Содержание
Введение
1. Теоретические основы исследования маркетинговыхтехнологий в социальном менеджменте
1.1 Сущность технологии маркетинга
1.2 Виды технологий маркетинга и их сущность
2. Практическое исследование в социальной сфере напримере Городского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченнымивозможностями
2.1 Анализ структуры и деятельности Городского реабилитационногоцентра для детей и подростков с ограниченными возможностями
2.2 Основные условия и изменение технологии маркетинга
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Технология представляет собой детальный всесторонний комплексныйплан, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организациии достижение ее целей. Прежде всего, технология большей частью формулируется и разрабатываетсявысшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическимиданными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должнопостоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли,конкуренции и других факторах.
Стратегический план придаетпредприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенныетипы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот планоткрывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекаетновых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегическиепланы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течениедлительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимостиможно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический планследует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течениепродолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянноменяющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.
Стратегическое планированиепредставляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которыеведут к разработке специфических технологий, предназначенных для того, чтобы помочьорганизации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом,помогающим в принятии управленческих решений. Его задача — обеспечить нововведенияи изменения в организации в достаточной степени.
В настоящее время стратегическоепланирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрелоновое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом.
Социальный маркетинг в дальнейшембудет рассматриваться как концепция согласования и увязывания интересов организации,потребителей и всего общества, что Ф. Котлер, например, рассматривает в качествеконцепции социально-этичного маркетинга[25, с. 300]. С. Захарова определяет социальныймаркетинг как установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечениежелаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами с одновременнымсохранением и укреплением благополучия потребителя и общества[19, с. 28]. Так жепонимают социальный маркетинг С. Эбель, М. Брун и Дж. Тилмес, М. Ауэр и М. Герц,Д. Бэрре. Среди других названий данной концепции встречаются: социально-этичныймаркетинг (Ф. Котлер, И. Алешина), социально-этический маркетинг (В.Э. Гордин, В.В.Иванов, Е.П. Голубков), этико-социальный маркетинг (И. Березин), общественно-ориентированныйсоциальный маркетинг (А. Тета), социально-ориентированный маркетинг (А.П.Панкрухин),социально-ответственный маркетинг (М. Симановская), общественный маркетинг (В.И.Мартынов). Но все определения рассматриваемой концепции, так или иначе, подчеркиваютсоциальную сущность явления.
Мы определяем данную концепциюследующим образом: социальный маркетинг — это изучение и формирование потребностейпокупателей, и удовлетворение их более эффективными методами, чем конкуренты, приусловии повышения благосостояния всех членов общества. При этом под благосостояниемпонимается совокупность материальных, духовных, социальных благ, которыми владеетсубъект благосостояния и которые использует для удовлетворения своих потребностей.Социальный маркетинг представляет собой, таким образом, механизм согласования потребностейи интересов потребителей, потребностей и интересов предприятия и потребностей иинтересов общества.
Такое понимание социальногомаркетинга сложилось в процессе эволюции его назначения. Термин «социальный маркетинг»был впервые использован в 1971 г. Он обозначал попытку применения принципов маркетингаи его техники для содействия решению социальных задач, реализации социальных идей,а также в процессе социальных действий. Именно тогда в сферу деятельности организацийвсе чаще стало вплетаться решение различных общественных проблем. М. Брун и Дж.Тилмес писали: «Важнее, чем формальные критерии характеристики организации, являетсяее готовность к решению социальных задач, способность организации инициировать деятельностьв области социального маркетинга.
Цель исследования: выявить особенности технологиии тактики маркетинга.
Для достижения поставленнойцели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность технологиимаркетинга
2. Выявить виды технологиймаркетинга и их сущность
3. Изучить тактические приемымаркетинга и их содержание
4. Рассмотреть основные условияи изменение технологии маркетинга.
Объектом курсовой работы является технология и тактика маркетингав современных условиях.
Предмет – стратегические и тактические приемы маркетинга.
Методологические основы - анализ литературных источниковпо теме исследования, синтез полученных знаний, сравнительный метод.
Информационную базу курсовой работы составилилитературные источники и материалы периодической печати.
Курсовая работа состоит извведения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе « Теоретическиеосновы исследования маркетинговых технологий в социальном менеджменте»- была выявленасущность технологии маркетинга. Во второй главе «Практическое исследование в социальнойсфере на примере Городского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченнымивозможностями»- провели анализ структуры и деятельности Городского реабилитационногоцентра для детей и подростков с ограниченными возможностями и раскрыли основныеусловия и изменения технологии маркетинга.
1. Теоретические основы исследованиямаркетинговых технологий в социальном менеджменте
1.1 Сущность технологии маркетинга
Маркетинг это социальный процесс,направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путемобеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющимиценность для покупателя.
Маркетинговая политика фирмыоснована на двух взаимодополняющих подходах – стратегическом и операционном. Стратегическиймаркетинг – это систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевыхгрупп
Стратегический маркетинг Операционныймаркетинг
(процесс анализа) (активныйпроцесс)
/>
Рисунок 1. Два лица маркетинга.
1. потребителей,а также разработка концепций эффективных товаров или услуг, позволяющих компанииобслужи бать выбранные группы покупателей лучше, чем конкуренты, и тем самым обеспечивающихизготовителю устойчивое конкурентное преимущество.
Операционный маркетинг – этоорганизация сбыта, продаж и политики коммуникации для информирования потенциальныхпокупателей и демонстрации отличительных качеств товара при снижении издержек напоиск покупателей. Операционный маркетинг это активный процесс с краткосрочным горизонтомпланирования, направленный на уже существующие рынки. Это классический коммерческийпроцесс получения заданного объема продаж путем использования тактических средств,относящихся к товару, сбыту, цене и коммуникации.
