Реферат по предмету "Маркетинг"


Оценка потребительских свойств и показателей качества товаров

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….……3
1. ПОНЯТИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. УРОВЕНЬКАЧЕСТВА ТОВАРА.…....5
2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯКАЧЕСТВА………..……9
3. ВЫБОР НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙКАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППЫ ТОВАРОВ…………………………...…………10
4. РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВВЕСОМОСТИ………………..…..…….…19
5. РАСЧЕТ КОМПЛЕКСНЫХПОКАЗАТЕЛЕЙ………………….…….……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……….……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………….………31

ВВЕДЕНИЕ
В современной рыночнойэкономике важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальнойи экологической безопасности является качество. Под качеством понимаетсякомплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности:разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. При этом важнейшейсоставляющей всей системы качества является, прежде всего, качество продукции(товаров).
Качество продукции(товаров) – это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида иусловий применения, которыми должны быть наделены товары (продукция) длясоответствия своему истинному назначению. Все эти элементы определяюттребования к качеству изделия (продукции, товаров), которые конкретно воплощенына этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторскойдокументации, а также в технических условиях, предусматривающих качество сырья,конструктивные размеры и т.д.
Следует отметить, что всовременной литературе понятие качества товаров (продукции) трактуетсяпо-разному, причем основное различие в понимании качества определяетсяразличиями в условиях командно-административной и рыночной экономик – так, вусловиях командно-административной экономики качество трактуется с позициипроизводителя, а в условиях рыночной экономики качество продукции трактуетсяисключительно с позиции потребителя.
Для оценки качестватоваров современная наука и практика выработали систему количественной оценкисвойств товаров, которые и дают показатели их качества. В настоящее время дляоценки качества товаров применяют следующие показатели: показатели назначениятовара, показатели надежности, показатели стандартизации и унификации, эргономическиепоказатели, эстетические показатели, показатели транспортабельности, патентно-правовыепоказатели, экологические показатели, показатели безопасности и другиепоказатели
В представленной курсовойработе будет исследована следующая тема – «Оценка потребительских свойств ипоказателей качества товара».
Цель работы – исследоватьоценку потребительских свойств и показателей качества товара с современнойточки зрения. Всоответствии с этим в представленной курсовой работе были поставлены и решеныследующие задачи:
1.        Исследоватьпонятие оценки качества и уровня качества товаров.
2.        Изучитьпоследовательность оценки уровня качества.
3.        Осуществить выборноменклатуры показателей качества группы товаров.
4.        Произвести расчеткоэффициентов весомости.
5.        Рассмотретькомплексные показатели и осуществить их расчет.
6.        Сформулироватьвыводы и предложения по проделанной работе.
Объектом исследованияпредставленной курсовой работы является качество товаров. Предметомисследования данной курсовой работы выступают оценка потребительских свойств ипоказателей качества товара.
Методы исследования иизучения, используемые при исследовании:
·  всеобщие методыпознания (диалектический метод познания);
·  общенаучныесредства (структурно-функциональный метод, системный метод, методформально-логического исследования, метод теоретического анализа и синтезаразличных источников литературы, метод обобщения и т.п.);
·  частнонаучныесредства (метод сравнительного изучения) и т.п.
Теоретической основой представленнойработы выступили научные работы и труды российских авторов, посвященныхизучению оценки потребительских качеств и показателей качества товара ссовременной точки зрения. Это такие авторы как П. Баренбойм, А.Г. Калпин, А.И.Масляев и др.
Законодательной инормативной основой представленной работы выступают международные правовыеакты, федеральные законы Российской Федерации, государственные и международныестандарты, и другие нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения вРоссийской Федерации.
Поставленные цели иопределенные задачи обусловили структуру представленной работы. Курсовая работасостоит из введения, основной части и заключения, включает списокиспользованной литературы. Работа изложена на 31 страницt, для написания было использовано 15научных источников.

1. ПОНЯТИЕОЦЕНКИ КАЧЕСТВА. УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА ТОВАРА
Качество товаров – этосовокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения,которыми должны быть наделены товары для соответствия своему истинномуназначению. В настоящее время сформировалось концептуальное видение качества, втом числе и качества товаров, как одной из фундаментальных категорий,определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешногоразвития человека и всего общества.
Следует отметить, что внастоящее время основным терминологическим документом в области оценки иуправления качества товаров (продукции, работ) является международный стандартISO (ИСО) 8402:1994 (E/F/R) «Управление качеством и обеспечение качества.Словарь», который максимально поясняет и стандартизирует термины по качествутоваров (продукции, работ, услуг) и то, как они применяются в областиуправления качеством продукции.
В общедоступномупотреблении само слово «качество» означает разные понятия: качество – этосоответствие требованиям; и качество – это степень превосходства. Всоответствии же с положениями ISO 8402:1994 понятие «соответствие требованиям»как раз и означает непосредственно «качество», а «степень превосходства» — это«градация (класс, сорт)». Таким образом, качество – это совокупностьхарактеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворятьустановленные и предполагаемые потребности. При этом под объектом понимаетсято, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Так, объектом можетбыть, например, деятельность или процесс; продукция; организация, система илиотдельное лицо, или любая комбинация из них.
Что касается градациикачества, то это категория или определенный разряд, присвоенные определеннымобъектам, имеющим то же самое функциональное применение, но несколько различныетребования к качеству. Требования к качеству – это выражение определенныхпотребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленныхтребований к характеристикам некоторых объектов, чтобы дать возможность ихдальнейшей реализации и проверки. При этом требования к качеству обязательнодолжны быть выражены в функциональных терминах, а также документальнооформлены.
