СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основыанализа расходов на реализацию товаров
1.1 Понятие, сущность,состав расходов по реализации товаров
1.2 Классификациярасходов в торговле
1.3 Управление расходамина современном этапе
2. Анализ расходов нареализацию товаров УП «Универмаг «Беларусь»
2.1Организационно-экономическая характеристика УП «Универмаг «Беларусь»
2.2 Экономический анализрасходов на реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь»
3. Резервы экономиирасходов на реализацию товаров с целью повышения эффективности хозяйствования УП«Универмаг «Беларусь»
Заключение
Список использованныхисточников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода, крыночным отношениям значение расходов возросло, так как деятельность субъектахозяйствования в условиях конкуренции во многом зависит от способностиподдерживать оптимальный уровень расходов. Расходы являются главнымценообразующим фактором, а также одним из основных факторов формированияприбыли организации. Важная роль в обеспечении оптимального уровня расходовпринадлежит анализу, который выявляет возможности более рационального использованиявсех имеющихся ресурсов.
До сих пор существуетпроблема безубыточной работы торговых организаций Республики Беларусь, даже,несмотря на некоторое улучшение их финансового состояния, рентабельностьторговой деятельности продолжает оставаться невысокой и при всем при этомоптимизация расходов рассматривается в качестве важнейшего фактора ростаприбыли от реализации товаров.
В связи с этим вопросыанализа и планирования расходов торговой организации в условиях рыночнойконкуренции приобретает особую актуальность и практическую значимость. Вусловиях продолжающего финансового кризиса также необходим поиск новых резервови путей оптимизации расходов торговой деятельности, обоснование ролиэкономических и коммерческих служб торговой организации в экономии расходов.
Цель курсовой работы — поиск и обоснование путей оптимизации расходов торговой организации.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущностьрасходов;
2) рассмотретьклассификацию расходов в торговле;
3) провести анализуправления расходами на современном этапе;
4) провести анализрасходов на реализацию товаров УП «Универмаг «Беларусь»;
5) предложить путиэкономии расходов на реализацию товаров с целью повышения эффективностихозяйствования УП «Универмаг «Беларусь».
Предметом курсовойработы является ряд теоретических и практических подходов управления расходамиторговой организации.
Объектом исследования вкурсовой работе является хозяйственная деятельность УП «Универмаг «Беларусь».
В процессе анализа былииспользованы экономико-статистические методы анализа: табличный, графический,аналогов, сравнений, относительных величин.
При написаниитеоретической части курсовой работы использовались нормативно-правовые акты,учебные пособия, учебники, и другая литература по исследуемой проблеме. Средиавторов можно выделить Валевич Р. П., Давыдову Г. А., Ермолович Л. Л., ЕфимовуО. П., Савицкую Г. В., Максименко Н. В. и др.
Практическая часть курсовойработы выполнена на материалах УП «Универмаг «Беларусь».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫАНАЛИЗА РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ
1.1 Понятие, сущность,состав расходов по реализации товаров
Расходы на реализациютоваров — это стоимостная оценка материальных, трудовых и иных затрат(потребленная часть ресурсов и затрат на хозяйственную деятельность). Детальнаяхарактеристика и состав затрат регламентируются следующими документами:
1. Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь «О некоторых вопросах правового регулирования определениясостава затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ услуг),учитываемых при налогообложении прибыли» от 9.06.2006 г. № 380;
2. Основными положениямипо составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),утвержденными Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 30.01.1998 г.№ 01-21/8, Министерством труда Республики Беларусь от 30.01.1998 г.№ 03-02-07/300, Министерством финансов Республики Беларусь от30.01.1998 г. № 3, Министерством экономики Республики Беларусь от 26.01.1998г. № 19 12/397;
3. Инструкцией по бухгалтерскомуучету «Расходы организации», утвержденной Постановлением Министерства финансов РеспубликиБеларусь от 26.12.2003 г. № 182. Данный документ вводит в систему нормативного регулированиябухучета категорию расходов организации, под которой понимается уменьшение экономическихвыгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящих к уменьшениюсобственных источников организации. Затраты организаций определены как стоимостнаяоценка ресурсов, потребленных ими в процессе производства и реализации товаров,продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Расходы по реализации имеютместо везде, где происходит процесс товарного обращения в промышленности при затратахпо сбыту и снабжению, в заготовительных организациях при затратах по заготовке исбыту продукции сельского хозяйства и т.д.
Расходы по оплате транспортированиягрузов, по погрузке и разгрузке, по содержанию помещений для хранения материальныхценностей, по оплате труда работников торговых организаций составляют расходамипо реализации.
Расходы по реализации товаровявляются одним из важнейших показателей оценки результатов хозяйственной деятельноститорговой организации. С их помощью можно дать оценку эффективности и качеству работытрудового коллектива. Их оптимизации уделяется большое внимание, так как соблюдениережима экономии, рост производительности труда, сокращение потерь, непроизводственныхрасходов позволяют повысить рентабельность.
Величина расходы по реализации,как говорилось ранее, характеризуется абсолютной суммой и уровнем.
Уровень расходы по реализациименяется в зависимости от типа торговой организации и ее местонахождения (город,деревня), что обуславливается розничной покупательной способностью населения, структуройтоварооборота, условиями товароснабжения, развитием транспортных коммуникаций, производствомтоваров.
От того, какие группы и видытоваров реализует торговая организация, зависит уровень ее расходов по реализации.Например, уровень расходов по реализации в торговле продовольственными товарамипримерно в 1,5 — 2 выше, чем в торговле непродовольственными товарами, так как затрачиваетсябольше средств по доставке, хранению, расфасовке товаров, выше естественная убыль,также потери и расходы по таре. Наиболее высок уровень расходов по реализации припродаже алкогольных напитков, овощей, молочной продукции, хлеба и хлебобулочныхизделий.
В группе непродовольственныхтоваров более высокий уровень расходов по реализации при продаже хозяйственных икультурно-бытовых товаров длительного пользования. Большинство непродовольственныхтоваров поставляются в торговлю большими партиями, что позволяет снизить уровеньрасходов на их транспортировку, хранение и реализацию. В определенной степени этимобъясняются различия уровней расходов по реализации торговых организаций в зависимостиот их товарной специализации и ассортиментной структуры товарооборота.
На уровень затрат организациивлияет множество других факторов. Например, размещение предприятий-производителейтоваров влияет на транспортные расходы торговых организаций; из-за сезонности производстваи потребления ряда товаров приходится делать запасы, что приводит к увеличению расходовпо их хранению.
Многие товары из-за своихфизико-химических свойств требуют определенных условий перевозки, хранения, реализации,что оказывает влияние на отдельные статьи затрат («Потери товаров, продуктов приперевозке, хранении и реализации»).
Факторы, влияющие на уровеньрасходов по реализации, подразделяются на зависимые от результатов и качества работыторговой организации (внутренние) и не зависимые от торговой организации (внешние).
В системе факторов, не зависящихот деятельности торговой организации, выделят следующие:
— уровень инфляции: чем вышеэтот показатель, тем быстрее растет сумма расходов по реализации по оплате трудаперсонала; обслуживанию заемных финансовых средств; оплате различных услуг; отчислениямна социальные нужды;
— уровень развития отдельныхсегментов потребительского рынка. В условиях «рынка продавца» уровень затратоемкостиреализации определенных групп товаров значительно ниже, чем в условиях «рынка покупателя».Это связано с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне расходовна организацию торгового обслуживания покупателей и т.д.;
— изменение размеров налоговыхплатежей, входящих в состав расходов по реализации.
Поскольку значительная частьналоговых платежей включается в расходы по реализации торговой организации, то любоеих изменение отражается на общей сумме и уровне расходы по реализации;
— изменение уровня ставокарендной платы;
— доходы населения и их покупательскаяспособность;
— местоположение торговойорганизации;
— соотношение спроса и предложения.
Эти факторы называются независимымиот деятельности торговой организации, так как она не может ими управлять, но обязательнодолжна учитывать их при планировании и прогнозировании своей хозяйственной деятельности.