Основная цель операционногомаркетинга генерация доходов от продаж, т.е. целевой оборот. Цель достижения определенногообъема продаж трансформируется в производственную программу для отдела операцийи в программу хранения и физического сбыта для отдела продаж. Таким образом, операционныймаркетинг является определяющим элементом, который непосредственно влияет на краткосрочнуюрентабельность фирмы. Активность операционного маркетинга — решающий фактор в деятельностифирмы, особенно на тех рынках, где конкуренция обострена. Любой товар, обладающийдаже превосходным качеством, должен иметь цену, приемлемую для рынка, быть доступнымв сбытовой сети, приспособленной к привычкам целевых потребителей, и иметь коммуникационнуюподдержку, способствующую продвижению товара и подчеркивающую его отличительныекачества. [22; 92]
Операционный маркетинг — наиболеедраматичный и наиболее видимый аспект маркетинга, главным образом ввиду важной роли,которую играет деятельность по рекламе и продвижению товаров. Однако очевидно, чтобез солидной стратегической базы абсолютно рентабельного операционного маркетингане бывает. Каким мощным ни был бы план операционного маркетинга, он не может создатьспрос там, где отсутствует потребность, и не может сохранить направление деятельности,обреченное на исчезновение. Следовательно, для обеспечения рентабельности операционныймаркетинг должен базироваться на стратегическом мышлении, которое в свою очередьопирается на потребности рынка и его ожидаемую эволюцию.
Стратегический маркетинг — это, прежде всего анализ потребностей физических лиц и организаций. С точки зрениямаркетинга покупатель не столько нуждается в товаре, сколько желает решения проблемы,которое может обеспечить товар. Решение может быть обретено с помощью различныхтехнологий, которые сами по себе непрерывно меняются. Роль стратегического маркетинга- прослеживать эволюцию заданного рынка и выявлять различные существующие либо потенциальныерынки или их сегменты на основе анализа потребностей, нуждающихся в удовлетворении.
В нем также усилена активнаясторона маркетинга, что способствует созданию формированию спроса и предпочтенийпотребителя согласно долгосрочным целям фирмы и подчинению этим целям всей производственно-бытовойдеятельности фирмы.
Выявленные товарные рынкипредставляют собой экономические возможности, привлекательность которых следуетоценить. Привлекательность товарного рынка количественно измеряется понятием потенциаларынка, а динамически характеризуется длительностью своего существования, или жизненнымциклом. Для конкретной фирмы привлекательность товарного рынка зависит от ее конкурентоспособности,иными словами, от ее способности удовлетворять потребности покупателей лучше, чемсоперники. Конкурентоспособность будет существовать до тех пор, пока фирма удерживаетконкурентное преимущество либо благодаря особым качествам, отличающим ее от соперников,либо в силу более высокой производительности, обеспечивающей ей преимущество поиздержкам.
Роль стратегического маркетингасостоит в том, чтобы нацелить фирму на привлекательные экономические возможности,т.е. возможности, адаптированные к ее ресурсам и ноу-хау, обеспечивающие потенциалдля роста и рентабельности. [11; 84]
Процесс стратегического маркетингаимеет средне и долгосрочный горизонты; задачей его является уточнение миссии фирмы,определение целей, разработка стратегии развития и обеспечение сбалансированнойструктуры товарного портфеля эти две функции взаимно дополнительны в том смысле,что структура стратегического плана должна быть тесно увязана с операционным маркетингом.Операционный маркетинг делает акцент на таких переменных, как цена, система сбыта,реклама и продвижение товара, в то время как стратегический маркетинг направленна выбор товарных рынков, на которых фирма обладает конкурентным преимуществом,и на прогноз общего спроса на каждом из целевых рынков. Исходя из этого прогноза,операционный маркетинг, устанавливает цели по завоеванию доли рынка, а также маркетинговыйбюджет, необходимый для их достижения. Некоторые фирмы ограничивают стратегическоемышление управленческим аппаратом, окружающим управляющего директора и размещеннымв штаб-квартире, вдали от оперативной работы. Но, чтобы быть эффективной, технологиядолжна основываться на глубоком знании рынка, а осуществление ее требует соответствующихпланов проникновения на рынок, а также политики сбыта, ценообразования и рекламы.Без этого даже самый лучший план имеет немного шансов на успех. Избранная организациямаркетинга должна, поэтому за счет меж функциональной координации обеспечить участиев процессе стратегического маркетинга всех уровней фирмы.
Углубленное исследование рынкапредполагает необходимость его рассмотрения как дифференцированной структуры в зависимостиот групп потребителей и потребительских свойств товара, что в широком смысле определяетпонятие рыночной сегментации. Одним из первых стратегических решений, принимаемыхфирмой, должно стать определение рынка, на котором она хочет вести конку рентнуюборьбу. Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождениячастей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельностьпредприятий. С другой стороны, это управленческий подход к процессу принятия предприятиемрешений на рынке, основа для выбора правильного сочетания элементов маркетинга.
1.2 Виды технологий маркетингаи их сущность
Первый вопрос о том, насколькоплодотворна систематическая и открытая технология. Некоторые авторы (как правило,специалисты не по управлению фирмами, а по процедуре принятия решений в государственномаппарате) утверждают, что сложность организации, неточность информации и ограниченныевозможности человеческого восприятия не позволяют применять системный подход к выработкестратегии. Они считают, что выработка стратегии должна идти несистематическим, неформальным, адаптивным путем, что и наблюдается во многих организациях. Но судитьследует только по результатам. Очень многие фирмы начали в последние годы формулироватьсвою стратегию, и открыто объявлять о ней.
Если мы признаем, что систематическаявыработка стратегии — дело реальное, то возникает второй вопрос: повышает ли технология,пришедшая на смену адаптивному росту, эффективность работы организации? До самогопоследнего времени никто не мог ответить на этот вопрос утвердительно. Однако впоследние годы получено несколько конкретных подтверждений такого ответа. [17, с.296]
Выяснено, что сознательная,систематическая предварительная разработка стратегии поглощения обеспечивает значительноболее высокие финансовые показатели, чем отсутствие плана и действия, исходя изконкретной ситуации. Достоверность таких результатов подтверждается их строгой статистическойверификацией.
