ГОУ ВПО Тверская Государственная Медицинская Академия Росздрава
КафедраУправления и экономики фармации, с курсами фармакогнозии и ботаники,токсикологической и фармацевтической химии, фармацевтической технологии
Зав.кафедрой проф. д.м.н. Демидова М.А.
Курсоваяработа
«Логистическиепринципы, применяемые в управлении фармацевтическими предприятиями города Твери»
Выполнила студентка 501 группы
Смирнова Анастасия Сергеевна
Руководитель: ассистент
Панина Г.А.
2011г
Содержание
Введение
Глава 1. Общее представление о логистике
1.1 Виды логистики
1.2 Цельлогистики
1.3 Функции логистики
1.3.1 Системообразующая функция
1.3.2 Интегрирующая функция
1.3.3 Регулирующая функция
1.3.4 Результирующая функция
1.4 Сбытовая логистика
Глава 2. Особенности фармацевтической логистики
2.1 Фармацевтическиепредприятия оптовой торговли в Тверской области
2.2 Функциискладов
2.3 Функции транспортного отдела
2.4 Предмет изучения логистики
2.5 Складская логистика
2.5.1 Склад какзвено логистической цепи
2.6 Транспортнаялогистика
Глава 3.Логистика- элемент управления
3.1 Логистическаястратегия управления
3.2 Базовыелогистические стратегии
3.3 Транспортировка грузов
3.4 Ценообразование
3.5 Складирование
3.6 Грузопереработка
3.7 Упаковка
3.8 Методология формирования ассортимента складских позиций
3.9 Информационные технологии в оптимизации работы склада
3.10 Элементы логистики определяющие условия сделок
3.11 Форма предоставления заказов
3.12 Вид тары и упаковки
3.13 Маркировка
3.14 Выбор перевозчика
3.15 Срок поставки
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Логистикаиграет большую роль в современном управлении фармацевтическими предприятиями иих комплексами. В контексте регулярного менеджмента она выступаетсамостоятельным интегрированным базовым компонентом, определяющим качество искорость протекания всех бизнес-процессов, их взаимодействие и взаимосвязь.
Современныйэкономический словарь определяет логистику как «часть экономической наукии область практической деятельности, предмет которых заключается в организациии регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям,функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управлениятоварными запасами, создания инфраструктуры товародвижения». Однакобольшинство авторов разделяют научную и практическую компоненты логистики. Спозиций научного подхода логистика определяется как наука об оптимизации иуправлении материальными, информационными, финансовыми, трудовыми потоками вопределенной микро — или макрологистической системе для достижения поставленныхперед ней целей. А с точки зрения практического менеджмента областью логистикиявляется оптимальная организация бизнес-процессов компании, обеспечивающаяпоставку нужного товара нужного качества в необходимом количестве нужномупокупателю в нужное время и место по нужной цене с минимумом затрат.
Сегоднялогистика рассматривается как интегральный инструмент менеджмента,способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целейорганизации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрати удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг)управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими импотоками информации и финансовых средств. В отличие от традиционного подхода,предусматривающего обеспечение непрерывной работы основного оборудования,поддержание высокого коэффициента его использования, наличие максимальнобольшого запаса материальных ресурсов для обеспечения бесперебойногообслуживания потребителей, логистическая концепция организации производстваориентирована на отказ от избыточных запасов, сокращение времени выполненияпроизводственных и транспортно-складских операций, исключение из ассортиментапродукции, на которую нет покупательского спроса, устранение брака,нерациональных внутризаводских перевозок, активное сотрудничество споставщиками, обеспечение качественной и количественной гибкостипроизводственных мощностей. Принципиальным отличием логистического подхода к управлениюявляется отказ от традиционного сбытового управления и переключение науправление сквозным материальным потоком.
Наданный момент применение в компании логистического аудита, оптимизация бизнес-процессови всех его составляющих является актуальным. В данной курсовой работе былирассмотрены основные процессы организации работы склада и транспортировкилекарственных препаратов.
Цельюнаписания данной курсовой работы было:
— изучить процессы, составляющие логистическую цепь товародвижения товаров
— изучить и описать процессы, поступления товара на аптечный склад
— изучить процессы, связанные с отгрузкой товара со склада
Даннаякурсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы. Вовведении обозначена актуальности выбранной темы, основные цели и задачилогистического управления, поставленные при написании данной работы. В первойглаве изложен материал по теоретическим основам логистики, обозначены функции,выполняемые в логистических системах, описаны виды производственной логистики.Во второй главе описаны признаки фармацевтической логистики, описаныпредприятия оптовой торговли города Твери. В третьей главе непосредственноописаны элементы управления, применяемые организациями при управлении, условиясделок, определяющие логистику. В заключении представлены выводы по проделаннойработе и основные заключения.
Глава 1. Общее представление о логистике
1.1 Виды логистики
Логистика– интегрированная система активного управления материальными потоками на основеприменения современных информационных технологий и оптимизационныхэкономических решений, рассматривающая в единстве материалопотоки междухозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высокихконечных результатов деятельности.