Продукция (выпускаемыйтовар) – это конечный результат производственной и иных видов деятельности илипроцессов. В настоящее время целесообразно определять четыре общие категориипродукции (товаров): а) оборудование (технические средства); б) программноеобеспечение (средства); в) перерабатываемые материалы; г) услуги. Следуетотметить, что указанные категории продукции охватывают почти все видыпродукции, поставляемые организациями. В соответствии со сказанным выпускаемыетовары (продукция) могут:
·    включать в свойсостав услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программноеобеспечение или различные комбинации из них;
·    быть материальной(например, узлы или перерабатываемые материалы) или нематериальной (информацияили понятия), или комбинацией из них;
·    быть намеренной(например, предложение, осуществляемое потребителям) или ненамеренной(например, отходы горного предприятия и т.п.).
Количественно иликачественно установленные требования к характеристикам (основным идополнительным свойствам) объекта (товара), дающие возможность их реализации ипроверки, называются показателями качества.
Качество продукции (товаров)оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. Внастоящее время современная наука и практика выработали систему количественнойоценки потребительских свойств товаров (продукции), которые и дают конечные показателикачества. Достаточно широко распространена оценка свойств предметов (товаров,продукции) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:[11]
·    показателиназначения товаров (продукции);
·    показателинадежности товаров (продукции);
·    показателистандартизации и унификации товаров;
·    эргономическиепоказатели товаров (продукции);
·    эстетическиепоказатели товаров (продукции);
·    показателитранспортабельности товаров (продукции);
·    патентно-правовыепоказатели товаров (продукции);
·    экологическиепоказатели товаров (продукции);
·    показателибезопасности товаров (продукции).
С помощью указанныхпоказателей качества можно определить уровень качества определенного товара.При этом под уровнем качества товаров (продукции) понимается относительнаяхарактеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значенийпоказателей качества товара (продукции) с соответствующей совокупностью базовыхзначений этих показателей. Определение уровня качества товара производится припомощи специальных методов оценки, которых в настоящее время насчитывают три –это дифференциальный метод, комплексный метод и смешанный метод Причем важноотметить, что метод оценки уровня качества по каждому конкретному виду однороднойпродукции установлен в соответствующих нормативны документах
Все методы оценки уровнякачества товаров основаны на сравнении совокупности показателей качества ссовокупностью базовых показателей. Согласно ГОСТ 2.116-84 базовым образцом называетсяобразец товара (продукции), принятый для сравнения при оценке ее техническогоуровня и качества, характеризующий передовые научно-технические достижения наустановленный период. Совокупность базовых значений показателей должнахарактеризовать оптимальный уровень качества товара (продукции) на заданныйпериод времени. При этом выбор базовых образцов товара (продукции) производитсясоответствующими отраслевыми НИИ (Научно-исследовательскими институтами),центрами, головными и базовыми организациями по стандартизации.
Срок действия базовогообразца определенного вида товаров устанавливается ведущей организацией поданному виду товаров (продукции) в зависимости от специфики оцениваемого товара(продукции) с учетом потребности в том товаре (продукции) народного хозяйстваРоссийской Федерации, длительности периода ее разработки, изготовления иэксплуатации или конечного потребления, а также планируемого срока заменымоделей данного вида товара (продукции) на внутреннем и внешнем рынкахРоссийской Федерации. [5]
1. Дифференциальный методоценки уровня качества товара (продукции) – это метод оценки качествапродукции, основанный на сопоставлении единичных показателей ее качества. Уровенькачества товаров (продукции) оценивается сопоставлением совокупностей относительныхпоказателей качества базового и оцениваемого образцов товара, при этом уровенькачества оцениваемого образца считается ниже базового, если хотя бы один из нихниже единицы.
2. Комплексный методоценки уровня качества продукции – это метод оценки уровня качества товара,основанный на сопоставлении комплексных показателей качества оцениваемого ибазового образцов товара При этом количество рассматриваемых единичныхпоказателей устанавливается требованиями нормативных документов – стандартами номенклатурыпоказателей качества. Оценка уровня качества комплексным методом может бытьпроизведена с использованием в качестве коэффициентов весомости: технико-экономическихпоказателей; средневзвешенных показателей; стоимостных показателей.
3) Смешенный метод оценкиуровня качества товара – это метод основанный на совместном примененииединичных и комплексных показателей качества: часть единичных показателейобъединяют в группы и для каждой определяют комплексный (групповой) показатель,особо важные показатели применяют как единичные. Уровень качества товараоценивают по эмпирическим формулам на основе совокупностей комплексных показателейкачества. [9]
Для выраженияпревосходной степени в сравнительном или в количественном смысле при проведениитехнических оценок термин «качество» используется в совокупности со следующимикачественными прилагательными:
·    относительноекачество – это ситуация, когда объекты оценки (продукция, товары) классифицируютсяв зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле (данноепонятие не следует путать с градацией);
·    уровень качества –данное прилагательное (как и сам показатель — уровень качества) используется приколичественной статистической оценке;
·    мера качества – данноевыражение используется в том случае, когда проводятся точные технические оценкитоваров (некоторых видов продукции).

2.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КАЧЕСТВА
Согласно ГОСТ 15467-79.Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения, — комплексную оценку потребительскихсвойств и уровня качества товаров проводят по следующим этапам:
1.   Определение номенклатуры показателейкачества выпускаемого товара (производимой продукции), обеспечивающихвозможность наиболее полной оценки уровня его качества и построение иерархическойструктуры свойств.
2.   Определение коэффициентов весомостейпоказателей качества.
А) Использование вкачестве коэффициентов весомости технико-экономических показателей товар.Значения коэффициентов весомости устанавливаются по известным технико-экономическимпоказателям. Область применения данного метода оценки: широко распространеннаяпродукция, процесс применения (создания, эксплуатации) которой хорошо изучен — например, кокс.
Б). Использование вкачестве коэффициентов весомости средневзвешенных показателей. Значениякоэффициентов весомости представляют собой количественную характеристикузначимости данного показателя среди других показателей качества продукции. Приэтом коэффициенты весомости могут быть определены экспертным или расчетнымметодами. Область применения данного метода оценки: массовая продукция, длярасчета показателей весомости которой могут быть применены экспертные илистатистические методы.
