РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 33с., 1 рис., 18 источников, 2 приложения
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ, РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, РЕАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОХОДОВ (индекс ДЖИНИ), кривая ЛОРЕНЦА, ИНДИКАТОРЫ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ КОРЗИНА, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, УРОВЕНЬ ВВП, ИНФЛЯЦИЯ, БЕЗРАБОТИЦА
Объект исследования – уровень и качество жизни населения.
Предмет исследования – социально-экономическое развитие Республики Беларусь.
Цель работы — детальное изучение понятий «уровень жизни» и «качество жизни», показателей для их оценки, анализа основных показателей уровня жизни в Республики Беларусь, а также изложение путей повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
Задачи исследований уровня жизни — определение понятия уровня жизни населения; характеристика показателей уровня жизни; анализ факторов, влияющих на динамику уровня жизни населения; характеристика социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе; выявление проблем и перспектив повышения уровня жизни населения в Республике Беларусь. Источники информации — текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни.
Элементами научной новизны являются рекомендации по улучшению социальной политики в Республике Беларусь.
Областью возможного научного применения является программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
/>
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………
5
1
Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения……
6
1.1
Уровень жизни: сущность, основные понятия…………………………..
6
1.2
Уровень жизни населения, как результат социально- экономического развития…………………………………………………
8
2
Показатели уровня и качества жизни в современных условиях………
13
2.1
Показатели уровня жизни населения и их характеристика……………
13
2.2
Индикаторы уровня жизни населения…………………………………..
15
3
Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь………………………………………………………
21
3.1
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………
21
3.2
Проблемы и пути повышения уровня жизни населения в Республике Беларусь……………………………………………………………………
24
Заключение…………………………………………………………………
29
Список использованных источников…………………………………….
30
Приложение А Показатели уровня жизни населения……………………
32
Приложение Б Социальные индикаторы………………………………..
33
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономики Республики Беларусь проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения. Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы.
В современных условиях хозяйствования особую значимость приобрели вопросы совершенствования накопленного опыта регионального планирования, программного управления уровнем и качеством жизни, как основного фактора экономического роста. Вместе с тем вопросы о структуре уровня и качества жизни и методах их оценки до сих пор остаются дискуссионными.
Качество жизни представляет собой сложную структуру взаимосвязей ее составляющих: качество природной среды, качество здоровья популяции, качество образования и т.п., что предполагает необходимость выявления новых подходов к созданию программ обеспечения качества жизни и использованию методов оценки эффективности этих программ.
К явным недостаткам, препятствующим решению проблем качества жизни можно отнести недостаточно отработанное нормативно-правовое пространство в сфере оценивания качества жизни, слабое оценивание целей и направлений развития, слабую экономическую обеспеченность. Решение данных проблем требует проведения глубоких научных исследований и разработки рекомендаций при создании отдельных программ с соответствующим финансово-экономическим обеспечением, а также управленческие критерии оценки продвижения этих программ к намеченной цели — улучшению качества жизни.
Уровень жизни населения является составной частью социально-экономического развития страны и отражает социально-экономическое положение различных групп населения. Решение социальных проблем – важнейшая область деятельности государства, которая особенно близка повседневным потребностям человека. Показатели социально-экономического положения населения как компоненты социальных программ используются для измерения результатов влияния экономических преобразований в стране на уровень жизни населения. Вместе с тем необходимо учитывать, что экономическое положение населения выступает следствием не только проводимой социальной политики государства, но и общего уровня экономического развития страны.
На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы: — политические факторы; — экономические факторы; — социальные факторы; — научно-технический прогресс, — экологические факторы и др. Именно более подробному рассмотрению этих факторов и будет посвящена работа. Целью работы является детальное изучение понятий «уровень жизни» и «качество жизни», показателей для их оценки, анализа основных показателей уровня жизни в Республики Беларусь, а также изложение путей повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь. Для достижения этой цели были поставлены следующие задач: — определение понятия уровня жизни населения; — характеристика показателей уровня жизни; — анализ факторов, влияющих на динамику уровня жизни населения;
— характеристика социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе.
— выявление проблем и перспектив повышения уровня жизни населения в Республике Беларусь.
1 Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения
1.1 Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия
Уровень жизни – степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни – это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов. Определение уровня жизни — сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состояние научно-технического прогресса, культурно-образовательный уровень населения, национальные особенности и др. Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства. Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение. Уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потредностей [1, c.115]. Можно выделить четыре уровня жизни населения:
— достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
— нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
— бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности, как низшей границы воспроизводства рабочей силы);
— нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).
