Реферат по предмету "Маркетинг"


Планирование на предприятии на примере ФГУП КэМЗ 2

--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--    продолжение
--PAGE_BREAK--Лизинг или финансирование поставщиками оборудования
Приобретение активов в рассрочку доступно для предприятий, имеющих хорошее финансовое состояние и позитивные тенденции развития. При этом в качестве обеспечения служит приобретаемый предприятием актив, который переходит в полную собственность предприятия только после того, как будет полностью оплачена его стоимость. При этом предприятие должно располагать суммой для оплаты начального взноса, составляющего от 10 до 50% от стоимости приобретаемого актива. Данный способ финансирования в основном используется при приобретении оборудования. Обычно, лизинговые компании отдают предпочтение тем видам оборудования, которое может быть легко демонтировано и подвергнуто транспортировке. Именно поэтому лизинговые операции очень распространены при приобретении транспортных средств (корабли, самолеты, грузовики и т.п.).
Коммерческие кредиты
Наиболее распространенный способ финансирования предприятий. Условия финансирования в банках различны. Например, в зарубежном банке процентная ставка может составлять LIBOR + 2%. Однако, российское предприятие, претендующее на получение кредита в зарубежном банке, должно не только иметь высокую платежеспособность и ликвидность, но и представить финансовую отчетность, соответствующую международным стандартам, подтвержденную одной из ведущих международных аудиторских фирм. При этом самым важным фактором при принятии банком решения о предоставлении займа было и остается наличие ликвидного обеспечения или надежных гарантий.[3] В последнее время появились примеры успешного финансирования долгосрочных промышленных проектов, например СБЕРБАНКОМ.
Таким образом, если Ваше предприятие располагает ликвидным обеспечением и условия предоставления займа приемлемы с экономической точки зрения, то можно прибегнуть к банковским займам. Однако банковские займы вряд ли могут быть единственным инструментом для долгосрочного финансирования. Обычно используется комбинация акционерного и заемного капитала.

Облигационный заем
Привлечение капитала посредством размещения облигаций на финансовом рынке, безусловно, привлекательный способ финансирования предприятия. Однако, предприятие планирующее выпуск и размещение облигаций должно иметь устойчивое финансовое положение, хорошие перспективы развития, а облигационный заем должен быть обеспечен активами предприятия. Опыт двух последних лет показывает, что реальные шансы на успешное размещение облигаций имеют крупнейшие российские компании, хорошо известные на рынке, демонстрирующие высокие темпы развития и действующие в привлекательных для инвесторов отраслях, например таких как: энергетика и телекоммуникации.
Существует очень высокий риск, что размещение облигаций на рыке будет безуспешным. Если Вы не уверены в том, что облигации Вашей предприятия будут восприняты финансовым рынком как ликвидный и привлекательный инструмент, следует воздержаться от использования данного способа финансирования.
Привилегированные акции
Привилегированные акции представляют собой очень рискованный инструмент для инвесторов, т.к. не предоставляют их владельцам прав участвовать в управлении предприятием и в случае возникновения негативных тенденций, инвестор не имеет возможности повлиять на принимаемые менеджментом предприятия управленческие решения. При этом продать привилегированные акции другим инвесторам также проблематично. Исключение могут составлять привилегированные акции крупнейших и наиболее надежных российских компаний. В некоторых случаях, привилегированные акции могут также быть использованы в комбинации с обыкновенными акциями.

Обыкновенные акции
Подавляющее большинство российских предприятий характеризуются неустойчивым финансовым положением, отсутствием ликвидного обеспечения и возможности предоставить надежные гарантии для займов. К тому же, несмотря на то, что многие предприятия имеют многолетнюю историю и технологический опыт работы в отрасли, с точки зрения бизнеса они, зачастую, находятся на самой ранней стадии развития. Однако, некоторые из них, в случае привлечения необходимого капитала, имеют значительный потенциал роста и, следовательно, могут быть привлекательны для инвесторов. Единственным, реальным источником финансирования для таких предприятий является рисковый капитал.
Обыкновенные акции предприятий приобретаются только теми инвесторами, которые готовы разделить риски бизнеса с существующими владельцами предприятия, не требуют обеспечения и гарантий. При этом инвесторы руководствуются следующими критериями: потенциал роста, способность менеджмента обеспечить рост бизнеса, финансовая прозрачность и возможность влиять на принимаемые решения, а также возможность выхода из проекта посредством реализации акций на фондовом рынке или стратегическому инвестору. Размещение акций может быть частным и публичным. Частное размещение обычно применяется на ранних стадиях развития бизнеса, когда пакеты акций предлагаются одному или группе инвесторов. Публичное размещение акций осуществляется на фондовом рынке и применяется на последующих стадиях развития бизнеса.
Рентабельность, на которую ориентируются финансовые инвесторы, приобретающие обыкновенные акции достаточно высока (IRR >35%). Результаты деятельности инвестиционных фондов в России показывает, что полученные ими показатели эффективности при финансировании промышленных проектов в России значительно выше. Например, по информации Baring Vostok Kapital Partners внутренняя норма рентабельности по десяти завершенным сделкам этого фонда составила 78%. Несмотря на то, что операционная доходность бизнеса может не превышать 20%, стоимость бизнеса, успешно работающего предприятия, обычно, многократно возрастает. Инвесторы, ориентируются на то, что основную прибыль они получат после реализации своего пакета акций через 3-5 лет на фондовом рынке или стратегическому инвестору.
Одним из наиболее серьезных препятствий на пути привлечения рискового капитала в промышленность России является нежелание существующих владельцев делиться собственностью с инвесторами. К сожалению, все чаще это приводит к тому, что предприятие разрушается без капитала, а владельцы остаются ни с чем. Эффективное сотрудничество с частными инвесторами возможно только в том случае, если существующие владельцы также будут ориентированы на рост стоимости бизнеса, посредством обеспечения прибыльной деятельности предприятия. То есть основным источником своих доходов они будут считать не операционный денежный поток, а доход на акционерный капитал, которым они владеют.
Среди возможных источников капитала для промышленных предприятий можно перечислить следующие:
1.                Венчурные фонды и Фонды прямых инвестиций (Direct equity investment funds), формирующие инвестиционный портфель из небольшого числа конкретных предприятий, на период от 3 до 6 лет, с последующим выходом из проекта.
2.     Стратегические инвесторы, промышленные компании или финансовые институты, специализирующиеся в определенных отраслях промышленности.
3.     Инвестиционные брокеры, осуществляющие частное размещение акций предприятия среди индивидуальных и институциональных инвесторов.
4.     Инвестиционные банки, осуществляющие проектное финансирование.

