Реферат по предмету "Маркетинг"


Логистические аспекты тары и упаковки: функции тары

Федеральноеагентство по образованию РФ
ВолгоградскийГосударственный Технический Университет
Факультетавтомобильного транспорта
Кафедраавтомобильные перевозки
Реферат Тема: «Логистические аспекты тары и упаковки: функции тары»
Выполнил:
студент группыАП-501
Куликов А.С.
Проверил: доц.Гудков Д.В.
Волгоград,2010 г.

ОглавлениеВведение1. Общиепонятия о таре и упаковке. Классификация тары2. Функциитары и упаковки
2.1 Защитная функция2.2 Обеспечение удобства транспортировки и грузопереработки2.2.1 Функциональность тары в процессах складированияи погрузо-разгрузочных работ2.2.2 Функциональность тары в процессе перевозки2.3 Информационная функция3. Рольтары и упаковки при транспортном страхованииЗаключениеСписок литературы
Введение
Перемещение большинства товаров из сферы производства в сферупотребления невозможно без упаковки.
Основным элементом упаковки является тара. Она представляет собойизделие для размещения товара. Отдельные виды тары участвуют в процессеобращения не только вместе с товаром, но и без него. Элемент упаковки, которыйв комплексе с тарой или без нее выполняет функцию упаковки, называетсявспомогательным упаковочным средством.
Тара, применяемая в торговле, должна отвечать ряду требований (экономическим,техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим).
Она должна быть недорогой в изготовлении. При перевозках товаров ипорожней тары обеспечить экономию средств можно за счет применения портативнойтары, а также тары, обладающей низким коэффициентом собственной массы(отношение массы к объему).
Обязательным является соответствие материала, из которогоизготовлена тара, физико-химическим свойствам помещаемых в нее товаров.Конструкция тары должна быть прочной и служить гарантией сохранности товаровпри перевозке и хранении.
Необходимо, чтобы тара отвечала эстетическим потребностям человека.Она должна гармонично сочетаться с товаром, воздействовать на покупателя,стимулируя его решение о покупке.
тара упаковка товар транспортировка
4. Общие понятия отаре и упаковке. Классификация тары
Согласно ГОСТу 17527-86 «Упаковка. Термины и определения» подупаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защитупродукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а такжеобеспечивающих процесс обращения.
Тара – это основной элемент упаковки, представляющий собой изделиедля размещения продукции. Перемещение продукта от производителя к потребителюявляется неминуемой предпосылкой реализации его потребительной стоимости. Приэтом важно обеспечить полную сохранность количества, качества и товарного видапродукции на всем пути ее следования. С целью защиты продукции от механических,климатических, биологических и других воздействий и обеспечения ее качественнойсохранности при транспортировании и хранении применяют различные виды тары иупаковки.
Тара характеризуется многообразием видов, типов конструкций,разнообразием применяемых для ее изготовления материалов и широтой сферприменения. Это обуславливает ее классификацию. Все многообразие тары по своемуфункциональному назначению подразделяется на транспортную и потребительскую(упаковку).
Особую группу составляет тара-оборудование, представляющее собойизделие для размещения, транспортирования, временного хранения и продажи изнего товаров методом самообслуживания.
По применяемым материалам тара бывает деревянная, картонная,бумажная, металлическая, полимерная, тканевая, стеклянная и из комбинированныхматериалов.
По размерам различают крупногабаритную и малогабаритную тару. Ккрупногабаритной относится транспортная тара, размеры которой превышают1200х1000х1200 мм.
В зависимости от кратности использования различают разовую, возвратнуюи многооборотную тару. Разовая тара предназначена для однократногоиспользования при поставках продукции. Возвратная тара – это тара, бывшая вупотреблении и используемая повторно. Многооборотная тара предназначена длямногократного ее использования при поставках продукции. Отличается прочностнымипоказателями и организационно-юридическими условиями сдачи и возврата.
