Оглавление
Введение ………………………………………………………………….3
Проблемы становление предпринимательства в РК…………....4
Структуры поддержки предпринимательства…………………..13
Заключение ………………………………………………………………22
Приложение ……………………………………………………………...23
Библиографический список……………………………………………..28
Введение
В отличие от экономически развитых стран, где предпринимательство формировалось естественным путем, а формы и методы его государственной поддержки совершенствовались в ходе проведения длительных социально-экономических реформ, история развития предпринимательства в Республике Казахстан насчитывает немногим более десяти лет. За этот период приняты и реализованы четыре государственные программы поддержки и развития предпринимательства.
И хотя в Казахстане влияние этого сектора на социальное и экономическое развитие общества не столь существенно, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится более половины валового внутреннего продукта, малое предпринимательство в нашей стране стало массовой, динамично развивающейся частью деловой жизни.
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды и системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью.
Правительство Республики Казахстан и в дальнейшем предусматривает проведение активной работы по совершенствованию форм и методов государственной поддержки малого бизнеса. Предполагается обеспечить развитие сферы малого предпринимательства путем оценки влияния решений, принимаемых исполнительными органами для устранения барьеров, препятствующих эффективности бизнеса, и вовлечения в этот процесс предпринимателей и их общественных организаций.
Проблемы становления предпринимательства в Республике Казахстан
Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально-экономических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.
Объективные трудности связаны с общим кризисным состоянием экономики и недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.
Трудности субъективного характера связаны с тем, что в обществе до сих пор сильны предрассудки относительно получения прибыли и обогащения. Парадигма достижения коммерческой выгоды и успеха еще широко не укоренилась в массах. Не выработаны традиции работы на потребителя с учетом колебаний рыночного спроса и в условиях жесточайшей конкуренции за рынки сбыта и кошельки покупателей. Отсутствуют навыки завоевания своей ниши в насыщенном бездефицитном рынке за счет выпуска более качественной продукции и предоставления более совершенной услуги. Нет быстрой реакции на динамичное изменение ситуации на рынке, и не хватает опыта предприимчивости. Предприниматели недостаточно знакомы с методами современного менеджмента и маркетинга. Не все еще четко осознали неизбежную необходимость смены парадигмы мышления. Престиж личности предпринимателя в обществе невысок, и она нередко ассоциируется с сомнительными операциями в сфере торговли, которые имели место в эпоху постоянного социалистического дефицита и в
период первоначального накопления капитала, когда разыгрывались финансовые пирамиды.
Менталитет работников постсоветского и западного предприятий сильно различаются. Хотя трудовые навыки и квалификация большей части отечественных профессионалов достаточно высоки, переход к рыночным отношениям требует коренной перестройки т социальных ориентиров, и мышления, и самого отношения к работе. Даже квалифицированный работник часто нуждается в смене ментальности(поскольку он, как правило, не умеет пользоваться компьютерной техникой). Всего этого трудно достичь сразу. Работник, вышедший из социалистической среды, ориентирован на исполнение указаний и выполнение плана. Он не приучен к профессиональному неформальному сотрудничеству, инициативности, персональной ответственности за риск. Увеличение зарплаты на 20-30 % не считается побудительным мотивом для повышения производительности.
Кроме того, зачастую и сам руководитель предприятия, с одной стороны, не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой- не способен использовать необходимые приемы и механизмы для воспитания в своих работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента накапливается и передается от поколения к поколению. Чтобы стать хорошим менеджером, предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и следить за профессиональным и карьерным ростом своих работников. В рыночной системе такая система является неотъемлемым атрибутом успешного бизнеса. Обществу постсоветского периода предстоит выработать обычаи, традиции, правила, основанные на свободе предпринимательства, верховенстве законов, культуре бизнеса.
Но при всех недостатках и упущениях первых лет становления предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни общества и завоевывает все более устойчивые и доверительные позиции. В
Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели новой волны.
Происходящие в промышленности структурные изменения и реформирование крупных государственных предприятий привели к значительному свертыванию объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий и производств. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в частный сектор экономики.