Рост уровня жизни создаст возможности, материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потребления товаров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, и т.д. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время. Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие: 1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения; 2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения; 3) анализ характера степени влияния различных социально- экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики; 4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке. Условия жизни можно укрупненно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизио-логические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей [2, c.89].
В странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка представлений об уровне жизни и ее качестве, а также о месте этих категорий в системе социально-экономических отношений.
Наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни— это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей.
Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерием оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если степень удовлетворения той или иной потребности невелика, это свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в том или ином секторе экономики [2, с. 41].
Вместе с тем потребности субъективны. Каждый человек имеет свою шкалу предпочтений, вследствие чего одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности по-разному оценивается разными индивидами. Поэтому определить удовлетворенность людей качеством их жизни на данном этапе развития человеческой цивилизации не представляется возможным.
Белорусские ученые предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни:
состояние здоровья — физические и умственные возможности людей, их самочувствие, длительность и тяжесть болезней;
качество питания — его состав, ценность, вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания;
состояние образования и культуры — уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность библиотек, музеев и т.п.;
качество жилья — удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища;
условия и характер труда — его напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, свобода в выборе профессии и специальности и др.;
качество свободного времени и условия отдыха — разнообразие занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха и санаториев;
благополучие семейной жизни — ощущение личного счастья и удовлетворенности [3, с. 104].
1.2 Уровень жизни населения, как результат социально-экономического развития Для характеристики уровня жизни используется система индикаторов – интегральных и частных, натуральных и стоимостных. Социальные нормативы и потребности. Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы. Различаются социальные нормативы: бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, денежных доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, состояния и охраны окружающей среды, и др. [4, c. 63]. Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет. Минимальный потребительский бюджет — это сумма, необходимая для приобретения основного набора товаров и услуг [4, c. 92]. Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 8 социально-демографических групп населения. Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню. В настоящее время среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июля 2010 г. № 112 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах июня 2010 г. на период с 1 августа 2010 г. по 31 октября 2010 г.: — семьи из 4-х человек – 448520 руб.; — молодой семьи с одним ребенком – 463860 руб.; — трудоспособного населения – 565170 руб.; — пенсионеров – 469300 руб.; — студентов – 429670 руб.; — детей в возрасте до 3-х лет – 352950 руб.; — детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 433600 руб.; — детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 502500 руб. Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах июня 2010 года по статьям расходов: — продукты питания – 54,5 %; — одежда, белье, обувь – 18,5 %; — пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 9,8 %; — бытовые услуги, транспорт, связь – 6,1 %; — предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 7,0 %; — культурно-просветительные мероприятия и отдых – 1,9 %; — взносы и платежи – 0,3 %; — предметы санитарии, гигиены, лекарства – 1,9 % [5]. К другим основным социальным нормативам относятся: — бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий [6, c.218]. Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1134 от 29 июля 2010 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июля 2010 г. в расчете на один месяц на период с 1 августа 2010 г. по 31 октября 2010 г.: в среднем на душу населения – 274510 руб.; для трудоспособного населения – 293880 руб.; для пенсионеров – 245310 руб.; для детей-студентов – 294670 руб.; для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 336860 руб.; для детей в возрасте до 3 лет – 245860 руб. Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2010 года по статьям расходов: продукты питания – 54,2 %; плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 16,1 %; предметы гардероба – 17,0 %; бытовые и транспортные услуги – 6,7 %; товары бытового и хозяйственного назначения – 3,3 %; взносы и платежи – 0,4 %; предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,2 % [5]. — минимальная заработная плата. Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников. В 2010 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 258 600 руб. — пособие по временной нетрудоспособности; — пособие по безработице для трудоспособных лиц; — минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; — минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.). В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими – первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. [7, c. 106]. Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д. Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей Задачи изучения уровня жизни. Важнейшая задача статистики уровня жизни – выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств [8, c. 415]. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами. К задачам изучения уровня жизни относятся также: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей; дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменение уровня [9, c. 50]. Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни.
Итак, уровень жизни – это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потредностей.
Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно.
Для характеристики уровня жизни используется система индикаторов – интегральных и частных, натуральных и стоимостных.
