Особенностиагитационнойкомпании.
Наэтапе агитационнойкомпании реализуютсяпланы и стратегическиезамыслы, созданныена подготовительномэтапе. Компанияможет бытьнаправлена, на созданиеположительногоимиджа кандидата, так и на разрушениеимиджа соперников.В целом этотэтап состоитиз совокупностиразличныхмероприятий, на которыхиспользуетсяопределенныйнабор методовагитационноговоздействия.
Агитационныелистовки.Также существуютнастенные ипредназначеныдля раздачив руки, агитационныеи презентационные, сигнально-информационные.
Существуютследующие видынастенныхлистовок:
1.Ориентирующиена борьбу –первая частьсоздает образврага или негативнуюустановку навосприятиеоппонента.Основная часть: указывает путьборьбы с врагомили формируетположительноевосприятиекандидата.
2.Биографические– с изложениемкраткой биографиикандидата, создающиежелаемый образпоследнего.
3.Програмные– с краткимизложениемпрограммы.
Агитационнаялистовка дляраздачи избирателямзачастую содержитеще минимумполезной информации(листовки сэкологическимителефонами, правиламиповедения вэкстренныхситуациях итд.).
Характернойособенностьюлистовок являетсядоминирующиежелание закрепитьобраз кандидатас помощью «ключевыхсигналов»(портреты, сопровожденныефразой типа«это наш кандидат»,«это свой человек»), как показалапрактика лучшевоспринималисьнебольшие поразмеру, доходчивыепо содержанию, адресные цветныелистовки.
Агитацияна страницахпечати. Спецвыпуски газет.Черезпечать осуществлялосьформированиеопределенногоимиджа кандидатав депутаты (егочеловеческоелицо – образование, карьера, хобби, образ хорошегосемьянина, заслуги переджителямигорода/области, республики, фото с политическимилидерами).Специальныйвыпуск газетыпредставляетсобой особыйвид агитационнойпродукции, соединяющий в себе достоинствалистовки, плакатаи газеты. С однойстороны онпозволяеткратко представитькандидата ввиде лозунгов, афоризмов, большой фотографией, с другой стороныимеется возможностьпредставитьинтересующемусяизбирателюразвернутуюпрограмму.Специальныевыпуски газетпозволяюткандидату вдепутаты вдостаточнойстепени полноизложить своивзгляды, вестиразвернутыймонолог сизбирателями.
Передразработкойизбирательныхкомпаний стоятчетыре вопросакасающихсяиспользованияспециальныхвыпусков газет.
1.Необходимостьпримененияданного видаагитации, егороль в избирательнойкомпании;
2.Выбортипа спец выпуска, либо на базеуже существующегоиздания, либоиздание оригинальнойгазеты, определениеего объема, формата тиража;
3.Содержание, оформлениеспец выпуска;
4.Количествоспец выпусков, время выхода, способы распространения.
Видеале в ходеизбирательнойкампании должныбыть задействованывсе каналыкоммуникации, по которым кизбирателямможет попастьинформацияо кандидатахна выборныедолжности.Однако на практикене всегда существуютвозможностидля этого, приходитсявыбирать наиболееэффективные, для конкретныхобстоятельствпроведениякампания, средстваагитации, выбиратьканалы коммуникациипользующиесянаибольшейпопулярностьюу населения, через которыевозможно болееполно донестиинформациюо кандидате, при минимумезатрат.
Необходимостьпримененияданного средстваагитации, рольв избирательнойкампании.
Решениео примененииспец выпускапринимаетсяв зависимостиот уровня выборов, общих характеристикокруга, гдепроисходятвыборы, степени распространенияСМИ, в том числеи электронных, особенностейэлектората.
Необходимоотметить, чтона выборахлюбого уровнякем либо изкандидатовиспользуетсяв предвыборнойборьбе спецвыпуски, взависимостиот уровня выборов, изменяетсяих роль в избирательнойкампании. Сточки зренияуровня выборовроль спец выпусковменяется следующимобразом.
1.Местныевыборы в представительскиеорганы властисубъектовфедерации иорганы местногосамоуправления.Размер округовколеблетсяот 17 до 70тыс.избирателей, тираж спецвыпуска соответственно6000-25000 экземпляров.Организационнодоставка невызывает особыхпроблем. В случаевыборов в сельскойместности, либов районах, гдепринимаютсяне все каналы, значение спецвыпусков возрастает.
