Реферат по предмету "Маркетинг"


Индекс развития человеческого потенциала 3

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Нижегородский государственный технический университет

(ФАО ГОУ ВПО НГТУ)
Реферат
По предмету: «Демография»
Тема: Индекс развития человеческого потенциала
Выполнила: студентка гр. 08 ДОУу

Иванова И.В.

Проверил: преподаватель

Швелкова Г.В
2010 год

Содержание
Введение

В Конституции Российской Федерации записано, что РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Еще у древних римлян одним из главных девизов был Благо народа – высшая цель. Благополучие народа и есть показатель прогресса.

В социально-экономической литературе достойная жизнь и свободное развитие человека чаще всего характеризуются уровнем жизни. При этом под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей. В свою очередь, благосостояние – это мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования1. С целью количественного описания уровня жизни населения к настоящему времени предложено несколько систем показателей:

Система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 году;

Система показателей для оценки хода экономической реформы в России, разработанная Министерством экономики РФ и Госкомстатом России в 1993 году;

Унифицированная система показателей, характеризующих муниципальное образование (Постановление Госкомстата России от 9.01.1998 г. №2).

Несмотря на достаточно большой спектр частных показателей уровня жизни населения, представленный в этих системах, вопрос об интегральном показателе уровня жизни остается открытым. Отсутствие общепризнанного интегрального показателя не позволяет дать обобщенную оценку состояния страны (региона) с точки зрения уровня жизни населения, что, таким образом, делает невозможным комплексное исследование социально-экономического развития страны (региона).

Представление о том, что производство все большего количества товаров и услуг является наилучшим путем повышения уровня жизни и решения других социально-экономических задач, является в определенной степени односторонним. Уровень жизни может быть относительно низким при высоких показателях экономического роста. Следовательно, традиционные макроэкономические показатели не являются адекватными характеристиками развития во всем его многообразии.

Исследованиями источников роста материального богатства, проведенными в наиболее развитых странах, установлено, что совокупность знаний и квалификации населения (человеческий фактор) является принципиально важным источником такого роста. Следовательно, образование, наука, здравоохранение должны рассматриваться не как потребляющие и непроизводственные сферы, а как совокупность отраслей экономики, состояние которых является важнейшим фактором социально-экономического развития. Исходя из признания роли человеческого фактора, а благополучия самого человека в качестве цели экономического развития, от уровня жизни следует перейти к качеству жизни. Качество жизни как обобщающая социально-экономическая категория включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.

В качестве интегрального показателя качества жизни в работе выбран индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный группой исследователей ООН.

Глава 1 Индекс развития человеческого потенциала

Понятие индекс развития человеческого потенциала

Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.

Индекс развития человеческого потенциала — расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования2.

Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни3.

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия – средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.

Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в возрасте 15 лет и старше – служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения
и совокупной долей учащихся. Последнийпоказатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет4.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества»5. Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.

Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность и / или несопоставимость исчисления других – все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.

В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальной ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем – реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения.

Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития — те, в которых 0,5
Роль ИРЧП в концепции Развития человека

Ежегодным отчетом о развитии человека начиная с 1990 года является – Доклад о развитии человека.

Легче измерить доходы государства, нежели развитие человека. И многие экономисты будут доказывать, что национальный доход представляет собой хороший показатель человеческого благополучия. Хотя между первым и вторым явно существует тесная связь, так как экономический рост является важным средством развития человека, второе не зависит лишь от экономического роста и уровня национального дохода. Оно также зависит от того, как используются эти ресурсы — на вооружение или производство продуктов питания, строительство дворцов или обеспечение чистой водой. А результаты деятельности людей, такие как демократическое участие в процессе принятия решений и равные права мужчин и женщин, не зависят от доходов. По этим причинам Доклад представляет большой перечень показателей по важным результатам деятельности человека, достигнутым в странах мира.

Несмотря на то, что этот перечень показателей служит основанием для оценки прогресса в развитии человека во многих его измерениях, политики также нуждаются в обобщенном показателе оценки прогресса, особенно в таком, который больше фокусируется на благосостоянии человека, нежели на его доходах. С этой целью Доклады о развитии человекас самого начала публиковали индекс развития человеческого потенциала. Этот показатель дает общее представление о некоторых основных измерениях развития человека.