2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях
2.1 Показатели уровня жизни и их характеристики
Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др. [10, c. 504]. К общим показателям относятся размеры национального дохода, фонда потребления национального богатства на душу населения. Они характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества. К частным показателям можно отнести условия труда, обеспеченность жильем и благоустройство быта, уровень социально-культурного обслуживания и др. Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения его потребностей. Сюда можно отнести показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояние населения (номинальные и реальные доходы, занятость и др.) Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально — квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей и разделяются в зависимости от степени субъективности производимой оценки. К стоимостным показателям относятся все показатели в денежной форме, а натуральные характеризуют объем потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях. Для характеристики уровня жизни большое значение имеют количественные и качественные показатели. Количественные определяют объем потребления конкретных материальных благ и услуг, а качественные – качественную сторону благосостояния населения. Как самостоятельные, можно выделить показатели, характеризующие пропорции и структуру распределения благосостояния населения. Важную роль при определении уровня жизни играют статистические показатели, которые включают обобщающие показатели, показатели доходов, потребления и расходов, денежных сбережений, накопленного имущества и жилища населения и ряд других. Система показателей уровня жизни населения строится на основе классификации ООН. Сюда включаются следующие группы показателей: Обобщающие показатели ВНП и фонд потребления ВНП в расчете на душу населения: уровень стоимости жизни и его динамика, текущие трансферты и т.д. Демографическая ситуация: ожидаемая продолжительность жизни (лет), смертность (на 100 человек), младенческая смертность (на 100 живорожденных), смертность населения от убийств и самоубийств. Доходы населения: месячные (денежные и натуральные); Денежные доходы (в среднем на душу населения) — включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов представляют собой располагаемые денежные доходы населения; Реальные располагаемые денежные доходы — доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен. 4) Потребление и расходы населения: объем потребления материальных благ и услуг, денежные расходы населения, потребление основных продуктов питания на душу населения, покупательная способность средней заработной платы, пенсии, структура потребительских расходов населения. 5) Условия труда и занятости: динамика численности безработных (тысяч человек и в процентах к предыдущему периоду), доля безработных в общей численности экономически активного населения (чистая и с учетом скрытой), численность безработных зарегистрированных в службе занятости, процент безработных, получающих пособие по безработице, число незанятого населения в расчете на одну вакансию. 6) Санитарно-гигиенические условия жизни: обеспеченность населения больничными койками и количество врачей (на 10 тысяч человек), государственные расходы медицинских учреждений, в процентах ко всем государственным расходам. 7) Накопление имущества и жилище: стоимость накопленного личного, домашнего имущества, наличие предметов длительного пользования в собственности, жилищные условия. 8) Образование и культура: уровень образования населения, обеспеченность детей дошкольными учреждениями. 9) Социальная дифференциация населения: распределение населения по среднедушевому совокупному доходу, потребление основных продуктов питания, товаров и услуг в зависимости от дохода, структура потребительских расходов различных социальных групп, стоимость потребительской корзины различных слоев и изучение ее динамики, индекс концентрации доходов (Джини). 10) Малообеспеченные слои населения: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальный размер заработной платы, пенсии, покупательная способность минимальной заработной платы, пенсии, коэффициент бедности, социальный портрет бедности, зона бедности [8, c.281]. Показатели могут измеряться в натуральных единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей). По методам измерения они делятся: — статистические — основанные на отчётности; — нормативные — разработанные на базе нормативных актов; — аналитические — получаемые расчётным путём с помощью статистических и нормативных показателей. При изучения уровня жизни используются также данные, полученные в результате опросов населения, и экспертные оценки специалистов. В системах показателей уровня жизни большое значение имеют социальные стандарты, такие как минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда. Эти стандарты принимаются правительством Республики Беларусь. Однако полная картина уровня жизни населения не может быть раскрыта только на основании обобщенных и усредненных величин, рассчитанных для всего населения страны в целом. Необходимо знать объемы и структуру потребления и доходов по различным социальным, профессиональным и демографическим группам населения (Приложение А). Например, важно знать, какова доля доходов в общем их объеме у 10% населения с максимальными доходами и у 10% — с минимальными доходами, какова средняя заработная плата у работников различных отраслей народного хозяйства, у работников, занимающих различные должности и т.д.
2.2. Индикаторы уровня жизни населения
В перечень интегральных индикаторов уровня жизни входят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы от вторичной занятости и от реализации продукции личного подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения; пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
Реальные доходы населения (РД) — это количество товаров или услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода [11, c. 18]. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом:
РД= (НД-НП) />, (2.1)
где РД – реальные доходы, руб.; НД- номинальные доходы, руб.; НП- налоги и обязательные платежи, руб.; I — индекс потребительских цен. В зависимости от циклов жизнедеятельсти человека доходы делятся на получаемые: до участия в трудовой деятельности (до достижения трудоспособного возраста);
от участия в трудовой, общественной, предпринимательской жизни;
временно неработающими (безработными, беженцами и т.п.);
после завершения трудовой деятельности (пенсионерами).
