содержание
Введение. 2
Глава 1. Литературная часть. 3
1.1. Содержание и принцип организации складских операций. 3
1.2. Технология хранения и размещения товаров на складе. 9
Глава 2. Практическая часть. 14
2.1. Укладка товаров на хранение. 14
2.2. Сроки хранения товаров. 18
2.3. Режим хранения товаров. 18
2.4. Требования к хранению отдельных видов товаров. 20
2.5. Товарные потери, происходящие при хранении. 21
Заключение. 23
Список литературы… 25
/>Введение
Совокупностьработ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняетсятем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожиефункции:
временноеразмещение и хранение материальных запасов;
преобразованиематериальных потоков;
обеспечениелогистического сервиса в системе обслуживания.
Любой складобрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходнойи внутренний.
Наличиевходного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверкиколичества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливаетнеобходимость погрузки транспорта, внутренний — необходимость перемещения грузавнутри склада.
Реализацияфункции временного хранения материальных запасов означает необходимостьпроведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимыхусловий хранения, изъятию грузов из мест хранения.
Преобразованиематериальных потоков происходит путем расформирования одних грузовых партий илигрузовых единиц и формирования других. Это означает необходимость распаковкигрузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку, затаривание.
В настоящеевремя ни одно предприятие (будь то производственное или торговое предприятие) неможет нормально функционировать без наличия складского хозяйства. Такая большаяпотребность в складах объясняется тем, что они служат не только для хранения инакопления товарных запасов, но и для преодоления временной и пространственнойразницы между производством и потреблением продукции, а также для обеспечениянепрерывной, бесперебойной работы производственных (в промышленном предприятии)и предприятия в целом.
/>Глава 1. Литературная часть
1.1. Содержание и принцип организации складскихопераций
Склад — центральныйэлемент логистической системы. Именно он выступает в качестве ключевого еезвена. От того, как он организован, зависит работа всех остальных элементов.
Рассмотримосновные аспекты работы склада. Основные принципы устройства «правильного»складского хозяйства:
максимальнаямеханизация и автоматизация технологических операций;
оптимальноеиспользование площади и емкости складских помещений;
организациясквозного «прямоточного» товарного потока;
планомерностьи ритмичность складских работ;
полнаясохранность товаров.
Логистическиефункции складов реализуются в процессе осуществления отдельных логистическихопераций. В предыдущем параграфе показано, что функции разных складов могутсущественно отличаться друг от друга. Соответственно будут различны и комплексывыполняемых складских операций. В широких пределах варьируются и способывыполнения однородных операций.
В целомкомплекс складских операций представляет собой следующую последовательность:
разгрузкатранспорта;
приемкатоваров;
размещениена хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);
отборкатоваров из мест хранения;
комплектованиеи упаковка товаров;
погрузка;
внутрискладскоеперемещение грузов.
Остановимсяна характеристике отдельных операций.
Наиболеетесный технический и технологический контакт склада с остальными участникамилогистического процесса имеет место при осуществлении операций с входным ивыходным материальными потоками, т.е. при выполнении так называемыхпогрузочно-разгрузочных работ. Эти операции определяются следующим образом.
Разгрузка — логистическаяоперация, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза. Погрузка- логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладкегруза в транспортное средство.
Технологиявыполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза,от типа транспортного средства, а также от вида используемых средствмеханизации.
Следующей,существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, операциейявляется приемка поступивших грузов по количеству и по качеству.
Решения поуправлению материальным потоком принимаются на основании обработкиинформационного потока, который не всегда адекватно отражает количественный икачественный состав материального потока. В ходе различных технологическихопераций в составе материального потока могут происходить несанкционированныеизменения, которые носят вероятностный характер, такие, как порча и хищениягрузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персоналапоставщика при формировании партий отгружаемых товаров, в результате которыхобразуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава.
В процессеприемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с даннымитоварно-сопроводительных документов. Это дает возможность скорректироватьинформационный поток.