По степени жесткости конструкции, то есть по способности ксопротивлению внешним воздействиям и сохранению своей первоначальной формы,различают жесткую, мягкую и полужесткую тару.  Жесткая тара не меняет своихформ и размеров при заполнении продукцией и при транспортировании и хранениипродукции способна выдерживать внешние воздействия. Форма мягкой тарысущественно меняется при заполнении ее продукцией. Полужесткая тара менееустойчива к внешним воздействиям, но при незначительной деформации после заполнениятоваром сохраняет в основе свою первоначальную форму.
По конструктивному исполнению тару подразделяют на неразборную,разборную и разборно-складную. В зависимости от наличия крышки или другогоукупорочного средства тара бывает закрытая и открытая.
Различают тару плотную, детали которой соединены между собой безпросветов, и решетчатую, детали которой соединены между собой с заданнымипросветами.
По герметичности тара разделяется на герметичную и негерметичную.Разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-, жиро -, газо- ипаронепроницаемая тара.
Исходя из специфики функционального назначения и особенностейконструктивных исполнений, различают изотермическую, и изобарическую, иаэрозольную тару.
Изотермическая – это тара, внутри которой сохраняется заданнаятемпература в течение определенного времени. Изобарическая – это герметичнаятара, внутри которой сохраняется заданное давление. Аэрозольная тара – этоизобарическая тара с распылительным клапаном, придающим продукции при еепотреблении аэрозольное состоянии.
По принадлежности и условиям использования тару делят напроизводственную, инвентарную и складскую. Производственная тара предназначенадля хранения, перемещения и складирования сырья, заготовок, деталей, сборочныхединиц, готовой продукции, а также отходов в производстве. Инвентарная тара –это многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащаявозврату данному предприятию. Складская тара представляет собой разновидностьтранспортной тары, используемой для приемки, хранения и комплектации продукциив складских условиях.
Тару, обеспечивающую защиту упакованной продукции от воздействиярадиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериальных (биологических)средств, называют защитной.
Существует также экспортная тара, предназначенная для поставкипродукции за границу, и импортная тара.
В зависимости от сферы применения различают универсальную испециализированную тару. Первую используют для упаковывания, транспортированияи хранения различных видов продукции. Вторую – для одной какой-либоопределенной продукции или для определенных условий эксплуатации. Как правило,в контрактах различают внешнюю (наружную или транспортную) тару (ящики,деревянные или металлические барабаны, бочки, клети, бидоны, фляги, картонные коробки,бумажные жесткие пакеты, мешки, контейнеры и т. д.) и внутреннюю (первичную илипотребительскую) упаковку. Последнюю применяют для каждого изделия или какой-тоопределенной части, массы или объема продукции. Она является неотделимой частьютовара (пленочные и бумажные пакеты, коробки, тюбики, флаконы, банки из стеклаи железа, бутылки).
5. Функции тары иупаковки
 
Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессеопределяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся кследующим:
а. предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а такжевнешней среды от вредного воздействия товара;
б. защита товара от влияния других товаров;
в. обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров навсем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;
г. придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и созданиеусловий для механизации трудоемких операций и более эффективного использованияскладских и торговых площадей;
д. создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству икачеству и удобств для количественного их учета;
е. выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;
ж. использование тары не только как средства для размещения товара, еготранспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаровв торговом зале магазина (тара-оборудование).
Из всех функций тары и упаковки можно выделить четыре основные группыфункций:
v  защитная,
v  обеспечениеудобства транспортировки и грузопереработки,
v  информационная.

2.1 Защитная функция
Защитная функция тары предполагает защиту продукта от механических,физических, химических, климатических и биологических воздействий, т.е.сохранение количества, состав, качества товара в пределах установленных норм.Целью защиты продукта от химических воздействий является предупреждениенежелательных реакций с окружающей средой.
При транспортировании и хранении огнеопасных, взрывчатых и ядовитыхпродуктов упаковка обеспечивает защиту человека и окружающей среды от вредноговоздействия указанных материалов.