Логистикапозволяет экономно управлять материальными потоками на предприятии, минимизироватьиздержки. 1.2 Цель логистики
Деятельностьв областях логистики имеет конечную цель, которая получила название «шестьправил логистики»:
1./> товар — нужный товар.
2.качество — необходимого качества.
3.количество- необходимым количеством.
4.место– в нужное место.
5.время- нужное время.
6.затраты- минимальные затраты.
Всеэто служит удовлетворению интересов потребителей. Потребителям выгодна такаяорганизация работы поставщиков, которая будет обеспечивать поступление товара внужное время, в нужном месте, в требуемом количестве и состоянии при наименьшихзатратах. Лишь применение элементов логистики, возможности которой началииспользоваться, может обеспечить заметное повышение рентабельностидеятельности. Современный бизнес чрезвычайно динамичен и вопросы организациилогистики товарных, информационных и финансовых потоков меняются в соответствиис потребностями бизнеса. [3]
Впродвижении товаров от поставщиков к потребителям участвует множество субъектовразличных логистических цепей:
— технические средства. Коммуникации и обустройства всех видов транспорта
— складское хозяйство предприятий, отправляющих и получающих товары
— склады и обустройства транспортно-экспедиторских компаний для осуществленияопераций по группировке, комплектации отправок и т.д.
— совокупность технологических, организационных, правовых, социальных и иныхотношений, возникающих в ходе транспортного, складского, информационных и иныхсредств обеспечений хозяйственных связей. 1.3 Функции логистики 1.3.1 Системообразующая функция
Логистикапредставляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управленияресурсами. В узком смысле слова логистика образует систему управлениятовародвижением (формирование хозяйственных связей, организация перемещенияпродукции через места складирования, формирование и регулирование запасовпродукции, развитие и организация складского хозяйства).[9] 1.3.2 Интегрирующая функция
Логистикаобеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции сориентацией их на рынок средств производства и оказание посреднических услугпотребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредниковв логистической системе. Логистика позволяет осуществить переход от частных,локальных экстремумов к общей оптимизации. 1.3.3 Регулирующая функция
Логистическоеуправление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всехвидов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыкеразличных организационно-экономических уровней и отраслей. В широком смыслеуправляющее воздействие заключается в поддержании соответствия поведения частилогистической системы интересам целого. Чем выше ресурсный потенциал какой-либоподсистемы, тем больше она в своей деятельности должна ориентироваться настратегию логистической системы. В противном случае при превышении подсистемойопределенного, наперед заданного уровня автономности может возникнуть опасностьразрушения самой системы. 1.3.4 Результирующая функция
Логистическаядеятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, вуказанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальныхиздержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия «снабжение–производство–распределение–потребление»,иначе говоря, она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов впоставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом. Впрактическом плане на современном этапе развития логистический подход состоит вустановлении адекватности материального, финансового и информационного потоков,определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработкестандартных требований к качеству товаров и их упаковке, выявлению центроввозникновения потерь времени, нерационального использования материальных итрудовых ресурсов, оборудования и т.п.
1.4 Сбытовая логистика
Подсбытовой деятельностью мы понимаем процесс движения товара на рынок иорганизация товарного обмена с целью извлечения прибыли.
Целисбыта – максимилизация прибыли, достижение данной цели возможно при успешнойреализации следующих задач в области сбытовой деятельности:
1) оптимальная загрузкапроизводственных мощностей заказами потребителей;
2) выбор рациональных каналовраспределения товародвижения;
3) минимизация совокупных затрат в хозяйственномцикле товара включая расход по послепродажному обслуживанию и потребительскомусервису.
Сбытоваялогистика – неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающаянаиболее эффективную организацию распределения произведенной продукции. Онаохватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку,складирование и др.
Развитиемаркетинга связано с обострением проблемы реализаций продукции и ростомтребований к подразделениям фирм, занимающихся сбытом и материально-техническимснабжением. Прежде всего, возникает необходимость совершенствования сбытовойполитики в целях формирования рынка и значительного улучшения планированияреализации продукции фирм.
Впервую очередь, сюда включаются конкуренция, спрос на рынке, доступность рынкаи ряд других факторов. [4]
Дляуспешного продвижения товара на рынок необходимо провести ряд подготовительныхпроектов – исследований, включающих:
- планирование объема и номенклатурытоваров с учетом зависимости от различных факторов;
- проверку планирования путеммоделирования сбытовой деятельности фирмы и определения его достоверности;
- принятие плана действий по сбыту ииспользование его показателей для производственных программ.
Включениемаркетинга в сбытовую логистику в качестве ее составной части служит одним изнаиболее эффективных путей совершенствования сбытовой деятельности.
Наиболееважными являются следующие функции маркетинга:
— исследование и идентификация рынка;
— разграничение рынка по соотношению спроса и предложения;
— формализация и обеспечение преимуществ продукта фирмы по отношению кконкурентам;
— разработка маркетингового предложения.
