Реферат по предмету "Маркетинг"


Маркетинговое исследования рынка сыроваренной продукции

--PAGE_BREAK--В 2001 году средняя за­купочная цена на молоко составляла 0,6-0,61 грн. за 1 л. В январе 2002 года 1 л молока стоил 0,82-0,84 грн., к лету цены снизи­лись почти в два раза.
Специалисты объясняют это возросшей конкуренци­ей на сырьевом рынке, а также сезонным характером производства молока. Сей­час заготовители приобрета­ют молоко уже по 0,6-0,65 грн.
К зиме молочники про­гнозируют традиционный рост цен на сырьё.
СБЫТ
В 2001-2002 гг. отноше­ния между производителями сыров и оптовиками начали изменяться.
Буквально до недавнего времени ведущую партию на рынке сыров исполнял производитель Крупных производителей, стабильно выпускающих качествен­ную продукцию, было не­много — 15-20 (а всего сы­ры выпускало около 100 за­водов) И на их товар было много претендентов Суще­ственное же снижение экс­порта сухого обезжиренно­го молока в РФ и падение цен на него, а также ликви­дация дефицита молока в 2001-2002 гг подвигли молокоперерабатывающие за­воды к активному произ­водству сыров Кроме того, многие заводы задействова­ли свои мощности по выпу­ску сыра на «полную ка­тушку» В результате, по данным официальной стати­стики, в 2001 году в Украине сыры производили более 350 предприятий. Вследствие че­го на рынке усилилась кон­куренция, и производители начали усиленно искать компании, которые могли бы грамотно и эффективно продвигать их продукцию
В свою очередь и круп­ные оптовые компании, устав от сезонных свистоплясок, сопровождавших закупки сыра, стали актив­но вкладывать деньги в производство, контроли­ровать качество выпуска своего завода Возможно, именно они и иницииро­вали расширение ассорти­мента продукции конкрет­ного производителя
Сейчас отечественные за­воды во всю присваивают оп­товикам звания дистрибуто­ров, дилеров, создают торго­вые дома, представительства и т.д. Но жестких требова­ний к тому, чтобы дистри­бутор торговал только их ассортиментом пока не предъявляют, резонно по­лагая, что их ассортимент (хотя он и расширился до 8-12 наименований), все еще слишком узок для оп­товиков, ре говоря уже о рознице. Также никто из производителей за столь короткий срок не успел со­здать развернутую сеть сбыта по всей Украине
Тем не менее с развити­ем дистрибуции и при на­личии стабильной сырье­вой базы перед торговца­ми уже не так остро стоит проблема, у кого купить товар зимой. А производи­тели уже не столь озадаче­ны поиском клиентов в летнее время
И все же пока далеко не все производители горят желанием делиться своей прибылью с торговцами и стараются по привычке продвигать продукцию на­прямую в розницу. По мнению оптовиков, заво­дам нецелесообразно взваливать на себя расхо­ды по развитию прямых продаж Тем более что сейчас конкурировать с оп-
• во-первых, у крупных оптовиков ассортимент сыров гораздо шире как правило, он включает до 40-50 наименований про­дукции более 10 произво­дителей (раньше редко у какой компании ассорти­мент сыров превышал 20 видов),
• во-вторых, оптовые торговцы оперативнее вы­полняют заявки клиентов и доставляют товар в роз­ницу
Отметим, что сейчас и производители, и крупные оптовики будут стараться избавиться от лишних по­средников. Кстати, многие оптовые компании предпо­читают продвигать продук­цию в другие регионы через свои филиалы. Поскольку некоторые дилеры не все­гда обеспечивают огово­ренные объемы продаж продукции и своевремен­ные платежи
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
По оценкам предприни­мателей, с каждым годом в больших городах растут продажи сыра через круп­ные торговые точки (су­пермаркеты, cash&carry) Сейчас в супермаркетах городов-«миллионников» реализуется 30-40% сыра (в физическом выраже­нии) В столичном супер­маркете, например, можно продать 100-200 кг сыра в день Естественно, крупные операторы постоянно сра­жаются за право поставлять «чизы» в супермаркеты,
А у крупных розничных точек появляется широкий выбор поставщиков и неог­раниченные возможности «выкручивать им руки». По словам оптовиков, денег за поставленный товар ино­гда приходится ждать не менее 20 дней
