--PAGE_BREAK--
— расположить или заставить пользоваться гостиничными и курортными продуктами в межсезонье.
— заинтересовать потребителей, принадлежащих к новому сегменту рынка (Джанджугазова)
Начало работы гостиницы — самое ответственное время, потому что в этот период закладывается ее имидж. Фирменный стиль, как неотъемлемый элемент образа гостиницы, естественным образом проникает повсюду, где она присутствует. По качеству оформления документов, вежливости секретарей на рисепшен, дизайну логотипов, сайта и рекламных проспектов, одежде сотрудников, клиенты и партнеры будут судить о Вашей гостинице. Поэтому не рекомендуется экономить на качестве разработки фирменного стиля и средствах по его внедрению, откладывая хороший дизайн и его эффективное использование до лучших времен. Клиент ждать не будет.
Ваша гостиница будет нести косвенные убытки, если у конкурентов будет более привлекательный фирменный стиль. Скупой платит дважды — исправление ошибок молодости обойдется потом гораздо дороже, когда придется тратиться на разработку и презентацию новой фирменной символики.
Второй важный момент, на который также стоит сразу обратить внимание, обеспечение строгого и постоянного соблюдения фирменного стиля всеми сотрудниками гостиницы. В решении данного вопроса могут помочь внутренние приказы, семинары для персонала, а также обязательное инструктирование на этот счет всех новых сотрудников.
Успешное применение фирменного стиля напрямую зависит не только от правильности его соблюдения. Важным фактором является также широта и качество его использования на носителях имиджа гостиницы. Чем шире, тем, соответственно, большая целевая аудитория узнает о Вашей гостинице и ее символике. Однако в деле соблюдения фирменного стиля главное — не переусердствовать. Известны случаи, когда гостиницы настолько увлекаются процессом, что наносят свой логотип на самые неожиданные вещи — например, на держатель для бумажных полотенец в туалете. Эффект от этого весьма сомнителен.
Географический «разброс» подразделений, где необходимо ввести фирменный стиль, и как следствие, проблемы с внедрением и выполнением требований к стилю на местах.
Эффективный фирменный стиль целостен и непротиворечив, соответствует однозначным обобщенным представлениям. Как идеальное образование фирменный стиль неустойчив, его постоянно надо « подкреплять » рекламой или разнообразными целевыми PR – реакциями.
Как стереотип фирменный стиль содержит ограничительное число компонентов; сложность конструкции только мешает его восприятию, а следовательно отношение к нему неоднозначным.
Фирменный стиль, хотя и является иллюзорным образом, в какой то мере реалистичен: явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия.
Для того, чтобы внедрить фирменный стиль недостаточно просто написать документ, нужно сделать этот документ рабочим, то есть разъяснить людям для чего это нужно, чтобы они не противодействовали нововведениям.
Стандартная деятельность по внедрению фирменного стиля гостиницы может, включает в себя следующее:
1. Распространение приказа о соблюдении фирменного стиля
2. Распространение внутренних разъяснительных писем по фирменному стилю
3. Проведение внутренних семинаров по фирменному стилю
4. Тренинги для секретарей рисепшен
5.Оформление конференц-зала в фирменном стиле
6. Изготовление в фирменном стиле одежды сотрудников
7. Оформление дверных табличек и вывесок гостиницы в фирменном стиле
8. Изготовление сувенирной продукции с элементами фирменного стиля компании
9.Изготовление рекламно-полиграфической продукции с элементами фирменного стиля гостиницы
10. Наружная реклама с элементами фирменного стиля гостиницы
11.Реклама в СМИ с элементами фирменного стиля гостиницы
12. Интернет сайт с элементами фирменного стиля гостиницы
13. Использование фирменного стиля во время участия в конференциях и выставках, проведении специальных мероприятий
Внедрение фирменного стиля компании происходит эволюционно не только в рамках ее общей коммуникационной стратегии по формированию имиджа, но и просто в процессе ее деятельности.