2.Визбирательныхкомпаниях свозрастаниемуровня выборовповышаетсязначение электронныхСМИ, эта тенденцияхарактернадля стран сустоявшейсядемократией, так и для России.Роль спец выпусковна общефедеральномуровне гораздоскромнее, восновном из-затехническихсложностей– чтобы газета«сработала»она должнапопасть в каждуюквартиру.
3.Избирательнаякампания повыборам главадминистрациикрупных городови субъектовфедерациизанимаютпромежуточноеположение междуфедеральнымии региональнымивыборами. Содной стороныуже значительнароль электронныхСМИ, с другойспец выпускигазет не отошлиокончательнона задний план.О роли спецвыпусковсвидетельствуетфакт их использования, так во времявыборов ГубернатораСаратовскойобласти, командойД.Ф. Аяцковабыло изданотри спец выпускагазет «Саратовскиевести», «Зарямолодежи»,«Саратовскаямэрия», общимтиражом 600тыс.экземпляров.
Взависимостиот географическогорасположенияокругов изменяютсямногие егохарактеристики, непосредственновлияющие нахарактериспользованияспециальныхвыпусков газет.Географическиеокруга делятсяна городскиеи сельские, ниже приведеныих основныеособенности.
Городскиеокруга.
1.Центральные(многоэтажнаязастройка).
высокая концентрация населения;
высокая насыщенность электронными СМИ;
высокий образовательный уровень
довольно высокий уровень достатка;
значительное количество подписных изданий;
2.Окраины.
средняя концентрация населения;
более низкая, по сравнению с центральными районами, насыщенность электронными СМИ;
более низкий уровень достатка;
меньшее количество выписываемых изданий;
более низкий образовательный уровень.
Сельскиеокруга.
низкая концентрация населения, большие расстояния между избирательными участками;
низкая насыщенность электронными и печатными СМИ. Общеизвестное – снижение уровня жизни и возросшая стоимость подписки сильно сократили тиражи всех газет, особенно это, заметно в сельской местности. На селе единственным источником информации является телевидение и радио. К тому же многие телевизионные программы на селе просто не принимаются, да и количество телевизионных приемников гораздо меньше чем в городе. Поэтому для селян приход любой газеты – событие.
Низкий уровень достатка;
Низкий образовательный уровень;
Доверие к прессе существующее по сию пору, особенно в деревнях, на окраинах городов усиливает влияние данного вида агитации.
Соответственнов зависимостиот того, в какомокруге баллотируетсякандидат меняетсяроль спец выпуска, требованияпредъявляемыек его содержанию, оформлению.
Использованиетелевиденияво время избирательныхкомпаний.
Каквезде в мирепроправительственныепартии во времявыборов практическиоккупируютвсе государственныеканалы, оппозиционныеже партии к нимне допускаются, к тому же деятельностьправительственноготелевиденияне подконтрольнаизбирательнымкомиссиям.Достаточнопривести одинпример, во времявыборов депутатовГосдумы в 1995г.было отказанов предоставлениибесплатноготелеэфиракандидатамв одномандатныхокругах г. Москвына московскомтелевизионномканале. Ни решениесудебной палаты, ни обращениецентризбиркомав прокуратуру, и федеральнуюслужбу по телевидениюи радиовещаниюне возымелидействия, бесплатныйэфир предоставлялсятолько кандидатам, входящих в такназываемый«список мэрии».Практическинеизвестныу нас такиеформы телеагитации, как теледебатыи ток-шоу.
Рольтелевиденияколеблетсяв зависимостиот уровня выборов.Наименьшеевлияние на ходизбирательнойкампании телевидениеоказывает привыборах местногозначения, восновном из-задороговизныи менталитетаизбирателей.Использованиеотдельнымикандидатамив депутатытелевиденияв своей избирательнойкампании диктуетсяв основномспецифическимиособенностями.Например, Л.Ббарановасделала ставкуна ТВ из-за того, что в силу своегослужебногоимела неограниченныйдоступ к этомуресурсу. Наибольшеевлияние телевизионнаяагитация имеетна президентскихи парламентскихвыборах.