Глава 2. Особенности фармацевтической логистики
Фармацевтическаялогистика характеризуется следующими основными положениями:
1)процесс товародвижения фармацевтической продукции осуществляется не только в экономической,но и в социальной среде;
2)параметры товарных потоков и методы их управления определяются специфическимиособенностями фармацевтической продукции;
3)оборот фармацевтической продукции неразрывно связан с оказанием медицинскихуслуг, которые исполняют роль логистического импульса;
4)траектории товарных потоков фармацевтической продукции обусловлены производством- товаропроизводителями фармацевтической продукции, их авторитетом на рынкефармацевтической продукции;
5)пространство товародвижения носит интернациональный межгосударственныйхарактер, что предопределяет значительную роль импортной продукции;
6)процесс товародвижения осуществляется в условиях мощной дивер- сификациифармацевтической продукции;
7)товародвижение многочисленных аналогов и модификаций отечественной и зарубежнойфармпродукции должно, определяться не только коммерческими факторами, но имедицинскими показателями;
8)оптово-торговые фармацевтические фирмы должны обладать собственнойтоваропроводящей (аптечной) сетью для розничной реализации части своейпродукции;
9)при управлении процессом товародвижения требуется мониторинг ликвидности, т.е.отслеживание сроков реализации и годности;
10)для организации процесса товародвижение формируется специализированнаялогистическая инфраструктура с учетом требований регламентации оборотафармпродукции;
11)управление процессом товародвижения осуществляется при помощи маркетинговогообеспечения, которое, формирует информацию о рынке фармацевтической продукции;
12)особое место занимает активная предварительная работа по установлениюхозяйственных связей с поставщиками — обоснование выбора поставщиков,подготовка условий предстоящих деловых переговоров;
13)проведение функционально-ценового анализа (ФЦА) для выработки цен спроса нафармпродукцию по критерию;
14)оптимизация хозяйственных и инфраструктурных связей
15)участие в системе прокьюремента (госзакупок) с предоставлением преференций(налоговых льгот);
16)диспетчеризация прохождения товаропотоков по всем логистическим звеньям — от поставщикови до конечных потребителей;
17)полная компьютеризация деятельности фирмы;
18)рационализация транспортных и складских операций (оптимизация транспортировки иразвозки продукции, количественная и качественная при- емка, хранение,управление запасами, обработка заказов, пополнение ассортимента, отгрузка,документальное оформление и др.);
19)система страхования от коммерческих рисков, в том числе с помощью ассортимента,оперативного маневрирования ресурсами и др.;
20)сопровождение товародвижения фармпродукции выполнением комплекса услуг. [1] 2.1 Фармацевтические предприятия оптовой торговли в Тверской области
Внастоящее время в Тверской области насчитывается 3 фармацевтических складаоптовой торговли. Склады фирм ЗАО «СИА Интернешенал», ОГУП «Фармация»и ООО «Фарминторг-Опт» располагаются в черте города. Каждый из данныхскладов имеет свои особенности. ОГУП «Фармация» является государственнымпредприятием. ОГУП «Фармация» имеет в своем составе оптовый склад исобственную розничную сеть. Особенностью склада ОГУП «Фармация»является обеспечение аптечных организаций и лечебно-профилактических учрежденийобласти кроме лекарственных препаратов наркотическими средствами ипсихотропными веществами, иммунобиологическими препаратами и вакцинами,препаратами для наркоза и анестезии, спиртом этиловым. ОГУП «Фармация»является уполномоченным складом по государственной программе обеспечения льготныхкатегорий граждан бесплатными лекарствами.
ВООО «Фарминторг-Опт» на складе хранится большой ассортимент товаровне только лекарственных средств, но и изделий медицинского назначения,медицинской техники, парафармацевтической продукции, диетического и детскогопитания и т.п. так же на складе в ООО «Фарминторг-Опт» выделенопомещение для хранения сильнодействующих и ядовитых средств. Фирма обеспечиваетаптечные учреждения города Твери и области представленным в ней ассортиментом.Который постоянно обновляется.
ЗАО«СИА Интернешенал» является одним из крупнейших фармацевтическихдистрибьюторов на территории Российской Федерации. Основной офис и складрасположены в Москве, но и на территории Тверской области компания так жеорганизовала свой склад. В ассортименте данной компании на складе основнойобъем занимают лекарственные препараты. 2.2 Функции складов
Складосуществляет следующие виды работ:
-приемкагрузов от поставщиков;
-идентификациятоваров, сопоставление их с заказами и определение их предназначения;
-выгрузкатоваров с транспортных средств;
-выполнениенеобходимых проверок количества, качества доставленных грузов и условий заказа;
-сортировкатоваров, когда это необходимо;
-перемещениетоваров на участок хранения опта;
-хранениетоваров в запасе до тех пор, пока они не потребуются, при необходимости,перемещение материалов из отделения хранения опта на участки для комплектациименьшими партиями;
-комплектацияматериалов из запаса для удовлетворения заказов; перемещение материалов насортировочный участок;
-комплектациятоваров в соответствии с полученными заказами; упаковывание товаров, когда этонеобходимо;
-погрузкатоваров на транспортные средства для доставки и диспетчеризация заказов;
-контрольнад всеми коммуникациями и связанными системами,
-контрользапасов и финансовый контроль. 2.3 Функции транспортного отдела
Экспедиторскаяслужба является посредником между складом и следующим звеном логистической цепитовародвижения – розничное звено.
Экспедиторскаяслужба организует:
— выполнение доставки грузов с гарантией сохранности на условиях и в сроки,обусловленные в договоре.