1.2. Финансовое оздоровление предприятия за счет инвестиционной направленности развития
В современных условиях хозяйствования бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности предприятия и, в то же время, как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. Бизнес-план – многоплановый управленческий инструмент.
Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческую и финансово-экономическую оценку состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. Бизнес-план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.
Бизнес-план, по сути — визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта.[4]
Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.
Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план.
Внутренние цели — проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.
Таким образом, составив бизнес-план, предприятие становится более эффективным и управляемым, возможно с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.
Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.
Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг, как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта.
Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и др.
Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. В период становления рыночных отношений среди некоторых наших экономистов стала распространяться и теория о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях. Механизм делового рыночного планирования, включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.
Таким образом, очевидны перспективы использования бизнес-планирования в современных условиях рынка на любом предприятии, в том числе на рассматриваемом ФГУП «Калужский электро-механический завод». Предложенный в данной работе вариант бизнес-плана инвестиционного проекта открывает для него следующие перспективы:
ü    привлечение потенциальных инвесторов – в бизнес-плане достаточно наглядно показана вероятная доходность проекта и степень риска;
ü    получение банковского кредита – грамотно составленный бизнес-план увеличивает вероятность получения займа и влияет на величину процентов по кредиту;
ü    достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон инвестиционного проекта;
ü    проверку знаний управляющего персонала, понимание ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке;
ü    с помощью грамотно составленного бизнес-плана появляется высокая вероятность правильной оценки доходности проекта, соотношения возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, что позволит сделать предприятие более эффективным и управляемым и даст возможность более точно прогнозировать ситуацию на будущее.
1.3. Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению
Инвестиционный проект — это документ, который предназначен для того, чтобы передать идеи и перспективы развития бизнеса потенциальным инвесторам.[5] Это важнейший документ, обеспечивает возможность профессионального взаимодействия предпринимателей и инвесторов. Если инвестиционный проект не предоставляет потенциальному инвестору возможность легко и быстро понять потенциал Вашего проекта, вероятнее всего его знакомство закончится прочтением Резюме. Важнейшей задачей инвестиционного проекта является привлечение внимания потенциальных инвесторов к бизнесу. Очень важно, чтобы инвестиционный проект содержал исчерпывающую и правдивую информацию требуемого объема и с необходимой степенью детализации, демонстрирующую опыт, знания и квалификацию в той области деятельности, которой принадлежит бизнес.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Инвестиционный проект является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации инвестиционных проектов для разных компаний не совпадают. При составлении инвестиционного проекта необходимо учитывать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры инвестиционного проекта и общепризнанные принципы его разработки.[6]
Рекомендуемая структура инвестиционного проекта с краткими рекомендациями по его разработке приведена ниже.
1.                Титульный лист
Название и адрес предприятия; имена, адреса и телефоны основных учредителей с указанием доли в уставном капитале; Фамилия, имя, отчество руководителя организации-претендента; Суть проекта (3-5 строк); Форма участия государства в финансовом обеспечении проекта; Финансирование проекта (в процентах):
·        собственные средства
·        заемные средства (отдельно — отечественные и иностранные)
·        средства государственной поддержки
Характер строительства; Сметная стоимость проекта; Сроки строительства
Срок окупаемости проекта; Кем и когда разработана и утверждена проектно-сметная документация; Наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (наименование организации и даты утверждения); Заявление о коммерческой тайне.
2. Вводная часть или резюме проекта
Это характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, привести обоснование отнесения проекта к категории «А», «Б», «В» или «Г», назвать преимущества продукции (услуг) в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, указать объем ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях и срок возврата заемных средств.
Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.), то указать их.
3. Анализ положения дел в отрасли
1. Общая характеристика потребности и объем производства продукции в регионе или России. Значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона.
2. Ожидаемая доля организации в производстве продукции в регионе или в России.
3. Потенциальные конкуренты (указать наименования и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
4. Какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года.
4. Производственный план
1. Программа производства и реализации продукции. Принятая технология производства.
2. Требования к организации производства.
3. Состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка). Лизинг оборудования.
4. Поставщики сырья и материалов (название, условия поставок) и ориентировочные цены.
5. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
6. Численность работающих и затраты на оплату труда.
7. Стоимость производственных основных фондов.
8. Форма амортизации (простая, ускоренная). Норма амортизационных отчислений. Основание для применения нормы ускоренной амортизации.
9. Годовые затраты на выпуск продукции. Переменные и постоянные затраты. Себестоимость единицы продукции.
10. Стоимость строительства, структура капитальных вложений, в том числе строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты. Общая стоимость инвестиционного проекта.
11. Обеспечение экологической и технической безопасности.
5. План маркетинга
 1. Патентная ситуация. Защита товара в стране лицензиата на внутреннем и экспортном рынках. Возможность для конкурентов производить соответствующую продукцию без нарушения патентных прав претендента. Конечные потребители. Является ли организация монополистом в выпуске данной продукции. Характер спроса (равномерный или сезонный). Характеристики конкурентов. Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект предпочтительным по отношению к конкурентам.
2. Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта.
3. Обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции. Торгово-сбытовые издержки.
4. Каких возможных действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия.
5. Обоснование цены на продукцию. Оптовая цена товара определяется исходя из сложившейся конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, а также уровня рентабельности, достаточного для поддержания стабильного финансового состояния и платежеспособности организации.
6. Расходы и доходы в случае проведения послепродажного обслуживания.
7. Программа по организации рекламы. Примерный объем затрат.
8. Программа реализации продукции. Выручка от продажи в целом и по отдельным товарам рассчитывается в соответствии с данными об объеме производства по кварталам и годам, уровне и сроках освоения проектной мощности, а также о ценах. Договоры или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам.
6. Организационный план
1. Сведения о претенденте. Статус, уставный капитал, состав организации, финансовое положение.
2. Форма собственности претендента. По товариществам указываются условия создания и партнерства; по акционерным обществам — состав основных акционеров и принадлежащие им доли.
3. По открытым акционерным обществам указывается объем выпущенных акций и объем их эмиссии.
4. Члены совета директоров, краткие биографические справки.
5. Обладатель права подписи финансовых документов.
6. Распределение обязанностей между членами руководящего состава.
7. Поддержка проекта местной администрацией.
7. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
— изменение курса рубля к доллару;
— перечень и ставки налогов;
— рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);
— формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.
— порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.
Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
— отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);
— планом движения денежных средств (Кэш-Фло);
— балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.
Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.
Показатели эффективности проекта:
·                   Чистый дисконтированный доход (ЧДД); другие названия: чистая приведенная стоимость, чистый приведенный доход. Net Present Value (NPV).
·                   Индекс доходности (ИД); другие названия: индекс прибыльности, Profitabily Index (PI)
·                   внутренняя норма доходности (ВНД); другие названия: внутренняя норма рентабельности, возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR).
·                   Срок окупаемости дисконтированный (Discounted payback period; (PBP) мес.)
Для оценки эффективности ИП используются следующие основные показатели, определяемые на основе денежных потоков проекта и его участника: чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, потребность в дополнительном финансировании, индексы доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости.[7]
