МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО Витебский государственный технологический университет
Курсовая работа
По дисциплине:
«ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ»
на тему:
«Организация торгово-технологического процесса на примере РУПП «Витязь» ТД «Витязь» №3»
Витебск 2009
Содержание
Введение
1. Содержание торгово-технологического процесса в магазинах
2. Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торговли ТД «Витязь» №3
3. Анализ организации торгово-технологического процесса в ТД «Витязь» №3
3.1 Организация доставки и приемки товаров
3.2 Организация хранения и подготовки товаров к продаже
3.3 Продажа товаров и дополнительное обслуживание
4. Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса в ТД «Витязь» №3
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Положением «О торговом доме «Витязь»
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.
В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.
Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.
Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.
На предприятиях розничной торговли завершается процесс оборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит преобразование товарной формы стоимости в денежную, и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, усовершенствованием техники и оснащения, методов управления, которые обеспечивают повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.
За период рыночных преобразований розничная торговля испытала коренные изменения. В розничной торговле, как ни в какой другой области хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет.
Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий предопределили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это выдвигает новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения [1, с. 178-179].
Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции.
Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и организации торгово-технологического процесса, который обусловлен применяемыми методами продаж на предприятии. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с оптимизацией торгово-технологического процесса, обеспечивающего рост прибыли. Тщательно спланированная планировка торгового зала, размещение оборудования и образцов товаров в магазине служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.
В данной работе рассматриваются методы продажи товаров и определяются пути повышения эффективности их использования на примере торгового предприятия — Торгового Дома «Витязь» РУПП «Витязь» (Далее — ТД), основные направления его развития. Общей целью данной работы является детальное изучение деятельности ТД «Витязь», в частности применяемых методов продажи товаров и выявление направлений их совершенствования.
1. Содержание торгово-технологического процесса в магазинах
Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают комплексом торговых и неторговых помещений, необходимых для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них средства механизации трудоемких операций, создает благоприятные условия труда торговых работников, способствует повышению качества торгового обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг. Поэтому желательно, чтобы в общей численности предприятий розничной торговли преобладали именно магазины.
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.
В общем виде схема торгово-технологического процесса представлена на рисунке 1.1 (рис.1.1)
Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
1. операции с товарами до предложения их покупателям;
2. операции непосредственного обслуживания покупателей;
3. дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
/>
Рисунок 1.1 примерная схема торгово-технологического процесса в магазине самообслуживания
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:
1. разгрузку транспортных средств;
2. доставку товаров в зону приемки;
3. приемку товаров по количеству и качеству;
4. доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);
5. хранение товаров;
6. подготовку товаров к продаже;
7. перемещение товаров в торговый зал;
8. выкладку товаров на торговом оборудовании.
Для того чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания.--PAGE_BREAK--
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
1. встреча покупателя;
2. предложение товаров;
3. отбор товаров покупателями;
4. расчет за отобранные товары;
5. оказание покупателям дополнительных услуг.
На этой стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т.д.
Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.).
Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов:
1. обеспечение комплексного подхода к его построению;
2. создание максимальных удобств для покупателей;
3. достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
4. создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
5. обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.
2. Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности торговли и ТД «Витязь» №3
Торговый Дом «Витязь» является структурным самостоятельным хозрасчетным подразделением Республиканского унитарного производственного предприятия «Витязь» (в дальнейшем – предприятие), включающим в себя сеть торговых точек (магазинов), и подчиняется непосредственно директору по маркетингу и качеству. Торговый Дом — структурное подразделение предприятия, выделенное на отдельный баланс, который в последующем включается в сводный баланс и отчетность предприятия.
Торговый Дом имеет текущий счет в банке, открытый по согласованию с предприятием в соответствии с действующим законодательством.
Торговый Дом в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, Уставом предприятия, приказами и указаниями Минпрома РБ, приказами директора предприятия, директора по маркетингу и качеству, а также Положением «О торговом доме «Витязь» ( приложение А ) и Положением о хозрасчете ТД «Витязь».
Торговый Дом действует на основе полного хозрасчета, самостоятельно ведет расчеты с бюджетом Республики Беларусь по налогам и другим обязательным платежам. Имеет круглую печать со своим наименованием и наименованием предприятия, необходимые штампы и бланки.
Общая численность работников ТД «Витязь», включая административный корпус, составляет 84 человека.
Торговый Дом осуществляет следующие основные задачи:
1. продажа товаров, выпускаемых РУПП «Витязь»;
2. изучение и формирование спроса населения на товары, производимые предприятием;
3. продажа товаров производства Минпрома и других предприятий РБ, ближнего и дальнего зарубежья;
4. обеспечение высокой культуры обслуживания, предпродажной подготовки товаров;
5. оказание других услуг, связанных с торговым обслуживанием населения;
6.реклама и изучение спроса на продукцию, производимую РУПП «Витязь».
Торговый Дом осуществляет лицензируемые виды деятельности с момента получения соответствующих лицензий (разрешений) в установленном Законом порядке;
Торговый Дом по согласованию с руководством предприятия, может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
В состав Торгового Дома входят:
1. Магазин №1;
2. Магазин №2;
3. Магазин №3(головной, где находится, включая административный корпус);
4. Магазин №4;
5. Центральный склад.
Торговый Дом возглавляет директор ТД «Витязь» — директор магазина. Директор Торгового Дома — директор магазина организует работу Торгового Дома и несет полную ответственность за его деятельность, распоряжается в соответствии с законодательством РБ и Положением о торговом доме «Витязь», имуществом и средствами, закрепленными за Торговым Домом.
Работники Торгового Дома действуют в соответствии с должностными инструкциями, утвержденными директором Торгового Дома — директором магазина. Права Торгового Дома осуществляются директором — директором магазина в пределах компетенции установленной доверенностью.
Планово-экономическая группа ТД «Витязь» состоит из ведущего бухгалтера, бухгалтеров, экономистов, операторов ЭВМ. Планово-экономическая группа занимается формированием розничных цен на продаваемую продукцию, составлением бухгалтерской и статистической отчетности по ТД «Витязь».
Экономисты занимаются составлением отчётов, расчётом базовых показателей, расчётом заработной платы, предоставляют экономическую информацию, участвуют в планировании деятельности ТД «Витязь».
Ведущий бухгалтер ТД «Витязь» фактически имеет все функции главного бухгалтера предприятия. Он отвечает за правильность бухгалтерской информации, своевременность и правильность выплаты налогов, составление налоговой декларации, бухгалтерского баланса и т.д. Собранные данные ведущий бухгалтер в виде бухгалтерской справки предоставляет в налоговую инспекцию, главному бухгалтеру РУПП «Витязь», а также ведущему экономисту ТД «Витязь» для составления отчетности. В планово-экономической группе имеется еще один бухгалтер, который работает с поставщиками товаров: ведет учет прихода по каждому поставщику, отслеживает расчеты и т.д.
Оптово-коммерческий отдел возглавляет начальник торгового отдела. Он состоит из группы товароведов, которые занимаются непосредственно поставкой товаров, заключением договоров, заведующих центральными складами, заведующих секциями и обслуживающего персонала.
Изучение спроса на те, или иные товары возложены на заведующих секциями, которые формируют свои заявки на основе анализа проданной продукции, заказов отдельных видов товаров покупателями или сторонними организациями. Для этого в секциях имеются специальные журналы заявок.
Так, например, мебельный салон, открытый сравнительно недавно в магазине не проспекте Строителей 33, большую часть поставок осуществляет на основе сделанных заявок, которые оставляет покупатель с указанием своего адреса и телефона. Некоторые специфические дорогостоящие товары (например, мини-трактора «Беларусь», некоторые запасные части к автомобилям) привозятся на продажу только под заказ.
Для оценки деятельности ТД «Витязь» проведем анализ основных показателей на основе внутренней отчетности.
Показатели эффективности деятельности представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Показатели эффективности хозяйственной деятельности ТД «Витязь» за 2006-2007 гг.
Показатель
Магазин
2006 г.
2007 г.
Товарооборот, тыс. руб.
№ 1
1 362 451,4
1 302 918,6
№ 2
1 733 650,8
1 917 593,85
№ 3 продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Магазин
2006 г.
