Гипероглавление:
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА
Территориальный маркетинг —
маркетинг на территории
СУБЪЕКТЫ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ, ИХ ЦЕЛИ И ИНТЕРЕСЫ
ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ
Анализ сильных и слабых сторон территории в русле SWOT-анализа
Рисунок 2. Матрица угроз территории
Позиционирование территории
СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ
Маркетинг имиджа.
Маркетинг привлекательности.
Маркетинг населения, персонала.
КАКУЮ СТРАТЕГИЮ ВЫБРАТЬ?
Территориальный маркетинг
Маркетинг территорий
Маркетинг на (внутри) территории
SWOT-анализ территории
Маркетинг имиджа
Маркетинг привлекательности —
Маркетинг инфраструктуры—
Маркетинг населения, персонала —
Ордена и другие национальные знаки отличия.
Словесные символы.
Другие символы, образы страны.
О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСТОРИЯ РОССИИ
Россия в XX в.
Роль личности в маркетинге страны.
ИМИДЖ СТРАНЫ НА УРОВНЕ БЫТОВОЙ ПСИХОЛОГИИ
Великобритания.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Стадии развития и основные факторы.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ: ТЕХНОЛОГИИ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ
Мировой рейтинг конкурентоспособности стран в 2000 (1999) г.1
2. Интернационализация
3. Правительство
4. Финансы
5. Инфраструктура
Россия: Сильные и слабые стороны (балансовый отчет национальной конкурентоспособности)1
Международные экономические отношения
Таблица 5. условия конкурентоспособности России1
Рисунок 5. Сравнительная оценка конкурентоспособности США и России, 2000 г.
Последствия снижения инвестиционного рейтинга страны.
Страна и ее соседи по региону.
Страновой риск-рейтинг России (СССР), Китая, Южной и Северной Кореи
ОСОБЕННОСТИ СПРОСА И ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
Максимова Э.Мы узнали, что мы можем хотеть // Известия. 2000,10 января. С. 6.
Культурные ценности, относящиеся к потребительскому поведению
Рисунок 6. Ценностные ориентации, влияющие на поведение потребителей1
СТРАНОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВЫБОР ТОВАРОВ
«Сделано в...».
Средние значения национальной приверженности для различных демографических групп
Национальная идентичность.
ЧТО УЖЕ ДЕЛАЕТСЯ В РОССИИ
Промышленность.
Денежная политика,
Как обеспечить
Имидж страны,
Официальная символика страны—
Неформальная (неофициальная) символика страны —
Конкурентоспособность страны
Критерии конкурентоспособности стран — в
Эффект страны происхождения—
КАК ПРИХОДЯТ К ОСОЗНАНИЮ НЕОБХОДИМОСТИ МАРКЕТИНГА РЕГИОНА
Региональные товары.
ЧТО ТАКОЕ МАРКЕТИНГ РЕГИОНА
Regionensmarketing in Deutschland Aktion Munsterland e.V. Munster, 1995. S. 35.
ЦЕЛЕВЫЕ РЫНКИ ПОКУПАТЕЛЕЙ
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЕГИОНОВ
Рисунок 11. Схема составляющих конкурентоспособности региона
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА МАРКЕТИНГА
Маркетинг имиджа.
Маркетинг персонала,
РЕКЛАМА И ДРУГИЕ КОММУНИКАЦИИ В МАРКЕТИНГЕ РЕГИОНОВ
РОЛЬ ГОРОДОВ В СИСТЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Демографические данные по крупнейшим городам мииа1
СПЕЦИФИКА ГОРОДСКОГО МАРКЕТИНГА
ИНФОРМАЦИЯ И ИНДИКАТОРЫ СОСТОЯНИЯ ГОРОДОВ
Индикаторы состояния городов —
Рейтинги городов.
Стоимость жизни в городах.
Городской продукт.
1 Эра Городов. 1998. Лето. С. 23.
этапе постановки целей
1 Gordon G. Strategic Planning for Local Government ICMA.USA.1993.
ционирование.
Рисунок 18. Ресурсный потенциал развития и
сотрудничества пяти муниципальных образований
Тверской области1
Этап реализации
Типичные ошибки.
ГОРОД И МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Флаг города Москвы
Официальные символы территориальных единиц Москвы
Управление имиджем города
Берлин. Город — для жителей и гостей, а не для автомобилей, но с современными коммуникациями.
Вена. Дунай-Сити — новый современный мировой центр, уютный для горожан.
Регулирование рекламной активности в городе
выставочная деятельность городов
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РОССИИ1
• муниципальное правовое и нормативное регулирование
внутрифирменный механизм регулирования
информационное обеспечение управления торго вой сферой.
система методов выработки управленческих ре шений
система методов контроля
Центры подготовки маркетологов.
Городской продукт
Литература к главе 4
I. Определение необходимости стратегического планирования (СП).
II. Извещение о решении начать процесс СП и разъяснение его ожидаемых выгод:
III. Разработка структуры процесса СП:
X. Представление окончательного варианта плана властям для официального утверждения.
ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА
дивизиональная
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И
ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И ГОРОДСКОГО МАРКЕТИНГА
Рисунок 20. Вариант региональной структуры службы маркетинга предприятия
регионального маркетинга
формировать благоприят
ный имидж региональной исполнительной власти.
продвижению информации о регионе на внешних рынках.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Межрегиональное информационное взаимодействие в России.
Организационная структура —
Иерархическая организационная структура—
Функциональная организационная структура —
Штабная организационная структура
Матричная организационная структура—
Сетевая организационная структура—
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--
Индикаторы— это ряды статистических данных, которые подобраны специально по какой-либо проблеме и указывают на пути ее решения. Осмыслить эту роль индикатора легче с учетом тою, что в арабском языке слово «индикатор» означает «указатель». Индикаторы обычно являются обобщенными показателями и четко определяют цели. Индикаторы — это переменные величины или функции от нескольких переменных величин, отражающие реальные изменения, происходящие во времени. Используя ряд индикаторов, можно выделить и формализовать проблему, дать комплексное представление о предмете исследования. Индикаторы становятся все более распространенным компонентом управления территориями во всем мире.
