Содержание
1. Отличия форм и методов коммерческой работы доэкономической реформы и после перехода к рыночной экономике.
2. Сущность конъюнктуры торговли. Общая оценка современной конъюнктурыторговли.
3. Необходимость оптовой торговли, её коммерческие функции
4. Хозяйственные связи в торговле
5.Требования к составлению договора поставки.
6.Виды биржевых сделок
8. Характеристика понятий и видов экспортно-импортныхопераций
9. Перечень внешнеторговых документов, подтверждающихисполнение сделки
10. Средства рекламы для субъектакоммерческой деятельности
Список литературы
1. Отличия форм и методовкоммерческой работы до экономической реформы и после перехода к рыночнойэкономике
Коммерция- предпринимательская деятельность, доход от которой образуется за счетпосреднической и/или торговой деятельности.
Доэкономической реформы государственная система строилась на чётком разделении –предприятия производящие продукцию и торгующие предприятия. Смешивать эти виды деятельности,как правило, запрещалось. Существовали, правда, договоры поставок продукции,сырья, комплектующих для производства тех или иных видов продукции промышленныхпредприятий, но эти договоры были согласованы с Госпланом, со всемизаинтересованными министерствами по ценам, срокам, составу и проч. Отступить отэтих поставок или наоборот, отправить «свою» продукцию другому, более выгодномуклиенту предприятие не имело права. За это строго наказывали – отдавали подсуд. Торговые предприятии получали товар от строго определённых поставщиков встрого определённом количестве и по строго определённой номенклатуре. Увязкойвсех поставок занимался Госплан. После распада СССР были разрушены всеэкономические и торговые связи, предприятия как промышленные, так и торговыеостались без поставщиков, без рынков сбыта. Учитывая это обстоятельство иориентируясь в целом на переход республики к рыночной экономике, правительствоупразднило Госплан и убрало все прочие ограничения на товарооборот. Предприятия,производящие продукцию вынуждены стали заниматься коммерцией – самостоятельно,в рамках одного предприятия, искать поставщиков сырья, комплектующих, осваиватьрынки сбыта готовой продукции. Торговые предприятия стали самостоятельноизыскивать поставщиков, заниматься регулированием цен, номенклатуры, качества,заниматься изучением конъюнктуры и проч., т.е. «перешли на рынок»[1].2. Сущность конъюнктуры торговли.Общая оценка современной конъюнктуры торговли.
Товарныересурсы — это предметы потребления, предназначенные для реализации навнутреннем рынке или для экспорта. Состоят из готовых товаров, произведённых впромышленности и сельском хозяйстве в течение данного и предшествующихпериодов, а также существующих в виде переходящих запасов или закупаемых поимпорту. Товарные ресурсы не охватывают всей продукции предметов потребления,так как часть её остаётся у производителей для внутрихозяйственных нужд инатурального потребления. Но они могут и превышать объём производимой продукцииза счёт переходящих запасов и импорта товаров из др. стран.
Основнымисточником образования товарных ресурсов является промышленное и с.-х.производство. Поэтому развитие и совершенствование их составляют необходимоеусловие обеспечения населения предметами народного потребления в соответствиисо спросом. Товарные ресурсы состоят из 2 групп: продовольственные инепродовольственные товары. Основная часть товарных ресурсов планируетсягосударством и составляет товарные фонды. Другая часть реализуется на местах впорядке децентрализованных хозяйственных связей, через колхозный рынок илипотребительскую кооперацию на началах комиссионной торговли. В государственныхпланах определяются размер Т.р. (в натуральном и стоимостном выражении),источники их образования и использование по назначению: рыночные фонды (дляпродажи населению), для экспорта, на промышленную переработку и потребление,для снабжения госбюджетных учреждений, на спецодежду и прочие государственныенужды. Развитие социалистического производства ведёт к неуклонному возрастаниюТ.р. 3. Необходимость оптовой торговли,её коммерческие функции
Оптоваяторговля – это торговля партиями товара. Оптовая торговля согласно ГОСТ Р51303-99 — торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональнымиспользованием. Она является основной частью внутренней торговли, начальной стадиейобращения товаров, движение их от производителей до предприятий розничнойторговли или, в части средств производства — до предприятий – потребителей продукции.