Чистым доходом (ЧД; Net Value — NV) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период:
, (1)
где Фт — эффект (сальдо) денежного потока на т-м шаге, а сумма распространяется на все шаги в расчетном периоде.
Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (ЧДД; интегральный эффект; Net Present Value — NPV) — накопленный дисконтированный эффект за расчетный период. ЧДД зависит от нормы дисконта Е и рассчитывается по формуле:
, (2)
где aт — коэффициент дисконтирования.
ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта соответственно без учета и с учетом неравноценности их разновременности. Их разность (ЧД — ЧДД), которая, как правило, положительна, нередко называют дисконтом проекта, но ее не надо смешивать с нормой дисконта.
Для признания проекта эффективным, с точки зрения инвестора, необходимо, чтобы его ЧДД был положительным; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением ЧДД (при условии, что он положителен).
Следующий показатель возникает, когда ЧДД проекта рассматривается как функция от нормы дисконта Е.
Внутренней нормой доходности (ВНД, внутренней нормой дисконта; внутренней нормой рентабельности; Internal Rate of Return — IRR) обычно называют такое положительное число Е', что при норме дисконта Е = Е' чистый дисконтированный доход проекта обращается в 0.
Недостаток определенной таким образом ВНД заключается в том, что уравнение ЧДД(Е) = 0 необязательно имеет один положительный корень. Оно может вообще не иметь корней или иметь несколько положительных корней. Тогда внутренней нормы доходности не существует
Для того чтобы избежать этих трудностей, лучше определять ВНД иначе:
ВНД — это положительное число Е' такое, что ЧДД,:
· при норме дисконта Е=Е' обращается в 0;
· при всех Е >Е' отрицателен;
· при всех 0
Определенная таким образом ВНД, если только она существует, всегда единственна.
Для оценки эффективности проекта значение ВНД необходимо сопоставлять с нормой дисконта Е. Проекты, у которых ВНД > Е, имеют положительное ЧДД и поэтому эффективны, те, у которых ВНД
Сроком окупаемости («простым» сроком окупаемости; payback period) называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый доход в текущих или дефлированных ценах становится и в дальнейшем остается неотрицательным.
Срок окупаемости в соответствии с заданием на расчет эффективности может исчисляться либо от базового момента времени, либо от начала осуществления инвестиций, либо от момента ввода в эксплуатацию основных фондов создаваемого предприятия. При оценке эффективности он, как правило, выступает только в качестве ограничения.
Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным.
Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) — максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Данный показатель отражает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Поэтому ПФ называется еще капиталом риска.
Потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта (ДПФ) — максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного дисконтированного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности (см. ниже). Величина ДПФ показывает минимальный дисконтированный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости.
Индексы доходности (profitability indexes) характеризуют (относительную) «отдачу проекта» на вложенные в него средства. Они могут вычисляться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности часто используются:
·                 индекс доходности затрат — отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным затратам);
·                 индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков;
·                  индекс доходности инвестиций (ИД) — увеличенное на I единицу отношение ЧД к накопленному объему инвестиций;
·                 индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДЦ) — увеличенное на единицу отношение ЧДД к накопленному дисконтированному объему инвестиций.
При расчете ИД и ИДЦ могут учитываться либо все капиталовложения за расчетный период, включая вложения в замещение выбывающих основных фондов, либо только первоначальные капиталовложения, осуществляемые до ввода предприятия в эксплуатацию (соответствующие показатели будут, конечно, иметь различные значения).
Индексы доходности затрат и инвестиций превышают 1, если для этого потока ЧД положителен. Индексы доходности дисконтированных затрат и инвестиций превышают 1, если для этого потока ЧДД положителен.
Необходимые условия эффективности инвестиционных проектов.
Для того чтобы проект мог быть признан эффективным, необходимо выполнение какого-нибудь из следующих условии:
1.ЧДД>0.
2. ВНД > Е при условии, что ВНД этого проекта существует.
3.ИД>1,0.
4. Срок окупаемости с учетом дисконтирования Тд
При этом если выполнено условие 2, остальные условия также будут выполняться, если же выполнено любое из условий 1, 3, 4, то будут выполнены и другие из этих условий (хотя ВНД проекта может и не существовать).
Расчеты показателей эффективности проекта
Все расчеты показателей эффективности рекомендуется выполнять с денежных средств [П(t)] и оттоки или выплаты денежных средств [ О(t) ] в каждом периоде (t) реализации проекта.
Дисконтирование служит для приведения разновременных экономических показателей к какому-либо одному моменту времени; обычно к начальному периоду.[8]
Сумма поступлений (II(t)), используемая в процессе расчетов по критериям КЭШ-ФЛО, формируется путем суммирования следующих статей:
·                   Поступления от сбыта продукции (услуг)
·                   Поступления от других видов деятельности
    продолжение
--PAGE_BREAK--·                   Поступления от реализации активов
·                   Доходы по банковским вкладам
Сумма выплат (0(t)), формируется аналогичным образом и включает в себя:
·                   Прямые производственные издержки, кроме амортизации
·                   Затраты на заработную плату
·                   Выплаты на другие виды деятельности
·                   Общие издержки
·                   Налоги
·                   Затраты на приобретение активов
·                   Другие некапитализируемые издержки подготовительного периода
·                   Выплаты % по займам
·                   Банковские вклады
Разница между притоком и оттоком денежных средств в каждом периоде (t) называется потоком реальных денег Ф(t) или Кэш Фло (Cash Flow). Значения II(t) и О(t) для каждого месяца делятся на соответствующий коэффициент дисконтирования Емес:
, (3)
где Егод — годовая ставка дисконтирования в %.
Продисконтированные П(t) (DПI(t)) и 0(t) (DО(t)) для конкретного периода (месяца) вычисляются по формулам:
 (4)
, (5)
где t — порядковый номер месяца проекта.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.[9]
Величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:
, (6)
где DПt — продисконтированные поступления, получаемые на t-ом шаге расчета,
DOt — продисконтированные затраты, осуществляемые на том же шаге
Т — горизонт расчета (число прогнозов)
Эффект достигаемый на t-ом шаге:
 (7)
Если ЧДД проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта). Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект.
Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений. Если ИД > 1, проект эффективен, если ИД
, (8)
где DIIt — продисконтированные поступления, получаемые на t-ом шаге расчета,
DOt — затраты, осуществляемые на том же шаге
Т — горизонт расчета (число прогнозов)
Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Полученная в процессе расчета ВНД сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на капитал. Она должна быть больше, чем в случае безрискового вложения капитала.
Срок окупаемости — минимальный временной интервал, за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иначе, — это период (в месяцах, кв-лах, годах), начиная с которого вложения и затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.
Срок окупаемости с учетом дисконтирования рассчитывается при условии выполнения равенства:
 (9)
Ставка дисконтирования обычно принимается на уровне доходов, которые могут быть получены в результате практически безрискового вложения капитала.
8. Анализ чувствительности проекта
Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличении сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).
Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности (предельных уровней) объемов производства, цен производимой продукции и иных параметров. Эти и им подобные показатели по существу отвечают сценариям, предусматривающим соответствующее снижение объемов реализации, цен реализуемой продукции и т. д., но они не являются показателями эффективности самого проекта.
9. Экологическая и нормативная информация
В бизнес-плане должно содержаться достаточно сведений относительно экологических аспектов проекта, чтобы можно было оценить его экологические последствия, в т.ч.:
— местонахождение объектов проекта;
— описание строительных работ или физических изменений, связанных с проектом;
— предлагаемые меры по смягчению воздействия на окружающую среду или её улучшению;
— заявление о распределении обязанностей при любом загрязнении и/или ответственности за него;
— размеры штрафов за загрязнение окружающей среды;
Необходимо осветить следующие аспекты:
— какие правительственные лицензии или разрешения потребуются для выполнения проекта; каким образом предприятие намеревается их получить и сколько на это потребуется времени;
— каков характер ввозных тарифов и квот;
— наличие ограничений на импорт на рынках сбыта за рубежом;
10. Приложения
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:
— биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
— результаты маркетинговых исследований;
— заключения аудиторов (включая аналитическую часть);
— подробные технические характеристики продукции;
— гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции и т. д.