В). Использование вкачестве коэффициентов весомости интегральных показателей. Область примененияданного метода оценки: единичная продукция — например, мост, трасса,промышленные здания и сооружениями и др.
3.   Выбор базовых показателей свойств товарадля сравнения их со свойствами реально выпускаемого товара (производимойпродукции).
4.   Измерение показателей качества товараи приведение их к сопоставимому виду (определение относительных показателейкачества).
5.   Выбор наиболее удобного и наиболеепрактичного метода оценки свойств товара и расчет комплексного показателя уровняего качества..

3. ВЫБОРНОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ГРУППЫ ТОВАРОВ
При оценке потребительскихсвойств и показателей качества определенной группы товара в зависимости отзадач оценки ее уровня выбор номенклатуры показателей качества происходит последующим признакам (см. табл. 1):
Таблица 1 — Номенклатура показателейкачества товараПризнак Наименование показателей По характеризуемым свойствам
1) назначение (+);
2) сохраняемость (+);
3) эргономичность и эстетичность (++);
4) технологичность (+);
5) стандартизация и унификация (++);
6) патентно-правовые показатели (++);
7) экологические показатели (++);
8) безопасность (++);
9) транспортабельность (+). По способу выражения
1) показатели, выраженные в натуральных единицах (кг, метр, безразмерные единицы);
2) показатели, выраженные в стоимостных единицах. По числу характеризуемых свойств
1) единичные;
2) комплексные;
3) обобщенные;
4) интегральные. По применению
1) базовые;
2) единичные По стадии определения
1) прогнозируемые;
2) проектные;
3) производственные;
4) эксплуатационные
Таким образом, номенклатурапоказателей качества определенного вида продукции (товаров) – это определенная совокупностьпоказателей качества данной продукции (выпускаемых товаров) по характеризуемымсвойствам, нормативно принятая и соответствующим образом утвержденная дляоценки уровня качества именного этой продукции (вида товаров). Обычно номенклатурапоказателей качества определенного вида продукции устанавливается в государственныхстандартах Системы показателей качества (СПК) Российской Федерации. Какправило, номенклатура показателей качества трикотажных изделий (о которых вдальнейшем пойдет речь в представленной курсовой работе) включает в себяследующие виды показателей качества этой продукции:
1) Показатели назначения трикотажныхизделий – данные показатели качества характеризуют полезный эффект от непосредственногоиспользования (эксплуатации) определенного вида трикотажных изделий по прямому назначениюи обуславливают непосредственную область их применения; также данные показателикачества позволяют определить, какой объем трикотажных изделий может бытьвыпущен, за определенный промежуток времени (час, смену, день, сутки, месяц,квартал и т.п.). К группе показателей назначения относят следующие подгруппы:классификационные, функциональной и технической эффективности, конструктивные,а также показатели состава и структуры. [8]
Классификационныепоказатели характеризуют принадлежность конкретного вида трикотажных изделий (например,джемпер мужской) к определенной классификационной группировке – к трикотажнымизделиям (например, джемпер мужской относится к группировке «трикотажныеизделия»).
Показатели функциональныеи показатели технической эффективности характеризуют полезный эффект отэксплуатации или потребления трикотажных изделий и прогрессивность техническихрешений, закладываемых в эти товары. К таким показателям относится, например,показатель производительности трикотажных изделий, определяющий количествоизготовленной продукции (джемперов) за какой-либо определенный промежутоквремени (месяц).
Показатели состава иструктуры характеризуют содержание в трикотажных товарах химических элементовили структурных групп. К таким показателям, например, относятся: массовая доля составляющихкомпонентов (легирующих добавок) в составе конкретного трикотажного товара и другие.
2) Показатели надежности.Следует отметить, что надежность – это свойство объекта (выпускаемого товара,продукции) сохранять во времени в установленных пределах значения всехпараметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданныхрежимах и условиях применения. Надежность товара – сложное свойство качества,которое зависит безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости, свойств идолговечности товара.
Из всех указанных показателейдля трикотажных товаров применим только показатель сохраняемости. Следуетотметить, что сохраняемость – это свойство товара сохранять значенияпоказателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и послехранения или транспортирования. Основным показателем сохраняемости являетсясредний срок сохраняемости (календарная продолжительность хранения товаров илитранспортирования объекта, в течение и после которой сохраняются значенияпоказателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в установленныхпределах). Сохраняемость свойств качества объекта характеризует долю сниженияважнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности,эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования объекта. [15]
Долговечность – это свойствообъекта (в частности, трикотажныеелярского товара) сохранять свое работоспособноесостояние (состояние пригодное для полноценного использования) до наступленияпредельного состояния (в данном случае – изношенности) при установленнойсистеме использования (эксплуатации). Долговечность товаров характеризуетсвойство надежности с позиции предельной длительности сохраненияработоспособности объекта с учетом перерывов в работе (хранение на складе).Сохранение работоспособности объекта в пределах срока службы или срока допервого ремонта зависит не только от режима и организационно-техническихусловий работы, мероприятий восстановительного характера, проводимых в этовремя, но также способности сохранять эти свойства во времени. К показателямдолговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срокслужбы до первого капитального ремонта, ресурс до списания, а также другиепоказатели (ГОСТ 27.002-83).
Показателитехнологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологическихрешений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении иремонте продукции именно с помощью технологичности обеспечивается массовостьвыпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств трудаи времени при технологической подготовке производства, изготовлении иэксплуатации продукции. К основным показателям технологичности конструкцийотносятся следующие: коэффициент унификации компонентов технологическихпроцессов; коэффициент прогрессивности технологических процессов и т.п. Этипоказатели оказывают непосредственное влияние на массу изделия, коэффициентиспользования материалов, трудоемкость технологической подготовки производства,собственного производства, подготовки к функционированию, технического обслуживанияи восстановления объекта, затраты по стадиям жизненного цикла товаров. [6]
3) Показателистандартизации и унификации – это показатели, характеризующие насыщенностьпродукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, атакже уровень унификации по сравнению с другими аналогичными изделиями. Вседетали производимого изделия (выпускаемого товара), как правило, делятся настандартные, унифицированные и оригинальные. И чем выше процент стандартных иунифицированных деталей, тем лучше как для изготовителя продукции (товара), таки для конечного ее потребителя. Стандартизация и унификация предусматриваютрациональное сокращение количества типоразмеров составных частей впроектируемых и изготавливаемых объектах (товарах). К показателямстандартизации и унификации трикотажных товаров относятся следующие: а)коэффициент стандартизации объекта (товара); б) коэффициент межпроектнойунификации комплектов конструкции объекта (товара); в) коэффициентповторяемости составных частей объекта (товара). По результатам исследованиявлияния уровня унификации объекта на отдельные технико-экономические показателиможно делать только частные выводы и находить резервы улучшения этихпоказателей при условии, что другие показатели (качество, затраты у потребителя)не ухудшатся. [4]
4) Эргономическиепоказатели качества товаров отражают взаимодействие человека с изделием, егосоответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, ипсихологическим свойствам человека, проявляющимся при пользовании изделием(эмоциональное удовлетворение от трикотажа).
Эргономические показателикачества товаров, как правило, используются при определении соответствияобъекта (определенного товара) эргономическим требованиям, предъявляемым,например, к размерам товара, его форме, цвету изделия и некоторым элементам егоконструкции, к взаимному расположению таких элементов и т.п. Эргономическиепоказатели качества продукции (товара) охватывают всю область факторов,влияющих на работающего человека и эксплуатируемые изделия. В частности, приизучении рабочего места администратора в магазине трикотажных изделий принимаетсяв расчет не только рабочая поза человека и его повторяющиеся движения,дыхательные функции, восприятие, мышление, память, но и размеры сидения,параметры инструментов, средства передачи информации, окружающие его товары ит.д. Термины и определения по эргономическим показателям качества почти всех промышленныхизделий у(в том числе и трикотажным изделиям) становлены ГОСТ 16035-70.
В современной науке товароведенияэргономические показатели качества определенной группы товаров (в частности трикотажныетоваров)классифицируются на:
а) гигиенические – этопоказатели, используемые при определении соответствия изделия гигиеническимусловиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии егос изделием; в группу гигиенических входят показатели, характеризующие уровеньосвещенности, температуры, влажности, давления, напряженности магнитного иэлектрических полей, запыленности, излучения, токсичности, шума, вибрации,перегрузки (ускорений).
б) антропометрические –это показатели, используемые при определении соответствия изделия (конкретного трикотажныеелярскоготовара) размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей (например, соответствиеконструкции изделия размерам тела человека и его отдельных частей; соответствиеконструкции изделия форме тела и его отдельных частей, входящих в контакт с изделием;соответствие конструкции изделия распределению массы человека).
в) физиологические и психофизиологические– это показатели, используемые при определении соответствия изделияфизиологическим свойствам (требованиям) человека и особенностямфункционирования его органов чувств (скоростные и силовые возможности человека,а также пороги слуха, зрения, тактильного ощущения и т.п.). В группуфизиологических и психофизиологических показателей входят показатели,характеризующие: соответствие конструкции изделия силовым возможностямчеловека; соответствие конструкции изделия скоростным возможностям человека;соответствие конструкции изделия (размера, формы, яркости, контраста, цвета,пространственного положения объекта наблюдения) зрительным психофизиологическимвозможностям человека; соответствие конструкции изделия, содержащего источникзвуковой информации, слуховым психофизиологическим возможностям человека;соответствие изделия (формы и расположения изделия и его элементов)осязательным возможностям человека; соответствие обонятельным возможностямчеловека.
г) психологические – это показатели,используемые при определении соответствия изделия психологическим особенностямчеловека, находящим отражение в инженерно-психологических требованиях,требованиях психологии труда и общей психологии, предъявляемых к промышленнымизделиям. В эту группу входят показатели, характеризующие: соответствие изделиявозможностям восприятия и переработки информации; соответствие изделия закрепленными вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием.
Следует отметить, что уровеньэргономических показателей определяется экспертами — эргономистами,специализирующимися в данной отрасли промышленности по разработанной для этогоспециальной шкале оценок в баллах.
5) Показателитранспортабельности товаров (трикотажных изделий) характеризуютприспособленность данного вида продукции к транспортированию без использованияили потребления ее. К показателям транспортабельности относятся: средняяпродолжительность подготовки трикотажной продукции к транспортированию; средняятрудоемкость подготовки указанного вида продукции к транспортированию; средняяпродолжительность установки продукции на средство транспортированияопределенного вида; коэффициент использования объема средства транспортирования;средняя продолжительность разгрузки партии продукции из средствтранспортирования определенного вида.
Для оценки показателейтранспортабельности товаров (в частности трикотажных) необходимо иметь исходныеданные, характеризующие сам процесс транспортирования такие, как: масса и объемединицы продукции, показатели физико-механических свойств, габаритные размерыизделия, показатели сохраняемости такой продукции, предельно допустимыезначения режимов транспортирования (предельная скорость движения транспорта,инерционные перегрузки и т.п.), нормы погрузочно-разгрузочных работ,коэффициент максимально возможного использования емкости или грузоподъемноститранспортного средства при транспортировании данной продукции, восприимчивостьперевозимых грузов к тепловым и механическим внешним воздействиям и т.п.
6) Патентно-правовыепоказатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции (в томчисле и трикотажные товары) и являются существенным фактором при определенииконкурентоспособности данного вида товаров. Патентно-правовой уровеньпромышленного изделия оценивается при помощи двух безразмерных показателей:показателя патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентнойчистоты. Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новыхотечественных изобретений, реализованных в данном изделии (в том числе исозданных при его разработке), то есть характеризует степень защиты конкретногоизделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в странеи патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений. Показательпатентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации данноготовара на внутреннем и внешнем рынках. При определении показателя патентнойчистоты товара необходимо учитывать, что товары, выпускаемые для реализациитолько внутри страны, не должны нарушать действующие патенты исключительногоправа, выданные в Российской Федерации, а изделия, которые могут статьобъектами экспорта, не должны нарушать действующие патенты третьих лиц,выданные в предполагаемых странах экспорта.
