Министерствообразования Республики Беларусь
Министерствообразования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
Кафедра«Коммерческая деятельность»
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: «Прикладной маркетинг»
натему: Оценка уровня конкурентоспособности предприятий (на примере магазинов«Квартал» и «Перекрёсток»)
Могилев2008
Содержание
Введение
1 Методологические основы и понятияконкурентоспособности
предприятия
/>1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Этапы определенияконкурентоспособности предприятия
1.3 Система показателейконкурентоспособности предприятия
2 Оценка уровня конкурентоспособностимагазинов «Квартал» и «Перекрёсток»
2.1 Краткаяхарактеристика магазина «Квартал»
2.2 Краткая характеристика магазина«Перекрёсток»
2.3 Анализ конкурентоспособностимагазинов «Квартал» и «Перекрёсток»
3 Основные направления повышенияконкурентоспособности магазинов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Введение
Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект с правамиюридического лица, которое на основе использования своего имущества и средствпроизводит и (или) реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.
Каждомупредприятию особенно важно создать конкурентоспособный товар, правильно оценитьсоздавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средстваконкуренции.
Конкуренция— прогресс управления субъектом своими конкурентными преимуществами дляодержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами заудовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательствалибо в естественных условиях. Как было доказано многими экономистами, конкуренцияявляется движущей силой развития общества, главным инструментом экономииресурсов.
Конкурентоспособность– концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любогопроизводителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
Конкурентоспособностьпродукции и конкурентоспособность предприятия соотносятся между собой как частьи целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынкенепосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупностиэкономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие нарезультаты конкурентной борьбы.
Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путейдостижения конкурентных преимуществ предприятия и разработка на этой основемероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это делаетактуальной тему данной курсовой работы.
Цель курсовой работы состоит в анализе конкурентоспособности магазинов«Квартал» и «Перекрёсток» на основе теоретических разработок.
Объектом исследования являются магазины «Квартал» и «Перекрёсток».
Задачи работы:
1. рассмотреть методологические и понятия конкурентоспособности предприятия;
2. провести анализ конкурентоспособности магазинов «Квартал» и «Перекрёсток;
3. на основе проведенного исследования предложить мероприятия пообеспечению конкурентоспособности магазинов «Квартал» и «Перекрёсток».
1Методологические основы и понятия конкурентоспособности предприятия
1.1Сущность конкурентоспособности предприятия
Проблема конкурентоспособности предприятий становитсяособенно актуальной в условиях их перехода к рыночной экономике. Любоепредприятие, не уделяющее внимание своей конкурентоспособности, будет просторазорено. В этой связи возрастает потребность в разработке теоретических основи практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятий.
Предприятие должно иметь возможность противостоятьконкуренции со стороны других организаций, т.е. быть конкурентоспособным.
Конкурентоспособность основывается на наличиисравнительных преимуществ одного предприятия по отношению к другому.
В плановой экономике спрос, предложение и уровень конкурентоспособностипродукции, а тем более предприятия, не оценивались и сводились к тому,чтобы обеспечить производство запланированного объема продукции в утвержденнойноменклатуре и с заданными в проектном задании технико-экономическимихарактеристиками. [1 – c. 247]
В рыночной экономике в связи с развитием конкуренции иработой в условиях ограниченности ресурсов актуальной проблемой являетсяизучение конкурентоспособности предприятия, ее уровня и интенсивностиизменения, а также выявление факторов, оказывающих на нее наибольшее влияние.
Любая фирма-производитель должна не толькоконтролировать свое положение па конкурентном рынке, но также отслеживать ианализировать успехи предприятий-аналогов. Если предприятие реализует свойтовар на международных рынках, то оно принимает участие в конкурентной борьбепа этих рынках. При этом одно и то же предприятие в рамках региона илиреспублики может быть конкурентоспособным, а на мировом рынке — нет.
Количественная оценка уровня конкурентоспособностииспользуется для принятия управленческих решений: на микроуровне — руководителями предприятий; на отраслевом уровне — руководителями министерств иведомств; на региональном уровне — руководителями государственных региональныхорганов управления.
Для систематизации многими экономистами была предпринятапопытка классифицирован, конкурентоспособность по разным направлениям: по субъектамхозяйствования, но видам производимой продукции, по видам производственнойдеятельности.