Один из самых высоких слоев информации комплексного, интегративного характера представляют собой индексы, такие, например, как индекс потребительских цен, индекс уровня человеческого развития. В любом индексе различные индикаторы комбинируются в единый числовой показатель (часто — с различными удельными весами, коэффициентами значимости), используемый для сравнения явлений независимо от времени и места их нахождения.
Наряду с индикаторами целесообразно выделить формируемый на их основе еще один слой информации, содержащий рейтинги — формализованные чаще всего в виде шкал инструменты сопоставления ряда анализируемых объектов по определенным интегральным характеристикам (прежде всего индексам, а также индикаторам. Рейтинги создаются обычно имеющими общественное признание экспертными социальными институтами, регулярно публикуются и обнов-
[*]18-19
ляются. Они позволяют субъектам принятия решения осуществлять выбор между различными охарактеризованными объектами, в отношении тех или иных действий. Рейтинги территорий служат ориентирами для широкой общественности при принятии тех или иных решений.
Важнейшими среди инструментов маркетингового анализа являются методы, традиционные для маркетинга: SWOT-анализ, анализ целевых рынков и позиционирование территорий.
SWOT— это аббревиатура четырех англоязычных слов: strengths— сильные стороны, weaknesses— слабые стороны, opportunities— возможности и threats— опасности, угрозы. SWOT
-анализ предполагает в качестве результата своего применения создание матрицы анализа условий жизнедеятельности системы, которую также называют матрицей анализа имеющихся достоинств/недостатков, будущих возможностей/опасностей, по сравнению с конкурентами. На ее базе дается комплексная оценка текущего состояния территории, ее конкурентоспособности. SWOT-анализ, безусловно, должен предшествовать любому варианту планирования развития территории, выступать его информационной базой.
Анализ сильных и слабых сторон территории проводится по критериям и шкалам, приведенным в табл. 1. Каждый Критерий предполагает наполнение, присущее данному уровню организации территории (страна, регион, муниципальное образование). При этом анализу подвергаются не только собственно маркетинговые аспекты, но и многие другие, В том числе наличие и эффективность использования разнообразных территориальных ресурсов.
В частности, по критерию «маркетинг» оценке традиционно подлежат: репутация, имидж территории; доли рынка товаров данной территории на ее собственном и других рынках; качество и известность товаров и услуг территории; ценовая политика; действенность маркетинговых коммуникаций и системы распределения (сбыта, продаж).
--PAGE_BREAK--
СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ
Традиционно выделяются четыре больших группы стратегий, нацеленных на привлечение посетителей и резидентов, притяжение экономических субъектов или на экспорт региональных продуктов. Эти группы стратегий условно могут быть названы: маркетинг имиджа, маркетинг притягательности, маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения, персонала,
Маркетинг имиджа. Его основная цель — создание, развитие и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории. По сравнению С другими направлениями эта стратегия является недорогой, хотя и требует определенных затрат, которые, как и эффективность стратегии в целом, зависят от уже сложившегося имиджа и действительного положения дел в регионе.
Обычно это довольно низкозатратная стратегия, так как она не требует радикальных изменений инфраструктуры, формирования других реальных факторов притягательности, а концентрирует усилия преимущественно на улучшении коммуникативных аспектов, информации и пропаганде уже существующих, ранее созданных преимуществ территории.
Ведущий инструмент маркетинга имиджа — коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов и позволяющие внешним субъектам лучше узнать ее, удостовериться в существенности ее преимуществ.
Стратегии работы с имиджем территории различаются В зависимости от конкретных условий существования территории, от состояния ее имиджа и целей его изменения.
Положительный имидж. Венеция, Сингапур, в России Санкт-Петербург безусловно и однозначно ассоциируются
--PAGE_BREAK--
Территориальный маркетинг — это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. Может быть рассмотрен как маркетинг территорий или как маркетинг на территории.
Маркетинг территорий — маркетинг, рассматривающий в качестве объекта внимания и продвижения территорию в целом, осуществляемый как внутри, так и за ее пределами, и нацеленный на создание, развитие, эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ данной территории в ее интересах, в интересах ее внутренних, а также тех внешних субъектов, в сотрудничестве с которыми она заинтересована.
Маркетинг на (внутри) территории — аспект понимания термина «территориальный маркетинг», обозначающий уровень и конкретные характеристики развития маркетинговых отношений субъектов внутри территории по поводу конкретных товаров, услуг и др,
SWOT
-анализ территории (наименование, включающее аббревиатуру четырех англоязычных слов: strengths—
[*]42-43
сильные стороны, weaknesses— слабые стороны, opportunities— возможности и threats— опасности, угрозы) — метод анализа положения и перспектив территории, предполагающий создание матрицы оценки условий жизнедеятельности на территории по сравнению с территориями-конкурентами.
Маркетинг имиджа — стратегия маркетинга территории, имеющая основной целью создание, развитие и распространение, обеспечение общественною признания положительного образа территории на базе уже имеющихся у нее конкурентных преимуществ.
Маркетинг привлекательности — стратегия маркетинга территории, направленная на повышение притягательности данной территории для человека, ее гуманизацию путем развития особых черт, гарантирующих конкурентные преимущества данной территории.
Маркетинг инфраструктуры— стратегия маркетинга территории, имеющая целью повышение степени цивилизо-штости проживания, развития и хозяйствования на данной территории как долгосрочного конкурентного преимущества территории.
Маркетинг населения, персонала — в маркетинге территорий стратегия, нацеленная на привлечение на территорию людей конкретных видов занятий, определенного уровня квалификации, на создание и утверждение в сознании населения предпочтения данной территории для проживания и самореализации.
Литература к главе 1
Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр./А.Дайан, Ф.Буке-релъ, РЛанкар и др.; Науч. ред. А.ГХудокормов. М., 1993.
Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. Второе европ. изд. — М, СПб, К., 1999.
Лавров
A
.
M
., Сурнин B.C. Реформирование экономики: региональные аспекты. 4.2. Региональный маркетинг и тенденции его развития. Кемерово, 1994.
