Реферат по предмету "Маркетинг"


Анализ расширенного ассортиментного перечня товаров для секции Часы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общая характеристика деятельности ОАО «ЦУМ Минск» (секция 7270 «Часы»
2. Организация работы по закупке товарной группы у поставщиков
3. Анализ структуры ассортимента товарной группы в торговой организации
4. Состояние работы по управлению качеством и экспертизе товарной группы в торговой организации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях рыночной экономики в Республике Беларусь многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием. К решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях.
Анализ ассортимента торговли способствует определению уровня удовлетворения потребностей покупателя, спроса на продукцию. Следует отметить, что удовлетворение потребностей населения в непродовольственных товарах является важнейшей задачей, стоячей перед производством и торговлей. От того, насколько удовлетворены потребности человека в непродовольственных товарах, от этого зависит его здоровье, отдых и настроение.
Цель практики: изучить и проанализировать ассортимент часов, проанализировать основные составляющие коммерческого подхода к оценке ассортимента данного вида продукции, провести анализ организации работы по закупке товарной группы у поставщиков, провести анализ структуры ассортимента товарной группы в торговой организации, состояние работы по управлению качеством и экспертизе товарной группы в торговой организации.
Объект исследования — ассортимент товаров секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск».
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЦУМ МИНСК» (СЕКЦИЯ 7270 «ЧАСЫ»)
Центральный универмаг «Минск» был построен по типовому проекту и открыт 5 ноября 1964 года. В 1988 году Центральный универмаг «Минск» на основании приказа Минского городского комитета по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 30.12.1998 года № 306 было преобразовано в открытое акционерное общество. В настоящее время ОАО «ЦУМ Минск» является самым крупным в республике торговым центром, не уступающим западным предприятиям по технологиям, ассортименту и насыщенности товарами. Ежедневно универмаг посещает 30 тысяч жителей и гостей г. Минска.
Режим работы предприятия — с 9.00 до 21.00 ежедневно кроме воскресенья, в воскресенье — с 10.00 до 18.00.
На предприятии постоянно проводится работа по обновлению торгово-технического оборудования, внедрению новых методов обслуживания покупателей, расширению торговых и складских площадей.
В 1971 году ОАО «ЦУМ Минск» одним из первых перешел на продажу товаров по методу самообслуживания, а в 1975 году — по потребительским комплексам.
За 30-летнюю работу универмага общая численность работников, составляющая 1089 человек (в том числе 513 — продавцы), возросла в более чем в полтора раза. Значительно расширился ассортимент реализуемых населению товаров и объем их продажи. В настоящее время ассортимент предлагаемых в универмаге товаров насчитывает более 20 тысяч видов и разновидностей.
В 1990 ив 1991 годах универмагом были открыты два универмага «Товары для женщин» (ул. Куйбышева, 75) и «Комаровский» (ул. В. Хоружей, 10) с общей торговой площадью 1740 кв. м.
Ассортиментная политика ОАО «ЦУМ Минск» ориентированна на следующие слои населения (рисунок 1). По данным, полученным в ходе непосредственного наблюдения и опроса покупателей в торговых залах ОАО «ЦУМ Минск» и информации полученной от работников исследуемого предприятия мы можем составить заключение об основных категориях покупателей, данные о которых представлены на рисунках 2 — 3.
Основной категорией покупателей ОАО «ЦУМ Минск» являются люди в возрасте от 20 до 25, за ней группа в возрасте от 25 до 30 лет. Две эти группы в общей сумме дают 51 %, то есть можно утверждать, что основной группой покупателей исследуемого предприятия являются молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет.
