С/>одержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Реклама и её роль в коммуникативной политике фирмы…………………..5
1.1. Рекламная деятельность в системе маркетинга. Основные требования
к товарной рекламе………………………………………………………………5
1.2. Организация рекламных кампаний………………………………………...6
1.3. Перспективные направления рекламной деятельности. Директ-маркетинг…………………………………………………………………..……..9
2. Планирование рекламной деятельности информационно-компьютерного центра «Стратег»…………………………………………………………...……13
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………..……13
2.2. Временные рамки рекламы…………………...…………………………….15
2.3. Распределение действий…………..………………………………………..16
2.4. Рекомендации и предложения по повышению рекламной деятельности информационно-компьютерного центра «Стратег»…………………………..16
Заключение…………………………………………………………….…………19
Список использованной литературы…………………………………...………21
Введение
Слово маркетинг происходит, как мы знаем, от английского Market (рынок) и подразумевает любой вид человеческой деятельности направленный на изучение рынка, на удовлетворение нужд и потребностей потребителей, и всего, что с этим связано.
Цель данной работы: выявить основные требования к товарной рекламе. Определить особенности стратегии рекламной деятельности.
Задачи:
— выявить сущность рекламной деятельности в системе маркетинга;
— изучить организацию и цели рекламных кампаний;
-выявить перспективные направления рекламной деятельности. Директ-маркетинг;
— рассмотреть планирование рекламной деятельности информационно-компьютерного центра «Стратег».
Слово Реклама происходит от французского слова “reclame”. Сама реклама, если говорить простым языком, служит для того, чтобы оповестить различными способами (иногда всеми имеющимися) о новых товарах или услугах и их потребительских свойствах, и направлена на потенциального потребителя, оплачивается спонсором и служит для продвижения его продукции и идей.
Реклама является частью коммуникационной деятельности фирмы, наряду с паблисити и стимулированием сбыта. Реклама необязательно навязывает товар покупателю.
Иногда она просто заставляет вспомнить последнего конкретную марку или название товара (услуги) когда он делает свой выбор. В начале потребитель решает из чего выбирать, а уже затем какой марке отдать предпочтение, на основе своего представления о ней, стереотипа или сложившегося образа конкретной марки товара (услуги).
Этот набор представлений, а точнее реакция на него, обуславливается у человека наличием одного из трех типов мотивации — рациональной, эмоциональной и нравственной или их комбинацией.
Воздействие на реакцию потребителя обеспечивается с помощью рекламы. Рекламная компания – это один из инструментов достижения успеха.
Реклама и её роль в коммуникативной политике фирмы
1.1. Рекламная деятельность в системе маркетинга
Резкое усложнение сбыта и обострение конкуренции. произошедшие в 70-х годах ХХ века, привели к тому, что маркетинг стал фактором конкурентной борьбы, не менее важным, чем достижение превосходства на рынке путем внедрения технических новшеств или снижения себестоимости продукции. Реклама оказалась практически единственным инструментом воздействия на рынок. Это утверждение становится очевидным, если рассмотреть основные виды маркетинговой деятельности фирмы, которые включают практически все сферы ее активности, за исключением технических операций, связанных непосредственно с производством, транспортировкой, продажей товаров и т.д. Реклама является каналом распространения информации на рынке, а также предпосылкой обратной связи с ним, Вот почему, с учетом того, что реклама представляет собой неотъемлемую часть системы маркетинга, возникает необходимость рассмотреть ее функции, механизм взаимодействия с другими элементами системы, определить место рекламы в их иерархии, а значит найти пути оптимального управления рекламной деятельностью. Реклама отличается огромным разнообразием форм. Однако ее главное, традиционное назначение — обеспечение сбыта товаров и прибыли рекламодателю. Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс “купли-продажи”, а отсюда оборачиваемость капитала, реклама выполняет на рынке экономическую функцию. Кроме того, она осуществляет и информационную функцию. В этой роли реклама обеспечивает потребителей направленным потоком информации о производителе и его товарах, в частности, их потребительской стоимости.
Вместе с тем очевидно, что, являясь частью системы маркетинга, реклама перешагивает узкие рамки информационной функции и берет на себя еще функцию коммуникационную (6, С. 34).
С помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов, сбора мнений, анализа процесса реализации товаров поддерживается обратная связь с рынком и потребителем. Это позволяет контролировать продвижение изделий на рынок, создавать и закреплять у потребителей устойчивую систему предпочтений к ним, в случае необходимости быстро корректировать процесс сбытовой и рекламной деятельности. Таким образом, реализуются контролирующая и корректирующая функции рекламы. Используя свои возможности направленного воздействия на определенные категории потребителей, реклама все в большей степени выполняет функцию управления спросом. Управляющая функция становится отличительным признаком современной рекламы, предопределенным тем, что она является составной частью системы маркетинга.
1.2. Организация рекламных кампаний
Рекламная кампания — это комплекс рекламных мероприятий, разработанный в соответствии с программой маркетинга и направленный на потребителей товара, представляющих соответствующие сегменты рынка, с целью вызвать их реакцию, способствующую решению фирмой-производителем своих стратегических или тактических задач. Логику и направленность рекламных действий и, в конечном счете, успех рекламной кампании определяет четыре фактора, известные в западной теории рекламы как «четыре Р»:
Product (товар) – особенности и ассортимент товара, возможности его технического обслуживания и т. д.;
Price (цена) – цена как таковая, платежные условия продажи, транспортных услуг;
Promotion (содействие сбыту) – выбор мест продажи, каналов реализации, способ доставки, наличие товарного знака, упаковки, использование мероприятий, способствующих сбыту, реклама;
Place (место) – географические и физические особенности мест продажи.
Представляется правомерным к этому перечислению добавить еще одно «P» — people (люди) – кадры, формирующие и формулирующие цели, генерирующие идеи и реализующие рекламную кампанию, от которых в первую очередь зависит ее эффективность в зависимости от направленности, сроков проведения, географии, степени охвата рынка и использование видов и средств рекламной деятельности рекламной кампании можно разделить на следующие типы: (4, С. 78).
по направленности:
целевые (целевая группа потребителей),
общественно-направленные (широкие слои общественности);
по срокам проведения:
краткосрочные (до года),
долгосрочные (более года);
по географии:
местные (город, район),
региональные (часть страны),
национальные (в пределах страны),
международные (за пределами страны);
по степени охвата рынка:
сегментированные (один сегмент рынка),
агрегатированные (более одного сегмента),
тотальные (все сегменты);
по диапазону использования видов рекламной деятельности:
специализированные (один вид),
комбинированные (более одного вида),
комплексные (все виды);
по диапазону использования средств рекламной деятельности:
монокампании (одно средство),
поликампания (более одного средства).
На высокую эффективность рекламных кампаний производитель может рассчитывать лишь в том случае, если: они, во-первых, подготовлены и проведены на основе предварительных исследований с учетом динамичной природы рынка; во-вторых, создана обоснованная, запоминающаяся и должным образом воздействующая на заранее выбранную потребительскую аудиторию рекламная продукция; в-третьих, направленность кампаний обеспечена достаточно широкой по объему публикацией в наиболее целесообразных для решения поставленных задач и учитывающих специфику рекламной аудитории средствах распространения рекламы; в-четвертых, мероприятия в разных местах и на разных уровнях с бытовой деятельности скоординировано.
Во время проведения рекламных кампаний конкретизация отдельных мероприятий зависит, прежде всего от маркетинговой стратегии, которая может выражаться, например, в захвате рынка в целом, его доли, сегмента; внедрении в незанятую конкурентами нишу; удержание ранее захваченных рыночных позиций. Учитываются также: маркетинговая инфраструктура, людские и технические ресурсы, уровень налаженности коммуникаций и снабжения информацией, характер экологии рекламно-информационной и маркетинговой деятельности. На высокую эффективность рекламных кампаний производитель может рассчитывать лишь в том случае, если: они, во-первых, подготовлены и проведены на основе предварительных исследований с учетом динамичной природы рынка; во-вторых, создана обоснованная, запоминающаяся и должным образом воздействующая на заранее выбранную потребительскую аудиторию рекламная продукция; в-третьих, направленность кампаний обеспечена достаточно широкой по объему публикацией в наиболее целесообразных для решения поставленных задач и учитывающих специфику рекламной аудитории средствах распространения рекламы; в-четвертых, мероприятия в разных местах и на разных уровнях сбытовой деятельности скоординированы. Этот комплекс условий возникает вне зависимости от того, рекламируется ли товар массового спроса или промышленного назначения. Независимо от сроков проведения, каждая рекламная кампания включает в себя три основных этапа: подготовительный, кульминационный и заключительный. Основным является подготовительный, так как от него зависят остальные два этапа, а также успех рекламной кампании в целом. Подготовительный этап включает в себя планирование рекламной кампании. При планировании рекламных кампаний принимается во внимание, что успех рыночной деятельности зависит не только от удачной рекламы, но и от факторов, характеризующих товар: его потребительских свойств, цены и аналогов на рынке (3, С. 31).
