--PAGE_BREAK--
Рисунок 2 — Маркетинговая информационная система как инструмент сбора и переработки информации [4, с. 289]
Подсистемы входа (обработки данных маркетинговых исследований и маркетинговой разведки) собирают данные из внешних и внутренних источников и вводят их в базу данных. Подсистемы выхода (продукта, цены, распределения и продвижения) обрабатывают данные, переводя их в затребованную менеджерами информацию. Подсистема «Стратегии комплекса маркетинга» помогает менеджерам разрабатывать стратегии на основе объединенного эффекта четырех элементов комплекса маркетинга.
Очевидно, что единого типового образца МИС не существует. Руководство организации и ее маркетинговых служб предъявляет к информации свои специфические требования, оно руководствуется своими собственными представлениями, как о собственной организации, так и о ее внешней среде; у него существует своя собственная иерархия потребностей в информации и свой индивидуальный стиль руководства, зависящий от личных и деловых качеств сотрудников управленческого аппарата и сложившихся между ними взаимоотношений. Кроме того, эффективная МИС может быть результатом лишь постепенного развития первоначальной системы.
Различные компании организуют выполнение функции проведения маркетинговых исследований по-разному. Некоторые имеют специальный отдел маркетинговых исследований, другие — только одного специалиста, ответственного за маркетинговые исследования. Имеются организации, в структуре которых формально не отражена функция маркетинговых исследований. Эти данные отличаются для различных отраслей, однако в целом для всех компаний США можно привести следующие цифры: имеют специальный отдел маркетинговых исследований 75% компаний, 15% компаний имеют только одного специалиста и 10% компаний, в которых отсутствуют лица, осуществляющие маркетинговые исследования. [4, с. 293]
Специальные отделы маркетинговых исследований обычно имеют крупные компании (объем реализации превышает 500 — 750 миллионов долларов), которые в состоянии понести существенные затраты, связанные с функционированием такого отдела.
В ряде случаев в компании назначается только один специалист, ответственный за маркетинговые исследования. Он может проводить сам ограниченные маркетинговые исследования, но главным для него является оказание помощи руководителям в осознании необходимости проведения соответствующих маркетинговых исследований и организация покупки результатов таких исследований у консультационных фирм по маркетинговым исследованиям.
Маркетинговые исследования могут проводиться самостоятельно, собственными силами организации или же организация может прибегнуть к услугам специализированных консультационных организаций. При выборе между первым и вторым вариантами проведения маркетинговых исследований учитывается множество факторов:
1. Стоимость исследования. Многие организации считают, что дешевле проводить маркетинговые исследования собственными силами. (Для справки: стоимость проведения маркетинговых исследований по экспертной оценке зарубежных специалистов в среднем составляет менее 0,2 от каждого процента себестоимости продукта).
2. Наличие опыта проведения исследований, специалистов необходимой квалификации. Особенно это важно учитывать при использовании сложных методов проведения маркетинговых исследований и обработки полученных результатов.
3. Глубокое знание технических особенностей продукта. Обычно специалисты организации знают их лучше, и эти знания не так просто и быстро можно передать специалистам других организаций.
4. Объективность. Специалисты специализированных организаций обычно более объективны в своих оценках.
5. Наличие специального оборудования: компьютеров и специальных программ для них, оборудования для тестирования. Таким оборудованием, как правило, в более полном объеме обладают специализированные организации.
6. Конфиденциальность лучше сохраняется при проведении маркетинговых исследований сотрудниками данной организации. Иногда организация одну часть маркетинговых исследований проводят силами собственных сотрудников, а другую — с помощью специализированных маркетинговых агентств. [8, с. 76]
Результаты опроса менеджеров 1690 компаний Великобритании показали, что услугами агентств по исследованию рынка пользуется 36,2% компаний и 63,8% не пользуется.
После решения организационных вопросов приступают к проведению маркетинговых исследований. Ниже последовательно рассматривается содержание отдельных этапов маркетинговых исследований.
2.2 СППР
СППР — Система поддержки принятия решений предназначена для управления товарными потоками, закупками, оптимизации товарных запасов.
