Содержание
Введение
Глава 1. Деятельность службы PR политических партий наобщефедеральном и региональном уровне
1.1 Виды иформы связей с общественностью органов государственной власти
1.2 Особенностиработы службы PR на стадиях формирования, становления и активной деятельностипартийно-политических структур
1.3 Особенности методики организации работы службы PR сполитическим лидером федерального и регионального уровня
Глава 2. Служба связей с общественностью в общественно-политических организациях и движениях
2.1 Взаимодействие и разграничение полномочий пресс-служб ислужб связей с общественностью в сфере политики
2.2 Координациядействий и коммуникации как условие успешной деятельности службы PR вполитической сфере
2.3 Функциислужбы по связям с общественностью в государственном секторе
Заключение
Литература
Введение
По мере осуществления общественно-политическихпреобразований в России, демократизации государства, реального утвержденияполитического плюрализма и становления институтов гражданского общества,англоязычное словосочетание «Public Relations» и его аббревиатура«PR» обретают все более привычное и понятное звучание. Связи собщественностью сегодня — это целая система специфической деятельности вэкономической, социальной, культурной и других сферах.
По аналогии с экономикой, можно предположить, чтопотребность систематизации связей с общественностью в политической сфереобъяснима развитием политической системы, общественных отношений, гражданскогообщества, когда заметно возрастает значимость общественного мнения.
Политическая власть, обретаемая, как правило, черезпроцедуру выборов, исполнение властных полномочий, связанное с необходимостьюсоздания привлекательного образа той или иной управленческой персоны илиструктуры, наконец, обособление местного самоуправления от государственнойвласти и повышение его значимости для локальных групп населения — все этотребует тщательного изучения и создания системы подготовки специалистов,владеющих основами теории социально-политических отношений и политическимитехнологиями в специфической сфере связей с общественностью — политической.
Принимая за отправную точку определение цели PublicRelations, сформулированное С. Блэком, попытаемся конкретизировать предметспециального курса «Связи с общественностью в политической сфере». Внашем понимании, Public Relations в политической сфере (Политический PR) — этодеятельность организаторов паблик рилейшнз, специализирующихся на созданииатмосферы доверия отдельных индивидов, социальных групп к органамгосударственной власти, местного самоуправления, а также к политическимпартиям, политическим фракциям в представительных органах власти, общественно-политическиморганизациям. «Цель ПР — установление двустороннего общения для выявленияобщих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания,основанного на правде, знании и полной информированности»[1].
Цель нашей работы: изучить особенности работы PR-специалиста с государственными и общественно-политическимиобъединениями.
При выполнении данной работы была поставлена комплекснаязадача: очертить «сегмент» предмета «Политический PR» вкруге дисциплин «Связи с общественностью»; сформировать понятийныйаппарат; рельефно показать сущность «политического» в деятельностиорганов государственной власти и местного самоуправления, а также в работеполитических партий и общественно-политических организаций федерального ирегионального уровней; выделить «политическую составляющую» избирательногопроцесса; сформулировать понимание сущности и методик формирования иподдержания имиджа политического деятеля.
Глава 1. Деятельность службы PR политических партийна общефедеральном и региональном уровне
1.1 Видыи формы связей с общественностью органов государственной власти
В теории организации существуют два рода критериев дляанализа состояния и оценки уровня эффективности работы организации.
Критерии первого рода исходят из наличия некой «идеальной»модели организации, достоинства и преимущества которой не вызывают сомнений успециалистов. Сравнивая по определенному набору параметров (критериев) реальнуюорганизацию с идеальной моделью, можно дать оценку ее достоинствам инедостаткам. Второй род критериев предполагает анализ решения организацией техфункциональных задач, которые закладываются при ее проектировании (создании).
