ОРГАНИЗАЦИЯМОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ПОДСИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ МЕДИАТОРСТВА В УПРАВЛЕНИИ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХУСЛУГ РЕГИОНА
Вкачестве базового момента в управлении деятельностью предприятий сферысоциально-бытового обслуживания населения выступает необходимость в организациипостоянной системы наблюдения, оценки и прогноза экономической конъюнктуры исоциально-политической обстановки, складывающейся на территории обслуживаемогосегмента рынка в условиях ожесточившейся конкуренции как внутри сферы услуг,так и в смежных с ней отраслях торговли. Сказанное выше означает потребность ворганизации мониторинга в рыночных условиях.
Вотличие от подсистемы информационного обеспечения управления, действующей врамках реализации региональных информационных технологий, организациямониторинга предприятий сферы бытовых услуг предусматривает решение конкретныхситуационных задач на основе данных из постоянных, конкретных источниковинформации по заранее согласованному, однозначно понимаемому перечнюпоказателей.
Сучетом специфики предприятий сферы социально-бытового обслуживания населенияинформация, обеспечивающая цели мониторинга, должна отвечать следующимтребованиям:
– бытьпонятной для менеджеров, осуществляющих деятельность в конкретной области, а,следовательно, иметь специфические только для нее термины и условныеобозначения, облегчающие ее восприятие; быть уместной для конкретного периодавремени, предшествующего принятию решения менеджером с учетом длительностицикла оказания услуги (от момента зарождения до ее ненадобности в конкретнойситуации, обусловленной комплексом причин, в том числе сезонного характера) всрок, обеспечивающий качество услуг (работ) и обслуживания;
– бытьдостоверной, надежной, не содержать ошибок, возникающих при ее сборе, обработкеи группировке;
– бытьдостаточно полной, учитывать множество факторов, влияющих на принятие решений,что обеспечивает объективность последних;
– бытьпериодичной по тем показателям, которые носят для сферы сервиса сезонный характер;
– бытьконфиденциальной по показателям и направлениям мониторинга, если получаемаяинформация заказана конкретным предприятием за дополнительную плату, в томчисле с привлечением спецслужб и т.п., и поступление ее другим субъектам рынкаможет привести к убыткам и упущенной выгоде заказчика информации.
Какинформационные материалы, необходимые для организации постоянного качественногообеспечения мониторинга состояния рынка услуг, сопутствующих и конкурирующихотраслей, для предприятий сферы бытовых услуг целесообразно, в зависимости отвида и размеров обслуживаемого сегмента рынка, рекомендовать к использованиюследующие первичные и аналитические данные.
1.Динамика половозрастной структуры населения должна быть представлена данными опостоянном контингенте жителей, о миграционных потоках и о работникахпредприятий (независимо от формы собственности), расположенных втерриториальном сегменте предприятия по оказанию бытовых услуг. Такойоперативной информацией обладают, как правило, не статистические органы, аслужбы регистрации районных отделов внутренних дел МВД РФ, паспортные службыжилищно-коммунальных организаций и органы ЗАГС. Периодичность полученияинформации зависит от видов оказания услуг и колеблется от одного раза в неделюдо одного раза в год. Цели мониторинга во многом зависят от вида услуг. Так,для предприятий по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви важныммоментом является своевременность к сезону моделей, заготовок, колодок; дляпредприятий ритуальных услуг – более достоверное определение страховых запасовизделий, комплектующих и сопутствующих товаров в номенклатуре. Для предприятиймониторинг этих показателей обеспечивает реальную возможность снижения затратна пополнение оборотных средств и их размера в определенный период времени,связанного с сезонностью услуг и т.п.
2.Уровень доходов основного населения и мигрантов в обслуживаемом территориальномсегменте. Цель мониторинга по данному показателю обусловлена необходимостьюпрогнозирования предприятиями своей деятельности по показателю стоимостнойдоступности своих услуг.