2007 г.
Среднесписочная численность, человек
№ 1
16
15
№ 2
12
11
№ 3
48
46
№ 4
2
9
Всего:
81
84
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.
№ 1
271,8
320,4
№ 2
278,5
349,7
№ 3
269,8
320,3
№ 4
233,3
284,2
Всего:
284,9
338,4
Реализовано телевизоров,
шт.
№ 1
2223
2058
№ 2
4085
4289
№ 3
7665
8360
№ 4
574
1534
Всего:
14547
16241
Остатки товаров на конец периода, тыс. руб.
№ 1
559718,5
508730,3
№ 2
179524,4
267471,4
№ 3
607625,3
497469,1
№ 4
298415,6
493751,2
Всего:
1716951,1
1877598,9
Оборачиваемость товаров, дней.
№ 1
139
160
№ 2
41
54
№ 3
50
42
№ 4
79
194
Всего:
80
86
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
По результатам таблицы 2.1 можно сделать вывод, что наибольший товарооборот в 2007 году получен магазином №3 в размере 4 798 247,3 тыс. руб.
Магазин №3 имеет наибольший уровень рентабельности – 4%, следовательно, среди всех магазинов ТД «Витязь» магазин №3 осуществляет торговую деятельность наиболее эффективно. Также у магазина №3 наибольшая среднесписочная численность работников.
Эффективность деятельности обусловлена расположением магазина рядом с предприятием-изготовителем основной товарной группы – РУПП «Витязь.
Наименьший товарооборот получен магазином №4 в размере 989 557,8 тыс. руб., уровень рентабельности данного магазина занимает среднее значение среди магазинов в размере 3%.
Наихудший результат получен магазином №1 — при товарообороте 1 302 918,6 тыс. руб. уровень рентабельности составил 0%. Это свидетельствует о неэффективности хозяйственной деятельности и необходимости проведения мероприятий по улучшению его деятельности.
Магазин №3 реализует наибольшее количество основных товаров (телевизоров) в количестве 8 360 штук. Размер среднемесячной заработной платы по магазинам находится в пределах 284 – 350 тыс. руб., ее среднее значение по торговому дому составляет 338 тыс. руб.Рассмотрим темп роста, темп прироста и рост в натуральном выражении основных показателей деятельности ТД «Витязь» в разрезе магазинов, входящих в его состав за период 2006 – 2007 г.г.Для анализа динамики показателей хозяйственной деятельности составим таблицу 2.2 продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 2.2 – Динамика показателей эффективности хозяйственной деятельности ТД «Витязь» в сопоставимых ценах за 2006-2007 г.г.
Показатель
№ магазина
Темп роста, %
Темп прироста, %
Изменение (+,-), тыс. руб.
Товарооборот, тыс. руб.
1
95,6
— 4,4
-59 532,8
2
110,7
10,7
+ 183 943,1
3
108,7
8,7
+ 383 302,7
4
414,4
314,4
+ 750 751,0
Всего:
113,2
13,2
+ 1 057 329,3
Валовой доход, тыс. руб.
1
99,4
— 0,6
-907,7
2
116,6
16,6
+ 27 614,5
3
124,9
24,9
+ 119 520,0
4
570,0
470,0
+ 94 383,9
Всего:
128,2
28,2
+ 230 978,9
Показатель
№ магазина
Темп роста, %
Темп прироста, %
Изменение (+,-), тыс. руб.
Издержки обращения,
тыс. руб.
1
106,7
6,7
+ 8 459,2
2
112,9
12,9
+ 14 620,4
3
108,9
8,9
+ 33 584,1
4
434,7
334,7
+ 66 689,7
Всего:
119,7
19,7
+ 132 133,7
Прибыль от реализации,
тыс. руб.
1
28,4
-71,6
-8 049,3
2
129,3
29,3
+ 13 656,0
3
202,7
102,7
+ 86 670,1
4
-3 908,9
-4 008,9
+ 25 043,3
Всего:
185,2
85,2
+ 99 285,4
Чистая прибыль, тыс. руб.
Всего:
384,4
284,4
+ 72 778,8
Рентабельность, % продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Изменение, тыс. руб
Темп роста, %
2006 г.
Доля, %
2007 г.
Доля, %
1. Телевизоры, эл. товары;
3 070 335
69,5
3 398 249
70,8
+ 327 914
110,7
2. Мебель, стройматериалы;
251 156
5,7
246 245
5,1
— 4 911
98,0
3. Галантерея, игрушки, часы, зеркала;
170 911
3,9
270358
5,6
+ 99 447
158,2
4. Посуда, рубашки, трикотаж;
121682
2,8
130397
2,7
+ 8 715
107,2
5. Мебельный салон.
706715
16,0
743 723
15,5
+ 37 008
105,2
Всего:
4414944
100
4 798250
100
+ 383 306
108,7
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Для реализации товаров в магазине выделены следующие секции:
1. Телевизоры, электротовары;
2. Мебель, стройматериалы, электроинструмент;
3. Галантерея, игрушки, часы, зеркала;
4. Посуда, рубашки, трикотаж;
5. Мебельный салон.
Как видно из таблицы 3.1, основной секцией в магазине является секция №1, представленная телевизорами и электротоварами, которая занимает 70,8% (3 398 249 тыс. руб.) от товарооборота магазина.
Второй по значимости секцией является мебельный салон, расположенный на первом этаже магазина, и реализующий преимущественно корпусную мебель, занимает 15,5% (743 723 тыс. руб.) от товарооборота магазина.
Значительный рост наблюдается по секции №3 в размере 158,2%. Это обусловлено расширением ассортимента данной секции в 2007 году. Секция №3 в 2007 году была расширена за счет введения в ассортимент мягкой мебели и компьютерных столов, реализация которых была закреплена за данной секцией.
Секция №1 реализует телевизоры и электротовары. Основной группой товаров в магазине №3 являются телевизоры, которые реализуются по методу продажи товаров по образцам. На втором этаже, в торговом зале расположен многоярусный стенд, на котором выставлены образцы телевизоров с прикрепленными на них ярлыками, где указана их цена, модель и другие характеристики.
Согласно правилам, образцы товаров, предлагаемых к продаже, демонстрируются в собранном, технически исправном состоянии, без наружных повреждений. Товары, не требующие специального оборудования для подключения и пуска в эксплуатацию, демонстрируются в действующем состоянии, чтобы покупатель более удобно мог оценить товар.
Покупатели имеют свободный доступ к товару, что позволяет лучше ознакомиться с товаром, при необходимости получить консультацию продавца по каждой модели телевизора, сравнить качество изображения.
При необходимости покупатель может получить консультацию продавца, узнать все возможности и преимущества интересующей модели телевизора, т.к. продавец помогает выбрать необходимый товар.
При покупке телевизора покупатель уплачивает его стоимость в кассе, полученный чек выдает продавцу, на основании которого продавец из рабочего запаса отбирает модель, идентичную образцу, проверяет работоспособность товара, оформляет гарантийное обязательство, упаковывает товар и согласовывает возможность доставки с покупателем.
Электротовары представлены широким ассортиментом. В секции данная группа товаров расположена с использованием стеллажей, витрин-прилавков, которые позволяют выставить весь ассортимент.
Реализация электротоваров осуществляется с применением двух методов продажи: через прилавок и по образцам.
Через прилавок продаются следующие товары: ДВД-проигрыватели, музыкальные центры, домашние кинотеатры, акустические системы, магнитолы, радиоприемники, электропылесосы, электроутюги, кухонные комбайны, электромиксеры, электросоковыжималки, телефонные аппараты, антенны телевизионные, светильники настенные, печи СВЧ, электроинструменты, медтехника производства РУПП «Витязь» и др.
По просьбе покупателя продавец выставляет на прилавок нужный товар, чтобы покупатель мог лучше с ним ознакомиться.
При покупке товара покупатель уплачивает стоимость товара в кассе, которая расположена в данной секции и продавец из рабочего запаса выдает идентичный товар, оформляет гарантийное обязательство, упаковывает и выдает товар покупателю.
В данной секции по образцам продаются следующие товары: машины стиральные, холодильники, газовые плиты, светильники подвесные.