Оба подхода скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Анализ,опирающийся на критерии идеальной модели (равно как и заявленная в работеапелляция к принципам опережающего обучения), предполагает формирование рядасуждений прогностического характера, характеризующих условия, при которыхидеальная модель может реализоваться на практике. Они таковы:
1) несмотря на все трудности, возможности временныхотступлений политический строй в России будет развиваться в сторону утвержденияконсолидированной демократии;
2) государственная служба России в свою очередь будеттрансформироваться в сторону модели «прозрачной», «отзывчивойбюрократии», близкой рядовым гражданам и готовой с ними сотрудничать;
3) в наибольшей степени названным двумусловиям-предположениям отвечает организация в органах власти служб по связям собщественностью по модели двусторонней сбалансированной связи, которая преждевсего предполагает организацию и поддержание равноправного диалога междугражданами и властью, при том что главной целью этого диалога являетсясовместный поиск путей решения проблем, волнующих граждан.
Воздействие характера государства и принципов организациигосударственной службы на организацию работы служб по связям с общественностьюнаходит отражение, прежде всего в тех целях и задачах, которые ставятсоответствующие властные структуры перед службой по связям с общественностью науровне проектирования этих служб. Перечень таких целей и задач содержится вПоложениях о службах по связям с общественностью, которыми она призванаруководствоваться в своей деятельности.
Перевод целевых назначений PR-службы на язык политическойсоциологии и учет их представления в преамбулах проанализированных авторомПоложений по связям с общественностью 31 субъекта Российской Федерации выявилиследующую картину.
В качестве основных целей деятельности служб по связям собщественностью названы: (% от числа обследованных субъектов):
обеспечение гласности, открытости в работе администрации — 30%;
обеспечение связей с гражданами и их объединениями — 91%;
содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями вразработке и реализации программ и решений — 38%;
содействие реализации законодательства — 32%;
содействие становлению институтов гражданского общества — 10%. [2]
Как свидетельствуют полученные данные, в Положениях ослужбах по связям с общественностью субъектов Российской Федерации почтиповсеместно присутствует только одна целевая функция — обеспечение связей сгражданами и их объединениями. В силу многозначности формулировки ее можнотрактовать и как доведение до граждан лишь той части информации и в таком виде,которые считают для себя приемлемыми органы государственной власти. Связь необязательно подразумевает диалог и партнерские отношения. Следовательно, такаяформулировка не может служить четким ориентиром для организации практическойработы PR-службы, ее стремления сделать работу администрации прозрачной,открытой для граждан и их объединений, обеспечить сотрудничество с ними, т.е. формулировкане ориентирует на наиболее прогрессивные принципы двусторонней сбалансированнойсвязи, о которых шла речь в разделе. Таким ориентиром в совокупности могутслужить первая и третья формулировки. В Положениях о службах ряда субъектов РФони выражены достаточно четко. Начнем с формулировок, касающихся полного иобъективного информирования населения о деятельности администрации.
1.2 Особенностиработы службы PR на стадиях формирования, становления и активной деятельностипартийно-политических структур
Реклама в качестве средства передачи политической информацииимеет один серьезный недостаток. С точки зрения получателя, такая рекламавыглядит если не как пропаганда (в негативном смысле этого слова), тоопределенно неполной и предвзятой. Независимо от того, соглашается ли аудиторияс рекламируемым тезисом или нет, каждый индивид имеет ввиду, что это сообщениеимеет политическую нагрузку, которая отражает интересы и ценности спонсора.
В связи с этим эффективность политической рекламы каксредства убеждения ограничена. Зная о том, что каждое сообщение кому-либопринадлежит, потенциальный слушатель или зритель внутренне не воспринимает этосообщение. Однако, как мы видели, это не повлияло на роль политической рекламыв политическом процессе, но подтвердило точку зрения о том, что другая формаподачи информации может быть более эффективной, при передаче требуемогосообщения. В частности, политические деятели были вынуждены поверить в важность«бесплатных средств информации» для достижении своей цели, являющейсяпротивоположной множеству других мероприятий, требующих затрат. Под «бесплатнымисредствами информации» мы понимаем те ресурсы, где политические деятелимогут получить аудиторию и влияние на нее без платы медиа-организациям за такуювозможность.