Проведениеприемки на всех этапах движения материального потока от первичного источникасырья до конечного потребителя позволяет постоянно актуализировать информацию оего количественном и качественном составе.
На складепринятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучныегрузы могут храниться в стеллажах или в штабелях.
Следующаяоперация — отборка товаров из мест храпения может производиться двумя основнымиспособами:
отборкацелого грузового пакета:
отборкачасти пакета без снятия поддона.
Эта операцияможет выполняться с разной степенью механизации.
В высотныхскладах тарно-штучных грузов отборщик в специальном стеллажном подъемникепередвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. Такие складыназывают статистическими.
Другой вариантотборки реализуется в так называемых высотных динамических складах, здесьстеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом. Спомощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из местахранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количествогруза отбирается, остальное подается назад в место хранения.
Одним изключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица- некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают ихранят как единую массу.
Грузоваяединица — это тот элемент логистики, который своими параметрами связываеттехнологические процессы участников логистического процесса в единое целое,формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и наскладах.
Существеннымихарактеристиками грузовой единицы являются следующие:
размерыгрузовой единицы;
способностьк сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы впроцессе разнообразных логистических операций,
Размерыгрузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки,разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяетэффективно использовать материально-техническую базу участников логистическогопроцесса на всех этапах движения материального потока.
В качествеоснования, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартныеподдоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартнуютранспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигаетсяунификацией размеров транспортной тары.
В логистикеприменяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она быласоизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовыймодуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм,который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформытранспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т.п.
Использованиеединого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размерыматериально технической базы на всем пути движения материального потока,начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.
На основаниибазового модуля разработана единая система унифицированных размеровтранспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадьподдона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяютнаружные и внутренние размеры транспортной тары.
Способностьгрузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистическихопераций достигается пакетированием. Пакетирование — это операция формированияна поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единоецелое.
Пакетированиеобеспечивает:
сохранностьпродукта на пути движения к потребителю;
возможностьдостижения высоких показателей эффективности при выполнениипогрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексноймеханизации и автоматизации;
максимальноеиспользование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видахтранспорта;
возможностьперегрузки без переформирования;
безопасностьвыполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
На практикеприменяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие какобандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновымисцепками, клейкой лентой и др.
Одним изнаиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц являетсяпакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее напреимуществах этого метода.
Высокаястепень сохранности грузов.
Грузовойпакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Врезультате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасностьработы с грузом.
Грузы втермоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоятьатмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, таккак любое нарушение упаковки сразу становится заметным.
Возможностьпакетирования грузов различных размеров и формы.
Упаковыватьв термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлическиедетали неправильной формы и многое другое.
Сравнительнонизкие затраты труда.
Прииспользовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты трудана пакетирование в термоусадочную пленку в 3 — 4 раза меньше затрат труда напакетирование с помощью стальной ленты.
Кроме того,хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица, может бытьвскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы ненарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторнойупаковки груза.
Склады — этоздания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки,размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению иотпуску потребителю.
Складыявляются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективнаянеобходимость в специально обустроенных местах для содержания запасовсуществует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичногоисточника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличиебольшого количества разнообразных видов складов.
В широкомдиапазоне варьируются размеры складов: от небольших помещений, общей площадью внесколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади всотни тысяч квадратных метров.
Различаютсясклады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческогороста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точноуложить груз в ячейку на высоте 21 м и более.
Склады могутиметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметьтолько крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторыегрузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, втак называемых открытых складах.
В складеможет создаваться и поддерживаться специальный режим, например, температура,влажность.
Склад можетпредназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуальногопользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим илиюридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).
Различаютсясклады и по степени механизации складских операций: немеханизированные,механизированные, комплексномеханизированные, автоматизированные иавтоматические.