Покупатель имеет свободный доступ к данным товарам, при желании может получить консультацию продавца о каждом из представленных товаров. Действия покупателя и продавца такие же, как и при продаже телевизора.
В магазине №3 мебель продается в салоне мебели, расположенном на первом этаже магазина, а также в секции №2, расположенной на втором этаже.
Секция №2 реализует мебель, строительные материалы и электроинструменты и представлена следующими товарами:
1. Наборы корпусной мебели;
2. Гарнитуры мебели для отдыха;
3. Наборы мебели для кухни;
4. Столы кухонные и обеденные;
5. Тумбы для телерадиоаппаратуры;
6. Наборы мебели для прихожей; продолжение
--PAGE_BREAK--
7. Подставки под телевизор;
8. Строительные материалы (обои);
9. Электроинструменты (электродрели, электропилы и др.)
10. Светильники (настенные и подвесные) и люстры.
В данной секции товары продаются через прилавок и по образцам.
Мебель в данной секции продается с использованием метода продажи по образцам, которые размещены в центре торгового зала.
Товары выставлены открыто, и покупатель может самостоятельно ознакомиться с товаром, оценить его внешний вид, качество и комфортность. Действия покупателя и продавца такие же, как и при продаже телевизоров.
Через прилавок продаются строительные материалы, электроинструмент, настенные светильники. Эти товары размещены с использованием стеллажей, витрин-прилавков и стендов, что дает их лучший обзор покупателям.
Стройматериалы представлены только обоями, образцы которых представлены на стенде за прилавком.
Настенные светильники выставлены на стенде, электроинструмент размещен как на стеллажах, так и в витринах-прилавках. Подвесные светильники и люстры реализуются по образцам, которые находятся в подвешенном состоянии и закреплены на потолке для лучшего обзора покупателями.
Секция №3 реализует галантерею, игрушки, часы и зеркала.
Товары в данной секции продаются преимущественно через прилавок, исключение составляют зеркала и картины, которые реализуются по образцам. Товары, реализуемые через прилавок, выставлены с использованием стеллажей, витрин-прилавков и витрин-стеллажей.
Через прилавок продаются сумки, перчатки, игрушки, часы и другие товары. Образцы зеркал размещены на стенде, и покупатели могут самостоятельно ознакомиться с данными товарами и выбрать интересующий товар. Образцы картин, гобеленов закреплены на стене торгового зала.
Секция №4 представлена чулочно-носочными изделиями, верхней одеждой, тканями, посудой. Товары в данной секции реализуются через прилавок и выставлены с использованием стеллажей, витрин-прилавков и витрин-стеллажей.
Мебельный салон был открыт в 2006 году и выделен в отдельную секцию магазина №3. Товары реализуются по образцам и по предварительным заказам.
Продажа по предварительным заказам в салоне в 2007 году составила 22% от товарооборота салона, а основную долю занимает продажа мебели по образцам – 78%.
При реализации мебели по предварительным заказам покупатель рассматривает как выставленные образцы, так и каталог мебели.
При желании приобрести мебель покупатель оставляет заявку в салоне, затем работники салона согласуют данную заявку с заводом-изготовителем мебели и выясняют, сможет ли быть удовлетворена заявка и в какие сроки.
Если предприятие одобряет заявку, а покупатель согласен со сроками выполнения заказа, то заявка регистрируется в журнале заявок.
Продажа мебели по предварительным заказам в салоне производится без предварительной оплаты. При выполнении заказа предприятие-изготовитель мебели доставляет товар, и работники салона сообщают покупателю о прибытии заказанного товара.
Если покупатель отказывается от приобретения заказанного товара, то заявка считается неудовлетворенной и товар складируется.
Рассмотрим товарооборот магазина в разрезе товарных групп, чтобы систематизировать реализуемые товары по методам продаж и выделить преобладающие методы продаж в магазине, данные представим в таблице 3.2:
Таблица 3.2 – Товарооборот магазина №3 в разрезе товарных групп по методам продаж за 2006-2007 гг.
Товарная группа
Товарооборот за период, тыс. руб.
Метод продажи
2006
2007
1
2
3
4
Х/б ткани
7 392,64
8 306,34
Через прилавок
Льняные ткани
902,3
1 025,34
Через прилавок
Одежда и белье
27 246,78
32 055,04
Через прилавок
Меха, меховые изделия
3,78
4,85
Через прилавок
Верхний трикотаж
7 389,01
8 493,12
Через прилавок
Бельевой трикотаж
5 680,5
6 605,23
Через прилавок
Чулочно-носочные изделия
1 686,21
1 938,17
Через прилавок
Обувь
150,34
174,2
Через прилавок
СМС
3,33
3,92
Через прилавок
Туалетное мыло
0,62
0,74
Через прилавок
Парфюмерно-косметические товары
2 290,02
2 602,3
Через прилавок
Галантерея
38 576,56
43 837,0
Через прилавок
Мебель, в т.ч.
1 004 242,53
1 138 018,69
По образцам и по предварительным заказам продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
126,68
2,9
167,86
3,5
+ 0,6
Итого:
4 414,94
100
4 798,25
100
-
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
При анализе данных по объемам реализации товаров в разрезе методов продажи, отраженных в таблице 3.4 видно, что основную долю в товарообороте магазина №3 занимает продажа товаров по образцам. Товаров по образцам в магазине в 2007 году было продано на сумму 4 156,56 млн. руб., что составляет 86,6% от всего товарооборота. Продажа традиционным методом (через прилавок) занимает небольшую долю товарооборота – 9,9% (473,83 млн. руб.).
Поэтому можно сделать вывод, что магазин №3 реализует товары преимущественно прогрессивными методами продажи на 90,1%: по образцам – 86,6% и по предварительным заказам – 3,5%. Традиционным методом (продажа товаров через прилавок) в магазине реализуется 9,9% товаров на сумму 473,83 млн. руб. За период 2006-2007 г.г. значимость методов продаж практически не изменилась, изменения произошли на уровне 0,6-1,2%. Произошло снижение удельный веса товарооборота продаж по образцам на 1,2% вместе с увеличением товарооборота продаж через прилавок и по предварительным заказам на 0,6%.Для более глубокого анализа рассмотрим динамику товарооборота по методам продаж за период 2006-2007 г.г. в таблице 3.5:
Таблица 3.5 – Динамика товарооборота по методам продаж за период 2006-2007 гг.
Метод продажи
Товарооборот за период
Темп роста, %
Изменение, млн. руб.
2006
2007
Продажа по образцам
3 878,33
4 156,56
107,2
+ 278,23
Через прилавок
409,94
473,83
115,6
+ 63,89
По предварительным заказам
126,68
167,86
132,5
+ 41,18
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Как видно из таблицы 3.5, в ТД «Витязь» наблюдается рост продаж по всем методам продажи.
Наибольший рост реализации товаров произошел по продажам по предварительным заказам, и составил 132,5% на сумму 41,18 млн. руб.
В стоимостном выражении наибольший рост наблюдается по продажам по образцам в сумме 278,23 млн. руб., при темпе роста 107,2%.
По продажам традиционным методом также наблюдается рост, который составил 115,6% (63,89 млн. руб.). Следовательно, магазин выдерживает положительную тенденцию развития.
Более наглядно значимость каждого метода продажи товаров в магазине представим на рисунке 3.1.
/>/>
Рисунок 3.1 – Структура товарооборота по методам продаж за 2006-2007 гг.
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Продажа по образцам является основным методом реализации товаров в магазине №3. Рассмотрим детально товарооборот продаж по образам в разрезе реализуемых товаров в таблице 3.6:
Таблица 3.6 – Товарооборот продаж по образцам в разрезе реализуемых товаров в 2006-2007 гг.
Наименование
Товарооборот за период, млн. руб.
2006
Доля, %
2007
Доля, %
Телевизоры
2 865,46
73,9
3 104,07
74,7
Холодильники
104,13
2,7
52,26
1,3
Стиральные машины
31,12
0,8
29,97
0,7
Мебель
877,56
22,6
970,16
23,3
Другие (ковры, зеркала)
0,06
0,002
0,1
0,002
Итого:
3 878,33
100
4 156,56
100
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таким образом, как показывают данные таблицы 3.6, среди всех товаров, реализуемых по образцам, наибольший удельный вес занимает продажа телевизоров – 74,7%. Второе место занимает продажа мебели – 23,3%.
