--PAGE_BREAK--Помимо того, что у человека есть способность к внушаемости, у него есть целый арсенал психологических защит, которые включаются неосознанно. На индивидуальном уровне — приемы уход (в том числе и чисто физический), изгнание, более тонкий — блокировка. Психические процессы вступают на защиту личности от манипуляции. Воздействие на массовое сознание может сопровождаться дисфункциональными эффектами:
1. Наркотизирующий эффект (в основном ТВ). Человек с экрана получает суррогатные события. В результате человек теряет активность. Эффект типичен для нашего времени в молодежной среде.
2. Эффект «приватизации» — частный, человек получает много гнетущей, печальной информации. Реакция на чеченские события — люди равнодушны. Эта информация невыносима.
3. Эффект «замедленного действия» — сильный раздражитель, содержащий не популярную идею, сработает не сразу.
4. Эффект «спящий» — человек, воспринимающий информацию, быстрее забывает источник, чем саму информацию.
5. Эффект «бумеранга» — вызывание эффекта противоположного желаемому. Демонстрация антинаркотического фильма вызвала рост наркомании. Русская ментальность парадоксальна.
6. Эффект насыщения — если долго держать монетку на ладони, то перестаешь ее чувствовать. Эффект ярко проявляется в эмоциональных группах. В период социальных потрясений.
7. Эффект «Реактанс» — если человек понимая, что на него воздействуют, реагирует протестом. У него нет своей позиции, он ее не сформировал, но он не хочет принять и ту, которую ему навязывают.
Манипуляция политическим восприятием — процесс очень сложный. И его нельзя всегда однозначно рассматривать как насилие над людьми — субъектами восприятия. Целью любой манипуляции политическим восприятием является изменение чьего-либо политического поведения путем изменения его системы образов и стереотипов, лежащих в основе поведения. По сути дела, в ходе манипуляции вступают во взаимодействие система образов политика, осуществляющего манипуляцию, прежде всего его образ потребного будущего того, кто является объектом манипуляции, и система образов у самого объекта.
2.2 Моделирование ситуации: действие манипулятивных
механизмов в рамках небольшой группы людей При создании приведённой ниже ситуации ставилась цель проверить теоретические разработки в области создания скандального имиджа и использования интересных рекламных методик воздействия на восприятие аудитории.
Для проведения опыта была выбрана не совсем обычная среда, а именно часть интернет-аудитории, постоянные участники одного из екатеринбургских форумов. Ниже приведён диалог между так называемой целевой аудиторией и условным источником информации (Guardian angel).
Таблица 1.
Форум Автоклуба на сайте Е1.ru
Кому помыть машину… [1]
Guardian angel
ЛЕНЬ? Блин! Столько пафоса… Такие мы все крутые. МЫ — ЧЛЕНЫ… автоклуба! А вот так раскрутишь кого-нибудь покататься… И окажется… Не просто ТУП! ОЧЕНЬ ТУП! [2] И МАШИНА ГРЯЗНАЯ![3]
А что? Покажите чистую, буду развлекать разговорами всю дорогу…
AHTOH
Нихрена не понял. Но если хочешь — можешь мне помыть.
Guardian angel
Вот… Я же говорю… Интеллект на уровне педали тормоза…
Помоешь САМ! А когда помоешь, почитай каких-нибудь книжек. [4]
AHTOH
А ты сама (сам?) то поняла чего написала?
На интеллект кстати не жалуюсь. А ты раз такая умная — гоняй на трамвае, их моют каждый день да не по разу
Guardian angel
Молодец!
А я вообще-то пешком хожу… И раздражаться на пробки не приходится, и для здоровья полезно...
А вот поспорить люблю… Критика рождает здоровую дискусию, знаешь ли… [5]
Guardian angel
Полезно — ножками ходить. И ножки стройные, и впечатлений полно...