Кроме того, еще целый ряд исследований подтвердил, что открытосформулированная технология, может улучшить результаты хозяйственной деятельности.
Еще один вопрос, который намследует задать, состоит в том, когда именно обращение к стратегии становится жизненнонеобходимым. Одним из условий является возникновение внезапных изменений во внешнейсреде фирмы. Их причиной может стать насыщение спроса, крупные изменения в технологиивнутри или вне фирмы, неожиданное возникновение многочисленных новых конкурентов.
В таких ситуациях традиционныепринципы и опыт организации не соответствуют задачам по использованию новых возможностейи не обеспечивают предотвращения опасностей. Если у организации нет единой стратегии,то не исключено, что различные подразделения выработают разнородные, противоречивыеи неэффективные решения. Служба сбыта будет бороться за возрождение прежнего спросана продукцию фирмы, производственные подразделения — делать капитальные вложенияв автоматизацию устаревающих производств, а служба НИОКР — разрабатывать новую продукциюна базе старой технологии. Это приведет к конфликтам, задержит переориентацию фирмыи сделает ее работу неритмичной и неэффективной. Может обнаружиться, что переориентацияначата слишком поздно, чтобы гарантировать фирме выживание.
Оказавшись перед лицом подобных сложностей, фирма должна решитьдве чрезвычайно трудные проблемы.
1. Выбрать нужное направление роста из многочисленных альтернатив,которые трудно поддаются оценке.
2. Направить усилия многочисленного коллектива в нужное русло.
Ответ на эти вопросы и составляетсущность выработки и реализации стратегии. Именно в такой момент технология становитсяуправленческим инструментом, жизненно важным и крайне необходимым.
Вышеназванные условия и были реальной причиной возникновения интересак выработке открытой стратегии в США в середине 50-х годов, когда спрос, подстегнутыйобстановкой Военного времени, подошел к порогу насыщения, технический прогресс вызвалне только устаревание одних отраслей, но и рождение других, новых, а изменения вструктуре международных рынков поставили фирмы перед лицом не только новых опасностей,но и новых возможностей.
Открытое провозглашение новойстратегии становится необходимым и тогда, когда требования со стороны общества заставляюторганизацию резко менять свои ориентиры. Именно это происходит в наши дни во многихорганизациях вне предпринимательского сектора: церквах, университетах, государственномаппарате. По этой самой причине многие организации пытаются внедрить систему «планирование— программирование — разработка бюджета» (ППБ), которая является разновидностьюстратегического планирования. [11, с. 256]
Одна из главных трудностей при освоении процесса выработкистратегии связана с тем, что во многих организациях процесс принятия предварительныхрешений находится в полной зависимости от структуры власти. Технология привноситтот элемент рационализма, который разрушает сложившийся в фирме тип взаимоотношенийи может подорвать политику руководства. Естественная реакция организации — боротьсяпротив разрушения традиционных взаимоотношений и структуры власти, но не брать насебя решение задач, которые ставит перед нею внешнее окружение. Эта реакция в полноймере проявилась при попытке внедрить систему ППБ в ведомствах федерального правительстваСША. При внедрении стратегического планирования в фирмах она обнаруживается не стольочевидно, но достаточно определенно.
Другая, не менее существенная трудность состоит в том, что внедрениестратегического планирования приводит к «конфликтам» между прежними видами деятельности,обеспечивающими прибыль, и новыми. Как правило, в организациях нет ни традиции исклонности к тому, чтобы мыслить и действовать стратегически, ни соответствующеймотивации.
Наконец, организации обычноне располагают информацией, достаточной для эффективного стратегического планирования,ни о себе, ни о своем окружении; нет у них и талантливых управляющих, которые моглибы заниматься выработкой и реализацией стратегии.
Стратегическое планированиевнутрихозяйственной деятельности любого предприятия (фирмы) тесно связано с осуществлениемобщей экономической политики или государственной стратегии развития всей рыночнойсистемы. В настоящее время важнейшей предпосылкой стратегического планирования ироста объемов производства на отечественных предприятиях стало развитие свободныхрыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому сей часстратегическое планирование на наших предприятиях должно быть направлено на их долгосрочноеразвитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапногосовершенствования различных производственно-технических факторов и организационно-управленческихструктур с целью обеспечения высокого качества работы персонала и уровня жизни своихработников. [6; 182]
В теории планирования подразвитием принято понимать соответствующие изменения существующей производственнойили экономической системы, достижение необходимого ее роста и обновление отдельныхподсистем или их частей. Рост и развитие, по мнению Р.Л. Акоффа, — не одно и тоже. Рост может происходить с развитием или при его отсутствии. В большинстве случаеврост означает повышение размеров или числа объектов. К росту корпорации, предприятияотносятся как увеличение их размеров, так и расширение деятельности после дующимпоказателям: объем производства, доля на рынке, численность персонала, величинапродаж, чистая прибыль и т.д. Предприятия (фирмы) как организованные системы могутстимулировать свой рост, осуществляя целенаправленный выбор, например, расширениерынка сбыта, привлечение инвестиций и т.п. Ограничение роста не ограничивает развитие.Вопреки распространенным представлениям, скажем, развитие личности не есть условиеили состояние, определяемое тем, чем человек обладает. Развитие — это процесс, вкотором увеличиваются возможности и желание индивида удовлетворять свои желанияи потребности других людей. Это возрастание способностей и потенциала человека,а не приобретение материальных благ. Это, скорее, вопрос мотивации, знаний, пониманияи мудрости, чем богатства. Развитие более тесно связано с качеством, чем с уровнемжизни. Оно в большей степени относится к тому, как много может сделать человек илиорганизация, нежели к тому, чем они уже дают, какого экономического состояния илиуровня достигли к да ному периоду своего существования.