Поэтому потребности в целенаправленных действиях по продвижению собственно фирменного стиля нет.
Гораздо важнее — его соблюдение и правильное применение.
В настоящее время специалисты разрабатывают образ гостиницы, исходя из того, какой гостиницу должны видеть те, кто с ней контактирует, а именно клиенты, конкуренты, государство, сотрудники.
Для каждой из групп формируется свой образ гостиницы с соответствующими характеристиками [М. Медведева «Формирование корпоративного стиля», стр.19 — 28]
Гостиница – не просто жилое помещение, принципы оформления отеля и обыкновенного жилья различны. Главная сложность – сделать отель единственным и неповторимым местом, в котором всегда комфортно и уютно. Подходы к оформлению гостиницы варьируются от традиционных до экстравагантных. «Классицизм», «барокко», «модерн», «ар-деко», «минимализм», «хай-тек» – вот далеко не все стили, существующие в архитектуре и соответственно в дизайне интерьера. Как правило, архитектура, внутренний дизайн и реклама диктуются основной концепцией предприятия, которая определяется спецификой работы гостиницы, ее профиля, назначения, количества и контингента туристов. Так, помпезность и роскошь характерны для отелей высокого класса, нередко принимающих актеров, поп-звезд и политиков.
Простым и функциональным интерьерам отдают предпочтение бизнес-туристы.
Если гостиница – архитектурный памятник, элемент ансамбля, интерьеры и оснащение логичнее выдерживать в том же стиле, что и само здание. Такой подход бесспорен со стилистической точки зрения. Многие отели выдерживают в духе традиций буквально все, начиная с решения интерьеров и заканчивая полотенцами и посудой. Для них главное – атмосфера и уникальность. В отеле, выдержанном в «рыцарском» стиле, об этом свидетельствует не только отделка: даже шашлыки в ресторане будут подавать на шпагах. Если же это барокко, многое напоминает об эпохе Людовика XIV. [Р.Нельсон «Секрет фирмы или как создать фирменный стиль»].
Появлению особого имиджа способствует наличие «фирменных» услуг или какой-то изюминки – чего-то особенного, чего нет у конкурентов. Например, концепция и стиль отеля «Советский» (Москва), удивительная архитектура отеля «Метрополь» (Москва), картинная галерея в московском «Савое», семейная атмосфера и имена знаменитых людей, живших когда-то в Парижском отеле Raphael (Ава Гарднер, Марлон Брандо, Кэтрин Хэпберн, Энди Макдауэл, Пирс Броснан и другие). Связанный с именем Владимира Набокова отель Montreux Palace (Монтрё). Отель Villa San Michele во Флоренции известен с XV в., как францисканский монастырь, а также место, где творил Микеланджело (его фрески, сохранились в гостинице). Отель Negressco (Ницца) знаменит своей антикварной коллекцией. Список можно продолжить. Такие отели гордятся не только своим имиджем, но и знаменитыми клиентами. Мы говорим о единстве стиля, но нередко, особенно в наше время, в дизайне гостиницы происходит смешение стилей. Иногда это допустимо и даже необходимо. Так, открытие гостиницы в подлинном замке эпохи Средневековья в любом случае потребует отделки современными материалами и оснащения современной техникой. В этом случае возможна лишь условная, декоративная стилизация под старину.
Стиль гостиницы может быть и смешанным: классический интерьер вполне допускает использование современной мебели. Главное в дизайне – общая линия, отдельные элементы интерьера должны гармонично и естественно сочетаться между собой. Эклектику нередко называют главным «стилем» современной эпохи внестилевого развития архитектуры. Когда очередное модное направление уже «выработало себя», а новое еще не создано, господствует эклектика. И зодчие обращаются к архитектурному наследию, заново обучаясь и переосмысливая накопленный опыт. Стиль эклектики крайне утилитарен, поскольку позволяет эффективно использовать предметы и пространство. Правда, иногда смешение носит характер рискованного эксперимента, где элементы разных направлений намеренно противопоставляются, как бы сталкиваясь между собой. Самые смелые архитектурные и дизайнерские решения зачастую вызывают немало споров, но в то же время формируют определенный имидж и повышают интерес к гостинице. Оформление интерьеров в модном ныне стиле «хай-тек» предполагает четкие и простые геометрические формы, использование «чистых» цветов: черный, белый и серый в основе, и красный, синий, зеленый и желтый – как дополнение.