Вместе с тем заметим, что в целом по Украине в крупной рознице продает­ся не более 10% сыра (в физическом выражении) Основные продажи по-прежнему обеспечивают лоточники — они реализу­ют 55-60% сыра (в физиче­ском выражении)
Но для оптовиков дан­ный канал сбыта посте­пенно сужается Во-пер­вых, на базарах реализует­ся в основном дешевый сыр, во-вторых, частные предприниматели давно уже проторили дорожки к заводам и закупают про­дукцию непосредственно у производителей
СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА
Полтора года назад лишь несколько операторов продвигали сыры под торговыми марками (нам, например,   были   известны «Білі   роси»    (Шосткинский     гормолкомбинат)«КоМо» (Ковельский молокозавод), «Высь» (группа   компаний   «Bcecвіт» продукция завода «Сыродел»). Но в 2001/02 маркетинговом году с развитием дистрибуции и улучшением качества продукции на рынке не замедлили появиться новые   торговые   марки «Славія»  (Баштанскисырзавод),  «Молочний Шлях»  (Пирятинский сырзавод), «Звенигород» (Звенигородский    маслосырзавод), «Сытый Tapaс» (компания «Агро-Форум» продукция   Бериславского сырзавода), «Роммол» (Талалаевский сырзавод). Следует отметить и опт торговой компании «Экологические продукты», которая в этом году начала продвигать новозеландские и украинские сыры под собственной торговой маркой    Ecocheese.  По мнению некоторых предпринимателей, это довольно   рискованный   маркетинговый ход ведь, по сути, торговые компании не могут непосредственно контролировать    процесс изготовления сыров.   Однако они могут выдвигать определенные  требования к качеству сыра, который намерены   продвигать на рынок.  По  словам представителей  000  «Экологические  продукты»,  они предлагают на рынке лишь ту продукцию, в стабильном  качестве  которой удостоверялись   длительное время. Но несмотря на появление   множества   торговых марок,   говорить,   что  на сырном   рынке   появились бренды,   пока   преждевременно.
Продажа отечественных сыров (включая брынзу) на внутреннем рынке
Вид сыра
Объем продаж, тыс. т
2001г к 2000
2001 г
2000 Г
Сычужные
54
42
12
Плавленые
21
16
13
Всего
75
58
12

Розничные продажи сыра и брынзы в Украине через предприятия-юридические лица (магазины и точки общепита)
Год
Объём продаж
тыс. т
млн. грн.
2000
15,7
187,8
2001
18,5
240,5
6 мес. 2002
10,2
132,1
6 мес. 2001
8,5
114,2


ПРОГНОЗ
Объемы продаж сыров Украине будут продолжат расти и в следующем год.
Однако темпы роста, реализации замедлятся.
Большинство торговцев прогнозируют, что в нынешнем осенне-зимнем сезоне цены на сыры будут увели­чиваться постепенно — при­мерно на 0,6-1 грн. за 1 кг в месяц. К зиме они вырасту примерно на 25-30%.
Производители и круп­нооптовые компании ак­тивно займутся развитием дистрибьюторских и дилер­ских сетей. Но с ужесточе­нием конкуренции круп­нооптовые компании вы­теснят «мелочь».
Вместе с тем не исключе­но появление специализиро­ванных  фирм,   торгующих сыром.

2.3 СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ. МАРКЕТИНГ СЫРОПРОДУКЦИИ
АССОРТИМЕНТ
БИЗНЕС полтора года на­зад подробно описывал ас­сортиментную структуру продаж сыров По словам торговцев, за прошедшее время она по сути не изме­нилась.
Однако почти все компании постарались расширить свою ассортиментную линейку — как традиционными видами сыров, так и новинками. Впрочем, настоящих нови­нок не так уж и много.
В общем-то это и неуди­вительно, новинки «отку­сывают» от рыночного пи­рога лишь десятые, а то и сотые доли. А лидерами продаж по-прежнему оста­ются традиционные виды сыров — «Российский», «Голландский», «Костром­ской», «Буковинский», «Пошехонский» (см. табл. 1 и рис.1). По мнению неко­торых продавцов, относи­тельно свободной остается ниша сыров со специями.
Следует отметить, что в по­следнее время существенно расширился ассортимент плавленых пастообразных сыров с различными добавка­ми в полистирольных стакан­чиках. И хотя их продажи пока незначительны, они постепенно вытесняют с рынка традиционные сырки в упаковке из фольги. По оценкам предпринимате­лей, в этом году по сравне­нию с прошлым удельный вес продаж сырков в фольге снизился примерно на 5%. И сейчас они обеспечивают торговцам 70-75% общей реализации плавленых сы­ров
ЦЕНЫ
В 2002 году цены на сырную продукцию остались такими же, как и в 2001 году.