СППР — Система поддержки принятия решений предназначена для использования торговыми и торгово-производственными организациями различных направлений и типов: оптовыми и оптово–розничными с оборотом (объемом ежемесячных продаж) от нескольких десятков тысяч до десятков миллионов долларов в месяц.
СППР позволяет:
— анализировать ассортимент по доле товаров (ассортиментных номенклатурных позиций) в обороте и операционной прибыли компании (ABC — анализ);
— анализировать ассортимент по совместным продажам разных товаров (ассортиментных номенклатурных позиций);
— формировать собственный справочник товаров по ABC, ABC/XYZ, по менеджерам или в соответствии с иной, удобным для пользователя классификацией;
— планировать продажи одним из методов экспертной оценки, учитывая наличие или отсутствие товара на складе в предыдущие периоды;
— планировать поступление денежных средств от продаж в соответствии с существующими условиями оплаты;
— планировать оптимальный запас, которые позволить выполнить план продаж, в соответствии с одной из трех выбранных политик управления товарным запасом;
— планировать поступление товаров на склад, и как следствие, — потребность в складском персонале;
— определять оптимальных поставщиков, в соответствии с условиями поставщиков;
— оптимально распределять объем закупок между поставщиками, в соответствии с условиями поставщиков;
— формировать партии поставок и план-график поставок с распределением между поставщиками;
— выбирать оптимальный график и режим отгрузки от поставщиков;
— формировать план-график отгрузки от поставщиков и, как следствие, план-график подачи транспорта;
— формировать оптимальный план-график оплат поставщикам (платежный календарь);
— анализировать исполнение всех планов;
— вносить корректировки (в зависимости от настроек) в существующие планы.
Внедрение в торговой компании методики, поддерживаемой продуктом, приводит к снижению:
— товарных запасов (при сохранении объемов продаж и нормы наценки) на 30-60% (от ранее имевших место);
— операционных издержек на 3-20%;
— себестоимости на 2-8%.
Использование системы обеспечивает:
— оптимизацию товарных потоков и товарных запасов.
— минимизацию операционных затрат;
— оптимизации чистого денежного потока (cash&flow) компании.
— формирование бюджета торгово-закупочного процесса;
— переход от «стихийного» к регулярному управлению, планированию и оптимизации товарных потоков;
— освобождение части оборотных средств за счёт оптимизации товарных запасов и потоков.
Система разработана на основе оригинальной методики управления и оптимизации товарных потоков, отработанной и приспособленной к условиям России и успешно внедренной более чем в 20 компаниях и предприятиях, работающих в различных отраслях бизнеса. Описываемая здесь система не является плодом теоретических изысканий. Все, ниже описанное, является плодом систематизации практического опыта восьмилетней работы в управлении товарными и товарно-сырьевыми потоками.
СППР могут использовать, профессионалы в управлении товарными запасами, потоками и закупками. В этом случае система является эффективным и удобным инструментом, позволяющим экономить время и формировать наиболее точные планы-графики закупок, поставок и максимально точно управлять товарными запасами и потоками.
Кроме того, СППР могут использовать и сотрудники не имеющие профессиональной подготовки и образования в области управления товарными запасами. Тогда СППР выполняет функции мастера и подсказывает последовательность принятия решений и оптимальные варианты, позволяя оптимально управлять товарными запасами даже непрофессионалам, основываясь на заложенных в ней алгоритмах и методиках.
Система является эффективным и удобным инструментом сотрудников отделов:
— маркетинга;
— логистики и закупок;
— финансового, позволяющим планировать деятельность своего подразделения и анализировать соответствие планов реальности.
А также эффективным инструментом регулярного управления деятельностью предприятия для высшего руководства, формируя бюджетные данные будущих периодов, фиксируя результаты планируемой и реальной деятельности служб, обеспечивающих товарные потоки предприятия в зоне их ответственности, выявляя «узкие» места производственного процесса предприятия.
Система является независимым программным продуктом, взаимодействующим с любой оперативно-учетной системой предприятия. Более того, при смене учетное системы предприятия Вы сможете продолжать использовать СППР.