Существеннымпризнаком склада является возможность доставки и вывоза грузи с помощьюжелезнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признакомразличают пристанционные или портовые склады (расположенные на территориижелезнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведеннуюжелезнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того, чтобыдоставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимовоспользоваться автомобильным или другим видом транспорта.
Взависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированныесклады, склады со сметанным или с универсальным ассортиментом.
1.2. Технология хранения и размещения товаров наскладе
Основувспомогательных торгово-технологических процессов в магазине составляютприемка, хранение и подготовка товаров к продаже. Связанные с ними операциисущественно влияют как на уровень торгового обслуживания покупателей, так и наэкономические показатели работы магазина. Частоту и количество этих операцийопределяют объем товароснабжения, период оборачиваемости товарных запасов ифизико-химические особенности реализуемой продукции.
Приемкатоваров — начальная операция, связанная с движением товара в магазине ивозникновением материальной ответственности. На ее первом этапе проверяютполноту и правильность составления всех необходимых сопроводительных документов:товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, приходно-расходной накладной,свидетельства о качестве товара, сертификата соответствия государственнойсистеме сертификации или его копии, заверенной поставщиком.
Всоответствии с действующими нормативными требованиями, все товары, которыепоступают в магазин по импорту и подлежат обязательной сертификации,разрешается принимать, если у поставщика есть сертификат соответствия илисвидетельство о признании иностранного сертификата в государственной системесертификации. На отдельные импортные товары, которые могут негативно влиять наздоровье человека (их перечень утвержден Министерством здравоохранения), должнобыть гигиеническое заключение государственной санитарно-гигиеническойэкспертизы.
На второмэтапе приемки проверяется количество поступившей в магазин партии товаров(взвешивание, проверка заполненности тарных единиц, подсчет штучных товаров). Товарыв таре, доставляемые в контейнерах, принимаются по количеству мест или массебрутто в момент вскрытия контейнера. Операции количественной проверки товаровобычно совмещаются с разгрузкой транспортных средств.
На третьемэтапе приемки проверяют качество поступивших товаров. На предварительной стадиивыполняется внешний осмотр, устанавливаются наличие явных дефектов,соответствие маркировки требованиям нормативной документации и данным,указанным в сопроводительных документах. На второй стадии проводится болееуглубленное определение качества, чтобы обнаружить скрытые дефекты,несоответствие поступившей продукции указанным срокам годности. Делают такжевыборочную проверку качества большинства продовольственных товаров.
Еслиобнаруживается, что количество или качество товаров не соответствуютпоказателям сопроводительных документов или требованиям соответствующейнормативно-технической документации, составляется акт об установлениирасхождения в количестве или несоответствия по качеству за подписью лиц,участвовавших в приемке. Акт передается поставщику; один экземпляр этогодокумента остается в магазине.
Хранениетоваров в магазине подразумевает следующие технологические операции: отправка впомещения кладовых (охлаждаемых камер) и укладка их на хранение; текущеенаблюдение за состоянием хранящихся товаров; обеспечение бесперебойной икачественной работы холодильных установок; поддержание необходимыхсанитарно-гигиенических условий в помещениях, предназначенных для хранения(температурный режим и влажность воздуха, соответствующие специфике отдельныхвидов продукции). Скоропортящиеся продукты должны храниться в охлажденныхкамерах и шкафах с температурой воздуха от — 2 до — 5&127 0С при влажности80-85%. Для продовольственных товаров с длительными сроками хранения следуетподдерживать температуру 16-18&127 0С и влажность воздуха 70-75%.
Очень важнообеспечить надлежащее «товарное соседство». Так, раздельно друг отдруга должны находиться товары, легко воспринимающие запахи (кондитерскиеизделия, сливочное масло и др.), — и товары с острым запахом (копчености,сельдь, сыры и т.п.); товары, легко впитывающие влагу (сахар, мука и т.п.), — итовары с высоким содержанием влаги.
Для этого вмагазинах, реализующих продовольственные товары, необходимо провести ихгруппировку по режиму и условиям хранения, распределить складские помещения сучетом среднего срока хранения.