Торговый зал имеет форму прямоугольника с соотношением сторон 1:2 — данные размеры являются оптимальными для торгового зала. В торговый зал имеются 2 входа-выхода, это улучшает пропускную способность магазина, облегчает эвакуацию из магазина. Прилавки расположены по периметру торгового зала. В центре размещены образцы холодильников, стиральных машин. Большая часть образцов мебели выставлена в центре. Основная группа товаров (телевизоры) выставлена отдельно от остальных товаров. Ближе к входу-выходу расположен единый расчетный узел. Планировка торгового зала представлена на рисунке 3.2. продолжение
--PAGE_BREAK--
/>
Рисунок 3.2 – Планировка магазина №3 ТД «Витязь»
Источник: собственная разработка.
Для расчета коэффициентов установочной и выставочной площади необходимо определить площадь, занятую под торговое оборудование.
Составим таблицу 3.7, содержащую площади занятые торговым оборудованием.
Таблица 3.7 – Расчет установочной и выставочной площади торгового зала
Наименование оборудования
Количество, шт.
Длина, м
Ширина, м
Кол-во
полок для товаров, шт.
Sу,м2
Sвыст., м2
Прилавок-витрина
57
1
0,5
1
28,5
28,5
Витрина-стеллаж
15
0,5
0,5
3
3,75
11,25
Прилавок
11
1
0,5
-
5,5
-
Прилавок
4
0,5
0,5
-
1
-
Горка пристенная
15
1
0,5
5
7,5
37,5
Горка пристенная
20
1
0,5
6
10
60
Горка пристенная
41
0,5
0,5
6
10,25
61,5
Стенд для электротоваров
1
1
0,5
3
0,5
1,5
Стенд для светильников
1
1,5
0,5
4
0,75
3
Стеллаж для телевизоров
22
0,8
0,8
3
14,08
42,24
Стенд для телевизоров
1
4
1
1
4
4
Стол продавца
3
1
0,5
-
1,5
-
Стенд для демонстрации телевизоров
3
1
0,5
-
1,5
-
Стенд для обоев
1
1
0,4
8
0,4
3,2
Стенд для зеркал
1
1,5
1
1
1,5 продолжение
--PAGE_BREAK--
1,5
Кабина примерочная
1
1,5
1,5
-
2,25
-
Холодильники
-
-
-
-
3
3
Стиральные машины
-
-
-
-
6,72
6,72
Мебель (с учетом салона мебели)
-
-
-
-
202,5
202,5
Узел расчета
1
2,5
1,5
-
3,75
-
Итого:
-
-
-
-
308,95
466,41
Источник: собственная разработка.
По результатам расчетов таблицы 3.7 видно, что установочная площадь, занимаемая всем оборудованием в торговом зале, составляет 308,95 м2, а выставочная площадь оборудования торгового зала составляет 466,41 м2.
Для универсальных магазинов рекомендуемая торговая площадь составляет 54%.
Известно, что общая площадь магазина составляет 2 579,98 м2 и торговая площадь магазина 1 185,91 м2.
Для расчета показателей эффективности использования торговых площадей составим таблицу 3.8:
Таблица 3.18 – Расчет показателей эффективности использования площади торгового зала магазина №3 ТД «Витязь»
Наименование показателя
Значение
Общая площадь магазина
2 579,98 м2
Торговая площадь магазина
1 185,91 м2
Коэффициент торговой площади
0,46
Норматив коэффициента торговой площади
0,54
Установочная площадь
308,95 м2
Коэффициент установочной площади
0,26
Отклонение значения коэффициента установочной площади от нормативного
— 0,03
Норматив коэффициента установочной площади
0,29
Выставочная площадь
466,41 м2
Коэффициент выставочной площади
0,39
Норматив коэффициента выставочной площади
0,7
Отклонение значения коэффициента установочной площади от нормативного
— 0,31
Источник: собственная разработка.
Проанализировав данные таблицы 3.8, можно сделать вывод, что коэффициент торговой площади меньше рекомендуемого значения на 8%, что составляет 206,4 м2 и, следовательно, в магазине под торговлю выделено меньше площадей, чем рекомендуется.
Торговая площадь составляет лишь 46%, а неторговая 54%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена и на размещение аппарата управления.
Значение коэффициента установочной площади незначительно ниже нормативного и равен 0,26, это значит, что в магазине №3 можно разместить дополнительно несколько единиц торгового оборудования площадью 34,96 м2 чтобы довести данный показатель до значения 0,29, рекомендованного для универсальных магазинов. Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую выставочную площадь. Значение коэффициента выставочной площади зависит от видов и типов применяемого для выкладки оборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7 [5, с. 48-49]. В магазине №3 коэффициент выставочной площади имеет низкое значение, которое ниже рекомендованного на 0,31и составляет 0,39. Это связано с тем, что большая часть торгового зала занята под демонстрацию образцов мебели, а не под торговое оборудование, имеющее большую выставочную площадь. Но так как мебель занимает большую долю товарооборота, это можно считать обоснованным использованием торговой площади, т.к. площадь не пустует, а используется под демонстрацию образцов товаров. Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями. Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д. В магазине №3 торговое оборудование (горки пристенные, витрины прилавки, прилавки-витрины, стенды, стеллажи) заполнены в среднем процентов на 80.Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов [5, с. 49].
В части торгового зала магазине, где выставлены образцы телевизоров, слишком много места отведено под проходы покупателей. Данное пространство торгового зала могло бы использоваться более эффективно, если бы данная площадь была использована под выставку образцов товаров, витрин, прилавков-витрин, островных горок или для реализации внутримагазинной рекламы (рекламные табло, стенды и др.). Для анализа составим таблицу 3.9, содержащую данные объема товарооборота приходящегося на 1 м2 торговой площади магазина №3 ТД «Витязь» в сравнении с остальными магазинами Торгового Дома. продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 3.9 – Анализ объемов товарооборота, приходящегося на 1 м2 торговой площади в магазинах ТД «Витязь» за 2006-2007 гг.
Наименование магазина
Товарооборот за период, млн. руб.
Sторг., м2
Товарооборотна 1 м2, млн. руб.
2006
2007
2006
2007
Магазин №3
4 414,94
4 798,25
1 185,91
3,723
4,046
Магазин №1
1 362,45
1 302,92
620,0
2,198
2,101
Магазин №2
1 733,65
1 917,6
207,0
8,375
9,263
Магазин №4
238,81
989,56
617,15
0,387
1,603
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из таблицы 3.9 видно, что наиболее эффективно использует торговую площадь магазин №2 – на 5,217 млн. руб. с 1 м2 торговой площади больше чем в магазине №3. Наименее эффективно использует торговые площади магазин №4 – на 2,443 млн. руб. с 1 м2 торговой площади меньше чем в магазине №3. Для анализа динамики данного показателя за период 2006-2007 г.г. составим таблицу 3.10.
Таблица 3.10 – Динамика объемов товарооборота, приходящегося на 1 м2 торговой площади в магазинах ТД «Витязь» за 2006-2007 гг.
Наименование магазина
Товарооборот на 1 м2, млн. руб.
Темп роста, %
Изменение, млн. руб.
Разница относительно магазина №3, млн. руб.
2006
2007
Магазин №3
3,723
4,046
108,7
+ 0,323
-
Магазин №1
2,198
2,101
95,6
— 0,097
— 1,945
Магазин №2
8,375
9,263
110,6
+ 0,888
+ 5,217
Магазин №4
0,387
1,603
414,2
+ 1,216
— 2,443
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таким образом, проанализировав данные таблицы 3.10 можно сделать вывод, что все магазины показали хорошую динамику использования торговых площадей за анализируемый период за исключением магазина №1, темп роста у которого составил 95,6% (товарооборот с 1 м2 торговой площади снизился на 0,097 млн. руб. У магазина №4 рост в размере 414,2% не отражает анализируемую ситуацию, так как данный магазин в 2006 году отработал только 4 месяца.
У магазина №3 наблюдается положительная динамика, темп роста составил 108,7%, что свидетельствует о повышении эффективности использования торговых площадей в течение данного периода.