Таким образом, стратегическоепланирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровеньразвития предприятий на предстоящий долгосрочный период. Современное пред приятие— это организованная система или целенаправленная на производство товаров и услугорганизация, которая является частью экономической системы. Общими элементами тойи другой системы выступают люди, персонал работников, имеющих свои собственные экономическиецели. Следовательно, требуемый уровень развития предприятия зависит от характеравлияния на него отдельных людей — его основных элементов и всего государства — целойсистемы, частью которой выступает данное предприятие. Кроме того, в ходе стратегическогопланирования следует все более полно представлять, что характер воздействия на организациюэлементов зависит от того, как она воздействует на них, и точно так же влияние нанее систем более высокого порядка зависит от ее влияния на такие системы. Инымисловами, в долгосрочном планировании деятельности пред приятия необходимо выделятьтри независимых уровня ответственности за достижение соответствующих целей: организация,персонал и государство.
В стратегическом планированииважную роль играет государственное регулирование экономической политики, обоснованиеперспективных направлений развития всей рыночной системы. С точки зрения теориипланирования любая производственная система обладает определенным потенциалом экономическогоразвития и роста. При этом существуют три основных типа развития больших экономических,в том числе и государственных, систем. Идеальный — такой тип развития системы, когдав нее вносятся по мере необходимости, основанные на передовой науке и профессиональномопыте дозированные изменения, обеспечивающие непрерывность и устойчивость экономическогороста. Реальный — предполагает частичное реформирование экономической системы послепоявления первых негативных признаков ее функционирования. Радикальный — используется,когда практически исчерпан ресурс действующей системы и необходима ее кардинальнаяреформа с изменением основных институциональных структур, как это сейчас происходитв российской экономике. В этом случае должно обеспечиваться плановое государственноерегулирование экономики, направленное на создание новых организационно-правовыхструктур, повышение темпов социально-экономического развития страны и уровня жизнилюдей. [10; 16]
В настоящее время содержаниестратегического планирования на государственном уровне определяется в нашей страневзаимодействием правительственного регулирования экономики, индикативного планированияи экономического прогнозирования. Важнейшим среди названных компонентов считаетсягосударственное регулирование, которое обеспечивает прямое или косвенное влияниесвоей экономической политики, действующей финансовой и налоговой системы, существующихкредитно-денежных регуляторов и многих других механизмов на конечные результатыпланово-управленческой деятельности различных предприятий и фирм. Как показываетмировой опыт, в странах с развитой рыночной экономикой существуют различные теориигосударственного воздействия на стратегическое планирование долгосрочной деятельностикорпораций и фирм. Это — экономика предложения на американских фирмах, экономикасотрудничества в скандинавских странах, экономика промышленного развития в японскихкомпаниях, экономика спроса в развивающихся странах и др. Все эти теории служатнадежными макроэкономическими регуляторами совершенствования стратегического планированияи на микроэкономическом уровне, включая и российские предприятия.
Стратегическое планированиена микроуровне, как подтверждает зарубежная практика, является основой взаимодействиямножества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.
Во-первых, стратегическийплан задает перспективные направления развития предприятия, определяет основныевиды деятельности организации, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую,проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше пониматьструктуру потребностей, процессы планирования, продвижения, и сбыта продукции, механизмформирования рыночных цен.
Во-вторых, он устанавливаеткаждому подразделению, всей организации конкретные и четкие цели, которые согласуютсяс общей стратегией развития предприятия.
В-третьих, он обеспечиваеткоординацию усилий всех функциональных служб организации.
В-четвертых, стратегическийподход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороныс точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.
В-пятых, план определяет альтернативныедействия организации долгосрочный период.
В-шестых, создает основу дляраспределения ограниченных комических ресурсов.
В-седьмых, демонстрирует важностьпрактического применения основных функций планирования, организации, управления,контроля и оценки деятельности предприятия как единую систему современного менеджмента.
Процесс стратегического планированияна предприятиях включает осуществление следующих взаимосвязанных функций:
1) определение долгосрочнойстратегии, основных идеалов, целей и задач развития предприятия;
2) создание стратегическиххозяйственных подразделений на предприятии;
3) обоснование и уточнениеосновных целей проведения маркетинговых исследований рынка;
4) осуществление ситуационногоанализа и выбор направления экономического роста фирмы;
5) разработка основной стратегиимаркетинга и укрупненное планирование производства продукции;
6) выбор тактики и уточненноепланирование способов и средств: достижения поставленных задач;
7) контроль и оценка основныхрезультатов, корректировка вы бранной стратегии и способов ее реализации.
2. Практическое исследованиев социальной сфере
2.1 Анализ структуры и деятельностиГородского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями
Реабилитационный центр длядетей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является учреждением государственнойсистемы социальной защиты населения, осуществляющим на территории города Ставропольсоциальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическомразвитии в возрасте от 4 до 18 лет, а также семей, в которых эти дети воспитываются.Центр открыт 21 марта 2002 года, рассчитан на 60 койко-мест, содержится за счетсредств городского бюджета и других внебюджетных поступлений, является юридическимлицом.
Реабилитационный центр длядетей и подростков с ограниченными возможностями осуществляет комплексную реабилитациюдетей–инвалидов, реализует индивидуальные программы реабилитации. Основной задачейЦентра является устранение социальной недостаточности детей и подростков с ограниченнымивозможностями, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптациейпосредством проведения комплексной реабилитации, реализации индивидуальных программреабилитации детей–инвалидов.
В канун Дня социального работникаи в связи с 85-летием социальной службы Российской Федерации коллектив Центра былпризнан одним из лучших учреждений Республики. 12 мая 2005 года Федеральной службойпо надзору в сфере здравоохранения и социального развития, руководителем Федеральнойслужбы выдана лицензия № 99-01-001597.
Государственное бюджетноеучреждение Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностямис 12.05.2005. по 12.05.2010 имеет право на осуществление медицинской деятельности.
В Реабилитационном центредля детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляется комплекснаяреабилитация детей-инвалидов по индивидуальной программе реабилитации (ИПР), котораянаправлена на социальную адаптацию и включает: медицинскую, социальную, психологическую,педагогическую реабилитацию, а также коррекцию социальной недостаточности.