Зависимые — это факторы,которые непосредственно связаны с деятельностью организации торговли. К ним относятсяследующие факторы: степень выполнения плана товарооборота, изменение его объема,состав и структура; время обращения товаров; производительность труда торговых работников;внедрение прогрессивных форм торговли; расширение поставки товаров от местных поставщиков,рационализация путей и форм товародвижения; улучшение использования транспорта,материально-технической базы торговли и другие факторы. [9, с. 160]
Такая группировка факторовдает возможность определения действительного размера экономии (перерасхода) расходовпо реализации, установить положительный (отрицательный) момент в работе, пути, возможностии резервы относительного сокращения расходов. Следует иметь в виду, что одни факторыспособствуют снижению расходы по реализации, а другие их увеличению, а в целом,они определяются эффективностью затрат в торговле.
Обычно в торговле изучаютвлияние следующих факторов на выполнение плана расходов по реализации:
— степень выполнения планатоварооборота. Для этого делают перерасчет плановых расходов на фактический товарооборот.
— изменение состава и структурырозничного товарооборота. Известно, что реализация на одну и ту же сумму продовольственныхтоваров требует в
1,5 — 2 больше расходов, чем непродовольственных.
Значительное влияние на расходыпо реализации оказывает изменение товарооборачиваемости. Чем быстрее реализуетсятовар, тем быстрее снижаются товарные запасы, что уменьшает проценты за пользованиебанковским кредитом, товарные потери в пределах и сверх норм, расходы по хранениютоваров и некоторые другие расходы по реализации.
— изменение розничных ценведет к росту объема товарооборота, а, следовательно, к снижению уровня расходовпо реализации.
— изменение тарифов и ставокза услуги, цен на материалы, электроэнергию, топливо и горючее оказывает определенноевлияние на соответствующие статьи расходов по реализации.
— повышение производительноститруда ведет к уменьшению численности работников, и сокращению расходов на оплатутруда.
— повышение эффективностииспользования материально-технической базы торговли ведет к росту фондоотдачи, производительноститруда, товарооборота, а, следовательно, к относительному снижению расходов по реализации.
— применение и развитие прогрессивныхформ торговли способствуют росту товарооборота, повышение производительности труда,улучшению других показателей хозяйственной деятельности торговой организации.
— изменение условий завозатоваров, расширение их закупок у местных поставщиков на льготных условиях, развитиецентрализованной доставки, совершенствование товародвижения.
Средний уровень расходовпо реализации складывается под влиянием величины каждого вида затрат, которые учитываютсяв действующей номенклатуре расходов по реализации. Анализируются все статьи расходов,но в первую очередь расходы по транспортировке грузов, амортизация основных фондов,проценты по кредитам банков; затраты на оплату труда и социальные нужды; оплатанематериальных услуг.
Задачи анализа расходов пореализации — не только изучить выполнение плана и дать объективную оценку соблюдениюих сметы, но и выявить резервы сокращения расходов и разработать меры по их использованиюпутем устранения непроизводительных затрат, бесхозяйственности, расточительстваи обеспечения наиболее экономного, целесообразного и эффективного использованиясредств и труда. В процессе анализа необходимо и изучить динамику расходов по реализации,выявить и измерить влияние основных факторов на их размер.
Анализ расходов по реализациипроводят по данным бухгалтерской и статистической отчетности, текущего их учета,первичных и сводных документов, внеучетных источников информации и личных наблюдений.Фактическая расходов по реализации показывается в квартальных и годовом «Отчетео прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчете о финансовых результатах (форма № 5-Ф)и «Отчете о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия»(форма № 5-З). Месячные данные о расходах по реализации (в целом по торговому предприятию,хозрасчетным подразделениям и отдельным статьям расходов) можно получить из регистрових синтетического и аналитического учета и машинограмм. Для изучения причин выявленныхотклонений от плана и в динамике по расходам по реализации используются данные первичныхдокументов (товарно-транспортных накладных, расчетно-платежных ведомостей на оплатутруда и др.), материалы проверок, обследований, личных наблюдений.
В оптовой торговле расходыпо реализации включают расходы по транспортировке, хранению, подработке, подсортировкеи оптовой реализации товаров. Они обычно изучаются по уровню (в процентах к обороту).Уровень расходов по реализации оптового предприятия определяется отношением их суммык складскому и транзитному товарообороту с участием в расчетах, исчисленному в продажныхценах. Анализ расходов по реализации в оптовой торговле проводится сопоставлениемфактического их уровня за отчетный год с плановым и с уровнями расходов прошлыхлет. В результате определяют размер снижения или повышения уровня расходов по реализации(в процентах к обороту) и темп его изменения. Далее выявляют и измеряют влияниефакторов на расходы по реализации. Влияние степени выполнения плана и динамики оптовоготоварооборота, изменения его состава и структуры, времени обращения товаров, продажныхцен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, производительноститруда, эффективности использования материально-технической базы оптового предприятияизучается так же, как и в розничной торговле.
Анализ расходов по реализацииобычно начинают с сопоставления фактических данных с плановыми и с данными прошлыхпериодов. Разница между фактической и плановой суммой расходов по реализации (илив динамике) представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход).На основе абсолютных данных нельзя давать объективную оценку выполнения плана идинамики расходов по реализации. С увеличением объема товарооборота растет суммарасходов по реализации и, наоборот, уменьшение товарооборота, как правило, приводитк абсолютной их экономии. Следовательно, анализ торговых расходов следует увязыватьс изучением товарооборота, то есть давать оценку расходам не по сумме, а по их уровнюв процентах к товарообороту. Отклонение по уровню расходов по реализации (от планаили от данных прошлых периодов) называется размером снижения или повышения их уровня.Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходоввыше или ниже базисного (планового или фактического за прошлый период).
Для изучения изменений расходовпо реализации в динамике фактические торговые расходы за анализируемый период сопоставляютне только с данными за прошлый год (квартал или месяц), но и за ряд прошлых периодов.Сопоставление фактических расходов по реализации с расходами других однотипных предприятийпозволяет выявить, изучить и обобщить опыт работы лучших подразделений по рациональномуиспользованию экономического потенциала. Прежде чем проводить расходов по реализации,следует проверить достоверность и реальность используемой информации. В частности,необходимо изучить обоснованность и полноту отнесения расходов на реализацию, своевременностьи правильность начисления резервов предстоящих расходов и платежей, списания суммна счет «Расходы будущих периодов», правильность исчисления расходов на остатоктоваров.
Далее переходят к анализусостава и структуры расходов по реализации, выполнения плана и динамики отдельныхстатей расходов. Причем оценку выполнения плана и динамики статей расходов, суммакоторых находится в прямой зависимости от изменения объема розничного, следует даватьпо их уровню. Статьи расходов, сумма которых не находится в пропорциональной зависимостиот степени выполнения плана и динамики товарооборота (условно-постоянные расходы),изучают прежде всего по абсолютным данным.
Изменение тарифов и ставокза услуги, цен на материалы, электроэнергию, топливо и горючее оказывает определенноевлияние на соответствующие статьи и виды расходов. При повышении или снижении тарифов,ставок и цен пересчет расходов в сопоставимые показатели производится по каждомувиду расходов в отдельности (индексным методом). Обычно пересчитывают фактическиерасходы отчетного периода (года) в сопоставимые тарифы, ставки и цены делением ихна средний индекс цен (тарифов или ставок).
Повышение производительноститруда ведет к высвобождению численности работников и, следовательно, к сокращениюрасходов на оплату труда.
Повышение эффективности использованияматериально-технической базы ведет к росту фондоотдачи, производительности труда,реализации, а следовательно, и к относительному снижению расходов. Влияние улучшенияили ухудшения использования материально-технической базы торговли на расходы можноизучить через показатель фондоотдачи при помощи приемов группировок, корреляциии регрессии.
После изучения влияния факторовна расходы по реализации производят обобщение результатов проведенного факторногоанализа и определяют их реальную экономию или перерасход.
Аналогично изучают влияниефакторов и определяют относительную экономию или перерасход при анализе динамикирасходов по реализации. Чтобы установить причины допущенного перерасхода или экономии,выявить и использовать возможности и резервы снижения расходов, необходимо изучитьих в разрезе отдельных статей и видов расходов.