Рекламная кампания — это результат совместных согласованных действий рекламодателя, как заказчика рекламной кампании, рекламного агентства, как создателя, организатора и координатора кампании и средства распространения рекламы, как канала, доводящего рекламное обращение до потребителя. Эффективность рекламных кампаний — сложного, многоаспектового и часто длительного процесса, осуществляемого коллективом специалистов, представляющих разные организации, напрямую зависит от выбора и использования методов и форм управления, соответствующих требованиям складывающейся маркетинговой ситуации.
1.3. Перспективные направления рекламной деятельности
Большинство западных специалистов по рекламе сходится во мнении, что в ближайшие годы директ-маркетинг потеснит все другие виды рекламной деятельности и станет доминирующим в сфере маркетинговых коммуникаций. На мировом рынке директ-маркетинг развивается втрое эффективней, чем реклама в средствах массовой информации, и по сравнению с ней для рекламных агентств вдвое прибыльней.
Одна из причин этого феномена заключается в том, что благодаря повсеместной компьютеризации стало возможным решить прежде неразрешимую задачу — соединить в рекламной кампании массовый охват с индивидуальным подходом к каждому отдельному потребителю. Кроме того, произошла “демассификация”, которая принесла новую идеологию в производство, сбыт, коммуникации и упразднила универсальный подход в области маркетинга. Рынок разбился на множество фрагментов.
Суть директ-маркетинга состоит в установлении при посредничестве рекламных агентств долгосрочного взаимовыгодного и развивающегося партнерства между производителем и персонально известными потребителями. Традиционно, для нахождения целевых групп, подвергаемых рекламному воздействию, используется метод сегментации — выделение потребителей со сходными социально-демографическими характеристиками, предполагающими одинаковые потребности. При директ-маркетинге — наоборот, сначала определяются потребности, а затем формируются группы из соответствующих потребителей, которые индивидуализируются и включаются в рекламном процессе в идентифицированную обратную связь (8, С. 28).
Директ-маркетинг — это метод маркетинга, который использует все средства рекламы и все каналы их распространения. Основными направлениями работы рекламного агентства в сфере директ-маркетинга являются:
— персональное выделение перспективных покупателей для установления с ними непосредственного двустороннего общения;
— регулярное поддержание с этими покупателями индивидуализированных коммуникаций;
— увеличение прибыли путем опробования новых предложений улучшенных товаров и услуг, а также более эффективных рекламных обращений.
Время и частота размещения рекламы.
Рекламодателю следует определить, какое число лиц в рамках целевой аудитории должно познакомиться с его рекламной кампанией за конкретный отрезок времени.
Оценка рекламной программы.
В течение всей рекламной кампании следует постоянно следить за эффективностью рекламы, чтобы вовремя откорректировать стратегический ход кампании, если нужно, и чтобы она (реклама) в конечном счете, достигла цели.
Понятие эффективности рекламы содержит в себе одновременно такие неоднородные по содержанию понятия, как экономический эффект, психологический эффект (психологическое влияние на представителей целевых групп) и социальный эффект, выражающийся в определенном воздействии на все общество в целом (в частности, влияние на формирование вкусовых предпочтений людей, их взглядов и понятий о различных моральных и материальных ценностях. Исходя из этого сопоставить и увязать воедино денежные затраты на рекламные мероприятия, получаемую прибыль, потребительские предпочтения и престиж товаров и благоприятное мнение общественности о деятельности организации-рекламодателя является чрезвычайно сложной, зачатую практически невыполнимой задачей. Для замеров коммуникативной и торговой эффективности рекламы исследователи пользуются несколькими разными методами. Замеры коммуникативной эффективности говорят о том, сколь эффективную коммуникацию обеспечивает объявление. Этот метод, получивший название опробования текстов, можно использовать как до размещения объявления, так и после его публикации или трансляции.