/>/>
по уровню доходов по возрасту
Рисунок 1. Сегментирование рынка покупателей ОАО «ЦУМ Минск»
/>
Рисунок 2. Возрастной состав покупателей ОАО «ЦУМ Минск»
/>
Рисунок 3. Половой состав покупателей ОАО «ЦУМ Минск»
В настоящее время структура торгового процесса в универмаге выглядит следующим образом: на четырех этажах торговых залов размещены 6 товарных отделов, организованных по потребительскому назначению:
Отдел № 1 «Хозтовары» объединяет 5 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 2 «Обувно-галантерейные товары» — 8 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 3 «Швейно-трикотажные товары» — 7 торговых секций, 4 склада;
Отдел 4 «Товары для дома» — 6 торговых секций, 5 складов;
Отдел № 5 «Комаровский»;
Отдел № 6 «Товары для женщин»;
Отдел 7 «Культтовары» — 5 торговых секций («Часы», «Канцтовары», «Фото, радио, оргтехника», «Спорттовары», «Игрушки»), 4 склада;
Отдел 8 «Продовольственные товары» — 2 торговые секции, кафе «Олимп», 2 склада.
По методу самообслуживания работают 15 секций. Кроме самообслуживания в некоторых секциях универмага осуществляется продажа товаров по образцам, с открытой выкладкой, через прилавок.
Общая площадь универмага составляет 30307 кв. м., в том числе площадь торговых залов — 10090 кв. м.
Ассортимент ОАО «ЦУМ Минск», на наш взгляд способен активно влиять на уровень продаж товара. Широкий ассортимент товара, может удовлетворить самые неожиданные запросы покупателей, однако неоправданное расширение ассортимента может привести к оседанию товара в универмаге, снижению оборачиваемости средств, а то и вовсе к «замораживанию» денег.
Расширенный ассортиментный перечень товаров для секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» на 2008 г. приведен в приложении 1. Данные приложения 1 свидетельствуют о том, что наиболее широко представлен ассортимент часов наручных женских кварцевых (180 видов), часов наручных женских механических (150 видов) и часов наручных мужских кварцевых (145 видов).
На основании данных приложения 2 проведем анализ данных о товарооборачиваемости по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» за 2007-2008 г. приведены в таблице 1.
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» в 2008 г. по сравнению с 2007 г. товарооборачиваемость ускорилась на 8 дн., а средние товарные запасы увеличились на 10,9 млн. руб. В целом по ОАО «ЦУМ Минск» товарооборачиваемость в 2008 г. по сравнению с 2007 г. также ускорилась (на 1 дн.), а по отделу «Культтовары» необходимо отметить замедление товарооборачиваемости на 5 дн.
Таблица 1. Анализ товарооборачиваемости по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» за 2007-2008 г.
Наименование секции
Средние товарные запасы за 2007 г.
Средние товарные запасы за 2008 г.
Отклонение (+/-)


сумма, млн. руб.
дни
сумма, млн. руб.
дни--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
1
3
2


будильники
1
1
-
-
1
1


элементы питания
1
-
1
1
1
-
4.РУП «Камертон»
часы наручные мужские механические
1
1
-
1
1
-


часы наручные женские кварцевые
1
-
1
-
1
1


часы наручные мужские кварцевые
3
2
1
2
3
2


часы напольные
3
2
1
3
1
3


барометры
3
1
2
-
3
-


будильники
1
1
-
1
1
1


элементы питания
1
1
-
1
-
1
Коэффициент устойчивости (Куст) ассортимента в целом и по отдельным видам можно рассчитать по формуле (1):
/>, (1)
где А — количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем;
А1, А2, Аn — количество разновидностей товаров из предусмотренных ассортиментным перечнем на момент 1, 2, …, n проверки;
n — количество проверок.
Используя формулу (1) рассчитаем коэффициент устойчивости ассортимента по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» по отдельным поставщикам.