Хотя ИРЧП представляет собой полезную точку отсчета, важно помнить, что концепция развития человека шире и сложнее, чем это способны отразить любые совокупные измерения, даже если они подкрепляются другими показателями. ИРЧП не является всеохватывающим параметром. Он не включает важные аспекты развития человека, прежде всего возможность участвовать в принятии решений, влияющих на чью-либо жизнь и пользоваться уважением других членов сообщества. Человек может быть богатым, здоровым и образованным, но отсутствие этой возможности препятствует его развитию. Недоучет этого измерения развития человека в ИРЧП стал очевиден со времени первых Докладов о развитии человека — и способствовал разработке в 1991 г. индекса человеческой свободы и в 1992 г. — индекса политической свободы. Ни один из параметров не просуществовал и года с момента их введения, что послужило свидетельством сложности подобного количественного измерения таких комплексных аспектов развития человека.

ИРЧП четко проводит различие между доходами и человеческим благополучием. Путем измерения средних достижений в здравоохранении, образовании и доходах ИРЧП может дать более полную картину состояния развития страны, чем только измерение уровня доходов. Боливия с ее гораздо более низким уровнем ВВП на душу населения, чем Гватемала, достигла более высокого ИРЧП, так как делала больше для того, чтобы использовать этот показатель для развития человека (Рис. 1). Танзания, одна из беднейших стран в мире, имеет ИРЧП, сравнимый с Гвинеей, страной, почти в четыре раза богаче. И наоборот, страны с тем же уровнем доходов имеют большие различия в ИРЧП — у Вьетнама примерно такой же уровень доходов, что и у Пакистана, но ИРЧП гораздо выше, из-за более высокого уровня продолжительности жизни и грамотности (Рис. 2).

Рис.1 Одинаковый ИРЧП, разный уровень доходов
/>
Рис. 2 Одинаковый уровень доходов, разный ИРЧП

/>
Глава 2 Индекс развития человеческого потенциала России

1. Методика расчета

ИРЧП состоит из трех равнозначных компонентов:

дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;

образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);

долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения показателя:

продолжительность предстоящей жизни при рождении 25 и 85 лет

грамотность взрослого населения: 0% и 100%

совокупная доля учащихся среди детей и молодежи: 0% и 100%

реальный ВВП (ВРП) на душу населения (ППС): 100 и 40000 долл.

Частные индексы рассчитываются по следующей формуле:

Формула 1

/>

Хi – это фактическое значение показателя, Xi min– минимальное значение показателя, Xi max – максимальное значение показателя.

И/>
ндекс продолжительности жизни определяется по формуле,

Формула 2

где e– фактическая средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении.

При расчете индекса ВРП в формулу 1 подставляются не сами значения, а их логарифмы:

Формула 3

/>

где XВРП – величина реального ВРП на душу населения в долл. США по паритету покупательной способности (ППС).

Индекс достигнутого уровня образования (образованности) определяется по формуле:

Формула 4

/>

где Iграм – индекс грамотности взрослого населения;

Iуч – индекс совокупной доли учащихся;

2/3, 1/3 – весовые коэффициенты.

Индексы грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся определяются по формулам:

Формула 5
/>

Формула 6
/>

где Xграм– фактическая грамотность взрослого населения;

Xуч­ – фактическая совокупная доля учащихся.

ИРЧП представляет собой среднее арифметическое индекса продолжительности жизни Ie, индекса достигнутого уровня образования Iобр и индекса ВРП IВРП:

Формула 7

/>.

ИРЧП может принимать значения от 0 до 1. Считается, что регионы (страны) с индексом ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития, 0,5 – 0,8 – средний уровень, 0,8 и больше – высокий уровень развития. По данным на 1997, максимальное значение ИРЧП отмечено в Канаде – 0,932, для Российской Федерации ИРЧП составлял 0,7476.
2. Расчет ИРЧП для населения России

Попробуем рассчитать ИРЧП для населения России. Некоторые фактические значения показателей, такие как, величина реального ВВП на душу населения, фактическая грамотность взрослого населения, средняя продолжительность жизни и т.д., можно взять в статистических справочниках.