ГЛАВА 2. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Технико-экономическая характеристика ФГУП «КЭМЗ»
КЭМЗ изначально являлся ярким представителем оборонно-промышленного комплекса. Практически все награды, которые имеет завод, вручены ему за выпуск аппаратуры военного назначения. Например, с помощью аппаратуры, сделанной на Калужском электромеханическом, были приняты первые в истории фотоснимки обратной стороны Луны.
Сегодня на заводе есть современные обрабатывающие центры, фрезерные и токарные. Есть центры по обработке металлического листа, новые гальванические линии. После кризиса номенклатура по спецтехнике была обновлена наполовину. По старой номенклатуре объемы стали падать. Благодаря освоению новой продукции не только компенсировано падение этих объемов, но и увеличены общие объемы производства. Это позволило и вкладываться в развитие и ликвидировать имевшиеся ранее задолженности по зарплате, завершить выплаты по реструктуризированным налогам.
В настоящее время осуществляется переход на трехлетнее планирование. Трехлетнее планирование гособоронзаказа позволит решать несколько задач. Первое — это то, что мы четко видна перспектива на ближайшие три года. Второе — можно четко выстроить технологические цепочки под те объемы, которые заводу планируются. Третье — видно, где и по каким направлениям нас ждет падение объемов и что надо сделать, чтобы это падение компенсировать.
Товары и услуги ФГУП «КЭМЗ»:
Замковые изделия повышенной секретности (разработка совместно с НИИ МВД) в широком ассортименте, в т.ч. 4 класса устойчивости., сейфы и защитные устройства
Замки навесные
Кабельная и проводная арматура для линий электропередачи
Коробки распределительные электрические
Антенны, волновые излучатели и коллекторы
Компоненты электронные сложные
Микроструктуры пассивные
Селекторы ОВЧ (очень высокие частоты)
Усилители антенные
Дополнительное оборудование и принадлежности автомобилей и автотранспортных средств
Противоугонные устройства для легковых автомобилей
Оборудование для технического обслуживания и ремонта автомобилей и автотранспортных средств
Прессы механические вырубные, гибочные для металлообработки
Прессы гидравлические и пневматические для обработки металла
Прессы гидравлические чеканочные (в т.ч. для чеканки монет)
Машины и оборудование для обработки листа, плит, бруса, профилей и труб из металла
Машины, станки рихтовочные для профилей из металла
Машины и оборудование для электронной промышленности
Производство (цеха): •Цех механический;
• Цех по выпуску цветных телевизоров;
• Сборочный цех;
• Фрезерные ЧПУ;
• Центры по обработке листа;
• Гальванические линии;
• Литейные машины;
• Токарно-фрезерные центры;
• Производственные цеха.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО ОТДЕЛА
Финансовый отдел подчиняется непосредственно заместителю директора по финансово-экономическим вопросам.
Финансовый отдел может иметь в своем составе структурные подразделения (группы):
— группа планирования бюджета предприятия,
— группа исполнения утвержденного бюджета,
— группа контролирующая соблюдение утвержденного бюджета.
Финансовый отдел выполняет следующие функции:
1.Формирует бюджет предприятия и вносит изменения в финансовые и кредитные планы предприятия, — осуществляет взаимоотношения с финансовыми органами, банками и прочими организациями;
2.Систематически анализирует финансовое состояние предприятия по данным бухгалтерской и оперативной отчетности;
3.Определяет размеры доходов и расходов, поступлений и отчислений средств, кредитные взаимоотношения и взаимоотношения с государственными органами формирующими бюджет;
4. Составляет кассовые планы и кредитные заявки;
5. Ведет оперативный учет движения денежных документов;
6.Осуществляет и организует проведение работ по операции с ценными бумагами;
7.Контролирует исполнение годовых, полугодовых, квартальных, месячных бюджетов предприятия;
8. Выявляет отклонения в исполнении утвержденного бюджета и причины их возникновения.
9. Разрабатывает и проводит мероприятия по устранению выявленных отклонений с целью оптимизации использования финансовых ресурсов предприятия.
10. Участвует в анализе выполнения требований контрактов (договоров) и доводит поправки к контрактам до заинтересованных служб.
 11. Выполняет требования системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ РВ 15.002-2003, СТП 01.31 СМК.
12. Контролировать и анализировать, выполнение контрактов (договоров) систематически и обеспечивать:
• Координацию работ по выполнению требований контракта;
• Соответствия формулировок контрактов, заключенных, с исполнителями, требований заказчика (потребителя);
• Периодический анализ выполнения требований контракта;
• Проведение своевременных корректировок с оформлением ТЗ и контрактов при отклонениях от требований контракта и контроль их выполнения;
• Уверенность в возможности выполнять требования контракта.
• Проверить, как сделана поправка к контракту и правильно ли она доведена до заинтересованных служб.
Взаимоотношения (служебные связи):
Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, финансовый отдел взаимодействует: с отделом бухгалтерского учета и отчетности, с планово-экономический отделом, с отделом маркетинга и сбыта. Регламент взаимодействия финансового отдела с другими структурными подразделениями показан в таблице1.
Таблица 1
Регламент взаимодействия финансового отдела с другими структурными подразделениями
Отдел
 Взаимодействие по вопросам
Предоставления фин.отдела
Получения от отделов
Отдел бухгалтерского учета и отчетности
•Предоставляет данные о состоянии расчетного счета и кассы.
•Предоставляет данные о производственной, финансовой деятельности.
•Предоставляет данные счетов-фактур на отгруженную продукцию.
• Данные о дебиторской и кредиторской задолженности.
• Финансово-экономические показатели деятельности предприятия.
Планово-экономи-ческий отдел
• Предоставляет финансовые и кредитные планы;
• Предоставляет отчет о выполнение финансовых планов;
• Результаты финансового анализа;
• Методические и инструктивные материалы по вопросам финансовой деятельности предприятия.
• Месячные, квартальные и годовые планы производственной деятельности предприятия и выполнения производственных показателей предприятия;
• Плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат.
Прочие отделы
• Счета к оплате;
• Информацию для формирования бюджета;
• Тварно — транспортные накладные на отгруженную продукцию;
• Расходные документы на выдачу денежных средств.
• Данные о состояние счета.
 • Платежные документы.
• Финансово-экономические показатели деятельности предприятия.
• Выплата денежных средств.
• Выдача талонов.
Отдел маркетинга и сбыта
• Поступление денежных средств по реализации продукции;
• Планы и графики отгрузки
продукции;
• Отчет о выполнении планов по отгрузке покупателям готовой продукции;
• Данные необходимые для формирования бюджета на год, полугодие, квартал, месяц,
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели ФГУП «КЭМЗ» за 2005-2007гг.
Показатели
2005 год
2006год
2007год
1. Выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акциза и аналогичных обязательных платежей)
304822
319738
400236
2. Полная себестоимость
249806
249806
322609
3. Прибыль (убыток) от продаж
28108
25905
34819
4. Оборачиваемость оборотных средств, обороты
2,61
2,1
2,59
5. Чистая прибыль
243
2413
3510
6. Среднесписочное количество работающих
1454
1483
1438
7.Стоимость основных средств, руб.
158797
162306
171784
2.2. Прединвестиционные исследования предприятия: анализ финансового состояния ФГУП «КЭМЗ»
Финансовый анализ – вид экономического анализа, рассматривающий вопросы оценки платежеспособности и финансового состояния организации. Основной целью финансового анализа является разработка мероприятий по улучшению финансового положения предприятия. Финансовый анализ также проводится с целью обоснования внедрения бизнес-плана инвестиционного проекта.
Основным источником информации для финансового анализа является бухгалтерский баланс (форма № 1), на основе которого дается оценка имущества предприятия (анализ актива баланса) и анализ источников образования имущества (анализ пассива баланса).
При анализе имущества предприятия более детально рассматривают и дают оценку состава, размера и структуры мобильных средств.
Состав мобильных средств (текущих активов) – это основные элементы, входящие в текущие активы.
Размер – стоимостная оценка каждого вида оборотных активов.
Структура – удельный вес отдельных частей оборотных активов в их общей величине.
Проведем анализ баланса ФГУП «КЭМЗ» и его ликвидности за 2006 год.
Рассмотрим состав, размер и структуру активов предприятия (таблица 3).