В процессе социальной реабилитациирешаются три группы задач: адаптация, автомизация и активизация личности. Решениеэтих задач, по сути противоречивых и в тоже время диалектически единых, существеннозависит от многих внешних и внутренних факторов.
Социальная адаптация предполагаетактивное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автомизация- реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях,которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задачсоциальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивымимотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». В тожевремя человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должнабыть сформирована реализуемая готовность к социальным действиям.
Процесс социальной реабилитации, даже при благоприятномстечении обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей,тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если сравнить процесссоциализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок из мира детства в мир взрослых,то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожнымиуказателями, на ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостикамии развилками.
Под трудностью социализациипонимается комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью.Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требованийк ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этимотношениям.
Трудности овладения социальнойролью возникают чаще всего тогда, когда ребенок не информирован об этой роли, либоинформация носит ложный характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себяв данной роли (отсутствие условий для социальных проб).
Трудности реабилитации могутбыть связаны и с тем, что внутри социума наблюдается «размытость» образовролевого поведения (например, стираются границы между представлениями об уверенностии агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни).
В связи с этим у ребенка периодическис необходимостью встает задача самоопределения, как по поводу содержания самой социальнойроли, так по поводу способов ее воплощения.
Условия организации жизнидеятельности детей в интернатах создают внешние трудности для успешной социальнойреабилитации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которыесвязаны с особенностями их психического развития.
Наиболее серьезным следствиеминвалидности является утрата «базового доверия к миру», без которого становитсяпринципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как:автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половаяидентичность и др.
Без этих новообразований ребенокне может стать собственно субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелуюличность. Утрата базового доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости,агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма- с другой.
Слияние блокирует, а иногдаделает вовсе невозможным развитие автономности ребенка, его инициативности и ответственностиза свое поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель,учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское «мы»).В более поздних возрастах действие этого механизма может провоцировать формированиеалкогольной, наркотической или токсикологической зависимости.
Трудности социальной реабилитации,как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам,т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятиенорм отношений, складывающихся в социуме.
Вследствие последствий аномальнойсоциализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстраненияот окружающего мира), отставание в социальном развитии.
Причины возникновения трудностейвхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но,прежде всего ни связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований,которые предъявляет окружающий социум.
Критериями преодоления этихтрудностей могут быть сведущие:
1. Готовность к адекватномувосприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствиис нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способностьадаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевымповедением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы,но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;
2. Устойчивость к неблагоприятнымсоциальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств,сформированных установок и ценностей;
3. Активная позиция в решениисоциальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитиеи самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способностьк самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.
2.2 Основные условия и изменениетехнологии маркетинга
Программа социального маркетингаГородского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностямине похожа на рекламную кампанию общественных услуг, так же как и коммерческий маркетинготличается от рекламы в средствах массовой информации. Реклама — часто полезнаяи даже основная часть маркетинговых программ, это один из инструментов, которыйиспользуют для достижения желаемого результата. Главное для социального и коммерческогомаркетинга — учет качества продукции, ее стоимости, места ее распределения и распространения.
Хотя большинство маркетинговыхпрограмм Городского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченнымивозможностями финансируются государственными учреждениями или некоммерческими организациями,деятели социального маркетинга могут обращаться в компании, которые поощряют деятельность,полезную для общества и выгодную для себя. Например, страховые компании заинтересованыв противопожарной безопасности, охране труда, отказе от курения и других измененияхповедения, которые сократят число несчастных случаев, и, таким образом, избавяткомпании от необходимости платить страховку. Некоторые пивные и ликероводочные заводыстимулируют кампании по повышению безопасности движения, чтобы продемонстрироватьсвою гражданскую ответственность и уменьшить стремление правительства и общественностипринять законы о продаже и распитии спиртных напитков.
Социальный маркетинг частичноповлиял на традиционный подход к изменению поведения. В прошлом в основном использовалисьувещевания со стороны общественности, муниципальные и школьные курсы и реклама общественныхуслуг. Людям скорее рассказывали о правильном поведении, чем о важности и легкостиего изменения. Социальный маркетинг создает целый ряд инструментов и концепций дляреализации программ социальных перемен. В то же время глубоко уважается право каждогоиндивида решить, принимать ли эти изменения.
Прием детей и подростков наобслуживание, а также завершение этапа реабилитации осуществляются в соответствиис индивидуальной программой реабилитации ребенка или подростка с оформлением переводногоили выписного эпикриза с указанием соответствующих рекомендаций.
В отделении организуются реабилитационныегруппы, объединяющие детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья ивозрасту. Количество детей и подростков в этих группах устанавливается от 5 до 10человек.
Дети и подростки с ограниченнымивозможностями посещают отделение в свободное от учебы в школе время в течение необходимогодля их реабилитации периода времени в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Деятельность отделения можноразграничить в соответствии с услугами:
1.Диагностическая и аналитико-прогностическаядеятельность:
- выявлениедетей и подростков, имеющих отклонения в умственно мили физическом развитии, созданиекомпьютеризированной базы данных о детях и подростках данной категории;
- сбор информацииоб анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка,его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье;
- разработкасовместно с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования,культуры и спорта и других ведомств индивидуальных и групповых программ коррекции,реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии, направленных на достижениеоптимального уровня их здоровья и интеграцию в обществе;
- осуществлениекоординации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимыхмероприятий, своевременное внесение необходимых корректив;
- анализрезультатов реализации индивидуальных программ коррекции и реабилитации.
Прежде всего, надо определить,в чем состоит проблема, на кого и как она влияет. Определение проблемы — это началовсей программы социального маркетинга. Просчеты на этом этапе могут свести на нетвсе последующие усилия. Например, некая группа хочет увеличить число донорских сердецдля трансплантации и определяет проблему так: “ У нас недостаточно донорских сердец,чтобы удовлетворить имеющуюся потребность". В то время как проблема может бытьсформулирована так: “Нейрохирурги откладывают установление диагноза или не могутконстатировать смерть мозга, поэтому мы не можем обсудить проблему донорства с семьей.Пока ткани еще могут быть использованы для трансплантации”.