Маркетинг: Учебник /А.Н.Романов, Ю.Ю.Корлюгов, САКрасильников и др.; Под ред. АНРоманова. М, 1995.
Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. ред. ААГапоненко и А.П.Панкрухин — М., 2000.
Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебное пособие. М., 1999.
Панкрухин А. П. Маркетинг Основы теории, стратегии и технологии, становление в России, особенности в различных сферах деятельности. Наглядное учебное пособие. М., 1997.
Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1997, № 3; 1999. №№ 5, 6.
--PAGE_BREAK--
Ордена и другие национальные знаки отличия. Орден— это не плата за работу и лаже не награда в строгом смысле слова, это именно знак отличия. В дореволюционной России человек, отмеченный орденом, должен был внести солидную сумму в казну, например, за орден Андрея Первозванного— 500 руб. В голодное советское время государство, начисляя орденоносцам определенные суммы, исподволь спровоцировало народное мнение об орденах как выгодных наградах.
По своему основному предназначению орден— это высший отличительный знак за особые заслуги конкретного лица перед государством. Ордена, медали и любые знаки должны создаваться по законам интернационального языка символов, но используемые эмблемы должны отвечать характеру и реальному уровню государственного устройства, Ордена живут и должны жить в стране в течение жизни всей исторической формации — весь феодализм, весь капитализм, весь социализм, справедливо считают профессионалы1. Длительность и стабильность существования как раз и придают орденам, гербам и флагам высокий моральный авторитет и обще-
1См. Похлебкин В.Степень ордена- это признак бюрократизма // Новая газета. 1999. 17—23 мая. С 21.
[*]58-59
ственный престиж. В России орден Андрея Первозванного существовал 220 лет с— 1698 до 1917 г. Проходили поколения, а орден не менялся, его помнили и предки и потомки. Именно поэтому любая власть должна бережно относиться к статусу и роли орденов и других знаков отличия.
В августе 2000 г. президент страны В.В.Путин подписал Указ о восстановлении ордена Святого Георгия и Георгиевского креста — двух самых почитаемых военных наград императорской России. Тем самым он продолжил дело, начатое его предшественником Б.Н.Ельциным, восстановившим в 1998 г. другую российскую награду — орден Святого апостола Андрея Первозванного. Отныне у России есть два ордена, пользующихся вековым авторитетом.
Словесные символы. Уже само название страны вызывает у людей совершенно определенные, хотя и не всегда однозначные ассоциации — бытовые, культурные, экономические. Оно способно приносить определенные дивиденды как бизнесменам, так и стране в целом. Гостиница «Россия» в Москве, кондитерская фабрика «Россия» в Самаре — лишь немногие примеры коммерческого использования названия страны. В 1993 г. был принят Закон РФ «О сборе за использование наименований „Россия“, „Российская Федерация“ и образованных на их основе слов и словосочетаний». В соответствии с ним все предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которые используют в своем названии имя родной страны, платят 0,5% от стоимости реализованных товаров и услуг, а заготовительные, снабженческо-сбыто-вые и торговые организации — сбор в размере 0,05% от оборота1. Действует правительственная комиссия по выдаче разрешений на использование наименований «Россия», «Рос-
--PAGE_BREAK--
Россия в
XX
в. События 1917 г. в России, при всей их неоднозначности, вызвали в мире определенный интерес, а в ряде случаев и симпатии. Но уже на рубеже 20-х — начала 30-х гг. ценовая экспансия на мировые рынки российского сырья, дешевизна которого определялась неоплаченностью лагерного, рабского труда (доля заключенных в составе рабочей силы достигала 25%), стала «российским вкладом» в мировой экономический кризис и вызвала мощные антидемпинговые меры. «Железный занавес», который мы со своей стороны стро-
--PAGE_BREAK--
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Стадии развития и основные факторы. Еще ДРикардо утверждал, что государства торгуют между собой (вступая тем самым в отношения конкуренции) ввиду разницы в производительности труда в различных отраслях. Неоклассики в 30-х гг. XXв. дополнили эту мысль, определив в качестве основных конкурентных преимуществ стран в международной торговле обладание в относительном избытке основными факторами: землей, трудом, капиталом. Майкл Портер сделал еще одно существенное уточнение, определив конкурентоспособность государства как производительность, которая понимается как эффективное использование рабочей силы и капитала и выражается величиной национального дохода на душу населения1.
1Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В.Д. Щетини-на, — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
[*]82-83
М. Портером разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся:
• факторные условия: людские и природные ресурсы, науч-
но-инфор-мационный потенциал, капитал, инфраструктура,
в том числе факторы качества жизни;
• условия внутреннего спроса: качество спроса, соответ
ствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, разви
тие объема спроса;
• смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отрас
лей): сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы
поступления оборудования, сферы использования сырья, обо
рудования, технологий;
• стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конку
ренция: цели, стратегии, способы организации, менеджмент
фирм, внутриотраслевая конкуренция.
По М.Портеру, развитие конкурентоспособности страны проходит четыре основные стадии: движение факторами, движение инвестициями, движение инновациями и движение богатством.
Попытка осмыслить сегодняшнее положение России в этом ряду стадий развития конкурентоспособности стран приводит к неутешительным оценкам.
В силу относительной благоприятности в отечественной экономике лишь сырьевых факторов, пассивного получения из-за рубежа многих технологий (кроме ВПК), скромности внутреннего спроса, доминирования ценовой конкуренции при слабости других ее видов, да еще с учетом намерений государства осуществлять протекционистскую защиту местной промышленности, мы явно находимся на первой стадии.
По поводу стадии развития инвестициями никаких иллюзий не может быть, тем более что у Портера речь идет о внут-ристрановых, а не о зарубежных инвестициях.
Наличие собственных технологий преимущественно лишь военно-промышленной ориентации не позволяет обольщать-
--PAGE_BREAK--
Таблица 3.