Тем не менее, доступ к «бесплатными средстваминформации» подразумевает определенные издержки и требуетпрофессионального аппарата PR-советников, труд которых должен оплачиваться. Созданиеусловий, в которых политики могут получить доступ к «бесплатными средствамиинформации» может быть связано с существенными затратами денег и времени. Темне менее мы будем использовать термин «бесплатные средства информации»,чтобы четко отделить виды рекламы, которые подпадают под определение «политическогомаркетинга» и «связей с общественностью» от общей рекламы.
Политики любят «бесплатные средства информации» потомучто в отличие от рекламы их роль в такой деятельности не связана с авторством. Когдаимя политика упоминается в новостях, ответственность за цитирование и интерпретациюлежит на редакторе и журналистах. Когда Маргарет Тетчер появилась в прямомэфире Jimmy Young Radio Show, ее слова были восприняты по-другому, в отличие отнепосредственного политического обращения к телезрителям. Такие сообщения вменьшей степени являются искусственными по сравнению с рекламой, и вызываютбольше доверия. Даже если выступление не несет в себе никаких политическихтезисов, аудитория может считать, что у нее складывается более правдоподобноепредставление о политике. Отсутствие сценария лишь подчеркиваетправдоподобность.
Качество «бесплатных средств информации» являетсяпалкой о двух концах. То, до какой степени выступление политика в новостях илиток-шоу не поддается редакторской правке, определяет и количество потенциальныхошибок. Интервью в эфире могут иметь как позитивные, так и негативныепоследствия. Ошибочные суждения о политическом событии могут появиться, послетого как информация о нем попала в руки средств массовой информации, как,например, в случае съезда Шеффилде, устроенного во время очередной выборнойкомпании лейбористской партией в 1992 году. Когда журналист спросил у МаргаретТетчер о ее отношении к Belgrano, для миллионов телезрителей стала видна еевысокомерность. [3]
Преимущества «бесплатных СМИ» для политикомсвязаны с уверенностью аудитории, что выступление проходит в “живую". Или,если не в живую в техническом смысле, то, в крайнем случае, не являются подготовленнойполитической рекламой. Аудитория знает об этом, поскольку политики зачастуюсовершают ошибки, таким образом, появляется почва для позитивной оппозиции икритики. Следовательно, политики, желая увеличить свое воздействия на аудиториютакими «неотрежессированными» выступлениями, все же хотят установитьконтроль над выходящей в эфир информацией. Для этого необходимо участиепрофессионалов, имеющих опыт работы со СМИ.
1.3 Особенностиметодики организации работы службы PR с политическим лидером федерального ирегионального уровня
Сегодня профессия «имиджмейкера» стала весьмапопулярной, востребованной и, значит, социально необходимой. Без их участия необходится ни одна избирательная кампания. Впрочем, услуги имиджмейкера оказываютсянеобходимыми и в промежутках между избирательными кампаниями. Профессиональновыверенный имидж нужен и руководителю предприятия, и директору фирмы, иэстрадному артисту, и представителю власти, руководителю политическогообъединения — любой личности, общающейся с людьми.
Усилия имиджмейкеров могут принести способному кандидату всреднем 15-20% дополнительных голосов. А могут и все 80%. Между тем нельзя неучитывать, что никакие имиджмейкеры не помогут, если кандидат не являетсяхаризматической личностью.
Итак, имиджмейкер востребован обществом — спрос превышаетпредложение. Однако отношение к нему в нашем обществе далеко не однозначно. Дляэтого есть причины. Для обывателя чужеродное слово «имиджмейкер» обозначаетспециалиста, который должен ему «повесить лапшу на уши», обмануть,выдав плохой товар за хороший, преподнести кандидата в «красивой упаковке».
Разработать серьезную программу и политическую философиюклиента — на это способны немногие, в основном — те компании, где работаютпрофессиональные аналитики с именем, не обладающие естественной дляимиджмейкера находчивостью и считающие чистый пиар вещью второстепенной итехнологичной.
Главная задача имиджмейкера это формирование имиджакандидата. Главный компонент имиджа кандидата — это совокупность его внешниххарактеристик, по которым избиратель судит о кандидате. Такие характеристикидоносит до избирателей телевидение. [4]Именно поэтому телевидение обладает неограниченными возможностями создаватькандидату имидж. И не только кандидату. Любой партии, любой структуре, каккоммерческой, так и политической.