Отказ от декоративных элементов: все максимально утилитарно. Этот стиль не терпит небрежности – все должно быть ровным и гладким, во всем – игра пространства и света, а не орнамента и цвета, как в классике. Деревянная или с текстурой «под дерево» поверхность заменяется однотонным пластиком, а фарфор и хрусталь – одноцветным, без рисунков матовым стеклом или глазурованным фаянсом. В настоящее время некоторые исторические отели уходят от перегруженности интерьера деталями. Так, брюссельский отель Amigo, расположенный в средневековом здании, флорентийский отель Savoy в здании конца XIX в., Martinez в Каннах – это простые, даже минималистские интерьеры. В современной архитектуре интерьер и экстерьер тесно связаны, одно как бы перетекает в другое благодаря большим остекленным проемам и витражам. В вечернее время вид освещенной изнутри гостиницы, ее холлов и ресторанов создает представление об интерьере, декоре и внутреннем убранстве. Это элемент наружной рекламы.
В отношении внутреннего дизайна в России и на Западе прослеживаются противоположенные тенденции. На Западе в современных гостиницах довольно скромные „деловые” интерьеры. В России современные отели высокого класса стремятся к неординарности и вычурности во внутреннем оформлении. Зачастую используются мебель, выполненная по индивидуальному заказу, авторские работы в качестве элементов декора. Несмотря на множество модных тенденций в современном дизайне, отели отдают предпочтение классике, так как она положительно воспринимается большинством клиентов. Классику отличает простота, естественность форм и строгое соблюдение принципа пропорциональности. Этот стиль удачно сочетает уют и представительность, он всегда актуален и не подвержен моральному старению, характерному для большинства экстравагантных стилей.
Высококлассные гостиницы оборудуют интерьеры качественной мебелью, используют дорогие материалы в отделке, что не позволяет им в погоне за модой полностью обновлять обстановку раз в несколько лет. К тому же со сменой стиля необходимо менять и концепцию гостиницы. Поэтому в отношении дизайна гостиничный бизнес довольно консервативен. Несомненны повышенные требования к качеству и износостойкости мебели, текстиля, материалов, применяемых в отделке гостиничных помещений.
Используется минимум предметов, которые можно сломать. «Навороты» не должны также мешать уборке помещения. Дизайн – практичный, основывающийся на соображениях здоровья и безопасности. Решается, сколько нужно свободного места и света, необходимы ли отдельные места для хранения и размещения, различных вещей. Учитываются и специальные потребности клиентов. [Курляндская «Маркетолог», стр.22 – 34]
Как правило, фирменный стиль включает в себя разработку символов предприятия: торговые марки: логотип, слоган, девиз; фирменных цветов и фактур; форматов или пропорций; принципов, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Торговая марка с устойчивой репутацией обеспечивает высокий уровень продаж и доходов. удачная торговая марка необычайно долговечна.
Пример: знаменитый «Яръ» основанный французом Транкилем Ярдом в 1826 году изначально располагался в самом центре Москвы на Кузнецком мосту и предлагал исключительно французскую кухню.
С 1852 по 1862 год, находясь в собственности купца Аксенова переехал за Тверскую заставу и приобрел славу разгульного купеческого заведения с медведями, цыганами, неуемными тратами и гулянием до утра.