Производительность труда в магазинах розничной торговли оценивается суммой товарооборота приходящегося на одного работника.
Для оценки производительности труда работников магазина №3 в сравнении с другими магазинами ТД «Витязь» составим таблицу 3.11.
Таблица 3.11 – Анализ объемов товарооборота, приходящегося на 1 работника в магазинах ТД «Витязь» за 2006-2007 гг.
Наименование магазина
Товарооборот за период, млн. руб.
Численность, чел.
Товарооборот на 1 работника, млн. руб.
2006
2007
2006
2007
2006
2007
Магазин №3
4 414,94
4 798,25
48
46
91,98
104,31
Магазин №1 продолжение
--PAGE_BREAK--
1 362,45
1 302,92
16
15
85,15
86,86
Магазин №2
1 733,65
1 917,6
12
11
144,47
174,33
Магазин №4
238,81
989,56
2
9
119,41
109,95
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таким образом, по данным таблицы 3.11 видно, что наибольшая производительность наблюдается у работников магазина №2 в размере 174,33 млн. руб. на 1 работника, что на 70,2 млн. руб. больше чем у работников магазина №3.
Наименьшую производительность за данный период показали работники магазина №1 – 86,86 млн. руб. на 1 работника, что на 17,45 млн. руб. меньше чем в магазине №3.
Для анализа динамики данного показателя за период 2006-2007 г.г. составим таблицу 3.12:
Таблица 3.12 – Динамика объемов товарооборота, приходящегося на 1 работника в магазинах ТД «Витязь» за 2006-2007 гг.
Наименование магазина
Товарооборот на 1 работника, млн. руб.
Темп роста, %
Изменение, млн. руб.
Разница относительно магазина №3, млн. руб.
2006
2007
Магазин №3
91,98
104,31
113,4
+ 12,33
-
Магазин №1
85,15
86,86
102,0
+ 1,71
— 17,45
Магазин №2
144,47
174,33
120,7
+ 29,86
+ 70,2
Магазин №4
119,41
109,95
92,1
— 9,46
+ 5,64
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Как видно из таблицы 3.12, произошел рост производительности труда по всем магазинам за исключением магазина №4, в котором производительность труда упала на 7,9%, (- 9,46 млн. руб. на 1 работника магазина).
Наилучшую динамику производительности труда работников показали магазины №2 и №3, в размере 120,7% и 113,4%, соответственно.
4. Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса в ТД «Витязь» №3
Осуществление эффективной розничной торговли предполагает максимальное использование прогрессивных методов продаж, благодаря которым рационализируются покупательские потоки, снижается время на совершение покупки покупателем, повышается уровень и культура обслуживания, что ведет к увеличению продаж в магазине. В магазинах с прогрессивными методами продажи покупатель вступает в «личный» контакт не с продавцом, а с самим товаром, что также является серьезным достоинством такого формата — это один из законов маркетинга: прямой контакт покупателя и товара повышает вероятность покупки.
Первое и основное преимущество использования такого формата торговли: товар покупателю можно «показать лицом», его можно пощупать, осмотреть, прочитать информацию на упаковке (а ведь нынешняя упаковка сама по себе способна эффективно продавать).
Переход от прилавочного типа торговли к формату самообслуживания связан с появлением на рынке здоровой конкуренции. Такое следует делать при появлении в районе конкурента, работающего в том же сегменте, но использующего более современный формат. В этом случае владелец «традиционного» магазина быстро начинает ощущать, что, сохраняя прежний уровень цен и ассортимент, торговый объект начинает приносить меньше прибыли, поскольку покупательские потоки перемещаются к сопернику.
В магазине №3 ТД «Витязь» значительная доля товаров продается прогрессивными методами, в большей степени – продажа по образцам – 86,6% и продажа по предварительным заказам – 3,5%. Таким образом, 90,1% товарооборота обеспечивается прогрессивными методами. Более эффективная работа магазина предполагает максимальное использование прогрессивных методов продаж. В магазине 9,9% товарооборота реализовано традиционным методом – через прилавок. Традиционный метод значительно менее эффективен по сравнению с прогрессивными, в данном случае замедлен процесс совершения покупки, создаются очереди, снижается оперативность обслуживания, а также заинтересованность покупателя в приобретении товаров, т.к. нет прямого контакта покупателя с товаром. Поэтому для максимизации прибыли магазина, повышения уровня обслуживания покупателей и перехода магазина на торговлю, предполагающую применение современной организации продажи, необходимо перевести магазин на полное использование прогрессивных методов продаж.
Продажу товаров, осуществляемую через прилавок можно сменить на продажу товаров по образцам, т.к. некоторые группы товаров магазина эффективнее продавать данным методом, а также некоторые группы товаров продавать с открытой выкладкой, т.к. для данных товаров это будет являться оптимальной организацией продажи, тем более, что магазин имеет значительную торговую площадь, что позволит перепланировать торговый зал под полное использование прогрессивных методов продаж.
Не стоит недооценивать и психологические факторы. Известно, что большая часть решений о покупке товаров принимается непосредственно в местах продаж. В результате перехода от прилавочного типа к прогрессивным формам продажи прибыль значительно увеличивается.
С открытой выкладкой планируется продавать следующие группы товаров:
1. Чулочно-носочные, трикотажные, ткани;
2. Одежда;
3. Галантерея;
4. Посуда;
5. Канцтовары;
6. Хоз. товары;
7. Носители информации (диски, дискеты и др.);
8. Посуда.
По образцам планируется продавать:
1.Радиотовары;
2.Малогабаритная бытовая техника; продолжение
--PAGE_BREAK--
3.Инструмент;
4.Часы;
5.Телефонные аппараты;
6.Обои.
Для введения в магазине продаж с открытой выкладкой можно использовать как уже имеющееся в распоряжении магазина оборудование, только необходима его перестановка в торговом зале, так и приобретенное — прилавки открытой выкладки.
Для выкладки товаров будут использованы горки пристенные, которые на данный момент расположены за прилавком; при использовании данного оборудования будут выставлены на продажу: галантерея, посуда, хозяйственные товары, носители информации и посуда.
В прилавках открытой выкладки планируется выставить чулочно-носочные, трикотажные изделия, ткани и канцелярские товары.
Для лучшей выставки одежды необходимо приобрести металлические стойки для одежды.
В торговый зал имеется два входа-выхода, следовательно, необходимо разместить по кассовому столу у каждого входа-выхода.
Радиотовары, малогабаритная бытовая техника и телефонные аппараты, планируется реализовывать по образцам, которые разместим на уже имеющихся горках пристенных.
Для выставки образцов электроинструмента и часов необходимо приобрести выставочные стенды. Образцы обоев будут выставлены на уже имеющемся в магазине стенде.
Заключение
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную, и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.
Выбор эффективных методов розничной продажи товаров — важнейший этап коммерческой работы розничных торговых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.
Метод продажи – это совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям. В зависимости от степени участия продавца в обслуживании и технологии выбора товаров в практике деятельности организаций розничной торговли используют две основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную. Традиционная система представлена продажей через прилавок обслуживания. К прогрессивным методам продажи относят: самообслуживание, продажу товаров с открытой выкладкой и продажу товаров по образцам.
При исследовании методов продаж, было выявлено, что в ТД «Витязь» товары продаются как традиционным методом продажи – через прилавок, так и прогрессивными, где в качестве основного выступает продажа товаров по образцам, а также продажа товаров по предварительным заказам.
При оценке ассортимента было установлено, что магазин №3 – универсальный.
Список использованных источников
1. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. — Мн.: Выш. шк., 2007. — 352 с.
2. Организация и технология торговых процессов. / Под ред. Ф.Г. Панкратова. – М.: Экономика, переиз., 2008. – 334 с.
3. Об утверждении правил продажи товаров по образцам: Приказ Министерства торговли Республики Беларусь №83 от 16 июня 1998 г. // www.mintorg.gov.by.
4. Об утверждении правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. №384. // www.mintorg.gov.by.
5. Молоткова, Н.В.Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: Учебное пособие / Н.В. Молоткова, Г.А. Соседов. – Минск: Высшая школа, 2004. – 128 с.
6. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – 4-е изд. перераб. и доп. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 596 с.
7. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник / Л.И. Кравченко. – 9-е изд., испр. – Москва: Новое знание, 2007. – 509 с.
8. Щур, Д.Л. Основы розничной торговли. Розничная торговля / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. – 3- е. изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 800 с.
Приложение А
Республиканское Утверждаю:
унитарное Директор РУПП «Витязь»
производственное
предприятие ____________В.И. Никифоров
«ВИТЯЗЬ» «_____» _____________2006г.
ПОЛОЖЕНИЕ о Торговом Доме «Витязь»
Введено в действие _________________2006г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Торговый Дом «Витязь» (в дальнейшем – Торговый Дом, сокращено – ТД) является структурным самостоятельным хозрасчетным подразделением Республиканского унитарного производственного предприятия «Витязь» (в дальнейшем – предприятие), включающим в себя сеть торговых точек (магазинов), и подчиняется непосредственно директору по маркетингу и качеству.
1.2 Торговый Дом — структурное подразделение предприятия, выделенное на отдельный баланс, который в последующем включается в сводный баланс и отчетность предприятия.
Торговый Дом имеет текущий счет в банке, открытый по согласованию с предприятием в соответствии с действующим законодательством.
1.3 Торговый Дом в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, Уставом предприятия, приказами и указаниями Минпрома РБ, приказами директора предприятия, директора по маркетингу и качеству, а также настоящим Положением и Положением о хозрасчете ТД «Витязь».
1.4 Торговый Дом действует на основе полного хозрасчета, самостоятельно ведет расчеты с бюджетом Республики Беларусь по налогам и другим обязательным платежам. Имеет круглую печать со своим наименованием и наименованием предприятия, необходимые штампы и бланки.
1.5 Торговый Дом возглавляет директор ТД «Витязь» — директор магазина. Директор ТД «Витязь»- директор магазина назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом директора предприятия по согласованию с директором по маркетингу и качеству. С директором ТД «Витязь»- директором магазина заключается контракт.
1.6 Штатное расписание и структурная схема Торгового Дома разрабатывается в установленном порядке, согласовывается с заместителем директора по экономическим вопросам и представляется на утверждение директору предприятия.
1.7 На должность директора ТД «Витязь» — директора магазина назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж руководящей работы не менее 5 лет.
1.8 В случае временного отсутствия директора ТД «Витязь» — директора магазина обязанности выполняет лицо, назначенное приказом директора РУПП «Витязь».
1.9 Торговый Дом является составной частью розничной и оптовой торговой сети города.
1.10 Товарная специализация ТД «Витязь» согласовывается с исполкомом местного Совета народных депутатов и указывается в лицензии на право розничной торговли.
1.11 В пределах компетенции, установленной настоящим Положением, ТД «Витязь» имеет обособленное имущество, приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, заключает договора, совершает сделки, только при наличии полномочий, указанных в доверенности. Руководствуется инструкцией о порядке ведения договорной работы на предприятии.
1.12 Полное наименование:
— на белорусском языке «Гандлевы Дом «Вiцязь»;
— на русском языке «Торговый Дом «Витязь».
1.13. Местонахождение:
Республика Беларусь продолжение
--PAGE_BREAK--
210630 г. Витебск, пр-т Строителей, 33.
Местонахождение магазинов:
— 210630 г.Витебск, пр-т Строителей, 33;
— 210015 г. Витебск, пр-т Черняховского, 15;
— 210605 г. Витебск, ул. П.Бровки, 40;
— 210040 г. Витебск, ул. Гагарина, 222а
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
2.1 Торговый Дом осуществляет следующие основные задачи:
— продажа товаров, выпускаемых предприятием;
— изучение и формирование спроса населения на товары, производимые предприятием;
— продажа товаров производства Минпрома и других предприятий РБ, ближнего и дальнего зарубежья;
— обеспечение высокой культуры обслуживания, предпродажной подготовки товаров;
— оказание других услуг, связанных с торговым обслуживанием населения;
— реклама и изучение спроса на продукцию, производимую РУПП «Витязь»
— различные виды торгово-закупочной деятельности;
— бытовые услуги других направлений;
— выполнение функций в области качества в соответствии с СТБ ИСО 9001 и процедурными документами по элементам СК;
— выполнение требований по управлению окружающей средой в соответствии с СТБ ИСО 14001.
2.2 Торговый Дом осуществляет лицензируемые виды деятельности с момента получения соответствующих лицензий (разрешений) в установленном Законом порядке;
Торговый Дом по согласованию с руководством предприятия, может осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
В состав Торгового Дома входят:
— директор ТД «Витязь» – директор магазина №3;
— зам. директора магазина №3 — начальник оптово — коммерческого отдела;
фирменные магазины:
Магазин №1;
Магазин №2;
Магазин №3;
Магазин№4.
— финансово-экономическая группа;
оптово — коммерческий отдел;
— центральный склад.
ИМУЩЕСТВО
4.1. Имущество Торгового Дома образуется за счет:
— имущества, переданного ему предприятием;
— полученных доходов, а также другого имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством;
— иных источников, установленных законодательством;
— Торговый Дом распоряжается имуществом в пределах, установленных настоящим положением и доверенностью.
4.2. Порядок распределения прибыли, полученной Торговым Домом, определяется головным предприятием РУПП «Витязь».
4.3. Оплата всех санкций, примененных к Торговому Дому производится за счет прибыли Торгового Дома.
4.4. Полученные Торговым Домом суммы штрафных санкций направляются на увеличение прибыли Торгового Дома.
4.5. Неиспользованные в финансовом году средства Торгового Дома изъятию не подлежат.
5. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Торговый Дом осуществляет производственно-хозяйственную деятельность по следующим направлениям:
5.1 В области планирования и отчетности:
— совместно с ПЭО разрабатывает перспективный и годовой планы производственно-хозяйственной деятельности с последующей разбивкой по кварталам;
— ведет учет и контроль за выполнением планов Торгового Дома;
— представляет в установленном порядке отчеты соответствующим службам предприятия и статистику;
5.2 В области совершенствования производственно-хозяйственной деятельности:
— постоянно повышает организационный уровень торговли, улучшает технико-экономические показатели;
— проводит мероприятия, направленные на рациональное использование всех видов энергии, предупреждение аварий и несчастных случаев на рабочих местах и контролирует их использование;
— осуществляет техническое перевооружение, реконструкцию и расширение за счет чистой прибыли Торгового Дома или средств выделенных головным предприятием РУПП «Витязь».
5.3. В области совершенствования обслуживания покупателей:
— обеспечивает проведение необходимых воспитательных, организационных и технических мероприятий для достижения высокого качества обслуживания;
— принимает меры для выявления и своевременного устранения брака, выявленного до продажи либо возвращенного от покупателя;
— внедряет в фирменных магазинах передовые методы торговли телевизорами и другими товарами бытового назначения производства телевизионного предприятия;
— оказывает услуги по доставке товаров покупателям.
5.4. В области товарного и материально-технического обеспечения:
— осуществляет деловые контакты, ведет переговоры, служебную переписку с отечественными и иностранными учреждениями и организациями, содействует рассмотрению арбитражных и судебных дел, вытекающих из деятельности Торгового Дома;
— осуществляет рекламную деятельность, участвует в выставках и презентациях продукции предприятия;
— заключает договора на выполнение работ в Торговом Доме за счет средств Торгового Дома при наличии полномочий, указанных в доверенности;
— при несоблюдении своих обязательств по договорам несет ответственность и возмещает ущерб из хозрасчетного дохода Торгового Дома.