МЧЗ «Луч»:
/>
РУП «Электроника»:
/>
ОАО «ВПЗ»:
/>
РУП «Камертон»:
/>
Рассчитаем коэффициент устойчивости ассортимента по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» в целом по секции:
/>
Таким образом, расчеты показали, что по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» в июне 2008 г. коэффициенты устойчивости ассортимента часов в целом по универмагу составил 0,57, в том числе: по МЧЗ «Луч» — 0,5; по РУП «Электроника» — 0,62; по ОАО «ВПЗ» — 0,55; по РУП «Камертон» — 0,6; то есть по результатам проверок наиболее соблюден ассортиментный перечень в секции 7270 «Часы» по РУП «Электроника».    продолжение
--PAGE_BREAK--
Коэффициент полноты (Кп) ассортимента в целом и по отдельным видам можно рассчитать по формуле (2):
/>, (2)
где Рф— фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;
Рн— количество разновидностей товаров по ассортиментному перечню;
n— количество проверок.
Используя формулу (2) рассчитаем коэффициент полноты ассортимента часов по отдельным видам.
МЧЗ «Луч»:
/>
РУП «Электроника»:
/>
ОАО «ВПЗ»:
/>
РУП «Камертон»:
/>
Рассчитаем коэффициент полноты ассортимента часов в целом по секции 7270 «Часы»:
/>
Таким образом, расчеты показали, что в универмаге в июне текущего года в секции «Часы» коэффициенты полноты ассортимента в целом по универмагу составил 0,58, в том числе: по МЧЗ «Луч» — 0,55; по РУП «Электроника» — 0,62; по ОАО «ВПЗ» — 0,55; по РУП «Камертон» — 0,6; то есть по результатам проверок наиболее соблюден ассортиментный перечень в секции «Часы» по РУП «Камертон».
Основным недостатком в работе секции 7270 «Часы» является снижение реализации часов МЧЗ «Луч». Причины:
— снижение покупательского спроса на продукцию МЧЗ, покупатель отдает предпочтение импортным часам;
— на сегодняшний день «Луч» фактически стал импортером, завозя китайские корпуса и механизмы и собирая часы под маркой «Луч» отчего ухудшилось качество реализуемой продукции.
Основные направления повышения эффективности работы по секции 7270 «Часы»:
— в 2009 г. получить часов на сумму 450,0 млн. руб.;
— совместно с поставщиками проводить рекламные мероприятия с целью привлечения в универмаг большего числа покупателей и увеличения объема реализации;
— усилить контроль за качеством, поставляемого товара;
— изыскивать новых поставщиков;
— проводить занятия в секциях «Часы» совместно со специалистами предприятий и представителями фирм для повышения уровня знаний продавцов.
В отношении ассортиментной политики по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск», реализующему продукцию на рынке Республики Беларусь, можно порекомендовать применить следующие маркетинговые решения по ее совершенствованию: следует расширять ассортимент часов для женщин, для реализации данного решения следует провести маркетинговое исследование потребителей для того, чтобы определить целевой сегмент. Для исследования потенциальных потребителей можно провести опрос основных клиентов универмага. Аналогичные опросы уже проводились ранее. Пример анкеты приведен в приложении 5.
По результатам исследования следует определить основные сегменты потребителей и определить целевой сегмент (сегменты) новых товаров. В целях закрепления на рынке города Минска следует, прежде всего, стараться поддерживать цены на часы на конкурентном уровне, то есть немного ниже, чем у конкурентов, так как для большинства предприятий на данный момент это главный фактор принятия решения о совершении покупки.
Также по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» необходимо активно использовать комплекс проводимых в торговом зале мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж (мерчендайзинг от англ. merchandising — искусство торговать). Статистика свидетельствует, что удачная экспозиция товаров в торговом зале дает прирост товарооборота 12 — 18 %. Поэтому мерчендайзинг стал активно применяться не только в работе с товарами импульсного спроса, но и в торговле товарами других групп. При размещении товаров в торговом зале универмага необходимо учитывать не только психологические особенности поведения покупателей, но и специфику товаров, правила товарного соседства, а также необходимость закрепления за товарными группами постоянных мест расположения.
По секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» целесообразным было бы использовать стратегию выстраивания цен. Существуют так называемые ценовые линии, которые отражают диапазон цен, где каждая цена соответствует определенному уровню качества товара. Диапазон цен может быть определен как низкий, средний и высокий. Затем устанавливается ограниченное число конкретных цен. Например, по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» может предложить разнообразный ассортимент часов детских наручных. Однако потребители не будут реагировать на ряд незначительных ценовых различий (таких, например, как 5,40; 6,50; 8,60; 10,70; 14,80; 16,20; 18,80 тыс. руб. и т.д. за порцию). Вместо этого предпочтительнее установить несколько цен, которые позволяют дифференцировать товары в «линии», базирующиеся на таких признаках, как качество и престиж. Например, это могут быть часы по цене 8; 10; 16 тыс. руб. за порцию. Эти цены показывают, что по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» предлагает часы детские за 5 тыс. руб. для тех, кто хочет сэкономить; имеются товары среднего качества по 8 и 10 тыс. руб.; и, наконец, на вершине ассортимента находятся часы детские по 16 тыс. руб. Выстраивание цен упрощает для клиентов проблему выбора одного из множества предложенных однородных товаров. Потребители могут в этом случае самостоятельно решить, какой уровень качества или цены им подходит, и сделать покупку в пределах предлагаемой ценовой линии.
Также руководству универмага по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» при формировании цен целесообразно учитывать психологические особенности восприятия их потребителями, то есть использовать стратегии психологического восприятия. Психологические эффекты должны учитывать ценовую политику и конъюнктуры рынка. Для примера рассмотрим цену детских часов в 10000 руб.
1) эффект некруглых цифр. Суть его состоит в том, что устанавливается некруглая цена. В нашем случае, вместо цены в 10000 руб. целесообразнее применить цену 9970 руб. Потеря для секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» составит 30 руб., что очень мало, но она существенно повышает привлекательность часов, так как покупателю нравится «получать сдачу». Важно сказать, что данное мероприятие не оказывает влияния на рациональные покупки, а оказывает влияние на тех посетителей, которые совершают импульсивные покупки, психологически данная цена товара для посетителей секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» является «дешевой».
2) эффект порядка цены. По своей сути он является близким с эффектом некруглых цифр. Рассматривая на нашем примере, получаем, что цена в 10000 руб. состоит из 5 цифр, а цена в 9990 руб., состоит из 4 цифр. Цены 10000 руб. и 9990 руб., являются ценами разных порядков. Психологически цена 9990 руб. будет казаться меньше и «дешевле».
3) эффект разного восприятия выгод и потерь. Например, цена детских наручных часов 10200 руб. будет рассматриваться покупателем как плохая цена, так как у посетителя секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» будет присутствовать чувство того, что к 10000 руб. необходимо добавить еще 200 руб. Цена 9800 руб. лучше, так как покупатель в данном случае получает сдачу с 10000 руб.
Можно сказать, что если руководство универмага будет учитывать психологические особенности эффекта восприятия цен, то, как следствие этого, покупатели под воздействием своих психологических факторов будут совершать более крупные покупки, тем самым, приведет к увеличению товарооборота, что повлияет на получение дополнительной суммы прибыли.
Суть эффекта восприятия цен также заключается в том, чтобы определить, как покупатели подходят к выбору того или иного товара, и как на это влияет цена, какую роль играет ценовой фактор при выборе товара и является ли он решающим, а на основе анализа этих данных можно выбрать приемлемую для секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» стратегию ценообразования.
4. СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ И ЭКСПЕРТИЗЕ ТОВАРНОЙ ГРУППЫ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проверка качества часов по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» проводиться на основании ГОСТ 10733-98 (приложение 6).
В течение 2008 г. проводилась разбраковка полученных часов. Некачественные часы, выявленные в результате разбраковки, в течение 14 дней обменивались на качественные или возвращались поставщику.
Результаты разбраковки часов, полученных за 2008 г., отображены в таблице 6.
Таблица 6. Результаты разбраковки часов по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск», полученных за 2008 г.
Наименование предприятия
Получено за 2008 г., ед. / млн. руб.    продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Из таблицы 7 видно, что все этапы деятельности по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» включают в себя элементы управления затратами. Оценки выставлялись зам. директора по торговле.
Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на управленческие и производственные.
В нашем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества товаров, включают в себя:
— транспортные (внешние перевозки сырья). Они подразделяются на организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, технические, включающие стоимость транспортных средств, затраты на персонал транспортных подразделений — его набор и оплату труда. В Секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» данный вид затрат не существует, так как доставка товаров в универмаг осуществляется транспортом поставщиков товаров;
— снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству товаров). Их можно разделить на непосредственно материальные — соответствие фактических материальных ресурсов запланированным; технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия; и затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы;
— затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: управляющий (своевременное составление планов), бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.;
Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.
К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим и санитарно-эпидемиологическим и иным условиям. Другую часть составляют затраты на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных выборочных обследований.
Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции. В данную группу включаются затраты на внедрение системы управления качеством, в том числе ее техническое обеспечение, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т. д.
Существует еще одна группа расходов, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Эти затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, оказываются весьма велики.
Приемка товаров в секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» по качеству осуществляется на основании «Положение о приемке товаров по количеству и качеству» (утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 г. № 285). Данное Положение регулирует отношения юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, и физических лиц предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, по приобретению товара, созданию условий для его сохранности, своевременной и правильной приемки по количеству и качеству, кроме товара, приобретаемого для личного (домашнего, семейного) пользования.
Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству. В тех случаях, когда товар поступает непосредственно от предприятий-изготовителей, он является единственным звеном, где проверяется качество этого товара перед продажей его покупателю.
Товары, поступившие в исправной таре, принимаются по качеству и комплектности: при иногородней поставке — не позднее 20 дней, при одногородней поставке — не позднее 10 дней. Скрытые производственные дефекты, обнаруженные позже, актируются. Акт о скрытых недостатках составляется в течение гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товара, гарантийный срок на который исчисляется с момента его продажи через розничную торговлю, может быть составлен и в период хранения до его продажи.
Приемка по качеству осуществляется в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификатам соответствия, удостоверениям о качестве, ветеринарным свидетельствам и т. д.). Не подлежат приемке товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации); товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке. При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов универмаг обязан приемку приостановить, обеспечить условия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Необходимо изолировать поступивший товар от имеющихся в универмаге однородных товаров. Универмаг должен уведомить поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения. Одногородний поставщик обязан явиться не позднее чем на следующий день, а по скоропортящимся товарам — не позднее 4 ч после получения вызова, если в договоре не указан иной срок явки. Представитель иногороднего поставщика обязан явиться, если это предусмотрено договором, не позднее чем в трехдневный срок после получения уведомления, не считая времени, необходимого на дорогу. Представитель поставщика должен иметь удостоверение на приемку конкретных товаров в данном универмаге.
При неявке представителя поставщика или необязательной его явке в состав комиссии для приемки товаров по качеству включается представитель органа, осуществляющего государственный контроль качества товара.
По доверенности поставщика приемка может осуществляться с участием компетентного представителя другого предприятия. Возможна и односторонняя приемка товаров по качеству универмагом, если поставщик дал на нее согласие.
Способы проверки и методы оценки качества выбираются в соответствии с требованиями нормативных документов и учетом специфических особенностей товаров. При необходимости отбора проб об этом составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии.
В день окончания приемки составляется акт определенной формы. Он подписывается всеми членами комиссии. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения. К акту должны быть приложены все необходимые документы.
Согласно «Положению о приемке товаров по количеству и качеству», утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 г. № 285 товар, поставляемый продавцом без тары, в открытой или поврежденной таре, принимается покупателем по количеству в момент получения его от продавца или от перевозчика либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и тарных мест, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки действующими на транспорте правилами или договором перевозки.
В таком же порядке принимается тара по весу брутто и количеству мест в исправной закрытой таре.
Товар в исправной закрытой таре по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом тарном месте принимается покупателем одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящемуся товару — не позднее 24 часов с момента доставки груза продавцом либо при вывозе груза самим покупателем со склада продавца.
