыболовство и строительство, транспорт, образование и т.д.

Объединение предпринимателей и организаций на основе договора простого товарищества позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы — предприятия, оборудование, транспортные средства. При этом не требуется государственной регистрации объединения в качестве юридического лица.2

Простое товарищество также является действенным способом получения займов и кредитов, привлечения инвестиций в малый бизнес, что в современных условиях представляется особенно актуальным.

Существует некоторое количество объединений, схожих по своим целям, задачам, функциям (концерны, консорциумы, синдикаты, картели, пулы, конгломераты, тресты ). Мне хотелось бы рассказать о некоторых из предпринимательских объединениях, основанных на договоре простого товарищества, а именно: консорциумах, картелях, синдикатах и пулах.
1.3.1.Консорциумы

Консорциум представляет собой одну из форм объединений, создава­емых на основе соглашения между несколькими банками, предприятия­ми, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для сов­местного проведения крупных финансовых операций по размещению зай­мов, акций или осуществлению наука- и капиталоемких проектов, в том числе международных. Благодаря этому происходит сращивание банковского и промышленного капитала, однако партнеры, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридиче­скую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается целей консорциума. Консорциумы организуются для усиления конкурентных позиций их участников1.

Они могут быть временными и постоянными. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления кратко­срочных сделок. Постоянные консорциумы, как правило, осуществ­ляют операции по размещению займов определенной страны или груп­пы стран, с ценными бумагами отдельных акционерных обществ, ис­пользуемыми для реализации финансовых, коммерческих и инвести­ционных проектов значительного масштаба.

Консорциум, как правило, возглавляется крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглаше­ния — консортов, разрабатывают условия займа или организации ак­ционерного общества, занимаются юридическим оформлением до­кументации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Ведущая монополия имеет обширную сеть различных филиалов и агентств, обеспечивающих реализацию выпускаемых консорциумом ценных бумаг. Члены кон­сорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, объеме эмиссии акций или общей стоимости реа­лизуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

В конце XIX — начале XX века консорциумы в основном пред­ставляли собой соглашения между банками для осуществления фи­нансовых операций на национальном и мировом рынках. В середине XX века консорциумы широко распространяются в промышленнос­ти и служат целям реализации крупных промышленных, научно-тех­нических, строительных и других проектов. Так, консорциумы созда­вались крупнейшими объединениями промышленников для строи­тельства атомных электростанций.1

Участниками консорциума могут быть частные и государственные структуры. На современном этапе развития научно-технического прогресса консорциумы практикуют­ся в отраслях, связанных с новыми технологиями, на стыке различ­ных сфер деятельности и отраслей. Характерной особенностью совре­менных консорциумов является совместное проведение научно-ис­следовательских работ.

Управление консорциумом организуется таким образом, что из числа его участников выбирается лидер, который координирует их сов­местную деятельность. Лидер представляет интересы консорциума пе­ред заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномо­чий, полученных от других членов консорциума. Ответственность же по договорным обязательствам несут участники консорциума в раз­мере их доли в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответственности, например долевая, солидарная. Каждый член консорциума обеспечивает финансирова­ние определенной части работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своих обязательств.

Существенной стороной деятельности консорциумов становится их интернационализация. В частности, целью консорциумов может быть сотрудничество банковских монополий разных стран в вопросах финансирования развития мировой торговли и межотраслевого дви­жения капиталов. Основная его функция — размещение займов для финансирования капитальных проектов в любой стране мира. Такой консорциум также предоставляет кредиты средним и крупным экс­портерам, привлекает срочные вклады во всех валютах.2

Примером такого объединения, созданного на территории РФ, служит консорциум «Уголь России». Консорциум создан как активно действующий орган, призванный играть ключевую роль в динамичном развитии российской угольной промышленности. Консорциум «Уголь России» объединяет компании-лидеры в своих областях деятельности в угольной и энергетической отраслях России — ЗАО «Росинформуголь», Институт конъюнктуры рынка угля (респектабельная консультационная компания в области горной промышленности), Академия Горных Наук РФ, Некоммерческое партнерство содействия развитию горнодобывающих отраслей промышленности. Консорциум консолидирует усилия игроков горнодобывающей отрасли по концентрации шагов выхода из кризиса и обеспечения дальнейшего роста. Консорциум осуществляет мониторинг инновационных технологий в области использования угля в мире и их применимости в России.1
1.3.2.Картели

Картель — форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объёмов производства, согласование условий сбыта продукции, наём рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов.

Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:

а) убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится;

б) организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;

в) установить квоты каждому члену картеля;

г) установить процедуру проведения утвержденных квот.

По своему содержанию картельные соглашения могут быть весьма

разнообразны. Вершина их расцвета пришлась на период между Первой и

Второй мировыми войнами, поэтому представленные ниже виды картелей

являются отчасти «историческими формами», относящимися к тому

времени, хотя многие из них и сейчас являются образцом практических

действий.1

Субмиссионный картель – объединяет предпринимателей, в его

рамках распределяются общие оферты предложения на государственные

заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятия во

время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в

порядке очередности добавку за завышенные цены. Это достигается тем,

что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них

предлагают продукцию по чрезвычайно завышенной цене. Часто

картельным договором предусматриваются компенсационные платежи

«победителей» тендера «проигравшим».

Картель, согласующий только единые условия продажи (но не

цены) – устанавливает для всех предприятий-участников определенные

договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок,

условий оплаты и т.д.

Картель согласованных размеров скидок – определяет условия и

размеры скидок для предприятий-участников.

Картель минимальных цен – определяет цены, которые в процессе

торговли не могут быть снижены.

Картель единой цены — устанавливает единые для всех членов

картеля цены на рынке сбыта. Такой картель возможно создать лишь в

том случае, если все входящие в него предприятия имеют примерно

одинаковое качество продукции, т.к. иначе спрос концентрировался бы

на продукции высшего качества. Фактически в прошлом большинство

картелей единой цены, создавались там, где группа предприятий

производила достаточно гомогенный, однородный продукт (например

уголь, сталь, цемент). Обычно поводом для создания картеля

рассматриваемого типа было падение цен, которое происходило из-за

возникновения в отрасли избыточных производственных мощностей.

Предприятия-члены картеля путем согласованного сбивания цены пытались

переключить спрос на себя. Это часто приводило к тому, что картель

единой цены превращался в квотовый картель.

Квотовый картель — выделяет каждому члену картеля

определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может

быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количество

продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых

ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все

предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные

производственные мощности. Превышение установленных производственных

квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так

как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый картель

в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат.

Региональный картель – соглашения между предприятиями о

территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему

отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.

Экспортный картель – соглашение по условиям сбыта продукции на

иностранных рынках.

Импортный картель – соглашение импортеров внутри страны,

направленное против иностранных фирм экспортеров.

Картель специализации – каждый его участник обязывается

производить один определенный продукт или тип продуктов. Таким

образом каждый член картеля получает монопольное положение на рынке

определенной продукции.

Картель структурных кризисов – соглашение, которое должно

обеспечить безболезненное свертывание производственных мощностей при

устойчивом, не обусловленном коньюктурой сокращении сбыта. Такого

рода картельное соглашение заключается обычно во время циклических

спадов производства, в условиях, когда баланс спроса и предложения на

продукцию отрасли резко нарушен (имеются большие запасы непроданной

продукции), цены падают ниже среднеотраслевой себестоимости и

значительное число предприятий отрасли вынуждены прекратить

производство. В этом случае компании согласовывают между собой

масштабы снижения производства и недогрузки мощностей до тех пор,

пока избыток продукции не будет продан.

В Российской Федерации ведется активная борьба с картелями. Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещены соглашения согласованные действия, приводящие к ограничению конкуренции. Именно такими действиями и соглашениями и является в понимании российского законодательства картель. Можно назвать три основных вида картелей: ценовой сговор (компании договариваются об определенном уровне цен и об их фиксации), сговор по территориальному признаку либо по другим признакам по разделу рынка и сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов. Более того, создано Управление по борьбе с картелями в августе 2008 года с целью активизации работы в сфере борьбы с антиконкурентными сговорами или картелями. Также предусмотрена уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
1.3.3.Синдикаты

В российском законодательстве можно обнаружить схожие с консорциумом правовые модели. Например, банковская группа смоделирована по типу консорциума. Она (группа) образуется для решения совместных задач путем заключения соответствующего договора между двумя или более кредитными организациями.