7) Экологические показателихарактеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих приэксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности трикотажного товара– это одни из важнейших свойств, определяющих истинный уровень его качества. Кэкологическим показателям относятся: содержание вредных примесей (элементы, окислы,металлы и т.п.) в составе трикотажных товаров; вероятность выбросов вредныхчастиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или конечномпотреблении трикотажной продукции; уровень шума, вибрации и энергетическоговоздействия и т.п. Учет экологических показателей должен обеспечить:ограничение поступлений в природную среду промышленных, транспортных и бытовыхсточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ ватмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельнодопустимые концентрации; сохранение и рациональное использование биологическихресурсов; возможность воспроизводства диких животных и поддержание вблагоприятном состоянии условий их обитания; сохранение генофонда растительногои животного мира, в том числе редких и исчезающих видов. Все показателиэкологичности по различным объектам регламентируются в соответствующихнормативных актах и документах (федеральных законах, государственных,общероссийских и международных стандартах, строительных нормах, правилах, инструкциях).
8) Показателибезопасности товаров (в том числе трикотажных) характеризуют особенности определенноговида продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала,например администратора торгового зала, кассира-операциониста в магазине трикотажныхтоваров) при эксплуатации или конечном потреблении продукции (товаров),хранении, транспортировании от механических, электрических, тепловыхвоздействий, ядовитых и взрывчатых паров, акустических шумов, радиоактивныхизлучений и т.п. Показатели безопасности товаров (в том числе трикотажных) должныотражать специальные требования, обусловливающие меры и средства защитычеловека в условиях возникновения аварийной ситуации, не санкционированной и непредусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности. [8]
Как правило, необходимостьвыбора номенклатуры показателей качества определенной группы товаров возникает вследующих случаях: [9]
-   разработке нормативно-техническойдокументации, которой выступают – различного рода стандарты, техническиеусловия на товары (ТУ);
-   проведения экспертизыпотребительских свойств определенного вида товара и проведения сертификациикачества товаров (продукции);
-   разработкедокументов, определяющих договорно-правовые отношения Российской Федерации истран-партнеров по товарообмену.
При этом сам порядоквыбора номенклатуры показателей качества определенной группы товаров включает,как правило, три этапа:
1.     Изучение наиболееполной информации о конкретном виде товара.
2.     Разработкаразвернутой номенклатуры потребительских свойств для выбранной группы товаров (какправило, на основе типовой номенклатуры);
3.     Определениеноменклатуры показателей качества конкретного товаров (построение такназываемой иерархической структурной схемы).
Следует иметь в виду, что основным и практическиединственным целесообразным методом определения номенклатуры потребительскихсвойств и показателей качества товаров является экспертный метод оценки.

4. РАСЧЕТКОЭФФИЦИЕНТОВ ВЕСОМОСТИ
Согласно требованиям иположениям установленным в стандартах (ГОСТ 15467-79) при оценкепотребительских свойств и показателей качества товара применяют две группыметодов определения коэффициентов весомости:
1) Аналитические методы определениявесомости (к этим методам относятся метод регрессионных зависимостей, методэквивалентных отношений)
2) Экспертные методы определениявесомости (к данным методам оценки качества относятся метод предпочтения (илиоценивания), метод ранжирования, метод попарного сравнения, методпоследовательных сопоставлений).
Метод предпочтенияприменяют, если число показателей, входящих в групповой показатель болеевысокого уровня не превышает четырех. При оценивании самому значимому качественномупоказателю эксперт назначает коэффициент весомости, равный единице, а коэффициентывесомости остальных определяют в соответствии с их значимостью по сравнению спервым.
Ранжирование – данныйметод применяют при необходимости снижения трудоемкости операций, выполняемыхэкспертами, и в том случае если процедура оценивания вызывает у экспертовзатруднения. Ранжирование используется также для разделения показателей нагруппы в соответствии с их значимостью. При ранжировании целесообразно, чтобычисло показателей не превышало 10, при этом ранг 1 присваивается самомузначимому показателю, ранг 2 следующему по значимости осуществляется путемматематической обработки.
Парное сравнение – данныйметод исходя из требований трудоемкости, рекомендуется применять исключительно приопределении коэффициентов весомости показателей, число которых не превышает 20.При этом из попарно сравниваемых качественных показателей выбирается наиболеезначимый.
Последовательное сравнение – данный метод оценки – этосамая трудоемкая из указанных выше оценочных процедур, но которая и позволяетполучить наиболее достоверные и наиболее реальные результаты. Она включает всебя процедуры ранжирования (или парного сравнения) и оценивания.
В представленной работе коэффициентвесомости показателей качества трикотажных изделий будет определен методом последовательногосравнения с применением метода ранжирования и метода оценивания качества товара.
В соответствии ссобственным представлением о важности (весомости) показателей качества в графе «Ранг»единичных показателей проставим порядковые номера (это и будут рангипоказателей) показателей. При этом номер 1 присвоим наиболее важному показателю,которым в данном случае выступает показатель «соответствие моде», номер 2 –следующему по важности за ним и т.д. Затем в графе «Коэффициент весомости» дляпоказателя, имеющего ранг 1 («соответствие моде») проставим коэффициентвесомости равный 1. Коэффициент весомости показателя с рангом 2 определим какдолю от весомости первого показателя. Например, если самый важный показателькачества трикотажных  изделий, входящим в комплексный функциональный показателькачества, является прочность на разрыв, а показатель растяжимости в два разаменее важен, то его коэффициент весомости м1 = ½=0,5. При одинаковой важностидвух показателей им присваивают одинаковые ранги и коэффициенты весомости.Коэффициенты весомости могут иметь значения от 0 до 1 с интервалом 0,05.