Но, как известно, зимой цены на сыр вырастают на 30-40% по сравнению с лет­ним периодом. Нынешний год не стал исключением. Зато в этом году многие крупные компании стали проводить более взвешен­ную ценовую политику и попытались сгладить цено­вые колебания. Если в авгу­сте-сентябре 2001 года кило­грамм сыра дорожал на пол-гривни еженедельно, за ана-
логичный период этого года — лишь на 15-25 коп. В ре­зультате, потребитель не был (как в прежние годы)  шокирован резкими скачка­ми цен, и объемы продаж сыра в межсезонье почти не снизились.
В то же время необходимо отметить, что с ужесточени­ем конкуренции многие круп­ные оптовики, стараясь при­влечь клиентов, увеличили скидки. А для этого им при­шлось снизить свои торговые наценки. Сейчас они состав­ляют 4-8%.
К сожалению, на рынке сыра присутствует и недоб­росовестная конкуренция. Чтобы отвоевать себе место, некоторые компании, осо­бенно новые, начинают демпинговать. Нынешним летом они гораздо чаще, чем в прошлом году, «атаковали» розничников предложениями продукции по крайне низким ценам.
Занимаются демпингом и те поставщики, качество продукции которых остав­ляет желать лучшего. Един­ственное, чем они могут привлечь покупателя, — низкая цена. (Как правило, такая продукция реализует­ся на рынках.)
Демпингуют и те компа­нии, которые не смогли правильно рассчитать объе­мы продаж сыра в летний период. Поэтому им прихо­дится распихивать излишки товара кому попало по крайне низким ценам. Так­же по демпинговым ценам сыры попадают на рынок «благодаря» участию заво­дов в бартерных операциях.
Но, отметим, что бартера на сырном рынке становится все меньше. По оценкам предпринимателей, если в прошлом году до 30% произ­водимых сыров попадали на рынок по бартерным схемам, сейчас — не более 10%.
\s
ценовые группы
Особых изменений в стру­ктуре продаж сыра не про­изошло Но, по оценкам тор­говцев, с ростом благососто­яния и культуры потребле­ния сыров растут продажи продукции средней и доро­гой ценовых групп (см. рис 2). Причем рост продаж дорогих сыров обеспечивает уже не только импортная продукция, но и отечествен­ная, например, сыры «Моно­мах», «Мраморный», «Пекто-раль», «Дуплет», «Маасдам» и другие.
РЕКЛАМА
По мнению розничников, для успешного продвижения товара производителям и оптовикам необходимо чаще проводить дегустации и рекламные акции в магазинах.
Компании-маркодержатели еще не проводили активных рекламных акций по форми­рованию брендов.
В основном поставщики сыров информируют о себе в прайс-листах, специали­зированных печатных изда­ниях, на выставках, а также на всевозможной реклам­ной продукции (буклеты, плакаты, футболки, ценни­ки и т.д.). Проводят они и дегустации сыров в магази­нах. Кроме того, некоторые компании открывают фир­менные розничные точки.
Но для того чтобы ТМ приобрела широкую извест­ность среди потребителей, этого явно недостаточно.
Пока потребители при по­купке сыров в основном ориентируются на названия крупных заводов, приобрет­ших известность еще во времена СССР. Либо выби­рают сыры сугубо по назва­ниям (например, «Россий­ский», Пошехонский", «Эдам» и т.д.), даже не по­дозревая, кто их.произво­дит. Как убедился автор, и сами продавцы сыра не все­гда могут вспомнить название той или иной торговой марки.
По мнению и оптовиков, и розничников, название торговой марки должно прямо или косвенно сов­падать с названием завода, особенно если он известен и его продукция хорошо себя зарекомендовала. В этом случае продвижение товара под торговой мар­кой было бы более эффек­тивным. Сейчас же в боль­шинстве случаев у извест­ных производителей торго­вая марка, по сути, только декларируется, а, товар продвигает по-прежнему заводское имя.
В то же время для проведе­ния масштабных рекламных кампаний рынок еще не «дозрел». Прежде всего, операторам необходимо со­здать разветвленную сеть дистрибуции. Ведь чтобы активно рекламировать продукцию, ее необходимо широко представить в боль­шом количестве розничных точек. В противном случае деньги будут выброшены на ветер.
Однако с увеличением конкуренции на рынке борьба между торговыми марками усилится, и уже в следующем маркетинговом году некоторые компании-маркодержатели собирают­ся увеличить расходы на ре­кламу сыров в СМИ и про­ведение маркет-акций в ма­газинах.
МЕРЧАНДАЙЗИНГ
До недавнего времени та­кие современные методы продвижения продукции, как, мерчандайзинг, по­ставщики сыров практиче­ски не применяли. Сейчас они только приступили к созданию собственных служб мерчандайзинга. А частично обязанности мерчандайзеров выполня­ют торговые представители заводов или менеджеры оптовых компаний.