На основе изучения научных трудов и практического опытаоценки конкурентоспособности предприятия предлагается следующая секлассификация:
1) по форме собственности субъектовхозяйствования: конкурентоспо- собность государственных, частных и смешанныхпредприятий;
2) но формам хозяйствованияпредприятий: конкурентоспособность за крытого и открытого акционерногообщества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительнойответственностью, унитарного предприятия, полного и дополнительноготоварищества, кооператива;
3) по размерам предприятий:конкурентоспособность крупных, средних и малых предприятий. Малые предприятияболее конкурентоспособны, т.к. они имеют небольшую численность персонала,прибыль, продажи и, следова- тельно, стимулы по сравнению с крупнымипредприятиями в виде налоговых льгот или других мотивационных механизмов,способствующих развитию и укреплению субъектов хозяйствования;
4) по участию иностранного капитала:конкурентоспособность совместных, зарубежных и иностранных предприятий. Конкурентоспособностьсовместных предприятий выше, так как в их уставном капитале присутствует долявнутренних и иностранных инвесторов, что позволяет производить продукцию,конкурентоспособную как на внутреннем, так и внешнем рынке. За рубежныепредприятия имеют низкую конкурентоспособность, так как национальный капиталвывезен из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия,зарегистрированного в другой стране. Данные действия не приветствуютсягосударством, что снижает уровень конкурентоспособности предприятия. Уставныйкапитал иностранного предприятия на сто процентов принадлежит иностранныминвесторам;
5) по отраслевому признаку: конкурентоспособностьпредприятий, относящихся к сфере материального производства (промышленность,связь, транспорт) и нематериального производства (здравоохранение, образование,наука). В свою очередь, в рамках каждой отрасли определяется конкурентоспособностьпредприятий подотрасли. Конкурентоспособность предприятий промышленностиотличается по признакам характера сырья или назначения готового продукта. Так,выделяют конкурентоспособность предприятий энергетики, металлургии,машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности, производствастроительных материалов. При определении конкурентоспособности предприятиямашиностроения можно выделить конкурентоспособность предприятий станкостроения,автомобилестроения, тракторостроения, приборостроения и т.д.;
6) по видам объединений: конкурентоспособностьпредприятий делится в зависимости от вида компании, в которую предприятиевходит;
7) по видам дробления: конкурентоспособность делится подочерним предприятиям, филиалам и другим структурам с расчетным счетом и обособленнымбалансом или без них, с правом или без права юридического лица;
8) по цели деятельности: конкурентоспособностьделится на конкурентоспособность коммерческих, некоммерческих, смешанныхпредприятий. Уровень конкурентоспособности коммерческих предприятий выше, таккак они ориентированны на увеличение прибыли и капитала.
Конкурентоспособность субъектов хозяйствованияхарактеризует их способность к развитию под воздействием внутренних и внешнихфакторов. Она может рассматриваться в качестве основного оценочного показателярезультативности управления хозяйственной системой.
Понятие конкурентоспособности следует рассматривать вдинамике, с точки зрения возможностей производства и характеристик продукции,учитывая при этом адаптацию к изменениям внешней среды. Конкурентоспособностьпредприятия является важным показателем, от которого зависит эффективность егодеятельности. Понятие конкурентоспособности отечественными и зарубежнымиспециалистами толкуется по-разному. Это подтверждает, с одной стороны, важностьи сложность проблемы, а с другой — свидетельствует о незавершенности еетеоретической и практической проработки и важности дальнейшего исследования.
На уровень конкурентоспособности влияют внутренние ивнешние факторы предприятия. Прогноз поведения конкурентов учитывает их размер,темпы роста и прибыльность, технический уровень и организацию производственно-сбытовойдеятельности субъекта хозяйствования.
На конкурентоспособность предприятия влияет также потенциал,позволяющий удержать или расширить занимаемую долю на рынке в условияхконкурентной борьбы. Поддержание высокого уровня конкурентоспособности позволитпредприятию не потерять достигнутый уровень конкурентоспособности и за счетэтого добиться дополнительных преимуществ в своей деятельности.[2– c. 765-771]
1.2 Этапы определения конкурентоспособности предприятия
Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывнои систематически, быть тесно связано с фазами жизненного цикла отдельныхтоваров и всего предприятия в целом, чтобы своевременно улавливать моментначала снижения показателя конкурентоспособности. Иными словами,конкурентоспособность — понятие относительное, связанное с конкретным рынком ивременем.
Главной целью проведения оценки конкурентоспособностиявляется определение положения предприятия па отраслевом рынке. К результатамоценки относятся:
1) разработка мероприятий поповышению конкурентоспособности;
2) привлечение средств инвестора вперспективные рынки;
3) составление программыперспективной деятельности предприятия;
4) выбор предприятием деловогопартнера для совместной деятельности. Оценка конкурентоспособности позволяетвыявить сильные и слабые
стороны предприятий, что в дальнейшем послужит основойдля принятия управленческих решений и разработки перспективных направленийразвития хозяйствующего субъекта, направленных на поддержание своейконкурентоспособности (в случае сильных рыночных позиций) либо ее повышение(при слабых рыночных позициях).
Наиболее полная работа по оценке конкурентоспособностипредприятия включает следующие этапы:
— постановка задания;
— выбор объекта оценкиконкурентоспособности;
— анализ и прогноз спроса, цен,издержек производства, требований внутреннего и внешнего рынков;
— выбор показателей для оценкиуровня конкурентоспособности объекта;
— выбор базы (аналогов) длясопоставления с объектом;
— оценка уровняконкурентоспособности объекта по установленным показателям;
— общая оценка конкурентоспособности объекта иразработка рекомендаций.
Существующий опыт оценки конкурентоспособности позволяетдобавить дополнительные аспекты:
1) нахождение измерителейконкурентоспособности;
2) оценка конкурентоспособностипродукции и предприятия в целом;
3) определение необходимого уровняконкурентоспособности;
4) доведение существующих показателей до требуемого уровняконкурентоспособности;
5) поддержание уровняконкурентоспособности на основе контроля и регулирования;
5) прогнозирование уровняконкурентоспособности;
6) планирование и разработкастратегий перспективного конкурентоспособного развития предприятия.