Реальная заработная плата работников (ЗПр) – составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Рассчитывается по формуле:
/>, (2.2)
где ЗПр- реальная заработная плата, руб.; ЗПн- номинальная (начисляемая) заработная плата, руб.; I — индекс потребительских цен на товары и услуги. В политике доходов и заработной платы важное место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Заработная плата позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой следует придерживаться правительству данной страны [12, c. 214]. Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются: распределение населения по уровню среднедушевых доходов – показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов; распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения – показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20-процентных (10-процентных) групп населения; коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов (Kg) – соотношение между средними доходами 10% наиболее богатого населения (d10) и 10% наименее обеспеченного (d1):
K=d10/d1,(2.3)
коэффициент дифференциации заработной платы – соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней (по отраслям, регионам, профессиям, внутри отраслей и предприятий, и т.д.). К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов относятся также: коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) (КG), характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения, определяется по формуле:
/>
(2.4)
где Хi – доля населения, принадлежащая к (i=1) социальной группе в общей численности населения; Yi – доля доходов, сосредоточенная у i-той социальной группы населения; n – число социальных групп; cum yi – кумулятивная (исчисленная нарастающим итогом) доля дохода. кривая Лоренца, позволяющая судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца (рисунок 2.1).
/>/>/>/>
Рисунок 2.1 – Кривая Лоренца Примечание – Источник: [8, c.288] Прямая ОА называется линией абсолютного равенства распределения доходов: она отражает ситуацию, когда 20% людей имеют 20% доходов, 40% людей – 40% доходов, и т.д. Усиление неравенства в распределении доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства. Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАE. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.
В современном мире наименьшая дифференциация доходов наблюдается в Норвегии, где 10% самых обеспеченных лишь в 5,3 богаче самых бедных, а коэффициент Джини равен 0,258. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,34 [8, с. 289].
К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.
Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Для представления об уровне удовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколько показателей [12, c.114]. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимо от способа продажи их населению и от вида потребления.
Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей, — например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.
Также можно рассмотреть и социальные индикаторы (приложение Б).
К показателям уровня жизни населения, имеющим прямое отношение к организации оплаты труда и установлению ее минимальных размеров, относятся такие понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума.
Продовольственная корзина — это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.
Стоимость продовольственной корзины по каждой группе населения рассчитывается путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки. Стоимость минимального потребления непродовольственных товаров и услуг определяется по материалам бюджетных обследований доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует минимальному.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года.
При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:
— Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.
— Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
— Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.
Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:
— коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;
— коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;
— коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;
— коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;
— коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;
— коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.
В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень.
Итак, уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др.
Показатели могут измеряться в натуральных единицах, текущих или сопоставимых ценах, в процентах или рангах (по месту расположения в ряду однородных показателей). По методам измерения они делятся: — статистические — основанные на отчётности; — нормативные — разработанные на базе нормативных актов; — аналитические — получаемые расчётным путём с помощью статистических и нормативных показателей.
В перечень интегральных индикаторов уровня жизни входят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы от вторичной занятости и от реализации продукции личного подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения; пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
3 Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь
3.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь на современном этапе
Вступив в XXI век, человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между обществом и природой, с другой стороны, политическими, экономическими, культурными противоречиями между экономически развитыми и остальными странами мира, между регионами и цивилизациями в целом. Изменяется не только мировая социально-экономическая и экологическая среда, ее элементы, взаимосвязи между ними, но и подходы к осмыслению их роли и места в мировом развитии, о чем свидетельствует появление новых доктрин, теорий, отраслей знаний. С учетом современных тенденций мирового экономического развития в Республике Беларусь разработана стратегия устойчивого социально-экономического развития, в основу которой положена модель социально ориентированной рыночной экономики, основными принципами которой являются: — многоукладность национальной экономики, устойчивое функционирование производственного сектора; — эффективное государственное регулирование с сохранением социальной направленности в приоритетах; — гарантии прав, свобод и личных интересов граждан; — свобода предпринимательства, равенство всех форм собственности; — обеспечение зависимости благосостояния работника от результатов его труда; — социальная защита нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения.
