Реферат по предмету "Маркетинг"


по Маркетингу 28

--PAGE_BREAK--2. Формы финансирования инвестиционных проектов из бюджета


Финансирование прямых инвестиций из государственного бюджета может производиться в следующих формах:

— прямые инвестиции в развитие государственных предприятий;

— прямые инвестиции на возвратной основе в частные проекты (важные для страны, региона, города);

— долевое участие в инвестиционных проектах.

Следует отметить, что проектное финансирование (финансирование капитальных вложений) со стороны государства регулируется специальным законом [3].

Согласно ст. 13 данного закона, решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

— в федеральном бюджете — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

— бюджетах субъектов Российской Федерации — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Челябинская область, например, согласно принятому закону о стимулировании инвестиционной деятельности осуществляет следующую финансовую поддержку инвестиционных проектов:

1) предоставление областных государственных гарантий для обеспечения возврата денежных средств, привлекаемых для осуществления инвестиционной деятельности, под залог в пределах средств, предусмотренных в законе Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, устанавливаемом Губернатором Челябинской области;

2) предоставление субсидий, в том числе возмещение части затрат на оплату процентов по кредитам коммерческих банков, полученным для финансирования капитальных вложений, процентов по облигациям юридических лиц, выпущенным для финансирования капитальных вложений, а также лизинговых платежей по договору лизинга в порядке, устанавливаемом Губернатором Челябинской области;

3) предоставление бюджетных кредитов под залог в пределах средств, предусмотренных законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;

4) предоставление инвестиционных налоговых кредитов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области[4].

Многие экономисты считают, что для экономического роста экономики инвестиционный капитал должен иметь следующий путь, и этот путь — единственный.

Когда существуют значительные риски, связанные с инвестированием, т.е. неблагоприятный инвестиционный климат в государстве с вытекающими отрицательными последствиями (доля портфельных инвестиций составляет более 75% от инвестиционного капитала, что приводит к менее эффективному распределению финансовых средств с точки зрения экономического роста), а государство все же заинтересованно в экономическом развитии, то можно на определенный промежуток времени изменить путь большей части инвестиционного капитала (см.рис.1).

Государственные ценные бумаги в большей части выпускаются не на покрытие дефицита бюджета страны, а на прямые инвестиции в «локомотивные» объекты экономики (выпуск государственных ценных бумаг для привлечения денежных средств является не инфляционным вариантом решения данной проблемы в отличие от денежной эмиссии).


Рис 1. Возможное направление внешних инвестиционных средств в экономику России (через государство)[5]
Доходность рублевых «государственных инвестиционных ценных» бумаг в этом случае не должна превышать 8 – 15 % в СКВ (6 % «нормальная» ставка дохода, плюс 2 – 9 % премия за риск). Данную доходность необходимо удерживать, т.е., при ее снижении увеличивать выпуск облигаций, а при увеличении — выкупать. Доходность также может быть плавающей, т.е. гарантированный процент плюс возможный дополнительный доход, зависящий от различных обстоятельств.

Предприятия, а возможно и отдельные отрасли, в которые государство инвестирует полученные таким образом финансовые ресурсы, после обновления основных фондов, хорошо поставленного менеджмента и эффективной работы могут быть частично приватизированы. Полученные от приватизации денежные средства направляются на погашение государственных ценных бумаг.

Локомотивной отраслью, может быть машиностроительная отрасль. Предпосылки для этого следующие:

Во-первых, объективно присутствует потребность обновления основных производственных фондов всех отраслей хозяйства, общий износ которых достигает в среднем 70%.

Во-вторых, машиностроение, создавая конечную продукцию с высокой степенью передела и добавленной стоимости, само является крупнейшим потребителем продукции других отраслей, начиная от металлов и энергоносителей, заканчивая продукцией нефтехимии, строительной и лесной промышленности. Машиностроение объективно является основным заказчиком инновационных разработок в широком спектре прикладных наук — от новых материалов до новых технологических решений, в том числе и в других отраслях хозяйства, куда поставляет свою продукцию.