Защита от повреждений и воровства — главная функция промышленнойупаковки в процессе хранения и транспортировки. Для достижения этих целейнеобходимо подобрать упаковку, соответствующую характеристикам продукта, найтиправильное сочетание материала и конструкции упаковки. Главными факторами приэтом являются ценность (стоимость) и прочность продукта: чем продукт дороже,тем более надежной должна быть упаковка. Но, если дорогостоящий продуктнепрочен, то и издержки абсолютной защиты тоже будут очень велики.
Надежность тары определяется тем, каким воздействиям внешней средыона подвергается в процессе хранения и транспортировки.
Полезность тары определяется ее влиянием на эффективность ипроизводительность логистической деятельности. От полезности, илитехнологичности упаковки зависят показатели производительности всехлогистических операций — от продуктивности загрузки подвижного состава иподборки заказов на складе до коэффициента использования складскогопространства и грузовместимости транспортных средств.
2.2Обеспечение удобства транспортировки и грузопереработки
Многофункциональность тары и упаковки означает, что они должныоблегчать погрузочно-разгрузочные операции, транспортирование, реализацию ииспользование товара.
Она способствует ускорению передачи товарно-материальных ценностейот производителей потребителям: облегчает перемещение продукции припогрузочно-разгрузочных работах и внутрискладских операциях: обеспечиваетбезопасные условия труда при переработке упакованных грузов; улучшает учет иорганизацию сбыта продукции; повышает эффективность использования транспортныхсредств и складских помещений. 2.2.1Функциональность тары в процессах складирования и погрузо-разгрузочных работ
Все техническое разнообразие складов во многом определяетсяиспользуемой грузоединицей и той тарой или упаковкой, в которой онаскладируется. От этого зависят определение способа складирования, выборнеобходимого оборудования, подъемно-транспортных механизмов и расчет ихпараметров, определение необходимых площадей, типа помещения, организациипроцесса разгрузки/выгрузки, размещения, хранения, поиска и др.
В настоящее время особенно популярна стала унифицированная тара.Применение ее сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, повышаеткачество хранения и эффективность поиска и, что главное, позволяет достичьвысокого уровня механизации и автоматизации.
В зависимости от характера грузов в различных складах применяютсяразличные устройства для хранения единиц грузов.
Устройства для хранения единиц грузов вместе с оборудованием длямеханизации и автоматизации различных складских операций размещаются насоответствующим образом определенных складских площадях. Определению в такомслучае подлежат:
v  полезнаяплощадь склада, т. е. площадь, непосредственно занятая хранимым товаром; онаобычно определяется на основе действующих норм допустимой нагрузки на единицуплощади пола либо на основе норм на степень заполнения объема склада хранимымматериалом;
v  площадь,необходимая для выполнения приемочных и отпускных операций (размеры приемочнойи отпускной площадок);
v  служебнаяплощадь (площадь офиса для размещения управленческого персонала);
v  вспомогательнаяплощадь, включая определение размеров проходов и проездов в зависимости оттипоразмеров хранимых материалов, вида и конструкции применяемых средствмеханизации и интенсивности грузооборота. Сюда же можно отнести и определение всоответствии с действующими нормами высоты складских помещений до уровня фермили стропил.
Определив суммарную общую площадь склада, нужно удостовериться,находится ли полезная площадь склада в пределах той доли общей площади, котораядопустима для данного вида склада. Эта доля обычно составляет для складов:
v  изделийвнешних продуцентов 0,35-0,4;
v  металлопроката0,25-0,5;
v  литья,поковок и штамповок 0,4-0,6;
v  готовыхизделий 0,35-0,6.
Кроме того, в результате концентрации товаров на складах имеетсявозможность оказывать клиентам дополнительные услуги:
v  подготовкутоваров для использования их потребителями, включая фасовку, распаковку и др.;
v  проверкуфункционирования единиц оборудования, замену некоторых комплектующих, если вэтом есть потребность; монтаж, подсборку и др.;
v  приданиетоварного вида, окраску, упаковку и др.;
v  транспортировкуи другие виды экспедиторской деятельности.