— координирует взаимодействие всех участников обработки грузов.
— составляет технологические и экономические обоснования транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов.
— организует выполнение разгрузки и погрузки товаров, их перевозку.
-обеспечиваетотслеживание хода выполнения погрузочно-разгрузочных, складских, упаковочныхработ, соблюдение сроков и условий хранения.
— оформляет товарно-сопроводительные документы, информирует склад о движениигрузов. 2.4 Предмет изучения логистики
Посколькулогистический подход требует введения нового объекта изучения (потока),приведем его определение. Поток – совокупность объектов, воспринимаемая какединое целое, существующая как процесс на некотором временном интервале иизмеряемая в абсолютных единицах за определенный период времени. Потокхарактеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость,время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока – количествообъектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.
Предметомизучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых,информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческуюдеятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого,т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.
Воптовых предприятиях существует три направления логистики:
— складская
— транспортная
— распределительная.
2.5 Складская логистика
Складскаялогистика изучает направления в работе склада — экономное и полноеиспользование складских площадей. Складская логистика — проектирование,организация и управление складом. 2.5.1 Склад как звено логистической цепи
Задачии функции логистики складирования необходимо рассматривать с позиции склада влогистической цепи.
Логистическаяцепь это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса,осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материальногопотока от одной логистической системы до другой.
Внепрерывных цепочках склад может выступать как в качестве конечного звена, таки в качестве промежуточного. Склад может относиться к оптовому торговомупредприятию, стремящемуся к постоянному поддержанию или увеличениюассортимента. Тогда во всей логистической цепочке он будет игратьглавенствующую и конечную роль, дальнейшее продвижение товаров в большейстепени будет зависеть от менеджеров и политики продвижения товаров, нежели отлогистики. Если предприятие имеет сеть розничных точек, то склад будет игратьпромежуточную роль звена для накопления товаров, поддержания ассортимента впериоды спада производства.
Всовременном Российском законодательстве под складом понимаетсяспециализированное здание, сооружение, устройство, предназначенное для приемки,обработки, хранения и выдачи грузов по назначению.
Комплексскладских операций представляет собой следующую последовательность:
— разгрузка и приемка грузов;
— размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи,штабели);
— комплектация и отгрузка товаров;
— внутрискладская транспортировка грузов.
Разгрузкаи приемка грузов производится всоответствии с условиями поставки заключенного договора. Технология выполненияуказанных работ на складе зависит от характера груза (штучный, сыпучий), оттипа транспортного средства (трейлер, контейнер), а также от вида используемыхсредств механизации. В процессе приемки происходит сверка фактическихпараметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов,оформление прибывшего груза через информационную систему и формированиескладской грузовой единицы. [2]
Наскладе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения.Процесс хранения включает обеспечение соответствующих для этого условий иконтроль за наличием запасов на складе. Для упорядоченного хранения груза иэкономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципутвердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободномместе) выбора места складирования.
Процесскомплектации сводится к подготовке товаров в соответствии с заказамипотребителей и включает отбор товара по заказу клиента, подготовка товара котправке (укладывание в тару), объединение отдельных заказов в партию отправкии оформление транспортных накладных, отгрузку грузов в транспортные средства. Внутрискладскаятранспортировка предполагает перемещениегрузов между различными зонами склада: с разгрузочной площадки в зону приемки,оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Транспортировкагрузов внутри склада должна осуществляться по сквозным проточным маршрутам. Этопозволяет избежать повторного возвращения в любую из складских зон инеэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудованияна другое) должно быть минимальным. [5]
2.6 Транспортная логистика
логистический управление фармацевтический ассортимент
Транспорт- это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей игрузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сферепроизводства материальных услуг.
Значительнаячасть логистических операций на пути движения материального потока отпервичного источника сырья до конечного потребления осуществляется сприменением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операцийсоставляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Изменениеместонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средствназывается транспортировкой грузов.
Транспортировкаявляется частью логистического процесса и относится к сфере производстваматериальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировкии организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.
Транспортнаялогистика решает следующие задачи:
— создание транспортных систем;
— совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (вслучае смешанных перевозок);
— обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
— выбор способа транспортировки и транспортного средства;
— определение рациональных маршрутов доставки.
Поназначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения — сбыта) и внутреннюю(внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировкивзаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия. [10]
Глава 3. Логистика- элементуправления
Логистическоеуправление – это осуществление воздействия и организованность производственногопроцесса таким образом, чтобы при минимальных издержках наилучшим образомудовлетворять потенциальных потребителей и расширять их круг.
Куправлению будем относить такие основные функции, как:
–контроль и анализ хода производственно-сбытового процесса;
–регулирование хода производственно-сбытового процесса;
–учет и ведение отчетной документации;
–адекватный уровень систематизации и формализации процесса логистическогоуправления;
–организационные формы и система методов логистического управления;
–возможность сокращения длительности переходных процессов и оперативногополучения обратной связи по результатам логистической деятельности.