Мировой рейтинг конкурентоспособности стран
в 2000 (1999) г.1
Методика, разработанная Институтом развития менеджмента под руководством профессора СТарелли, использует восемь крупных критериев конкурентоспособности стран, которые, в свою очередь, включают следующие комплексные показатели:
• внутренняя экономика: добавленная стоимость, инвестиции, сбережения, конечное потребление, деятельность секторов экономики, стоимость жизни, адаптивность;
1The World Competitiveness Yearbook 1999. Lausanne. 2000. P 23.
•интернщгюналшация: сальдо по текущим операциям, экс
порт товаров и услуг, импорт товаров и услуг, конвертируе
мость валюты, портфельные инвестиции, иностранные пря
мые инвестиции, национальный протекционизм, опфытостъ;
•правительство: национальный долг, расходы бюджета, на
логовая политика, эффективность деятельности государства,
государственное регулирование, юстиция и безопасность;
•финансы: стоимость капитала, характеристики капитала, ди
намизм фондового рынка, эффективность банковской сферы;
•инфраструктура: технологическая инфраструктура, энер
гетическая самодостаточность, окружающая среда;
•менеджмент: производительность, стоимость рабочей си
лы, деятельность компаний, эффективность менеджмента,
корпоративная культура;
•наука и технологии: расходы на НИОКР, персонал НИ-
ОКР; технологический менеджмент, научная среда, интел
лектуальная собственность;
• люди: характеристики населения, рабочей силы, занятость,
безработица, структура образования, качество жизни, ори
ентации и ценности.
Не удивительно, что, по данным отчета Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность-2000», подготовленного совместно с профессорами Гарвардского университета, пятерку самых конкурентоспособных государств составляют Финляндия, США, ФРГ, Нидерланды и Швейцария, а в пятерку самых перспективных по потенциалу роста входят США, Сингапур, Люксембург, Нидерланды и Ирландия. В рейтинг-листе нынешней конкурентоспособности Россия находится на 52-м месте из 58, уступая Сальвадору, но опережая Вьетнам. В рейтинг-листе потенциала рос-та наша страна заняла только 55-е место, пропустив вперед Ни дне позиции Вьетнам и опережая только Зимбабве, Украину, Болгарию и Эквадор1.
1См. Осипов Г., Хренников И. Россия пока перегоняет Вьетнам // Сегодня. 2000.7 сентября. С 5.
[*]88-89
--PAGE_BREAK--
2.
Интернационализация
6. Успех страны в международной торговле отражает конкурентоспо
собность ее внутренней экономики (при условии отсутствия торговых
ограничений).
7. Открытость для внешнеэкономической деятельности способствует
росту экономики страны.
8. Международные инвестиции позволяют более эффективно распре
делить экономические ресурсы во всем мире.
9. Ведомая экспортом конкурентоспособность часто связана с ростом
внутренней экономики.
10.Поддержание высокого уровня жизни требует интегрирования
с международной экономикой.
3.
Правительство
11. Государственное вмешательство в бизнес должно быть огра
ничено, кроме создания для предпринимательства условий конку
ренции,
12. Правительство должно, однако, обеспечить предсказуемые макро
экономические и социальные условия и таким образом минимизиро
вать внешние риски для предпринимательства.
13. Правительство должно быть гибким в адаптации своей экономи
ческой политики к изменяющейся международной среде.
4.
Финансы
14. Финансы облегчают деятельность по созданию добавочной стои
мости.
15. Высокоразвитый, интегрированный в мировую экономику финан
совый сектор страны укрепляет ее международную конкурентоспособ
ность.
5.
Инфраструктура
16. Высокоразвитая инфраструктура, включая функциональные сис
темы бизнеса, укрепляет экономическую активность.
17. Высокоразвитая инфраструктура также включает производитель
ные информационные технологии и эффективную защиту среды.
6.Менеджмент
18. Конкурентоспособное соотношение «цена/качество» отражает
способности менеджмента в стране.
19. Долгосрочная ориентация менеджмента с течением времени уве
личивает конкурентоспособность.
20. Эффективность экономической деятельности и способность адап
тироваться к изменениям в конкурентной среде являются параметрами
менеджмента, важными для конкурентоспособности предпринима
тельства.
[*]92-93
21. Предпринимательство важно для экономической деятельности
компаний в стартовом периоде.
22. В более зрелом бизнесе менеджмент корпорации требует мастер
ства в интегрировании и дифференцировании бизнес-активности.
7. Наука и технология
23. Конкурентное преимущество может быть создано на базе эффек
тивного и инновационного применения существующих технологий.
24. Инвестиции в фундаментальные исследования и инновационную
деятельность, создающую новые знания, важны для страны, находящей
ся в своем развитии на стадии большей зрелости.
25. Долгосрочные капиталовложения в НИОКР способны увеличить
конкурентоспособность фирмы.
26. Частные и бизнес-инвестиции в НИОКР способны увеличить кон
курентоспособность страны больше, чем государственные капиталовло
жения в оборонные НИОКР.
8, Люди
27. Квалифицированная рабочая сила увеличивает конкурентоспособ
ность страны.
28. Установки и ценности рабочей силы воздействуют на конкурен
тоспособность страны.
29.Конкурентоспособность ведет к повышению уровня ожиданий
в отношении качества жизни.
Методика IMDпозволяет получить обширные данные в русле SWOT-анализа страны. В отношении России эти данные IMDвыглядят следующим образом (см. табл. 4).
Таблица 4.
Россия: Сильные и слабые стороны (балансовый отчет
национальной конкурентоспособности)1
1. Национальная экономика
1.18
Искушенность потребителей
26
1.25
Инфляция розничных цен
47
1.10
Валовые внутренние
28
1.17
Реальный рост государственных конечных расходов
47
1.16
Правительственные
31
1.15
Реальный рост конечных расходов в частном секторе
47
1.12
Валовые внутренние сбережения
34
1.11
Реальный рост совокупных внутренних инвестиций
45
1 The World Competitiveness Yearbook 2000.2000. P. 271.
--PAGE_BREAK--
№№
Критерии
1994
1995
1996
1997
1998
1999
1.02
ВНП на душу населения (долл., на душу населения в текущих иенах и валютных курсах)
1,885
2,415
2,959
3,031
1,855
Ранг
43
42
41
39
42
6.01
Совокупная производительность (ВНП на одного работника, лолл.)