Более 38 % малых предприятий были созданы в 1994-1995 гг. в период малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме того, высвобождалось значительное количество населения в государственном секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого предпринимательства.
Отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства оказало общее кризисное состояние экономики, выразившееся в дефицитном бюджете, неплатежеспособности отдельных предприятий, низком уровне жизни населения, сокращении его платежеспособного спроса и др.
Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные статистические данные не в полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В частности, практически не оценен потенциал индивидуальной трудовой деятельности, поскольку еще не приведена в цивилизованные рамки уличная торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная производственная, консультационная, репетиторская, переводческая и иная деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики.
Ниже представлена таблица количества активных субъектов малого предпринимательства за 2010 год.
Всего
в том числе
предприятия малого пред-принима-тельства
индивидуаль-ные предпри-ниматели
крестьянские (фермерские) хозяйства
2010
Республика Казахстан
659 214
60 601
428 420
170 193
Акмолинская
26 455
2 050
20 654
3 751
Актюбинская
22 627
2 659
16 307
3 661
Алматинская
107 547
3 912
55 174
48 461
Атырауская
18 044
2 146
14 377
1 521
Западно-Казахстанская
18 841
1 893
13 398
3 550
Жамбылская
36 578
1 552
19 682
15 344
Карагандинская
43 382
4 563
32 950
5 869
Костанайская
35 885
2 366
28 494
5 025
Кызылординская
14 421
1 631
11 613
1 177
Мангистауская
16 321
3 864
11 711
746
Южно-Казахстанская
122 670
3 423
59 978
59 269
Павлодарская
23 997
2 418
18 723
2 856
Северо-Казахстанская
20 659
1 609
15 898
3 152
Восточно-Казахстанская
68 560
4 882
47 876
15 802
г. Астана
25 457
5 645
19 810
2
г. Алматы
57 770
15 988
41 775
7
единиц
Таблица 1. Количество активных субъектов малого предпринимательства
__________
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике www.stat.kz
В последнее время предпринимательство Казахстана характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств.
Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера.
Ученым советом Института экономики Министерства образования и науки Республики Казахстан была произведена систематизация проблем развития предпринимательства и предложен механизм совершенствования политики государственной поддержки на данном этапе реформ. Рекомендации сведены в таблице:
Существующие трудности и барьеры на пути предпринимательства.
Предлагаемые способы преодоления трудностей и барьеров.
1. Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных
помещений, машин, оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств.
Участие в завершающейся стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации.
Продажа (возможно в рассрочку)
неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе.
Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства).
Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане, Национальной программы развития лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в международной Оттавской конвенции по лизингу.
Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае, если имущество, полученное на льготных условиях не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот с предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа- переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов).
Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкции и развития и др.) для финансирования проектов предпринимательства.
Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства.
Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям.
Развитие микрокредитования предпринимательства
Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании объектов предпринимательства.
2. Институциональные: отсутствие или недостаточное развитие института
предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура.
Внедрение института предпринимательства в Казахстане.
Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане
Разработка Кадастра недвижимости Казахстана
Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм
Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для бизнеса.
Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов.
Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб.
Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес инкубаторов, информационно-аналитических центров, научно-исследовательских и консультационных центров.
3. Образовательные: недостаток систематических знаний, навыков и опыта организации и управления бизнесом в рыночных условиях.
Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов.
Повышение эффективности использования технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний.
Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом, инновационных кластеров.
Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей.
4. государственные:бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство.
Дальнейшее углубление реформы государственной службы.
Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан.
Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласований для субъектов предпринимательства.
Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельных
государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Упрощение системы обслуживания субъектов предпринимательства в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.
Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы.
Создание структур по защите собственности и бизнеса.
5. Информационные: слабый уровень отражения проблем предпринимательства и распространения положительного опыта с СМИ, слабая информированность предпринимателей и общества, экономическая, правовая и налоговая культура.
Усиление пропаганды развития предпринимательства в СМИ и в сети электронной информации.
Издание специальных брошюр, буклетов, информационных листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса в сети Интернет.
Организация специальных циклов передач по радио и телевидению.
Подготовка газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросам предпринимательства.