Одной из основных статейрасходов являются расходы на оплату труда. Их анализ обычно начинают с изученияи оценки показателей по труду и заработной плате. В частности, определяют соблюдениезапланированной численности работников, изучают ее динамику, эффективность использованиярабочего времени, применяемой системы организации и оплаты труда, анализируют закономерностиизменения товарооборота и израсходованных средств на оплату труда или темпов роста(снижения) производительности труда и средней заработной платы на одного работника.Если будет установлено, что темпы роста товарооборота опережают темпы увеличениясуммы расходов на оплату труда, это значит, что торговое предприятие получило относительнуюэкономию по расходам на заработную плату.
Значительный удельный весв расходах торговых предприятий занимают транспортные расходы. Они учитываются настатье «Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки».Анализ транспортных расходов проводят в целом по статье и по видам используемыхтранспортных средств. Это позволяет более глубоко изучить и оценить транспортныерасходы. Товары от иногородних поставщиков могут поступать как на условиях франко-вагонстанция отправления, так и на условиях франко-вагон станция назначения.
Целесообразно также проверитьобоснованность взимания наценок поставщиками на возмещение расходов по централизованнойдоставке товаров. Наценки (нормы) возмещения затрат по централизованному завозутоваров должны быть установлены в минимальных размерах при условии рациональногоиспользования транспортных средств. На практике эти нормы нередко с избытком покрываютрасходы поставщиков по централизованной доставке товаров, в том числе и убытки отнепроизводительного использования транспортных средств, и обеспечивают им получениенеправомерной прибыли. Все это не создает материальной заинтересованности у поставщиковв совершенствовании и удешевлении транспортировки товаров.
Расходы на содержание материально-техническойбазы торговли в планировании и учете отражаются на четырех статьях издержек обращения:«Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря», «Амортизацияосновных средств», «Отчисления и затраты на ремонт основных средств», «Износ санитарнойодежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов».
Расходы на аренду и содержаниезданий, сооружений, помещений и инвентаря изучают в разрезе двух видов затрат:
а) расходы на аренду;
б) расходы на содержаниеосновных средств.
По затратам, связанным суправлением предприятием (расходы на содержание административно-управленческогоаппарата, оплата информационных и вычислительных услуг, канцелярские и командировочныерасходы, оплата услуг почтовой, телефонной, телеграфной и факсимильной связи, расходына повышение квалификации работников, расходы по лизинговым операциям, износ нематериальныхактивов и др.), определяют их целесообразность, проведение режима экономии, эффективностьпроизведенных затрат труда и средств. Особое внимание уделяется выявлению и мобилизациирезервов снижения расходов при повышении качества управления предприятиями.
1.2 Классификация расходовв торговле
Расходы по реализации торговыхорганизаций классифицируются по экономическому содержанию: по отношению к объемуреализации товаров и по группам и статьям установленной номенклатуры. По экономическомусодержанию расходы по реализации делятся на чистые и дополнительные. По отношениюк объему реализации товаров расходы по реализации делятся на условно-переменныеи условно-постоянные.
Деятельность торговых организацийс момента их создания связана с разнообразными затратами трудовых, материальныхи финансовых ресурсов.
По своему характеру эти затратыделятся на два основных вида: текущие и единовременные.
Текущие затраты связаны срешаемыми в процессе хозяйственной деятельности тактическими задачами: закупкой,транспортировкой, хранением и реализацией товаров; обслуживанием материально-техническойбазы; содержанием персонала и др.
Единовременные затраты связаныс решаемыми торговой организацией стратегическими задачами: строительством, реконструкциейили приобретением новых торговых помещений; покупкой нового оборудования, приобретениемразличных нематериальных активов.
Текущими затратами, связаннымис реализацией товаров, являются расходы по реализации: они учитываются на счете44, расходы по реализации.
Расходы по реализации учитываютсяна всех этапах ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость включаютсярасходы по сбыту, заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаютсярасходы по реализации оптовой и розничной торговли.
Расходы по реализации торговойорганизации характеризуется следующими основными показателями:
— абсолютной суммой расходыпо реализации. С помощью этого показателя дается преставление об объеме текущихзатрат торговой организации, но не позволяет судить об эффективности этих затрат;
— уровнем затратоемкоститорговой деятельности. Он определяется как отношение суммы расходы по реализациик сумме товарооборота, выраженное в процентах. Уровень затратоемкости является важнейшимкачественным показателем экономичности хозяйственной деятельности торговой организации,отражая долю ее текущих затрат в цене реализуемых товаров;
— уровнем затратоотдачи.Этот показатель обратный предыдущему. Он характеризуется объемом товарооборота,приходящийся на единицу расходов по реализации организации, то есть свидетельствуето результативности его текущих затрат;
— уровнем рентабельностирасходы по реализации. Это отношение суммы прибыли к сумме расходы по реализации,выраженное в процентах. Это один из важных показателей эффективности текущих затратторговой организации.
По экономическому содержаниюне все расходы торговых организаций включаются в расходы по реализации. Например,платежи по кредитам банкам в пределах ставки, установленной законодательством, учитываютсяв составе расходы по реализации, а расходы сверх ставки относятся на финансовыерезультаты и оплачиваются из чистой прибыли. За счет чистой прибыли уплачиваютсяштрафы, пени за несвоевременное перечисление налогов в бюджет, осуществляются обязательныеплатежи во внебюджетные фонды социального страхования. Затраты торговых организаций,которые относятся на расходы по реализации и которые не учитываются в их составе,вместе образуют экономические расходы по реализации, характеризуют суммарную величинузатрат.
Главным отличием расходыпо реализации от себестоимости является то, что в затратах торговых организацийотсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговая организация получает уже готовыйтовар, и поэтому затрачивает средства лишь на то, чтобы продавать его.
По видам затрат расходы пореализации подразделяются на элементы и статьи, номенклатура и содержание которыхустановлены «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимостьпродукции (работ и услуг)». Группировка затрат по элементам стандартизирована, единаи обязательна для всех организаций. Затраты объединены в пять основных групп в соответствиис их экономическим содержанием по следующим элементам:
— материальные затраты: сюдаможно отнести стоимость товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, которые используютсядля упаковки, хранения, обеспечения нормального процесса; сумма износа МБП, стоимостьтоплива и др.;
— затраты на оплату труда.Это заработная плата за выполненную работу, оплата отпусков, надбавки к заработнойплате и др.;
— отчисления на социальныенужды. Это отчисления в фонды содействия занятости населения, социальной защиты;
— амортизация основных фондов.Амортизация — это перенос стоимости основного капитала по мере износа на реализуемуюс его помощью продукцию и использование этой стоимости в последующем для приобретения,возобновления выбывших основных фондов;
— прочие затраты. Это различныеплатежи: проценты за пользование банковским кредитом, арендная плата, отчисленияи налоги относимые на расходы по реализации.
Такое деление позволяет выделитьзатраты овеществленного и живого труда и поэтому имеет большое значение при оценкерезультатов деятельности организации. Это так называемые явные (бухгалтерские) расходы,которые полностью отражаются в бухгалтерском учете.
Выделяют также неявные расходы,которые связаны с использованием принадлежащих организации ресурсов.
Для более эффективного управлениярасходы по реализации торговых организаций разработана система классификации затрат,то есть их группировка по какому-либо признаку:
— по участию в образованиистоимости. По этому признаку все расходы по реализации делятся на чистые и дополнительные.К чистым относятся расходы, которые непосредственно связаны с куплей-продажей товаров,учетом денежных средств, поступающих в кассу торговой организации, организациейрекламы товаров и т.д. Эти затраты не учитывают стоимость товаров и возмещаютсяза счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства, а также вторговле.
Дополнительные расходы пореализации обусловлены продолжением и завершением процесса производства (транспортировка,доработка, хранение, фасовка и другие операции, осуществляемые торговой организацией).Другими словами, преобразование производственного ассортимента в торговый. Эти затратывходят в стоимость товара и возмещаются трудом работников, занятых в этих процессах.
В торговых организациях неведется раздельный учет дополнительных и чистых расходов. Соотношение между нимиможно выявить по данным специальных выборочных обследований. Оно не может быть одинаковымдля всех торговых организаций, так как у всех разные затраты и определяются разнымтипом магазинов, товарной специализацией, месторасположением, объемом и структуройтоварооборота, размером торговой площади, численностью работников, величиной собственногои оборотного капиталов.