Большинствопродовольственных товаров в процессе хранения несут потери в количестве икачестве по естественным причинам (усушка, распыление, вытекание и т.п.). Этипотери регламентируются соответствующими нормами естественной убыли. Должнобыть обеспечено строгое соблюдение установленных для отдельных товаровпредельных и гарантийных сроков их хранения, определенных соответствующиминормативно-техническими документами. Подготовка товаров к продаже включаетпроверку целостности упаковки, распаковку товаров из внешней тары, установлениеналичия маркировочных данных и определение качества после хранения.
В крупныхпродовольственных магазинах самообслуживания значительный объемподготовительных операций связан с фасовкой, которая выполняетсянепосредственно на месте. Для этого выделяются специальные помещения,устанавливается соответствующее оборудование. Следует обратить особое вниманиена дозировку фасуемых товаров.
Опытпоказывает, что большинство магазинов, организуя фасовку товаров, дублирует тудозировку, которая используется предприятиями пищевой промышленности напротяжении многих лет. Однако зачастую такая дозировка не отвечает особенностямспроса ряда категорий покупателей и требует большего разнообразия. Следуетучитывать сложившуюся дифференциацию доходов населения, состав семей и частотуприобретения товаров.
Быстраяразгрузка транспорта и приемка поступившего товара — одна из первых задач,стоящих перед работниками склада. Скорость выполнения разгрузочных операцийзависит от наличия и применения необходимого оборудования (авто — иэлектропогрузчиков, грузовых тележек и т.п.) и четкой организации работ.
Ключевоепонятие, которое нужно использовать при организации разгрузочных и другихскладских операций, — грузовая единица. Это некоторое количество товаров,которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу икоторая своими параметрами связывает технологические процессы на различныхучастках логистической цепи в единое целое.
Существеннымихарактеристиками грузовой единицы являются соответствие ее размеровтранспортному средству и способность к сохранению целостности и первоначальнойгеометрической формы в процессе осуществления транспортировки и последующихопераций. Согласованные размеры грузовых единиц и оборудования для их обработкипозволяют эффективно использовать материально-техническую базу различныхучастников логистического процесса на всех этапах движения материальногопотока.
Прощеговоря, если ваш зарубежный поставщик отправляет вам фуру, загруженнуюстандартными коробками на деревянных поддонах, ваш склад должен быть оборудованпогрузчиками, чтобы быстро разгрузить товар и правильно его разложить.
Основнойплатформой для формирования грузовой единицы сегодня считаются стандартныеевроподдоны для автотранспорта, их размер — 1200х800 или 1200х1000 мм. Исходяиз этих размеров и определяется базовый модуль упаковки.
Важно, чтобыгрузовая единица сохраняла целостность в процессе выполнения логистическихопераций. Для обозначения целостности используется другой термин — пакетирование,который означает связывание грузовой единицы и поддона в единое целое.
Грузыпакетируют разными способами: стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками,резиновыми сцепками, скотчем. Самый современный и удобный способ — пакетированиетермоусадочной пленкой, что предполагает наличие специального оборудования.
Внутрискладскойтехнологический процесс составляет совокупность технологических операций поразгрузке, перемещению, распаковке, приемке, размещению, укладке, хранению иотпуску товаров. Количество и характер складских операций зависит отассортимента, физико-химических свойств, условий приемки и отпуска товаров,степени механизации и автоматизации операций и других факторов.
/>Глава 2. Практическаячасть
2.1. Укладка товаров на хранение
Итак, товарвыгружен и доставлен к месту приемки. Ошибочно полагать, что процесс приемкизаключается в пересчитывании грузовых единиц и сверке с накладной. Прежде всегодля приемки существуют определенные сроки, которые зависят от условий договора,от упаковки товара, от его свойств и особенностей и даже от способов доставки.