А ты знаешь, сколько новой информации на нас обрушивается помимо нашего желания просто по дороге домой? [6]
maybach
основной-то твой лейтмотив этой темы — это не тупизна автоклубовцев, а желание поездить на чистой машине, так ведь?
Troy
(Задумчиво) Девочка наверное ужасно страшная…
maybach
блин, а ведь у нее получилось. уже 20 ответов собрала. [7]
NORICK
ой-ой, и чего ты с утра такая злющая?.. [8]
а почему бы тебе не кататься со своим любимым человеком?
зачем тебе раскручивать на «покататься» автоклубовцев? А если они, тупые и на грязных машинах, тебя, сладенькую, еще и ограбят?
или тебе просто завидно, что тупые дядьки разьезжают на дорогих машинах, а ты пешочком ходишь? [9]
Guardian angel
Солнце, я никому не завидую… У меня есть всё, что мне нужно, и что я выбираю в этой жизни. Просто уж очень бесит, когда пальцы гнут… ни с того, ни с сего… [10]
Ну и люблю я позлить человечков...
Да вот… Скрежет интеллекта… А ещё разве мы не воюем каждый день? С собой, за себя, за… да мало ли… Вот и вы… Здоровые мужики, а набросились на хрупкую… [11]
Ай-ай-ай!
Господа, достойнее надо себя вести… Вежливо там…
А про крокодилов… Кто-то интересовался моей внешностью? [12]
www.timus.ru/image/get.aspx/2ad5a4fb-14a5-4bfd-859d-b562ca8fe121
Guardian angel
Но ответы могли быть более достойными. Понимаешь ли, культура и гордость… Вежливость...
Кстати, ГОСПОДА, БОЛЬШОЙ РЕСПЕКТ ЗА ТО, ЧТО ПОКА БЕЗ МАТА! [13]
Troy
Ну я не знаю кому как, но раз кто-то тама сказал что нет мнения про внешность, то я бы не посадил её в машину…
Милан
maybach ) нас щас объвят тупицами, потому как мы такую простую тему не поняли [14]
Борт 730
Да в этой теме логики даже нет, простая разводка, и материться я не собирался, просто заверну по другому, вы чё фото не видели — я спокоен как слон… [15]
Guardian angel
Думаете, мне необходимо чужое мнение о себе? Между прочим, как только человек становится взрослым, его перестаёт волновать чужое мнение...
И ещё. Вы знаете, что такое СВОБОДА? [16]
По-моему, нет. Вы не свободны от своих дурацких инстинктов. Как животные. Стоило сказать что-то нелицеприятное… Все сразу полезли в драку, показали клыки и зарычали. Материться и оскорблять… Вам от этого легче. Самоутверждение? Дурацкий способ…
Ребятушки, спокойно. Читайте книжки, смотрите вокруг… Погода — супер, люди — забавные, машина блестит, в голове — ветер! Жизнь прекрасна! [17]
NORICK
по развед. данным эта девушка ранее была серой мышкой, а теперь, видимо, из нее прут комплексы [18]
Милан
Не очень удачна фотка, ксожалению качество фотографов подкачало. Поэтому даже мнения нет по поводу внешности дамы)
maybach [гость]
Цитата:По-моему, нет. Вы не свободны от своих дурацких инстинктов. Как животные. Стоило сказать что-то нелицеприятное… Все сразу полезли в драку, показали клыки и зарычали.
Материться и оскорблять… Вам от этого легче. Самоутверждение? Дурацкий способ…
ы по библии, видать, живешь, щеки подставляешь. тебе часто на «что-то» нелицеприятное отвечают лаской? [19]
error not found [гость]
Помоему слишком много внимания этой «гадкой девченке» здесь уделяют, закройте тему пусть спамит в другом месте! [20]
Аризона [гость
щас наша оппонентка накопит колючек свеженьких и снова выдаст спорное суждение [21]
NORICK
Guardian angel! Зая! стукнись ко мне в асю, мы с тобой наедине обсудим тупость и грязь… [22]
Мнение со стороны :)
Забавно! очень забавно было почитать.