— по подотраслям деятельности.
По этому признаку можно выделитьрасходы по реализации: розничных торговых организации; оптовых торговых организации;предприятий общественного питания.
Классификация издержек обращенияпо этому признаку обусловлена особенностями торгово-технологических процессов врозничных торговых организациях.
— по выполняемым задачам.
По этому признаку все расходыпо реализации можно подразделить на операционные и административно-управленческие.
Расходы торговых организаций,связанные с осуществлением основной деятельности, называются операционными расходами.Они обусловлены непосредственным продвижением товаров от производства в сферу обращения.К ним относятся: транспортные расходы; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений,инвентаря; расходы на заработную плату работникам; расходы на текущий ремонт; расходыпо хранению и подготовке товаров к продаже и др.
Административно- управленческие- это расходы торговых организаций на содержание работников аппарата управленияи его структурных подразделений (филиалов), материально-техническое обслуживаниеих деятельности, включая затраты на содержание легкового транспорта и компенсацииза использование личных автомобилей, служебные командировки и др.
— по способу распределенияпо товарным группам.
По этому признаку все расходыторговой организации делятся на прямые и косвенные. Расходы торговых организаций,которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарнойгруппе без дополнительных расчетов, называются прямыми расходами. Косвенные расходы- это расходы торговых организаций, которые в связи с комплектностью их осуществленияне могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату торговой деятельностии требуют предварительного распределения. Это могут быть, например, затраты на перевозкупартии товаров, состоящих из нескольких товарных групп, при их распределении погруппам реализуемых товаров.
— по отношению к товарооборотурасходы делятся на зависящие от товарооборота (условно-переменные) и мало зависящиеот товарооборота (условно-постоянные).
К условно-переменным расходамотносятся расходы, размер которых зависит от объема товарооборота. Это транспортныерасходы, расходы по заработной плате, расходы по хранению и подготовке товаров кпродаже, по естественной убыли, процент за пользованием кредитом и др. При этомстепень зависимости размера затрат различна. Она может быть пропорциональной, тоесть сумма переменных затрат отдельных видов увеличивается или уменьшается пропорциональноизменению объема товарооборота (потери товаров от естественной убыли) и дегрессивной,то есть сумма переменных затрат растет медленнее, чем объем товарооборота (расходына рекламу при эффективном ее осуществлении); степень зависимости размера затратможет быть прогрессивной, то есть сумма переменных затрат отдельных видов растетбыстрее, чем объем товарооборота (расходы на заработную плату торгово-оперативныхработникам при сдельно-премиальной системе оплаты труда).
Таким образом, наличие переменныхрасходов по реализации обусловлено процессом реализации товаров в торговой организации.
Расходы по реализации в отечественнойэкономике классифицируются по видам и статьям расходов, по отраслям хозяйственнойдеятельности, по товарам. Номенклатура статей расходов включает 15 статей.
Номенклатура статей расходовторговли и общественного питания:
1. Расходы на железнодорожные,водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки.
2. Расходы на оплату труда.
3. Расходы на аренду и содержаниезданий, сооружений, помещений и инвентаря.
4. Амортизация основных средств.
5. Отчисления и затраты наремонт основных средств.
6. Износ санитарной одежды,столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды иприборов.
7. Расходы на топливо, газ,электроэнергию для производственных нужд.
8. Расходы на хранение, подработку,подсортировку и упаковку товаров.
9. Расходы на торговую рекламу.
10. Проценты за пользованиекредитом и займами.
11. Потери товаров и продуктовпри перевозке, хранении и реализации.
12. Расходы на тару.
13. Отчисления на социальныенужды.
14. Налоги, отчисления исборы, включаемые в расходы по реализации.
15. Прочие расходы.
Практическая ценность делениязатрат на переменные и постоянные состоит в следующем: во-первых, такое делениеспособствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительногоснижения расходов при росте выручки от реализации, во-вторых, такая классификацияпозволяет определить окупаемость затрат, то есть запас финансовой прочности предприятия,в-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинальнойприбыли (доход от реализации минус переменные затраты) для определения размера торговойнадбавки.
1.3 Управление расходамина современном этапе
В современных условиях возрастаетроль оперативного управления расходами и контроль за ними, эффективность этой деятельностиоценивается в ее взаимосвязи с конечными социально-экономическими показателями работыторговой организации. Контроль следует понимать, как проверку умения использоватьресурсы таким образом, чтобы вести бизнес как можно эффективней.
Эффективным считается такоеуправление, которое обеспечивает:
1) надлежащий учет и отчетность;
2) логичную классификацию,с возможностью полного их анализа;
3) прогнозирование и планированиерасходов на реализацию.
Для организации контроляза расходами необходимо их разделить на регулируемые и нерегулируемые. Нерегулируемыепостоянные расходы невозможно существенно снизить или увеличить за короткий срок.К таким затратам относят арендную плату, расходы на подготовку кадров и т.п. Регулируемые- это прочие расходы, такие как выписка газет, телефонные переговоры, хознужды идругие.
Учет расходов основан натом, что каждая сумма расходов должна быть документально подтверждена. Факт совершенияоперации (осуществления того или иного вида затрат) и ее содержание могут быть подтвержденыодним из большого количества различных документов (актами приемки выполненных работ,квитанциями, счетами, счетами-фактурами, товарно-транспортными накладными, товарныминакладными, актами на списание товарно-материальных ценностей, платежными документами,расчетно-платежной (расчетной) ведомостью на оплату труда персонала, путевыми листамии т.п., бухгалтерскими справками), но во всех случаях торговая организация должнаиметь возможность подтвердить производственную направленность затрат; при анализеинформации, содержащейся в первичном документе, должна ясно прослеживаться прямаясвязь произведенных расходов с торговым процессом или их обусловленностью организациейторгового процесса. Здесь же следует отметить, что непосредственно тот или инойдоговор не является основанием для бухгалтерских записей: записи в учете могут бытьпроизведены только на основании соответствующим образом оформленных первичных документов,отражающих сам факт выполнения предусмотренных договором работ или оказания услуг.
Учет расходов в разрезе большегоколичества статей, предоставляя более детальную информацию о расходах, способствуетусилению режима экономии в отрасли. Кроме того, необходимость увеличения аналитичностисведений о расходах определяется еще и тем, что в отдельных торговых организацияхбухгалтеру целесообразно вести учет расходов раздельно по каждому хозрасчетномуподразделению. В зависимости от порядка включения расходов в издержки отдельныххозрасчетных подразделений их делят на прямые и распределяемые (косвенные).
Прямыми являются те затраты,которые могут быть отнесены непосредственно на расходы конкретного подразделенияна основании первичных документов. К этой группе расходов относятся: заработнаяплата персонала данного подразделения, амортизация основных средств, износ МБП исанспецодежды, арендная плата за используемые основные средства, расходы по текущемуи капитальному ремонту основных средств, расходы на содержание холодильных установок,часть транспортных расходов и т.п.
Распределяемые расходы втечение месяца учитываются в целом по организации, а по окончании месяца распределяютсямежду хозрасчетными подразделениями и объективность этого распределения влияет науровень рентабельности подразделений.
Распределяемые расходы различныпо своему экономическому содержанию, поэтому важно объединить их в качественно однородныегруппы и правильно выбрать экономически обоснованную базу для их распределения.Объединение расходов однородной группы с тем, чтобы в дальнейшем распределить ихпропорционально одному из показателей деятельности хозрасчетных подразделений (товарообороту,численности персонала, фонду заработной платы, торговой площади), возможно лишьв случае большей, чем предлагаемая, детализации аналитического учета. Исходя изэтого, торговая организация, ориентируясь на конкретные условия хозяйствования итребование усиления контроля за рациональным использованием средств, может вестианалитический учет расходов в разрезе субстатей расходов, то есть подразделяя отдельныестатьи расходов на подстатьи.
Анализ расходов направленна выявление возможностей повышения эффективности работы торговой организации засчет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсовв процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживанияпотребителей.