Правильноприемка должна осуществляться так. Товары, поступившие без или в поврежденнойупаковке, принимаются в момент получения от поставщика или в момент вскрытияопломбированных (разгрузки неопломбированных) транспортных средств. Товары, супаковкой которых все в порядке, по весу и количеству мест принимаются в те жесроки, а товары при выскрытии упаковки — по количеству товарных единиц в каждомгрузовом месте, но не позднее 10 дней с момента получения товара.
При приемкегрузов от транспортных фирм в соответствии с действующими правилами перевозокгрузов следует убедиться в наличии на транспортных средствах или контейнерахпломб отправителя или пункта отправления, их исправности, оттисках на них,состояния транспортных средств или контейнеров. Снятые пломбы необходимосохранить до момента окончания приемки и оприходования товаров. Кроме того,нужно проверить, соблюдались ли правила перевозки, обеспечивающие предохранениегруза от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, температурныйрежим и т.п.).
В процессеприемки сверяются фактические параметры поступившего груза с даннымитоварно-сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных,счетов-фактур, инвойсов и т.п.). Товар идентифицируется либо по этикеткам,расположенным на упаковке, либо путем считывания штрих-кода с помощьюпереносных сканеров (или другим способом).
Полученныйтовар по «правильной» технологии необходимо не просто свалить вближайшем углу склада, а правильно разместить. Это целая наука. При большомассортименте складируемого товара нужно создать надлежащие условия и режимхранения, сократить потери, повысить эффективность использования складскихплощадей. Нужно помнить, что впоследствии придется быстро отыскивать нужныйтовар для отгрузки его покупателю.
Существуютдва вида укладки: штабельная и стеллажная. Штабельная укладка целесообразна дляхранения больших партий однородных товаров (например, мониторов и т.п.). Дляобеспечения свободной циркуляции воздуха штабель укладывают на поддоне. Междуштабелями и потолком оставляют свободное пространство. Высота штабеляопределяется характером товара, видом тары, высотой складского помещения,предельной нагрузкой на 1 кв. м площади пола и поддона, степенью механизациитруда на складе.
Штабельдолжен быть устойчивым, иначе он может разрушиться, испортить тару, вызватьроссыпание, повреждение товара и даже послужить причиной несчастного случая. Устойчивостьштабеля достигается способами его укладки: прямая укладка, в перекрестнуюклетку, в обратную клетку.
Прямаяукладка применяется для грузов, упакованных в ящики одинакового размера. Каждыйверхний предмет кладется на нижележащий, и в плане их расположение совпадает. Укладкав перекрестную клетку применяется для ящиков различных размеров: грузы верхнегоряда укладывают поперек грузов нижнего ряда. В обратную клетку, как правило,укладывают товары, упакованные в мешки: каждый следующий ряд мешков кладут напредыдущий в обратном порядке. Ряд штабеля может состоять из трех, пяти иливосьми мешков.
Самыйудобный и прогрессивный способ укладки грузов — стеллажный. Такой способсоздает хорошие условия для повседневного оперативного учета товаров и наиболеерационального использования емкости склада. Возможность повреждения тары ипотери товаров от давления верхних рядов на нижние исключается, каждое тарноеместо или поддон с грузом равномерно омывается циркулирующим воздухом. Следуетпомнить, что размещать быстро обращающиеся товары лучше на нижнем уровнестеллажей, принцип «подальше положишь — поближе возьмешь» здесь неработает.
После тогокак товар занял надлежащие места на полочках или на свободном пространстве, егомаркируют. Коды мест хранения товаров — необходимые элементы автоматизированнойсистемы поиска, перемещения и укладки грузов — заносят в базу данных.
Коды этивводятся при поступлении товара и указываются при распечатке листа комплектации(маршрутной карты). Затем шаблон приходного ордера с обозначением кодов ячеек(местоположения), в которых размещен товар, передается для ввода информации оразмещении товаров в базу данных, заполняются карточки складского учета иокончательно оформляются приходные документы.