Оптоваяторговля это продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительномколичестве или продающим их затем в розницу. Оптовая торговля осуществляетсячерез сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам,предусматривающим дилерские скидки. При социализме функция оптовой торговли представляласобой организацию сбыта в народном хозяйстве, т. е. концентрацию продукцииразличных предприятий промышленности и сельского хозяйства, а также импортнойпродукции, её хранение, сортировку и формирование ассортиментного комплекса,размещение по стране с учётом нужд потребителей. К оптовой торговле относятсятакже закупки и сбыт с.-х. продуктов и сырья.
Поместу в процессе общественного воспроизводства оптовая торговля различается:
Ø оптоваяторговля средствами производства;
Ø оптоваяторговля предметами потребления (потребительскими товарами)[2].
Оптоваяторговля средствами производства организационно отделяется от торговлипотребительскими товарами и составляет особую отрасль обращения — материально-техническое снабжение. Движение товаров через оптовую торговлю планируетсягосударством в соответствии с балансами производства и распределения товарныхресурсов. До реформ существовало чёткое разграничение функций промышленныхпредприятий и организаций, с одной стороны, и оптовой торговлей — с другой, прикотором промышленные предприятия освобождаются от торговых функций и почти всюсвою продукцию сдают организациям оптовой торговли.
Основныеформы оптовой торговли: ярмарки; товарные биржи (постоянно действующие оптовыерынки, где обычно продаются массовые товары однородного качества, напримерхлопок, уголь, лес и т.п.); аукционы, на которых главным образом происходитмассовая продажа с.-х. продуктов, пушнины и т.д. В развитых капиталистическихстранах реализация сырья, материалов, обычного оборудования совершается большейчастью через оптовые фирмы. Но сбыт заводских установок, технологических линий,нуждающихся в специальном обслуживании, осуществляется, как правило, на основепрямых связей между производственными предприятиями.4. Хозяйственные связи в торговле
Прямыехозяйственные связи — непосредственные научно-технические и производственныеотношения между предприятиями на базе хозяйственных соглашений. Связи бываютвнутриотраслевые и межотраслевые, а среди последних — прямые и косвенные. Различаютпроизводственно-территориальные связи, хозяйственные связи в торговле и проч. Производственно-территориальныесвязи это взаимоотношения, которые устанавливаются между производственнымиединицами (предприятиями, группами предприятий, отраслями, территориально-производственнымикомплексами экономического района) в процессе их функционирования[3].Производственно-территориальные связи отражают территориальное разделение труда,углубление которого усложнило производственно-территориальные связи и в то же времядифференцировало их. В каждой отрасли народного хозяйства (промышленность,сельское хозяйство, торговля) складываются свои системы производственно-территориальныесвязи, обусловленные главным образом технико-экономическими особенностямипроцессов производства и сбыта продукции. Мерилом рациональности этих связейявляется минимум совокупных народно-хозяйственных затрат на производство идоставку потребителю продукции при условии достижения установленныхгосударством планом производственных результатов.
Формированиесвязей начинается с производственных предприятий, применительно к которымразличают связи по завозу топлива (энергии), сырья и др. исходных материалов,по обслуживанию производства машинами, оборудованием, вспомогательнымиматериалами, по вывозу полуфабрикатов и готовой продукции. Каждый тип связейпредприятия может иметь внутрирайонный (местный) и межрайонный характер.
5.Требования к составлениюдоговора поставки.
Поставкатоваров осуществляется в соответствии с Договором поставки. Договор поставкиоформляется стандартным образом в установленном законом порядке. По договорупоставки поставщик — продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность,обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемыеим товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или виных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобнымиспользованием (ст. 506 ГК РФ)[4]. Существуют стандартныеформы для договоров подобного типа, распространяемые через розничную торговлюна бланках, на магнитных носителях.6.Виды биржевых сделок
Биржеваясделка[5] — соглашение окупле-продаже, взаимной передаче прав и обязанностей между участниками биржевойторговли в отношении биржевого товара в ходе торгов.Биржа — предприятие с правами юридического лица, участвующеев формировании оптового рынка товаров, сырья, продукции, ценных бумаг, валюты идр. путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в формегласных публичных торгов, проводимых по устанавливаемым биржей правилам.
Биржа обеспечиваетброкеров помещением, связью, осуществляет учет операций, определяет биржевыецены, содействует расчетам, разрабатывает типовые контракты, ведет арбитражноеразбирательство споров. В зависимости от биржевого товара биржи подразделяютсяна:
Ø фондовые, на которых торгуют ценнымибумагами;
Ø валютные, на которых торгуют валютой;
Ø товарные, обеспечивающие торговлюмассовым товаром по стандартам или образцам;
Ø фьючерсные, торгующие контрактами;
Ø универсальные, на которых торговляидет разными видами биржевых товаров.