Для расчета ИРЧП необходимо вывести три индекса: индекс продолжительности жизни, индекс ВВП и индекс образованности взрослого населения.

1. Индекс продолжительности жизни. В формулу 2 подставляет значение фактической средней продолжительности жизни:

/>

Индекс продолжительности жизни равен 0,672. Если вывести среднее арифметическое из индексов продолжительности жизни во всех странах мира, то средним индексом будет 0,673, то есть, Индекс продолжительности жизни в России ниже среднего.

2. Индекс достигнутого уровня образования (образованности). Для выведения индекса образованности нужно получить еще два дополнительных индекса: Индекс грамотности и Индекс совокупной доли учащихся.

Индекс грамотности составляет 0,993

Индекс совокупной доли учащихся равен 0,77

Отсюда выводится индекс образованности, по формуле 4:

/>

Индекс достигнутого уровня образования равен 0,919.

Средний общемировой индекс образованности равен 0,772. Исходя из этого можно сделать вывод, что по индексу образованности Россия входит в первую двадцатку стран с высоким уровнем образования.

3. Индекс ВВП (ВРП). Вычисляется по формуле 3 и составляет 0,716, при среднем мировом – 0,652. То есть Россия по этому показателю занимает позицию немного выше среднего уровня.

И, наконец, Индекс развития человеческого потенциала. Он представляет собой среднее арифметическое этих трех индексов. И составляет для России:/>

/>

По ИРЧП Россия занимает 57 место из 177 государств. В 1992 г. Россия по индексу развития человеческого потенциала занимала 52-е место в мире, в 1996 г. — уже лишь 67-е. Но оказывается, если изъять из России Туву, Дагестан, Ингушетию, Калмыкию, Марийскую республику и Читинскую область, мы продвинемся несколько вверх в ранжированном списке стран мира. А если поступиться еще Брянщиной, Удмуртией, Ивановским волго-клязьминским междуречьем, Новосибирской областью, Сахалином да еще десятком кризисных субъектов федерации, то мы уж точно войдем в первую полусотню “хороших стран”. Ну, а если последовательно идти курсом реформ и скинуть всё, кроме Москвы да пары нефтегазодобывающих округов Тюменского Севера, то и некоторые развитые капиталистические страны нам позавидуют. В такую Россию, пожалуй, даже начнется репатриация недавних эмигрантов. Только что это будет за Россия?

Расчет ИРЧП для населения Тамбовской области

Все расчеты будут проводиться по аналогии с расчетами ИРЧП для населения России, будут приведены лишь результаты расчетов и сделаны краткие выводы.

1. Индекс продолжительности жизни равен 0,682, что несколько выше среднего Индекса продолжительности жизни по России. Но средняя продолжительность жизни в Тамбовской области все равно остается удручающей – 65,9.

2. Индекс достигнутого уровня образования (Индекс образованности). Данный индекс составляет 0,898, что является ниже общероссийского, равного 0,919. Общий процент грамотности населения равен 99,7% выше по сравнению с общероссийским – 99,3%. Но все равно, 0,3% неграмотных людей (которые не могут прочитать, понять и написать простой текст касающийся их повседневной жизни) довольно-таки большой процент для современного высокоразвитого общества.

3. Индекс ВВП (ВРП) является довольно низким и составляет 0,635 (общероссийский – 0,716), что говорит о невысоком экономическом развитии Тамбовской области.

Из этих трех Индексов выводится общий индекс ИРЧП, который для Тамбовской области составляет 0,738, определяя ее лишь на 47 место из исследуемых 84 регионов (для таких нефтедобывающих регионов как Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий АО Госкомстат считает расчеты душевого ВВП (ВРП) некорректными, а по Чеченской республике данных пока нет). То есть можно сказать, что по ИРЧП Тамбовская область занимает срединное место среди российских регионов.