Раздражитель в клубе
Сначала я подумал что тут на самом деле все ТУПЫ-Ы-Ы-ЫЕ. Но вопреки первому мнению, стали попадаться и здравые мысли
Тогда я решил, что это исключение — ну, интеллект, как и большинство всего в мире распределен по нормальному закону (читай, ТеорВер и мастат)
И наконец, задумался… А что если бы в нашу тусовку пришел такой вот же «ангел» и начал наезжать
Скажем в форуме rsdn-а? к примеру
или тут же, скажем где-нибудь тут www.e1.ru/resource/phorum/list.php?f=37
Честное слово, что-то подобное бы началось бы…
Видимо человек — есть стадное животное все-таки.
Всем привет, стадо
olympya
Ну уж очень заинтересовала меня ента тема… просто хочется посмотреть в глаза этой девушке… хотя бы даже и на фото. [23]
svs57
М-да. Вы б девушка лучше нашему дорогому Чернецкому — насчет тупости, мол, город в грязи содержишь — тупой значит. А то что вы тут на нас впустую коготки точите… В худшем случае опустят на словах, т.е. виртуально, как щас опустили. Зато уж если серый дом комплексами тряхнет, для вас все будет оч-чень даже реально. И нам бы польза была б от вашего подвига — глядишь по чистому городу бы ездили и сами чище были б. [24]
Крокодил
ПРИЗНАВАЙТЕСЬ!!! мать растак, кто ее катал и кого это она так ругает.
Джареф [гость]
Ну где ангел-то? ей счас еще одну фразу отморозить (любой набор слов сканает, как обычно и тема сметет рекорды форума. Имхо чуть-чуть осталось. Если бы здесь мужик скосорезил, послали бы на… и в 0 сек. тему сменили, а тут — не хватает видно дам на форуме, даже с этой (см. фото) — столько разговоров! [25]
Snаке
Ангел а ты случаем диплом не пишешь? Например с темой «Реакция людей на неадекватное поведение» или «Реакция людей на пациента психбольницы». А дорогая? [26]
Sergey T
Давно таких хитовых топиков не было [27]
Guardian angel
И снова здравствуйте!!!
Я на самом деле тут. Ну нельзя же целый день у компа! Хм… И снова готова к активным дебатам!
Крокодил
дык это, девушка, ангел тоиссь.
пожалуйста, ответьте общественности на вопрос — кто вас так разобидел (расстроил, etc). [28]
просьба без отмазонов — что вот нехорошо поступать не буду и не скажу.
да, еще дискуссию о смысле слов (ну например я не отмазываюсь. а просто ничего не скажу) развивать в другом месте.
все с нетерпением ждем ответа.
Guardian angel
Не буду называть имён. И никто меня не обидел. Просто 3 часа беспросветной тупости… После такого можно и в депрессию впасть… Разочароваться в людях...
Да. И ещё шальная мысль пронеслась. Вот, допустим, узнали бы вы имя… И что? Устроили бы тёмную за сегодняшние дебаты?
А по-моему, не стоит… Просто мы все вместе сегодня очень здорово провели время.
Американцы бы сказали LET'S CALL IT A DAY!!! [29]
Крокодил
Ангел. и типа красиво удалилась гггыыыыыы. [30]
Источник: www.e1.ru
Примечание: орфография, пунктуация и лексика участников форума сохранена.
Прежде всего, необходимо отметить, что эксперимент действительно прошёл успешно. Цель, поставленная автором изначально, была достигнута. Это выразилось в трансформации отношения, в изменении образа в сознании целевой аудитории. А именно, на следующий день после получения представленной выше информации, после общения в форуме участники опытной группы стали проявлять интерес к личности автора (и в данном случае – источника информации, носителя имиджа, объекта создания имиджа), что выразилось в попытках связаться с автором посредством сети Интернет, в интересе к мыслям и идеям, в положительных высказываниях о его внешности и умственных способностях.