Несмотря на внешние шоки, вызванные усиливающимся кризисом в мировой экономике, в 2008 году Беларуси удалось сохранить высокие темпы экономического роста и положительную динамику основных показателей социально-экономического развития. Однако в 2009 году показатели оказались хуже уровня 2008г., о чем свидетельствует статистика.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь [13]:
— В 2008 году ВВП (составивший 128,8 трлн. бел.руб.) возрос на 10% по отношению к 2007 году, что превысило средний показатель по СНГ и региону Центральной и Восточной Европы (по предварительным оценкам МВФ рост ВВП в 2008 году в указанных регионах составил 6,9 % и 4,2% соответственно). В 2009 году ВВП составил 136,8 трлн. бел. руб., что на 0,2 п.п. выше уровня 2008 года.
— Традиционно промышленность Республики Беларусь является флагманом экономического роста. Выпуск промышленной продукции в 2008 году вырос на 10,0%, а продукции сельского хозяйства на 8,9%. При этом приоритетное развитие получили: машиностроение и металлообработка, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. В 2009 году ситуация изменилась и выпуск промышленной продукции составил 127,3 трлн. руб., что на 2 п.п. ниже уровня 2008 года, а продукции сельского хозяйства превысила уровень 2008 года на 1,3 п.п. и составила 26,6 трлн. руб. [13]
— Главным приоритетом проводимой экономической политики в Республике Беларусь являются инвестиции. Инвестиции в основной капитал производственного назначения существенно опережают инвестиции непроизводственного назначения. Обновление технологий и модернизация экономики и на их основе сокращение материало- и энергоемкости производства, повышение конкурентоспособности предприятий являются главными приоритетами экономической политики на современном этапе развития страны. В 2008 г. увеличились инвестиции в основной капитал (на 23,1%, составив 35,9 трлн.руб.), снизилась энергоемкость ВВП (на 8,3%), выросла производительность труда (на 9%) и рентабельность реализованной продукции [14]. В 2009 году также наблюдалось увеличение инвестиций в основной капитал на 4,7%, составив 43,4 трлн.руб., энергоемкость ВВП составила всего 6,3%, снизилась рентабельность реализованной продукции сократилась на 5,4 п.п. и составила всего 9,9%.
— На протяжении последних лет разрыв в соотношении доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в Беларуси увеличивается незначительно. В мировой практике предельно критическим значением этого показателя считается 10–12 раз. В 2008 году данный показатель по Беларуси составил 5,9 раз. В Российской Федерации соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в 2008 году составило 16,9 раза.
— Среди стран СНГ по величине среднемесячной заработной платы в долларовом эквиваленте Беларусь в 2008 году была на третьем месте после России и Казахстана. Так, в России в 2008 году зарплата составляла $694 в эквиваленте, в Казахстане — $505, в Беларуси — $412, в Украине — $343. В 2009 году данный показатель в Беларуси составил всего $325, что значительно ниже уровня 2008 года.
— По размеру пенсии в конце 2008 года Беларусь опередила Россию. В пересчете на доллары США средний размер назначенной месячной пенсии на конец 2008 года в Беларуси составил $177, в России — $154,7[15]. На конец 2009 года средний размер месячной пенсии в пересчете на доллары США в Беларуси снизился до $143.
— В Республике Беларусь возросла компьютерная оснащенность домашних хозяйств, особенно с детьми до 18 лет. В 2008 году на 100 домашних хозяйств, имеющих детей, приходилось 52 персональных компьютера против 40 в 2007-м. В минувшем году каждое пятое домашнее хозяйство имело доступ в Интернет со своего компьютера.
— За 2008 год экспорт товаров и услуг вырос на 42 % по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году – сократился на 34,6% относительно уровня 2008 года.
Инфляция в Республике Беларусь в 2009 году составила — 10,2% в отличие от России – 11,5%, Казахстана – 12%, Украины – 21,4%. Инфляционные процессы на современном этапе социально-экономического развития страны носят в основном структурный характер, при котором рост оплаты труда приводит к опережающему росту цен и тарифов на трудоемкие платные потребительские услуги, к адаптации структуры экономики к новым условиям. В прогнозном периоде ожидается закрепление данной положительной тенденции с постепенным сокращением роста цен.
Между Республикой Беларусь и Западом отношения улучшились, поэтому прогнозировалось, что в 2009-2010 годах произойдет определенный прогресс в сфере внешней торговли и, как результат, сокращение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса до среднего показателя чуть более 5 % ВВП. Однако данный показатель стремительно увеличивается в отрицательную сторону и составил в 2009 году 7265 млн. долл. США против 835 млн. долл. США в 2001г.