Хорошо «сработанный» имидж задает определенноенаправление воображению человека, воспринимающего имидж. И возникающее в связис этим представление воспринимается как результат «собственного видения»,а не как нечто, навязанное извне. Консультант по имиджу политического деятелядолжен играть не менее значимую роль, чем консультант по экономике, повнутренней и внешней политике.
Обсуждая проблему имиджа властных структур, нельзяакцентировать свое внимание исключительно на имидже властных структур созданныхсредствами массовой информации, и часто не до оценивается то влияние, котороеоказывают повседневные контакты тысяч государственных служащих (по некоторымданным их насчитывается более 1,5 миллионов человек) на десятки тысяч граждан,обращающихся во властные структуры с целью решения своих проблем. Подобныенеформальные коммуникации оказывают значительное влияние на формирование образагосслужбы в глазах гражданского общества. Имидж государственного служащего иимидж властных структур во многом оказываются взаимосвязанными и зависят оттипа, характера, образа собственно государственных служащих, с которымиграждане постоянно сталкиваются в своей повседневной жизни, от их желания,возможности и формы коммуникаций с населением, от того насколько успешновыполняет госслужащий свои профессиональные обязанности, а также его личныхкачеств. В первом случае важно насколько «удовлетворенным» уйдетгражданин из государственного учреждения, все ли возможное сделал служащий врамках свой компетенции для решения проблемы гражданина. Во втором, наскольколичностные качества служащего оставили у гражданина благоприятное впечатление осостоявшейся коммуникации.
Это в свою очередь свидетельствует, что формированиеблагоприятного имиджа государственной службы России требует анализа, преждевсего, социально-нормативных характеристик самих служащих, т.е. выявления техпроцессов, благодаря которым происходит отбор и становление слоя служащих,системно качественных характеристик служащих, куда входятфункционально-профессиональные обязанности и личностные качества.
Совершенно очевидно, что для формирования соответствующегоимиджа госслужбы PR — специалисты должны обладать и соответствующим «человеческимматериалом», чтобы было о чем рассказывать и что показывать.
Глава 2. Служба связей с общественностью вобщественно-политических организациях и движениях
2.1 Взаимодействие и разграничение полномочийпресс-служб и служб связей с общественностью в сфере политики
В малых и средних городах России, как правило, системадосуга еще не развита, города не насыщены событиями и новостями, поэтому однойиз главных задач пресс-служб администраций данных городов является созданиесобытий и новостей — так называемый ньюсмейкинг. Речь идет, разумеется, о техсобытиях и новостях, которые укрепляют авторитет и доверие населения к администрациям.К ним относятся публичное предоставление дополнительных культурных,образовательных, рекреативных, реабилитационных и иных благ всем слоямнаселения городов, как, например, проведение Дня города, поддержкаобразовательных программ, помощь пенсионерам и т.п. Главное в этой идее то, чтолюбая подобная деятельность администрации широко освещается городскимисредствами массовой информации, поэтому любое событие должно вызывать интерес иу населения и у СМИ.
Основными целями ньюсмейкинга в этих городах являются: [5]
ослабление социальной напряженности;
создание массовых досуговых мероприятий для повышенияактивности населения;
вовлечение социально неактивных городских масс вобщественную городскую жизнь;
создание заинтересованности общества к событиям,происходящим в городе;
привлечение внебюджетных средств (крупного, среднего ималого бизнеса) в реализацию городских программ;
формирование и улучшение городской среды;
создание благоприятного имиджа городских властей.
Для удачного создания новостей и событий пресс-службаадминистраций прежде всего определяет, на кого будет рассчитано то или иноесобытие (так называемый объект).
При определении объекта в старшей возрастной группепресс-службы стремятся к охвату всех лиц преклонного возраста, независимо отбывшего места работы и сроков проживания в городе. При этом порой достигаетсявесьма значительный эффект — с каждым пожилым жителем этих городов проживают всреднем 3-4 человека, которые косвенно так же становятся объектами деятельностипресс-службы, а с другой стороны, исполняют роль трансляторов социальнойзначимости «создаваемого» ею события.