Результаты работы системы (планы продаж, поставок и складских остатков) могут использоваться в оперативно-учетной системе для контроля продаж, поставок и складских остатков и в системе бюджетирования (план доходов и расходов торговой деятельности).
Для анализа и выработки предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть: информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, поиск знаний в базах данных, рассуждение на основе прецедентов, имитационное моделирование, генетические алгоритмы, нейронные сети и др. Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР, или ИСППР.
Близкие к СППР классы систем — это экспертные системы и автоматизированные системы управления.
Современные системы поддержки принятия решения (СППР) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР может производится выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных.
СППР, как правило, являются результатом мультидисциплинарного исследования, включающего теории баз данных, искусственного интеллекта, интерактивных компьютерных систем, методов имитационного моделирования.
СППР — это интерактивные автоматизированные системы, помогающие лицу, принимающему решения, использовать данные и модели для решения слабоструктуризированных проблем [6, с.125 ].
3. Маркетинговые исследования для организации «KrasLan»
3.1 Характеристика KrasLan
KrasLan — организация предоставляющая услуги подключения к Интернету и внутригородской сети. Это крупная, динамично развивающаяся компьютерная сеть, объединяющая несколько районов города Красноярска на правом берегу. Имеются сегменты в Центральном, Кировском районах, в районе Зеленой Рощи.
К сети KrasLanподключены как частные лица, так и коммерческие, общественные и образовательные организации. Большое внимание в работе сети уделяется надежности и качеству предоставляемых услуг, а также соответствию уровня технических решений самым современным стандартам в области информационных технологий. Для строительства сети используется высокоскоростные оптические магистрали в каждый дом, скорость узловых линий — 10 Гигабит/сек, а каждый пользователь сети получает 100 Мегабит/сек.
Сеть KrasLan является подразделением ООО «Саяны» и предоставляет услуги связи, действуя на основании лицензий.
Подключаясь к сети KrasLan, пользователь получает:
Постоянный доступ в Интернет по выделенному каналу со скоростью до 100 Мбит/сек., а так же недорогие безлимитные тарифы.
Бесплатный доступ к локальным ресурсам сети со скоростью до 100 Мбит/сек по технологиям Fast Ethernet и VPN.
Бесплатный почтовый ящик в домене kraslan.ru объемом 10 Мбайт.
Фильмы, музыка, программное обеспечение, не занимающие место на диске — они собраны на тематических внутресетевых порталах.
Сетевые игры, выделенные игровые сервера для популярных игр, играть на которых может каждый пользователь сети.
Возможность недорогого (и бесплатного) доступа к другим сетям города.
Внутресетевой IRC-чат для общения, а так же возможность бесплатного выхода в городской чат.
Оперативную техническую поддержку и консультации.
3.2 План маркетинговых исследований, которые можно или нужно провести в «KrasLan»
SWOT анализ
S
1. Большой опыт работы
3. Бесплатный доступ к ресурсам сети со скоростью до 100 Мбит/сек
4. Бесплатный почтовый ящик в домене kraslan.ru
5. Бесплатные фильмы, музыка, программное обеспечение, не занимающие места на жестком диске
6. Возможность доступа к другим сетям города
7. Бесплатное подключение
8. Оперативная техническая поддержка и консультации после подключения
O
1. Увеличение возрастных категорий пользователей (от 10 до 60 лет)
2. Новые потребности покупателей
3. Выход на новые рынки
W
1. Не имеет выхода на рынки федерального масштаба
2. Услуги предоставляются не по всему городу
3. Текучесть кадров
4. Организация является последователем за лидером
T
1. Высокая конкуренция
2. Насыщенность рынка услугами, предоставляемыми организацией
STEP анализ
S
1. Мода на Интернет
2. Рост населения города (в 2007 г. – 927 тыс. человек, 2008 г. – 941 тыс. человек)
3. Изменение стиля жизни (необходимость в постоянном пользовании Интернета)
T
1. Беспроводное подключение к сети
2. Видео трансляции
E
1. Инфляция
2. Финансовый кризис
3. Налогообложение (*1)
P
1. Государственное регулирование конкуренции
2. Законодательство (*2)
продолжение
--PAGE_BREAK--