Биржевое законодательство- совокупность правовых норм, действующих в государстве и регулирующихотношения биржевой деятельности.
Биржевое кольцо — примитивная форма расчетного соглашения на первых биржах, в соответствии скоторым прослеживалось движение контрактов по цепи (рингу) покупателей ипродавцов, а выплате подлежала только разница.
Биржевой бюллетень — периодический орган биржи, в котором публикуются курсы ценных бумаг, биржевыецены товаров, сведения о заключенных сделках. Биржевой бюллетень выпускается ккаждому торговому дню. Биржевой зал — операционный зал биржи, разделенный насектора в зависимости от количества и типа контрактов. Заключение сделокразрешено лишь в пределах определенной для них ямы и в течение официальноустановленного на бирже времени.
Купля-продажа конкретногофьючерсного контракта осуществляется в ямах, разделенных на секции. Секциипредназначены для заключения сделок на определенные месяцы.
Биржевой склад — склад,аттестованный и контролируемый биржей и используемый ею как место поставкитовара при исполнении контрактов.
Биржевые операции — операции,проводимые на товарных и фондовых биржах, заключение сделок купли-продажи набиржах.
Биржевые товары — товарыполностью или частично продаваемые через биржи.
Биржевые торги — совокупность действий биржевых посредников и трейдеров, направленная на совершениесделок в ходе биржевой сессии.
Публичная биржа — биржа,на которой сделки могут совершать как члены биржи, так и предприниматели, неявляющиеся таковыми. Деятельность публичных бирж регулируетсяправительственными законам.
Расчетная палата — подразделениебиржи, отвечающее за ежедневное урегулирование биржевых операций клиентов идругих связанных с ними операций. Торговая мера — на бирже — установленноекаждой биржей индивидуально минимальное количество ценных бумаг, образующиходну партию. Продажа или покупка товаров, ценных бумаг, услуг в количестве, несовпадающим с фасовкой, сопровождается премией (скидкой).
Универсальная биржа — биржа, на которой торгуют разными видами биржевых товаров: оптовыми партиямитовара, валютой, ценными бумагами, фрахтовыми контрактами.
Фондовая биржа — организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг:акций, облигаций и т.д. Фондовая биржа мобилизует и перераспределяет временносвободные денежные средства между компаниями, отраслями хозяйства и другимисферами приложения, устанавливает рыночную стоимость ценных бумаг.
Частная биржа — биржа,организованная в форме акционерной компании или закрытой корпорации. Заключатьсделки на частной бирже могут только ее члены. Обычно члены частной бирживыступают в роли брокеров.
Электронная биржа — биржа, ведущая торги с использованием информационной сети. Операциикупли-продажи осуществляются пользователями с помощью абонентских систем,включенных в информационную сеть.
7.Отличиямежду биржевыми торгами и аукционом
Аукцион- это продажа с торгов[6], с наддачи, с молотка, спубличного торга. Это форма проведения торгов. Аукцион — способ продажи товаровна основе конкурса покупателей. Существует понятие «Аукционная камера» -этоместо этой продажи. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившеенаиболее высокую цену.
Фьючерсныйаукцион — биржевая сделка, при которой товар приобретается с целью последующейперепродажи на бирже.
Биржа отличается отаукциона тем что на бирже торгуют ценными бумагами ( акции и т.д.) происходятежеминутные, ежесекундные сделки, купли продажи которые рассчитаны наежеминутное повышение цены на определённый товар или продукцию, и из-за разницыцены на проданный товар или продукцию получается прибыль брокера или трейдера.На аукционе продаются старинные вещи картины и т.п. и он рассчитан на однократнуюпродажу чего – либо и многократное повышение цены на основе конкурса на один и тотже товар и владельцем приобретённого товара является покупатель предложившийболее высокую цену.8. Характеристика понятий и видовэкспортно-импортных операций
Внешняяторговля — торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза(импорта) товаров и услуг. Внешняя торговля осуществляется преимущественночерез коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами.
Экспорт- вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках. Экспорт- в экономической теории — расходы на закупки произведенных в стране товаров иуслуг, осуществляемые отдельными лицами, фирмами и правительствами другихстран. Экспорт выступает как результат международного разделения труда и служитматериальной предпосылкой импорта; выручка от экспорта является основнымисточником средств для оплаты импорта.