Заключение

Независимо от уровня социально-экономического развития общества, проблемы изучения уровня жизни населения являются актуальными для всех стран.

Комплексный подход к изучению проблемы уровня общественного развития, достигнутого той или иной страной, связан с попытками разработки обобщающих показателей, связывающих демографические и экономические процессы. Поскольку отдельно взятые экономические и демографические показатели, отражающие в большей степени количественную или качественную сторону одного из аспектов развития общества, не способны полностью охарактеризовать благосостояние населения.

Такой комплексный показатель, характеризующий состояние экономических и социальных условий, был разработан специалистами программы развития ООН (ПРООН) для наблюдения за социальным прогрессом отдельных стран и человечества в целом. Это индекс развития человеческого потенциала (ИЧПР), или индекс человеческого развития, дающий оценку степени оптимальности развития общества. ИЧПР является составным индексом, представляющим собой среднюю арифметическую из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни – индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования (комбинированный показатель, определяемый как индекс грамотности среди взрослого населения и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений), индекса реального ВВП на душу населения, рассчитываемого в долларах США по паритету покупательной способности валют. Индекс может принимать значения в пределах от 0 до 1, при том чем ближе величина индекса к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и тем условия жизни данной страны ближе к неким общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации.

Индекс развития человеческого потенциала обеспечивает возможность проведения мониторинга основных показателей качества жизни и ранжирования регионов по качеству жизни.

ИРЧП целесообразно использовать для проведения дифференцированной региональной социально-экономической политики, анализа потенциала социально-экономической системы.

Список литературы

Айвазян С.А. Интегральные показатели качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М.: ЦЭМИ РАН, 2000. – 118 с.

Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 1999. – 895 с.

Доклады о развитии человека за 1997-2000 гг. Нью-Йорк, Оксфорд: Оксфорд юниверсити пресс.

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Год 1998. / Под общей редакцией проф. Ю.Е. Федорова. М: Права человека, 1998. – 140 с.: табл., рис., карты.

Социальная статистика: Учебник / Под ред. Чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 416 с.: ил.

Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие под общей редакцией проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ) и Т. Мак-Кинли (ПРООН, Нью-Йорк). М.: Права человека, 2000. – 464 с.

Экономическая статистика: Учебник. / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФА-М, 1998 – 480 с.

Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире. / Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 2004. — 328 с.

Слезингер Г.Э. Социальная экономика, 2001.

Приложение 1

Рейтинг регионов по Индексу развития человеческого потенциала

 

Душевой ВРП, руб.

Душевой ВВП, долл. США ППС

Индекс дохода

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

Индекс долголетия

доля учащихся (в возрасте 6-23 года), %

Индекс образования

ИРЧП

место в 2001 г.

место в 1997 г.*

Российская Федерация

54326

7278

0,716

65,3

0,672

77

0,919

0,769

 

 

г. Москва

187926

16244

0,850

67,4

0,707

116

1,000

0,852

1

1

Тюменская область

252070

27235

0,936

66,7

0,696

74

0,909

0,847

2

2

Санкт-Петербург

59301

7425

0,719

66,2

0,687

97

0,987

0,797

3

5

Республика Татарстан

57891

8814

0,748

67,6

0,711

79

0,926

0,795

4

3

Томская обл.

60247

8321

0,738

65,5

0,675

87

0,954

0,789

5

13

Респ. Башкортостан

45409

7242

0,715

66,7

0,695

77

0,920

0,777

6

4

Республика Коми

79064

9993

0,769

64,8

0,663

69

0,895

0,776

7

16

Самарская обл.

62375

7810

0,727

64,7

0,662

79

0,926

0,772

8

6

Белгородская обл.

35783

5575

0,671

67,4

0,706

80

0,932

0,770

9

7

Красноярский край

79031

9539

0,761

63,3

0,639

73

0,907

0,769

10

15

Липецкая область

41529

6704

0,702

66,5

0,692

73

0,908

0,767

11

9

Респ. Саха (Якутия)

102839

8201

0,736

64,4

0,656

73

0,907

0,766

12

46

Пермская обл.

63183

8465

0,741

63,9

0,648

73

0,906

0,765

13

21

Новосибирская обл.

