Реферат по предмету "Маркетинг"


Основы организации логистических систем

--PAGE_BREAK--4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки
Одна из основных задач логистики — минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.
5. Развитие услуг сервиса на современном уровне
Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к средству повышения конкурентоспособности.
Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков, поставляющих одинаковый товар, одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобной таре и т. п.
6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды
Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации и изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.
1.5 Правила логистики
Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики».
1. Груз (нужный товар).
2. Качество (необходимого качества).
3. Количество (в необходимом количестве).
4. Время (должен быть доставлен в нужное время).
5. Место (в нужное место).
6. Затраты (с минимальными затратами).
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

1.6 Функции логистики
В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие.
Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:
- транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
— предприятия оптовой торговли;
— коммерческо-посреднические организации;
- предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.
Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, а также непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.
Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
В табл.1.1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий.
Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т.е. формирование связей между элементами макрологистических систем.
Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:
— все перечисленные в табл.1.1 функции взаимоувязаны и направлены на управления материальным потоком. Другими словами, весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;
- носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.
Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.
Таблица 1.1
Основные логистические функции и их примерное распределение
Название логистической функции
Участник логистического процесса
 
Транспорт общего пользования, экспедиционная фирма
Предприятия оптовой торговли
Коммерческо-посреднические организации
Склады готовой продукции предприятий-изготовителей
Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация
Х
Х
Х
 
Определение объемов и направлений материальных потоков
 
Х
Х
 
Прогнозные оценки потребностей в перевозках
Х
Х
Х
 
Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения
 
 
Х
 
Развитие, размещение и организация складского хозяйства
 
Х
Х
 
Управление запасами в сфере обращения
 
Х
 
 
Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения
Х
 
 
 
Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров
 
Х
 
 
Управление складскими операциями
 
Х
 

1.7 Логистика как фактор повышения конкурентоспособности
предприятия
Итак, проходя через производственные, транспортные и другие звенья цепи от начального источника к конечному потребителю, материальный поток, подобно снежному кому, увеличивается, причем увеличивается в стоимости. Исследования, которые проводились в Великобритании, показали, что более 70% стоимости продукта, прошедшего весь путь и попавшего уже к конечному потребителю, «составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока».
В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:
— снизить запасы на всем пути движения материального потока;
— сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
— снизить транспортные расходы;
— сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.
Здесь же приводятся данные Европейской промышленной ассоциации и промышленной ассоциации США, которые указывают на то, что «сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70%. Сокращение запасов происходит за счет согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов.
По данным, приведенным в [1] от двух до пяти процентов в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, составляют затраты времени на собственное производство. Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Поэтому логистика рассматривается в качестве фактора повышения конкурентоспособности фирм. В связи с этим становятся актуальными задачи нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм.
Чтобы определить количественные параметры последствий логистических решений, необходимы некоторые условия, а именно:
— наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы;
— проведение комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;
— определение доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.
Зарубежная литература, имеющая отношение к экономике, подчеркивает, что фирмы, которые принимают логистическую концепцию и строят свою стратегию на ее основе, имеют лучший показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу.
Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами, а также на упаковку грузов, обеспечение рынка и потребителей запасными частями, послепродажный сервис и другая подобная деятельность. Логистика также влияет на улучшение положения фирм на рынке, из чего следует увеличение их доли на нем.
Логистика влияет на инвестиционный капитал через основные элементы активов и пассивов баланса фирм и предприятий. Так как в наше время многие фирмы сталкиваются с дефицитом наличности, «такие элементы, как «наличность и счета дебиторов» являются решающими, с точки зрения ликвидности фирмы», и являются наиболее важными [2].
Поскольку логистика влияет на оборотный капитал через сокращение запасов (это запасы сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий), то, следовательно, логистическое управление зависит от политики предприятия в отношении уровней запасов, степени контроля и управления этими уровнями. Одновременно, от политики по закупке сырья и материалов, непосредственно связанных со счетами кредиторов, оказывается влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством – это составная часть логистической стратегии предприятия, которая в конечном итоге позволяет получить значительный экономический эффект. Как показали исследования, на предприятиях и фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, производственные затраты снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.
Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления.
Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков (от рынков продовольственных товаров до капиталоемкой продукции), показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы [3] заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики – процесс непрерывный и адаптивный.
1.8 Основные требования логистики
Логистика выдвигает следующие основные требования:
1) поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;
2) совершенствование организации движения материальных потоков;
3) поступление необходимой информации и современная технология ее обработки;
4) эффективное управление трудовыми ресурсами;
5) налаживание тесной взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии;
6) учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;
7) определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;
8) тщательная разработка логистических операций.
Эти требования логистики повышают эффективность работы фирмы.
Рассмотрим для примера связь логистики с корпоративной стратегией.
Для достижения высоких прибылей от применения логистики необходимо, чтобы аспекты логистических операций были связаны со стратегическими планами фирмы. Руководители фирм управляют логистическими операциями в интересах реализации стратегии компании, которая должна обеспечить конкурентоспособность за счет сокращения затрат.
Многочисленные исследования и практика показали, что одним из подходов к завоеванию рыночных позиций является максимальное «приближение к потребителю» при обеспечении положенного качества продукции.
Второе требование логистики призывает к такой организации логистических операций, которая дала бы возможность контролировать все функции по выполнению задач, связанных с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом под эгидой единого коммерческого подразделения. Все логические функции должны быть объединены под соответствующим контролем централизованного и децентрализованного руководства с учетом того, что эффективные решения легче принять, если специально созданное и достаточно опытное подразделение отвечает за все связанные между собой логистические операции.
В настоящее время все большее количество фирм объединяют под общим руководством две важные области деятельности:
— управление запасами;
— распределение материальной продукции.
Это позволяет лучше использовать такие сложные сферы бизнеса, какими является транспортировка и складирование. В таких фирмах осуществляется контроль над всей логистической цепочкой, как за единым, целостным потоком. При этом предприятия и организации идут на дополнительные затраты, но создают широкий диапазон структур и подструктур для обеспечения эффективного логистического управления.
Для выполнения третьего требования необходимо поступление достоверной оперативной информации, для обработки которой следует использовать современную технику и технологию. Выполнение данного требования в логистических системах позволяет фирмам извлекать немалую выгоду. Поэтому успешно функционирующие логистические подразделения рассматривают компьютеризацию как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в деле повышения прибыли. Используя сети электронного обмена данными с потребителями, можно повышать конкурентоспособность организации и не снижать долю рынка. Творчески применяя модели на базе ЭВМ, можно также повышать качество обслуживания клиентуры.
Рассматривая должную степень информационного обеспечения как одно из важных условий получения прибыли, компании все активнее стали инвестировать информационные системы управления, соответственно уменьшая затраты на более привычные и традиционные системы, что немедленно сказывается на результатах работы фирм.