Неполное определение проблемыведет к упрощенным и неэффективным программам. Например, кампания, призывающая общество«проявить благородство и подписать карту донора“, не всегда способствует увеличениюколичества донорских органов. Специалист по социальному маркетингу должен четкоопределить и понять проблему. Часто для этого бывает нужно опросить множество людей,которые могут повлиять на ее решение и которые имеют к ней отношение.
Необходимо осознать проблемус точки зрения человека или группы людей, на которых нацелена программа социальногомаркетинга. Например, кампания по распространению оральной регидрационной терапиидля спасения жизни детей с признаками обезвоживания организма вследствие поносаадресована матерям, которые хотят “вылечить” понос, лишая ребенка пищи и воды, обращаяськ народным целителям, которые используют слабительное, или же к врачам, которыепрописывают бесполезные антибиотики. Задача этой кампании — рассказать матерям,что обезвоживание опаснее поноса, научить целителей пользоваться оральной регидрациейвместо вредных слабительных, донести до врачей, что оральная регидрация дешева иэффективна, а дорогие антибиотики не оказывают должного эффекта.
Фундаментальные решения зависятот целей специалистов по социальному маркетингу или спонсоров. Если кампания социальногомаркетинга финансируется государством (как многие), то задача социального маркетинга- охватить самые неблагополучные слои общества. Хотя это могут быть и другие слои,но главное — чтобы она принесла пользу. Например, социально оправданно проводитькампанию по детской вакцинации в районах с низким процентом вакцинации.
Но если задача программы — вакцинировать большое число детей в кратчайшие сроки — лучше идти в другие районы.В районах с низким уровнем вакцинации можно натолкнуться на большое сопротивлениегосударственным программам, непонимание пользы вакцинации, поэтому нужно наладитьхорошие контакты с населением и просветить родителей в отношении необходимости вакцинации.Только четко представляя цели и задачи программы, можно правильно определить целевыеаудитории.
Нужно хорошо понять выбраннуюцелевую аудиторию. На этом этапе специалисты по социальному маркетингу проводятличные интервью с членами группы, наблюдения и исследования для того, чтобы лучшеузнать ее интересы, отношение к предлагаемому изменению поведения, причины, по которымгруппа может не захотеть изменить поведение, что может привлечь ее в этой перемене,какими средствами информации пользуется группа и другие сведения, полезные для программысоциального маркетинга
Эффективный план социальногомаркетинга должен составляться с такой же тщательностью, как и любой чисто коммерческиймаркетинговый проект. В самом деле, ведь программы социального маркетинга зачастуюпризывают людей совершать какие-либо перемены, дающиеся им с трудом, например, броситькурить или изменить привычное отношение к еде, поэтому план социального маркетингадолжен быть тщательно продуман и выполнен. План социального маркетинга должен включатьчетыре обязательных компонента, а именно: новый продукт или модель поведения, предлагаемыевзамен прежних; “цена” этого изменения, где и каким образом человек может получитьэтот продукт, информацию или любые другие предлагаемые средства; какие меры следуетпредпринять для поддержки конкретного плана маркетинга. В плане также должны бытьреалистически отражены желаемые результаты изменения поведения, временные рамки,и то, каким образом эти результаты будут оцениваться. Важно разработать всеобъемлющийплан, поскольку скоординированные действия, направленные на четко определенную целевуюаудиторию, гораздо более эффективны, чем одна массовая кампания для всех и каждого.
Специалистам по социальномумаркетингу следует серьезно обдумать, какое именно изменение поведения предложитьлюдям. Например, в программе по ознакомлению и привлечению внимания к ранней диагностикерака груди основной упор следует делать на необходимость периодических маммографическихобследований или на важность самостоятельного обследования грудных желез. Преждечем пропагандировать маммографическое обследование, специалисты по социальному маркетингу(включая медицинских консультантов) должны определиться в следующем: кто долженпроходить обследование (все женщины без исключения, женщины старше 45 лет, или женщиныв группах риска) и как часто им следует делать маммограммы? Чтобы изменить чье-либоповедение, недостаточно просто сказать: “Сделайте маммограмму”. В том случае, еслипроводящие социальный маркетинг решили пропагандировать самостоятельное обследованиегрудных желез, программа должна определить наилучший способ такого обследованияи научить свою аудиторию пользоваться им, а не просто призывать всех женщин к егопроведению.
В обширной научной литературена тему о том, почему люди воспринимают нововведения, подчеркивается важность пятиважных факторов. Новые идеи, модели поведения, продукты принимаются с наибольшейвероятностью в тех случаях, когда можно ясно представить их положительный результат,а также когда „новое“ совместимо с реальной жизнью людей, они могут этолегко “попробовать” и оценить преимущества предложенного перед тем, что было ранее.Специалисты по социальному маркетингу стараются оптимально упростить предлагаемоеими изменение поведения, сделать его наиболее доходчивым и легким с тем, чтобы онос наибольшей вероятностью было принято целевой аудиторией.
Понятие определения местаподразумевает влияние на восприятие людей и их отношение к тому, что им предлагают.Целью специалиста по социальному маркетингу является побуждение людей к изменениюих поведения путем определения места этого изменения в позитивном смысле (как благоприятное).Например, вместо того чтобы просить людей “подумать о том, чтобы стать донором послесмерти и разрешить использовать свои роговицы глаз” и подписать донорскую карту,это можно сформулировать таким образом: “ Совершить небольшой поступок сейчас, чтобыв будущем дать другим людям счастье прозрения. “Такая форма заявления ни в коеймере не вводит в заблуждение вероятного донора, но преподносит то же решение в болееприятном и альтруистическом контексте, акцентируя внимание на будущем благодеяниидля других людей и минимальной сложности требуемого действия — подписать донорскуюкарту.