Другая группа, близко стоящая к выше указанной категориигорожан (и столь же немногочисленная), которую представляется необходимымвыделить — ветераны, проживающие в городе 15 и более лет. В том случае, еслиони входят в старшую возрастную группу (60 лет и старше), они естественнымобразом присоединяются к пенсионерам. Если же они продолжают оставаться втрудоспособном возрасте, то на них ориентированы другие акции.
В числе малочисленных объектов находятся также инвалиды (особенноинвалиды труда) и матери-одиночки. Поскольку малая эффективность федеральныхмер поддержки этих групп населения общеизвестна, здесь для города и егоадминистрации открыто широкое поле деятельности, благодаря которой укрепляетсяблагоприятный имидж городских властей.
В рамках проведения городских программ и акций также нужноотметить всю младшую возрастную группу. Вместе с тем, и среди этой группыцелесообразно выделить те подгруппы, на которые распространяется поддержкаадминистрации городов: дети-инвалиды, дети из малоимущих семей, высокоодаренныедети.
Помимо этого, при проведении своих акций и программ пресс-службаадминистраций обязательно учитывает молодое поколение, рассматриваемое как«золотой фонд» кадрового резерва, что логично отвечает интересамгородов, не связанным с производством.
Согласно проводимым исследованиям, важная роль в публичнойполитике городских властей отводится проведению Дня города. Эта акцияконсолидирует население вокруг общегородских интересов, позволяет стимулироватьсамоуправление регионом, способствует воспитанию чувства «малой родины»,росту имиджа городского жителя, публичному предъявлению властями достигнутыхрезультатов с одновременным формулированием задач развития. Учитывая достаточномалую плотность подобных событий, День города становится едва ли не главнымместным праздником. Однако наряду с перечисленными позитивными факторами,достигаемыми подобными мероприятиями, неизбежен немалый негативный эффект,генераторами которого становятся, как правило, маргинализованные группы, атрансляторами — близко стоящие к ним малообеспеченные и весьма многочисленныеслои. Шумные и помпезные акции в рамках этого праздника подчас лишь усугубляютнедоверие значительной части жителей к городским властям и провоцируют мощнуюволну отчуждения и осуждения («начальство с буржуями гуляет»).
Но это отнюдь не означает отказ от проведения общегородскихакций и праздников. Это лишь свидетельство о том, что при планировании подобныхмероприятий публичной политики необходимо одновременно практически учитыватьвозможную реакцию тех групп населения, интересы и чаяния которых не совпадают синтересами и чаяниями большинства. Полностью избежать негативных эффектов неудается, однако жизненно необходимо их минимизировать, в том числе путемграмотной и продуманной пропаганды.
Эффектной и эффективной акцией является проведение «Ярмаркигородских идей». На участие в ней нет никаких ограничений. Оргкомитет, вкоторый входят представители общественности, рассматривает любые, даже самые«бредовые» идеи и предложения, какой бы сферы городской жизни они никасались. При организации ярмарки отбирается авторитетное в городе жюри,составленное из людей, пользующихся уважением, поощряется участие в жюрипредставителей действующих в городе предприятий. Заранее объявляется призовойфонд за лучшие идеи, предложения, проекты. Главный смысл акции в том, чтобыпоказать, что город поддерживает, в том числе и материально (пусть иединоразово), тех, кто предлагает дельные идеи его развития. Параллельнорешается задача подбора кадрового резерва — носители лучших идей, как правило,заинтересованы в их реализации, а значит, являются не только мысленнымисоюзниками администрации, но и ее сотрудниками в широком понимании этого слова.
Проанализировав условия, основные формы и методыфункционирования пресс-служб городских администраций малых и средних городовРоссии, созданных в середине 90-х годов, можно сказать, что сегодня ониявляются неотъемлемой частью системы местного самоуправления. Они взначительной мере способствуют созданию благоприятного имиджа городскогоруководства как во внутреннем, так и во внешнем контурах. Основные выводы, сделанныездесь, применимы в отношении аналогичных подразделений в мэриях большинствагородов России с населением несколько десятков тысяч человек.