Например, вкладывая средства в усовершенствование систем обработки информации, связывающей администрацию, подразделения логистики, поставщика, компании добиваются резкого сокращения уровня запасов сырья (иногда в 15-20 раз).
Многие компании направляют свои средства на разработку и внедрение компьютерных сетей, основанных на новейших средствах связи, для учета и контроля многомиллионных логистических затрат. Такие затраты окупаются за 3-4 месяца применения системы, что позволяет сэкономленные средства направлять на их модернизацию. Такое пристальное внимание ко всему, что связано с получением и обработкой информации благоприятно сказывается на замедлении роста текущих затрат. Для сравнения отметим, что в прошлом большинство ЭВМ в сфере материально-технического обеспечения было предназначено для обработки данных, относящихся непосредственно к самой сделке (например, обработка информации по поступившему наряд-заказу, закупкам, и хранению запасов).
    продолжение
--PAGE_BREAK--Многие компании разрабатывают варианты систем, использующих все преимущества новых поколений электронной техники, с увеличенной скоростью обработки данных и техническим обеспечением средствами дальней связи. Это дает возможность применять их для принятия управленческих решений. Зарубежные специалисты считают, что сети поддержки решения будут превращаться в «экспортные системы», призванные играть еще более важную роль в принятии логистических решений.
Эффективное управление трудовыми ресурсами играет решающую роль в наладке слаженного механизма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы. Вот почему руководство фирм придает огромное значение вопросам подбора рабочей силы, ее профессионального обучения и подготовки. Сегодня это уже стандартная практика.
В настоящее время руководители высшего уровня сферы логистики, понимая, что только хорошо подготовленные и опытные менеджеры способны обеспечить успех в реализации стратегии и планов фирм, стали напрямую взаимодействовать с системой подготовки кадров. Это проявляется, в частности, во встречах с профессорско-преподавательским составом и студентами. Практика свидетельствует и о том, что в условиях долгосрочных связей фирм с клиентурой управление трудовыми ресурсами становится их общим делом. Подготовка на рабочем месте уже недостаточна, и многие фирмы направляют кадры логистических подразделений на специальные курсы переподготовки в целях повышения квалификации и обучения новым методам и технологиями в области логистики.
Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии также является одним из требований совершенствования логистики. Благодаря его реализации компании устанавливают тесное сотрудничество со своими партнерами по хозяйственным связям (брокерами, поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и так далее). Не меньшее значение стало придаваться координации деятельности внутренних подразделений фирм (производственных отделов, отделов продаж, закупки, маркетинга и так далее). Опыт подтверждает, что наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внутренними участниками коммерческих отношений.
Многие успешно функционирующие фирмы давно установили между собой режим делового сотрудничества. Они больше не считают его эпизодическим явлением, ориентированным, главным образом, на снижение затрат в краткосрочном плане. Фирмы все чаще практикуют «стратегические союзы» с поставщиками, потребителями, транспортными агентствами и другими участниками логистической цепи. В настоящее время любой крупный производитель продукции определяет стратегическую линию сотрудничества со своими партнерами, рассматривая совместную разработку и внедрение мероприятий в качестве единого комплекса полнокровных взаимоотношений во всех звеньях организации коммерческого дела. При этом огромное значение придается открытому и систематическому процессу обмена информацией по прогнозированию, планированию и графиком поставок продукции и так далее.
На основе практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше всего логистические операции такие, как транспортировка, складирование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-калькуляционных подразделений или иных структурных органов, результаты деятельности которых измеряют полученной прибылью. Такую тактику успешно применяют многие американские фирмы. Одной из них, сумевших упрочить свои финансовые позиции, является «Ксерокс Корпорэйшн». Обеспечивая обслуживание по индивидуальным заказам, эта фирма получила существенную прибыль при сбыте продукции. При этом логистические структуры фирмы гарантируют тот уровень сервиса, который требуют руководители производственных подразделений.
Традиционно, как известно, в западных странах компании применяют показатель нормы прибыли на активы как наиболее важный индикатор финансовой деятельности. По аналогии американских фирм некоторые предприятия РФ рассчитывают прибыль и на логистические активы. В результате внедрения в финансовую практику данного показателя все большее число компаний начинают пользоваться услугами соответствующих специализированных фирм. С этой тенденцией связывают сокращение численности собственного парка автомобилей, а также тот факт, что растущее число компаний стало прибегать к услугам складов общего пользования, против чего они категорически возражали всего несколько лет назад.
Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельности является одним из элементов стратегической политики фирм. Для выявления оптимального уровня качества обслуживания определяют дополнительные доходы, достигнутые от предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли, полученной от него, к затратам, связанных с поддержанием таких уровней. Кроме того, разрабатывается ориентированная на рынок программа с указанием уровней логистического обслуживания, из которой видно, как планируется обслуживание потребительских услуг по различным классам, устанавливаемым в зависимости от их доли в объеме продажи, а также срока выполнения заказа.
Большинство фирм в западных странах признает важность обслуживания конкретного потребителя. Они установили параметры обслуживания и строго следят за тем, как удовлетворяются требования, предъявляемые к обслуживанию.
Тщательная разработка логистических операций, как уже отмечалось выше, является одним из основных требований к логистике, способствующее значительной экономии затрат. В ходе такой разработки фундаментальные проблемы (например, стратегии предпринимательства) увязываются с «малыми» вопросами. Но сделать это возможно лишь при углублении знаний и приобретении всем руководящим составом фирмы большого опыта практической работы.
Американские специалисты Д. Бушер и Г. Тиндол считают, что выполнение фирмами вышеуказанных восьми требований гарантирует эффективную взаимосвязь логистики с маркетингом и производством.
Рассмотренный выше подход обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими затратами на сервис для покупателей, управления, которое будет содействовать росту прибыли по активам рассматриваемой сферы деятельности, то есть повышению конкурентоспособности предприятия.