Теперь рассмотрим приведённый в Таблице 1 материал с точки зрения целей данного опыта, попытаемся дать теоретическое объяснение результатам опыта.
Итак, уже в названии темы беседы был использован некий специальный приём: интригующее название [1], намёк на возможность удовлетворения одной из регулярных потребностей аудитории. Затем аудитории были предложены 2 практически не связанных между собой утверждения [2] и [3], каждое из которых само по себе не могло не вызвать отрицательную реакцию или, по крайней мере, непонимание.
Затем была предложена одна из позитивных идей автора [4]. А затем ещё положительная характеристика [5] и просто нейтральная информация [6]. Однако, в соответствии с особенностями восприятия позитивной и негативной информации, поскольку негативная информация об объекте (в данном случае) об авторе поступила раньше, она была принята за основу суждения, позитивная же информация, поступившая позже, была немедленно удалена в подсознание [7].
Действие ещё одного механизма психологической защиты проявилось далее. Этот механизм – сублимация. Вообще возможность общения с источником информации для участников форума, скорее всего, можно объяснить именно действием этого простого механизма. Группа «испытуемых» как бы получила возможность обоснованно и безнаказанно избавиться от своей отрицательной энергии, эмоций, а, возможно, и комплексов при помощи переноса собственных качеств на личность автора [8]. Оскорбления в данном случае являются просто выплеском отрицательной энергии под прикрытием придуманных мотивов и «чувства локтя» («все так делают» = весь Автоклуб). [9]
В результате эксперимента автор пришёл к выводу, что практически все действия целевой группы при её контакте с источником информации можно объяснить действием механизмов психологической защиты. Таким образом, варьируя содержание предлагаемой информации, можно примерно представить заранее реакцию испытуемой группы и создать у условных «потребителей» (объектов воздействия рекламны) определённого отношения к объекту рекламы или создания имиджа.
Ниже приведены примеры информации различного характера и направленности и реакций на эту информацию (с точки зрения конечной цели - создание определённого имиджа, генерирование интереса к персоне):
ü идеи автора (положительная информация об авторе): [10], [11], [16], [29];
ü раздражители: [12], [13], [17], [29];
ü отрицательная реакция «целевой аудитории»: [15], [18];
ü положительная реакция «целевой аудитории»: [14], [19], [20] – [23], [25] – [28], [30].
Заключение В заключение хотелось бы привести в качестве результатов размышлений автора на тему создания имиджа и на тему взаимодействия общества и личности вообще следующие строки:
Он был некрасивым ребёнком.
Они не любили за это.
Он чувствовал остро и тонко.
Они ненавидели ветер…
Смеялись над тем, что прогнали.
Ему было просто не нужно.
Он вырвался в самом начале.
Им только потом стало душно.
Однажды нашли его келью.
Он рад был, они тоже рады,
И с ним предавались веселью,
Пока не узнали по взгляду.
Хотели бы сжечь его книги,
Убить его вольные песни.
Лай, топот, рог, выстрелы, крики –
Ушёл. А куда – неизвестно.
Свободен. Не весел, не мрачен,
Изгой уходил без дороги
От тех, без кого не заплачет,
От глупых, трусливых и строгих.
Быть празднику на пепелище!
Быть вновь духоте и покою!
И кто след изгнанника сыщет,
Тот будет объявлен изгоем.
Список литературы
Бедулин Ю. Н. Технологии эффективных продаж рекламы в газеты. СПб.: ПИТЕР, 2001. – 400 с.
Гульбинский Н., Сорокина Е. «Краткий курс» для эффективных политиков. М.: АВАНТИ, 1999. – 248 с.
Мошканцев Р. И. Психология рекламы. М.: ИНФРА-М, 2000. – 230 с.
Немов Р. С. Общая психология. М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
Щебет Д. А. Манипулятивные основы политической рекламы // Политжурнал. – 2003