В-третьих, развитие машиностроения создает основной прирост новых рабочих мест. Известно, что одно рабочее место в машиностроении требует создания нескольких рабочих мест в других отраслях. Например, одно рабочее место в автомобилестроении создает два-три у поставщиков.

Государственное вмешательство в экономические процессы, может рассматриваться в широком и более узком диапазонах в зависимости от задач и сроков исполнения.

В широком диапазоне, инвестируя денежные средства в определенные предприятия, государство дает заказ покупать оборудование, произведенное в России в определенной номенклатуре и в установленных ценах конкретных предприятий поставщиков. Последние обязуются покупать комплектующие у отечественных предприятий по определенным ценам. Обязательное условие для успешной реализации такой программы — должен быть задействован весь национальный хозяйственный комплекс, т.е. государство должно сбалансировать национальную экономику в части госзаказа и прогноза товарооборота по всем рынкам и объемам на основе планов всех предприятий, не покрытых государственными заказами. Такой «директивный» подход обеспечит:

·                     рост ВВП;

·                     снижение уровня безработицы;

·                     создаст условия для обновления производственных фондов многих предприятий.

В узком диапазоне, когда локомотивной отраслью выбирается машиностроение, основная цель — обновление основных фондов на стратегически важных предприятиях — может быть выполнена, если государство будет иметь на всех предприятиях контрольный пакет акций. После модернизации их можно выборочно приватизировать, ориентируясь на предприятия, выпускающие импортозамещающие товары. При таком подходе:

·                     государство находится на пути рыночных реформ;

·                     произойдет рост ВВП и уменьшение безработицы;

·                     повысится конкурентоспособность отечественных производителей;

·                     обновляются производственные фонды многих предприятий;

·                     увеличится капитализации России[6].

Вмешательство государства в экономику многие экономисты считают возвратом к директивным методам управления народным хозяйством. По нашему мнению, в настоящий момент без этого не обойтись, и сочетание рыночной экономики с частичным госрегулированием вполне сочетаемые вещи. Такие страны как Китай и Япония в той или иной степени сочетают, казалось бы два разных «полюса».

Возможный вариант увеличения роста промышленного производства и ВВП посредством госинвестиций в частный и госсектор экономики представлен в виде схемы на рис. 2.

Создается государственный инвестиционный фонд, или подобная инвестиционному фонду структура (банк), основная задача которого — кредитование реального сектора экономики России. Подобным учреждением может выступать Сбербанк РФ.


Рис. 2 Государственные инвестиции в частный и государственный сектор экономики РФ[7]

     На рынке ценных бумаг, за счет размещения долговых обязательств в национальной валюте, производятся заимствование, которые направляются как в промышленный сектор экономики России, так и в частный сектор. Напомним еще раз, что привлечения капитала на рынке ценных бумаг не является единственным источником финансирования. Можно предположить, что финансовые ресурсы, которые будут размещаться в ценных государственных бумагах под минимальный процент дохода, не направлялись бы в реальный сектор экономики при отсутствии данного финансового инструмента, а в большей степени были бы пассивными.

Следует отметить, что даже для развивающихся стран характерны тенденции сокращения участия государства в финансировании перспективных инвестиционных проектов. Так, в принятой Мексикой Национальной программе развития на 2002 – 2006 гг. предусматривается дальнейшее снижение доли государства на внутреннем рынке инвестиционных ресурсов примерно до 30% к 2006 г. по сравнению с 55% в 1995 – 2000 гг[8].