Вместе с тем, необходимо отметить ряд очевидных негативныхмоментов, осложняющих эффективную работу пресс-служб:
ограниченный кадровый состав и большая личнаяпроизводственная загрузка работников пресс-службы, лишь в малой степеникомпенсируемая заработной платой;
сочетание функций пресс-службы и PR-отдела с преобладаниемспецифических задач последнего;
неразвитость городской социокультурной среды и местнойпрессы, ограничивающая потенциальные информационные поля;
слабая социально-политическая активность населения,перерастающая в кризисные периоды в апатию, и вытекающее из нее безразличие вотношении СМИ;
излишний административный ресурс городского руководства,проявляющийся в стремлении иметь полностью подконтрольную ему, неконфликтнуюпрессу;
ограниченность материальных и финансовых ресурсов дляпроведения полноценных организационно-творческих мероприятий.
Вместе с тем, важно отметить, что указанные недостатки иограничения стимулируют пресс-службы в таких городах к творческому поиску дляосвоения форм и методов работы, не требующих значительных финансовых затрат. Вэтом смысле многие малые и средние города России идут далеко впередимегаполисов.
Деятельность большинства работников пресс-служб строитсяпреимущественно на энтузиазме, на искренней любви к «малой Родине», наромантическом стремлении к ее процветанию, что не может не вызывать уважения внынешних российских условиях.
2.2 Координациядействий и коммуникации как условие успешной деятельности службы PR вполитической сфере
В демократическом государстве эффективное управлениеобщественными делами предполагает, если не активное участие в процессахуправления большинства граждан, что, по крайней мере, минимум понимания иподдержки с их стороны. Современное демократическое государство как никогдаранее нуждается в таком понимании поддержки и участии граждан в процессахуправления, поиске наиболее эффективных путей и методов решения, волнующихобщество, граждан задач и проблем. Выход из обозначившегося на рубеже 70-80-хгг. прошлого столетия кризиса регулирующих функций государство видится сегодняспециалистом в первую очередь в более активном привлечении общественныхструктур и граждан и процессам управления общественными делами. Какподчеркивает известный голландский специалист Агне Гомес положение и рольправительства становится иным, чем оно было ранее. В настоящее время необходимоправительство, которое будет устанавливать правило и нормы, управлять вопределенных сферах жизни, но в первую очередь оно будет создаватьблагоприятные условия и поддерживать социальные дискуссии, вовлекать общественностьв управление государством и далее. [6]Это изменяет роль и функции коммуникаций правительства. Коммуникации становятсяважным элементом формулирования и реализации политики, становятся реальнымэлементом ее осуществления. Изменение роли правительственных (и шире властных вцелом) коммуникации в процессах государственного управления, выработке иреализации политики предполагает адекватное изменение в роли и положении,методах и институтов власти.
Для того чтобы обстоятельнее охарактеризовать новыетребования к деятельности PR структур необходимо более фундаментальнопредставить и проблематику взаимоотношений общества и государства в сфереуправления общественными делами.
Среди нескольких концепций, положенных в основу анализановой роли государства в управлении общественными делами, взаимосвязи политикии управления с позиций задач PR — деятельности наиболее перспективными,обладающей высоким эвристическим потенциалом представляется теория политическихсетей (policy network). Это теория исходит из того, что в современную эпохуэффективное государственное управление не может быть основана на использованиестарых принципов деятельности иерархических, бюрократических структур. Вместе сэтим она отвергает и претензии рыночных принципов организации на доминированиев государственном управлении.
Общим знаменателем новой идеологии публичного управлениястал тезис о том, что в современных условиях эффективность решения общественныхзадач определяется не столько бюрократической иерархией илирыночно-государственным менеджментом, сколько налаживанием совместного действиягосударства с обществом. Одновременно государство стало рассматриваться лишь вкачестве одного из агентов координации общественных дел. Наряду с ним в новуюсистему управления попадали бизнес структуры, ассоциации гражданского общества,местное самоуправление, международные организации. Возникла разветвленная сетьагентов публичного управления, между которыми устанавливались отношениясотрудничества, соучастия, содействия, совместной ответственности.