«Отдвери к двери».Наиболеедорогостоящаяи наиболееэффективная(при соответствующейорганизации)акция. На протяжениивыборов агитаторыобходят поквартирносвои участкиот 1 до 3 раз, ихзадача обойтивсе квартирыи убедитьмаксимальноеколичествоизбирателейпроголосоватьза своего кандидата.В процессеработы агитаторывступают вконтакт с жителями, стараютсярасположитьих к себе, раздаютагитационнуюпродукцию, выясняют настроениеизбирателей, формируютблагоприятныйобраз кандидата.В случае необходимостиони также занимаютсяорганизациейвстреч с кандидатомили его довереннымилицами. Акцияможет носитькак агитационный, так и контрагитационныйхарактер. Поопыту работы– наибольшаяэффективность, если на каждые500 избирателейприходитсяодин агитатор.Отсюда еедороговизна, при выборахв государственнуюдуму численностьокруга 500-600 тыс.избирателей, соответственноагитаторовнадо порядкатысячи человек.На выборах вгосударственнуюдуму толькокоммунистысмогли полноценноиспользоватьвозможностьэтой акции, т.к. обладалинеобходимымидля этого ресурсами– людьми, членамиКПРФ готовымиработать бесплатно,«за идею». Ниодин другойблок (даже НДР)не обладалтакими возможностями.
Адреснаяпредвыборнаяреклама вызываланеоднозначнуюреакцию. Так, например, внекоторыхрегионах задва дня до выборовжители получалилично им адресованныеоткрытки спризывом голосоватьза НДР и подписьюВ.С. Черномырдина.Акция вызвалаотрицательнуюреакцию, многимибыла воспринятакак вмешательствов личную жизнь, более тогопожилые людииспугалисьза свое имущество, узнав, чтоизбирательноеобъединениерасполагаеттакими сведениями.Аналогичныйже прием, примененныйкандидатамиобъединенияпо одномандатнымокругам, далположительныйэффект, представивкандидатадругом премьерминистра, азначит хорошимлоббистомместных интересов.
Взависимостиот фантазии, а порою недостаткасредств, избирательныеобъединениямииспользуютсянестандартныеакции. Достаточношироко используютсялистовки в видеотрывноготалона с наказомподдержатьту или инуюкандидатуру, предполагается, что передатьее надо представителюкандидата вдень выборов.
Деньвыборов. Этотдень чрезвычайноважен, недаромшироко распространенапоговорка«неважно какпроголосуют, важно, какподсчитают».Все выборыпроводимыеу нас с 1990г. отмеченыфальсификациями, по данным В.Суховольскогово время выборовПрезидентаРСФСР в 1991г. былосфальсифицировано4 миллиона; вовремя референдума25 апреля 1993г. 7-8миллионов; вовремя выборовв государственнуюдуму 12 декабря1993г. — 9 миллионовголосов. Повыборам 1995г. данныхнет, размерыфальсификацийна них были неменьшими. Внастоящиймомент известнышесть основныхвидов фальсификаций:
подбрасывание бюллетеней;
принуждение к голосованию;
порча бюллетеней, поданных за нежелательного кандидата;
перестановка результатов голосования, голоса поданные за кандидата А приписываются кандидату Б;
подмена бюллетеней;
изъятие бюллетеней заполненных в пользу нежелательного кандидата;
манипуляция с численностью избирателей;
Длянедопущенияподобных деяний, вообще и в отношениисвоей партиив частностив день выборовна участкивыставляютсянаблюдателии члены избирательныхкомиссий, справом совещательногоголоса которыхимеют правоназначатьпретендентына депутатскиемандаты. Однако, не смотря наказалось быочевиднуюнеобходимостьконтроля заходом выборов, большинство кандидатов, партий, предвыборныхблоков, объединенийне выставляютсвоих наблюдателейна избирательныеучастки. КромеКПРФ.
МинистерствообразованияРФ
Московскийгосударственныйиндустриальныйуниверситет
Доклад.На тему«Особенностиагитационнойкампании»
Группа: 7131
Студент: Николаев С.М.
Преподаватель: Громыко А.Л.
Москва2001