Мерчандайзер же, как по­казывает практика, — не лишняя единица в штате компаний. Ведь не все роз­ничные продавцы научились грамотно торговать сырами, а их выкладка на прилавках не отличается стройным порядком. Чтобы разглядеть название сыра или торговую марку, покупателю приходится сильно вытягивать выкручивать шею (а зачастую эти манипуляции безрезультатны). Кстати, иногда розничники забывают выложить какой-то вид сыра на прилавок.
Также поставщики сыра сетуют, что розничные продавцы не всегда указывай на ценнике название торговой марки или завода — изготовителя сыра.
Кстати, встречаются «сырные» ценники приклеенный в аккурат на название торговой марки. Поэтому многие поставщики уже готовы обеспечить розничников ценниками собственного изготовления. Но представители некоторых супермаркетов считают,; что в таком случае витрина будет похожа на новогоднюю елку.
\s
2.4  конкурентная ситуация среди сыропроизводителей
Ежегодно в мире производится 10 миллионов тонн сыра. Самый крупный производитель — США; на их долю приходится примерно 20% мирового производства сыра.
В 2001 году производство сыра в странах Европейского союза увеличилось почти на 200 тыс.т, или на 3% по сравнению с про­изведенным в 2000 году, и составило 7,2 млн т, из них 6,6 млн т сыров было изготовлено из коровьего молока Предложе­ние сыра на европейском рынке увеличилось и за счет поставок из Центральной и Восточной Европы. Потребление сыра на душу на­селения в ЕС достигло 18,8 кг, что на 0,5 кг больше, чем в 2000 году. В Европе ведущим производителем сыра стала Германия — она выпустила 1,87 млн т, что на 3,7% больше, чем в 2000 году.
Предполагается, что в зтом году темпы роста потребления сыра в ЕС сократятся и составят не более 1-2%: сокращается как про­изводство сыра, так и его экспорт. В то же время импортные по­ставки продолжают увеличиваться.
Потребление сыра на душу населения в РФ составляет не­многим более 2 кг, в Украине — менее 2 кг при реко­мендуемой норме 6,5 кг в год. В большинстве же развитых стран этот показатель составляет 10-15 кг, а в Италии, Фран­ции, Германии и Израиле — более 20 кг
РОССИЙСКИЙ РЫНОК СЫРА
В прошлом году Россия закупала сыр, произведенный в 32 странах. В 2001 году в общем объеме импорта сыра в РФ уменьшилась доля продукции, произведенной в Германии, Ни­дерландах и Новой Зеландии (заметим, в 2001 году по сравнению с 2000 годом увеличился ввоз молочной продукции из всех стран, в том числе из Германии — в 5,3 раза, из Финляндии — в 4,9 раза, из Украины — в 2,8 раза) Одновременно увеличилась доля сыра, выработанного в Украине, — на 36,5% и в Финлян­дии — на 1%, по сравнению с предыдущим годом.
Основным поставщиком сыра и творога на российский рынок в 2001 году являлась Украина (34% общего объема импорта), поставившая 35249 т продукции на $52168 тыс. по средней контрактной цене $1,48 за 1 кг. Второе место по поставкам сыра в Россию занимает Польша (17%), объем импорта, которой соста­вил 17625 т на $23088 тыс. по средней контрактной цене $1,31 за 1 кг. За 2001 год импорт сыра и творога вырос по отношению к 2000 году на 23%. На российский рынок свою продукцию по­ставляли компании «Хохланд АГ», «Кезерай Шампиньон Хофмастер ГмбХ», «Нордмильх ЕГ» (все — Германия), ОАО «Шосткин-ский гормолкомбинат», ДП Гадячсыр" ОАО «Надія», ОАО «Звени­городский сыркомбинат», КП «Пирятинский сырзавод» (все — Украина), «Валио Лтд.» (Финляндия), «ПиеноЖвайгждес», «Рокиш-кио Сурис» (Литва), «Новозеландский молочный совет» (Новая Зеландия), «Кампина Мелкуни Б.В.» (Нидерланды). Наши сооте­чественники предлагают россиянам твердые, мягкие и рассоль­ные сыры на 20-25% дешевле аналогичной продукции Германии, Финляндии и Новой Зеландии. Из украинских сыров российский потребитель предпочитает «Звенигородский», «Российский», «Новгород-Северский», «Полесский», «Адыгейский», «Любитель-ский», «Сулугуни», «Косичка», «Городской, „Шоколадный“
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.