Задачей полного анализа расходовявляется определение:
— динамики и степени выполненияплана расходов по общему уровню и отдельным статьям расходов;
— размера и темпа измененияфактического (ожидаемого) уровня расходов на реализацию по сравнению с их плановымуровнем и в динамике;
— величины экономии или перерасходасредств (по общему уровню расходов на реализацию и отдельным статьям);
— изменений размера влиянияосновных факторов на отклонение фактических затрат от плановых;
— уровня затрат на реализациюотдельных видов товаров;
— различий по сравнению срасходами конкурентов. По итогам анализа составляется объяснительная записка, содержащаяконкретные рекомендации по управлению расходами и ликвидации нерациональных текущихрасходов в торговле.
Абсолютное отклонение (экономияили перерасход) представляет собой разницу между фактической и плановой суммой расходов(или в динамике).
Изменение уровня расходоврассчитывается как отклонение фактического уровня от плана или данных прошлого периода.Темп изменения уровня расходов определяется делением размера изменения их уровняк базисному уровню, выраженным в процентах.
Темп изменения показывает,насколько процентов изменился уровень расходов по отношению к базисному уровню,если последний принять за 100%.
Относительная экономия (перерасход)определяется умножением размера изменения уровня расходов на фактический розничныйтоварооборот и делением произведения на 100.
Показатель затратоотдачиисчисляется отношением товарооборота к сумме расходов.
На снижение расходов торговойорганизации оказывают также влияние эффективность использования основных фондов,применение прогрессивных форм торговли, совершенствование условий закупа и завозатовара, прием или передача магазинов и др.
Доведение товаров до покупателейтребует различных затрат труда и средств. Поэтому для более глубокого анализа расходови влияния на них структуры товарооборота необходимы расчеты издержкоемкости отдельныхтоварных групп и товаров.
Потоварно-групповые расходыопределяются следующими методами:
— использование отчетныхданных узкоспециализированной сети;
— расчет сравнительных коэффициентовиздержкоемкости;
— простой счет, основанныйна выборочном бухгалтерском учете расходов;
— экономико-математическоемоделирование.
Процесс управления расходамидостаточно сложен, поскольку он требует учета разнонаправленных интересов: государства,отрасли, организации, контрагентов, покупателей. Действовавшие до недавнего времениадминистративно-хозяйственные методы управления требовали учёта, прежде всего государственныхинтересов. Социальные факторы при формировании расходов не учитывались. Однако некоторыевиды расходов государство по-прежнему регулирует путем их нормирования. К их числуотносятся:
— расходы на рекламу;
— командировочные расходы;
— расходы на компенсациюза использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.
По этим статьям суммы расходовотносятся в полном объёме на затраты на реализацию, однако превышение фактическихрасходов над нормативами не должно уменьшать налогооблагаемую прибыль, то есть насумму превышения расходов налогооблагаемая прибыль увеличивается.
Эффективное управление расходамина реализацию позволяет организации уменьшить те расходы, которые не являются целесообразными.
На заключительном этапе анализаобобщаются результаты всех проведенных расчетов и разрабатываются мероприятия, способствующиесоблюдению режима экономии, устранению непроизводительных расходов и потерь, обеспечениюправильных пропорций между различными количественными и качественными показателямидеятельности торговой организации, обеспечению конкурентоспособности затрат приконкурентоспособности торговых услуг.
Таким образом, расходы, связанныес деятельностью розничной торговой организации, нельзя рассматривать как твердофиксированные величины или сферу, не допускающую воздействия, они могут быть и должныстать объектом управления. Если удастся уменьшить их путем эффективного управлениябез снижения объема реализации, валовых доходов, качества торгового обслуживания,то создается возможность увеличения прибыли.
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮТОВАРОВ УП «УНИВЕРМАГ «БЕЛАРУСЬ»
2.1 Организационно-экономическаяхарактеристика УП «Универмаг «Беларусь»
УП «Универмаг «Беларусь»образован в соответствии с приказом Министерства торговли БССР № 50 от 3 мая 1978г. и в своей деятельности подотчетен Главному управлению торговли Мингорисполкома.Универмаг является самостоятельным государственным предприятием, основанным на государственнойсобственности, закрепленной за ним на правах владения, пользования и распоряженияв пределах, установленных действующими законодательными актами Республики Беларусь.
Универмаг имеет самостоятельныйбаланс и счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, другие необходимыештампы и является юридическим лицом. Универмаг действует в соответствии с законом«О предприятиях в Республике Беларусь», другими законодательными актами и на основанииУстава предприятия. УП «Универмаг Беларусь» осуществляет свою деятельность на основеполного хозяйственного расчета самофинансирования и самоокупаемости.
Юридический адрес:
220026, г. Минск, ул. Жилуновича,4.
Режим работы универмага:с 9.00 до 21.00, в воскресенье и праздничные дни — с 10.00 до 19.00.
Главной задачей УП «Универмаг«Беларусь» является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибылидля удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллективаи интересов собственника имущества предприятия.
УП «Универмаг «Беларусь»является одним из крупнейших торговых предприятий столицы Республики Беларусь: торговаяплощадь составляет 6900 м2, складская — 8600 м2, а общая — 31250 м2.Универмаг работает более чем с 2000 поставщиками, свыше 80 %которых отечественные. Ежедневно универмаг посещают более 30 тысяч покупателей,совершается боле 45 тысяч покупок. В УП «Универмаг «Беларусь» продаются более 40тыс. наименований промышленных и продовольственных товаров для населения с любымдостатком.
Численность работников УП«Универмаг «Беларусь» на 01.01.2007 г. составила 1158 чел., в том числе: продавцов- 536 чел. (продавцов I категории 362 чел.,продавцов II категории — 154 чел., продавцов III категории — 20 чел.), контролеров-кассиров- 19 чел. (контролеров-кассиров I категории — 8 чел.,контролеров-кассиров II категории — 10 чел.,контролеров-кассиров III категории- 1 чел.).
Информация об основных показателяххозяйственной деятельности УП «Универмаг «Беларусь» за 2005-2006 гг. взята из отчетао прибылях и убытках (приложение А) и приведена в таблице 1.
Таблица 1. Основные показателифинансово-хозяйственной деятельности УП «Универмаг «Беларусь» за 2005-2006 ггПоказатели Ед. изм. 2005г. 2006г. Изменение (+,-) 2006г. в % к 2005г. 1 2 3 4 5 6 Розничный товарооборот — в действующих ценах млн. руб. 63787 78028 +14241 122,3 — в сопоставимых ценах млн. руб. 63787 67909,5 +4122,5 106,5 Доход от реализации — сумма млн. руб. 11010 13964 +2954 126,8 — в % к обороту % 17,26 17,9 +0,64 - Расходы на реализацию — сумма млн. руб. 9448 11797 +2349 124,8 — в % к обороту % 14,81 15,12 +0,31 - Прибыль от реализации товаров — сумма млн. руб. 1562 2167 +605 138,7 — в % к обороту % 2,45 2,78 +0,33 - Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов млн. руб. 145 175 +30 120,7 Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов млн. руб. -249 -745 -496 - Итого прибыль отчетного периода — сумма млн. руб. 1458 1597 +139 109,5 — в % к обороту % 2,29 2,05 -0,24 - Налоги и сборы, производимые из прибыли млн. руб. 653 879 +226 134,6 Расходы и платежи из прибыли млн. руб. 2 10 +8 500,0 Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия — сумма млн. руб. 803 708 -95 88,2 — в % к обороту % 1,26 0,91 -0,35 - Среднесписочная численность чел. 1162 1158 -4 99,7 Средний оборот 1-го работника — в действующих ценах млн. руб. 54,89 67,38 +12,49 122,8 — в сопоставимых ценах млн. руб. 54,89 58,64 +3,75 106,8 Торговая площадь
м2 6900 6900 - 100,0
Товарооборот на 1 м2 торговой площади — в действующих ценах млн. руб. 9,24 11,31 +2,07 122,4 — в сопоставимых ценах млн. руб. 9,24 9,84 +0,6 106,5
Как видно из данных таблицы1, общий объем товарооборота УП «Универмаг «Беларусь» за 2005 год составил 63787млн. руб., общий объем товарооборота за 2006 года — 78028 млн. руб. Темп роста товарооборотав действующих ценах составил 122,3 %. В сопоставимых ценах к 2005 году товарооборотсоставил 67909,5 млн. руб. Темп роста в сопоставимых ценах равен 106,5 %. Это произошлоза счет увеличения числа покупателей.