Переезд был вызван объективными причинами: в городе торговля спиртным была разрешена только до 23.00, цыганам запрещено было выступать в черте Москвы, кроме того пошлины на торговые заведения были очень высокие.
Чуть более 10 лет ресторан был купеческим. В 1895 году ресторан был куплен промышленником Судаковым, и это стало вторым рождением заведения. Были восстановлены и культурные традиции основателя ресторана.
Отныне он нес высокую кулинарную культуру в Россию конца 19 начала 20 века.
Концепция отеля «Советский» — сталинский классицизм, динамично меняющееся к лучшему обслуживание и условия пребывания в небольшой и уютной гостинице. Красные дорожки в коридорах, высокие потолки, колонны, массивная мебель, огромные портреты Сталина, Жукова и Хрущева — вот лишь некоторые черты интерьера «Советского». Замысел прост и одновременно сложен: оставив советскую архитектуру и декор, сделать все максимально комфортным для пребывания гостей.
Историзм отеля бережно сохраняется и обыгрывается в имидже, формируя общественное мнение о том, что «Советский» — далеко и давно не совдеп. Еще одно средство продвижения отеля — увязывание его с имиджем разнообразных ресторанных акций, информирование о всех изменениях и новациях.
Фирменный стиль — не привилегия великих и знаменитых заведений, все как раз наоборот: малоизвестным и независимым гостиницам и ресторациям необходимо с тысячекратным тщанием заниматься разработкой своего фирменного стиля, который и выделит их среди многочисленных конкурентов. Это вовсе не означает, что такая работа потребует колоссальных вложений — необходимо только найти свою «изюминку» и грамотно ею пользоваться.
В качестве такой изюминки может выступать как место, где расположен отель, так и та особая специализация, дизайн — фирменный стиль может быть построен на очень многих факторах, но обязательно должно отражать истинный образ гостиницы [Иванова Е. «Фирменный стиль гостиницы: эффектно и ненавязчиво // Туризм»].
Важную роль играет цветовое решение. Как известно, цвет влияет на эмоции человека на психологическом и психофизическом уровнях. Существует немало теорий, описывающих восприятие рекламы в этом аспекте.
Принято выделять холодные и теплые тона, непосредственные характеристики которых – активность (теплые) и пассивность (холодные). По эмоциональному восприятию цвета бывают спокойные – голубые, зеленые и возбуждающие – красные, оранжевые. Веселые – золотистые, желтые и печальные – серо-фиолетовые, черно-синие. Также можно выделить легкие и тяжелые цвета. «Тяжесть» цвета зависит от его насыщенности. Гармоничный интерьер предполагает достаточно четкую градацию цветов по вертикали: от тяжелых внизу (пол, низкая мебель: кровати, тумбочки, журнальные столики) до легких – наверху. Отношение к цвету зависит не только от всевозможных ментальных, этнических и религиозных стереотипов, но и от объективных характеристик. Например, площадь, покрываемая этим цветом. Существует мнение, что классический стиль монохромен, тогда как современный – более яркий. В реальности все наоборот. Антикварная мебель с большим количеством элементов, витиеватый декор и лепнина дворцовых залов отлично сочетаются с насыщенными цветами. Тогда как современная мебель и модные аксессуары в стиле high-tech демонстрируют свой „скелет”, что зрительно дробит форму на более мелкие элементы. Поэтому они нуждается в более спокойном фоне. Вывод таков: интенсивные цвета и яркие оттенки чаще всего требуют ограничить палитру, а пастельные тона позволяют разнообразить интерьер даже небольшого помещения. Так создается иллюзия однородности, но не однообразия.