Сравнительный анализ основных социально-экономических показателей уровня жизни населения Республики Беларусь за 2001-2009 гг. показал значительное абсолютное увеличение таких показателей, как:
— денежные доходы в расчете на душу населения (96,2 тыс. руб. в месяц – 2001г., 753,6 тыс. руб. в месяц – 2009 г.),
— номинальная среднемесячная заработная плата одного работника (183 тыс. руб. – в 2001 г., 981,6 тыс. руб. – в 2009 г.),
— средний размер назначенной пенсии (65 тыс. руб. — 2001 г., 429,5 тыс. руб. — 2009 г.).
Однако за период 2001-2009 гг. наблюдается снижение темпов роста перечисленных показателей, о чем свидетельствуют следующие данные:
— реальные денежные доходы в процентах к предыдущему году (128,1 % – 2001 г., 102,7 % — 2009 г.),
— реальная начисленная заработная плата в процентах к предыдущему году (129,6% — 2001г., 100,1% — 2009г.),
— реальный размер назначенной пенсии в процентах к предыдущему году (122,1% — 2001г., 100,2% — 2009г.).
Численность безработных по итогам 2009 года составила 40 300 человек или 0,9 % к экономически активному населению, увеличившись на 8 % по сравнению с 2008 годом [16].
В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. определены следующие приоритеты:
— всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
— инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
— наращивание экспортного потенциала страны;
— развитие аграрно-промышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
— развитие малых и средних городов;
— жилищное строительство.
По данным Национальной академии наук Республики Беларусь, затраты на научные исследования и разработки за последние десять лет в Республике Беларусь выросли в 2,5 раза. Наукоемкость ВВП за 2009 год составила 0,76%.
По данным Доклада ЮНИСЕФ о положении детей в мире в 2009 году ожидаемая продолжительность жизни в Республике Беларусь составляет 70,5 лет, что превышает средний показатель по миру, странам Центральной и Восточной Европы, СНГ (68 лет). Республике Беларусь также имеет низкий показатель смертности детей в возрасте до 1 года (4 случая на 1000 новорожденных). Этот показатель значительно лучше среднего в мире (93 случая) и большинстве регионов мира, включая страны СНГ, и близок к среднему показателю индустриально-развитых государств (3 случая).
В Докладе о ситуации в мире за 2009 год неправительственной правозащитной организации «Human Rights Watch» отмечается «некоторый прогресс», достигнутый Беларусью в правочеловеческой сфере в 2008 году.
Согласно специальному докладу «Manning the Barricades: Who's at risk as deepening economic distress foments social unrest», опубликованному в марте 2009 году аналитическим отделом английского еженедельника «Экономист», индекс политической и социальной стабильности в Республике Беларусь выше, чем в соседних Латвии, Литве, России и Украине. Риск политической и социальной нестабильности в Республике Беларусь, по оценкам авторов издания, является умеренным в отличие от Латвии, Литвы и России, в которых этот риск является высоким, и Украины, в которой этот риск очень высокий. Согласно докладу Республика Беларусь входит в число 50 самых стабильных стран.
3.2 Проблемы и пути повышения уровня жизни населения в Республике Беларусь
На сегодняшний день, главной целью социальной политики Республики Беларуси является повышение уровня и качества жизни, всестороннее гармоничное развитие человека. Важнейшими путями ее достижения – приоритетами социальной политики – должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как материальной основы повышения уровня жизни населения [15].
Несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу социально – экономической политики Республики Беларусь продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:
— недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики;
— высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
— ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств;
— высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;
— недостаточное развитие малого предпринимательства;
— низкий уровень реальных денежных доходов населения; — низкий уровень реальной заработной платы как основного источника формирования доходов населения и важного стимула трудовой активности работников; — необоснованная дифференциация населения по уровню доходов;
— низкий показатель минимальной заработной платы и размеров социальных пособий;
— недостаточная социальная поддержка малообеспеченных категорий населения;
— отсутствие должной системы пенсионного обеспечения.
Для решения выделенных проблем социальной политики Республики Беларусь можно предложить следующие пути повышения уровня жизни населения:
1) Повышение реальных денежных доходов населения следует осуществлять путем создания условий для усиления трудовой мотивации работников через установления стабильной и гарантированной заработной платы, содействия развитию малого предпринимательства. Важным направлением должно быть обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.
2) Политика оплаты труда должна основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования, отказ от тарифной системы оплаты труда. При этом за государством закрепляется функция обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.
3) Совершенствование трудовых отношений и занятости населения должно происходить в условиях снижения численности постоянного населения, сокращения численности занятых в сфере производства товаров и увеличения – в сфере услуг. Укрепление статуса – работник сельскохозяйственного производства.
4) Основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере должно являться повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, постепенная ликвидация вынужденной неполной занятости на производстве, обновление и улучшение структуры рабочих мест, расширение социальной направленности отраслевой структуры занятости, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства.
5) Основной задачей социальной защиты населения является обеспечение поддержки и создание необходимых условий для повышения экономической активности населения. Для ее решения необходимо повысить эффективность, надежность, устойчивость и доступность системы социальной защиты, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах; обеспечить дифференцированный подход к социальной защите различных слоев (групп) населения.
6) Основная цель совершенствования пенсионной системы — обеспечение более высокого уровня жизни пенсионеров. Пенсионное обеспечение в стране строится на многоуровневой основе, предполагающей сочетание программ обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования. Последовательное проведение преобразований позволит без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографическим условиям и обеспечить выполнение возложенных на нее задач.
7) Основной целью развития сферы услуг является обеспечение потребностей национальной экономики и населения в широком спектре высококачественных услуг по доступным ценам при опережающем развитии приоритетных и новых видов.
Необходимо обеспечить дальнейшее развитие услуг образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, транспорта и связи, а также прогрессивных информационных и телекоммуникационных услуг. Особое внимание следует уделить развитию новых видов услуг, образующих инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые, правовые, банковские, депозитарные, страховые, информационные, консалтинговые).
8) Основной целью развития системы образования является приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить переход на инновационный путь развития экономики. Приоритетными направлениями развития образования должны стать: развитие новых форм дошкольного образования, прежде всего на селе; расширение использования здоровьесберегающих технологий обучения, повышение качества образования в сельской школе, создание эффективных механизмов взаимодействия систем профессионального образования с организациями–заказчиками кадров, укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой. 9) Главной целью здравоохранения является сохранение и улучшение здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. 10) Национальная культура относится к числу стратегических ресурсов страны, которые в значительной степени определяют все аспекты развития общества. Основными целями государственной политики ее развития являются сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие национальной культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей, превращение культуры в главную движущую силу нового постиндустриального общества. Наряду с традиционными направлениями развития услуг культуры должны получить развитие сегменты, связанные с новейшими способами накопления, обработки, передачи и использования аудиовизуальной информации – компьютерные игры, интернет-кафе, кабельное и спутниковое телевидение, электронные СМИ и др. 11) Физическая культура, спорт и туризм являются мощным оздоровительным фактором, важнейшим средством повышения физических возможностей человека. Основная цель их развития – физическое совершенствование личности, восстановление и пополнение физических и духовных сил человека, продление периода его трудовой деятельности. Для ее реализации необходимы: — совершенствование системы массового физкультурно-оздоровительного движения в стране и привлечение наибольшего количества населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом; — модернизация материально-технической базы физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений; — формирование социально ориентированного рынка платных физкультурно-оздоровительных услуг в соответствии со спросом населения, повышение их качества и доступности; — формирование эффективной системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса, обеспечение достойного выступления сборных команд Республики Беларусь на международных соревнованиях. Для развития туризма в Беларуси необходимо создание конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего удовлетворение потребностей отечественных и зарубежных туристов в разнообразных и качественных услугах и способного повысить вклад отрасли в экономику Беларуси. Основные направления развития туризма, механизмы их реализации определены в Национальной программе развития туризма Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Приоритетным станет въездной туризм. Получат дальнейшее развитие познавательный, транзитный и трансграничный, деловой, агроэкотуризм, рекреационный, оздоровительный и другие виды туризма. Для удовлетворения потребностей населения и экономики в перевозках и других услугах необходимо обеспечить устойчивое сбалансированное развитие транспорта и связи по следующим основным направлениям: — выработка стандартов безопасности транспортных процессов, воздействия транспорта на окружающую среду и обеспечение контроля за их выполнением; — повышение доступности транспортных услуг, обеспечение минимальных социальных стандартов транспортного обслуживания для всех слоев населения и регионов страны; — обеспечение соответствия базовой транспортной инфраструктуры развитию производительных сил; — проведение структурных преобразований на транспорте в части его перевооружения и совершенствования структуры управления; — развитие конкуренции на рынке транспортных услуг по перевозкам пассажиров и грузов и ремонту подвижного состава; — создание условий для привлечения инвестиций на развитие транспорта, реализация инвестиционных проектов по обновлению подвижного состава, реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры. Главными задачами в области телевидения и радиовещания являются увеличение территории приема сигналов государственного теле- и радиовещания, улучшение качества приема этих сигналов, расширение вещания на приграничные территории, создание опытной зоны цифрового телевидения и ее последующее расширение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема уровня жизни населения является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня. Анализ показал, что понятие уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время. Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы. Различаются социальные нормативы: бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, денежных доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, состояния и охраны окружающей среды, и др. Уровень жизни определяется системой показателей, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека. Существует классификация показателей по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; объективные и субъективные; стоимостные и натуральные; количественные и качественные; показатели пропорций и структуры потребления; статистические показатели и др.