Тара и упаковка существенным образом влияет на уровень издержек ипроизводительность логистической системы.
Элементы таких издержек:
1. расходы на приобретение упаковочных материалов;
2. налаживание ручных или автоматизированных операций по упаковке;
3. последующая утилизация упаковочных материалов.
Тара влияет на уровень издержек всей логистической деятельности.Контроль за состоянием запасов во многом определяется точностью идентификациигрузов, а идентификационную маркировку несет в себе упаковка. Скорость,точность и эффективность подсборки заказов тоже зависит от надежностиидентификации упаковок, их формы и габаритов, а также от пригодности их кгрузопереработке. Расходы на транспортировку и хранение прямо зависят откачества тары. Тара должна быть прочной, удобной, информационно насыщенной исоответствовать экологическим стандартам. Наличие всех этих свойств повышаетпотребительские качества продуктов и соответственно уровень логистическогосервиса.
Различают два типа тары: потребительскую, обращенную к конечномупотребителю товаров и, следовательно, выполняющую маркетинговые функции, ипромышленную, обеспечивающую удобство логистических операций.
Потребительская тара разрабатывается из соображений удобства дляпотребителя, привлекательности для покупателей, эффективного использованияторговых площадей и защиты товаров от повреждений. Если тара привлекаетвнимание потребителя своей необычной формой и габаритами, она по тем жепричинам неприемлема для логистики, так как продуманная конструкция тарыобязательно должна учитывать требования всех компонентов логистической системы.
Для повышения эффективности грузопереработки готовые продукты (илиотдельные их компоненты) обычно группируют в более крупные единицы, укладывая вкоробки, мешки, ящики или бочки. Все эти емкости, служащие для первичногообъединения отдельных продуктов, называют промышленной упаковкой. Иногда дляудобства грузопереработки промышленные упаковки сводят в более крупные грузовыеотправки. Этот процесс называется контейнеризацией, или созданием укрупненныхгрузовых единиц.
Промышленная упаковка и укрупненная грузовая единица являютсяосновными объектами грузопереработки в логистическом канале. 2.2.2Функциональность тары в процессе перевозки
В процессе транспортировки на грузы оказывают влияние три основныегруппы внутренних и внешних воздействий:
v  Механическая— толчки, удары, трение, вибрация, статические нагрузки.
v  Климатическая— атмосферные осадки, изменение температуры, влажность воздуха, солнечнаярадиация и т.д.
v  Биологическая— жизнедеятельность микробов, насекомых и грызунов и т.д.
Исходя из этих условий и надлежит выбирать метод защиты грузов отповреждения в период транспортировки. Тара должна не только защищать груз, но иобеспечивать удобство перегрузочных операций.
При перевозке грузов морским путем выполняются следующие условия:
v  Дляпредотвращения воздействия качки, динамических ударов и вибрации грузыупаковывают в тару и надежно закрепляют внутри нее, а если необходимо, тоиспользуют специальные амортизаторы.
v  Приборы,аппаратуру и другие изделия, нестойкие к коррозии, упаковывают в герметическиеящики или чехлы из водо- или паронепроницаемой пленки.
v  Приупаковке продуктов учитывают способность некоторых из них восприниматьпосторонние запахи.
v  Упакованныегрузы принимают к перевозке только в том случае, если тара удовлетворяеттребованиям соответствующего стандарта. Для проверки соответствия тарыперевозимому грузу на судне должен находиться справочник на тару и упаковку,которые периодически издаются Госстандартом.