2. Особенности организации распределительной логистики
2.1 Особенности организации оптовой базы
Анализ логистических систем в условиях РФ показал, что наиболее широкое распространение получили оптовые базы, структура которых представлена на рис.2.1.

Рис. 2.1. Распределительная система
Логистические системы такого вида относятся к классу сбытовых логистических систем вербального типа. Эту систему можно определить как совокупность подразделений головного предприятия (возможно предприятий посредников и независимых коммерческих посредников). Среди этих посредников оптовая база занимает основное положение, т.к. уровень запасов, эффективность оборотов в значительной степени определяет эффективность работы всей распределительной системы. Таким образом, между сетью посредников должны быть созданы связи (материальные, финансовые и информационные, с помощью которых обеспечивается продвижение товаров и дополнительно возможно оказание необходимых услуг для потребителя). Независимость сбытовых посредников позволяет поддерживать высокую эффективность их взаимной работы, т.к. плохо работающий посредник исключается из состава элементов системы.
Совершенствование работы систем оптовых баз (рис.2.1.) может приводить к тому, что будут сформированы распределительные центры, включающие одну или несколько оптовых баз.
Периферийные склады могут быть созданы, как многоуровневая структура, где элементы ее могут быть как специализированные, так и неспециализированные. Смежные заводы поставляют продукцию дилерам, распространяющим ее на рынках, в функцию которых входит не только реализация товаров, но и сбор необходимой информации для логистической системы. Дилерам могут поручаться сервисные функции до продажного и послепродажного обслуживания. Такими свойствами вполне обладают:
— магазины;
— лизинговые фирмы;
— торговые центры.
Международный опыт показал, что при подобной организации период оборота сокращается не менее чем на 3-8%.
В условиях РФ имеются предпосылки создания подобного рода систем. Например, для продуктов сельхозмашиностроения вполне пригодны элементы бывшей структуры «Сельхозтехника», которые рассредоточены по всем регионам страны. Для многих видов продукции в качестве распределительных центров могут быть использованы элементы (оптовые базы) Госснаба.
Эти базы имеют неплохое техническое оснащение и достаточно удачную территориальную дислокацию. По оценкам специалистов мощности бывшей системы Госснаба в настоящее время используются менее чем на 50%, и, следовательно, эти базы могут быть использованы как базовые элементы вновь создаваемых сбытовых систем.
Анализ показывает, что обычно сбытовые системы на основе оптовых баз создаются по следующим причинам:
1) достаточно большие потери материальных и трудовых ресурсов;
2) слабая информационная поддержка сбытовой деятельности (в том числе отсутствие информационных компьютерных сетей);
3) потери, связанные с рассредоточением при поставке заготовительной продукции и товаров производственного назначения;
4) отсутствие опыта в управлении материальными потоками в условиях жесткой рыночной экономики;
5) объективными трудностями, которые имеют место в практическом использовании философии маркетинга для конкретных логистических операций.
Исследования показали, что в условиях РФ можно порекомендовать два варианта сбытовых структур:
– структуры на основе небольших и средних оптовых баз;
– специализированные структуры (которые хорошо зарекомендовали себя в системе финансово – промышленных групп).
2.2 Особенности сбытовых операций
Нетрудно заметить, что оценка эффективности логистических операций будет зависеть от формы представления полезного эффекта и способа учета затрат на его достижение. Форма представления полезного эффекта операции распределительной логистики в основном устанавливается потребителями (покупателями). Если мы не занимаемся самообманом, то должны ориентироваться не на наши представления о результативности выполняемых нами логистических операций, а на оценке их нашими потребителями. При поставке (продаже) продукции потребителя интересует качество и цена товара, доступность его получения и простота эксплуатации, внешняя привлекательность и престиж, а также многое другое, что составляет потребительские свойства товаров и услуг.
Общие затраты на осуществление логистических операций можно представить как текущие и единовременные. По отношению к полезному эффекту, их целесообразно распределять: на прямые (т.е. непосредственно связанные с его получением) и косвенные. При этом косвенные затраты лишь опосредованным образом влияют на получение эффекта. Разумеется, затраты делятся:
— по видам используемых ресурсов;
— по калькуляционным статьям;
— по другим введенным признакам.
Какой бы способ планирования и учета затрат мы не приняли, основным критерием правомерности нашего выбора должны быть полнота и достоверность их отражения.