Такими последовательнымиопределениями заполним м1  единичных показателей качества, после чего определимм1 для комплексных показателей.
Здесь следует помнить,что:
1) Определяя м1  и   м1,нужно исходить из того, что мы – специалисты в области трикотажных изделий,поэтому будем учитывать не только позиции покупателя, но и  тенденции развитияпроизводства трикотажных изделий.
2) Ранги и коэффициентывесомости следует определять лично или вместе с работниками, не входящими в нашуэкспертную группу.
3) Обычно после 1-го тураопределения показателей весомости экспертная группа обсуждает значения м1,назначенные разными экспертами, и проставляют согласованные значения м1 (показателивесомости) во 2 туре.
Таблица 2 – Определениекоэффициентов весомости показателей качества трикотажных изделийНулевая ступень Комплексные показатели Коэффициенты весомости Единичные показатели 2 уровень Ранг Коэффициенты весомости Обобщенный показатель качества Функциональный 1,0
1.    Прочность на разрыв
2.    Стойкость поверхности к истиранию
3.    Усадка при мокрых обработках
4.    Растяжимость
5.    Усадка при химчистке
6.    Остаточная деформация при носке
1
2
5
3
4
6
1,00
0,50
0,20
0,33
0,25
0,16
Гигиенический
  0,80
1.Гигроскопичность
2.Воздухопроницаемость
3.Паропроницаемость
4.Теплопроводность
5.Электризуемость
1
2
4
3
5
1,00
0,50
0,25
0,33
0,20 Эстетический 0,50
1.Соответствие моде
2.Оригинальность модели и конструктивно-декоративных линий
3.Художественно-колористическое оформление
4.Целостность композиции
5.Совершенство производственного исполнения
1
2
3
4
5
1,00
0,50
0,33
0,25
0,20
Таким образом, проведярасчет коэффициентов весомости показателей качества трикотажных изделий (см.данные табл. 2) по трем основным групповым признакам: функциональный показатель,гигиенический показатель и эстетический показатель было выяснено, что определяющимпоказателем с точки зрения оценки качества трикотажных изделий являетсяфункциональный показатель (его показатель весомости равен 1,00). Вторым позначению показателем качества является – гигиенический показатель качестватрикотажных изделий (его коэффициент весомости составил 0,80). И последнимпоказателем, определяющим качество трикотажных изделий стал эстетическийпоказатель (его весомость 0,50). Данные были подсчитаны по результатампроведенного опроса потребителей трикотажных изделий в магазине «Трикотаж» (см.Прил. 1).
Что касаетсяфункционального показателя качества трикотажных изделий, то в его структуреотмечены такие наиболее важные показатели:
— прочность на разрывранг — 1, показатель весомости – 1,00;
— стойкость поверхности кистиранию ранг-2, показатель весомости– 0,50;
— усадка при мокрыхобработках ранг-5, показатель – 0,20;
— растяжимость ранг – 3,показатель весомости -0,33;
— усадка при химчисткеранг – 4, показатель весомости – 0,25;
— остаточная деформацияпри носке ранг-6, показатель – 0,16.
Гигиенический показателькачества представлен в следующих вариациях:
— гигроскопичность ранг1, показатель весомости 1,00;
— воздухопроницаемостьранг 2, показатель весомости – 0,50;
— паропроницаемость ранг-4, показатель весомости – 0,25;
— теплопроводность ранг3, показатель весомости – 0,33;
— электризуемость ранг 5,показатель весомости – 0,20.
Эстетический показателькачества по опросу выглядит так:
— соответствие моде ранг1,00, показатель весомости 1,00;
— оригинальность модели иконструктивно-декоративных линий ранг 2, показатель весомости 0,50;
— художественно-колористическое оформление ранг 3, показатель 0,33;
— целостность композицииранг 4, показатель весомости 0,25;
— совершенствопроизводственного исполнения ранг 5, показатель 0,20.
В целом моно отметить,что для большинства потребителей трикотажных изделий наиболее значимымипоказателями качества являются:
1,00 – — прочность наразрыв; гигроскопичность; соответствие моде.
0,50 — стойкостьповерхности к истиранию; воздухопроницаемость; оригинальность модели иконструктивно-декоративных линий.
0,33 –растяжимость;теплопроводность; художественно-колористическое оформление.
0,25 — усадка прихимчистке; паропроницаемость; целостность композиции.
0,20 — усадка при мокрыхобработках; электризуемость; совершенство производственного исполнения.
0,16 — остаточнаядеформация при носке.
/>
Рис… 1 – Показатели весомостикачества трикотажных изделий

5. РАСЧЕТКОМПЛЕКСНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Согласно требованиям ГОСТ15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины иопределения, и основным положениям ГОСТов 4-ой системы «Система показателейкачества» — комплексную оценку уровня качества выпускаемых товаров проводят последующим этапам:
1.   Определение номенклатуры показателейкачества товара (продукции), обеспечивающих возможность оценки его уровня ипостроение иерархической структуры свойств.
2.   Определение коэффициентов весомостейпоказателей качества.
3.   Выбор базовых показателей свойств длясравнения.
4.   Измерение показателей качества иприведение их к сопоставимому виду (определение относительных показателейкачества).
5.   Выбор метода и расчет комплексногопоказателя уровня качества.
1) Определим номенклатурупоказателей качества товара.
Номенклатура показателейкачества товаров состоит из трех блоков:
1. Функциональныепоказатели – прочность на разрыв; стойкость поверхности к истиранию; усадка примокрых обработках; растяжимость; усадка при химчистке; остаточная деформацияпри носке.
2. Гигиеническиепоказатели – гигроскопичность; воздухопроницаемость; паропроницаемость;теплопроводность; электризуемость.