5.5. В области работы с персоналом директор ТД «Витязь» — директор магазина:
— использует труд каждого работника в соответствии с его специальностью и квалификацией и создает организационные, производственно-технические, санитарно-бытовые условия, обеспечивающие эффективность труда, снижение текучести кадров, отсутствие производственных травм и заболеваний;
— участвует в укомплектовании подразделения рабочими, специалистами требуемых специальностей (профессий) и квалификации;
— обеспечивает соблюдение режима работы и правил внутреннего трудового распорядка, а также контроль за организацией табельного учета и учета использования рабочего времени в подразделении; продолжение
--PAGE_BREAK--
— обеспечивает неразглашение сведений, составляющих государственные секреты и коммерческую тайну;
— обеспечивает изложение и разъяснение политики руководства объединения на основе данных, получаемых на совещаниях, заседаниях, из приказов, указаний, аналитических записок и других официальных материалов и доводить до сведения руководства реакцию трудовых коллективов на принимаемые решения;
— обеспечивает систематическое воспитание работников подразделения, направленное на их активное участие в решении всех вопросов жизни производственного коллектива и прежде всего:
организации выполнения производственных планов и программ;
достижения требуемого качества работы;
укрепления дисциплины труда, его эффективности и производительности;
сохранности имущества, предоставляемого в их распоряжение, его рациональное и эффективное использование;
формирование стимулов и условий повышения творческой активности работников и прежде всего, специалистов.
обеспечивает решение других задач, согласно требованиям приказа №85 от 7 февраля 2000 года;
— принимает долевое участие в строительстве жилых квартир и производственных помещений, а также берет в аренду или приобретает такие объекты при наличии полномочий, указанных в доверенности.
5.6. В области организации труда и заработной платы:
— обеспечивает выполнение каждым работником режима рабочего времени, трудовой дисциплины, должностных обязанностей;
— совершенствует под руководством и при участии ООТЗ и У системы оплаты труда и материального стимулирования, оформляет документы по оплате труда;
— разрабатывает положение по оплате труда, стимулированию работников и согласовывает его с предприятием;
5.7. В области бухгалтерского учета, финансов и отчетности:
— обеспечивает учет реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности Торгового Дома в соответствии с установленными правилами;
— широко использует средства механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухучета;
— ведет учет денежных средств и товарно-материальных ценностей;
— соблюдает штатную, финансовую и кассовую дисциплины;
— соблюдает правила оформления и приемки, отпуска товарно-материальных ценностей;
— проводит инвентаризацию товарно-материальных ценностей;
— осуществляет все виды расчетных и кассовых операций в пределах компетенции и в соответствии с установленным порядком, кредитные операции по согласованию с предприятием;
— ведет расчеты с бюджетом по налогам, а также по другим обязательным платежам;
— ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет в соответствии с порядком, установленном законодательством Республики Беларусь и «Положением о хозрасчете Торгового Дома».
5.8. В области охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии:
— обеспечивать безопасные условия труда работников в соответствии с законодательством об охране труда и другими нормативными документами;
— участвует в разработке инструкций по технике безопасности и производственной санитарии по профессиям и видам работ, обеспечивает производственные и служебные помещения необходимой наглядной агитацией по охране труда и технике безопасности;
— расследует несчастные случаи в Торговом Доме, оформляет необходимые документы и принимает меры к устранению причин, повлекшие несчастные случаи;
— обеспечивает выполнение в установленные сроки предписаний, требований отдела техники безопасности и государственной инспекции;
— принимает по согласованию с цеховым комитетом профсоюза дополнительные меры по охране труда и технике безопасности.
5.9. Отчет Торгового Дома включается в сводный отчет предприятия.
5.10. Итоги производственно- хозяйственной деятельности Торгового Дома подводятся балансовой комиссией предприятия на основании выполнения отчета по технико-экономическим показателям.
5.11. Списание с баланса Торгового Дома малоценных и быстро изнашиваемых ценностей производится после утверждения акта комиссии директором Торгового Дома – директором магазина и документального подтверждения о сдаче имущества во вторсырье или передаче другим организациям в установленном порядке.
5.12. Торговый Дом обязан предоставлять отчеты по финансовой и хозяйственной деятельности ежемесячно до 20 числа месяца следующего за отчетным.
6. УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМ ДОМОМ
6.1 Торговый Дом возглавляет директор ТД «Витязь» — директор магазина.
6.2 Директор Торгового Дома- директор магазина организует работу Торгового Дома и несет полную ответственность за его деятельность, распоряжается в соответствии с законодательством РБ и настоящим положением, имуществом и средствами, закрепленными за Торговым Домом.
6.3 Работники Торгового Дома действуют в соответствии с должностными инструкциями, утвержденными директором Торгового Дома- директором магазина.
6.4 Права Торгового Дома осуществляются директором ТД «Витязь» – директором магазина в пределах компетенции установленных доверенностью.
7. ДИРЕКТОР ТОРГОВОГО ДОМА
7.1 Директор Торгового Дома — директор магазина является уполномоченным представителем нанимателя в отношении работников Торгового Дома.
7.2 Директор Торгового Дома – директор магазина обязан:
7.2.1 Осуществлять руководство производственно-хозяйственной деятельностью Торгового Дома и управление деятельностью магазинов.
7.2.2 Извещать предприятие о выполнении основных задач Торгового Дома.
7.2.3 Участвовать в переговорах с представителями сторонних организаций по вопросам поставок продукции, взаимовыгодного сотрудничества.
7.2.4. Согласовывать договора, заключаемые со сторонними организациями, филиалами в пределах своей компетенции в соответствии с «Инструкцией о порядке ведения договорной работы на РУПП «Витязь.
7.2.5. Контролировать выполнение заключенных контрактов, договоров. Координировать работу магазинов.
7.2.6. Принимать участие в разработке мероприятий по повышению качества, гарантийному обслуживанию продукции предприятия.
7.2.7. Вести в установленном порядке переписку с другими предприятиями и организациями.
7.2.8. Проводить работу с персоналом подчиненного структурного подразделения в соответствии с приложением №2 к приказу №85 от 07.02.2000г.
7.2.9. Постоянно совершенствовать методы работы в Торговом Доме.
7.2.10. Поддерживать в Торговом Доме благоприятную моральную и рабочую обстановку для обеспечения высокопроизводительного труда коллектива.
7.2.11. По согласованию с предприятием разрабатывать структуру и штатное расписание Торгового Дома.
7.2.12. Обеспечивать:
— выполнение возложенных на Торговый Дом задач и функций;
— планирование работ в Торговом Доме, а также выполнение плановых заданий Торгового Дома;
— предоставление информации о покупательской емкости рынка, ценах, товарной конъюнктуре в г. Витебске;
— подготовку контрактов, договоров, заключаемых Торговым Домом в соответствии с инструкцией о ведении договорной работы на предприятии; продолжение
--PAGE_BREAK--
— решение вопросов в Минпроме и Минторге РБ по торговой деятельности предприятия;
— соблюдение законодательства, правил внутреннего трудового распорядка;
— своевременную выплату заработной платы за счет собственных средств в соответствии со сроками коллективного договора;
— сохранность имущества предприятия.
Директор Торгового Дома- директор магазина возглавляет вторую ступень административно-общественного контроля охраны труда и обязан обеспечить:
— руководство работой по охране труда в подразделении и безопасные условия труда в подчиненных структурных звеньях;
— содержание и эксплуатацию торговых и вспомогательных помещений, оборудования, вентиляционных устройств, и рабочих мест, проходов и проездов в соответствии с действующими правилами, нормами, стандартами и другими НД по охране труда, запрещение производства работ на оборудовании и в помещениях, не отвечающих требованиям стандартов ССБТ, норм и правил охраны труда;
— питьевое водоснабжение работающих, контроль состояния бытовых помещений;
— своевременное представление заявок на СИЗ в ОМТС, выдачу спецодежды, спецобуви в соответствии с действующими положениями, нормами, правилами;
— систематически, не реже одного раза в неделю, контроль состояния охраны труда в подчиненных структурных звеньях, выполнение должностных инструкций руководителями структурных звеньев по охране труда;
— организацию обучения рабочих, ИТР и служащих безопасным методам работы, а также в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в магазинах;
— разработку и своевременное предоставление службе охраны труда предложений по улучшению условий труда в подразделении для включения в проект общего плана предприятий и соглашения профсоюзного комитета с администрацией на осуществление мероприятий по охране труда;
— своевременное расследование причин несчастных случаев, происшедших в подразделениях в соответствии с «Правилами расследований и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и разработку мероприятий по их предупреждению;
— безопасное хранение, транспортирование и применение ЛВЖ и ГЖ, взрывоопасных, ядовитых, агрессивных и радиоактивных веществ, баллонов и других емкостей со сжатым и сжиженным газами, если таковые имеются;
— организацию обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и работников структурных звеньев;
— разработку инструкций по охране труда для рабочих каждой профессии с учетом действующих норм и правил, стандартов охраны труда и конкретных условий труда, представление их на утверждение в установленном порядке и наличие в каждом подразделении применительно к выполняемой в подразделении работе;
— организацию проведения в установленные сроки инструктажей по охране труда персонала;
— контроль наличия и обеспечения систематического обновления средств наглядной агитации по охране труда на участках и рабочих местах, а также проведение других мероприятий по пропаганде охраны труда;
— составление списков работников Торгового Дома для периодических медицинских осмотров в соответствии с перечнем профессий и работ и контроль за прохождением работниками подразделения этих осмотров;
— режим труда и отдыха, установленный в подразделении;
— своевременное устранение недостатков в организации труда, отмеченных в ходе проверки службой охраны труда предприятия и органов надзора;
— отстранение в установленном порядке от выполнения функциональных обязанностей лиц, не прошедших проверку знаний по охране труда;
— контроль за выполнением мероприятий коллективного договора, соглашений по охране труда в подразделении;
— соблюдение законодательства по охране труда, в том числе по охране труда женщин и подростков;
— своевременное заполнение санитарно-технического паспорта Торгового Дома и проведении его ежегодной корректировки.
