--PAGE_BREAK--
2 Общая характеристика деятельности ЗАО «Кировский молочный комбинат»
2.1 Общие сведения о производстве продукции ЗАО «КМК»
Основное производство на головном предприятии состоит из нескольких участков.
Участок приёмки молока обеспечивает возможность приёма от поставщиков до 400 тонн молока в сутки. Сегодня на комбинат в среднем поступает 250-300т молока в сутки. Для холодной очистки молока от механических примесей используется сепаратор-молокоочиститель фирмы «Альфа-Лаваль». Компьютеризирована система учёта поступающего сырья.
Аппаратно-диетический участок — сердце комбината. Установленное здесь современное импортное оборудование (пастеризационные установки и сепараторы фирмы «Альфа-Лаваль», гомогенизатор фирмы «Тетра-Пак») позволяет вырабатывать высококачественные кисломолочные напитки, молоко различных видов, сливки.
Участок розлива молока и кисломолочных напитков осуществляет расфасовку готовой продукции в потребительскую упаковку из комбинированного материала типа «Тетра Рекс» и полиэтиленовые пакеты ёмкостью 1,0, 0,5. В сутки участком розлива выпускается до 180 тонн фасованной продукции. Здесь установлены универсальные фасовочные автоматы фирмы «Галди» Италия, двухручьевые автоматы ФП-5000(Финляндия) по розливу в полипакеты.
Сметано-творожный участок способен вырабатывать сметаны до 36т в сутки, творожных изделий — до 7 т, йогуртов с фруктами – до 2 т.
Сметана «Кировская» – гордость комбината и пользуется повышенным спросом у потребителей, спрос на нее растёт и расширяется география рынка сбыта. Расфасовка сметаны производиться на высокотехнологичном оборудовании фирм «Упмаш», «Галди» и «Пак лайн». Покупатели имеют возможность приобрести сметану фасованную в удобной современной упаковке типа «Тетра Рекс» 500г и в полистирольных стаканчиках под фольгой и крышкой объёмом 250г и 360г.
Вся продукция вырабатывается с учетом накопленного опыта из натурального молока, поставляемого лучшими хозяйствами Кировской области.
Строгий контроль за качеством сырья и готовой продукции, применение современного оборудования, внедрение новых технологий и видов упаковки позволяет без применения консервантов выпускать цельномолочную продукцию со сроками реализации до 10 – 14 суток и высококачественные животное масло и сухое молоко с длительными сроками хранения.
Продукция под ТМ «Вятушка» узнаваема и любима потребителями. На рынке г. Кирова ТМ «Вятушка» дважды удостоена звания «Народная Торговая марка» в 2003 и 2004годах.
2.2. Организационно-правовая характеристика деятельности ЗАО «Кировский молочный комбинат»
Молочный завод в г. Кирове (старое название «Вятка») основан в 1933 году Постановлением №64/6 Президиума Вятгорсовета.
Свой 70 — летний Юбилей работы на молочном рынке России комбинат отметил в 2003 году.
С 15.04.1993г. предприятие преобразовано в Акционерное общество закрытого типа.
ЗАО «Кировский молочный комбинат» имеет в области три территориально-обособленных подразделения: Орловское отделение (г.Орлов), Зуевское отделение по производству молочных продуктов (г.Зуевка), Нагорский пункт приемки молока (п.Нагорск) и дочернее Общество — ЗАО «Даровской маслозавод» (пгт.Даровской).
Сегодня Кировский молочный комбинат – одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий молочной промышленности Российской Федерации.
Полное фирменное наименование Закрытое акционерное общество «Кировский молочный комбинат»
Сокращенное наименование ЗАО «Кировмолкомбинат»
Место нахождения: Российская Федерация, г. Киров, ул.Воровского, д.105
Почтовый адрес: 610035, РФ, г.Киров, ул.Воровского, д.105
Тел.: код 8332, 63-38-49 Факс: код 8332, 63-38-49
Адрес электронной почты: kmk@milk.kirov.ru
Согласно Гражданского Кодекса РФ, исходя из организационно-правовой формы закрытое акционерное общество, данное предприятие находится в частной собственности.