9,828
9,887
9,754
9,966
10,309
Ранг
42
43
43
43
43
2,30
Прямые инвестиции внутрь (млрд долл.)
0,64
2,02
2,48
6,24
Ранг
41
31
25
14
2.01
Торговый баланс (млрд долл., знак «минус» означает дефицит)
15.37
2О.55
26,06
17.49
13.50
Ранг
5
5
5
6
10
7.03
Совокупные затраты на НИОКР (°/о от ВНП)
1,35
1,11
0,86
0,95
Ранг
21
22
27
26
330*
Прозрачность (правительство ясно сообщает свои намерения, политику)
1,22
1,46
1,63
2,64
3,88
2,54
Ранг
46
46
45
43
38
46
6.30*
Работники идентифицируют свои цели с целями компании
3,84
3,80
3,81
2,95
3,89
2,85
Ранг
45
45
42
46
44
47
8.12*
Квалифицированная рабочая сила (доступна на рынке труда страны)
5,34
5,22
5,88
4,59
6,32
5,07
Ранг
30
33
25
40
12
42
1.28*
Структурная перестройка экономики в направлении адаптации к длительной конкурентоспособности
0,96
1,50
1,01
1,00
2,34
0,85
Ранг
44
42
44
44
46
47
3.26*
Правительственная экономическая политика (ее приспособление к изменениям в окружающей экономической среде)
2,38
2,48
2,64
2,95
4,03
2,29
Ранг
46
45
43
45
37
47
6.21*
Доверие к фирмам (общество доверяет менеджерам компаний)
2,94
2,48
2,90
3,05
3,54
3,88
Ранг
46
46
46
46
46
46
2.45*
Имидж страны за граничен (для бизнеса)
4,16
3,80
4,21
3,36
3,43
1,57
Ранг
35
39
39
45
45
47
Примечание. * Оценка проведена по даннылл отчетов экспертов. 1The World Competitiveness Yearbook 1999. P. 270.
[*]96-97
Примером более частного уровня делового имиджа страны (по отдельным аспектам бизнеса) выступает оценка факторов ее инвестиционной привлекательности. Одна из моделей такой оценки, разработанная специалистами американского неправительственного фонда «Наследие», в основных чертах представлен в табл. 6.
По этой модели была оценена инвестиционная привлекательность стран так называемого второго эшелона, т. е. тех, которые достаточно быстро развиваются, продвигаясь к состоянию экономической свободы. Среди 24 стран, составивших итоговый список, России, к сожалению, не оказалось. Самыми привлекательными для инвестиций были признаны следующие развивающиеся страны: Ботсвана, Индонезия, Израиль, Панама, Португалия1
1
Снвватеева И. Иностранному инвестору не хватает в России свободы // Известия. 1996.29
шг-ября. С. 4.
--PAGE_BREAK--
1
Онда
X
.
Укрепляя доверие к России // Маркетинг. 1997. № 6. С. 26-30. По данным, в том числе опубликованным
Euromoney
" и "
Institutional
Investor
", за период с января 1984 по
сентябрь 1996г.
[*]100-101
ОСОБЕННОСТИ СПРОСА И ПОВЕДЕНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
Состояние и тенденции развития спроса всегда выступали ключевыми факторами развития экономики. И внутри России, и'в ее взаимоотношениях с другими участниками мирового сообщества именно спрос стал и будет главным источником всех наших экономических побед и поражений, стимулятором и ограничителем роста. Причем на первый план выдвигается, безусловно, спрос, предъявляемый индивидуальными потребителями,- рынок средств производства с неизбежностью следует за динамикой этого первичного для маркетинга рынка,
Одна из ведущих тенденций развития мирового товарного рынка— его глобализация- опирается на динамику внешней торговли. Еще в 50-х гг. XXв. в мире насчитывалось около 120 (!) достаточно существенно обособленных рынков, а Восточная Европа, СССР, Китай и страны Индокитая были практически изолированы от остального мира. Но уже к началу 90-х гг., когда потеряли силу идеологические барьеры, а деньги и информация стали глобальными, рынок также стал глобальным.
Как справедливо отмечают маркетологи, исследующие поведение потребителей1, анализ глобального рынка начинается с глобального видения рынков в таких категориях, как люди, их потребности, способность покупать и желание тратить деньги. Потребительский выбор осуществляется между товарами, произведенными в самых разных странах, причем каждая страна может отвечать только за один аспект предлагаемого товара-конструирование, технологию, дизайн, сборку и др. Этот выбор опирается на ценности, традиции, рекламу и рекомендации общечеловеческого, глобального характера, В этом отношении все более востребованным становится «глобальный менеджер, понимающий, что субъектов спроса и предложения, методы ме-
1См., напр: Алешина И.Б. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
--PAGE_BREAK--
Таблица 10.
Средние значения национальной приверженности
для различных демографических групп
Переменные и их уровни
Количество респондентов
Средние значения приверженности
Статистическая достоверность
Пол
396
69.72
0.001
Мужской
241
65.66
Женский
165
75.65
Доход, долл.