Цветовое решение экстерьера и интерьера гостиницы определяется, в первую очередь, целесообразностью. Дизайнерская смелость и новаторство должны четко сочетаться с эргономикой. Цвет не должен довлеть и утомлять: слишком резкий и активный цвет «абивает» детали интерьера. Но при этом нельзя допускать серости, бледности и безликости. Цветовое решение фасадов чаще всего диктуется существующим архитектурным ансамблем. В интерьере же цвет – элемент стиля. Но не только. Это также и мощный инструмент, скрывающий недостатки и подчеркивающий достоинства. Так, например, с помощью цвета можно расширить небольшое помещение или „поднять” потолок. Игра цвета иллюзорно раскрывает пространство интерьера и вносит в него жизнь, движение, радость или покой.
В интерьере цвет неотделим от света. Современная техника позволяет создать различные эффекты освещения, сделать акцент на отдельных элементах. Свет, как и цвет, может быть нейтральным, теплым или холодным. Поэтому он может подчеркнуть основную цветовую гамму интерьера. Также освещение иллюзорно изменяет формы и расцветки, создавая нечто необычное. Благодаря игре света даже совсем небольшие помещения кажутся просторнее. Обилие света в помещениях гостиницы усиливает впечатление чистоты и свежести. Именно эти качества так важны для клиента.
Однако цветовое решение – далеко не единственный критерий. Важны фактура, форма, размер, пропорции. Все это в совокупности влияет на настроение и эмоции. Основная задача художественной композиции интерьера – создать средствами оборудования и отделки желаемое впечатление покоя и тишины, праздничности и довольства. И во всем должен присутствовать фирменный стиль [Джи Б. Имидж фирмы – путь к успеху].
Немаловажный стилеобразующий элемент гостиницы – ее персонал. Учитываются внешний вид сотрудников, манера держаться, умение обращаться с разными клиентами. Но это в большей степени вопрос психологии, а нас интересует визуальная составляющая. Фотографии интерьеров отеля формируют его имидж заочно, а судят клиенты во многом по персоналу, уже прибыв в отель. Безупречный внешний вид сотрудников – значительное преимущество, но далеко не все. Персонал, как и интерьер, должен быть стильным. Униформа – это и мода, и стиль, и дух отеля одновременно. Важно, чтобы внешний вид работников не «выбивался» из общей концепции отеля.
В рекламных целях отели, особенно эксклюзивные, используют множество сувениров. Это и канцелярские принадлежности, и другие приятные мелочи, которые гостиницы дарят клиентам и агентствам. Предметы быта, специально сделанные для данного отеля, также являются своеобразной рекламой. Логотипы отеля ставятся буквально на все: на специальные флакончики для банных принадлежностей, наклеиваются на фрукты. Эта тенденция особенно актуальна для вещей, которые турист может забрать с собой: шампунь, карта города, подарочный музыкальный диск, блокнот, ручка, открытка (посланная из отеля другу или возлюбленной). В гостиницах, как и в любых других общественных помещениях, трудно провести четкую границу между эстетикой и функцией. Притягательный образ гостиничного интерьера – неотъемлемая часть маркетинга, а качество материалов – залог успешной эксплуатации. Все в отеле должно быть эффектным, но ненавязчивым [Аксенова К.А. «Реклама и рекламная деятельность»]
В этом параграфе показаны стилеобразующие моменты гостиницы, цветовое решение, разработка символов предприятия и стиль самой гостиницы.
2.3 Анализ фирменных гостиничных предприятий Екатеринбурга
Про гостиницу «Московская горка» можно сказать, фирменный стиль гостиницы не соответствует полностью всему фирменному стилю гостиничного предприятия. Холл и рисепшен, на мой взгляд, выполнены в необычном экзотическом стиле, приближенном к эко стилю, так как идет использование цветочного орнамента в номерном фонде и использование настоящих и декорированных растений в фирменном стиле всего отеля. Но в номерном фонде, в отличие от зоны рисепшен, также идет использование стиля минимализм, так идет поиск новых пропорций и цветовых решений. Логотип вывески обычный, выполненный в одном цвете.