Таблица 3
Состав, размер и структура имущества ФГУП «КЭМЗ», тыс. руб.
Состав имущества
2006 г.
2007 г.
Изменение показателей
за период
Абсо-лютная величина тыс. руб.
Струк-
тура. %
Абсо-лютная величина тыс. руб.
Струк-
тура. %
По абсо-лютной величин тыс. руб.
В %
По структуре
Стоимость имущества, всего
512826
100
522340
100
9514
1,9

В т.ч.
внеоборотные активы
286842
55,9
283234
54,2
-3608
-1,3
-1,7
Текущие активы
225984
44,1
239106
45,8
13122
5,8
1,7
Из них:
Денежные средства
13698
2,7/6,1
6480
1,2/2,7
-7218
-52,7
-1,5/-3,4
Дебиторская задолженность
104382
20,4/46,2
75936
14,5/31,8
-28446
-27,2
-5,9/-14,4
Материальные оборотные средства
107482
21,0/47,6
154556
29,6/64,6
47074
43,8
8,6/17
Расходы будущих периодов
286
0,06/0,1
2134
0,4/0,9
1848
646,2
0,34/0,8
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--



    продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 15
Расчет себестоимости производства единицы продукции. № п/п
Статьи затрат
Сумма руб.
Обоснование
1
Сырье и основные материалы
90
таблица 16
2
Комплектующие и полуфабрикаты
100
таблица 16
3
Топливо и энергия на технологические нужды
25
по факту счетчика
4
Зарплата произв. рабочих
30
таблица 17
5
Отчисления на производственные нужды
11.7
39 % от пункта 4
6
Амортизация и аренда оборудования
5
таблица 18
Итого прямых затрат
261.7
сумма (1 – 6)
7
Цеховые расходы
15
50 % от пункта 4
8
Общезаводские расходы
30
100 % от пункта
9
Потери от брака
11.8
4.5 % от пр. затрат
10
Прочие производственные расходы
26.2
10 % от пр. затрат
11
Внепроизводственные расходы
13.1
5 % от пр. затрат
Итого косвенных расходов
96.1
(сумма 7 – 11)
12
Плановая себестоимость
357.8
(сумма 1 – 11)
13
Отчисления во внебюджетные фонды
15.5
3.4 % от общ. стоим работ [13]
14
Полная себестоимость
373.3
 (сумма 12 – 13)
Общая стоимость работ = 357.8 + 71.6 + 25.1 = 454.5 рублей
Себестоимость переработки = Плановая себестоимость — Затраты на материалы — Затраты на работы сторонних организаций.
Себестоимость переработки = 357.8 ( 12 из таблицы 8 ) — 90 ( 1 из таблицы 8 ) — 100 ( 2 из таблицы 8 ) — 25 ( 3 из таблицы 8 ) = 142.8 руб.
Таблица 16
Обоснование расходов на сырье материалы и полуфабрикаты на единицу продукта.
№п/п
Наименование продукта
Кол – во
продукта
Цена за единицу (руб.)
Сумма (руб.)
1
Сталь марки ГОСТ 1245-76
3 кг
20
60
2
Титановый сплав 1873-67
0.9
100
90
3
Пластик марки1593-33
1 кг
40
40
Итого всех затрат + 5 % на транспортные расходы (сумма 1 — 3 ) + 5 %
190
Таблица 17
Обоснование расходов на заработную плату за месяц
№ п/п
Должность
Оклад (руб.)
Отраб. время
час в мес.
Сумма тыс. руб.[14]
1
Рабочий 5 разр.
1500
144
9
2
Рабочий — штамповщик 5 разр.
1200
144
6
3
Рабочий — сборщик 2 разр.
600
144
3
Итого
18

Таблица 18
Обоснование амортизационных расходов
№ пп
Наименование оборудования
Цена тыс. руб.
Срокслужбы лет
Амортизация за год
Амортизация за час руб.[15]
Отработанное время час за месяц
Сумма (руб.)
Кол – во станков
Общаясумма (руб.)
1
Установка по изготовлению сплава
25
5
5
2,9
144
417.6
3
1252.8
2
Станок штамповочный
50
5
10
5,8
144
835.2
2
1670.4
Итого
2923.2
Прогноз объемов производства и реализации продукции. Динамика вступления фирмы на рынок представлена на следующих рисунках: Положение на рынке через год, в 2010 г. – рис.2

Рис.2. Положение на рынке в 2010г.

Рис. 3. Планируемое положение ФГУП «КЭМЗ» в 2011г.
Таблица 19
Прогноз реализации товара
Показатели
1-й год
2-й год
3-й год
1 Предполагаемый объем производства ( шт. )
7 200
24 000
31 200
2 Предполагаемая доля на рынке %
3
10
13
3 Предполагаемая продажа (тыс. руб.) по цене 450 руб.
3 240
10 800
14 040
Таблица 20
Годы
Квартал
или месяц
Объем пр-ва
натур единицы
Цена за единицу, руб.
Выручка=Цена *Объем тыс… руб.
2010
1
400
475
190
2
400
475
190
3
400
475
190
4
400
475
190
5
600
469.5
281.7
6
600
469.5
281.7
7
600
469.5
281.7
8
600
469.5
281.7
9
800
465.8
372.6
10
800
465.8
372.6
11
800
465.8
372.6
12
800
465.8
372.6
Итого
7 200
3 377.2
2011 г
I
3 000
465.8
1 397.4
II
7 000
465.8
3 260.6
III
7 000
465.8
3 260.6
IV
7 000
465.8
3 260.6
Итого
24 000
11 179.2
2012 г.
12
31 200
465.8
14 532.9
Таблица 21
Вспомогательная таблица расчетов новой себестоимости
Период разработки
Объем
пр-ва штук
Полная себест ед продукции (руб.)
Объем *Себест. тыс. руб.
Цена за единицу (руб.)
Выручка Объема * Цену
(тыс. руб.)
Прибыль (Цена — Себест )
 Объем
(тыс.руб.)
2009
4 * 400 =1600
373.3
597.280
475
760
162.72
4 * 600 = 2400
369.6
887.040
469.5
1 126 .6
239.76
4 * 800 = 3200
366.8
1 173.760
465.8
1 490.6
316.8
Итого
7200
369.9
3 377.2
719.28
Расчет новой себестоимости проводился по формуле:
С нов = С стар [ j Aст/Анов + ( 1- j ) ],
где А — объем производства, j — доля условно — постоянных затрат ( 3 % ).
Цена за единицу = Полная себестоимость + Прибыль ( 20 % от полной себестоимости ) + Налог на прибыль (35 % от прибыли )=
373.3+75+26.25=475 руб.
Таблица 22 Расчет прибылей /убытков на 2009год. № п/п
Показатели
Прибыль
(тыс. руб.)
Убытки
(тыс.руб.)
Обоснование
1
Выручка
3377.2
табл. 10
2
Балансовая прибыль в том числе
719.28
табл. 10
2.1
Прибыль от реализации
719.28
табл. 10
2.2
Прибыль от продажи имущества