Доход от реализации увеличился на 2954 млн.руб. по сравнению с 2005 г. Темп роста розничного товарооборота (122,3 %) ниже темповроста доходов от реализации (126,8%), что обусловило увеличение доходности на 0,64%к обороту (17,9 % — 17,26 %). Увеличение дохода от реализации связано с ростом розничноготоварооборота. Для расчета влияния этого фактора необходимо изменение суммы доходаот реализации умножитьна уровень доходов 2005 г. По УП «Универмаг «Беларусь» за счет данного фактора полученодоходов от реализации на сумму 509,86 млн. руб. (+2954 × 17,26 / 100). Остальная сумма 2444,14 млн. руб. (2954 млн.руб. — 509,86 млн. руб.)) полученных доходов сформировалась под влиянием другихфакторов, в частности за счет увеличения среднего уровня торговых надбавок, упрощениязвенности товародвижения, изменения структуры розничного товарооборота.
Расходы на реализацию увеличилисьна 2349 млн. руб. и составили за 2006 год 11797 млн. руб. Темп прироста товарооборотасоставил 22,3 %, а сумма расходов на реализации продукции возросла на 24,8 %, чтои обусловило увеличение их уровня на 0,31 % к обороту. Темп увеличения расходовна реализацию составил 2,09 % (+0,31 / 14,81 × 100). Такая ситуация свидетельствуетоб ухудшении эффективности использования текущих затрат. В результате увеличенияуровня расходов на реализацию продукции сумма относительного перерасхода составила241,89 млн. руб. (+0,31 × 78028 / 100).
Прибыль от реализации в отчетномпериоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 605 млн.руб. или на 38,7 %. Прибыль от операционных доходов и расходов увеличилась на 30млн. руб. или на 20,7 %. За 2005 г. был получен убыток от внереализационных доходови расходов на сумму 249 млн. руб., а за 2006 г. — на сумму 745 млн. руб. Прибыльотчетного периода увеличилась на 139 млн. руб., или на 9,5 %.
Среднесписочная численностьработников УП «Универмаг «Беларусь» по сравнению с 2005 годом уменьшилась на 4 человек.В связи с тем, что темп роста товарооборота превысил темп изменения численностиработников, товарооборот на одного работника увеличился на 12,49 млн. руб. в действующихценах и на 3,75 млн. руб. в сопоставимых ценах.
Торговая площадь УП «Универмаг«Беларусь» по сравнению с 2005 годом не изменилась и составила 6900 м2.Товарооборот на 1 м2 торговой площади в фактических ценах увеличилсяна 2,07 млн. руб., а в сопоставимых ценах — на 0,6 млн. руб.
Для оценки ликвидности балансаи платежеспособности УП «Универмаг «Беларусь» на основании данных бухгалтерскогобаланса (приложение Б) рассмотрим следующие коэффициенты (таблица 2).
Таблица 2. Коэффициенты текущейликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами УП «Универмаг «Беларусь»Наименование показателя На 01.01.2006 г. На 01.01.2007 г. Норматив Коэффициент текущей ликвидности К1=стр.290 1,134 1,123
К1³1,0 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К2 0,118 0,109
К2³0,1 Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активамиК3 0,318 0,366
К3£0,85
Коэффициент абсолютной ликвидности Кабс 0,052 0,082
Кабс³0,2
Коэффициент текущей ликвидности:
На 01.01.2006 г.:
9862 / 8694 = 1,134
На 01.01.2007 г.:
12229 / 10890 = 1,123
Коэффициент текущей ликвидностина начало и конец отчетного периода имеет значение выше нормативного, это свидетельствуето том, что УП «Универмаг «Беларусь» на 01.01.2007 г. обеспеченно собственными оборотнымисредствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочныхобязательств.
/>
Рисунок 1. Коэффициент текущейликвидности, К1
Коэффициент обеспеченностисобственными оборотными средствами:
На 01.01.2006 г.:
(18866 – 231 – 17467) / 9862= 0,118
На 01.01.2007 г.:
(18865 +9 – 17535) / 12229= 0,109
/>
Рисунок 2. Коэффициент обеспеченностисобственными оборотными средствами, К2
Коэффициент обеспеченностисобственными оборотными средствами на начало и конец отчетного периодов имеет значениевыше нормативного, это свидетельствует о том, что у УП «Универмаг «Беларусь» достаточнособственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспеченияфинансовой устойчивости.
Коэффициент обеспеченностифинансовых обязательств активами:
На 01.01.2006 г.:
8694 / 27329 = 0,318
На 01.01.2007 г.:
10890 / 29764 = 0,366
/>
Рисунок 3. Коэффициент обеспеченностифинансовых обязательств активами, К3
Значение данного коэффициентасоответствует нормативу, то есть УП «Универмаг «Беларусь» способно рассчитатьсяпо своим финансовым обязательствам после реализации активов.
Коэффициент абсолютной ликвидности:
На 01.01.2006 г.:
(6 + 448) / 8694 = 0,052
На 01.01.2007 г.:
(6 + 882) / 10890 = 0,082
Значения коэффициента абсолютнойликвидности на начало и конец отчетного периода не соответствуют нормативу. Коэффициентабсолютной ликвидности — это норма денежных резервов. Приведенные выше расчеты свидетельствуюто том, что у УП «Универмаг «Беларусь» нет гарантии погашения долгов.
/>
Рисунок 4. Коэффициентабсолютной ликвидности, Кабс.
Таким образом, анализ платежеспособностии ликвидности УП «Универмаг «Беларусь» показал, что в целом финансовое состояниеУП «Универмаг «Беларусь» можно охарактеризовать как устойчивое. Организация обеспеченасобственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременногопогашения срочных обязательств, у УП «Универмаг «Беларусь» достаточно собственныхоборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовойустойчивости, УП «Универмаг «Беларусь» способно рассчитаться по своим финансовымобязательствам после реализации активов, однако у организации нет гарантии погашениядолгов.
2.2 Экономический анализрасходов на реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь»
Расходы по реализации товаровУП «Универмаг «Беларусь» в разрезе отдельных статей сложились следующим образом(таблица 3).
Таблица 3. Информация о составе расходов по реализацииУП «Универмаг «Беларусь» за 2005-2006 ггСтатьи расходов по реализации продукции 2005 г. 2006 г. Отклонение сумма, млн. руб. уровень, % сумма, млн. руб. уровень, % сумма, млн. руб. уровень, % Расходы на транспортировку товаров 103,9 1,1 141,6 1,2 +37,7 +0,1 Расходы на оплату труда 5011,2 53,04 5847,8 49,57 +836,6 -3,47 Расходы по аренде (лизингу) - - 5,9 0,05 +5,9 +0,05 Расходы на содержание зданий, сооружений, помещений 330,7 3,5 710,2 6,02 +379,5 +2,52 Амортизация основных средств 843,8 8,93 1130,2 9,58 +286,4 +0,65 Затраты и отчисления на ремонт основных средств 342,0 3,62 318,5 2,7 -23,5 -0,92 Расходы на санитарную и спец. Одежду и малоценные предметы 91,6 0,97 147,5 1,25 +55,9 +0,28 Расходы на хранение, подработку и упаковку товаров 140,8 1,49 317,3 2,69 +176,5 +1,2 Расходы на рекламу - - 5,9 0,05 +5,9 +0,05 Проценты за пользование кредитами и займами 61,4 0,65 62,5 0,53 +1,1 -0,12 Потери товаров при хранении и транспортировке 121,9 1,29 147,5 1,25 +25,6 -0,04 Отчисления на социальные нужды 1753,5 18,56 2049,1 17,37 +295,6 -1,19 Налоги, отчисления, сборы 415,7 4,4 573,3 4,86 +157,6 +0,46 Прочие нормируемые затраты 97,3 1,03 119,2 1,01 +21,9 -0,02 Расходы на обеспечение условий труда персонала 54,8 0,58 56,6 0,48 +1,8 -0,1 Расходы по управлению и функционированию организации 73,7 0,78 147,5 1,25 +73,8 +0,47 Прочие расходы 5,7 0,06 16,5 0,14 +10,8 +0,08 Итого: 9448 100 11797 100 +2349 -
Как видно из данных таблицы3, расходы по реализации продукции УП «Универмаг «Беларусь» за анализируемый периодвозросли на 2349 млн. руб. По всем статьям расходов по реализации продукции за 2006г., кроме затрат и отчислений на ремонт основных средств (по данной статье расходовпроизошло уменьшение на 23,5 млн. руб.) наблюдается рост по сравнению с 2005 г.