Принизком уровне доходов, например, не будет спроса на услуги высокого уровня ивиды ресурсов, требующие значительных затрат, а следовательно, и имеющиевысокие цены и тарифы. Таким образом, необходимо перед заключениемхозяйственных договоров (на поставку более или менее качественных, асоответственно, и более дорогих или дешевых исходных материалов) и контрактовна привлечение специалистов (с разным уровнем подготовки и оплаты их труда)знать эти данные и строить соответствующую политику по способам, методам иформам оказания конкретных видов бытовых услуг.
Дляпредприятий по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви важноформирование запасов материальных ресурсов по их качеству и стоимости. Дляпредприятий по ремонту сложнобытовой техники (СБТ), металлоизделий,радиоэлектронной аппаратуры и автомобилей важно определение возможногосоотношения цен на новые аналогичные изделия и предполагаемых тарифов на услугис уровнем доходов и уровнем цен на комплектующие и запасные части. Дляпредприятий по ремонту и обслуживанию жилищного фонда важны эти жесоставляющие, но затрагивающие интересы и собственников – муниципальныхорганов, которые имеют свою долю собственности даже в полностьюприватизированном доме (например, по коммуникациям). Полученные статистическиеданные могут быть положены в основу представления органам власти и местного самоуправленияпредложения о дотировании данного типа работ.
Периодичностьполучения сведений об уровне доходов должна носить ежеквартальный характер, каки отчетность большинства предприятий всех форм собственности по данномувопросу.
Структурадоходов может быть выявлена как на основе данных органов социальногообеспечения, ведущих учет по всем выплатам, так и по данным налоговой инспекции(по форме № 15 «Об итоговых суммах начисленных доходов и удержанных суммахподоходного налога с физических лиц»).
3.Доступность услуг по месту и времени оказания должна определяться предприятиемна основе систематического обследования сегмента рынка, как правило,собственными силами. Первичное, базовое обследование желательно проводитьсилами специализированных предприятий. В дальнейшем требуется толькооперативная корректировка информации в случае ее изменения по таким позициям,как транспортные потоки, включая насыщенность транспортной сети (км/кв.км) иинтервалы движения пассажирского транспорта (в разное время суток, регулярностьмаршрутов).
Данныепо этим вопросам есть в отраслевых статистических материалах государственныхтранспортных предприятий. После их анализа необходимо принимать меры (посогласованию с органами местного самоуправления) об изменении режимов работысети обслуживания населения и времени начала и окончания работы предприятийвсех типов.
4.Ежегодные разовые формы отчетности по объемам продаж: непродовольственныхтоваров в номенклатурном, ассортиментном и стоимостном объемах втерриториальном секторе предприятия обслуживания. Это позволит обосновыватьцены и тарифы, своевременно принимать меры по обновлению ассортимента оказываемыхуслуг, запасных частей, комплектующих, переобучать и повышать квалификациюперсонала (особенно эти вопросы касаются предприятий по обслуживанию СБТ и РЭА,индивидуального пошива и ремонта одежды и обуви).
Срокии периодичность получения информации зависят от динамики обновления иликардинального изменения потребительских качеств и химико-техническиххарактеристик конкретных товаров, поступающих в торговую сеть.
5.Качество обслуживания населения должно характеризоваться рядом конкретныхпоказателей:
– площадьюконтактной зоны на единицу услуги в территориальном сегменте рынка в расчете наодного жителя с учетом миграции населения;
– числомактов по выявлению некачественных товаров, в частности, по их видам (по даннымросторгинспекции, антимонопольного комитета, общества защиты прав потребителейи государственной метрологической службы);
– некоторымидругими показателями.
6.Количество зарегистрированных автомобилей и мототранспорта, в том числе сфактическим сроком эксплуатации до 1 года, до 3 лет, до 5 лет, до 10 лет, свыше10 лет. Этот показатель позволяет более четко определять потенциальный рынокуслуг по техобслуживанию автотранспорта и требуемому запасуматериально-технических ресурсов в определенный период времени. Периодичностьполучения этого показателя должна быть не менее одного раза в год. Источникомявляются данные местного ГАИ.