Фирменный стиль гостиницы «СитиОтель» не совпадает со всем образом гостиничного предприятия. Идет разное сочетание цветов: вывеска красного и золотистого цвета, холл и зона рисепшен в сочетании коричневого и белого цвета, номерной фонд выполнен в светлых и пастельных тонах. Вывеска сделана в необычном каком то британском стиле и английскими буквами, внутренний фирменный стиль гостиницы не соответствует внешнему фирменному стилю. В номерном фонде и в зоне рисепшен использован минимализм. Минимализм характеризуется отсутствием декора как такового и поиском новых пропорций и цветовых решений.
ОТЕЛЬ «АТЛАНТИК»
Отель «Атлантик» выполнен в необычном стиле, но в современном. Можно сказать, что фирменный стиль рисепшен сочетается с фирменным стилем номерного фонда и холла. Идет сочетание и дизайна и цветового решения – преобладают светлые тона и шоколадный коричневый цвет, выполненный под дерево. Логотип отеля соответствует внутреннему фирменному стилю отеля. Таким образом, можно сказать что отель «Атлантик» выполнен в едином фирменном стиле. В отеле использованы элементы эко – стиля так как идет использование древесного стиля и использование живых цветов как элементов декора.
ОТЕЛЬ «ВОЗНЕСЕНСКИЙ»
Отель «Вознесенский»: логотип, то есть название отеля выполнено в современном стиле. Мебель в номерном фонде и в холле выполнена в стиле хай – тек, так как она максимально экстравагантная и имеет необычную форму. Вывеска сделана в стиле «ар — деко», так как она легкая и изящная, буквы завитые. Идет совпадение цветового решения, используются светлые пастельные тона.
« Александровский» ПАРК – ОТЕЛЬ, на мой взгляд выполнен в одном фирменном стиле. И номерной фонд, и логотип, и холл, и зона рисепшен все выполнено в едином современном стиле. Возле входа в отель, и во внутреннем устройстве отеля использованы декорации из настоящих и нарисованных цветов. Царит атмосфера уюта и покоя.Гостиница гармонично сочетает в себе домашнее гостеприимство и деловую обстановку.В отеле использован эко – стиль. Здесь использован именно этот стиль, так как главное здесь идет близость к природе, в отеле идет большое использование живых цветов и деревьев, основной материал мебели – древесина. И главное, что этот стиль совпадает со всем фирменным стилем в отеле.
Количество приезжающих в Екатеринбург увеличивается ежегодно на 10–20% и сейчас равняется почти 300 тыс. человек. Главным образом это люди, посещающие столицу Урала с деловыми целями. Ольга Нарожная: «Основные потребители гостиничных услуг — бизнес-туристы, доля которых — 70% от общего объема въездного туризма. Их можно условно поделить на две категории. Первая — дипломаты, руководители и менеджеры иностранных компаний, вторая — люди из регионов России и стран СНГ, посещающие промышленные предприятия, банки, коммерческие и иные структуры Екатеринбурга». В связи с явным преобладанием бизнес-туристов большинство отелей ориентируются на допуслуги: конференц-залы, комнаты для переговоров, компьютер, факс, услуги переводчиков, заказ билетов, встреча и проводы в аэропорту, оздоровительные центры, прачечная, химчистка и т. д. Именно дополнительные услуги способствуют повышению доходности гостиничного бизнеса. Сервис такого рода предлагают многие гостиницы сегментов среднего и выше среднего, в том числе мини-отели вместимостью до 50 номеров — их в последние годы становится все больше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Город Екатеринбург интенсивно развивается в различных сферах, происходит рост экономических, культурных и деловых связей уральской столицы, что привлекает большое количество отечественных и иностранных гостей. Количество приезжающих в Екатеринбург увеличивается ежегодно на 10-20% и сейчас равняется почти 300 тыс. человек в год. Главным образом это люди, посещающие столицу Урала с деловыми целями. Основные потребители гостиничных услуг – бизнес-туристы, доля которых – 70% от общего объема въездного туризма. Их можно условно поделить на две категории. Первая – дипломаты, руководители и менеджеры иностранных компаний, вторая – люди из регионов России и стран СНГ, посещающие промышленные предприятия, банки, коммерческие и иные структуры Екатеринбурга. В связи с явным преобладанием бизнес-туристов большинство отелей ориентируется на дополнительные услуга: конференц-залы, комнаты для переговоров, компьютер, факс, услуги переводчиков, заказ билетов, встреча и проводы в аэропорту. На сегодняшний день многие гостиницы, построенные в период советской власти, не отвечают современным требованиям и нуждаются в капитальной реконструкции.