Заключительнаястадия складского технологического процесса — отпуск товара. Этот процессвключает следующие операции: отбор товаров с мест хранения (комплектация),подготовку к отпуску (упаковку, окантовку, маркировку и т.п.), оформлениедокументов на отпуск, отправку по назначению (доставку) либо отгрузку.
Приоформлении маршрутной карты (комплектации заказа) нужно иметь в виду, чтотовары для комплектации всегда должны быть указаны в последовательностиместоположения, а не в последовательности их нумерации. Однородные товары лучшеотбирать вместе, в одной распечатке.
Работникисклада, получив лист комплектации (маршрутную карту), производят отборкутоваров с мест хранения. По окончании процесса комплектования партии иурегулирования возможных несоответствий, упаковки, заполнения упаковочныхлистов лист комплектации передается для завершения стадии подготовки котгрузке, маркировки отгружаемых грузовых мест и ввода соответствующей информациив базу данных. После оформления документов товар отгружается со склада.
Святоеправило любого заведующего складом: ничто не может покинуть помещения склада,если не остается документов, подтверждающих это и подписанных лицом, забирающимтовар.
Сегоднясуществует масса компьютерных программ, автоматизирующих оформление документови вообще все складские операции. Обычно эти программы являются частьюкомплексов по управлению предприятием. Прелесть автоматизации в том, что онаобеспечивает единство товаропотоков, то есть и создает сквозные логистическиецепочки. Ведь для фирмы важно не просто «забить склад», а сделать этонаиболее рационально: оптимизировать поступление и отгрузку товара,поддерживать достаточные складские запасы, рассчитывать финансовые возможностии факторы колебания спроса. Хорошие программы позволяют анализироватьстатистические данные и делать на их основе прогнозы.
Программыпозволяют, зная параметры товара и физические характеристики подлежащегоупаковке, определить размеры потребительской упаковки, размеры транспортнойтары и рекомендуемые варианты установки груза на поддон. Транспортнику илиэкспедитору программы помогают, зная типоразмеры отгружаемого товара иликоличество грузовых единиц, осуществить оптимальную загрузку конкретноготранспортного средства или оптимальное размещение на складском пространстве. Всеэто снижает затраты на обработку груза.
Кладовщицы,роющиеся в бумажках и по полчаса заполняющие накладные, — это уже анахронизм. Современныесистемы управления позволяют руководителю фирмы в реальном времени видеть всюкартину движения товара на своем предприятии. В некоторых областях бизнеса(например, в службах курьерской доставки) весь процесс товародвижения вообще«вынесен» в Интернет. Каждый отправитель груза со своего компьютераможет при помощи Интернета увидеть, где в данный момент груз находится: накаком континенте, в каком сортировочном узле, какие стадии оформления он прошел. 2.2. Сроки хранения товаров
Срокиприемки товаров по качеству могут быть предусмотрены договором поставки либоустановлены стандартами или техническими условиями для отдельных видов товаров.Во всех остальных случаях приемка товаров по качеству и комплектностипроводится в следующие сроки:
прииногородней поставке — не позднее 20 дней, а скоропортящихся товаров — непозднее 24часов после выдачи товаров органом транспорта или поступления их насклад получателя при доставке поставщиком или при вывозе получателем;
приодногородней поставке — не позднее 10 дней, а скоропортящихся товаров — 24часовпосле поступления их на склад получателя.
В районахКрайнего Севера, отдаленных районах и других местностях досрочного завозаприемка непродовольственных товаров производится не позднее 60 дней, продовольственныхтоваров (за исключением скоропортящихся) — позднее 40 дней, а скоропортящихсятоваров — не позднее 48 ч после поступления их на склад получателя.
Приемкасчитается произведенной своевременно, если проверка качества и комплектноститоваров окончена в установленные сроки.
2.3. Режим хранения товаров
На складенеобходимо создать такие условия для правильной и своевременной приемки товаровпо качеству, при которых обеспечивалась бы сохранность товаров ипредотвращалась их порча. Следует своевременно проверять средства испытания иизмерения, которыми определяется качество товаров, и следить за их исправностью.