До размещения объявления рекламодатель может провести опрос потребителей на тему, нравится ли им предполагаемое объявление и выделяется ли обращение из ряда прочих. После размещения объявления рекламодатель может провести замеры запоминаемости рекламы потребителями или ее узнаваемости как виденной ранее. Одним из способов замера торговой эффективности рекламы является сравнение объема продаж с расходами на рекламу за прошедший период. Еще одним способом является разработка экспериментальной рекламной программы.
2. Планирование рекламной деятельности информационно-компьютерного центра «Стратег»
2.1. Краткая характеристика предприятия
По форме собственности информационно-компьютерный центр «Стратег» является Закрытым Акционерным обществом.
Адрес: г. Набережные Челны 52-03А Форт-Диалог информационно-компьютерный центр «Стратег».
Виды предоставляемых услуг:
Выход в сети Интернет, Фидо и поиск любой информации.
Аренда пользователями компьютеров.
Сетевые игры.
Ксерокопирование.
Ламинирование.
Распечатка любой текстовой информации на всех носителях.
Сканирование.
Изготовление сайтов, пользовательских «домашних» страничек и их дальнейшая техническая поддержка.
Цифровая обработка фотографий.
Цифровое копирование фильмов, игр и программного обеспечения.
Услуги ризографии.
Основными потребителями ЗАО информационно-компьютерный центра «Стратег» являются пользователи компьютерной техники в основном все жители г. Набережные Челнов.
Целями рекламной компании информационно-компьютерный центра «Стратег» являются:
1 Создание положительного имиджа.
2 Привлечение и дальнейшее увеличение количества посетителей.
3 Завоевание и удержание большей доли рынка.
4 Доведение до пользователей информации о новых видах услуг.
5 Побуждать покупателя отождествлять приобретаемую услугу с его изготовителем, информационно-компьютерный центра «Стратег».
Структура рекламной кампании (РК):
Для более успешного выхода на рынок и рациональности РК следует создать отдел по проведению РК.
Время проведения РК: март-апрель 2003года. Выбор времени обусловлен финансовым планированием.
Отдел должен разработать рейтинг эффективности подач информации.
Рейтинг эффективности:
1.Реклама на телевидении. Реклама на телевидении является самой эффективной. Ролик должен быть максимально информативен и пущен за несколько дней до открытия в “прайм-тайм”. Также группа по связям с прессой должна договориться с крупными телекомпаниями, которые делают репортажи в информационные выпуски о подаче информации об открытии информационно-компьютерного центра «Стратег» (скрытая реклама, формирование паблисити).
2.Реклама в газете, журнале. Реклама в газете (журнале) является одной из самых удобных, так как можно не только дать рекламное объявление общепринятого формата, но и дать в интервью руководителя предприятия скрытую рекламу или просто статью о фирме. Если газета (журнал) ориентирована на компьютерные технологии, отдел по связи с прессой должен предоставить полную информацию о преимуществах информационно-компьютерного центра «Стратег».
3.Реклама в компьютерных сетях (Internet).Данная реклама является абсолютно новой и очень эффективной при ее невысоких стоимостях по сравнению с другими видами рекламы. Все провайдеры (“поставщики” Internet) дают возможность организовать свою “страничку” (Web сайт) в WWW (World Wide Web) — глобальной гипертекстовой информационной системе. Гипертекст — текст с разметками, ссылающимися на другие места этого текста. Во время чтения такого текста можно увидеть выделенные слова, при нажатии курсором на которые вы можете получить дополнительную информацию. Плюсы размещения информации в WWW — ориентированность на определенные уровни пользователей и известность в мировых компьютерных кругах.
4.Печатная рекламная продукция (листовки). Листовки должны содержать полезную информацию с расценками на услуги, контактными телефонами и перечнем предоставляемых услуг. Листовки необходимо разложить по почтовым ящикам и расклеить в определенных местах (остановки, стенды, дома, щиты). Также, листовки можно положить на прилавки специализированных компьютерных магазинов или раздавать на главном входе информационно-компьютерного центра «Стратег».
5.Реклама на радио: реклама на радио носит весьма кратковременный характер, так что сообщения можно давать в дни открытия информационно-компьютерного центра «Стратег» и за несколько дней до его начала. Также как и реклама на телевидении ролик должен быть информативен. Следует обратить внимание на рейтинги радиостанций для повышения эффективности (3, С. 21).
2.2. Временные рамки рекламы
1. Реклама в газетах и журналах. В журналы ежемесячно, а в газеты 2 раза в месяц поступают статьи и реклама предшествующие открытию и после приглашающие посетить центр.