Таблица 2. Барьеры перед казахстанским предпринимательством и пути их предпринимательства
Содействие предпринимателям в решении проблемы основного капитала предполагается оказывать посредством введения протекционистских мер по адресной продаже, упрощенной передаче в аренду и управление субъектам предпринимательства, оставшихся в государственной собственности основных фондов. Речь идет о продаже и передаче зданий, сооружений, земельных участков, неиспользуемых или неэффективно используемых
производственных площадей и оборудования, объектов незавершенного строительства.
Структуры поддержки предпринимательства.
Государственная политика в Республике Казахстан в отношении частного предпринимательства нацелена на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью.
Для достижения поставленной цели, как одним из этапов реализации стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан предусматривается решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства.
Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.
В Республике Казахстан к подобным организациям можно отнести:
государственные и созданные по инициативе государства организации;
неправительственные организации;
международные и иностранные организации;
коммерческие организации.
В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:
государственная поддержка и содействие на этапах становления, функционирования и развития бизнеса;
финансовая поддержка;
информационно-аналитическая поддержка;
поддержка в области образования и повышения квалификации кадров;
материально-техническая поддержка.
Сопоставление организационной и функциональной структур позволяет составить матрицу участия институтов инфраструктуры в процессе развития предпринимательства в Казахстане.
Все без исключения организации содействия развитию предпринимательства имеют свои достоинства и недостатки, обусловленные влиянием различных факторов. При принятии решений по отношению к предпринимателям в одних мотивацией выступают общественные цели, у руководства других могут находиться люди, заинтересованные в удовлетворении собственных интересов.
Государственные органы и организации, созданные по инициативе государства
Высший государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие частного предпринимательства — Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан (МИиТ). Министерство относится к центральным исполнительным органам и подотчетно Правительству и Президенту страны.
Организационно в структуру МИиТ входит Департамент развития предпринимательства осуществляющий функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и поддержки предпринимательства.
Следующим уровнем государственной структуры поддержки предпринимательства в республике являются местные исполнительные органы в лице Аппаратов акимов областей и городов Алматы и Астаны. Для реализации государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства при акиматах созданы Департаменты (Управления) предпринимательства и промышленности в состав которых входят Отделы предпринимательства (с 1 января 2005 года постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2004 года № 1022 введена типовая структура всех органов местного государственного управления).
Областной Департамент предпринимательства и промышленности (также как и городской гг. Алматы и Астаны) уполномочен, в пределах своей
компетенции осуществлять поддержку малого и среднего предпринимательства.
Окончательным звеном в цепочке по реализации государственной политики в области предпринимательства являются территориальные исполнительные органы, представленные Аппаратами акимов городов и районов республики, в составе которых проблемами предпринимательства обязаны заниматься Отделы экономики и бюджетного планирования или Отделы экономики и финансов. На территориальные исполнительные органы возлагаются функции по непосредственной реализации принятой государственной политики и осуществлению мероприятий и программ, запланированных и финансируемых из местных бюджетов.
Таким образом, исполнительные государственные органы являются основным стержнем в выстраиваемой правительством идеологии взаимоотношений государства и предпринимательства.
В настоящее время государство понимает, что сегодня назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике. В целях создания благоприятных условий для реализации инициатив предпринимательской среды и реализации поставленных Президентом задач Правительством разработана и осуществлена схема организации «обратной связи» с предпринимателями через создание в местных органах при Аппаратах акима Комиссий по делам предпринимательства, в функции которых вошло:
• изучение проблем, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса;
•разработка предложений и рекомендаций для местных и территориальных органов исполнительной власти.
Выход на комиссию по делам предпринимательства каждый предприниматель может получить, обратившись в любое общественное объединение или объединение юридических лиц в своей области. Как
правило, несколько областных ассоциаций или объединений имеют места в комиссии.
Для организации подобной «обратной связи» с предпринимателями на уровне центральных исполнительных органов создан Совет предпринимателей при Президенте Республики Казахстан. Основными задачами Совета является:
• выработка предложений, направленных на поддержку и развитие предпринимательства;
• создание условий, стимулирующих развитие рыночной экономики;
• консолидация деловых кругов, предпринимательских ассоциаций и союзов, действующих в Республике Казахстан;
• подготовка рекомендаций для решения важных государственных проблем в области предпринимательства.