380
69.20
0,033
Ниже $ 10000
15
76.00
10000-19999
16
81.5
20 000-29 999
26
73.92
30 000-39 999
34
73.18
40 000-49 999
43
68.70
50 000-59 999
51
75.31
60 000-69 999
50
66.34
70 000-79 999
30
67.47
80 000-89 999
38
68.32
90 000-99 999
22
59.55
100 000 и выше
55
61.84
Частота полетов
406
69.81
0,001
Меньше 1 раза в год
39
78.26
1-4 раза в год
184
74.10
5-9 раз в год
82
69.12
10-1 5 раз в год
46 -
60.35
16-20 раз в год
24
58.42
21-30 раз в год
16
47.63
Более чем 30 раз в год
15
69.80
Занятие
393
69.65
0,008
Не работающий
2
85.00
Самозанятый
9
83.78
Домохозяйка
6
82.17
Чернорабочий
24
79.33
Уволенный(удаленный)
36
78.33
Общественный сектор
15
76.53
Общий офис / клерк
16
74.50
Студент
42
74.14
Квалифицированный рабочий
37
70.43
Военный
9
65.89
Высококвалифицированный специалист
90
63.58
Продавец
48
63.42
Менеджер
36
63.00
--PAGE_BREAK--
ЧТО УЖЕ ДЕЛАЕТСЯ В РОССИИ
Основные проводники имиджа страны за рубежом — субъекты международных сфер: дипломатии, внешнеэкономической деятельности (включая финансовую сферу), туризма, транспорта, гостиничного дела. Комплексной программы такой деятельности в России, к сожалению, не существует, хотя отдельные акции в этом направлении осуществляются, в частности, во взаимоотношениях со Всемирным банком и другими финансовыми институтами в связи с проведением определенной финансово-кредитной, бюджетной политики. Маркетинг страны и займы. Направления формирования позитивного делового имиджа России, вероятно, впервые были определены в проекте «Концепции формирования позитивного образа России», подготовленного Отделом по связям с общественностью Российского центра содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ. В этом документе они были сформулированы следующим образом-
• подготовка и презентация инвестиционных проектов;
• подготовка банка данных по законодательным, норма-
1См: Настоящая торговая марка —- это часть государственной символики // Сегодня. 1999. 14 мая, С 4.
--PAGE_BREAK--
Критерии конкурентоспособности стран — в соответствии с методикой, разработанной и реализуемой Институтом развития менеджмента в Лозанне, это комплексные показатели, характеризующие такие аспекты деятельности страны, как: внутренняя экономика, интернационализация, правительственная политика, финансы, инфраструктура, менеджмент, наука и технологии, люди.
Эффект страны происхождения— влияние на принятие решений о покупке и сопутствующее поведение определенных групп потребителей в конкретной стране или группе стран, оказываемое информацией о факте разработки, изготовления, сборки или маркетинга конкретной продукции в той или иной, в том числе данной стране. В самом общем виде страна происхождения выступает как фактор, влияющий на решение купить скорее или местный товар или товар, сделанный за рубежом. Эффект страны происхождения стал в последние годы объектом тщательного изучения в международном маркетинге.
--PAGE_BREAK--
Рисунок 11. Схема составляющих
конкурентоспособности региона
Анализ экономической модели конкурентоспособности региона наиболее правильно вести, используя такие категории, как «региональный спрос» и «региональное предложение». Региональный спрос (RD) представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в региональной экономике. Он отражает связь между объе-мом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос эко-номческими агентами и общим уровнем цен. Региональное
[*]150-151
предложение (RS) показывает наличный реальный объем производства при каждом возможном уровне цен. Оба показателя, в свою очередь, тесно связаны с такими макроэкономическими показателями, как уровень валового регионального продукта и дохода (оба — на душу населения).
--PAGE_BREAK--
Маркетинг персонала, работа с жителями территории, объединениями и союзами граждан, политиками, с общественностью— ставит целью обеспечение поддержки маркетинговой активности региона изнутри его. Задача заключается, с одной стороны, в формировании местного патриотизма, с другой — в формировании и поддержании доброжелательной мотивации внутри региона по отношению к инорегио-нальным жителям и структурам, к их привлечению в регион. Недружелюбие к приезжим или отрицательное представление о жителях, предпринимателях какой-либо другой территории может свести к нулю все усилия и достигнутые результаты по другим направлениям маркетинга региона. Иными словами, настроение жителей — это тоже важная часть региона как товарного продукта. Примеры конкретных мероприятий в рамках тех или иных стратегических выборов представлены в табл. 13.
РЕКЛАМА И ДРУГИЕ КОММУНИКАЦИИ В МАР
КЕТИНГЕ РЕГИОНОВ
Реклама и другие коммуникации, являясь одним из стратегических приоритетов и конкретным инструментом маркетинга регионов, пересекаются со всеми его элементами, функциями, факторами. Роль коммуникаций заключается в формировании, распространении, поддержании и целенаправленном изменении имиджа региона среди представителей избранных целевых групп.
В распоряжении специалиста по маркетингу региона находятся различные инструменты для влияния на целевые группы: СМИ (телевидение, радио, наружная реклама, региональная пресса, телефон, общие и специальные журналы), реклама и продажа товаров по почте, региональные выставки, налоговые скидки и другие экономические стимулы, проведение юбилейных празднеств и т.д. Средствами коммуникаций
[*]160-161
выступают также брошюры, проспекты, представления, праздничные мероприятия, объявления — под общим названием «маркетинг событий» (см табл. 13). Задача заключается в их правильном выборе, соединении и применении.
Например, газеты по сравнению с журналами гибки, актуальны, обеспечивают хороший охват местного рынка, но, с другой стороны, краткосрочны, не способны дать высокое качество изображения рекламируемого объекта. Телевидение способно объединить цвет, звук и движение, охватывает значительную аудиторию, но оно высокозатратно, не селективно в отношении аудитории, мимолетно по воздействию. Почтовая реклама высокоселективна, гибка, адресна, но дорогостояща и часто воспринимается наиболее негативно. Критериями выбора средств коммуникаций служат привычки целевых групп, свойства самого канала коммуникации, содержание рекламы и затраты. Далее уже в рамках выбранного инструмента принимается решение о широте и частоте рекламы в зависимости от соотношения «эффективность/затраты».