Организациясбора перечисленных выше первичных информационных показателей представляет дляпредприятий, оказывающих бытовые услуги населению, значительную трудность.Наряду с возможностью прямого получения информации, подготавливаемойгосударственными статистическими органами на конкретной территории, возможно ееполучение из этих органов по специальному заказу на разовой или постоянной основе.Однако статорганы выдают сведения только на основе той первичной информации,которая ими собирается в рамках утвержденных форм статотчетности, хотя рядпоказателей требует проведения специальных обследований или большей степенидетализации. Для этого целесообразно объединение усилий предприятий сферыоказания бытовых услуг в форме ассоциаций, а также привлечение самих работниковк проведению работ по прогнозированию в конкретном микрорайоне. В ряде случаевцелесообразно вхождение предприятия данной сферы в составы кондоминимумов, еслисегмент рынка ограничивается либо на 30 % и более тяготеет к даннойтерритории. В последнем случае можно регулярно получать самую достовернуюинформацию как бы из внутренних источников.
Такимобразом, можно констатировать, что способ организации мониторинга во многомзависит от вида информации, ее целей и необходимой периодичности получения.
Исходяиз указанных необходимых для мониторинга видов показателей рыночной среды ипериодичности их получения рассмотрим основные принципы его организации на предприятияханализируемой сферы, которые имеют определенную преемственность с предложеннойспециалистами ИСЭП РАН системой принципов региональногосоциально-эконо-мического мониторинга:
– конкретностьи целенаправленность решаемых управленческих задач, обеспечивающие минимизациюполучаемой информации при оптимизации ее использования для целей эффективнойдеятельности предприятия;
– комплексностьиспользования информационных материалов, которая предусматривает возможность иханалитических группировок не только в абсолютных и относительных величинах, нои в динамике;
– непрерывностьнаблюдения, сопоставимость применяемых показателей, постоянноесовершенствование методического инструментария, технического оснащения иувеличение числа контролируемых объектов.
Особенностьорганизации системы мониторинга заключается также в том, что необходимо вусловиях территориального различия в размещении предприятий социально-бытовогообслуживания населения в качестве решающих факторов, влияющих на качество услуги обслуживания, выделить следующие:
– природно-климатическиеусловия деятельности работников предприятий, оказывающих бытовые услугинаселению;
– экологическиехарактеристики как самого производства бытовых услуг, так и близлежащиххозяйствующих субъектов;
– национально-религиозныеособенности проживающего населения;
– историко-политическиехарактеристики обслуживаемого территориального сегмента рынка;
– социальныйсостав и социальную политику местных органов власти и управления;
– финансово-кредитнуюполитику федеральных и территориальных органов власти и управления.
Сопутствующимипоказателями мониторинга могут быть данные местных органов статистики повопросам технической оснащенности предприятий сферы услуг, а также тех из них,которые могут быть первыми успешно использованы для целей диверсификации ввидусходства в подготовке отдельных видов ресурсов (техники, технологии,материальных ценностей и кадров).
Структурапотенциала предприятия должна анализироваться в рамках мониторинга на основеследующих характеристик:
– территориальнойрассредоточенности сети предприятия по оказанию бытовых услуг населению(разветвленность сети позволяет решать проблемы доступности для населения, ноприводит к удорожанию услуг);
– близостик местам получения материальных ресурсов (обеспечивает конкурентоспособностьуслуг по отношению к привозным товарам);
– удельномувесу материальных ресурсов в себестоимости услуг;
– мобильноститехнических и кадровых ресурсов по отношению к возникающим сезонным скачкам впотребности услуг;
– гибкостиденежных потоков в системе оказания бытовых услуг населению (включаявозможность использования как наличных, так и безналичных форм оплаты,предоплаты, оплаты в кредит, оплаты без использования кассовых аппаратов поквитанциям и т.п.).
Еслитерриториальный аспект размещения сети носит, как правило, устойчивый,предсказуемый в прогнозируемом среднесрочном периоде характер, то структурасебестоимости услуг, с одной стороны, является коммерческой тайной конкретногопредприятия, а с другой – зависит во многом и от внешних факторов объективногохарактера (уровень цен и тарифов, регулируемых и рынком, и органамигосударственного и местного самоуправления), и субъективного характера(конкретных собственников занимаемых предприятиями помещений, престижности расположениядля других, более рентабельных видов деятельности, способностей руководителей взаключении долгосрочных льготных договоров на поставку материально-техническихресурсов и т.п.).