Такая форма предпринимательского объединения, как синдикаты, не известна отечественному законодательству. В большинстве случае термин «синдикат» приравнивается к понятию «консорциум». Однако синдикат наделен и специфическими признаками, что дает право рассматривать его в качестве самостоятельной формы предпринимательского объединения картельного типа. В связи с этим мы разделяем мнение тех ученых, которые определяют синдикат через родовое понятие «картель»

В качестве основных можно выделить следующие признаки: объединение не ограничено временными параметрами; сложная юридическая природа объединения — уставный характер сбытовой конторы в сочетании с договорным характером связей с ней остальных участников; субъекты предпринимательской деятельности обычно из одной отрасли промышленности; цель — организация сбыта; добровольность договорного ограничения коммерческой самостоятельности участников1.

Природа синдикатов делает их сходными с холдингами, на что справедливо обращалось внимание в литературе. Однако у синдикатов имеется одно существенное отличие — наличие сбытовой конторы, которая не выполняет роли материнской компании.

И не только. Как отмечалось выше, холдинг представляет собой предпринимательское объединение, построенное по схеме «материнская (преобладающая) компания — участники холдинга (зависимые и дочерние общества)».

Синдикаты были широко распространены в дореволюционной России. Возникшие из корпоративных представительных организаций предпринимателей-товаропроизводителей, действовавших в тех или иных отраслях, эти объединения немедленно приобретали сугубо коммерческий характер. Характерным явлением для них было то, что, являясь формально добровольными объединениями соответствующих предпринимателей, они были схожи с теми корпоративными объединениями, которые являлись их предшественниками. Это сходство заключалось в том, что в синдикатах, как и в биржевых комитетах, различных съездах и обществах промышленников, доминировали лидеры отраслей, наиболее крупные предприниматели-товаропроизводители, которые в значительной мере определяли условия организации и деятельности подавляющего большинства таких монополистических корпораций (предпринимательских союзов).

Существуют международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.
1.3.4.Пулы

Пул – добровольное объединение предпринимателей, распространенное обычно в

сфере услуг: например, торговых, биржевых, патентных, страховых, транспортных и пр. По сути, такое объединение предполагает консолидацию средств его участников для совместной эксплуатации определенной части рынка и распределения доходов в конце «пульного» периода в заранее определенной пропорции. В пулы могут вноситься как все доходы, так и согласованная часть. В договоре простого товарищества об организации пула должны быть установлены правила распределения общих расходов и прибыли между участниками пула. Прибыль, получаемая участниками пула, сначала поступает в их общую долевую собственность, а уже затем распределяется между ними в соответствии с договором простого товарищества

Можно выделить некоторые разновидности пулов:

1. страховой пул – добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, создаваемое на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула(ст. 14.1 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

2. долларовый пул — условное название объединения золотовалютных резервов стран стерлинговой зоны, созданное в Лондоне в годы второй мировой войны с целью аккумуляции долларов, других валют, золота. В настоящее время фактически прекратил существование.

3. Пул с несколькими эмитентами (существует в США) -пул, сформированный посредством агрегации кредитных пакетов индивидуальных эмитентов в рамках программы Государственной национальной ипотечной ассоциации.

4. Пул закладных — группа закладных, которые обладают однородными характеристиками (к примеру, десятилетние закладные с «плавающей» ставкой процента). Пулы закладных создаются с целью их дальнейшей перепродажи. На их основе могут выпускаться ипотечные бумаги.

В нашей стране распространены страховые пулы. Создание и деятельность этих пулов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В соответствии с этим нормативным актом разрешается создание и деятельность страховых и перестраховочных пулов. Устанавливается возможность для ведения деятельности на основании договора простого товарищества без образования юридического лица. После подписания соглашения о создании страхового пула участники обязаны поставить в известность орган страхового надзора.

Можно привести интересны пример страхового пула. В мае 2008 года рядом крупнейших страховщиков был создан «Сочинский страховой пул» с целью страховать риски, связанные с проведением Олимпиады-2014 в Сочи. В него входили компании СОГАЗ, «Альфа-Страхование», «Гефест», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах» и «Согласие». Но следует уточнить, что данный пул в конце 2010 года распался в связи с требованием Федеральной антимонопольной службы.
2. Предпринимательские объединения в форме некоммерческих организаций
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками(ст. 2 ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»)

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Необходимо подчеркнуть: некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. Специальная правоспособность устанавливается законом. Следовательно, сделки, совершенные за пределами такой правоспособности, являются ничтожными, как противоречащие закону.
2.1.Ассоциации и союзы

Ассоциация (союз) — некоммерческая организация, представляющая собой договорное объединение коммерческих организаций, созданное в целях координации их предпринимательской деятельности и защиты общих имущественных интересов.