7.2.13. Организовывать:
— планирование, учет и своевременное предоставление отчетности о деятельности Торгового Дома, работу по развитию и укреплению хозяйственного расчета, улучшению нормирования труда, правильному применению форм и систем заработной платы и материального стимулирования;
— разработку и своевременное представление предложений в перспективные и текущие планы работ предприятия.
7.2.14. Выполнять:
— распоряжения руководства предприятия;
— требования документов по финансовому регулированию предприятия;
— требования документов системы качества в соответствии с СТБ ИСО 9001;
— требования документов системы управления окружающей средой в соответствии с СТБ ИСО 14001.
7.3. Директор Торгового Дома – директор магазина должен знать:
— постановления, распоряжения, приказы вышестоящих организаций и руководства предприятия, нормативные и другие руководящие материалы по направлениям деятельности Торгового Дома.
— специализацию, особенности структуры и перспективы экономического и социального развития Торгового Дома;
— правила работы Торгового Дома, задачи и функции подразделений, права и обязанности работников, методы системного анализа торгово-хозяйственной и социальной деятельности Торгового Дома;
— передовой опыт организации торговли, пути улучшения торгового обслуживания населения;
— систему управления ассортиментом и качеством реализуемых товаров, организацию товародвижения;
— назначение и виды торгово- технологического оборудования, условия его эффективного использования;
— порядок заключения и исполнения договоров;
— опыт передовых предприятий торговли;
— основы этики, эстетики и психологии в торговле, педагогические аспекты работы с коллективом;
— основы менеджмента и маркетинга, экономику, организацию труда и управления;
— трудовое законодательство Республики Беларусь и действующее законодательство в области защиты прав потребителя;
— правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;
— требования документов системы качества в соответствии с СТБ ИСО 9001;
— требования документов системы управления окружающей средой в соответствии с СТБ ИСО 14001.
8. ПРАВА
8.1 Права Торгового Дома осуществляется его директором ТД «Витязь» — директором магазина, а также другими работниками Торгового Дома в соответствии с установленными должностными инструкциями распределением обязанностей.
8.2 Директор Торгового Дома – директор магазина имеет право:
8.2.1 Участвовать в совещаниях предприятия и подразделений по вопросам работы Торгового Дома.
8.2.2. Представлять интересы предприятия в вышестоящих организациях по вопросам, относящимся к компетенции Торгового Дома.
8.2.3. Непосредственно обращаться к руководству предприятия по всем вопросам, решение которых необходимо для успешного выполнения задач и функций Торгового Дома.
8.2.4. Подготавливать и представлять предложения руководству предприятия и руководителям подразделений по решению перспективных задач, по организационным и текущим вопросам.
8.2.5. Запрашивать в установленном порядке и получать от подразделений предприятия данные и материалы по направлениям деятельности Торгового Дома.
8.2.6. Заключать договора в пределах своей компетенции, руководствуясь инструкцией о ведении договорной работы на предприятии. продолжение
--PAGE_BREAK--
8.2.7. Подготавливать данные руководству предприятия о выполнении хозрасчетных показателей и предлагать необходимые меры по их выполнению.
8.2.8. Привлекать специалистов предприятия по вопросам, относящимся к функциям Торгового Дома.
8.2.9. Давать подчиненным работникам поручения на выполнение работ, входящих в их компетенцию, с установлением срока их исполнения и качества выполняемых работ.
8.2.10. Вести переписку с другими предприятиями, организациями, фирмами, в том числе иностранными, по вопросам, относящимся к компетенции Торгового Дома.
8.2.11. Представительствовать от имени предприятия по доверенности в других организациях, по торговой деятельности в Республики Беларусь, Содружестве Независимых Государств и странах дальнего зарубежья.
8.2.12. Получать в установленном порядке денежные и материальные ценности, запрашивать транспорт для обеспечения приема представителей сторонних организаций.
8.2.13. Подводить итоги деятельности подразделения, издавать приказы, в т.ч. о поощрении и наказании.
8.2.14. Издавать приказы по личному составу в отношении работников Торгового Дома, согласовывать их с юридическим отделом и отделом кадров.
8.2.15. Утверждать:
— план работы;
— графики и другие документы, касающиеся непосредственно работы работников Торгового Дома.
8.2.16. Согласовывать:
— документы и материалы, относящиеся к компетенции Торгового Дома.
8.2.17. Подписывать:
— служебные записки;
— графики, планы поставок;
— грузовые таможенные декларации;
— приказы;
— письма, запросы, ответы на обращения граждан по вопросам Торгового Дома в пределах своей компетенции.
8.2.18. Применять меры дисциплинарного взыскания (за исключением увольнения) и материального воздействия к работникам Торгового Дома, находящимся в непосредственном подчинении, а также иным работникам, согласно подчиненности, по представлению заместителей директора Торгового Дома- директора магазина, директоров магазинов, ведущего бухгалтера.
8.2.19. В пределах своей компетенции, определяемой настоящим Положением, директор Торгового Дома- директор магазина издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Торгового Дома.
8.2.20. Все полномочия руководителя подразделения, указанные в тексте настоящего Положения, связанные с действиями от имени РУПП «Витязь» или подразделения во взаимоотношениях с иными организациями, руководитель подразделения может осуществлять только на основании и в соответствии с доверенностью, выданной директором РУПП «Витязь».
9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
9.1 Директор Торгового Дома – директор магазина несет ответственность за деятельность Торгового Дома в целом, в том числе за:
— ненадлежащее выполнение функций, возложенных на Торговый Дом, и своих обязанностей, в том числе в области качества и охраны окружающей среды;
— неправильность и неполноту использования предоставленных ему прав;
— необеспечение своевременного выполнения товарных поставок;
— нарушение норм и правил по охране труда и технике безопасности;
— низкую исполнительную и трудовую дисциплину в Торговом Доме;
— несоблюдение порядка ведения кассовой дисциплины;
— неотстранение от работы подчиненных при появлении на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического и токсического опьянения согласно трудовому кодексу;
— состояние табельного учета использования рабочего времени;
— несоблюдение норм действующего трудового законодательства.
9.2 Директор Торгового Дома – директор магазина несет ответственность за несвоевременную выплату заработной платы работникам Торгового Дома.
9.3 Директор Торгового Дома – директор магазина несет в установленном порядке материальную и дисциплинарную ответственность за ущерб, причиненный предприятию неправильной постановкой учета и хранения материальных или денежных ценностей, а также за ущерб, причиненный предприятию, виновными действиями или бездействием.
9.4. Ответственность других работников Торгового Дома устанавливается должностными инструкциями.
РАЗРАБОТАНО: СОГЛАСОВАНО:
Директор Торгового Дома «Витязь»- Директор
директор магазина №3 по маркетингу и качеству
_________________С.С. Борщова ____________А.С. Жуковский
Главный бухгалтер
____________ О.В. Лазакович