Высшим органом управления ЗАО является собрание акционеров. К исключительной компетенции собрания акционеров относятся следующие вопросы, решение по которым принимается, если за него проголосовали владельцы более 50% обыкновенных акций, присутствующие на собрании:
- внесение изменений в Устав;
- изменение уставного капитала (за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами ЗАО);
- принятие Кодекса поведения членов Совета директоров, членов правления и должностных лиц администрации;
- утверждение баланса, счета прибылей и убытков, ежегодного отчета Совета директоров, а также отчетов аудитора;
- утверждение размера дивиденда, выплачиваемого на обыкновенную акцию (указанный размер не может превышать величины, рекомендованной Советом директоров);
- назначение членов Ревизионной комиссии и независимых внешних аудиторов, а также определение их сферы деятельности и вознаграждения;
- принятие решений о создании и прекращении деятельности филиалов, представительств, отделений ЗАО в соответствии с действующим законодательством;
- утверждение сделок и иных действий, влекущих возникновение обязательств от имени ЗАО, которые превышают полномочия, предоставленные Совету директоров;
- принятие решений о залоге, сдаче в аренду, продаже, обмене или ином отчуждении недвижимого имущества ЗАО либо иного имущества, состав которого определяется учредительными документами ЗАО, если размеры сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышают 10% активов ЗАО;
- принятие решения об образовании дочерних предприятий и участии ЗАО в иных предприятиях, объединениях предприятий;
- принятие решений о слиянии, присоединении, преобразовании АО в предприятие иной организационно-правовой формы;
- принятие решений о ликвидации ЗАО, создании ликвидационной комиссии и утверждении ее отчета;
- избрание членов Совета директоров, назначение Генерального директора ЗАО.
Основной задачей членов Совета директоров является выработка политики с целью увеличения прибыльности ЗАО. Компетенция Совета директоров. Совет директоров имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности ЗАО и его внутренним делам, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания акционеров.
Генеральный директор осуществляет оперативное руководство деятельностью ЗАО и наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи. Генеральный директор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
Организационная структура управления предприятием определяет состав подразделений аппарата управления, их взаимозависимости и взаимосвязи. Группа руководителей и специалистов, на которую возложены ответственность за осуществление процесса выработки и реализации управленческих решений, составляет аппарат управления предприятием. Аппарат управления включает управленческий персонал в масштабе всего предприятия, а также его структурных подразделений. Большинство ученых и специалистов различают два типа организационных структур управления — иерархический (бюрократический) и органический.
На данном предприятии существует линейная структура управления. Эта структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы (рис. 1).
Руководитель в такой структуре называется линейным и замыкает на себе как административные, так и другие функции. Причем обратная связь, информирующая руководителя о ходе выполнения работ, может отсутствовать.
Административные функции и процедуры могут делегироваться основным руководителем на более низкие уровни иерархии. Члены каждой из низших ступеней управления находятся в непосредственном линейном подчинении у руководителя следующего, более высокого уровня.
Рисунок 1 Линейная структура управления
Применение данной структуры целесообразно на предприятиях с небольшой численностью персонала и незначительным объемом и номенклатурой производства.
2.3 Основные экономические показатели деятельности ЗАО «КМК»
Анализ технико-экономических показателей проводится с целью выявления основных тенденций в деятельностиЗАО «КМК» ивыявления особо важных проблем, требующих принятия эффективных мер. Динамика показателей деятельности предприятия приведена в таблице 1.
Основными технико-экономическими показателями, характеризующими деятельность предприятия, являются объем реализации товарной продукции, себестоимость и прибыль предприятия, численность и производительность труда. Для анализа использована бухгалтерская отчетность организации за период 2006-2008 г.г.: бухгалтерский баланс ф. № 1 (приложение А, Б, В); отчет о прибылях и убытках ф. № 2 (приложение Г, Д, Е).
Таблица 1 — Основные показатели деятельности предприятия ЗАО «КМК»
Показатели
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Откл. (+, -) 2008 г. от 2007 г.
Темп роста,
%, 2008 г.
от 2007 г.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.
19623
22804
28350
5546
124,3
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг, тыс. руб.
15911
18615
23280
4665
125,1
Валовая прибыль, тыс. руб.
3712
4189
5070
881
121,0
Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.
3602
3977
4801
824
120,7
Прибыль от продаж, тыс. руб.
110
212
269
57
126,9
Прочие доходы, тыс. руб.
150
163
164
1
100,6
Прочие расходы, тыс. руб.
144
150
153
3
102,0
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
116
225
280
55
124,4
Чистая прибыль, тыс. руб.
88
171
213
42
14,6
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, %
0,57
0,93
0,95
0,02
-
Рентабельность продаж по чистой прибыли, %
0,45
0,75
0,75
-
-
Объем деятельности торговой организации постоянно расширяется.Выручка отпродажи товаров, продукции, работ, услуг(товарооборот) по сравнению с 2007 г. выроста на 5546 тыс. руб., темп роста при этом составил 124,3%, темп роста себестоимости проданной продукции составил 125,1%.
За анализируемый период прибыль от продаж увеличилась на 57,0 тыс. руб. и составила в 2008 г. 269 тыс. руб., чистая прибыль 213 тыс. руб.
Наиболее важными показателями экономической эффективности организации является рентабельность.