Совет предпринимателей при Президенте создан для консолидации и обработки поступающей от предпринимателей, ассоциаций и Комиссий по делам предпринимательства информации и выработки конкретных предложений Президенту, парламенту и правительству с целью устранения каких-либо систематически встречающихся препятствий на пути развития предпринимательства и на создание условий для дальнейшего его развития.
Кроме задач по формированию и реализации государственной политики в области предпринимательства государством выполняются функции по обеспечению финансовой, информационно-аналитической и материально-технической поддержки предпринимательства. Все эти формы поддержки реализуются государством как через исполнительные органы с помощью различных программ принимаемых на местном и территориальном уровнях, так и с помощью специально созданных для этого с участием государственного капитала организаций.
К организациям, выполняющим перечисленные функции, относятся следующие государственные компании:
АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий». Основная цель Центра состоит в повышении конкурентоспособности отраслей реального сектора экономики Казахстана путем организации трансферта новых технологий, а также активизации инновационной деятельности в республике;
АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта „Kaznex“ оказывает информационно-аналитическую поддержку Правительству в области формирования государственной политики, в том числе и по развитию предпринимательства;
АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» — содействие качественному развитию малого и среднего бизнеса, а также микрофинансовых организаций Казахстана в роли интегратора и оператора предоставления финансовых, консалтинговых услуг;
АО «Национальный инновационный фонд» оказывает финансовую поддержку инновационных предпринимательских инициатив путем привлечения инвестиций и финансирования проектов;
АО «Инвестиционный фонд Казахстана» — финансовая поддержка путем инвестирования в уставный капитал предприятий, производящих углубленную переработку сырья и материалов, с использованием современных и передовых технологий;
АО «Банк Развития Казахстана» — финансовая поддержка;
Кроме представленных выше институтов развития в настоящее время в Казахстане получило широкое распространение движение по созданию и развитию технопарков, бизнес-инкубаторов и промышленных зон.
Технопарки — это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений или на базе научно-исследовательских институтов с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий.
Целью создания технопарков является организация субъектов инновационной деятельности обеспечивающих эффективное использование результатов научных исследований и разработок.
Среди поставленных государством перед технопарками задач:
• внедрение в производство передовых достижений отечественного и мирового научно-технического прогресса;
• инвестирование научно-технических исследований и инновационных производств;
• оказание материально-технической помощи в создании и развитии инновационного предпринимательства.
Бизнес-инкубаторы — это программы помощи бизнесу, которые обеспечивают предпринимателей необходимыми консультациями и поддержкой. Обычно бизнес-инкубаторы располагаются в специальных помещениях, где размещается несколько начинающих фирм. Они не только совместно используют помещение и оборудование, но и в равной степени имеют доступ ко всем услугам, оказываемым бизнес-инкубатором, включая консультации по различным направлениям бизнеса. Стоимость некоторых видов услуг может быть включена в стоимость аренды, другие виды предоставляемых услуг имеют достаточно низкие расценки.
Цель, преследуемая созданием бизнес-инкубаторов — создание благоприятных условий для начинающих предпринимателей, где вновь создаваемые предприятия набираются опыта и получают помощь для дальнейшего роста, укрепления своих позиций на рынке. После достижения определенного уровня развития, обычно после третьего года, фирма покидает бизнес-инкубатор и начинает самостоятельное существование, но уже имея значительный опыт и потенциал, которые позволяют ей не только избежать банкротства, очень частого на первых этапах, но и расти дальше. А на освободившееся место приходят новые фирмы, начинающие бизнес с нуля.
Промышленная зона представляет собой объект, в котором множество малых обособленных предприятий размещено и функционирует на единой производственной территории.
Основная цель промышленных зон — это активизация развития малого предпринимательства и отечественного товаропроизводителя, поддержка и оказание помощи предпринимателям, особенно на начальном этапе их деятельности.
Таким образом, государством с помощью создаваемой инфраструктуры поддержки предпринимательства выстраивается система отношений между предпринимателем и окружающей средой, способствующая успешному росту новых предприятий и наращиванию ими объемов производства.