Система оценки конкурентоспособности предприятиявключает в себя 3 блока.
Первый блок — оценка конкурентоспособности предприятия,который включает этапы от постановки задания до оценки общего уровня конкурентоспособностипредприятия.
Данный блок включает следующий набор действий:
1) постановка задачи;
2) выбор объекта оценкиконкурентоспособности, в качестве которого могут выступать как отдельныепредприятия, домохозяйства, так и их объединения, а также отрасль в целом;
3) выбор базы для сопоставления собъектом, т.е. при оценке конкурентоспособности возможно рассчитывать ееуровень в динамике за ряд лет, а можно — в сравнении с предприятиями-аналогами,которые являются конкурентами на определенном сегменте рынка в рассматриваемыйпромежуток времени;
4) выбор показателей оценкипродукции и предприятия (для товаров — технические и экономические, дляпредприятия — показатели прои-зводственно-хозяйственной и финансовойдеятельности);
5) сбор и обработка информации. Поместу сбора информация бывает внутренняя (любая информация, собираемая внутрисамой фирмы) и внешняя (информация, собираемая за пределами фирмы (средствамассовой информации, научная информация, материалы официальных ведомств,рекламные материалы)).
К каналам информации относятся:
— публикации в средствах массовойинформации, официальных справочных изданиях, сообщениях и объявлениях бирж ит.д.;
— информация, приобретаемая фирмойна коммерческих началах;
— внутрифирменный учет и отчетность;
— обмен информацией междуучастниками коммерческих переговоров;
— опросы потребителей, специалистов;
— панели потреби гелей — регулярноеили разовое исследование семей;
— эксперимент — полевой или лабораторный.
При сборе требуемых данных о своей фирме целесообразноприменять внутрифирменную отчетность, а для оценки конкурентов
необходимо организовывать специальные обследования имаркетинговые
исследования. Существует определенная трудность сборанеобходимых данных о конкурентах.
После сбора информации она сортируется, приводится внадлежащий вид и анализируется;
6) выбор метода оценкиконкурентоспособности, что включает следующие этапы:
— изучение существующих методик;
— выявление преимуществ и недостатков данных методик;
— ранжирование всех методик по значимости.
Это,в свою очередь, позволит выявить наиболее привлекательные методы оценкиконкурентоспособности;
7)оценка уровня конкурентоспособности продукции;
8)оценка уровня конкурентоспособности производственно – хозяйственнойдеятельности предприятия;
9) оценка уровняконкурентоспособности предприятия.
Второй блок — прогнозирование уровня конкурентоспособности предприятия на будущий периодвремени. Существует множество способов н подходов для прогнозирования. Отвыбранного метода зависит точность прогноза конкурентоспособности.
Третий блок — управлениеуровнем конкурентоспособности предприятия. В пего входят этапы:
1. определение и оценка требуемогоуровня конкурентоспособности предприятия;
2. стратегии, которая направлена надоведение существующих показателей до желаемого уровня либо на поддержаниесуществующей величины конкурентоспособности с помощью контроля и регулирования.
Таким образом, конкурентоспособность предприятияявляется важным показателем, от которого зависит эффективность деятельностипредприятия.[3 — c. 156-185]
1.3 Система показателей конкурентоспособности предприятия
На уровень конкурентоспособности предприятия влияюттрудовые ресурсы (количество, стоимость и квалификация рабочей силы),физические ресурсы (количество, качество, полезные ископаемые), ресурсы знаний(сумма научной, технической и рыночной инфраструктуры), денежные ресурсы(капитал), инфраструктура (тип, качество, инфраструктура).
По отношению к предприятию факторы можноклассифицировать на:
А) внешние (меры воздействия,позволяющие производителю сориентироваться на рынке и принять соответствующеестратегическое решение экономические и административно-хозяйственные факторы состороны государства; характеристики рынка — сегментация, емкость, конкуренты; политическаяситуация.
Б) внутренние факторы — маркетинг;научный, технологический, кадровый потенциал; эффективность рекламы; качествотовара и его движение; сервис; материально-техническое снабжение.
При этом внешние и внутренние факторы являются своеюрода резервом конкурентоспособности, который позволяет, улучшая один изфакторов, повышать свой уровень конкурентоспособности. Выделяют пять резервов:использование налоговых льгот, использование организационного потенциалапредприятия, использование производственного и технологического потенциалапредприятия, использование финансово-экономического потенциала предприятия,использование кадрового потенциала.
Правильность выбора показателей, по которым идет оценкаконкурентоспособности предприятия, влияет на уровень конкурентоспособности.
Степень важности показателей, оказывающих влияние наконкурентоспособность, различна для населения, производителей продукции итоварных предприятий.
Для производителей значимы все экономические(прибыльность продаж, издержки производства, размер рынка, теми роста продаж,затраты на разработку, проектирование и серийное производство новых изделий),технологические (возможность уменьшения себестоимости продукции, простотаизготовления товара, степень застуженное™ оборудования, возможность сниженияматериалоемкости и трудоемкости, применение современных способов производства,стандартизация, унификация узлов детали) и организационные (эффективностьсистемы организации продаж товара, формы сбыта, расходы по сбыту продукции,уровень правовой защиты товара) показатели.