Помиморационального размещения товаров на складе необходимо создать оптимальные условиядля их хранения. С этой целью следует постоянно следить за температурой ивлажностью воздуха внутри помещений склада и поддерживать их на уровне,установленном стандартами и санитарными правилами для отдельных групп товаров. Причем,нельзя допускать их резких перепадов. Контроль за температурой воздухаосуществляют при помощи термометров или универсальных блочных системдистанционного контроля, представляющих переносные приборы, при помощи которыхв течение 3-4 мин можно определить температуру в 12 точках хранилища.
Дляизмерения влажности воздуха на складах применяется психрометрический метод, спомощью которого определяется относительная влажность воздуха. Онарассчитывается как процентное отношение абсолютной влажности к максимальной. Приэтом под абсолютной влажностью следует понимать количество граммов водяныхпаров, содержащихся в 1 куб. м воздуха, а под максимальной — количество граммовводяных паров, которые могут насытить 1 куб. м воздуха при данной температуре.
Регулированиетемпературы и относительной влажности воздуха проводится при помощи отопления ивентиляции. Для понижения относительной влажности можно также использоватьвлагопоглощающие вещества.
Соблюдениеоптимальных режимов хранения товаров, регулярный осмотр и аккуратное обращениес ними позволяют не только снизить потери товаров из-за их порчи, боя, лома, нои уменьшить естественную убыль в результате усушки, выветривания, утечки.
Дляподдержания необходимых санитарно-гигиенических условий на складе должнырегулярно проводиться уборки и мероприятия по уничтожению микробов (дезинфекция),насекомых (дезинсекция), грызунов (дератизация) и стойких запахов (дезодорация).
Максимальнаявысота статических складов составляет обычно 12 м. Длина стеллажей выбираетсяпроизвольно, но считается оптимальным соотношение 1: 5.
Динамическиесклады обычно крупнее статических. Высота стеллажей 16 — 24 м, но можетдостигать и 40 м. Длина вплоть до 150 м.
/> 2.4. Требования к хранению отдельных видов товаров
Для храненияодежды на складах используют механизированные вешала. Для перевозки и храненияодежды всё более широкое применение находят передвижные вешала. Хранимые иперевозимые в них изделия лучше сохраняют товарный вид.
Картофель,овощи, соль и другие насыпные товары хранятся навалом. Для хранения керосина,бензина, олифы, растительного масла используются цистерны, баки и бочки.
Например,картофель и овощи хранятся навалом в специальных закромах. Этим же способомможно хранить незатаренную соль.
Наливныетовары (олифа, бензин, растительное масло и др.) хранят в баках, бочках,цистернах.
Для хранениямногих продовольственных и некоторых непродовольственных товаров применяютсяконтейнеры. В них товары могут доставляться непосредственно в магазины. Использованиеспециальных контейнеров-вешал позволяет сохранить товарный вид перевозимой вних одежды.
За товарами,хранящимися на складах, должны быть обеспечены постоянное наблюдение и уход. Необходиморегулярно проверять состояние товаров, обращая при этом внимание на появлениепризнаков порчи, следов грызунов и насекомых. Товары, уложенные в штабеля,должны периодически перекладываться: верхние — вниз, нижние — вверх. Сыпучиетовары следует перелопачивать. Изделия из шерсти, меха необходимо предохранятьот повреждения молью, отсыревшие товары следует просушивать и проветривать.
Товары свысокой оборачиваемостью, а также крупногабаритные и тяжелые товары следуетрасполагать ближе к выходу и участку комплектования заказов. И наоборот — товары,редко поступающие на склад, должны храниться вдали от входа и выхода зоныхранения. То же самое относится и к товарам сезонного хранения, длительноевремя хранящимся на складе.
Товары ссильным запахом нельзя хранить рядом с товарами, воспринимающими посторонниезапахи, а гигроскопичные (легко поглощающие влагу) — с товарами, имеющимибольшой процент влаги.