Импорт- ввоз в страну заграничных:
Ø товарови технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны;
Ø услуг- в форме платного пользования услугами иностранных фирм;
Ø капитала- в форме предоставления кредитов и займов.
Импортвыступает как результат международного разделения труда, способствует экономиивремени и более полному удовлетворению потребностей национальной экономики.Объем импорта зависит от размеров экспортной выручки и валютных резервовстраны. Реэкспорт — вывоз из страны ранее импортированных в нее товаров дляперепродажи другим странам. Товары могут реэкспортироваться как в неизменномвиде, так и после незначительной обработки. Различают:
Ø прямойреэкспорт — реэкспорт с завозом в страну;
Ø косвенныйреэкспорт, когда закупленные за границей товары отправляются непосредственно втретьи страны.
Добровольныеограничения экспорта — метод государственного регулирования внешнеэкономическихсвязей; обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить объемэкспорта определенных товаров. 9. Перечень внешнеторговых документов, подтверждающихисполнение сделки
Внешнеторговыйконтракт — основной коммерческий документ внешнеторговой операции,свидетельствующий о достигнутом соглашении между сторонами. Предметомвнешнеторгового контракта могут быть купля-продажа товара, выполнение подрядныхработ, аренда, лицензирование, предоставление права на продажу, консигнация идр.
Расчетыза поставки товаров и оказание услуг по внешнеторговому контракту могутпроизводиться в иностранной, международной, национальной валюте и набезвалютной основе. Факт импорта фиксируется таможенной статистикой. Фактэкспорта фиксируется в момент пересечения продукцией границы страны илипредоставления услуги иностранному партнеру.
10. Средства рекламы для субъектакоммерческой деятельности
Современнымисредствами рекламы служат печать (газеты, журналы, афиши, бюллетени, проспектыи пр.), радио, телевидение, кинематограф, а также витрины, вывески, световыеобъявления, упаковка товаров, товарные и фирменные знаки и др. В индустриальноразвитых странах по затраченным средствам занимает: 1-е место газетно-журнальная(около 40%); 2-е – телевизионная; 3-е — радиореклама.
Врекламе широко используются промышленная графика, плакат, оформительскоеискусство, малые формы архитектуры. Развитие рекламы вызвано борьбой за рынкисбыта, за получение максимальных прибылей. Реклама — один из методов неценовойконкуренции, одна из функций маркетинга. Помимо достижения чисто экономическихцелей, она используется для политической и идеологической обработки населения. Рекламойзанимаются специальные фирмы и агентства, имеющие разветвленную сеть отделенийи представительств, а также рекламные отделы промышленных и торговых компаний, предприятий,издательств и т. д.
Находясьв роли субъекта коммерческой деятельности любой здравомыслящий человек (и авторэтих строк в частности) стремился бы использовать все возможные средства. Дляпредпочтительного отношения к какому-либо виду рекламы однако, необходимопредварительно провести анализ (опрос, анкета и т.п.) потребительскогоинтеллекта, потребительского спроса. В зависимости от его результатов –использовать те или иные средства. Существуют районы, например, где неттелевидения, и почта отсутствует. Здесь придётся изучать рынок сбыта ипользоваться даже старинным рекламным российским средством – «сарафанным радио»- «завезли, мол, в лавку керосин; но мало завезли — всем не хватит». Реклама –дело тонкое.
Список литературы
1. ГражданскийКодекс РФ. – Ч. 1 и 2
2. ЗаконРФ «О защите прав потребителей»
3. БольшаяРоссийская энциклопедия
4. ГогольБ.И…© 2001 Russ Portal Company Ltd. Copyright © 2001—2005 «Яндекс»
5. ЗубцовскаяА.А. Аукционная торговля: Лекция. – Новосибирск: СибУПК,2000 -15 с.
6. ЗубцовскаяА.А.Оптовый продовольственный рынок: Учебное пособие. – Новосибирск:СибУПК,2000 -156 с.
7. ЛенчинскийИ.Ю., Зубова Н.И. Организация и регулирование международных коммерческихопераций: Учебное пособие для вузов. – М.: Колос, 1998.
8. МаклаковГ.В. Теоретические основы коммерческой деятельности: Учебное пособие. –Новосибирск: СКАПК, 1997.- 342 с.