Покупатель же обращает внимание на показатели товара:качество, соответствие моде, цепа, упаковка, реклама, сервисное обслуживание.
Торговые предприятия выделяют следующие показатели: льготы по сбытупродукции, содействие (продажам путем объединения усилий производителей имагазинов.
Если под конкурентоспособностью продукции понимать «характеристикупродукции, которая отражает ее отличия от товара конкурента как по степенисоответствия конкретной общественной потребности, так и но затратам на ееудовлетворение», то следует определить, какие показатели позволяют оценитьконкурентоспособность предприятия
При отборе показателей, по которым будет производитьсяоценка, необходимо учитывать некоторые критерии:
1) способность отражать существенныеаспекты хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия;
2) наличие информации охозяйственной деятельности предприятия необходимой для расчета показателей;
3) возможность преобразованияпоказателей в сопоставимый вид.
Механизм оценки конкурентоспособности предприятия включаетв себя следующие показатели: уровень производственно-сбытовой, финансовойдеятельности предприятия, а также уровень конкурентоспособности продукции.
Уровень производственно-сбытовой деятельностихарактеризует:
— способность не потерять рынки сбыта;
— способность не допустить снижения объемов реализациипродукции (работ, услуг).
При расчете принимают во внимание следующие блокипоказателей:
1) реализация продукции внатуральном выражении и в сопоставимых ценах;
2) производство продукции в натуральномвыражении и в сопоставимых ценах;
3) труд, включающий численностьработников (производительность) и величину его оплаты, в сопоставимых цепах;
4) имущество, характеризуемоесостоянием основных и оборотных средств.
Уровень финансовой деятельности характеризует:
— способность решать поставленные задачи при наличииопределенных финансовых ресурсов;
— использование финансовых ресурсов на конкретномпредприятии.
Для выявления уровняконкурентоспособности продукции также определяется номенклатура параметров,участвующих в оценке.
При расчетах должны использоваться те же критерии,которыми оперирует потребитель при выборе товара: экономические и техническиепоказатели.
В группу технических параметров, используемых при оценкеконкурентоспособности, входят параметры назначения, эргономические, эстетическиеи нормативные параметры.
Первостепенное внимание при анализе необходимо уделятьпоказателям финансовой деятельности (коэффициентам рентабельности иликвидности), поскольку в силу своего действия критерии оказывают неоднородноевлияние на уровень конкурентоспособности предприятия.
Второе место по степени влияния на уровеньконкурентоспособности предприятия во второй группе показателей занимаеткоэффициент рентабельности собственного капитала. Пределы его изменения от 0 до0,4. Чем выше данный показатель, тем больше уровень конкурентоспособностипредприятия.
Наименьшую степень значимости имеет группа показателейконкурентоспособности продукции.
Для повышения конкурентоспособности нужно не толькооценить структуру и величину факторов каждого субъекта хозяйствования, но ивыполнить анализ, вскрыть причины неудовлетворительной структуры. Далеенеобходимо, адекватно оценив внешнюю и внутреннюю среду предприятия, ноотношению к сложившейся ситуации в экономике республики, используя прогнозы иинформацию внешних пользователей, произвести управление этими факторами.[4]
2 Оценка уровня конкурентоспособности магазинов «Квартал»и «Перекрёсток»
2.1 Краткая характеристика магазина «Квартал»
Магазин «Квартал» (частной формы собственности) открылся 5 января 2004года по улице Первомайской, д. 42. Это — самый центр города: напротиврасположен Дом Советов и Могилёвский кукольный театр, неподалеку — Минскийрынок, рядом — остановки автобусов и троллейбусов. Иначе говоря, месторасположения магазина очень выгодное, в нем всегда много покупателей, чтоявляется преимуществом перед другими тортовыми предприятиями и стимулом кулучшению своей работы, расширению ассортимента, повышению культурыобслуживания покупателей.
Списочная численность работников — 30 человек, из которых один заведующиймагазином, один заместитель заведующего, один бухгалтер, четыре человека — заведующие секциями, 17 человек продавцов, остальные — технический персонал(уборщицы, грузчики и т. д.). Все продавцы окончили или торговое училище, иликолледж, т.е. имеют профессиональные знания, касающиеся как ассортимента икачества товаров, так и правил обслуживания покупателей.
Административные работники имеют высшее образование экономическогопрофиля.
Торговая площадь магазина — 324 м2. Торговых залов — два: один — основной с расположенными в нём пятью секциями, а другой — по продажемяса птицы — размещён в соседнем помещении, вход в который осуществляется черезсоседние двери.
Секции в магазине «Квартал» следующие:
— винно-водочные товары;
— молочные товары;
— кондитерские изделия;
— гастрономические товары;
— бакалейные товары;
— хлебо-булочные товары;
— мясо птицы.
Кроме торгового зала, в магазине имеются следующие помещения: кабинет заведующей,в которой кроме заведующего магазином, работает её заместитель и бухгалтер;гардероб; мойка; подсобные помещения и кладовые, предназначенные для хранениятоваров, инвентаря, тары и упаковочных материалов (они расположены в подвале).