В то время как типичные программысоциального маркетинга нацелены на внедрение и принятие идей (как например, ценностьотказа от курения, сдачи донорской крови, освоение приемов оказания первой помощи- искусственного дыхания и массажа сердца), они опираются не только на пропагандированиеабстрактных идей, которые порой трудно уловить. Напротив, при всякой возможностиспециалисты по социальному маркетингу стараются предложить людям какой-либо конкретный(осязаемый) продукт, с помощью которого можно побудить человека изменить поведениеи сделать это наиболее легко и эффективно.
Отбор, разработка и пропагандированиепродуктов, способствующих изменениям, часто отличает социальный маркетинг от другихподходов к общественности, целиком и полностью опирающихся на средства рекламы.В рамках Программы Стэндфордского университета по профилактике сердечных заболеванийбыли выпущены и распространены большие магниты в форме сердца и серии мини-плакатово еде, полезной для сердца, для того, чтобы люди, принадлежащие к целевой аудитории,могли прикрепить их дома на холодильник как напоминание о необходимости полезногодля сердца питания. Понятные любому и выразительные рисунки, изображенные на карточках,убеждают неграмотных родителей сделать детям необходимые прививки. Доступность ивысокая надежности латексных презервативов в значительной мере облегчает специалиступо социальному маркетингу трудную задачу пропаганды “безопасного секса”, предотвращающегораспространение СПИДа. Никотиновый пластырь снижает физиологическую зависимостьот табака, ускоряя изменение поведения, необходимое для того, чтобы бросить курить.В каждом конкретном случае продукт облегчает переход к благоприятным изменениямповедения.
Программы социального маркетингатребуют отслеживания каждого компонента по мере выполнения программы (формирующаяоценка) в целях выявления недостатков и неожиданных препятствий, что позволяет корректироватьпрограмму на ходу. Например, когда выявилась проблема в Гамбии, листовки дополнилисообщениями по радио с объяснением значения изображений на картинках. Результатыпрограммы социального маркетинга также должны тщательно отслеживаться, чтобы определитьстепень их выполнения (окончательная оценка). Большинство программ социального маркетингафинансируются правительственными учреждениями и некоммерческими организациями иимеют ограниченные бюджеты. Оценка затрат (включая добровольно затраченное времяи материалы) и результатов выполнения программ помогут выбрать направление дальнейшейдеятельности в области социального маркетинга и определить как наиболее, так и наименееэффективные способы ее осуществления.
Программа социального маркетингане похожа на рекламную кампанию общественных услуг, так же как и коммерческий маркетинготличается от рекламы в средствах массовой информации. Реклама — часто полезнаяи даже основная часть маркетинговых программ, это один из инструментов, которыйиспользуют для достижения желаемого результата. Главное для социального и коммерческогомаркетинга — учет качества продукции, ее стоимости, места ее распределения и распространения.
Хотя большинство маркетинговыхпрограмм финансируются государственными учреждениями или некоммерческими организациями,деятели социального маркетинга могут обращаться в компании, которые поощряют деятельность,полезную для общества и выгодную для себя. Например, страховые компании заинтересованыв противопожарной безопасности, охране труда, отказе от курения и других измененияхповедения, которые сократят число несчастных случаев, и, таким образом, избавяткомпании от необходимости платить страховку. Некоторые пивные и ликероводочные заводыстимулируют кампании по повышению безопасности движения, чтобы продемонстрироватьсвою гражданскую ответственность и уменьшить стремление правительства и общественностипринять законы о продаже и распитии спиртных напитков.
Социальный маркетинг частичноповлиял на традиционный подход к изменению поведения. В прошлом в основном использовалисьувещевания со стороны общественности, муниципальные и школьные курсы и реклама общественныхуслуг. Людям скорее рассказывали о правильном поведении, чем о важности и легкостиего изменения. Социальный маркетинг создает целый ряд инструментов и концепций дляреализации программ социальных перемен. В то же время глубоко уважается право каждогоиндивида решить, принимать ли эти изменения.
Прежде всего, надо определить,в чем состоит проблема, на кого и как она влияет. Определение проблемы — это началовсей программы социального маркетинга. Просчеты на этом этапе могут свести на нетвсе последующие усилия. Например, некая группа хочет увеличить число донорских сердецдля трансплантации и определяет проблему так: “ У нас недостаточно донорских сердец,чтобы удовлетворить имеющуюся потребность». В то время как проблема может бытьсформулирована так: “Нейрохирурги откладывают установление диагноза или не могутконстатировать смерть мозга, поэтому мы не можем обсудить проблему донорства с семьей.Пока ткани еще могут быть использованы для трансплантации”.
Неполное определение проблемыведет к упрощенным и неэффективным программам. Например, кампания, призывающая общество«проявить благородство и подписать карту донора“, не всегда способствует увеличениюколичества донорских органов. Специалист по социальному маркетингу должен четкоопределить и понять проблему. Часто для этого бывает нужно опросить множество людей,которые могут повлиять на ее решение и которые имеют к ней отношение.
Заключение
Динамичныйпроцесс планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческиефункции. Не используя планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишенычеткого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс планирования являетсяинструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача — обеспечитьнововведения и изменения в организации в достаточной степени и обеспечить основу для управления членами организации.
Некоторыеорганизации могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого трудана формальное планирование. Организация, создающая планы, может потерпеть неудачуиз-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планированиеможет создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.
Оперативныйплан должен разрабатываться с учетом текущих изменений на рынке. Регулярность ипоследовательность в разработке оперативного плана организации — ключ к стабильномуфункционированию организации.
Стратегическийплан должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей организации,а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволитьсебе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации. Стратегическийплан должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобыэффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматьсясбором огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяетей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работниковдругих типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляетее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставатьсяцелостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими,чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.
маркетингтехнология социальный конкурентный
Список используемой литературы
1.Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и практикафирмы. [Текст]/ М.П. Афанасьев, М.: Финстатинформ. 2002.