Если груз предъявляется к перевозке без тары (трубы, листовойметалл, металлические прутки и т. д.), поштучная погрузка которого занимаетзначительное время, то груз должен быть объединен в связки или пачки и обвязанпроволокой в трех-пяти местах; тяжелые грузы без тары должны иметь специальныеприспособления для застропки — рамы, петли или проушины; при морских перевозкахпо требованию грузоотправителей или транспортных организаций в некоторыхслучаях законодательство разрешает отступить от ГОСТа и увеличить основныеэлементы тары или применить дополнительные крепления, кроме тех, которые предусмотреныстандартом. Тара должна обеспечивать сохранность грузов при многояруснойукладке.
Экспортные грузы запрещено принимать к перевозке, если онинаходятся в поврежденной таре, не имеющей товарного вида, упакованы в тару,бывшую в употреблении или изготовленную с отступлением от ГОСТа.
Требования к упаковке импортных грузов оговариваются при заключениизапродажных контрактов.
С внедрением контейнеризации появилась тенденция к облегчениюконструкции тары. При перевозке грузов на универсальных судах следует уточнитьдопустимую высоту штабелирования груза. В процессе погрузки постоянное вниманиеуделяется состоянию упаковки и тары, наличию контрольных лент и пломб.Необходимо проверять, чтобы все грузовые места были целыми, не имели следоввскрытия, подмочки, течи или каких-либо других дефектов.
В порядке исключения при каботажных перевозках груз в дефектнойтаре может быть принят к перевозке, но только при условии, что состояние тарыможет обеспечить нормальную перевозку груза до порта назначения. Факт повреждениятары и состояние груза должны быть отмечены в коносаменте. При отсутствииоговорки в коносаменте любое ухудшение состояния груза, порча, недостача илиснижение его сортности приведет к тому, что все расходы и убытки, связанные сэтим, будут возложены на перевозчика.2.3Информационная функция
Информационная функция упаковки играет ключевую роль видентификации грузов, контроле за их прохождением и грузопереработке,приобретая тем самым все более важное значение для конечного успеха всегологистического канала.
Самое очевидное предназначение упаковки — информировать участниковлогистического канала о ее содержимом, т. е. о помещенных в упаковку грузах.Обычно в состав такой информации входят сведения о производителе, наименованиитары, количестве продуктов и их номер по универсальному коду продукции (UPC).Нанесенная на упаковку информация служит для «распознавания» грузовпри получении заказов, подборке и проверке отправок. Главное требование кмаркировке — заметность.
Еще одно важное предназначение упаковки в логистике — информационное обеспечение контроля за прохождением грузов. Хорошо налаженнаясистема грузопереработки непрерывно отслеживает движение продуктов через стадииполучения, хранения, подборки заказов и отправки. Такой контроль за всемиперемещениями грузов уменьшает потери и воровство товаров и очень полезен длянаблюдения за динамикой производительности труда работников.
Наконец, упаковка должна содержать информацию, предотвращающуюповреждение продукции в процессе грузопереработки. В частности, на нее должныбыть нанесены обозначения, указывающие на необходимость особого обращения схрупкими предметами, границы допустимого температурного режима, специфическиетребования к штабелированию или экологические ограничения. При работе сопасными веществами информация на упаковке или в сопроводительной документациидолжна содержать инструкции на случай их утечки или повреждения тары.
6. Роль тары и упаковкипри транспортном страховании
С точки зрения ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ, значение упаковки труднопереоценить. Если говорить применительно к страхованию грузов или товаров наскладе, то логично будет рассматривать транспортную упаковку, т.к. именно онаслужит для того, чтобы доставить перевозимый товар из одного места в другое вцелости и сохранности. Транспортная упаковка отличается от потребительскойбольшей прочностью, амортизирующими и барьерными свойствами. Но, дело в том,что при страховании собственник заинтересован в возмещении убытка приповреждении именно потребительской упаковки, т.к. она является частью товара.Поэтому, страховщик всегда учитывает надёжность не только транспортной, но ипотребительской упаковки. Согласитесь, одно дело страховать перевозку соков встеклянных бутылках, и совсем другое — в специальных бумажных тетра-паках.Упаковка, в данном случае, будет определяющим фактором при оценке страховщикомстоимости страхования.