Во всех остальных случаях товар принимается покупателем с соблюдением указанных в настоящем пункте сроков, исчисляемых с момента выдачи груза перевозчиком.
Приемка товара по качеству на складе покупателя производится в следующие сроки:
— при поступлении товара из другого населенного пункта — не позднее 20 дней, а скоропортящегося товара — не позднее 24 часов после его получения от транспортной организации или поступления на склад покупателя;
— при поступлении товара из данного населенного пункта — не позднее 10 дней, а скоропортящегося товара — не позднее 24 часов после его получения от транспортной организации или поступления на склад покупателя.
В случае обнаружения в ходе приемки товара по количеству и качеству недостачи, ненадлежащего качества товара или его порчи срок приемки прерывается для вызова представителя продавца или незаинтересованного лица и продолжает исчисляться после возобновления приемки.
Покупатели, переотправляющие товар в таре первоначального продавца, производят приемку товара по качеству в случаях, предусмотренных законодательством или договором, а также при получении товара в поврежденной, открытой или немаркированной таре, в таре с поврежденной пломбой или при наличии признаков порчи либо повреждения товара (течь, бой и др.).
При обнаружении несоответствия качества, маркировки поступившего товара, тары или упаковки требованиям нормативно-технической документации, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество, покупатель приостанавливает дальнейшую приемку товара и составляет акт, в котором указывает количество осмотренного товара и характер выявленного при приемке несоответствия (дефектов). При этом покупатель обязан обеспечить хранение некачественного товара в условиях, предотвращающих дальнейшее ухудшение его качества и смешение с другим однородным товаром.
Одновременно с приемкой товара по качеству производится проверка его комплектности, а также соответствия тары, упаковки, маркировки требованиям нормативно-технической документации, других обязательных правил или договора.
Покупатель обязан приостановить приемку товара с истекшим сроком годности (реализации), указанным в маркировке, или если этот срок в нарушение требований законодательства не указан.
Покупатель должен вызвать для участия в продолжении приемки товара и составлении акта представителя продавца, а в случае его отсутствия представителя органа, осуществляющего государственный контроль качества товара, если это предусмотрено законодательством или договором.
В договорах могут быть предусмотрены случаи, когда явка представителя продавца для участия в приемке товара по качеству и комплектности и составлении акта является обязательной.
Проверка качества товара, поступившего в таре, производится при ее вскрытии в сроки, установленные законодательством и «Положением о приемке товаров по количеству и качеству», с учетом особенностей поставляемого товара.
При подготовке товара к розничной продаже или при его розничной продаже в течение гарантийного срока изготовителя товара или в сроки, установленные обязательными правилами, продавец независимо от проверки качества товара, произведенной им в соответствии с «Положением о приемке товаров по количеству и качеству», вправе составлять акты о скрытых недостатках товара, если они будут обнаружены.
Скрытыми недостатками товара признаются также недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида товара проверке.
Акт о скрытых недостатках товара составляется в течение 5 дней с момента обнаружения этих недостатков, но не позднее сроков, указанных в настоящем пункте. Если для участия в составлении акта вызывается представитель продавца, то к установленному 5-дневному сроку добавляется время, необходимое для его приезда.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Акт о скрытых недостатках товара, гарантийный срок на который исчисляется с момента его продажи через розничную торговлю, составляется в период хранения товара до его продажи.
Если законодательством, нормативно-технической документацией или договором для определения качества товара предусмотрен отбор образцов (проб), лица, участвующие в приемке товара по качеству, обязаны произвести этот отбор в точном соответствии с предусмотренными требованиями.
Отобранные образцы (пробы) опечатываются либо опломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвовавшими в отборе. Количество отбираемых образцов (проб) определяется в соответствии с указанными требованиями исходя из необходимости проведения контрольных операций для оценки качества партии товара (внешний осмотр и измерительный контроль, лабораторные испытания и др.).