Следует критично отнестись к наименованию данной организационно-правовой формы некоммерческой организации, ведь слово «ассоциация» не является синонимом слова «союз». Ассоциация — это объединение лиц одного рода деятельности, а союз — это объединение для каких-либо совместных целей. Для ассоциации доминирующий признак — однотипный состав участников, а для союза — общность целей объединения. Однотипность состава участников может определяться общностью их правовых форм (ассоциация профсоюзов), принадлежностью к одной или смежным отраслям экономики

Нужно подчеркнуть, что речь пойдет об ассоциации именно как о самостоятельной организационно-правовой форме предпринимательского объединения. Дело в том, что нередко сам термин «ассоциация» используется в составе наименования юридических лиц иных организационно-правовых форм (например, Хакасская республиканская общественная организация «Ассоциация предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки»).

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Они обладают теми же правами, что и до вступления в ассоциацию (союз).1 Объединения юридических лиц (ассоциации или союзы) могут создаваться либо только коммерческими, либо только некоммерческими юридическими лицами. Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.

Закон не устанавливает минимально необходимого числа участников ассоциации, отдавая этот вопрос на усмотрение самого объединения. Одно и то же юридическое лицо может одновременно состоять в нескольких ассоциациях, в том числе занимающихся однородной деятельностью.

Правоспособность ассоциаций (союзов) ограничена по сравнению с другими некоммерческими организациями, которые самостоятельно определяют направления своей деятельности и обладают правом осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности.

Ассоциация (союз) — собственник имущества, складывающегося за счет регулярных и единовременных поступлений от участников, а также иных разрешенных законодательством источников. Данное имущество используется объединением в соответствии с его специальной правоспособностью. При ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.

Ассоциация (союз) не несет ответственность по обязательствам своих членов. Напротив, члены ассоциации (союза) субсидиарно отвечают по ее обязательствам всем своим имуществом. Основания и пределы ответственности членов определяются в учредительных документах объединения. Как правило, такая ответственность наступает пропорционально размеру вклада члена ассоциации.

Ассоциации нередко специально создаются для координации предпринимательской деятельности участников. Как показывает практика, ассоциации часто концентрируют значительную рыночную власть. Поэтому большое внимание их деятельности уделяют антимонопольные органы. Не осуществляя предпринимательской деятельности как таковой, они могут координировать деятельность своих членов и тем самым заниматься монополистической деятельностью. Так, в 2001 г. антимонопольный орган выиграл длительный арбитражный процесс против Новосибирской ассоциации риелтеров, обвиняемой в координации ценовой политики и рекламной деятельности своих членов. На ассоциацию были наложены значительные административные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. В частности, ее монополистическая деятельность проявлялась в следующем. Протоколами заседаний членов ассоциации регламентировались максимально допустимая стоимость услуг, размер скидок для клиентов, содержание рекламной информации. Риэлтерские агентства, не соблюдавшие требования ассоциации, исключались из ее состава.

Ассоциация (союз) — договорное объединение, оно действует на основании устава и учредительного договора. Член ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении делами на равных началах с другими членами (участниками). Каждый член ассоциации обладает равным количеством голосов при принятии решений независимо от размера внесенного им взноса. Член ассоциации (союза) может безвозмездно пользоваться ее услугами1. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению оставшихся участников (за систематическую неуплату членских или иных взносов без уважительных причин, невыполнение решений высшего органа управления, ведение деятельности, дискредитирующей других ее членов).

Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из состава ассоциации по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам в течение двух лет после выхода в размере, пропорциональном его взносу.

Эта форма предпринимательского объединения активно используется на практике, среди наиболее известных примеров успешной деятельности ассоциаций и союзов можно назвать Ассоциацию российских банков, ассоциацию «Рослизинг»2, Ассоциацию коммуникационных агентств России (АКАР)3, Ассоциацию региональных операторов мобильной связи, Союз российских пивоваров, Союз производителей нефтегазового оборудования и др. Более того, можно с уверенностью утверждать, что в последние годы появилась и своеобразная мода на членство в определенном предпринимательском объединении юридических лиц. Участие в ассоциациях и союзах для многих компаний является еще и показателем их деловой репутации.
2.2. Некоммерческие партнерства

Некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ (ст.8 Закона о некоммерческих организациях). К таким целям наряду с другими могут относиться защита интересов участников, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи и пр. Квалификация некоммерческих партнерств, объединяющих коммерческие организации, в качестве объединений предпринимателей подтверждается Законом о рынке ценных бумаг, обязывающем создавать фондовые биржи в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства (ч.2 ст.11 Закона о некоммерческих организациях).