3. Эстетическиепоказатели – соответствие моде; оригинальность модели и конструктивно-декоративныхлиний; художественно-колористическое оформление; целостность композиции;совершенство производственного исполнения.
2) Определим коэффициентывесомости показателей качества трикотажных изделий. (см. табл. 2).
1. Функциональный показателькачества трикотажных изделий: прочность на разрыв показатель весомости – 1,00;стойкость поверхности к истиранию показатель весомости– 0,50; усадка при мокрыхобработках показатель – 0,20; растяжимость показатель весомости -0,33; усадкапри химчистке показатель весомости – 0,25; остаточная деформация при носкепоказатель – 0,16.
2. Гигиеническийпоказатель качества в следующих вариациях: гигроскопичность показательвесомости 1,00; воздухопроницаемость показатель весомости – 0,50;паропроницаемость показатель весомости – 0,25; теплопроводность показатель –0,33; электризуемость показатель весомости – 0,20.
3. Эстетическийпоказатель качества по опросу выглядит так: соответствие моде показательвесомости 1,00; оригинальность модели и конструктивно-декоративных линийпоказатель весомости 0,50; художественно- колористическое оформление показатель0,33; целостность композиции показатель весомости 0,25; совершенствопроизводственного исполнения показатель 0,20.
3) Выбор базовыхпоказателей свойств для сравнения.
При выборе базовыхпоказателей качества необходимо руководствоваться следующими принципами:совокупность показателей качества базового образца  должна устанавливаться,исходя из целей оценки уровня качества (см табл. 3); должна быть реальнодостижимой; по номенклатуре и методам определения должна быть идентичнойоцениваемой продукции; должна характеризовать оптимальный уровень качества,обеспечивающий максимальное удовлетворение потребностей в товаре при минимуме затратна его создание и эксплуатацию.

Таблица 3 – Выбор базовых показателей качестваЦель оценки уровня качества Базовые показатели
1.      Контроль качества
2.      Сертификация качества
3.      Выбор варианта продукции
4.      Анализ динамики уровня качества продукции
Нормативные показатели
Эталонные показатели/средний или высший отечественный или мировой уровень качества/
Показатели, записанные в техническом задании
Показатели предыдущего периода
4) Измерение показателейкачества и приведение их к сопоставимому виду (определение относительныхпоказателей качества).
При том что единичныепоказатели качества товара, определяемые измерительным и расчетными методами,имеют разную размерность. Для расчета комплексного показателя их приводят ксопоставимому виду путем расчета относительных показателей " qi " качества по формулам:
/>       или       />,                               (1)
где Рi – значение единичного /i-го/ показателя качества оцениваемойпродукции:
РiБАЗ – значение единичного базового показателя качества.
Эти формулы применяют приналичии линейной зависимости q от Pi (у нас такой зависимости неимеется).  При отсутствии таковой вид функциональной зависимостиустанавливается экспертным методом или специальными исследованиями, либорекомендуется перевод размерных показателей  в безразмерные по специальным формулам.
5) Выбор метода и расчеткомплексного показателя уровня качества.
Обобщенный показателькачества определим по методу расчета средневзвешенного арифметическогопоказателя. Расчет обобщенного показателя качества произведем по следующейформуле:
/>                                                 (2)
Уровень качестваопределяют как отношение: 
Kур = />                                                           (3)
Таблица 4 — Типоваяноменклатура показателей качестваКомплексные показатели 1-го уровня Комплексные показатели 2-го уровня Социальное значение
Социальный адрес и потребительский класс /типаж/ товаров
Соответствие товаров оптимальному ассортименту
Моральное старение Функциональные
Совершенство выполнения основной функции
Универсальность применения
Совершенство выполнения вспомогательных операций Надежность в потреблении
Безотказность
Долговечность
Ремонтопригодность
Сохраняемость Эргономические
Удобство пользования изделием при выполнении основной функции и вспомогательных операций
Удобство управления технически сложным изделием
Соответствие изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим, психологическим требованиям
Легкость освоения потребителем действий, выполняемых с изделием Эстетические
Художественная выразительность
Рациональность организации формы
Целостность композиции
Совершенство производственного исполнения и стабильности товарного вида Безопасность потребления
Механическая безопасность
Физическая безопасность
Пожаро- и взрывобезопасность Экологические
Особенности воздействия изделия на природную среду
Особенности воздействия изделия на предметно-пространственную среду

Таблица 5 – Комплексныепоказатели качества трикотажных изделийНомер п/п Показатели и размерность Значение показателя Относительный показатель уровня качества, qi оцениваемого изделия, Рi базового образца, Рiбаз
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Прочность на разрыв, Н/см2
Стойкость поверхности к истиранию, баллы
Усадка при мокрых обработках, баллы
Усадка при химчистке, %
Остаточная деформация при носке, баллы
Устойчивость окраски к свету, светопогоде, баллы
100
3,5
3,5
3,0
4,0
4,0
120
4,0
4,0
3,5
4,0
5,0
1.2
1,14
1,14
1,16
1
1,25
Таким образом комплексныйпоказатель составил – 6,89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной курсовойработе была исследована тема «Оценка потребительских свойств и показателейкачества товара», в процессе исследования в представленной работе былипоставлены и решены следующие задачи:
1.        Исследованопонятие оценки качества и уровня качества товаров.
2.        Изученапоследовательность оценки уровня качества.
3.        Осуществлен выборноменклатуры показателей качества группы товаров.
4.        Произведен расчеткоэффициентов весомости.
5.        Рассмотреныкомплексные показатели и осуществлен их расчет.
По итогам исследований иизучений можно сделать следующие выводы.
Качество товаров – этосовокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения,которыми должны быть наделены товары для соответствия своему истинномуназначению. Качество товаров оценивается на основе количественного измеренияопределяющих его свойств. В настоящее время выработана система количественнойоценки потребительских свойств товаров, которые и дают конечные показателикачества. Достаточно широко распространена оценка свойств товаров по группам,которые дают соответствующие показатели качества: показатели назначения товаров;показатели надежности товаров; показатели стандартизации и унификации товаров; эргономическиепоказатели товаров; эстетические показатели товаров; показателитранспортабельности товаров; патентно-правовые показатели товаров; экологическиепоказатели товаров; а также показатели безопасности товаров.