Три маленьких городка Нового Южного Уэльса в Австралии, чтобы привлечь промышленность и персонал из столичного Сиднея, показали по телевидению 30-секундный ролик с изображением типичного сиднейского рабочего, с ошалелым видом стоящего в клубке транспортных пробок, которое сменялось идиллическими картинками простой и дешевой жизни в маленьких городках. Телевидение в данном случае, учитывая целевую аудиторию — персонал столичных предприятий, было незаменимо для наглядного сопоставления условий жизни в различных городах
Отдельно стоит остановиться на наружной рекламе. В ней существует огромное количество различных форм и особенно носителей рекламы. Это «бигборды» — очень большие щиты на шоссе, «сити-форматы» — щиты для городских тротуаров, панель-кронштейны— на опорах освещения, световые короба, маркизы — козырьки с виниловым полотном, плакатные растяжки поперек улиц, кровельные конструкции, брандмауэры— «глухие» противопожарные стены, реклам-
--PAGE_BREAK--
Рейтинги городов. Местные органы власти и управления в самых разных странах постоянно ощущают на себе проводимую центральными правительствами политику «затягивания поясов». Сталкиваясь с собственными финансовыми трудностями, центр урезает трансферты, которые ранее были во многом основным источником средств как для эксплуатации и поддержания инфраструктуры, так и (тем более) для развития сферы муниципальных услуг, городов в целом.
Для привлечения инвестиций муниципалитеты, стремящиеся к развитию, ищут и диверсифицируют свои источники капитала, в том числе привлекая новых инвесторов и выходя на различные фондовые рынки. Современный рынок муниципальных ценных бумаг только в США — это 170 млрд долл. Понятно, что как для городов, так и для инвесторов принципиально важной становится независимая экспертная оценка кредитоспособности муниципалитетов. Экспертная оценка означает, что муниципальному образованию присваивается рейтинг, основанный на анализе показателей его кредитоспособности и дающий инвесторам представление о степени риска вложения средств в облигации конкретного муниципального образования.
Оценке подлежат экономические условия в целом, организационная структура управления территорией и другие административные факторы, исполнение бюджета и финансовое положение. Важнейшими показателями при определении рейтинга являются экономическая база конкретной территории, ее рост и диверсификация. Применяемая при
--PAGE_BREAK--
1
Gordon G. Strategic Planning for Local Government ICMA.USA.1993.
196-197
слабых сторон, изучением потенциала и постановкой проблем развития, результатом которого является матрица анализа условий жизнедеятельности системы, которую также называют матрицей анализа достоинств и недостатков, будущих возможностей и будущих опасностей. В результате дается комплексная оценка текущего состояния города. Показатели, по которым оценивается город, могут варьировать в зависимости от целей планирования.
Следующим маркетинговым инструментом стратегического планирования развития города выступает его позиционирование. В его ходе определяется положение (в том числе в сравнении с городами— основными конкурентами), в котором город находится сейчас, а также (и это не менее важно) то положение (также в сравнении с конкурентами), в которое город намерен переместиться в будущем. Определяемые при этом основные сроки и средства зависят от того, выберет ли город стратегию постепенного движения к новому состоянию с сохранением имеющихся преимуществ (например, самодостраивание экономики), или решается на резкое изменение существующей структуры экономики (радикальное переструктурирование и беспощадная конкуренция с другими городами), или же будет стараться сочетать различные пути (включая, например, выборочное целевое стимулирование ускоренного развития отдельных направлений, форм, структур хозяйствования.
Вот какая форма позиционирования пяти взаимодействующих муниципальных образований предложена отделом маркетинга г. Ржева (Тверская область). Муниципальные образования сопоставлены по ресурсным составляющим будущей стратегии (см. рис. 19). На базе результатов, полученных на всех этих этапах, формируется собственно стратегия и составляется план развития города (см. приложение 1.)
--PAGE_BREAK--
Флаг города Москвы представляет собой прямоугольное полотнище (отношение ширины к длине 2:3) темно-красного цвета с двусторонним изображением в центре флага основного элемента герба города Москвы — развернутого от древка святого Георгия Победоносца. Габаритная ширина изображения основного элемента герба на флаге города Москвы должна составлять 2/5 длины полотнища флага
При воспроизведении флага должно быть обеспечено его цветовое и изобразительное соответствие оригиналу и описанию. Допускается воспроизведение флага различных размеров, из различных материалов и в виде вымпела.
Флаг города Москвы устанавливается на зданиях:
• Московской городской думы;
• мэрии и правительства Москвы;
• префектур административных округов;
• территориальных управлений муниципальных округов;
• органов внутренних дел Москвы.
Флаг также может находиться на транспортных средствах мэра Москвы, членов правительства Москвы и депутатов Московской городской думы.
Флаг города Москвы устанавливается в залах заседаний Московской городской думы и правительства Москвы, в рабочих кабинетах руководителей представительной и исполнительной власти города.
В дни государственных праздников и в День города, а также в других случаях по указанию мэра Москвы осуществляется одновременный подъем флагов РФ и города Москвы на зданиях предприятий, учреждений и организаций, а также на жилых домах города. Флаг города Москвы может быть поднят при церемониях и во время других торжественных мероприятий, проводимых органами представительной и исполнительной власти Москвы, городскими общественными
--PAGE_BREAK--
Вена. Дунай-Сити — новый современный мировой
центр, уютный для горожан. В непосредственной близости от городского района Вены, где находится представительство Объединённых Наций, возник «Дунай-Сити». К существенным плюсам этого городского района относятся оригинальное расположение на берегу Дуная и развитые транспортные коммуникации. Новый комплексный проект включает следующие конкретные составляющие:
• Andromeda-Tower— высотный дом-башня с самым высо
ким качеством оснащения и технологических структур;
• Tech-GateVienna— актуальный вновь запланированный
проект, предполагающий размещение части венского Науч
но-технологического центра. Проект охватывает постройку
высококачественных помещений, предназначенных для
бюро, лабораторий, а также образовательного центра. Про
ект обращен прежде всего к потребностям инновационных
предприятий и исследовательских организаций;
• новое жилищное строительство — будет построено около
1600 муниципальных и частных квартир;
• образовательные центры— будет построена народная
школа по эксклюзивному проекту, размещен машиност
роительный факультет Технического университета Вены.
• офисные здания, спланированные международно извест
ными архитекторами.
• UrbanEntertainmentCentre— запланирована постройка
Центра отдыха и развлечений.