В городе одна гостиница «Таганская» категории «две звезды» относится к экономклассу, три отеля имеют «три звезды»: «Октябрьская», «Домашний отель» и «Эрмитаж» и относятся к среднему классу. К четырехзвездочным относятся «УралОтель» и «Уральский двор». Атриум Палас Отель по-прежнему единственный обладатель «пяти звезд».
Внедрение фирменного стиля гостиницы происходит эволюционно не только в рамках ее общей коммуникационной стратегии по формированию имиджа, но и просто в процессе хозяйственной деятельности гостиницы.
Хороший фирменный стиль помогает гостинице привлечь новых клиентов, иметь прочное положение в гостиничной сфере и способствует появлению постоянных клиентов, что является основанием долгосрочного благополучия гостиницы.
В данной работе, исходя из вышеизложенного материала, были определены этапы разработки и формирования фирменного стиля гостиницы.
В данной работе были решены поставленные задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме;
2.Проследить историю возникновения фирменного стиля, выявить понятия и носители фирменного стиля;
3. Раскрыть основы формирования фирменного стиля;
4. Сформировать этапы разработки фирменного стиля;
5.Проанализировать фирменный стиль гостиничных предприятий Екатеринбурга.
Фирменный стиль является одним из главных рекламных и маркетинговых инструментов любого современного отеля или гостиницы.
Правильное использование логотипа и фирменного стиля — вот три кита, которые помогут сделать логотип гостиницы известным, а саму гостиницу — уважаемой и успешной. А это и есть именно тот результат, ради которого формируется фирменный стиль гостиничного предприятия.
Список литературы
1. Алексеевский B.C. Введение в специальность «Менеджмент организаций» [Текст] / B.C. Алексеевский — М.: АСТ.2004. — 350 с.
2. Аксенова К.А. «Реклама и рекламная деятельность" [Текст] / К. А. Аксенова – М.: Феникс. 2005. - 50 с.
3. Бове Аренc«Имидж и фирменный стиль» [Текст] / Аренс Бове — М.: Современная реклама. 1995. — 225 с.
4. Богданов Е.Н. Психологические основы PR[Текст]: учебник / Е. Н Богданов, В. Г. Зазыкин; под ред. Е.Н. Богданова. — СПб.: Питер. 2003.
5. Богданов Е. Н. Введение в фирменный стиль [Текст] / Е. Н. Богданов – Архангельск.: Феникс.1993 – 150 с.
6. Бреслаев Г.Э. Цветопсихология и цветолечение [Текст] / Г.Э Бреслаев. — СПб.: «Б.С.К». 2000. — 352 с.
7. Василенко Б.М «Маркетинг в сфере гостеприимства» [Текст] / Б. М. Василенко – М.: Литкон. 2002. - 202 с.
8. Василенко А.Б. PRкрупных российских корпораций [Текст] / А.Б. Василенко -М.: ГУВШЭ. 2001.-304 с.
9. Веркман К.Е. Товарные знаки: создание, психология, восприятие [Текст] / К.Е. Веркман -М.: Прогресс, 1986.
10.Гончарова Н.Е. Организационная культура: Конспект лекций [Текст] / Н.Е. Гончарова — М.: Приор — издат.2004.
11.Данилина Е. Интеллектуальная собственность [Текст] / Единый стиль компании — М. 1999. — 12-15 с.