Государство через специально созданные институты развития предоставляет более гибкие условия для финансирования предпринимательства, изучает проблемы и перспективы развития промышленности. С помощью образованных комиссий и совета по делам предпринимательства государство осуществляет связь и оказывает помощь в решении текущих проблем и устранении барьеров на пути их развития.
Неправительственные организации
Представители исполнительной и законодательной власти, политики всех уровней признают важную роль малого предпринимательства в развитии экономики, декларируют свою приверженность курсу на его всестороннюю поддержку и развитие. Принимаются законы, утверждаются программы поддержки малого предпринимательства. Однако, несмотря на признание органами власти важной роли, которую играет малое предпринимательство в социально-экономическом развитии страны, проблемы, проявившиеся в самом начале его зарождения, остаются, в основном, до конца неразрешенными. К этим проблемам относятся:
• административные барьеры;
• недостатки в развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства;
• недостаточная развитость системы финансово-кредитного обеспечения;
• информационная недостаточность;
• низкий уровень специальных знаний у предпринимателей.
Для преодоления этих проблем, помимо общих усилий государственных структур, необходимо создание неправительственных организаций с целью влияния на изменения политики в экономической, административной и других сферах. Далее попытаемся выяснить роль данных объединений в процессе развития малого и среднего бизнеса, обусловить необходимость их создания и использования в качестве инструмента взаимодействия бизнеса и власти.
Неправительственные организации (НПО) — это некоммерческие организации, созданные гражданами Казахстана на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Выполняя роль посредников между государством и гражданами в решении социальных проблем, в вопросах формирования гражданского общества, НПО являются одним из механизмов регулирования общественных отношений.
Неправительственные организации в сфере содействия предпринимательства могут быть созданы в форме общественного объединения, фонда или объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза).
Общественным объединением является организация, созданная в результате добровольного объединения граждан. Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и интересов граждан РК. Общественные объединения сотрудничают и взаимодействуют с государственными органами, заключая с ними соглашения.
Фондом признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных и иных интересов могут по договору между собой, а также совместно с некоммерческими организациями создавать объединения в форме ассоциаций (союзов).
Деятельность всех предпринимательских ассоциаций включает примерно одинаковый набор функций:
• выражение коллективной позиции членов по вопросам государственной политики, участие в выработке государственных решений, затрагивающих область их корпоративных интересов;
• организация деловых контактов между своими членами, организация круглых столов и семинаров;
• координация предпринимательской деятельности в своем секторе рынка или на территории своего региона:
• предоставление участникам ассоциации услуг и помощи во внешнеэкономических контактах;
• информационная поддержка.
Для вступления в ассоциации чаще всего достаточно уплатить вступительный взнос и написать заявление на имя руководителя. Иногда могут потребоваться рекомендации других членов объединения.
Заключение
В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Основа для становления и развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная с 1992 года. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Решение важнейших проблем, обеспечивающих развития предпринимательства заложено в Государственной программе развития и поддержи предпринимательской деятельности, утвержденной Указом Президента РК от 7 мая 2001г. №597. Одним их приоритетов, обозначенных в Указе Президента РК «О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», является развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране.
Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), все эти проблемы решаемы, и я думаю, что в скором будущем наша страна справится с поставленными перед ней задачами решения этих проблем. Именно ха счет этих решений и будет развиваться экономика нашей страны в целом.
Библиографический список
А.К. Кантарбаева «Предпринимательство. институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2000г.
Сайт Агентства по статистике www.stat.kz
Инфраструктура поддержки предпринимательства. Методическое пособие. 2005г.
Гражданский Кодекс Республики Казахстан (общая часть), Алматы: «Юрист», 2002г.
Экономика и статистика,2000, №4. Статьи ”Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения.”, “Современное состояние малого бизнеса в РК”. — 52стр
Храпунов В. Малый и средний бизнес – залог успеха.//Мысль.- 2003. — №8.- С.52.
Предпринимательство в Республике Казахстан. Окаев К.О., Смагулова Н.Т. и др.- Алматы: Экономика, 1999.