Информационныепотоки в логистике образуются в виде потоков массивов электронных данных,определенным образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков,состоящих из обоих этих типов квантов информации. [7]
Кэлементам информационных потоков в логистике относятся:
–телефонограммы и факсы;
–накладные, поступающие вместе с товаром;
–информация о поступлении и размещении грузов на складах;
–данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта;
–изменения в динамических моделях состояния запасов;
–различная нормативно-справочная производственная информация;
–изменения в динамических моделях рынка и в его сегментировании;
–текущие сведения о производственных мощностях;
–текущие сведения о поставщиках и продуцентах;
–изменения в динамических моделях портфеля заказов;
–текущие сведения о незавершенном производстве;
–данные о планах выпуска;
–текущие данные о складах;
–данные об объемах и видах готовой продукции;
–данные о фактическом сбыте продукции потребителям;
–данные о финансовых потоках. 3.1 Логистическая стратегия управления
Логистическаястратегия – долгосрочное качественно определенное направление развитиялогистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной имежорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшимменеджментом компании в соответствии с корпоративными целями. Логистическиестратегии построены на основе (минимизации) максимизации одного ключевогопоказателя, например общих логистических издержек. Однако при этом необходимо(как и для большинства задач однокритериальной оптимизации) ввести ограниченияна другие, существенные с точки зрения стратегии фирмы, показатели. Длястратегии минимизации общих логистических издержек таким показателем (системойпоказателей) будет качество логистического сервиса. В общем случае — чем вышетребования потребителей к качеству логистического сервиса, тем выше должны бытьлогистические издержки, обеспечивающие этот уровень. Поэтому естественнымограничением (задаваемым корпоративной стратегией) является ограничение(нормативы компании) на базовый уровень качества потребительского сервиса. Вряде случаев стратегия минимизации общих логистических издержек может бытьтрансформирована в стратегию максимизации отношения: уровень качествасервиса/общие логистические издержки. Реализация стратегии минимизации общихлогистических издержек осложняется слабой формализуемостью параметров качествалогистического сервиса и субъективной оценкой качества сервиса со стороны потребителей.Желание учесть большинство ключевых факторов в логистической стратегии очевидноприводит к необходимости применить методологию многокритериальной оптимизации.Однако применение этого подхода до сих пор сдерживается рядом причин, связанныхв основном с недостаточной разработанностью методов и информационно-программнойподдержки такой оптимизации, а также с высоким уровнем неопределенности в ЛС истохастическими свойствами ее параметров. 3.2 Базовые логистические стратегии
Средибольшого числа логистических стратегий применяемых компаниями, можно выделитьнесколько базовых наиболее широко используемых в бизнесе при построении ЛС. Этистратегии, а также основные пути их реализации представлены в виде табл. 1.
Таблица1. Основные логистические стратегииСтратегия Пути реализации Минимизации общих логистических издержек Сокращение (оптимизация) операционных логистических издержек в отдельных логистических функциях; оптимизация уровней запасов в ЛС; выбор оптимальных вариантов «складирование — транспортировка» (переключение с одной логистической функции на альтернативную); оптимизация решений в отдельных функциональных областях и/или логистических функциях по критерию минимума логистических издержек; 3PL подход и т.п. Улучшения качества логистического сервиса Улучшение качества выполнения логистических операций и функций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и т.п.); поддержка предпродажного и послепродажного сервиса; сервис с добавленной стоимостью; использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукта; создание системы управления качеством логистического сервиса; сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами (в частности ISO 9000); бенчмаркинг и т.д. Минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру Оптимизация конфигурации логистической сети; прямая доставка товаров потребителям, минуя складирование; использование складов общего пользования; использование логистических посредников в транспортировке, складировании, грузопереработке; использование логистической технологии «точно в срок»; оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и др. Логистический аутсорсинг Решение «делать или покупать»; сосредоточение компании на своих ключевых областях компетенции, поиск логистических посредников для выполнения неключевых функций; оптимизация выбора источников внешних ресурсов; оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры; применение инноваций поставщиков; оптимизация числа логистических посредников и закрепляемых за ними функций
Логистическаястратегия состоит в обеспечении высокогокачества логистического сервиса в снабжении при оптимизации цен на закупаемыематериальные ресурсы и готовую продукцию под влиянием рыночной конъюнктуры.
Дляреализации данной стратегии компания предусматривает решение следующих задач:
1. Развитие отношений с поставщиками:
— Разумный учет взаимных корпоративных интересов между поставщиками и компанией.
— Налаживание с поставщиками партнерских отношений, резервные поставщики понекоторым продуктам с целью свести риск недопоставок к минимуму.
— Обеспечение хорошо налаженных информационных каналов связи с поставщиками.
— Стабильный поток точной информации о требуемых поставщиков.
2.Оптимизация уровней запасов в складскойсистеме при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей.