При этом сам термин «политика» рассматривается вкомплексе смыслов общественно-государственного взаимодействия: как влияние,репрезентация, участие, содействие, сотрудничество и т.д.
Общее кредо «сетевиков» состоит в том, что сетевойподход в противоположность плюрализму и корпоративизму способен схватитьсложность и текучесть современного процесса принятия политических решений иформирования политики. Политическая сеть предстает в качестве аналитическогоинструмента анализа неустойчивости и открытости взаимодействия множестваполитических актеров, объединенных общим интересом, взаимозависимостью,добровольным сотрудничеством и равноправием.
Как отмечает известный специалист по теории сетей Ян Кооиман:«То, что управление становится не односторонним, а дву- и дажемногосторонним процессом, изменяет не просто границы между государством иобществом, а саму их природу. Они становятся более проницаемыми, и уженевозможно сказать, где заканчивается одно и начинается другое, и наоборот. Разделениеобязанностей между правительственными и неправительственными учреждениямикаждый раз становится объектом переговоров». [7]
2.3 Функциислужбы по связям с общественностью в государственном секторе
Доверие и понимание общественности могут достигаться толькопри условии, что государственные органы сами направлены на предельно допустимоедоведение до общества правдивой информации о своих действиях и принимаемыхрешениях, а также положении в стране. Служба связей с общественностью вгосударственном секторе в своей деятельности базируется на основополагающихпринципах: принципе демократии, обеспечения альтернативности и технологичности.PR-структуры в государственном секторе преследуют конкретные цели: [8]
1) обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе;
2) обеспечение связей с гражданами и их объединениями;
3) помощь сотрудничеству с гражданами, их объединениями вразработке и осуществлении программ решений; содействии в выполнениизаконодательства;
4) способствование становлению институтов гражданскогообщества.
Для достижения целей службы связей призваны выполнять рядфункций:
1) нахождение контактов с гражданами и организациями, ихрасширение и поддержание;
2) изучение общественного мнения и доведение дообщественности информации о сущности принимаемых решений;
3) анализ общественного мнения на действия должностных лиц иорганов власти;
4) снабжение органов власти прогнозными аналитическимиразработками;
5) формирование положительного имиджа власти и должностныхлиц.
В ходе выполнения вышеперечисленных функций PR-структуры вгосударственном секторе занимаются:
1) своевременным распространением через информационныеагентства (печать, радио, телевидение) заявлений, пресс-релизов и иныхматериалов, которые призваны разъяснить деятельность государственных органов;
2) освещением через средства массовой информациидеятельности государственных органов при осуществлении реформ в кризисныхситуациях;
3) проведением и организацией пресс-конференций, брифингов ивстреч с отечественными и зарубежными журналистами, подготовкой материалов дляпечати;
4) подготовкой фото- и печатных материалов, отображающихдеятельность органов юстиции;
5) организацией и проведением выступлений руководителей нарадио, телевидении, освещением в печати существующих проблем;
6) аккредитацией корреспондентов;
7) развитием информационных связей с пресс-службами иныхорганов власти и министерств других государств;
8) подготовкой документов об учредительской деятельностигосударственного органа, оказанием помощи в издании журналов и газет;
9) анализом сообщений в СМИ.
Заключение
Политические партии в современной России еще очень слабы инеструктурированны. Они функционируют в виде протопартий, неукорененных вобществе. Фактический переход сферы организации избирательных кампаний из областиполитики в область бизнеса вызвал несколько важных последствий.
Во-первых, возросла эффективность действий “новыхпрофессионалов” (политических консультантов) по сравнению со “старымипрофессионалами" — командой поддержки кандидата, рекрутированной из числаего партийных соратников. Партийные политики могут руководствоваться в своейдеятельности соображениями карьерного роста, идеологическими убеждениями,надеждой на материальное вознаграждение и т.п. Горизонт их целеполагания несвязан с ближайшими выборами и успехом этого конкретного кандидата. В отличиеот них, политические консультанты имеют перед собой однозначно очерченнуюзадачу — клиент должен занять выборный пост. Эта задача вполне калькулируема,поскольку может быть преобразована в проблему максимизации голосов избирателей,полученных кандидатом-клиентом. Максимизация голосов избирателей не являетсятривиальной электоральной задачей, поскольку эта цель может противоречитьдолгосрочной партийной стратегии.