12.Джанджугазова Е.А. «Маркетинг в индустрии гостеприимства» [Текст] / Учеб. пособие для студентов Высших учеб. заведений / Е.А. Джанджугазова — М.: Академия. 2003.- 224 с.
13.Джи Б. «Имидж фирмы – путь к успеху» [Текст] / Б.Джи – М.: Гелиос. 2002 — 318 с.
14.Джи Б. «Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение» [Текст] / Б. Джи — М.: Прогресс. 1989 — 322 с.
15.Добробабенко Н.С. «Фирменный стиль: принципы разработки» [Текст] / Н.С. Добробабенко — М.: Феникс, 1989.
16.Добробабенко Н.С. «Практика рекламы: десять уроков для советского бизнесмена» [Текст] / Н.С. Добробабенко, И.А. Гольман — Новосибирск: СП «ИНТЕРБУК».1991.-139 с.
17.Дурович А.П. «Реклама в туризме» [Текст] / А.П. Дурович — М.: Полит — издат. 2003.-215 с.
18.Зверинцев А.Б. «Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR» [Текст] / А.Б. Зверинцев — М.: Глоссарий. 1998
19.Иванова Е. «Фирменный стиль гостиницы: эффектно и ненавязчиво // Туризм» [Текст] / Е. Иванова – М.: Гелиос. 2001
20.Курляндская В.А. Маркетолог [Текст] / В.А. Курляндская / Фирменный стиль -М.: «АСТ» 2001.- 225 с.
21..Морозова И. «Слогая слоганы» [Текст] / И. Морозова — М.: РИЛ – Холдинг. 1998. – 112 с.
22. Медведева М. Н.«Формирование корпоративного стиля» [Текст] / М.Н. Медведева – М.: Просвещение. 1998. – 215 с.
23. Нельсон Р. «Секрет фирмы или как создать фирменный стиль» [Текст] / Р. Нельсон – М.: «АСТ». 2002 – 198 с.
24. Парамонова И.А. «Формирование общественного лица фирмы» [Текст] / И.А. Парамонова, Е.В. Красюк — под издат. Парамоновой — М.: Маркетинг. 1998.- 322 с.
25. Почепцов Г.Г. «Имиджеология» [Текст] / Г.Г. Почепцов — М.: Рефер. 2002.
26. Почепцов Г.Г. «Имидж: от фараонов до президентов» [Текст ] / Г.Г. Почепцов — Киев.: Дрофа. 2000.- 125 с.
27. «PR. Связи с общественностью в сфере бизнеса» [Текст] / Ассоциация авторов и издателей «Тандем» — М.: Экмос. 2001.
28. Ротовский А.А. «PR: итоги практики. Фирменный стиль» [Текст] / А.А. Ротовский — СПб.: Питер. 1995.-125 с.
29. Скобкин С.С. «Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе» [Текст] /С.С. Скобкин — М.: Юрист. 2001.
30. Светличная К. «Продвижение» [Текст ] / К. Светличная // Светличная К. / Культура организации-М.: Белый город. 2005.- 112с.
31. Чумиков А.П. «Связи с общественностью» [Текст] / А.П. Чумиков — М.: Рефер. 1985.- 196 с.
32. Федцов В.Г. «Культура сервиса» [Текст] / В.Г. Федцов — М.: Мастерство. 2001.
33. Хлутчин И. Рекламодатель: Теория и практика [Текст] / И.Хлутчин /Стиль организации — М.:2004.- 9-13 с.
34. Ценев В. Рекламодатель: Теория и практика [Текст] / В. Ценев /Формирование единого корпоративного стиля — М.2004 — 35-37 с.
35. http: // psycho.all.rulpiarfirm.htm
36. http: // socreferat.popal.ru/ printout167.html— психологические аспекты создания образа
37. www.rosdesign. com
38. www kirovinfo.ru продолжение
--PAGE_BREAK--