2.Барышев, А.Ф. Маркетинг: Учебник. [Текст]/ А.Ф.Барышев — М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2003.
3.Батра, Р., Майерс, Дж. Дж. Рекламныйменеджмент. [Текст]/ Р.Батра, Дж. Дж. Майерс, – С.-П., 1999.
4.Бернет С., Дж., Мориарти, Маркетинговыекоммуникации: интегрированный подход. [Текст]/ С. Бернет, Дж. Мориарти – С.-П.,2001.
5.Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование:информация, анализ, прогноз. [Текст]: учеб. пособие для вузов / И. К.Белеявский – М. Финансы и статистика, 2002. – 320с.
6.Гаврипин, Ю.Ф. Маркетинг.[Текст]/ Ю. Ф. Гаврипин,Челябинск: ЧГТУ. 2006.
7.Голубкова, Е.П. Маркетинг: выбор лучшегорешения.[Текст]/ Е. П. Голобкова, М.: Экономика. 2006.
8.Гермогенова, Л.Ю. Как сделать рекламу магазина.[Текст]/ Л.Ю. Гермогенова, М.: РусПартнер Лтд, 1994, с. 281
9.Глазунова, В.В. Торговая реклама. [Текст]/ В.В.Глазунова, М.: Экономика ,2002
10.Винникова, Л. Мерчендайзинг: всякому товару —свое время, место и атмосфера// [Текст]/ Л. Винникова,»Город N", 2002г, № 45, с. 14-15.
11.Дашков Л. П. Памбухчиянц В. К. Коммерция итехнология торговли. [Текст]/ Л. П. Дашков, В.К. Памбухчиянц – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 596с.
12.Джи, Б. Имидж фирмы: Планирование,формирование, продвижение. [Текст]/ Б. Джи – Спб, 2000.
13.Гермогенова, Л. Эффективная реклама в России.[Текст]/Л. Гермогенова, – М., «Рус-Партнёр ЛТД», 1994.Кабушкин, Н. И. Основыменеджмента. [Текст]: учеб. Пособие для вузов/ Н. И. Кабушкин, – М.: ТОО«Острожье», 2001. – 336с.
14.Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ,[Текст]/ Ф. Котлер, М,: Прогресс. 2000.
15.Котляренко, М. Мерчандайзинг — этоискусство.//Маркетинг и маркетинговые отношения. [Текст]/ М. Котляренко, 2001.№7. с.14-20
16.Кретов, И.И. Маркетинг на предприятии:практическое пособие, [Текст]/ И.И. Кретов, М.: Финстатинформ. 2002.
17.Крылов, И.В. Маркетинг. [Текст]/ И.В. Крылов,– М., центр, 2006
18.Котлер, Ф. Основы маркетинга. [Текст]/ Ф.Котлер, – М., «Прогресс», 1990.
19.Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент. [Текст]/ Ф.Котлер, – СПб, М., Харьков, Минск, 2000.
20.Крылов, И. Теория и практика рекламы.[Текст]/И. Крылов, – М., «Центр», 1996.
21.Маркетинг/Под ред. А.Н, Риманова [Текст]/ А.Н. Риманова, — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003
22.Маркетинг. Сборник: Пер. с англ. [Текст]/ М.:Прогресс. 2000.
23.Маркетинг. / Под ред. Уткина Э. А., [Текст]/Э. А. Уткина, Москва 2003 г.
24.Маркетинг. / Под ред. Романова А.Н., [Текст]/А. Н. Романова, Москва 2002 г.
25.Маркетинг: Учебник для вузов. / Под ред.Самсонова. [Текст]/ Самсонова, — М.: ЮНИТИ, 2006.
26.Маркетинг. — 2-е изд. / Под ред. Пупкова М.А.и Тейлора А.Х. [Текст]/ М. А. Пупкова, А. Х. Тейлора, — М.: ИНФРА-М, 2003.
27.Марданова, Э. У. Организация работы посозданию маркетинговых стратегий и тактических действий в торговой сети //Маркетинг в России и за рубежом [Текст]/ Э. У. Морданова, – 2007. – №6. – С.
28.Маркетинг: Учебник / Коллектив авторов; Подред. Проф. Н. П. Ващекина. [Текст]/ Н. П. Ващекина, – М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. –312с.
29.Макшанцев, Р.И. Психология рекламы. [Текст]/Р. И. Макшанцев, – Москва-Новосибирск, 2000.
30.Музыкант, В. Реклама. Международный опыт ироссийские традиции. [Текст]/ В. Музыкант, – М: “Право и закон”, 1996.
31.Назайкин, А.Н. Эффективная продажа рекламы.[Текст]/ А. Н. Назайкин, – М., «Дело», 2000.
32.Назайкин, А.Н. Эффективная реклама в прессе.[Тест]/ А. Н. Назайкин, М., ООО «Гелла-Принт», 2000.
33.Памбухчиянц, В. К. Организация, технология ипроектирование торговых предприятий. [Текст]/ В. К. Памбухчиянц, – М. ИВЦ«Маркетинг», 2001. – 320с.
34.Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность.[Текст]/ Ф. Г. Панкратов, – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2006. – 504с.
35.Парамонова, Т. Н., Рамазанов И. А.Мерчендайзинг. [Текст]/ Т. Н. Рамазанов, – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006. – 144с.
36.Перекрест, В. Тактические вопросы размещенияторговых точек // [Текст]/ В. Перекрест, Российская торговля. – 2008. – №5. –С. 16
37.Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность.[Текст]/ Ф. П. Половцева, – М.: ИНФРА-М, 2001. – 248с.
38.Парамонова, Т. Планировка магазина какважнейший элемент мерчендайзинга.//Практический маркетинг. [Текст]/ Т.Парамонова, 2000. №4Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса.[Текст]/ – М., 2007.
39.Пашенцев, Е.Н. Паблик рилейшнз от политики добизнеса. [Текст]/ – М, 2000.