Некоммерческие партнерства — наиболее востребованный на сегодняшний день вид некоммерческой организации, в этой форме создаются коллегии адвокатов, товарные и фондовые биржи (например, Московская фондовая биржа, Фондовая биржа «РТС» и др.) и даже администраторы торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы. Данный вид некоммерческой организации был заимствован из американского права с целью предоставления более широких возможностей для осуществления предпринимательской деятельности.

Характерно, что в наименованиях многих современных некоммерческих партнерств делается акцент на их руководящей позиции в объединении предпринимательских структур. Перечислим некоторые из них: НП «Национальный депозитарный центр», НП «Центр научно-технической поддержки автомобильного бизнеса „Автомир“, НП производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава „Объединение вагоностроителей“, НП „Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур“, НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, НП „Российская гильдия риелторов“, НП „Российская коллегия аудиторов“ и проч.(Нужно пояснить, что слова „гильдия“ и „коллегия“, демонстрирующие профессиональную общность каких-либо лиц, по нашему законодательству самостоятельного правового значения не имеют. Поэтому они используются лишь в составе произвольной части наименований юридических лиц.)

Отличительная особенность некоммерческого партнерства состоит в возможности его участников получить при выходе из него или при ликвидации часть имущества, т.е. иметь прямые имущественные выгоды от участия в некоммерческой организации. Партнерство же получает тем самым возможность распределения части своего имущества между своими членами, что не вполне соответствует статусу обычной некоммерческой организации. Партнерство создается для содействия своим членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ (защита интересов организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи и пр.).

Партнерство создается на основании решения его учредителей, утверждающих его устав. Кроме того, они могут заключить учредительный договор, приобретающий в этом случае статус второго учредительного документа партнерства.

Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, однако оно не может быть создано одним лицом. Высший орган управления — общее собрание членов партнерства, имеющее исключительную компетенцию. Допускается создание и постоянно действующего коллегиального органа по принципу наблюдательного совета. В партнерстве должен существовать единоличный исполнительный орган, дополнительно может создаваться коллегиальный исполнительный орган1.

Партнерство приобретает статус собственника своего имущества, которое передается ему членами. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую его уставным целям, и может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Члены партнерства имеют право участвовать в управлении его делами и получать информацию о его деятельности, а также могут иметь иные права, предусмотренные уставом. Они вправе свободно выйти из партнерства, получив при этом часть его имущества или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного в его собственность, за исключением членских взносов. Часть имущества пропорционально своим взносам они могут получить и при ликвидации партнерства.

Некоммерческое партнерство обладает рядом признаков, сближающих его с хозяйственными обществами и товариществами. Во-первых, между членами партнерства возникают договорные отношения, связанные с его созданием. Во-вторых, имущество, переданное партнерству его членами, а также приобретенное или произведенное впоследствии самим партнерством, является собственностью юридического лица. Однако участники партнерства обладают по отношению к его имуществу рядом обязательственных прав (участвовать в управлении делами, получать информацию о его деятельности, выходить из его состава, а в случае ликвидации партнерства — получать ликвидационную квоту).

В-третьих, при выходе из партнерства его участник вправе получить в натуре либо в стоимостном выражении часть имущества партнерства в пределах стоимости имущества, ранее переданного партнерству, за исключением членских взносов.

Доходы, вырученные партнерством от предпринимательской деятельности, не распределяются между его членами. Но это различие несущественно, т.к. члены получают долю прибыли в виде заработной платы или иных выплат по трудовым либо гражданско-правовым договорам. Юридическая конструкция некоммерческого партнерства вызывает большой интерес у современных бизнесменов. Партнерство вполне пригодно для систематического занятия бизнесом, а условия налогообложения некоммерческих организаций, даже осуществляющих хозяйственную деятельность, гораздо благоприятнее, чем порядок уплаты налогов, установленный для всех видов коммерческих организаций.
Заключение
В общем виде интегрированной формой организации бизнеса или формой ассоциированного предпринимательства можно назвать некоторую
совокупность предприятий, организаций, учреждений, объединенных между собой договорными отношениями и/или отношениями
собственности на временной или постоянной основе и ведущих совместную хозяйственную деятельность, направленную на достижение
общих целей. Интегрирование бизнеса может осуществляться в виде различных организационных форм.
Прежде всего, необходимо отметить, что все вышеназванные формы организации корпоративного бизнеса являются объединениями
отдельных, юридически самостоятельных предприятий (организаций). В состав этих структур могут входить промышленные предприятия, кредитно-финансовые, страховые, транспортные, пенсионные и другие учреждения. Однако, несмотря на то, что по своей сути все они являются союзами фирм, между ними имеются существенные различия, которые и могут служить основанием для их классификации.
Итак, главные цели объединения предприятий:
1. Повышение эффективности функционирования за счет того, что каждый из участников заинтересован в конечном результате.
2. Возможность более быстрого получения средств.