Управлениепроизводственными запасами (отдел логистики информирует ежемесячно производителяо потребностях в продукции на три месяца вперед с целью планирования графиковпроизводства, минимизации уровня запасов материальных ресурсов и незавершенногопроизводства, сокращения длительности производственного цикла). Управлениезапасами материальных ресурсов и готовой продукции представляет собой процесссоздания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве исбыте продукции. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасахматериальных ресурсов и готовой продукции, играющих роль буфера междупоставщиками материальных ресурсов и производством, с одной стороны, и междупроизводством и потребителями готовой продукции — с другой. Снижая рискивозникновения дефицита материальных ресурсов в процессе производства продукцииили неудовлетворенного спроса на готовую продукцию у потребителей, запасы в тоже время играют негативную роль в экономике, замораживая финансовые ресурсыорганизаций бизнеса в больших объемах товарно-материальных ценностей. Поэтомуважнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровнязапасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровняобслуживания потребителей. [9] 3.3 Транспортировка грузов
Однойиз ключевых комплексных логистических функций является транспортировка. Этообъясняется прежде всего тем, что без транспортировки практически не существуетматериального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается вболее широком плане, чем собственно перевозка грузов, как совокупностьпроцессов перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующихлогистических операций. Управление транспортировкой обычно предполагает решениетаких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта,определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенныйвид груза и т.п. 3.4 Ценообразование
Кодной из ключевых логистических функций относится и ценообразование. Стратегияценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиямифирмы-производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общихлогистических издержек, составляющих базу цены готовой продукции, а отмаркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательнаяцена продажи готовой продукции потребителю, определяемая конъюнктурой рынка,уровнем цен конкурентов и прогнозами спроса. [6] 3.5 Складирование
Складированиепредставляет собой логистическую функцию управления пространственнымразмещением запасов и предусматривает выполнение таких задач, как определениечисла, типа и дислокации складов; объема (площади) хранения материальныхресурсов, готовой продукции; планирования размещения запасов; проектированиязон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки; выборпогрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования и т.п. 3.6 Грузопереработка
Грузопереработка(обработка грузов) обычно осуществляется параллельно со складированием и такжеобеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические операции,из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собойперемещение материальных ресурсов или готовой продукции на складе, размещениепродукции на складских стеллажах и т.п. 3.7 Упаковка
Впроцессах дистрибьюции готовой продукции производителей важная роль принадлежитзащитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов, доставляемых потребителямразличными видами транспорта. Кроме того, упаковка имеет большое значение вмаркетинге, так как от ее привлекательности в значительной степени зависитпотребительский спрос.
Клогистическим поддерживающим функциям относятся также различные процедурывозврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей илине прошли гарантийного срока службы.
Обработкавозвратов товара или браков проводится чтобы возвраты не вызывали неточностей вучете и работе склада. Возвраты учитываются при расчетах с поставщиком.
Современныелогистические системы не могут функционировать без информационно-компьютернойподдержки. Во многом именно электронная обработка информации о материальных ифинансовых потоках, автоматизация документооборота при организациитовародвижения, планирование, организация, регулирование, учет, контроль ианализ материальных потоков на компьютерах в снабжении, производстве и сбытесделали возможной реализацию современной интегральной концепции логистики.
Рассмотренныелогистические функции являются основными, но не исчерпывают всего их многообразияв плане возможных действий над материальными потоками, потоками услуг исвязанными с ними информационными и финансовыми потоками в современном бизнесе.[4]
3.8 Методология формирования ассортиментаскладских позиций
Приразработке методологии формирования ассортимента складских позиций
Можновыделить следующие основные компоненты методологии формирования складскогоассортимента:
— коэффициент оборачиваемости склада в целом
— коэффициент оборачиваемости отдельных складских позиций
— рентабельность продаж складских позиций
— стабильность или сезонность спроса на те или иные позиции
Дляоптовой компании, специализирующейся на поставках фармацевтической продукции,можно выделить ряд пунктов ассортиментной политики, следование которымпозволяет продуктивно использовать складские площади и финансовые ресурсы:
— при формировании ассортимента продукции на складе необходимо постоянностремиться к обеспечению постоянного наличия максимально широкой номенклатурытоваров, пользующихся спросом на рынке и оптимизации складских запасов исходяиз существующей динамики продаж
— для оптимизации складских запасов рекомендуется осуществлять поквартальноеопределение размеров неснижаемых остатков по каждой товарной позиции, даннуюпроцедуру выполняет один из менеджеров сбытового подразделения в течение 5рабочих дней по окончании квартала
— определение оптимального уровня запаса основывается на среднемесячном (поитогам квартала) объеме продаж компании, а так же учитываются ожидаемые измененияобъемов продаж компаний (например, в связи с началом или окончанием эпидемиигриппа).
Определениеоптимального уровня запаса на основе показателя среднемесячного объема продажкомпании осуществляется по схеме:
— менеджеры сбытовых подразделений компаний проводят анализ показателей среднемесячныхобъемов продаж по каждому наименованию продукции, выявляя наиболее продаваемыепозиции, суммарная выручка от продаж которых составляет 70-80% от общего объемапродаж, количество таких позиций составляет 20-25% всей номенклатуры, данныйанализ может проводится вручную (на основании отчета о продажах заанализируемый промежуток времени) или автоматически( при наличии техническойвозможности программного обеспечения)
— для наиболее продаваемой продукции размер неснижаемого остатка составляет 30%от среднемесячного объема продаж
— для остальных позиций размер неснижаемого остатка составляет 25% отсреднемесячного объема продаж.