Торговый зал имеет вытянутую форму, так как магазин размещён на первом«этаже жилого дома. Такая форма не очень удобна для рациональнойорганизации торгово-технологического процесса, так как в таком торговом залетрудно применить средства механизации, метод самообслуживания, сделать товарыхорошо обозримыми для покупателей. Торговый зал «Квартала» в целом имеетбоксовую планировку, а в каждом боксе размещена отдельная секция. Все секцииторгуют традиционным методом, то есть через прилавок.
Торговый зал магазина несколько тесноват, но в нёмуютно, чисто и красиво — стены светлые, оборудование новое, выкладка товароваккуратная. На одной из колонн висят настенные часы, на другой вывешеныосновные правила торговли, т.е. создан уголок для покупателей.[5]
Рассмотрим структуру товарооборота магазина «Квартал» (таблице 1).
Таблица1 — Структура товарооборота за сентябрь, октябрь, ноябрь 2007г.Товарные группы Сентябрь Октябрь Ноябрь сумма, тыс. руб. уд. вес,% сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % Вино-водочные 38245000 14,5 42030000 11 52440000 11 Молочные 32880000 12 42918000 11 53200000 13 Хлебо-булочные 36737000 13 44020000 13 50075000 10 Бакалейные 25200000 8,5 36705000 9,5 39000000 9 Птица 113556000 39 160000000 42,5 200000000 44 Колбасные 36738000 13 44020000 13 53740000 13 Итого 296852000 100 384737000 100 468697000 100
Из таблицы видно, что товарооборот по продаже мясных товаров постояннорастет, что говорит и о качестве работы самого магазина, продуманномассортименте и культуре торговли, и о повышении жизненного уровня населения,которое может позволить регулярно покупать не только ливерную колбасу, но идостаточно дорогие изделия.
2.2Краткая характеристика магазина «Перекрёсток»
Магазин открылся 25 декабря 2005 года по проспекту Мира д. 25.Местоположение магазина достаточно выгодное: напротив расположена гостиница«Могилёв», в следствии чего, гости нашего города являются его постояннымипокупателями; рядом — остановки автобусов и троллейбусов, прекрасная зонаотдыха реки Дубровенка. В магазине всегда много покупателей. Ежедневномагазин«Перекрёсток»работает с 7.00 до 23.00, без обеда и выходных. Данныйграфик работы весьма удобен для покупателей, так как на протяжении всего дня идаже поздно вечером они могут приобрести понадобившийся им товар.
Списочная численность работников — 34 человека, из которых одинзаведующий магазином, один заместитель заведующего, один бухгалтер, 4 человекапродавца, 6 кассиров, остальные — технический персонал (уборщицы, грузчики и т.д.).
Торговая площадь магазина составляет примерно 100 м2. Торговый зал разделён на 2 части. Одна состоит из расположенных в ней пяти секций,работающих по методу самообслуживания (за исключением секции по продаже мясныхтоваров), а другая размещена прямо у входа в магазин, работающая традиционнымметодом.
Торговый зал магазина имеет прямоугольную форму ( так как торговое предприятиеразмещёно на первом этаже жилого дома ), которая является достаточно удобной длярациональной организации торгово-технологического процесса, так как в такомторговом зале можно совместить традиционный метод обслуживания и методсамообслуживания, сделать товары хорошо обозримыми для покупателей.
Помимо торгового зала, в магазине имеются кабинет заведующей магазином,кабинет заместителя зав. магазином и бухгалтера, гардероб, мойка, подсобныепомещения и кладовые, предназначенные для хранения товаров, инвентаря, тары иупаковочных материалов.
Секции в магазине «Перекрёсток» следующие:
— винно-водочные товары;
— молочные товары;
— кондитерские изделия;
— гастрономические товары;
— хлебо-булочные товары;
— мясные товары.
В магазине имеется всё необходимое для торговли оборудование и торговаямебель: горки хлебная и кондитерская; витрины; витрины пристенные; холодильныесреднетемпературные витрины; холодильные низкотемпературные витрины; лариморозильные; весоизмерительное оборудование; кассовые аппараты.
Рациональное размещение товаров является одним изважнейших условий высокой культуры торговли и эффективной работы магазина.Выкладка товаров выступает действенным средством стимулирования продаж, можетявляться элементом образа предприятия и постоянной составляющей культурыобслуживания. Администрация магазина уделяет большое значение правильному размещениюи выкладке изделий, а также предоставлению правильной и доступной информации отоваре, его рекламе. В нашем случае, в отделе мясных товаров, осуществляющийпродажу традиционным методом через прилавок (самообслуживание в этой секции неприветствуется), размещение товаров осуществляется с учетом частоты спроса сцелью уменьшения трудовых и затрат продавца и повышения производительности еготруда, а также быстроты обслуживания покупателей. Так, в торговом зале установленыхолодильные среднетемпературные витрины, в которых размещаются мясные товары,что позволяет покупателям ознакомится с предложенным товаром.