На практике, вопрос о качестве упаковки до начала страхования носитповерхностный характер: страхователь должен сообщить общие параметры упаковкиперевозимого груза и указать их в заявлении на страхование. Казалось бы,страховая компания должна быть очень заинтересована в том, чтобыгрузоотправитель проконтролировал соответствие упаковки установленным нормам иправилам, и этим обеспечил сохранность перевозимого товара. На деле,страховщики крайне редко вдаются в подробности упаковки застрахованного груза.Для оформления договора страхования вполне достаточно, если в Заявлении будетнаписано: «упаковка производителя». Этому есть вполне логичное объяснение: принесоответствии упаковки установленным стандартам, страховщик, в случае убытка,вправе отказать в выплате страхового возмещения. И это вполне законно. Такиеусловия страхования надо учитывать не только собственникам и производителям, нои перевозчикам. Но не правильно полагать, что страховщик равнодушно относится кнеправильной упаковке груза. Если говорить о долгосрочном сотрудничестве, тотут иная ситуация. Страховщик никогда не оставит без внимания тот факт, чтоупаковка не соответствует условиям перевозки или хранения, и будет настаиватьна её улучшении. Рекомендации по защите груза могут касаться как самой упаковкигруза, так и способа её крепления и укладки внутри перевозочного средства. Добросовестныйстраховщик вовсе не заинтересован всё время оформлять отказы в выплате своемупостоянному клиенту. Он заинтересован в том, чтобы упаковка была надёжной иобеспечивала максимальную безопасность перевозимого груза. Ведь это можетсущественно снизить риски, а, следовательно, уменьшить стоимость страхованиядля его постоянного клиента, что будет способствовать более прочномусотрудничеству. Таким образом, выполнять рекомендации страховой компании, вконечном счете, выгодно и отправителю, и получателю, и уж тем болееперевозчику.
Заключение
Над созданием и применением тары и упаковки трудятся люди самыхразных профессий — от дизайнеров до физиков. Трудно назвать хоть одну областьчеловеческой деятельности, где можно обойтись без упаковочных средств. Каждыйпроизводитель озабочен не только производством товара, но и подходящей дляэтого товара упаковкой. Тару и упаковку применяют главным образом для перевозкии хранения (долгого или кратковременного), а также прямых продаж. В зависимостиот цели использования, тара делится на четыре большие категории: напотребительскую, транспортную, производственную и консервирующую. Тара являетсяне просто бочками, ящиками, коробками и другими предметами, а частью товара,которая обеспечивает его сохранность при перевозке, хранении и использовании, атак же потребительскую привлекательность.
В логистической цепи таре отводится не последняя роль. Процессыперевозки, складирования, погрузки-разгрузки напрямую зависят от тарыиспользуемого груза. Практически все процессы связанные с грузом обеспечиваютсяфункциональностью тары и упаковки. Тара играет роль информирования участниковперевозочного процесса о ее содержимом, учета груза, сохранности груза во времяего хранения и перевозки, отвечает за удобство, скорость и качествопогрузо-разгрузочных работ.
Тара должна быть прочной, удобной, информационно насыщенной исоответствовать экологическим стандартам. Наличие всех этих свойств повышаетпотребительские качества продуктов и соответственно уровень логистическогосервиса.

 Списоклитературы
 
1. Миротин Л.Б. «Логистика: обслуживание потребителей»; Инфра-М; 2002г. –192с.
2. Бизюк В.И.; «Торгово-технологическое оборудование»; М., 1990.
3. Дашков Л.П. и др.; «Предпринимательство и бизнес. Учебное пособие»; М.;1995 – с.112.
4. Киппхан Г.; «Энциклопедия по печатным средствам информации. Технологии испособы производства»; М.: МГУП, 2003.
5. Стефанов С.И.; «Полиграфия для рекламистов и не только»; М.:Гелла-принт, 2002.
6. Шевченко В.В.; «Товароведение и экспертиза потребительских товаров»;СПб.: ИНФРА, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.