Гибкостьиспользования денежных потоков предприятиями во многом зависит от состояния ивеличины основных средств, включая объекты недвижимости, находящиеся в ихсобственности, уровня технологических и качественных решений, престижноститорговой марки и имиджа конкретных работников, определяющих лицо предприятия, –лауреатов городских, региональных, федеральных, международных конкурсов попрофессиям сферы услуг.
Врамках рассмотренного «внешнего» мониторинга деятельности предприятия пооказанию бытовых услуг не анализируются проблемы эффективности использованиявнутренних ресурсов.
Всвязи с этим в условиях высокого удельного веса материально-энергетических исопутствующих затрат становится актуальным их постоянный сравнительныймониторинг как в динамике, так и в сравнении с аналогичными предприятиямисвоего и смежных регионов.
Кпоказателям сравнительного мониторинга надо отнести следующие.
1.Ставки арендной платы за предоставляемые предприятиям сферы бытовых услугпомещения и земли при следующих условиях:
– приаренде у собственников помещений самим предприятием бытового обслуживания всоответствии с целевым использованием помещений (контактная зона,производственное, складское, конторское или офисное). Здесь предприятие можетпроявить гибкость, применяя принцип как концентрации всех видов деятельности водном месте, так и рассредоточения их в зависимости от величины ставок ипредоставляемых льгот по видам и удельному весу оказываемых бытовых услуг.Примером может служить организация мелкооптового пошива в каком-либо районе,где существуют трудности с трудоустройством женщин, при наличии свободныхпомещений и возможной транспортировки продукции в крупный город. Здесь,безусловно, необходимо проводить сопоставительные расчеты стоимости арендыпомещений и коммунальных услуг и транспортных расходов по доставке исходныхматериалов;
– приналичии собственных помещений сдача их в аренду другим предприятиям, еслиарендная плата и оплата сопутствующих коммунальных услуг для самого предприятиябытовых услуг окажутся значительно ниже в силу предоставления льгот местнымиорганами власти и управления из-за их социальной значимости. Кроме того,оказываемые услуги в данном случае будут значительно приближены к ихпотребителям.
Например,предоставление помещений и оплата коммунальных услуг в случае нахожденияподразделения предприятия бытового обслуживания на территории другогопредприятия войдут при оказании услуг работникам в его накладные расходы.
2.Ежедневный анализ баланса деятельности предприятия на основе использованияпрограммы «1-С Бухгалтерия». Уже сейчас его проведение позволяет некоторым предприятиямвидеть ежедневные результаты своей деятельности и оперативно принимать решенияпо их улучшению. Особое внимание в ежедневном балансе необходимо обращать наследующие показатели:
– остаткиденежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах (в сопоставлении сежедневной публикацией в средствах массовой информации данных о надежностибанков). Такой анализ позволяет оперативно решать вопрос о переводе средств изодного банка в другой на свой счет либо переадресовки средств по разнымрасчетным счетам;
– соотношение«отгруженной» и «оплаченной» продукции, важное в силу изменения механизмавыплаты налогов от принципа «по реализации» к принципу «по отгрузке». Здесь дляруководства предприятия открывается широкое поле деятельности по изменению политики«ограничения» предоставления услуг в кредит, введению предварительной оплаты,применению других мер по уменьшению размеров платежей по выполненным, но неоплаченным работам и услугам;
– размерыи сроки кредиторской задолженности: по налогам, заработной плате, поставкамматериальных, топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг; этипоказатели позволяют руководству предприятия оперативно решать вопросыпервоочередности платежей на следующий день и ближайшую перспективу;
– размерыи сроки дебиторской задолженности должны находиться в центре вниманияруководства предприятия ежедневно, так как превышение договорных сроковзадолженности приводит к омертвлению оборотных средств и в дальнейшем – кприостановке производства необходимо обеспечить оперативное юридическоесопровождение по работе с должниками, применение специальных финансовых методовпо передаче долгов более сильным структурам, которые за определенные процентывыплатят часть суммы долга сразу и взыщут с процентами эту сумму у должникапредприятия сферы бытовых услуг. Такие услуги, в частности, оказываютбанковские структуры посредством заключения договоров факторинга илифорфейтинга;
– размерыуставного капитала предприятия и другие минимальные показатели (резервныефонды, остатки в кассе, расчеты наличными в пределах лимитов и т.п.). Здесьследует исходить из положения законодательства о том, что в случаенесоответствия уставных документов его требованиям предприятие занимается незаконнойдеятельностью и весь доход должен быть направлен в бюджет.