Определенным образом организованную совокупность логистических операций, обеспечивающих достижение общих целей, мы называем логистической цепью. Подобное представление о логистических цепях разделяется не всеми [2, 4, 7, 8]. Одни считают, что «логистическая цепь — линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складов общего пользования и т.д.), осуществляющих логистические операции...»; другие — что «логистическая форма организации межфирменного взаимодействия — логистические цепи». В маркетинге все, что мы процитировали, принято называть каналами распределения [3], но в таком случае возникает терминологическая путаница.
Даже если не обращать внимания на лингвистику, то и в практическом смысле более корректно подразумевать под логистической цепью не только и не столько участников сбытового процесса, сколько совокупность логистических операций, объединенных общностью как результатов, так и, естественно, участников сбытовой деятельности. Из этого можно заключить, что логистические цепи обладают следующими основными свойствами:
— системность (под которой подразумевается, что каждая отдельно взятая операция не образует логистическую цепь, а она возникает лишь в определенном состоянии логистических операций);
- устойчивость, т.е. способность логистической цепи сохраняться до полного выполнения задач ее организации;
- гибкость, т.е. изменчивость состава (звеньев) цепи с учетом изменения задач и функций;
- адаптивность, т.е. постоянную настройку элементов цепи на изменяющуюся конъюнктуру рынка;
- эффективность, т.е. логистическая цепь сохраняется до тех пор, пока это выгодно всем ее участникам.
В свойствах реальных логистических цепях заложены и основные их преимущества [1, 4, 8]:
– добровольное объединение ресурсов и усилий субъектов распределительной логистики для достижения общесистемных целей;
– технологическое и организационное сопряжение логистических операций для минимизации потерь несопряженности;
– экономическое единство выражения конечного результата функционирования логистической цепи по каждой операции и для каждого участника;
– совместное генерирование идей, обеспечивающих повышение эффективности распределительной логистики.
Все разнообразие возможных логистических цепей предлагается классифицировать по следующим основным признакам:
1) по количеству звеньев (операций) двух-, трех- и многозвенных цепей;
2) по составу участников (внутренние, когда участниками цепи являются только подразделения предприятия, и внешние, т.е. цепи, образуемые как результат взаимодействия экономически самостоятельных субъектов);
3) по времени действия (постоянные или долговременные, периодического действия и разовые);
4) по обслуживаемым рынкам (глобальные, региональные и локальные цепи).
Предложенная нами классификация не может охватить все разнообразие логистических цепей, поэтому сосредоточим внимание лишь на определяющем признаке — количестве звеньев и, главным образом, на составе участников логистических цепей.
Как мы уже отмечали, по составу участников логистические цепи распределительной логистики различаются на двух-, трех- и многозвенные, но важно отметить, что формально они совпадают с каналами сбыта.
Простейшая логистическая цепь, получившая название прямого сбыта, включает только двух участников: товаропроизводителя и потребителя. Обычно она целесообразна при значительных объемах потребления или при изготовлении продукции на заказ (в частности, при создании инвестиционного продукта). Розничное звено между товаропроизводителем и покупателем появляется тогда, когда есть небольшие покупки массового товара массовым потребителем (обычно товары широкого потребления). Впрочем, именно по товарам массового спроса подразделения розничной сети редко взаимодействуют с товаропроизводителями (за исключением, пожалуй, супермаркетов). Им экономически выгоднее покупать товар у посредника, роль которого чаще всего выполняет оптовое звено (торгово-закупочная база, оптовый склад и т.п.) [3].
Возможные участники логистических цепей представлены на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Участники логистических цепей
Роли дилера, дистрибьютора и торгового представительства в логистической цепи обычно определяются степенью их самостоятельности. Торговое представительство чаще всего является дочерним предприятием товаропроизводителя и обладает тем большей экономической самостоятельностью, чем дальше территориально расположено от головного завода. Дистрибьютора отличает от дилера, помимо масштаба продаж, то, что он не только перепродает товар, но и принимает на себя ответственность за операции физического распределения, т.е. хранение, транспортировку, подготовку к потреблению [3].
Кроме приведенных на рис. 2.2 участников логистических цепей, возможны такие их представители, как торговые агенты, брокеры, комиссионеры и др. При выборе варианта логистической цепи необходимо руководствоваться следующими критериями:
- полнота (своевременность и комплектность выполнения заказов потребителей);
- минимум предельных затрат на единицу прироста полезного эффекта сбытовой деятельности;
— возможность возмещения дефектных товаров и организация сервиса;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.