Во-вторых, сократилось общее пространство политики, каксферы материально-рациональной деятельности. В данном контексте возрастаниероли политического консалтинга может быть поставлено в один ряд с такимитенденциями эволюции современных политических систем, как “конец идеологий"и “упадок партий” (при всей спорности утверждений о наличии этих тенденций вдействительности). Принципиальность или идеологичность партийного соревнованияза поддержку избирателей и достижение власти в результате получения такойподдержки с самого начала процесса формирования новоевропейских демократическихрежимов считалась одним из факторов, оправдывающих существование партий, частовоспринимаемых как “неизбежное зло”. Деидеологизация политики являетсясимптомом элиминирования функции целеполагания и свидетельством кризиса попытокрационального проектирования хода человеческой истории в целом.
Лишь теперь в политическую практику стали активно внедрятьсяметоды политического маркетинга, радикально отличающиеся от старомоднойполитической пропаганды[9].Если методы пропаганды мало отличались от концепции расширения сбыта готовогопродукта (партийной идеологии), то маркетинговый подход предполагает обязательноепервоначальное изучение потребностей потребителей (избирателей) и лишь затемпереход к производству конкурентоспособного товара (имиджа политических лидерови, по преимуществу, деидеологизированных партий). Связи с общественностьюстановятся основным содержанием политической деятельности профессиональныхполитиков. И эта деятельность уже немыслима без участия политическихконсультантов.
PR в деятельности политическихпартий — это совершенно новое, бурно развивающееся направление деятельности,поскольку именно при помощи PR-технологий такназываемым политическим партиям удается собирать голоса избирателей в своюподдержку.
Исходя из вышесказанного, особенно важной задачей PR-специалистов в политических партиях иобщественно-политических движениях современной России является поиск иопределение своей социальной базы, поддержание постоянных связей с ней,отслеживание изменений в ее настроении и взглядах на текущую политическуюситуацию.
Литература
1. Амелин В.Н., Устименко С.В. Технологияизбирательных кампаний. — М.: Союз, 1993.
2. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. Учебноепособие. — М.: ИМ А-Пресс, 1994.
3. Блэк С. Паблик рилейшнз: Что этотакое? — М.: Новости, 1990.
4. Боброва И., Зимин В. Черный PR? Белый GR! Цветной IR:): менеджмент информ. культуры. — М.: Вершина, 2006.
5. Викентьев И.Л. Приемы рекламы иpublic relations. — СПб.: Триз-ШАНС, 1995.
6. Гончаров В. Политическийконсалтинг в России: конец эпохи всемогущества. // Полития, 1999. — №2.
7. Гульбинский Н.А., Сорокина Е.С. Краткийкурс для эффективных политиков. — М.: АВАНТИ, 1999.
8. Ильясов Ф.Н. Политическиймаркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. — М.: ИМА-пресс, 2000.
9. Комаровский В.С. ГосударственнаяСлужба и СМИ. — Воронеж: ВГУ, 2003.
10. Кошелюк М.Е. Технологииполитических выборов. — СПб.: Питер, 2004.
11. Лебедев-Любимов А.Н. Психологиярекламы. — СПб.: Питер, 2000.
12. Ольшанский Д.В. Политический PR.- СПб.: Питер, 2003.
13. Пушкарева Г.В. Политическийменеджмент. — М.: Дело, 2002.
14. Пеньков В.Ф. О политическойкультуре российского общества. — Тамбов: ТГУ, 1996.
15. Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Пабликрилейшнз для политиков и бизнесменов. — Киев: РА Губерникова, 1995.
16. Соловьев А.И. Политология: политическаятеория, политические технологии. — М.: ГАРДАРИКИ, 2000.
17. Феофанов О.А. Реклама: новыетехнологии в России. — СПб.: Питер, 2000.
18. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связис общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2004.