Несмотря на то, что все продавцы опытные и квалифицированные, околоотдела мясных товаров практически всегда имеются очереди, что связано спопулярностью магазина среди жителей данного района и других потенциальныхпокупателей.
В магазине достаточно часто проводятся различного рода дегустации, спомощью которых магазин рекламирует какой-либо новый товар, выявляет степеньудовлетворённости покупателей ассортиментом данного производителя, изучаетспрос и т.д.[6]
Рассмотрим структуру товарооборота магазина «Перекрёсток» (таблица 2).
Таблица2 — Структура товарооборота за сентябрь, октябрь, ноябрь 2007г.Товарные группы Сентябрь Октябрь Ноябрь сумма, тыс. руб. уд. вес,% сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, % Вино-водочные 35241500 14,8 3603000 13,6 41360000 15,3 Молочные 29580000 12,4 37528000 14,2 36000000 13,4 Хлеб0-булочные 27437000 11,5 28457000 10,8 27890000 10.4 Бакалейные 17300000 7,2 17670000 6,7 16560000 6,1 Птица 100556000 42,1 115700000 43,8 117070000 43,4 Колбасные 28735000 12 29048000 10,9 30650000 11,4 Итого 238849500 100 26443300 100 269530000 100
Из таблицы видно, что товарооборот попродаже вино-водочных, мясных изделий постоянно увеличивается за счётпостоянного совершенствовании качества работы магазина и расширенииассортимента.
2.3Анализ конкурентоспособности магазинов «Квартал» и «Перекрёсток»
В ходе исследования требовалось установить уровеньконкурентоспособности магазинов «Перекрёсток» и «Квартал», который был выявленс помощью проведенного устного опроса.
В опросе принимало участие 30 респондентов. В анкете приводятся наиболеераспространённые параметры, характеризующие основные факторыконкурентоспособности (Приложение А). Каждому из этих параметров нужно дать количественнуюоценку. Сделать это можно экспертным путём, например, проранжировать всепараметры для каждого предприятия по шкале от 1 до 10 баллов. Если оценкаравняется 10 баллам, то данный параметр является его наиболее сильной стороной.Далее балльные оценки могут быть суммированы.
Изучение конкурентоспособности предприятий представляетсобой сравнительный анализ предприятия и предприятий-конкурентов по следующимнаправлениям:
— уровню организации торговли;
— уровню и культуре обслуживания;
— уровню осуществления рекламных и стимулирующих мероприятий.
Конкурентоспособность предприятий по уровню организации торговлипредставлена в Приложении Б.
Если рассматривать общую сумму баллов по уровню организации торговли, томожно сделать вывод, что магазин «Перекрёсток» получил наибольшую сумму баллов.Это было достигнуто за счёт хорошей организации входной группы, внутреннегоклимата магазина, доступности информации о цене.
Определение конкурентоспособности магазинов «Квартал» и «Перекрёсток» поуровню и культуре обслуживания представлены в Приложении В.
Рассмотрев сумму баллов по уровню и культуре обслуживания, то можнозаметить, что магазин «Перекрёсток» не намного уступает магазину «Квартал».Наивысший балл по магазину «Перекрёсток» был дан показателю скорость расчёта,т. к. здесь имеется устройства, считывающие штрих-код товара.
Определение конкурентоспособности магазинов по уровню осуществлениярекламных и стимулирующих мероприятий указаны в Приложении Г.
Сумма баллов магазина «Квартал» по третьему направлению больше, чем у«Перекрёстка», из чего можно сделать вывод, что магазин «Перекрёсток»значительно уступает своему конкуренту. Это достигается за счёт высокого баллапо таким параметрам как цвет в интерьере, наличия пакетов с рекламой,проведения дегустаций.
Если делать анализ по всем факторам вместе, то можно заметить, что у магазина«Квартал» ниже уровень конкурентоспособности по сравнению с «Перекрёстком» (см.Приложение Д).
Диаграмма1 — Анализ конкурентоспособности магазинов «Квартал» и «Перекрёсток»
/>
3Основные направления повышения конкурентоспособности магазинов «Квартал» и«Перекрёсток»
B конкурентной политике относительно предприятия принимаются во внимание, прежде всего, уровень организации торговли (метод обслуживания, организации внутреннего пространства, организация уголка покупателей и др.), уровень и культура обслуживания (скорость расчёта, культура обслуживания и др.), уровень осуществления рекламных и стимулирующих мероприятий (наличие фирменного стиля, реклама, стимулирующие мероприятия). Наличие высокой степени этих показателей является важнейшим конкурентным преимуществом.
Чем обширнее ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, чтопокупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Ключевым моментом взавоевании наивысшей позиции относительно многочисленных конкурентов являетсясвоевременное обновление товаров, подготовка и организация производства новыхвидов продукции. Реализуя новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемыхтоваров, предприятия стремятся снизить зависимость от одного товара, которыйможет в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести кбанкротству.
В результате оценки конкурентоспособности предприятия могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:
— изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию;
— изменение порядка реализации;
— создание имиджа предприятия;
— расширение ассортиментного перечня;
— улучшение стимулирующих мероприятий и.д.