Наибольший удельный вес врасходах занимают расходы на оплату труда, которые увеличились в 2006 г. на 836,6млн. руб. по сравнению с 2005 г., удельный вес в общей сумме расходов по реализациипродукции расходов на оплату труда снизился на 3,47 %. Отчисления на социальныенужды увеличились в 2006 г. на 295,6 млн. руб. по сравнению с 2005 г., удельныйвес в общей сумме расходов по реализации продукции отчислений на социальные нуждыснизился на 1,19 %.
Положительным следует считатьто, что снизился уровень в общей сумме расходов на реализацию процентов за пользованиекредитами и займами (на 0,12 %) и потерь товаров при хранении и транспортировке(на 0,04 %).
Информация о расходах пореализации товаров УП «Универмаг «Беларусь» в разрезе кварталов приведена в таблице4.
Таблица 4. Информацияо расходах по реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь» в разрезе кварталов за 2005-2006 ггКварталы 2005 г. 2006 г. Отклонение 2006 г. от 2005 г. сумма, млн. руб. уровень, % сумма, млн. руб. уровень, % сумма, млн. руб. уровень, % I 1986,0 21,02 2299,2 19,49 +313,2 -1,53 II 2359,2 24,97 2731,0 23,15 +371,8 -1,82 III 2523,5 26,71 2991,7 25,36 +468,2 -1,35 IV 2579,3 27,3 3775,1 32,0 +1195,8 +4,7 Всего за год: 9448 100 11797 100 +2349 -
Как видно из данных, приведенныхв таблице 4, расходы по реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь» в 2005-2006гг. увеличивались с каждым кварталом. В первом квартале 2006 г. по сравнению с первымкварталом 2005 г. расходы по реализации товаров возросли на 313,2 млн. руб., вовтором квартале — на 371,8 млн. руб., в третьем — 468,2 млн. руб., в четвертом — на 1195,8 млн. руб. Удельный вес расходов на реализацию в разрезе кварталов 2006г. к 2005 г. к общей их сумме за год в первом, втором и третьем кварталах увеличился,а в четвертом — снизился.
Рассчитаем следующие аналитическиепоказатели расходов на реализацию:
1) уровень расходов по общемууровню и отдельным статьям за 2006 г. и 2005 г. (УР):
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
2) размер изменения общегоуровня и уровня расходов на реализацию товаров в разрезе кварталов:
/>
/>
/>
/>
/>
Приведенные выше расчетысвидетельствую о снижении уровня расходов УП «Универмаг «Беларусь» в первом и третьемкварталах 2006 г. к аналогичным периодам 2005 г., то есть в первом и третьем кварталахнаблюдается экономия расходов по реализации товаров. Во втором и четвертом кварталах2006 г. уровень расходов по реализации товаров превысил уровень расходов второгои четвертого кварталов 2005 г. В целом за 2006 г. увеличение уровня расходов нареализацию составило 0,31 % к товарообороту, то есть перерасход на 0,31 %.
Рассчитаем показатели оценкиэффективности расходов на реализацию товаров:
1) рентабельность расходовна реализацию товаров (Ррасх):
/>, (1)
где Потч — прибыльза отчетный период;
Р — расходы на реализациютоваров.
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
В 2005 г. рентабельностьрасходов на реализацию начиная с первого квартала к концу года снижалась, аналогичнаятенденция характерна и для 2006 г. В каждом квартале 2006 г., рентабельность расходовниже к аналогичным периодам 2005 г., также это характерно и для годового уровнярентабельности. Данные расчеты свидетельствуют о том, что в 2006 г. с каждого рублязатрат организация получила меньше прибыли, чем в 2005 г., это же характерно и длякаждого квартала.
2) затратоотдача (З):
/>, (2)
где РТО — розничный товарооборот.
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Приведенные выше данные свидетельствуюто том, что в 2005 г. с первого квартала по третий затратоотдача уменьшалась, а вчетвертом квартале увеличилась и превысила уровень первого, второго и третьего кварталов.В 2006 г. в разрезе кварталов наблюдается тенденция уменьшения затратоотдачи вовтором квартале по сравнению с первым и в третьем квартале по сравнению со вторым.В четвертом квартале затратоотдача увеличилась по сравнению с третьим кварталом.В целом в 2006 г. затратоотдача меньше, чем в 2005 г. на 0,14 руб. (6,61 руб. — 6,75 руб.), это свидетельствует об ухудшении эффективности использования текущихзатрат.
3) уровень расходов на оплатутруда (УРот):
/>, (3)
где Рот — расходына оплату труда.
/>
/>
Приведенные выше расчетысвидетельствуют о снижении уровня расходов на оплату труда на 0,67 % (7,67 % — 8,34%).
4) рентабельность средствна оплату труда (РФЗП):
/>. (4)
/>
/>
Темп фонда заработной платы(112,4 %) превысил темп роста прибыли (109,5 %), это привело к снижению рентабельностисредств на оплату труда на 0,71 % (26,69 % — 27,4 %).
3. РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ РАСХОДОВНА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ УП «УНИВЕРМАГ«БЕЛАРУСЬ»
В качестве путей снижениярасходов на реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь» можно предложить оптимизациютранспортных расходов.
Оптимизацию логистических(транспортных) расходов следует вести в двух направлениях:
— оптимизация графиков поставоктоваров, например, завоз продуктов длительного хранения и замороженных продуктовв УП «Универмаг «Беларусь» ведется 3 раза в неделю. Следует завозы сократить додвух раз в неделю. При этом сократятся не только транспортные расходы, но и меньшелюдей будет задействовано в доставке и приемке товаров.
Фактический уровень расходовна хранение, подработку и подсортировку товаров УП «Универмаг «Беларусь» составляетза 2006 год 2,69 % (1,49 % за аналогичный период 2005 г.), транспортные расходыпо доставке товаров — 1,2 % в 2006 г. (1,1 % за 2005 г.).
Рассчитаем эластичность уровнярасходов на хранение от уровня транспортных расходов:
Кэл = ((2,69 — 1,49) / 2,69) / ((1,2 — 1,1) / 1,2) = 5,375
Тогда при снижении транспортныхрасходов на 10 %, темп снижения расходов на хранение составит:
Тпр = 5,375 ×(-10%) = 53,75 %;
Ухр = 53,75 %× 2,69 = 1,45 %.
Уровень транспортных расходовпри этом составит 1,08 %, то есть уровень расходов по двум статьям будет равен 2,53% (1,45 + 1,08), вместо имеющихся 3,89 % (2,69 + 1,2).
— оптимизация отгрузки товаровот поставщиков — сделать поставки регулярными. Тогда будет сокращение не тольковремени между поставками, но и организация получит скидки при отгрузке плановымипартиями.
Скидки, предоставляемые поставщиками,приводят к росту доходности реализации и, в свою очередь, к росту прибыли от реализации.Рассмотрим данный резерв роста прибыли на примере условий реализации кондитерскихизделий. В настоящее время между поставщиками данных групп товаров существует жесткаяконкуренция и при заключении договора на плановые поставки, отдельные контрагентыготовы предоставить скидку постоянному покупателю в размере до 3 %. Товарооборотпо данной группе за 2006 год составил 1130 млн. руб. При неизменном уровне расходовна реализацию товаров, сохранении цен на прежнем уровне, сумма дополнительной прибылисоставит:
1130× 100 / 118 ×3 / (100 + 3) = 27,9 млн. руб.
Стоит отметить, что в современнойдействительности надо уметь четко рассчитывать свои действия, то есть планировать,анализировать, выявлять тенденции и закономерности деятельности для повышения эффективностидеятельности организации, то есть увеличения прибыли при одновременной оптимизациизатрат на ее получение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в курсовой работеанализ позволяет сделать следующие выводы.