/> 2.5. Товарные потери, происходящие при хранении
В процессехранения товаров на складе, подготовки их к отпуску и выполнения другихскладских операций возникают товарные потери. Следует различать допустимыетоварные потери, на которые устанавливаются нормы естественной убыли, инедопустимые, которые относятся к актируемым потерям.
На этапепоступления товара потери могут возникнуть вследствие передачи товара вбракованной таре, а также бракованного товара, рассыпа товара и повреждениитары при сгрузке и транспортировки товара. Предотвратить данные потери возможнопосредством отказа в приеме товара ненадлежащего качества, либо товара вповрежденной таре, либо строгой договорной регламентации принятия подобныхтоваров, регулирования технологического процесса сгрузки и транспортировкитовара.
На этапе хранениямогут возникнуть потери связанные с неправильным хранением товара. Укладкой,группировкой, санитарным режимом, фасовкой и т.д. Избежать потерь можнопосредством соблюдения технологических норм указывающих на правильноеразмещение товаров и соблюдения условий хранения. Постоянного поддержаниясоответствующего климата помещения и соблюдения температурных режимов. Правильноговедения учета товаров и построения системы регламентации и управления функцийработников склада.
На складах,где рационально осуществляется операции по приёмке, хранению и отпуску товаров,их потери сведены до минимума.
/>Заключение
Работа наскладе включает комплекс работ, связанных с подготовкой к приемке и приемкойтоваров, размещением их на хранение, организацией хранения, подготовкой котпуску и отпуск товарополучателям. Все эти операции в совокупности исоставляют складской технологический процесс.
Однако этолишь самое общее представление о складах. Любая из вышеперечисленных функцийможет изменяться в широких пределах, что сопровождается соответствующимизменением характера и интенсивности протекания отдельных логистическихопераций. Это, в свою очередь, меняет картину протекания всего логистическогопроцесса на складе.
На складахготовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется складирование,хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ееотправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.
Склады сырьяи исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают,сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.
Складыоптово-посреднических фирм в сфере обращения продукциипроизводственно-технического назначения, кроме перечисленных выше, выполняюттакже следующие функции: обеспечивают концентрацию товаров, подкомлектовкупродукции, подборку ее в нужном ассортименте, организуют доставку товаровмелкими партиями как на предприятия-потребители, так и на склады оптовыхпосреднических фирм, осуществляют хранение резервных партий.
Складыторговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовыебазы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями,комплектуют и отправляют крупные партии товаров получателям, находящимся вместах потребления.
Склады,расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), получают товарыпроизводственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент,снабжают ими розничные торговые предприятия.
Такжеследует отметить, большое значение механизации и автоматизации всего складскоготехнологического процесса, так как применение средств механизации иавтоматизации при приемке, хранении и отпуске товаров способствует роступроизводительности труда складских работников, повышению эффективностииспользования площади и емкости складов, ускорению погрузочно-разгрузочныхработ, сокращению простоев транспортных средств. Управлять складским хозяйствомнадо оперативно и эффективно. Поэтому на системах автоматизации экономить нестоит.
/>/>Список литературы
1. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. Серия«Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. -512с.
2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. Учебник. – М. – 1998 г.
3. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Практическийкурс. Санкт-Петербург: «Нева — Ладога-Онега», 1993. -213с.
4. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебникдля студентов высших учебных заведений. -3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-книготорговыйцентр «Маркетинг», 2001. -596с.
5. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектированиеторговых предприятий: Учебник для студентов высших и средних специальныхучебных заведений. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995. -255с.
6. Логистика: Учеб. пособие/под ред. Аникина Б.А. -М.: ИНФРА-М, 1999. -327с.
7. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -389с.
8. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговыхпредприятий. Учебник. – М. – 1998 г.
9. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник длявузов.; 4-е изд., перераб. и доп. -М. Информационно — внедренческий центр«Маркетинг», 2000-580с.