Составной частью маркетинга предприятия является егореклама, которая увеличивает отдачу от вложенных средств. Реклама предприятия— это краткая информация, где в яркой, образной и доходчивой форме сообщаетсяклиенту о режиме работы, проводимых каких-либо единовременных акциях, скидках ит. п. Цель рекламы — всемерно способствовать поддержанию и увеличениюпостоянного потока покупателей, отличающееся неповторимым колоритом, разумнымиценами, хорошим обслуживанием. Стимулирование продажи товара осуществляетсяпосредством следующих мероприятий, представленных в таблице 3.
Таблица 3 — Содержание рекламных мероприятийНазвание и содержание мероприятия Периодичность Аренда щита наружной рекламы. Ежемесячно Разработка „сайта“ в Интернете, фирменная одежда персонала, презентация открытия . Единовременно Проведение анкетирования и анализ результатов. Ежеквартально
Главными показателями конкурентоспособности предприятий являются:
1. широта ассортимента;
2. престиж торговой марки;
3. уникальность дополнительных услуг;
4. розничная цена;
5. проведение дегустаций;
6. дизайн упаковки.
Самая конкурентоспособная организация должна иметь следующие показатели:широта ассортимента – 5; престиж торговой марки – 5; уникальностьдополнительных услуг – 5; розничная цена – 5; проведение дегустаций – 5; дизайнупаковки – 5. В таблице 4 рассмотрим оценку параметров конкурентоспособностимагазинов «Квартал» и «Перекрёсток».
Таблица4 — Оценка параметров конкурентоспособности магазинов «Квартал» и «Перекрёсток»Показатели конкурентоспособности Магазин «Квартал» Магазин
«Перекрёсток" 1.широта ассортимента 5 4 Продолжение таблицы 4 2.престиж торговой марки товаров 4 5 3.уникальность дополнительных услуг 3 4 4.розничная цена 4 4 5.проведение дегустаций 3 4 6.дизайн упаковки товаров 3 4 ИТОГО 22 25
Общая оценка конкурентоспособности: 35-40 баллов – отлично; 25-34 баллов– хорошо; 15-24 баллов – удовлетворительно; 14 баллов и менее — неудовлетворительно.
Из проделанного сравнения можно сделать следующий вывод, что ни «Квартал»,ни «Перекрёсток» не получила наивысшую оценку –30 баллов. Если рассматриватьрезультат магазина «Перекрёсток», то он получил наивысший балл по сравнению сосвоими конкурентом. В итоге оба магазина получили общую оценку – «хорошо».
Также можно рассчитать общий индекс конкурентоспособности Jn (как среднеарифметическое различныхпоказателей).
5,00 – 3,70: оченьвысокая конкурентоспособность магазина;
3,69 – 2,60: высокаяконкурентоспособность магазина;
2,59 – 1,30: средняяконкурентоспособность магазина;
1,29 – 0,00: низкаяконкурентоспособность магазина.
Для рассматриваемых магазинов анализ показателей конкурентоспособностипоказал:
— общий индекс конкурентоспособностидля магазина «Перекрёсток» составляет:
Jn = (4+5+4+4+4+4)/6 =4, 1
— общий индекс конкурентоспособностидля магазина «Квартал» составляет:Jn = (5+4+3+4+3+3)/6 = 3, 6
В соответствии с приведенной вышешкалой конкурентоспособности можно сделать вывод, что наивысшим уровнемконкурентоспособности обладает «Перекрёсток» (4,1). У «Квартала» коэффициентконкурентоспособности подпадает под высокую оценку (3,6). Следовательно можносделать вывод, что магазин «Перекрёсток» является конкурентом «Квартала».
Заключение
Понятие конкурентоспособность предприятия очень многогранно ираспространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товари его основные характеристики, а также организационные, финансовые ипроизводственные характеристики самого предприятия. Таким образом,конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльнуюхозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции. Так жеконкурентоспособность предприятия предполагает его способность осуществлятьэффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами.Взаимодействие с потребителями осуществляется через куплю–продажу товара, споставщиками–через куплю–продажу ресурсов, необходимых для производства,взаимодействие с партнерами–через торговлю услугами, наконец, взаимодействие сконкурентами–через систему организационных мер, текущих и перспективных,реализующих активность предприятия в конкурентной среде. Конкурентоспособностьпредприятия проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде её деятельности.
Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно исистематически, быть тесно связано с фазами жизненного цикла отдельных товарови всего предприятия в целом, чтобы своевременно улавливать момент началаснижения показателя конкурентоспособности.
Анализ конкурентоспособностипозволяет выявить сильные и слабые
стороны предприятий, что в дальнейшем послужит основой для принятияуправленческих решений и разработки перспективных направлений развитияхозяйствующего субъекта, направленных на поддержание своейконкурентоспособности (в случае сильных рыночных позиций) либо ее повышение(при слабых рыночных позициях).
Из анализа, проведённого по магазинам «Перекрёсток» и «Квартал» видно,что магазин «Квартал» более низким уровнем конкурентоспособности. По балламвидно, что «Перекрёсток» является его конкурентом.