39096

5291

0,662

66,3

0,688

83

0,940

0,763

14

33

Вологодская обл.

53289

7677

0,724

64,4

0,656

72

0,904

0,762

15

19

Ярославская обл.

50921

7415

0,719

64,2

0,654

74

0,910

0,761

16

17

Удмуртская Республ.

42403

6684

0,696

65,3

0,671

76

0,915

0,761

17

28

Нижегородская обл.

46452

6765

0,703

64,9

0,665

74

0,910

0,760

18

8

Орловская обл.

34508

5638

0,673

65,4

0,673

80

0,931

0,759

19

26

Оренбургская обл.

40685

6265

0,691

65,2

0,670

76

0,916

0,759

20

12

Мурманская обл.

61065

6293

0,691

65,9

0,681

70

0,897

0,756

21

29

Омская обл.

32551

5192

0,659

66,7

0,694

74

0,910

0,755

22

10

Челябинская обл.

41557

5740

0,676

65,1

0,668

77

0,920

0,755

23

14

Свердловская обл.

47028

6117

0,687

64,7

0,662

75

0,913

0,754

24

30

Респ. Калмыкия

38136

5615

0,672

66,3

0,689

71

0,901

0,754

25

71

Краснодарский край

36473

5144

0,659

67,0

0,700

70

0,896

0,752

26

32

Респ. Северная Осетия

21622

3368

0,583

69,4

0,741

81

0,934

0,752

27

70

Кабардино-Балкарская Респ.

27109

4127

0,621

68,0

0,716

74

0,912

0,749

28

40

Республика Мордовия

26564

4044

0,618

67,4

0,706

78

0,922

0,749

29

25

Хабаровский край

54546

5754

0,676

63,0

0,634

81

0,934

0,748

30

27

Саратовская обл.

33609

4790

0,646

65,4

0,674

78

0,924

0,748

31

24

Волгоградская обл.

34159

4921

0,650

65,9

0,681

74

0,909

0,747

32

22

Архангельская обл.

47368

6410

0,694

63,9

0,648

71

0,899

0,747

33

59

Ростовская обл.

28986

4267

0,626

66,2

0,687

78

0,924

0,746

34

41

Рязанская обл.

34897

5313

0,663

64,7

0,662

75

0,913

0,746

35

35

Сахалинская обл.

81970

7522

0,721

62,7

0,629

67

0,885

0,745

36

72

Ставропольский край

27208

3962

0,614

67,8

0,713

73

0,907

0,745

37

34

Магаданская обл.

69277

6491

0,696

65,1

0,668

62

0,869

0,744

38

60

Астраханская обл.

35898

5010

0,653

65,2

0,670

73

0,907

0,743

39

38

Московская обл.

41270

5474

0,668

64,8

0,663

71

0,898

0,743

40

23

Костромская обл.

30474

4861

0,648

56,8

0,680

71

0,901

0,743

41

31

Курская обл.

29527

4445

0,633

65,9

0,681

75

0,915

0,743

42

18

Чувашская Республ.

24963

4079

0,619

66,4

0,689

77

0,919

0,742

43

36

Республика Карелия

44809

6253

0,690

63,0

0,633

72

0,903

0,742

44

56

Воронежская обл.

26023

4007

0,616

66,2

0,686

78

0,924

0,742

45

20

Ульяновская обл.

28072

4425

0,633

66,0

0,683

72

0,903

0,740

46

11

Тамбовская обл.

26757

4481

0,635

65,9

0,682

70

0,898

0,738

47

45

Иркутская обл.

46665

6190

0,689

61,8

0,614

73

0,908

0,737

48

37

Кировская обл.

27981

4120

0,621

65,9

0,681

73

0,905

0,736

49

50

Камчатская обл.

61015

5274

0,662

63,8

0,647

70

0,896

0,735

50

73

Пензенская обл.

22873

3648

0,600

66,5

0,692

74

0,910

0,734

51

55

Республика Дагестан

14525

2115

0,509

71,6

0,776

75

0,913

0,733

52

57

Кемеровская обл.