2.Телевидение. За несколько дней до открытия пускается ролик с краткой информацией о информационно-компьютерном центре «Стратег»
3. Радиостанции. В определенное время по несколько раз в день крутятся ролики с приглашением посетить информационно-компьютерный центр «Стратег», а также игровые ролики. Используется спонсорство.
4. Листовки. Информация раздается на стендах и при входе.
5. Рекламный щит. Информация размещается за несколько месяцев на центральных проспектах г. Набережные Челны.
2.3. Распределение действий
Разработку рекламной кампании следует поручить отделу проведения.
Для применения электронных средств массовой информации лучше обратиться в рекламные агентства. Данные рекламные агентства смогут разместить рекламу на телевидении и радио, небольшие компании смогут снять передачу о товаре. Создание и дизайн сайта, как правило, поручается дизайнерской компьютерной фирме. Стенды также желательно разрабатывать в дизайнерских фирмах. В журналы и газеты лучше обращаться напрямую в отделы рекламы и публикаций.
2.4. Рекомендации и предложения по повышению рекламной деятельности информационно-компьютерного центра «Стратег»
1) Использовать системы скидок, демпинговые цены, особые формы привлечения новых клиентов.
2) При размещении рекламы учитывать:
Специфика рекламы в прессе диктует следующие особые подходы к ее созданию и размещению:
- заголовок должен привлекать потребителя, давать ему новую информацию, содержать основную аргументацию и наименование товара;
- не следует бояться большого количества слов, т.к. если все они по делу, то длинный заголовок работает даже лучше, чем короткий;
- потребитель нередко склонен воспринимать информацию буквально, поэтому лучше обойтись без отрицательных оборотов, т.к. у него в памяти могут сохраниться отрицательные моменты, ассоциирующиеся с предметом рекламы;
- необходимо использовать простые, но положительно действующие на всех слова, например, “ бесплатно”, ”новинка” и т.д.;
- в иллюстрациях очень ценна интрига, привлекающая внимание;
— фотографии работают лучше, чем рисунок, особенно когда они сравнивают состояние до и после появления, использования товара;
- простой макет с одной большой иллюстрацией формата журнальной полосы — идеальный вариант рекламного объявления в прессе;
- хорошо использовать подрисуночные надписи — их обязательно прочтут;
- не нужно бояться длинных текстов, т.к. если потребитель заинтересован в более детальной информации, он, привлеченный заголовком, будет читать весь текст и т.д.
Для повышения эффективности радиорекламы полезно следовать следующим советам:
— добивайтесь, чтобы объявление включало воображение слушателей;
— сопровождайте рекламу конкретного продукта, услуги запоминающимся звуком;
— рекламная идея должна быть лаконичной, ясно выраженной;
— необходимо поставить цель сразу заинтересовать слушателя, иначе он может переключить на другую программу;
— очень эффективно вводить в радиообъявления известных людей;
— результат будет наилучшим, если использовать “прайм-тайм” — время когда число слушателей наибольшее;
— если по тому же товару или услуге параллельно ведется рекламная кампания по телевидению, нужно использовать те же позывные, мелодии, тексты, персонажи;
— радиорекламу нельзя оценить по написанному тексту, ее надо прослушать;
— объявления должны соответствовать контексту передачи, в которую они включаются.
Для достижения эффекта в области телерекламы, необходимо иметь в виду следующее:
- главное – интересная визуализация (зритель запоминает в первую очередь то, что видит, а не то, что слышит);
- визуализация должна быть четкой и ясной;
- привлечь внимание зрителя надо в первые пять секунд, иначе интерес пропадет;
- телерекламу лучше построить так, чтобы она не заставляла думать, а помогала сразу воспринять ее суть и т.д.
Основные рекомендации по наружной рекламе сводятся к следующему:
— щитовая реклама строится на рекламной идее, специфика которой в том, что она мгновенно схватывается и запоминается;
- визуализация должна быть простой и плакатно броской, иллюстрация одна и не более семи слов;
— использовать шрифты простые и ясные, такие, чтобы объявление можно было прочесть с расстояния 30-50 метров;
- необходимо составлять цветовую гамму так, чтобы это не напрягало зрение и было привычно для глаза;
- на рекламном щите надо указать реквизиты ближайших торговых и сервисных точек, где можно приобрести рекламируемый товар или услугу;
- для лучшего восприятия можно ввести в наружную рекламу элементы телерекламы;
- необходимо проверить, как воспринимается реклама в различную погоду, не заслоняется ли она зданиями.