3.Ежемесячный анализ деятельности предприятия по показателям, представленным впп. 1 и 2, а также по следующим социальным параметрам:
– средняязаработная плата работников на ключевых постах, определяющих деятельностьпредприятия. Эти работники могут открыть самостоятельное дело или бытьпредметом «зависти» конкурентов;
– культурно-образовательныйуровень работников контактной сети, обеспечивающий имидж предприятия;
– результативностьрекламной деятельности по скорости воздействия на объемы услуг;
– соотношениеноминальных и реальных доходов разных категорий работников предприятия исреднеотраслевых и среднерегиональных данных. Эти показатели обеспечиваютопределенную стабильность кадрового потенциала и создание устойчивого психологическогоклимата.
Дляпроведения аналитической работы в рамках «внутреннего» мониторинга при минимуменеобходимых данных территориального характера необходима компьютеризация нетолько бухгалтерского учета и отчетности, но и складского хозяйства, расчетов сбанками и крупными поставщиками (через модемную связь). Общая схема сбора иобработки данных организации мониторинга предприятий сферы оказания бытовых услугнаселению представлена на рисунке 1.
/> />
Рис.1. Принципиальная схема организации сбора и обработки информации в условияхмониторинга деятельности предприятия сферы бытового обслуживания населения
мониторинг прогноз рынок социальный экономический
Решающеезначение в проведении успешного мониторинга имеет правильная организация работыаналитической группы, которая, предоставляя руководству предприятия возможныесценарии поведения, должна показать и характер необходимых действийруководства, и возможные препятствия, стоящие на пути успешной реализациикаждого конкретного сценария. В силу неподготовленности кадров, нехваткисредств или в связи с отсутствием определенных материально-технических ресурсовлибо заинтересованности конкурентов в развале работы предприятия такая работане проводится. Решение задачи организации постоянной системы наблюдений, оценкии прогноза экономической конъюнктуры и социально-политической обстановки, складывающейсяна территориальном участке сферы услуг является основой диагностикиустойчивости и последующего принятия соответствующих управленческих мер.
Спецификаорганизации системы мониторинга в региональной системе обслуживанияопределяется особенностями учета и документооборота деятельности предприятий.Выделяемые группы показателей, по мнению автора, являются ключевыми дляполучения обоснованных и достоверных результатов мониторинга.
Библиографическийсписок
1. Багриновский,К.А. Методологические основы построения модельной информационно-аналитическойсистемы планирования и реализации крупных социально-экономических проектов ипрограмм / К.А. Баг-риновский, Е.Ю. Хрусталев // Экономика и мат. методы.– т. 32. – 2006.
2. Кузнецов,В. Методологические основы экономических оценок и досчетов статистическихпоказателей платных услуг населению / В. Кузнецов // Вопросы статистики. –2008. – № 8.
3. Аверин,В.Н. Социальные проблемы устойчивого развития России и ее регионов / В.Н.Аверин // Экономика и управление. – 2009. – № 1(16). – с. 58-66.
4. Осадчая,Г. Социальная сфера: методология анализа и управления / Г. Осадчая //Общество и экономика. – 2010. – № 9-10. – с.8-29.
5. Россияв цифрах. 2003: стат. сб. – М.: Госкомстат, 2007.
6. Хотинская,Г.И. Инфраструктурные проблемы развития отраслей бытового обслуживаниянаселения и пути их решения на региональном уровне / Г.И. Хотинская //Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 6. – с. 49-55.