2.3
Прибыль от реализации товаров нар потребления

2.4
Прибыль от внереализ. операций

3
Чистая прибыль
467.53
Прибыль — Налог на прибыль
4
Налогооблагаемая прибыль
719.28
Равна балансовой прибыли
Итого прибыли
3377.2
5
Себестоимость годовой продукции в том числе
2663.2
табл. 10
5.1
Себестоимость переработки
1028.2
табл. 8
5.2
Материальные затраты
1548
табл. 8
6
Выплачено дивидендов

7
Налог на прибыль
251.8
35 % от 4
Итого убытков
2915
Сальдо
462.2
Прибыль — Убытки
Таблица 23
Баланс доходов / расходов по чистой прибыли. № п п
Показатели
Доход тыс. руб.
 Расход тыс. руб.
1
Чистая прибыль
467.53
2
Санкции / штрафы

3
Отчисления в резерв
200
4
Фонд развития пр-ва
100
5
Фонд соц. культуры и жил стр-ва

6
Долевой фонд

7
Нераспред. прибыль
167.53
Итого
467.53
467.53

График достижения безубыточности
При цене 475 руб. безубыточность достигается при пр-ве 5700 штук селекторов ОВЧ
Расчет коэффициентов финансовой оценки. Рентабельность продукции = Прибыль реализации / Полная себестоимость = 719.28 / 2663.3 = 0.27
Рентабельность изделия = Прибыль реализации / Себестоимость переработки = 719.28 / 1028 = 0.7
Рентабельность продаж = Балансовая прибыль / Выручка = 719.28 / 3377.2 =0.21
Норма прибыли = Чистая прибыль / Инвестиции = 467.53 / 2663 = 0.18
Расчет срока окупаемости. Расчет коэффициентов дисконтирования по годам по формуле.
Предположим банковский процент = 10 % тогда:
К1 года = 1 / (1 + 0.1 ) = 0.91,
К2 года = 1 / ( 1 + 0.1 ) * ( 1 + 0.1 ) = 0.826,
К3года = 1 / ( 1+ 0.1 ) * ( 1+ 0.1 ) * ( 1 + 0.1 ) = 0.751.
Дисконтные доходы 1 год = Чистая прибыль * К1года = 467.53 * 0.91 = 425.5 тыс. руб.
Дисконтные доходы 2 год=Чистая прибыль*К2года=1496*0.826=1236 тыс. руб.
Дисконтные доходы 3 год=Чистая прибыль*К3года=1944*0.751=1460 тыс. руб.
Необходимо инвестиций 2 663.2 тыс. руб.
Доходы за 2 года =1236 + 425.5 =1661.2 тыс. руб.
Остаток инвестиций
2663.2 — 1661.2 = 1002 тыс. руб. 1002 / 1460 = 0.68 3-го года
Следовательно, срок окупаемости проекта 2 года 7 месяцев.

ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1. Исследование компьютерных имитирующих систем, используемых для оценки бизнес-планов
В последнее время в России получили распространение несколько компьютерных имитирующих систем, используемых для оценки инвестиционных проектов.
Это — пакеты COMFAR (Computer Model for Feasibility Analysis and Reporting) и PROPSPIN (PROject Profile Screening and Pre-appraisal INformation system), созданные в UNIDO — Организации Объединенных Наций по промышленному развитию, а также отечественные пакеты «PROJECT EXPERT» (автор Александр Идрисов) и «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург) и другие.
В основе всех указанных программных продуктов лежат методические подходы UNIDO по составлению бизнес-планов промышленных технико-экономических объектов.
Различные пакеты следует сравнивать по их качеству (функциональным возможностям, удобству работы, защищенности и др.). Важно также учитывать наличие международной сертификации пакетов (особенно при работе с зарубежными инвесторами).
Для сравнения качества пакетов используются следующие критерии:
функциональные возможности пакета (использование современной методики расчета, основанной на имитации потока реальных денег; минимизация ограничений на горизонт и шаг расчета; минимизация ограничений на количество продуктов; богатство набора финансовых и экономических показателей, используемых для оценки проекта; допускаемое пакетом разнообразие сценариев реализации проекта; возможность и способы учета инфляции, расчетов в неизменных или текущих ценах; возможность и способы учета неопределенности и рисков; возможность сохранения в памяти ЭВМ приемлемых вариантов расчета для последующего сравнения и окончательного отбора и т.д.);
удобство пользовательского интерфейса (упрощение и минимизация трудоемкости ввода информации; возможная защита от ошибок при вводе; наглядность результатов, достаточный объем графической информации и т.д.);
степень «закрытости» пакета.
Термин «закрытость» означает невозможность изменения пользователем формул и алгоритмов, по которым происходят вычисления в программном пакете.
«Закрытость» пакета может быть как достоинством, так и недостатком в зависимости от целей, которые стоят перед инвестором и реципиентом. Достаточно квалифицированные пользователи могут имитировать весьма сложные и разнообразные сценарии реализации проекта, используя гибкие возможности открытой системы. В то же время такие возможности пакета таят в себе угрозу ошибок. Поэтому проекты, представляемые на инвестиционный конкурс, рекомендуется рассчитывать с использованием апробированных программных пакетов, алгоритм которых не может быть изменен пользователем («закрытая» система).
Сравнение конкретных пакетов COMFAR, PROPSPIN, «Альт-Инвест», «PROJECT EXPERT»
Пакет COMFAR, версия 2.1.
Пакет COMFAR относится к разряду «закрытых» пакетов. В работу пакета нельзя вмешаться, что в известной мере гарантирует надежность получаемых результатов. Она, однако, частично снижается за счет отсутствия автоматизированного контроля соответствия между входом и выходом системы.
Системы COMFAR и PROPSPIN — единственные пакеты (из рассматриваемых), прошедшие международную сертификацию.
Оценка коммерческой эффективности производится на основании имитации потока реальных денег.
Расчет может вестись в двух валютах — местной и иностранной.
Допускается учет только постоянной (по времени) инфляции, но различной по большому числу затрат и доходов.
Существенным достоинством системы COMFAR является большой объем выдаваемой этой системой графической информации, позволяющей наглядно представить результаты расчета и, что особенно важно, получить без дополнительной затраты времени результаты расчетов при варьировании ряда исходных данных (объема реализации, производственных издержек, инвестиционных затрат и процента за кредит).
Помимо блока оценки коммерческой эффективности, система имеет блок оценки экономической эффективности.
Двумя последними достоинствами не обладает ни один из перечисленных ниже пакетов.
Пакет строится из трех блоков (ввод данных, расчет, вывод данных), что позволяет получать доступ сразу к выходным данным посчитанных ранее пакетов.
К недостаткам системы относится:
отсутствие реакции создателей пакета на изменяющиеся условия функционирования программы;
несоответствие налогового блока российским условиям налогообложения. Без специальных приемов COMFAR позволяет учитывать лишь те налоги, которые (одновременно) и берутся из прибыли и вычисляются, исходя из прибыли (т.е. объем прибыли является базой для исчисления налога). Во всех остальных случаях (для вычисления НДС, налога на имущество и на землю, транспортного налога, ряда местных налогов и т.д.) необходимо использовать специальные приемы, что затрудняет работу и уменьшает надежность расчета;
    продолжение
--PAGE_BREAK--принятый в системе годичный шаг расчета (в период строительства возможно полгода). Если же необходим меньший шаг расчета (а это случается часто), необходимо также применять специальные меры;
жесткая заданность перечня исходных данных при ограниченности их количества. Если проект предусматривает большое число видов оборудования (например, два или более видов основного оборудования), то данные о нем приходится агрегировать. Это приводит к неточностям в учете амортизации (так как по агрегированному оборудованию ее приходится вычислять вне системы).
Существуют трудности и по вводу некапитализируемых затрат;
трудность учета инфляции. Даже для постоянного уровня инфляции в COMFAR' е не предусмотрено текущее изменение коэффициентов пересчета иностранной и местной валют. Иными словами, независимо от уровня инфляции сохраняется постоянный курс доллара. Если же необходимо учитывать переменную по времени инфляцию, текущие цены и затраты приходится задавать извне;
несравнимость интегральных показателей, вычисленных при различных уровнях инфляции (не производится приведения к расчетным ценам);
практическое отсутствие современного многооконного интерфейса.
При вводе — невозможность просмотреть всю таблицу; при выводе отсутствие повторения заглавий (и даже номеров) строк, большое количество пустых блоков, состоящих из одних нулей.
Пакет PROPSPIN
PROPSPIN (PROject Profile Screening and Pre-appraisal INformation system) информационная система ведения и предварительной оценки проектов.
PROPSPIN предназначен для:
формулирования инвестиционного проекта;
исследования последствий изменений выбранных параметров;
подготовки двух или более сценариев, основанных на различных предположениях относительно перспектив проекта.
Отличительной чертой PROPSPIN является его интегрированность.
Это означает, что пользователь одновременно видит на экране и входные данные (возмущающие воздействия), и их финансовые последствия. Отчет PROPSPIN представляет собой законченный вариант финансового профиля проекта с учетом заданных ограничений.
Однако пакет не является средством проведения полного финансового анализа, а служит для быстрого просмотра различных вариантов для выявления тех, которые будут пригодны для дальнейшего рассмотрения.
Большим недостатком пакета является отсутствие учета фактора инфляции, а также отсутствие влияния рыночных факторов на цену и объем выпускаемой продукции, ресурсы и т.д.
Пакет имеет ряд ограничений:
не более 6 видов рассматриваемых продуктов;
не более 6 видов используемых ресурсов;
задание различных значений инвестиций на срок не более 5 лет.
Пакет «Альт-Инвест»
Этот пакет создан с использованием электронных таблиц MC WORKS или EXCEL и может работать в среде других распространенных табличных процессоров (SuperCalc 4, Lotus 1-2-3, QuattroPro).
Пакет предоставляет пользователю большие возможности по адаптации системы к изменению условий реализации проекта (например, к изменению условий налогообложения), а также к введению дополнительных показателей, однако он плохо защищен от ошибочных действий.
В силу прозрачности используемых алгоритмов и формул этот пакет лучше других приспособлен для целей обучения.
В настоящее время пакет распространяется в версиях 1.34 ( одновалютная версия) и 1.36 (двухвалютная версия).
Каждая из версий имеет, в свою очередь, двуязычную (русский и английский) подверсию «е» (1.34е и 1.36е). В отличие от пакета COMFAR пакет «Альт-Инвест» имеет налоговый блок, полностью соответствующий российским условиям, и возможность настраивать блоки входных данных на условия, соответствующие реальной ситуации ( налоги, инфляция и т.д.).
Универсальные таблицы по расчету выплаты по кредитам могут быть использованы для оптимизации графиков погашения с учетом текущего финансового состояния проекта.
Пакет позволяет менять (применительно к данному проекту) шаг расчета (рекомендуется 90 дней, но может быть и иной) и горизонт расчета (заранее установлено 12 шагов расчета, но возможны изменения в любую сторону, хотя увеличение числа шагов может встретить затруднения в связи с ограничением объема используемой оперативной памяти и уменьшением надежности работы таблиц).
Реализована выдача выходных форм, позволяющая в рамках системы (без выхода из нее) создавать текстовый (поясняющий) материал с включением в него табличной и графической информации.
В системе легко осуществляется пересчет результатов к другим входным данным, что облегчает проведение анализа чувствительности оценок к изменению входных данных. Существует возможность проверить чувствительность проекта к влиянию таких факторов, как:
показатели инфляции;
объемы экспорта и условия реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках (в кредит, с авансовыми платежами);
задержки платежей;
длительность технологического цикла производства каждого изделия;
уровень страховых запасов готовой продукции на складе в зависимости от рыночного спроса;
уровень страховых запасов материалов и комплектующих изделий в зависимости от риска нестабильности поставок;