С помощью указанныхпоказателей качества можно определить уровень качества товара, по результатамкоторого в организации будет осуществляться управление качеством выпускаемых товаров.Управление качеством товаров требует осуществления периодической оценки потребительскихсвойств и показателей качества товаров. При этом уровень качества товароввыступает основной мерой их потребительной стоимости. Как правило, необходимостьоценки потребительских свойств и показателей качества товаров возникает: присертификации товаров; при выборе наилучшего варианта товаров; при планированииповышения уровня качества товаров; при контроле качества товаров; а также приобосновании мер стимулирования улучшения качества товаров.
На основании оценки потребительскихсвойств и показателей качества товаров в организации просто необходимоосуществлять такой процесс, как управление качеством выпускаемых товаров. Системауправления качеством товаров представляет собой некую совокупностьуправленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств,направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровнякачества продукции.
В качестве предложений ирекомендаций хотелось бы предложить следующее. Чтобы выпускаемы товары(продукция) были хорошего качества и соответствовали стандартам, системауправления качеством должна включать:
1.Задачи руководства вобласти качества товаров (политика, организация)
2. Соответствующую системудокументации и планирования качества.
3. Специальную документациютребований качества и их выполнимость.
4. Контроль ицелесообразность требований качества во время разработки (планирование,компетентность, документация, проверка, результат).
5. Контроль качества вовремя закупок (документация, контроль).
6. Обозначение изделий ивозможность контроля их качества.
7. Контроль качества вовремя производства, выпуска товаров, продукции (планирование процесса,инструкции, квалификация, контроль).
8. Проверка качества выпущенныхтоваров (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль,документация испытаний).
9. Контроль качества прихранении, перемещении, упаковке, отправке.
10. Документированиекачества выпускаемых товаров.
11.Внутрифирменныйконтроль за системой поддержания качества.
12. Анализ качества выпускаемыхтоваров и систем принимаемых мер.
И только при выполнениивсей этой программы управления качеством в организации – качество товаров станеттем важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, который обеспечиваетконкурентоспособность товара и фирмы.

Список использованной литературы
1.Оформление курсовых ивыпускных квалификационных работ: метод. указания / Краснояр. гос. торг. –экон. ин-т; сост. Р.В. Трофимова, О.Ю. Дягель, Э.А. Батраева, Т.В. Вашко, Т.В.Федюкевич. – Красноярск, 2007. – 28 с.
3.АгбашВ.Н. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник для экон. фак.торг.вузов. – М.: Экономика, 1989.
4.БобровниковГ.Н. и др. Качество продукции и научно-технический прогресс. – М.: Издательствостандартов, 1988.
5.Иванникова Л.И. Современные формы кодирования товаров. Учеб. пособие длястудентов торгового-экономических Вузов по курсу «Теоретические основытовароведения непродовольственных товаров.»
6.ЛитвиновО. Информация о товарах для потребителей в торговой сети./Стандарты и качество.– 2002 — №5. – С.70-75.
7. Дурнев В. Д. Товароведение промышленных материалов. Учебник./ Дурнев В.Д.,Сапунов С.В., Федюкин В. К. М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 2002.– 536с.
8.Николаева М. А.  Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы:Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 283с.
9.ШишкинИ.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством: Учеб. для Вузов / Подред. Акад. Н.С. Соломенко. – М.: издательство стандартов, 1990. – 342 с.
10.Теоретическиеосновы товароведения непродовольственных товаров: Учеб. для студ. вузов, обуч.по спец. 1732 «Тов. и орг. торговли непрод. тов. «/ Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К.,Кутянин Г.И.,  — М.: Экономика, 1988. – 295с.
    11. Барчекова В.И. Основы товароведения непродовольственных товарове: Учеб.Ред. М.А. Кутенова. – М.: Экономика, 19901. – 319 с.
12. Жиряева Е. В.Товароведение / Е. В. Жиряева. – СПб.: Питер, 2002. –
416 с.
13. Петрище Ф. А.Теоретические основы товароведения и экспертизы
 непродовольственныхтоваров: учебник / Ф. А. Петрище. – М.: Дашков и К, 2004. – 512 с.
14. Окрепилов В. В.Управление качеством / В. В. Окрепилов. – СПб.:
Наука. Ленингр. отд-ние,2000. – 210 с.
15. Коммерческоетовароведение: учебник для вузов / В. И. Теплов,   
М. В. Сероштан, В. А.Панасенко. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2001. – 620 с.

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ»
Кафедратовароведения и экспертизы непродовольственных товаров
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине «Теоретические основы товароведения»
на тему «Оценкапотребительских свойств и показателей качества товаров»
 
Выполнила                                                        Научныйруководитель
студентка  4 курса                                   доцент
группы ТВН-07-11Б                                ДеминаЛ. Н.
Павленко Т. С.
Красноярск2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Выдающиеся деятели отечественной психологической науки
Реферат Кредитный риск. Его сущность и методы управления
Реферат Social structure of the society
Реферат Управление предприятием. Отчет по практике
Реферат Экономическая безопасность России в условиях перехода к рынку
Реферат Адрес: 188800, Ленинградская область
Реферат Экономические реформы современной России
Реферат Лизинг в России и за рубежом
Реферат Маленький человек в классической русской литературе XIX века.
Реферат Школа софістів уявлення про державу і право
Реферат Теория институционной экономики
Реферат Тезисы к экзамену по Экомике предприятия
Реферат Сущность международной торговли
Реферат Правові аспекти участі громадськості в прийнятті рішень щодо забезпечення екологічної безпеки у плануванні та забудові міст України
Реферат Тест по истории экономики