В той же Латинской Америке произошло изменение отраслевой ориентации капитальных расходов государства. Поскольку многие сферы промышленности в ходе приватизации перешли в частные руки, главной областью государственных капвложений в экономически более развитых странах региона стала инфраструктура. При формировании объектов инфраструктуры активно используется частный национальный и иностранный капитал. Подобное сочетание призвано компенсировать нехватку у государства финансовых ресурсов на строительство и содержание объектов энергетики, транспорта, связи; привлечь частные капиталы в производственный сектор путем создания гарантированных рынков сбыта и уменьшения степени риска капиталовложений; выработать механизмы долгосрочного сотрудничества государственного и частного секторов. Так, в Чили с 1998 г. стала применяться система концессий объектов транспортной инфраструктуры частным компаниям, которые несут ответственность за строительство новых и эксплуатацию уже действующих дорог, мостов, терминалов и т.д. Одновременно в чилийском казначействе учрежден целевой фонд, средства которого используются для предоставления государственных гарантий при сооружении объектов инфраструктуры.

Одновременно происходит перемещение деятельности государства в сферу поддержки слабых звеньев реальной экономики, в частности малого и среднего бизнеса, оказавшегося в наиболее тяжелом положении в условиях рыночного реформирования; на реализацию природоохранных экологических проектов, не являющихся сферой интересов частного бизнеса; на решение социальных задач, включая поддержку малообеспеченных слоев населения (строительство жилья, организация системы профессионального обучения и т.д.).

В настоящее время в латиноамериканских странах возрастает значение государственных ценных бумаг в качестве главного инструмента обеспечения инвестиционной деятельности, хотя в структуре источников финансирования капитальных затрат государства заметную роль продолжают играть займы правительства и государственных компаний на внешнем рынке ссудных капиталов; кредиты транснациональных, а также международных банков.

Интересным является опыт Латинской Америки по мобилизации средств для финансирования государственных инвестиций. В частности, в ряде латиноамериканских стран этот процесс во многом осуществляется через банки развития, которые действуют в рамках общей финансовой политики государства. Несмотря на снижение их позиций в экономической жизни, они сохранили свое влияние в качестве крупных институтов развития инвестиционного типа. Среди них в первую очередь можно выделить: в Мексике – NAFIN (Nacional Financiera S. A. – Национальная финансовая корпорация), в Бразилии – BNDES (Banco Nacional do Desenvolvimiento Economico y Social – Национальный банк экономического и социального развития), в Чили – CORFO (Corporaci у n de Fomento – Корпорация развития), в Перу – COFIDE (Corporaci у n Financiera de desarrollo – Финансовая корпорация развития), в Колумбии – IFI ( Instituto de Fomento Industrial – Институт промышленного развития) и др[9]. Их кредитные ресурсы концентрируются на таких направлениях, как малый и средний бизнес, сельское хозяйство, внешняя торговля, городское хозяйство. Кредиты этих банков выступают в качестве альтернативного источника средств для финансирования бюджетных расходов по инвестициям. В рамках рыночной системы эти банки стали действовать в основном на условиях самоокупаемости. Мобилизация ресурсов ими осуществляется путем размещения на внутреннем рынке ценных бумаг, эмитируемых как от своего имени (под гарантию государства), так и по поручению правительства.

Таким образом, видно, что основной идеей проектного финансирования инвестиций является финансирование их из специальных фондов, создаваемых государством за счет бюджетных средств.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аэровокзальные комплексы "Пулково-1" и "Пулково-2"
Реферат Институт креационных исследований
Реферат Mamo Essay Research Paper MOMA I tossed
Реферат Экономика предприятия на предприятии ОАО "Электропривод" г.Киров
Реферат The Tragedy Of An Unintentional Pregnancy Essay
Реферат Creative Poem Essay Research Paper Hope you
Реферат Противоречивость личности Сталина
Реферат Образование кхмерского государства. Ченла
Реферат Особенности организации туризма в страны востока
Реферат Ленин - покушение и последние годы
Реферат «ліхеноіндикація як метод аналізу чистоти повітря для виявлення його забрудненості в м. Енергодар»
Реферат Представление идеальной тургеневской девушки.
Реферат Лексикография и типы словарей
Реферат Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека в дифференциальной пси
Реферат Стимулирование сбыта товаров через рыночные структуры распределения