Государственное регулирование экономики требует высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство является первопричиной изменения функционирования экономики.
Формирование социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь происходит в сложных условиях мирового экономического развития, которые характеризуются возрастанием экономических, политических, культурных и других противоречий между различными странами.
Статистические данные свидетельствуют о том, что, во-первых, происходит постоянное увеличение доли потребительских расходов в структуре использования денежных доходов населения; во-вторых, на протяжении всего периода 2001-2008 гг. стабильно увеличивается сберегательный потенциал населения.
Главными результатами социально-экономического развития Республики Беларусь должны стать активизация инновационного развития национальной экономики, создание необходимых условий для обеспечения устойчивого эффективного ее развития и реализации социально-экономических приоритетов страны, значительное повышение уровня и качества жизни народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1
Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. / Е.Ф. Борисов – М.: Юрайт–М, 2008.– 635 с.
2
Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. Пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 146 с.
3
Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь: Сб. науч. тр. — Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2009.
4
Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: Учебник. / С.Н. Ивашковский – М.: Дело, 2001.– 470 с.
5
Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/. – Дата доступа 7.10.2010.
6
Чепурин, М.Н. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред.: проф. М.Н. Чепурина М. Н., проф. Е. А.Киселёвой – Киров: АСА, 2000.–624 с.
7
Лига, М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: монография / М.Б. Лига – М.: Гардарики, 2006. – 223 с.
8
Москвин, Д. Д. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник –М: Эдиториал УРСС, 2003.–528 с.
9
Левашо, В.И. Социальная политика доходов и заработной платы — М: Центр экономики и маркетинга, 2007. – 360 с.
10
Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. Пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
11
Михеев, Д. Реальные доходы: условия роста // Общество и экономика. — 2008. — №3-4. – С.18, с.18
12
Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник.– М.: ИНФА–М, 2000.– 928 с.
13
Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа 8.10.2010.
14
Зайченко Н.П., Полоник С.С., Богданович А.В., Александрович Я.М. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. Минск -2009 г.
15
Статистический ежегодник Республики Беларусь – Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2008. — 70 с.
16
Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: статистический сборник – Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010. — 358 с.
17
Денежные доходы и расходы населения Республики Беларусь: Статистический сборник – Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009. — 58 с.
18
Ефременко, Н.В., Прокофьева, Н.Г. Национальная стратегия как инструмент борьбы с бедностью // Белорусский экономический журнал. — 2004г.- №1. — С.49-57.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
/>
Рисунок А.1 – Показатели уровня жизни населения Примечание — Источник: [9, с.40]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Таблица Б.1- Социальные индикаторы
Социальная проблема
Показатель
Здоровье
Продолжительность жизни
— Продолжительность предстоящей жизни
— Уровень материнской смертности
Состояние здоровья
— Временная нетрудоспособность
— Длительная нетрудоспособность
Образование и обучение
Использование возможностей системы образования
— Непрерывное образование
— Обучение взрослых
Обучение
— Уровень грамотности
Занятость и качество трудовой жизни
Доступность занятости
— Уровень безработицы
— Вынужденная неполная занятость
— Отчаявшиеся искать работу
Качество трудовой жизни
— Средняя продолжительность рабочего времени
— время на дорогу на работу
— Оплаченный ежегодный отпуск
— Гибкий рабочий график
— Распределение заработков
— Смертность на рабочем месте
— Нарушение нормальных условий труда
Время и отдых
Использование времени
— Свободное время
— Использование свободного времени
Доступность товаров и услуг
Доход
— Распределение дохода
— Низкий доход
— Материальная необеспеченность
Богатство
— Распределение богатства
Физическое окружение
Жилищные условия
— Внутренняя жилая площадь
— Владение прилегающей территорией
— Основные удобства
Доступность услуг
— Доступность определенных видов услуг
Нарушения в окружающей среде
— Воздействие загрязнения атмосферы
— Воздействие шума
Социальная среда
Социальные связи
— Уровень самоубийств
Личная безопасность
Подверженность риску
— Смертельные случаи
— Серьезные травмы
Явная угроза
— Страх за личную безопасность
Примечание – Источник: [9, с. 73]