Расходы по реализации являютсяосновным оценочным показателем хозяйственной деятельности торговой организации.С их помощью можно дать оценку эффективности работы организации. Расходы по реализацииклассифицируются по нескольким признакам. Их состав регламентируется «Основным положениемпо составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг)».
Важным показателем качестваработы торговой организации является уровень расходов по реализации. Он тесно связанс важнейшим показателем хозяйственной деятельности торговли — прибылью, чем нижеуровень расходов по реализации, тем выше прибыль.
Для объективной оценки расходовпо реализации в торговой организации необходимо проводить их анализ. Он проводитсяв целом и в разрезе отдельных статей расходов по реализации. Это помогает лучшеразобраться в том, за счет каких факторов изменился уровень расходов по реализации.
В курсовой работе был проведенанализ расходов по реализации УП «Универмаг «Беларусь» и предложены резервы их экономии.
Расходы на реализацию товаровв УП «Универмаг «Беларусь» увеличились по сравнению с 2005 г. на 2349 млн. руб.и составили за 2006 год 11797 млн. руб. Темп прироста товарооборота составил 22,3%, а сумма расходов на реализации продукции возросла на 24,8 %, что и обусловилоувеличение их уровня на 0,31 % к обороту. Темп увеличения расходов на реализациюсоставил 2,09 %. Такая ситуация свидетельствует об ухудшении эффективности использованиятекущих затрат. В результате увеличения уровня расходов на реализацию продукциисумма относительного перерасхода составила 241,89 млн. руб.
Расходы по реализации продукцииУП «Универмаг «Беларусь» за анализируемый период возросли на 2349 млн. руб. По всемстатьям расходов по реализации продукции за 2006 г., кроме затрат и отчислений наремонт основных средств (по данной статье расходов произошло уменьшение на 23,5млн. руб.) наблюдается рост по сравнению с 2005 г. Наибольший удельный вес в расходахзанимают расходы на оплату труда, которые увеличились в 2006 г. на 836,6 млн. руб.по сравнению с 2005 г., удельный вес в общей сумме расходов по реализации продукциирасходов на оплату труда снизился на 3,47 %. Отчисления на социальные нужды увеличилисьв 2006 г. на 295,6 млн. руб. по сравнению с 2005 г., удельный вес в общей суммерасходов по реализации продукции отчислений на социальные нужды снизился на 1,19%. Положительным следует считать то, что снизился уровень в общей сумме расходовна реализацию процентов за пользование кредитами и займами (на 0,12 %) и потерьтоваров при хранении и транспортировке (на 0,04 %).
Анализ расходов в разрезекварталов показал, что расходы по реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь» в2005-2006 гг. увеличивались с каждым кварталом. В первом квартале 2006 г. по сравнениюс первым кварталом 2005 г. расходы по реализации товаров возросли на 313,2 млн.руб., во втором квартале — на 371,8 млн. руб., в третьем — 468,2 млн. руб., в четвертом- на 1195,8 млн. руб. Удельный вес расходов на реализацию в разрезе кварталов 2006г. к 2005 г. к общей их сумме за год в первом, втором и третьем кварталах увеличился,а в четвертом — снизился.
Анализ аналитических показателейрасходов на реализацию показал, что снижение уровня расходов УП «Универмаг «Беларусь»в первом и третьем кварталах 2006 г. к аналогичным периодам 2005 г., то есть в первоми третьем кварталах наблюдается экономия расходов по реализации товаров. Во второми четвертом кварталах 2006 г. уровень расходов по реализации товаров превысил уровеньрасходов второго и четвертого кварталов 2005 г. В целом за 2006 г. увеличение уровнярасходов на реализацию составило 0,31 % к товарообороту, то есть перерасход на 0,31%.
В 2005 г. рентабельностьрасходов на реализацию начиная с первого квартала к концу года снижалась, аналогичнаятенденция характерна и для 2006 г. В каждом квартале 2006 г., рентабельность расходовниже к аналогичным периодам 2005 г., также это характерно и для годового уровнярентабельности. Данные расчеты свидетельствуют о том, что в 2006 г. с каждого рублязатрат организация получила меньше прибыли, чем в 2005 г., это же характерно и длякаждого квартала.
В 2005 г. с первого кварталапо третий затратоотдача уменьшалась, а в четвертом квартале увеличилась и превысилауровень первого, второго и третьего кварталов. В 2006 г. в разрезе кварталов наблюдаетсятенденция уменьшения затратоотдачи во втором квартале по сравнению с первым и втретьем квартале по сравнению со вторым. В четвертом квартале затратоотдача увеличиласьпо сравнению с третьим кварталом. В целом в 2006 г. затратоотдача меньше, чем в2005 г. на 0,14 руб., это свидетельствует об ухудшении эффективности использованиятекущих затрат.
Также проведенные расчетысвидетельствуют о снижении уровня расходов на оплату труда на 0,67 %. Посколькутемп роста фонда заработной платы (112,4 %) превысил темп роста прибыли (109,5 %),это привело к снижению рентабельности средств на оплату труда на 0,71 %.
В качестве резервов экономиирасходов на реализации товаров УП «Универмаг «Беларусь» можно предложить оптимизациютранспортных расходов.
Оптимизацию логистических(транспортных) расходов следует вести в двух направлениях:
1) оптимизация графиков поставоктоваров — то есть завоз продуктов длительного хранения и замороженных продуктовв магазин ведется 3 раза в неделю. Следует завозы сократить до двух раз в неделю.При этом сократятся не только транспортные расходы, но и меньше людей будет задействованов доставке и приемке товаров.
2) оптимизация отгрузки товаровот поставщиков — сделать поставки регулярными. Тогда будет сокращение не тольковремени между поставками, но и организация получит скидки при отгрузке плановымипартиями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Л. Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис;Экоперспектива, 2001. – 576 с.
2. Аникеев И.М., АникееваИ.С. Основы финансового аудита. Мн.: Белмаркет, 1995. 80 с.
3. Валевич Р.П., ДавыдоваГ.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. Мн.: Выш. шк., 1996. — 367с.
4. Гребнев А.И., БаженовЮ.Ж. Экономика торгового предприятия. М.: Экономика, 1997. — 238 с.
5. Даненбург В, ТейлорФ. Основы оптовой торговли. М.: Сирин, МТ-Пресс, 2001. – 250 с.
6. Дашков Л. П., ПамбухчиянцВ. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник длястудентов ВУЗов. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. – 400с.
7. Ефимова О. П. Экономикаобщественного питания. – Мн.: Новое знание, 2000. – 304 с.
8. Ильин А. И., СиницаЛ. М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. Мн.: ООО «Новоезнание», 2000. 728 с.
9. Кравченко Л. И. Анализхозяйственной деятельности в торговле:
Учебник — 6-е изд., перераб. Мн.: Новое знание, 2003. 526 с.
10. Лебедева С. Н., Казиначикова Н. А., ГавриковА. В. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. Мн.: Новое знание, 2001.240 с.
11. Организация и технология торговли: Учебник/С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Под общей редакцией С. Н.Виноградовой. Мн.: Выш. Шк., 2002 460 с.
12. Панкратов Ф. Г. Организация и технологияторговых процессов. М.: Экономика, 1990.
13. Платонов В. Н. Организация торговли:Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2002. 287 с.
14. Романовский В. М. и др. Финансы предприятий.СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. 528 с.
15. Савицкая Г. В. Экономический анализ: Учеб.- 10-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – 640 с.
16. Соловьев Б.А. Экономика торговли. М.:Экономика, 1990.
17. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля.М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. – 304 с.
18. Экономика и организация деятельности торговогопредприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2000.- 295 с.
19. Экономика общественного питания: Учеб.пособие/ Т. В. Емельянова, В. П. Кравченко. Мн.: Выш. шк., 2003. – 286 с.
20. Экономика предприятий торговли: учеб.пособие / Н. В. Максименко и др.; под общ. ред. Н. В. Максименко, Е. Е. Шишковой.Мн.: Выш. шк., 2005. 542 с.
21. Экономика предприятий торговли: Учеб.пособие / Н. В. Максименко, Е. Е. Шишкова, Т. В. Емельянова и др. Мн.: Вышэйшаяшкола, 2007. 542 с.