39308

5320

0,663

62,8

0,630

72

0,905

0,733

53

49

Новгородская обл.

38889

5484

0,668

62,3

0,622

73

0,907

0,732

54

47

Калужская обл.

31843

4793

0,646

64,3

0,655

70

0,896

0,732

55

42

Тульская обл.

32414

5296

0,663

63,0

0,633

71

0,899

0,732

56

53

Алтайский край

24304

3743

0,605

66,3

0,688

71

0,901

0,731

57

69

Карачаево-Черкесская Республика

17056

2753

0,553

69,4

0,740

71

0,900

0,731

58

44

Смоленская обл.

34713

5537

0,670

62,7

0,628

69

0,893

0,730

59

43

Республика Хакасия

34342

4556

0,637

63,6

0,643

73

0,905

0,728

60

62

Владимирская обл.

28286

4622

0,640

63,6

0,643

71

0,900

0,727

61

51

Ленинградская обл.

48446

6691

0,702

62,0

0,617

60

0,863

0,727

62

63

Амурская обл.

39068

4938

0,651

62,4

0,624

71

0,899

0,725

63

58

Приморский край

34423

3689

0,602

64,4

0,656

75

0,914

0,724

64

66

Республика Адыгея

15258

2323

0,525

68,8

0,730

76

0,917

0,724

65

64

Брянская обл.

22505

3547

0,596

65,1

0,668

73

0,905

0,723

66

39

Калинингpадская обл.

33149

4312

0,628

63,0

0,633

72

0,904

0,722

67

61

Тверская обл.

32543

4844

0,650

61,9

0,616

70

0,896

0,721

69

48

Чукотский АО

114073

6947

0,708

62,5

0,626

50

0,831

0,721

69

75

Таймырский АО

60795

5255

0,661

63,5

0,642

58

0,856

0,720

70

**

Республика Алтай

27493

4093

0,620

62,4

0,623

75

0,912

0,718

71

74

Республика Бурятия

29979

4273

0,627

62,5

0,625

71

0,900

0,717

72

65

Курганская обл.

23283

3428

0,590

65,0

0,666

70

0,895

0,717

73

52

Республика Марий Эл

20567

3204

0,579

64,6

0,660

75

0,912

0,717

74

54

Корякский АО

116028

7438

0,719

59,3

0,572

57

0,855

0,715

75

**

Эвенкийский АО

52644

5038

0,654

59,3

0,571

76

0,917

0,714

76

**

Псковская обл.

26226

4039

0,617

61,6

0,610

71

0,899

0,709

77

68

Ивановская обл.

18372

2797

0,556

63,2

0,636

77

0,919

0,704

78

67

Еврейская АО

24278

3128

0,575

62,3

0,621

73

0,907

0,701

79

78

Респ. Ингушетия

10708

1406

0,441

74,0

0,817

53

0,841

0,700

80

77

Читинская обл.

29322

3851

0,609

61,5

0,608

65

0,880

0,699

81

76

Усть-Ордынский Бурятский АО

22155

2968

0,566

61,9

0,616

64

0,877

0,686

82

**

Агинский Бурят. АО

16186

2236

0,519

63,9

0,649

61

0,868

0,678

83

**

Коми-Пермяцкий АО

16398

2497

0,537

61,2

0,603

62

0,870

0,670

84

**

Республика Тыва

16194

2170

0,514

56,5

0,525

71

0,899

0,646

85

79


* без республики Чечня (данные отсутствуют), Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого, Ненецкого АО (расчет душевого ВРП по нефтегазодобывающим автономным округам Госкомстат считает некорректным)




** рейтинг по 1997 г. дан без автономных округов, кроме Чукотского.




Приложение 2

Р/>аспределение субъектов РФ по величине Индекса развития человеческого потенциала
Доля регионов с разным ИРЧП и живущего в них населения

/>
П/>риложение 3

Регионы России по Индексу развития человеческого потенциала
/>
     Более 0,700  (Выше среднего по России)

      0,650—0,700  (Примерно на уровне среднего по России)

      0,600—0,650

      0,575—0,600       (Ниже среднего по России)

      Менее 0,575


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.