220-221
Значимые черты нового имиджа Вены призвана создать оригинальная транспортная концепция, включающая в качестве первоочередного мероприятия управление территориями автостоянок. Оно ставит целью, с одной стороны, преобразовать парк моторных средств передвижения, избирательно влиять на него, а с другой— способствовать удовлетворению транспортных потребностей в городе. Принимаются во внимание пожелания не только районных управлений и жителей, но и субъектов экономики. Экспериментальный проект стартовал 1 июля 1993 г. в 1-м районе и распространился уже на районы с 4-го по 9-й, предоставившие места для стоянок на 52 тыс. автомашин на муниципальной городской территории. Тем самым в Вене реализована крупнейшая в Европе модель управления территориями для автостоянок, позволяющая:
•сократить загруженность улиц автостоянками с 109
до 71%;
• значительно уменьшить количество противозаконных
автостоянок, одновременно сократив время на поиск
места для парковки;
• сократить количество автотранспорта с чужими для го
рода номерами в дневное время более, чем в 3 раза;
• заметно улучшить ситуацию автопарковки для населения
районов;
• добиться большего комфорта автотранспортной ситуа
ции вокруг магазинов;
• улучшить окружающую природную среду путем сокра
щения количества выхлопных автомобильных газов.
А что в русле маркетинга происходит в российских городах?
Новгород. Успех в формировании имиджа территории в первую очередь зависит от того, насколько удачно имидж товара — определенной территории, сознательно формируемый продавцом (органами территориального управления), будет соответствовать, с одной стороны, ее объективным ка-
--PAGE_BREAK--
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РОССИИ1
Известно, что рынок— это «институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг»2. Что касается потребительского рынка, то он, как это и полагается рынку, деце-
1В данном параграфе с любезного согласия авторов активно использованы материалы книги: Гапоненко А.А., Мельников С.Б., Николаев В.А. и др. Управление формированием региональных и муниципальных потребительских рынков. М., 1998. 1 Макконнелл К., Брю С. Экономикс принципы, проблемы и политика, — М, 1992. С. 61.
234-235
нтрализован (в отличие от дорыночного периода, когда продажа сколько-нибудь дефицитных товаров производилась преимущественно в столице страны и отчасти в областных центрах) и все в большей степени сосредоточивается непосредственно в муниципальных образованиях. Среди принципиальных перемен на муниципальных рынках — бурное, безусловно доминирующее развитие частных форм собственности в торговле, резкое увеличение объемов продаж на оптовых и розничных продовольственных, вещевых и смешанных рынках (при преобладающей доле продовольственных товаров), значительное развитие контрабанды и других нелегальных и нелегализованных форм торговли. Одна из наиболее злободневных проблем — дефицит оборотных средств, опережение темпа роста цен по сравнению с темпами роста доходов населения и, как следствие этого, отсутствие серьезной положительной динамики развития потребительского рынка.
Развитие муниципального рынка наряду с саморегулированием, нарастающим по мере укрепления рыночных отношений, нуждается в управлении. Хотя эта проблема относится преимущественно к собственно территориальному (внутреннему) маркетингу, но и маркетинг территорий очень зависит от того, насколько развит маркетинг непосредственно на территории. Специалисты выделяют следующие основные элементы механизма управления торговой сферой муниципального образования:
• муниципальное правовое и нормативное регулирование торговой деятельности на территории муниципального образования. Оно может включать: определение требований к лицензированию (патентованию) тортовой деятельности; законодательное обеспечение защиты прав потребителей; регулирование правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети; требования обеспечения охраны окружающей среды; налоговое регулирование; регулирование минимальных размеров уставного фонда
--PAGE_BREAK--
Городской продукт в расчете на одного человека — ведущий инструмент позиционирования, оценки маркетинговой привлекательности города. Характеризует величину общего объема производства в городе на душу населения. По своей сути это показатель производительности труда городского населения, аналогичен валовому национальному продукту
1. Чем специфичен маркетинг города в сравнении с марке
тингом страны, региона?
2. Какие индикаторы, показатели выступает базовыми для
маркетинга городов?
3. Как определяется величина городского продукта?
4. Каким может быть маркетинговый подход к предостав
лению коммунальных услуг жителям города?
5. Каков должен быть набор ключевых, базовых компетен
ций в маркетинговом подходе к стратегии развития го
рода?
6. Какая маркетинговая стратегия была бы наиболее адек
ватна современному состоянию и перспективна в буду
щем для вашего города и почему?
7. Каковы основные маркетинговые инструменты страте
гического планирования развития городов?
8. Какую роль в маркетинге города играет муниципальный
рынок и каковы перспективы его развития?
252
--PAGE_BREAK--
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И
инструменты построения структур
Возникновение матричных структур — первый шаг к формированию проблемно ориентированных команд и знаменует превращение менеджера в исполнителя и представителя команд, переход от иерархических к сетевым, корпоративным структурам управления— современным демократическим горизонтальным структурам (в данном случае корпоратизм как принцип совместного управления вполне применим не только в менеджменте фирм, но и в государственном и муниципальном управлении). Один из блоков, компонентов такой сети представлен на схеме 61.
Зачатки реализации сетевого принципа построения структур можно проследить в структурах холдингового типа, в ассоциациях делового сотрудничества, во взаимодействии торговых палат и т.п. Сетевой структурой является Система межрегиональных маркетинговых центров, о которой речь еще впереди. Сетевые структуры особенно перспективны В открытых социально-экономических системах, ориентированных на сотрудничество, то есть таких, к которым относятся территории, осознавшие для себя важность маркетинга.
В сетевых структурах отношения прямого сотрудничества непосредственных исполнителей впервые вытесняют иерар-хически-бюрократические отношения. Менеджмент в сетевых структурах начинает играть принципиально иную роль: как утверждают специалисты2, это уже не надстройка над
1cmЕфремов В. С. Семь граней современного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1997. №1. С 8. 'Тамже.С. 9.
--PAGE_BREAK--
Рисунок 20. Вариант региональной структуры службы
маркетинга предприятия
В администрации региона, города маркетинговый подход может (и должен!) быть реализован практически всеми подразделениями: экономики, транспорта, образования, туризма и др. В определенной степени функции органа территориального маркетинга могут взять на себя торгово-промышленные
--PAGE_BREAK--