Списокиспользованных источников
1. Юданов, А.Ю. Кокуренция: теорияи практика. Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., испр. И допол. –М.:Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательств «ГНОМ_ПРЕСС», 1998. – С.245-247
2. Котлер, Ф., Армстронг, Г. Основымаркетинга. 9-е изд.: перевод с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. –С. 765-771 – парал. тит. англ.
3. Гриневич, М.Н. Производственнаястоимость и конкурентоспособность предприятий/ М.Н. Гриневич, В.А. Устинович,Н.В. Зеленковская. – Могилёв: Белорусско-Российский университет, 2004. – С.156-185
4. mail.ru/
5. ya.ru/
6. www.google.ru/
ПриложениеА
Анкета
Уважаемые покупатели, обращаемся к Вам с просьбой принять участие вопросе. Целью опроса является выявление уровня конкурентоспособности магазинов«Перекрёсток» и «Квартал» для более точного определения объёмов производства ипокупательских предпочтений.
Возможные оценки данного анкетирования от 1 до 10 баллов.
Заранее Вампризнательны!
Уровеньорганизации торговлиПараметры Магазин «Квартал»
Магазин
«Перекрёсток» 1.соблюдение установленных режимов работы ( своевременность начала и завершения рабочего дня) 2. наличие и отсутствие обеденных перерывов( чем длительнее перерыв, тем меньше оценка) 3. организация входной группы 3.1. проходимость 3.2. внешнее оформление двери и ступенек 3.3. легкость открытия двери 4. метод обслуживания 5. наличие бейджиков у всего торгового персонала 6. форма одежды торгового персонала 7. доступность информации о цене 8. организация внутреннего пространства 8.1. достаточность пространства для покупателей 8.2. удобство выкладки 8.3. внутренний климат 9. соблюдение обязательного ассортиментного перечня 9.1. широта и глубина ассортимента 9.2. частота обновления ассортимента ИТОГО
Уровеньосуществления рекламных и стимулирующих мероприятийПараметры Магазин «Квартал»
Магазин
«Перекрёсток» 1. скорость расчёта 2. бесплатные незатребованные услуги 2.1. упаковка 2.2. нарезка 2.3. предоставление информации о товаре 3. культура обслуживания ИТОГО
Уровеньи культура обслуживанияПараметры Магазин «Квартал»
Магазин
«Перекрёсток» 1. наличие фирменного стиля 1.1. цвет в интерьере 8 6 1.2. цвет форменной одежды 8 5 1.3. отделка и шрифт ценников 7 7 2. реклама 2.1. оформление вывески 7 9 2.2. наличие пакетов с рекламой 9 6 2.3. наличие рекламных сувениров 3. стимулирующие мероприятия 3.1. возможность оплаты картой 6 9 3.2. проведение дегустаций 9 6 ИТОГО 54 48
ПриложениеБ
Определениеконкурентоспособности магазинов «Квартал» и
«Перекрёсток»по уровню организации торговлиПараметры Магазин «Квартал»
Магазин
«Перекрёсток» 1.соблюдение установленных режимов работы (своевременность начала и завершения рабочего дня) 10 10 2. наличие и отсутствие обеденных перерывов( чем длительнее перерыв, тем меньше оценка) 7 9 3. организация входной группы 3.1. проходимость 7 9 3.2. внешнее оформление двери и ступенек 8 10 3.3. легкость открытия двери 6 8 4. метод обслуживания 8 9 5. наличие бейджиков у всего торгового персонала 9 9 6. форма одежды торгового персонала 3 6 7. доступность информации о цене 6 9 8. организация внутреннего пространства 8.1. достаточность пространства для покупателей 8 5 8.2. удобство выкладки 8 8 8.3. внутренний климат 9 9 9. соблюдение обязательного ассортиментного перечня 8 9 9.1. широта и глубина ассортимента 8 7 9.2. частота обновления ассортимента 5 5 ИТОГО 102 122
ПриложениеВ
Определениеконкурентоспособности магазинов «Квартал» и «Перекрёсток» по уровнюосуществления рекламных и стимулирующих мероприятийПараметры Магазин «Квартал»
Магазин
«Перекрёсток» 1. скорость расчёта 8 10 2. бесплатные незатребованные услуги 2.1. упаковка 9 9 2.2. нарезка 9 9 2.3. предоставление информации о товаре 8 7 3. культура обслуживания 9 9 ИТОГО 43 44
ПриложениеГ
Определениеконкурентоспособности магазинов «Квартал» и «Перекрёсток» по уровню и культуреобслуживания
Параметры
Магазин «Квартал»
Магазин
«Перекрёсток» 1. наличие фирменного стиля 1.1. цвет в интерьере 8 6 1.2. цвет форменной одежды 8 5 1.3. отделка и шрифт ценников 7 7 2. реклама 2.1. оформление вывески 7 9 2.2. наличие пакетов с рекламой 9 6 2.3. наличие рекламных сувениров 3. стимулирующие мероприятия 3.1. возможность оплаты картой 6 9 3.2. проведение дегустаций 9 6 ИТОГО 54 48
ПриложениеД
Направления Магазин «Квартал» Магазин «Перекрёсток» 1. уровень организации торговли 102 122 2. уровень и культура обслуживания 43 44 3. уровень осуществления рекламных и стимулирующих мероприятий 54 48 ИТОГО 199 214