Такимобразом, оптовая компания должна активно использовать новые методологии логистикиассортиментной политики, в частности АВС-анализ, позволяющий выделять самыепродаваемые позиции за утвержденный промежуток времени. Основной цельюэффективной ассортиментной политики является повышение оборачиваемостипродукции на складах компаний и увеличение объема выручки в расчете одногоработника на единицу площади складских мощностей компании. 3.9 Информационные технологии в оптимизации работы склада
Информационныетехнологии в настоящее время предоставляют широкие возможности по организацииобщей системы работы склада, а так же оптимизации складских остатков.Информационные системы управления складирование позволяют в первую очередьсинхронизировать, оценивать объемы отгружаемой продукции и складских остатков врежиме реального времени и принимать соответствующие решения по их реализации.Ведь в итоге оптовая компания является главным финансовым и товарным звеноммежду производителем и конечным потребителем (рис.1).
/>
Рис.1. Оптовая компания как финансовый и торговый оператор
Вторговых компаниях наиболее оптимально использовать общую информационнуюсистему, которая интегрирует различные бизнес-процессы и может совмещаться спрограммами бухгалтерского учета, в частности 1С. Проще говоря, необходимосоздать универсальный интерфейс, к которому должны иметь доступ менеджерыразличных целевых подразделений — в первую очередь менеджеры склада и отделасбыть. Функционирование такого программного интерфейса строится на основеопределенного алгоритма, предполагающего совместную работу персонала склада именеджеров по продажам:
— информационная система позволяет обрабатывать все входящие заявки клиентов,начиная с выставления счетов и заканчивая выпиской документов и выдачейсертификатов соответствия на отгружаемую продукцию
— менеджеры по продажам, получив заявку от клиента на перечень продукции,проверяет ее на соответствие складским остаткам и в случае наличия выставляютсчет на оплату, а так же производят необходимый пересчет продукции согласноцелому количеству мест
— в случае оплаты клиентом счета, подтверждения факта оплаты и зачисленияденежных средств на расчетный счет компании, менеджер по продажам переводитзаявку из состояния бронирования в состояние распоряжения на отгрузку,удостоверяя ее соответствующими подписями уполномоченных лиц.
— печатается задание на погрузку, в котором указываются расчетные значенияотгружаемой продукции
— при отгрузке мастер склада указывает фактическое значение отгруженной продукции,внося при этом коррективы в задание на погрузку или в погрузочную ведомость
— на основании заполненного задания на погрузку менеджеры склада вносят впрограмму необходимые данные и распечатывают счета-фактуры,товарно-транспортные и товарные накладные
— после соблюдения необходимых документальных формальностей составляется пакетсопутствующих документов- сертификатов соответствия, счета-фактуры и т.п.
Вышеописаннаяпоследовательность действий показывает взаимосвязь сотрудников в цепочке «менеджер-кладовщик».
Такжеважным моментом является оприходование продукции на склад, котороеосуществляется по следующему алгоритму:
— ежедневно перед началам смены производится комиссионная проверкафункционирования всего необходимого для приемки складского оборудования (погрузчиков,штабелеров).
— при получении документов от перевозчика, менеджер складского подразделенияпроверяет товарносопроводительнве документы
— в момент приемки груза у перевозчика сотрудниками производится первичныйвизуальный осмотр поступающих транспортных средств, целостность пломб итоварно-материальных ценностей на предмет повреждения.
— лица, осуществляющие приемку продукции, должны знать и строго соблюдать порядокприемки
— товарно-сопроводительные документы (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры,сертификаты качества) передаются экспедитором или водителем транспортногосредства до начала выгрузки менеджеру складского подразделения
— мастер-кладовщик дает бригаде грузчиков указание на разгрузку автотранспорта, послечего производится приемка
— в листе приемки в товарно-транспортной накладной делается указание о дате ивремени начала и окончания разгрузки
-вслучае полного соответствия количества продукции, полученного при проверкелиста приемки и данных, указанных в товаросопроводительных документах, менеджерскладского подразделения производит оприходование товарно-материальныхценностей
— в случае выявления несоответствия фактических количеств с указанными в товарнойнакладной, менеджер складского подразделения действует на основании соответствующихАктов, об установленных расхождениях в ходе приемки по качеству и количеству,делая необходимые примечания
Использованиеинформационных технологий в оптимизации работы склада позволяет достичь высокихрезультатов как непосредственно в торговле, так и скорости реагирования нанестандартные ситуации. Типовой обмен информацией в оптовой торговой компаниивыглядит следующим образом (рис.2).
Отдел обработкикорреспонденции
/>
Рис.2.Схема информационного взаимодействия подразделений оптовой компании
Основнымипроблемами, которые возникают при неэффективной работе информационной системы,обеспечивающей взаимодействие складских и сбытовых подразделений, или ее полномотсутствии, являются следующие:
— затруднение быстрого доступа к необходимой информации
— отсутствие прозрачности деятельности всех уровней организации
— затруднение контроля исполнительской дисциплины и управляемости
— увеличение затрат рабочего времени на согласование, сбор подписей, регистрациюдокументов и т.п.
— снижение качества работы с клиентами
— снижение эффективности работы организации.