Как видно в таблице 1, рентабельность продаж в каждый анализируемый период увеличивается, следовательно, доля прибыли в выручке занимает все большую часть.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что объем деятельности ЗАО «КМК» постоянно расширяется.Выручка отпродажи товаров, продукции, работ, услуг(товарооборот) по сравнению с 2006 г. выроста на 5546 тыс. руб., темп роста при этом составил 124,3%, темп роста себестоимости проданной продукции составил 125,1%.
За анализируемый период прибыль от продаж увеличилась на 57 тыс. руб. и составила в 2008 г. 269,0 тыс. руб., чистая прибыль 213 тыс. руб.
Таким образом, рассмотрев основные показатели деятельности и структуру управления ЗАО «КМК», далее необходимо рассмотреть анализ организации маркетинга на предприятии и пути улучшения его деятельности с целью обеспечения более эффективной сбытовой политики ЗАО «КМК», которая обеспечит дополнительную прибыль предприятию и расширение масштабов продаж молочной продукции исследуемого предприятия.
3. Организация и пути совершенствования отдела маркетинга
ЗАО «КМК»
3.1. Комплекс маркетинга в ЗАО «КМК»
Поскольку одна из главных целей любого коммерческого предприятия — получение максимально возможной прибыли, оно должно планировать и управлять процессом маркетинга. Маркетинг — специфический элемент системы управления предприятием [20].
Исследуемое предприятие ЗАО «КМК» расположено по адресу г. Киров, ул. Воровского, д.105.
По данным статистики на Кировский рынок поступает огромное количество молочной продукции, в том числе значительную часть из них составляет продукция ЗАО «КМК».
Рассмотрим объемы реализации продукции на российском рынке молочной продукции, представленные в таблице 2.
Таблица 2 — Объемы реализации молочной продукции на рынке
Наименование предприятия
Объем реализации, тыс. руб.
Удельный вес на рынке,
%
Пасеговский молокозавод
88551,3
20,0
ЗАО «КМК»
53130,8
12,0
Кирово-Чепецкий молочный комбинат
30993,1
7,0
Вожгальский маслозавод
17710,3
4,0
Сунской молокозавод
18633,3
4,0
Всего:
234661,1
53,0
Молочная продукция является ежедневно необходимой для населения, по питательным свойствам молочные продукты практически превосходят все остальные, благодаря чему рынок молочной продукции стабилен и имеет тенденцию к расширению товарного ассортимента.
Можно сказать что на рынке молочной продукции России действует такая конкурентная ситуация как монополистическая или несовершенная конкуренция. Конкуренты многочисленны, и их силы уравновешены. Однако их товары дифференцированы, т.е. с точки зрения покупателя они обладают отличительными качествами, которыевоспринимаются всем рынком в качестве таковых [23]. Практически вся продукция ЗАО «КМК» продается на внутреннем рынке, доля импорта незначительна и представлена разовыми контрактами на поставку небольших партий товаров.
Рынок сбыта «КМК» практически неограничен, покупатели молочной продукции проживают практически во всех регионах России, более 67 % продукции продается в Волго-Вятском (37%), Центральном (14%), Уральском (16%), регионах. 33% приходится на остальную часть России, преимущественно на Сибирь (14%). Волго-Вятский, Центральный и Уральский регионы являются выгодными рынками сбыта, потому что:
- близкое расположение с производителем позволят сократить до минимума транспортные расходы;
- молочная продукция ЗАО «КМК» высокого качества и конкурентоспособна на рынке.
Исследования показывают, что в данных регионах обеспечивается не только стабильный уровень сбыта продукции, но и созданы условия для увеличения объема продаж при условии сохранения качества и цены на прежнем уровне.
Элементы фирменного стиля проработаны и присутствуют во всех распространяемых материалах о компании, за разработку и внедрение фирменного стиля компания была награждена в 2000 году золотыми дипломами Вятской Торгово-промышленной палаты. Каждый год компания принимает участие в 10 выставках на федеральном и региональном уровне, что позволяет ознакомиться с рынком молочной продукции региона, конкурентами и их ценами.
В настоящее время в структуре предприятия нет отдела маркетинга, но есть отдел сбыта, выполняющий ряд маркетинговых функций. Кроме того, некоторые функции выполняют другие отделы, другие должностные лица. С одной стороны это правильно, так как сотрудники должны чувствовать свою значимость в организации, чувствовать общую цель.
Маркетинг должен быть во всем, во всех. Можно сказать, что это отчасти философия предприятия. Но, разумеется, грамотно эти маркетинговые функции могут выполнять лишь квалифицированные маркетологи, которых не хватает предприятию. Остановимся на текущей маркетинговой деятельности предприятия.
продолжение
--PAGE_BREAK--