Знание организационно-правовых форм бизнеса дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в России невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.
Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1994.-N 32.-ст. 3301. С изменениями и дополнениями на 07.02.2011г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II от 26.01.1996. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.-N 5.-ст. 410. С изменениями и дополнениями на 07.02.2011г.

3. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990г. №395-1// Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№6.-ст.492

4. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006г. №135-ФЗ// Парламентская газета.-2006.-№126-127

5. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999г. №39-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.-№9.-ст.1096

6. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.1992г. №4015-1 // Российская газета.-1993.-№6

7. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996г. №7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№3.-ст.145

8. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от 22.04.1996г. №39-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№17.-ст.1918

9. О финансово-промышленных группах: Федеральный закон от 30.11.1995г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№49.-ст.4697

10. Концепция развития гражданского законодательства от 07.10.2009г.

11. Авдашева С. Российские холдинги: новые эмпирические свидетельства /С. Авдашева// Вопросы экономики.-2007.-№1.-С. 47-63

12. Беляева О.А. Предпринимательское право России: Учебное пособие / О.А. Беляева.- М.: Инфра-М, 2009.- 352с.

13. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория / В.М.Власова.- М.: Инфра-М, 2009.-192с.

14. Герасимова О.А. Правовое положение финансово-промышленных групп в Российской Федерации: монография / О.А. Герасимова.- Екатеринбург.: Бизнес, менеджмент и право, 2007.- 212 с.

15. Евсеев И.Н. Основы предпринимательства: Учебное пособие / И.Н. Евсеев.- М.: КОНСЭКО.-2008.-268с

16. Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник / С.Э. Жилинский.- М.: Норма. 2007.-944с.

17. Лаптев В.А. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества / В.А. Лаптев.- М.: Волтерс Клувер, 2008.-192 с.

18. Михайлов Н.И. Правовая организация финансово-промышленных групп в России: состояние и перспективы / Н.И. Михайлова.-М.: Вольтерс Клувер, 2005.- 370с.

19. Овсянников С. О разнице терминов “холдинг ” и “холдинговая компания” // С. Овсянников / Менеджмент в России и за рубежом.- 2006.-№2.-С. 65-79

20. Осипова Ю.М. Формы предпринимательского дела. Благородный бизнес // Ю.М. Осипова / Российский экономический журнал.-2007.-№2.-с.49-57

21. Предпринимательское право России: Учебник / под. ред. В.С. Белых.- М.: Проспект, 2009. — 656 с.

22. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: в 2 т./ под ред. О.М. Олейник.-М.: Юристь, 2007.-т.1.-739с.

23. Смагина Н.А. Предпринимательское право: Учебник / Н.А.Смагина.- М.: Омега-Л, 2007. -286 с. 

24.Шиткина И. Преимущества и недостатки холдинговой модели организации бизнеса // И. Шиткина / Хозяйство и право.- 2005.- №2.- С.34-57

25.http://www.wmc-org.ru/activity

26. http://www.akarussia.ru

27. http://www.rosleasing.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет в сфере услуг
Реферат "Особенности разработки маркетинговой стратегии на примере дома моды Dilbar"
Реферат Товарная политика и маркетинговая среда ОАО СК "Вант"
Реферат Роль женщины во время Великой Отечественной Войны
Реферат Многопартийность в России начала 20 века
Реферат Виды банковского кредита (Контрольная)
Реферат Источники финансирования российских СМИ
Реферат Реклама и общество
Реферат Berlin Airlift Essay Research Paper
Реферат Адоволення суспільних та особистих потреб шляхом систематичного здійснення виробничої, науково-дослідної, торговельної, іншої господарської діяльності в порядку
Реферат Автоваз
Реферат Magnetic Stimuli Essay Research Paper The Role
Реферат Введение в инновационный менеджмент
Реферат Book Review Turbulent Mirror Essay Research Paper
Реферат Проектирование коллекции моделей одежды с применением мотивов исторического костюма стиля Модерн