Заключение
В рамках глобальной стратегии развития компании направленной на достижение долгосрочных задач и целей, особое значение приобретают усилия компании по использованию рекламы и промоушена в качестве основных средств маркетинговых коммуникаций.
С целью наиболее эффективного решения стратегических задач в области рекламы необходимо четко представление о бизнесе и особенностях товара, знать сильные и слабые стороны компании, обладать информацией о рынке — знать возможности которые он предлагаем, и представлять себе проблемы деятельности на этом рынке (т.н. SWOT АНАЛИЗ). Необходимо четко спланировать рекламную кампанию в отношении сроков средств рекламы, задействованных в кампании, рекламного бюджета и т.д.
Реклама не только позволяет информировать потребителей о товаре и услугах, на который есть спрос на рынке, но и создавать этот спрос, в особенности на развивающихся рынках.
В конце работы хотелось бы сказать о рекламе, в общем, и о том, как сделать ее более эффективной. Творческие подходы могут быть разными. Например, при рекламе товаров массового спроса, как правило, используют эмоциональные мотивы, для изделий промышленного назначения — рациональные. Но в любом случае рекламная компания эффективна лишь тогда, когда удовлетворяет следующим требованиям:
— четко формулирует рыночную позицию, т.е. содержит информацию о специфике, отличия от товаров конкурентов;
— обещает потребителю существенные выгоды при приобретении товара, для чего показываются его достоинства, создается положительный образ, формируются другие предпосылки предпочтения и в заголовке рекламного обращения, и в его иллюстрировании, и в стилистике подачи текстового и графического материалов;
— содержит удачную рекламную идею — оригинальную и в то же время легкую для восприятия;
— создает и внедряет в сознание ясный, продуманный в деталях образ товара — стереотип, увеличивающий его ценность в глазах потребителей;
— подчеркивает высокое качество предлагаемого товара и в то же время сама уровнем исполнения ассоциируется с этим высоким качеством;
— оригинальна и потому не скучна, не повторяет известные, надоевшие решения;
— имеет точную целевую направленность, отражая разные запросы, желания, интересы конкретных потребителей и информируя их таким образом, чтобы учитывали различия потребительского спроса в определенной рекламной аудитории;
— привлекает внимание, что достигается удачными художественными и текстовыми решениями, размещением рекламного объявления в средствах массовой информации, пользующихся высокой репутацией, которые читают, слушают, смотрят те, на кого реклама рассчитана;
— делает акцент на новые уникальные черты и свойства товара, что является предпосылкой его успеха на рынке и наиболее действующей составляющей рекламной аргументации;
концентрирует внимание на главном, не усложняя, предлагает лишь то, что важно для потребителя, и обращается непосредственно к нему.
Таким образом, эффективное использование средств маркетинговых коммуникаций (рекламы и промоушена) позволяет решать стратегические и тактические задачи фирмы, связанные с глобальной миссией компании на рынке.
Список использованной литературы
1. Бехтерев В.М. «Объективная психология». Москва; Наука, 1995.
2. Викентьев И.Л. «Приемы рекламы и Public Relations». С-Питербург.; Триз-шанс,2005.-342с.
3. Гермогенова Л. «Эффективная реклама в России». М., 2005.
4. Дейян А. «Реклама». М., 2005.
5. «Петербургский рекламист». №16-17, 2006.
6. Рожков. «Международное рекламное дело». Издательское объединение ЮНИТИ “Банки и биржи”. М-2005.
7. Серегина Т.К., Титкова Л.М. «Реклама в бизнесе». Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”. М -2005.
8. «Современная реклама». /перевод с англ., общая ред. проф. Феофанова, Издательский дом- Довгань, 2005 г.
9. Стоянова Э. «О стиле радиорекламы». Реклама, 2006, № 5. С. 48.
10. Хаскин Д. «О тенденциях развития радиорекламы». М., 1983 г.
11. Эванс Дж. Р. Берман Б. – «Маркетинг», — М., “Экономика” 2003 г.
12. Ф. Котлер. Маркетинг Менеджмент. Экспресс – курс / Пер с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб: Питер, 2005, — 496 с. с. ил.