стратегия (объем и периодичность) формирования текущих запасов материалов и комплектующих;
условия формирования капитала.
Пакет предусматривает возможность учета реинвестирования свободных денежных средств.
Интерфейс пакета зависит от реализации системы электронных таблиц, на которой он написан. Таким образом, свободное владение пакетом требует от пользователя изучения принципов работы с электронными таблицами". Открытость" системы также влияет на возможность ошибок. Таким образом, случайные непрофессиональные корректировки пользователя могут привести к серьезным нарушениям в работе системы. В то же время корректировки часто бывают необходимыми, например, если приходится увеличить проектное количество производимых продуктов, видов инвестиционных затрат, займов и т.д.
Пакет «PROJECT EXPERT»
Как и COMFAR, система представляет собой «закрытый» пакет.
Поэтому необходимо регулярно адаптировать его к изменяющимся условиям реализации.
Очевидная плата за это — периодическое отставание пакета от быстро изменяющихся условий реализации проектов.
По сравнению с предыдущими пакетами «PROJECT EXPERT» сделан более " системно": до начала собственно расчета с его помощью может производиться качественный анализ проекта.
Этот подход предполагает наличие формализованных процедур как собственно качественного анализа, так и анализа рисков.
При качественном анализе эксперту предлагается оценить возможности проекта по следующим 40 позициям.
1. Реальность концепции.
2. Качественные показатели.
3. Надежность и долговечность.
4. Привлекательность.
5. Общественная значимость.
6. Совместимость, соответствие стандартам.
7. Зависимость продукта.
8. Подготовка пользователя.
9. Развитие продукта.
10. Рыночный потенциал.
11. Готовность рынка к принятию продукта.
12. Основные потребители.
13. Цена.
14. Конкуренция.
15. Потенциальная конкуренция.
16. Текущий спрос.
17. Распределение.
18. Стабильность спроса.
19. Тенденция спроса.
20. Реклама и продвижение продукта.
21. Сбыт.
22. Проникновение на рынок.
23. Время жизни на рынке.
24. Степень готовности продукта.
25. Исследования и разработки.
26. Серийное производство.
27. Подготовка производства.
28. Оборудование.
29. Сырье и материалы.
30. Производственная кооперация.
31. Контроль качества.
32. Сервисное обслуживание.
33. Производственный персонал.
34. Патентная защита.
35. Соответствие законодательству.
36. Экология.
37. Безопасность.
38. Инвестиции.
39. Прибыльность.
40. Окупаемость.
Ответы оцениваются по пятибалльной шкале, после чего оценки просто суммируются. Как правило, если экспертов несколько, то вычисляется средняя оценка. При этом возможна настройка пакета на другую систему баллов и на присвоение коэффициентов важности всем или некоторым вопросам.
Анализ рисков выполняется в пакете «PROJECT EXPERT» по 71 позиции, охватывающей 11 стадий проекта.
1. Исследования и разработка.
2. Приобретение и аренда земли.
3. Строительство, аренда или приобретение зданий и сооружений.
4. Приобретение и монтаж технологического и офисного оборудования.
5. Разработка и изготовление технологической оснастки и инструмента.
6. Производство.
7. Рынок.
8. Продукт.
9. Система распределения.
10. Реклама.
11. Сервис.
По каждой из этих стадий исследуются следующие основные позиции оценки рисков.
1. Реальность идеи.
2. Наличие необходимых специалистов.
3. Качество управления.
4. Финансирование.
5. Безопасность.
6. Экологичность.
7. Взаимодействие с местными властями и населением.
8. Чувствительность к законодательству.
9. Готовность среды.
10. Приспосабливаемость к среде.
К каждой оценке предполагаются комментарии, позволяющие сопоставлять мнения различных экспертов.
При анализе рисков не предусмотрено использование балльных или вероятностных оценок. Эксперт выбирает лишь уровень риска высокий, средний, низкий по каждой позиции и формулирует соответствующие комментарии по выбранному уровню.
Не предусмотрены также «поправки на риск» (увеличение требуемой нормы дисконта, ВНД и др.).
Как модуль «качественного анализа», так и модуль анализа рисков являются открытыми для пользователя. Пользователь может сформировать свой опросный лист (в соответствии со стоящими перед ним задачами) для качественного анализа проекта. Он может также самостоятельно сформировать факторы риска и комментарии к ним в соответствии со специфическими особенностями проекта.
В пакете предусмотрена также помощь в составлении хронологического графика реализации проекта, учитывающего возможность совмещения во времени различных операций.
Сам расчет производится с шагом, равным одному месяцу.
Обеспечивается произвольный ввод данных в конкретный месяц каждого года, а в некоторых модулях — в конкретный день.
Экранные формы для просмотра результатов расчета построены:
в течение первого года по месяцам, в течение второго года — по кварталам, далее — по годам.
Количество продуктов не ограничено.
Горизонт расчета составляет 15 лет инвестиций и 15 лет производства. Расчет производится в соответствии с методикой ЮНИДО, но при значительно больших возможностях задания условий реализации.
По инфляции задается: отношение рубль/доллар; инфляция на сырье; инфляция на комплектующие; инфляция на сбыт; инфляция на заработную плату; инфляция на основные фонды (в рублях для внутренних и в долларах для приобретаемых из-за рубежа); инфляция постоянных издержек, оплачиваемых в России (в рублях) и за рубежом (в долларах), изменение банковского процента.
Все виды инфляции могут быть заданы как произвольные функции времени.
В блоке данных о сбыте продукции представлены объемы продаж, запас продукции на складе, ее цена и доля экспортных продаж, а также тенденции изменения цены на продукцию и возможности продаж в кредит и с авансовыми платежами.
Условия реализации проекта (в частности, налоговое окружение) соответствуют российским условиям.
Ввод информации в систему и вывод из нее технологически организованы, однако графическое представление информации в этом пакете является более слабым, чем в пакетах COMFAR и «Альт-Инвест».
Общие недостатки программных продуктов оценки инвестиционных проектов сводятся к следующим.
Все эти системы имеют ограниченную возможность учета влияния конкретных рисков В системах COMFAR и PROPSPIN этот вопрос не ставится. О методах учета риска в системе PROJECT EXPERT сказано выше.
Во-вторых, все указанные продукты являются расчетными моделями, не представляя ни одного алгоритма оптимизации. Между тем, в различных случаях возможно решение задачи, например, линейного программирования; при этом один из финансовых показателей является целевой функцией, а на остальные заданы ограничения.
В-третьих, рассмотренные продукты не имеют ни визуальных (графических), ни аналитических средств сравнения различных проектов.
В-четвертых, пакеты не «различают» пользователей, выдавая один и тот же набор выходных показателей для инвестора, реципиента или другого участника проекта.
Наконец, все рассматриваемые системы являются «статическими» в том смысле, что рассматривают заранее, экзогенно заданные издержки, инвестиционные затраты, программу реализации и т.д. в отличие от " динамических" систем, допускающих автоматическую корректировку показателей на t-ом шаге в зависимости от значений показателей (тех же или других) на предыдущих шагах.
3.2. Методы оценки экономической эффективности бизнес-плана инвестиционного проекта
Прежде чем оценить эффективность бизнес-плана инвестиционного проекта, необходимо провести его экономическую экспертизу.
Суть оценки заключается в том, чтобы предварительно и весьма подробно ответить на следующие вопросы:
·                   что и в каком объёме будет производить предприятие после начала его эксплуатации (эта информация, как правило, уже известна в первом приближении как результат имеющегося проектного решения);
·                   какие ресурсы (материальные, технические, топливно-энергетические, рабочей силы, финансовые) ему для этого нужны;
·                   что необходимо предпринять, чтобы выполнить намеченную программу;
·                   как обезопасить себя от возможных неудач разорения.
Ответы на эти вопросы предполагают предварительное планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия. При этом определяются его основные технико-экономические показатели, среди которых необходимо выделить один из важнейших в условиях рынка — прибыль. В этом показателе аккумулируются практически все результаты деятельности предприятия. Он как бы венчает трудную и многоплановую работу своей итоговой оценкой.[16]
Как известно себестоимость продукции складывается под влиянием двух групп затрат — переменных (пропорциональных) и условно-постоянных. И если первые нарастают с увеличением объёма производства, то вторые в некотором его диапазоне практически остаются неизменными. Поэтому сумма этих затрат с ростом производственной программы будет увеличиваться. Функция же себестоимости всей производственной программы будет выглядеть в виде прямой линии, изображённой на графике ( рис.5).
Произведённая продукция после её реализации потребителю по определённым ценам обеспечит предприятию некоторую выручку, которая будет нарастать с увеличением объёма произведённой продукции. Это прямая восходящая линия на графике ( рис.4).
Разница между выручкой от реализации продукции и её себестоимостью, как известно, и составляет искомую прибыль предприятия. На графике видно, что эта разница вначале будет отрицательной — и это приводит к убыточности производства, а затем, достигнув нулевого значения, станет положительной, перейдя в рентабельное, прибыльное производство.
Точка пересечения двух линий есть граница абсолютной безубыточности производства. И данной точке соответствует определённая производственная программа: произвёл продукции меньше этой программы — получил убыток, произвёл больше — получил прибыль.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.