Применениеинформационных технологий в складской логистике направлено на решение такойзадачи, как обеспечение достоверности сведений о наличии и размещении товара. [9] 3.10 Элементы логистики определяющие условиясделок
Логистическаяслужба поставщика должна участвовать вместе со службой продаж в согласовании спокупателями условий контрактов, влияющих на эффективность организации приемкии отгрузки. 3.11 Форма предоставлениязаказов
Еслипо одному контракту предполагается поставка широкого ассортимента товаров понеоднократным заказам покупателя, обе стороны заинтересованы в согласованиитиповой формы предоставления товарной спецификации заказов, для того чтобызаказ мог быть введен в компьютер без предварительной обработки поставщиком.Такие формы позволяют избегать ошибок в параметрах товаров, которые неизбежныпри ручной обработке заказов у покупателя и поставщика.
3.12 Вид тары и упаковки
Вуправлении логистическими потоками практическое значение приобретают вопросы,связанные с упаковкой. Упаковка имеет важные функции, обеспечивающие безопасноехранение лекарственных средств, транспортировку, защиту от загрязнений внешнейсреды. Обычно упаковка состоит из тары, этикетки и вкладыша. Она также являетсяи транспортной единицей, которая должна вписываться в существующий логистическийканал: аптечный склад – аптека.
Отупаковки и тары зависят методы и затраты времени и средств для изготовления ииспользования тары и упаковки. 3.13 Маркировка
Правильнаямаркировка исключает засылку груза по неверному адресу или неверному получателю,обеспечивает быстрый поиск грузовых мест в автотранспорте. 3.14 Выбор перевозчика
Дозаключения договора о поставке каких-либо товаров необходимо изучить вопросы,связанные с перевозками, для того чтобы доставка стоила дешевле и была надежнойпо срокам и безопасности с точки сохранности грузов от повреждений.
Грузоотправительи грузополучатель должны разработать заранее и использовать при заключениисделок:
— методы выбора оптимальных перевозчиков, условия договоров с экспедиторскойкомпанией
— функции, которые целесообразно выполнять своими силами, и те, которые следуетпоручить специализированным компаниям
— виды маркировки и манипуляционных знаков наносимые на грузовые места
— методы обеспечения контроля сохранности грузов в пути, повреждений, особыхусловий при транспортировке( например, обеспечение необходимого НДтемпературного режима при перевозке термолабильных лекарственных препаратов)
— методы быстрого и точного оформления транспортной и товарно-сопроводительной документации 3.15 Срок поставки
Срокипоставки каждой партии товара должны быть оговорены как можно подробнее, чтобыпоставщик имел возможность планировать мероприятия по погрузке, агрузополучатель заранее мог подготовить отдел приемки. [7]
Заключение
Взаключение работы хотелось бы сформулировать основные критические зоны,значительно влияющие на стоимость логистических операций:
1.комплектность и корректность доставки предоставляемых документов поставщиком
2.предоставление поставщиком электронной приходной накладной
3.соблюдение стандартов упаковки, поставляемого товара
4.предварительное предоставление весогабаритных характеристик товара
5.поставка товара в согласованное время
6.наличие информации о товаре и правилах его применения (этикетки, инструкции)
7.наличие на поставляемом товаре штрих-кода
Дляконтроля функционирования и выявления узких мест в логистических процессахкомпания должна оценить их эффективность в данный момент, чтобы впоследствиисвоевременно реагировать на изменение таких показателей, как:
1.своевременная доставка товара. Уровень поставок без претензий
2.загрузка площадей, техники, рабочей силы
3.складские операции, транспортирование
4.товарные запасы, стоимость потерь
5.цена за логистическую операцию (хранение, приемка, отгрузка, транспортирование).
Всефармацевтические организации являются коммерческими, и главная цель – получениеприбыли. И несомненно, что каждая в свою очередь заинтересована в ееувеличении, расширении объемов продаж. И поэтому применение логистическихподходов необходимо, для правильной организации работы оптового звена, привыборе поставщика, процессе транспортировке груза, выборе перевозчика.
Такимобразом, для более эффективного функционирования аптечные организации и складымогут уже сегодня перейти к использованию элементов логистики в процессеуправления.
Списокиспользуемой литературы
1. Гаджинский А.М. Основы логистики.Учебное пособие. — М.: Маркетинг, 2006г.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер.с англ. — М.: Прогресс, 2000г.
3. Круглое М.И. Стратегическоеуправление компанией. — М.: РДЛ, 2003.
4. Логистика: Учебное пособие/Подред. Б.А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Лунев В.Л. Тактика и стратегияуправления фирмой. — М.: Финпресс, 2003.
6. Рейфе М.Е. Организация развитиялогистической деятельности на оптовом рынке. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург,ун-та экономики и финансов. 2006
7. Гордон М.П., Карнаухов С.Б.Логистика товародвижения. — 2-е изд. перераб. доп. — М.: Центр экономики и маркетинга,2003.
8. Государственный стандарт РФ ГОСТ РИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения исловарь» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 15августа 2001 г. N 332-ст).
9. Волгин В.В., Логистика приемки иотгрузки товаров.- 3-е изд. Перераб. Доп.- М.: Дашков и К, 2011.