Достаточность контрольных операций определяется покупателем товара, если иное не предусмотрено договором. Результаты проверки качества образцов (проб) распространяются на всю партию товара, из которой они отобраны.
Об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвовавшими в этом лицами.
В акте указываются:
— время и место составления акта, наименование покупателя товара и его юридический адрес;
— фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе образцов (проб);
— наименование продавца, от которого поступил товар;
— номер и дата заключения договора;
— номер и дата выписки счета-фактуры и транспортной накладной, по которым поступил товар, и дата поступления его на склад покупателя;
— номер и дата составления документа, удостоверяющего качество товара;
— количество мест и вес товара, а также количество и номера тарных мест, из которых отбирались образцы (пробы) товара;
— акт законодательства, нормативно-техническая документация и договор, на основании которых осуществляется отбор образцов (проб);
— снабжены ли отобранные образцы (пробы) этикетками, содержащими данные, предусмотренные законодательством, нормативно-технической документацией или договором;
— опечатаны или опломбированы образцы (пробы), чьей печатью или пломбой (оттиски на пломбах);
— другие данные, которые лица, участвующие в отборе, сочтут необходимым включить в акт для более подробной характеристики образцов (проб) товара.
Один из отобранных образцов (проб) товара остается у покупателя, второй — направляется продавцу товара. В случаях, предусмотренных законодательством, нормативно-технической документацией или договором, отбираются дополнительные образцы (пробы) для сдачи на:
— проверку, анализ или испытание;
— гигиеническую оценку и заключение органов или учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.
О сдаче образцов (проб) товара на проверку, анализ, испытание, оценку делаются соответствующие отметки в акте отбора образцов (проб). Отобранные образцы (пробы) товара должны храниться покупателем или продавцом до разрешения спора о качестве товара, а в случаях передачи материалов о выпуске недоброкачественного товара в следственные органы, органы прокуратуры и суда — до разрешения дела в этих органах.
Продавец или покупатель вправе в порядке, установленном законодательством, опротестовать заключение экспертизы качества товара, а также потребовать проведения повторной или дополнительной экспертизы. Повторная или дополнительная экспертиза товара может производиться в соответствии с законодательством.
Продавец вправе перепроверить качество товара, признанного некачественным и возвращенного покупателем, в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством, нормативно-технической документацией или договором.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проводился на примере секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск».
Анализ расширенного ассортиментного перечня товаров для секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» на 2008 г. показал, что наиболее широко представлен ассортимент часов наручных женских кварцевых (180 видов), часов наручных женских механических (150 видов) и часов наручных мужских кварцевых (145 видов).
По секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» в 2008 г. по сравнению с 2007 г. товарооборачиваемость ускорилась на 8 дн., а средние товарные запасы увеличились на 10,9 млн. руб. В целом по ОАО «ЦУМ Минск» товарооборачиваемость в 2008 г. по сравнению с 2007 г. также ускорилась (на 1 дн.), а по отделу «Культтовары» необходимо отметить замедление товарооборачиваемости на 5 дн.
Для ускорения товарооборачиваемости по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» следует применять следующие мероприятия: формировать оптимальный объем и структуру товарооборота; улучшать коммерческую работу по закупке товаров; постоянно изучать спрос потребителей; эффективно использовать механизм ценообразования (уменьшать торговые надбавки); улучшать товарные запасы, которые длительные сроки не реализуются. Для достижения увеличения объема товарооборота по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» также планирует выйти на прямое сотрудничество с иностранными фирмами, совместными предприятиями по вопросам приобретения товаров и получения дополнительных инвестиций.
Закупочная деятельность ОАО «ЦУМ Минск» включает в себя комплекс последовательных операций: выявление и изучение спроса покупателей на конкретный ассортимент товаров, выявление и изучение возможных источников закупки товаров, контроль за поставками и в большей степени ориентированна на работу с постоянными поставщиками товаров, чем на поиск новых. Поставка товара в ОАО «ЦУМ Минск» осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками.
Основными поставщиками товаров по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» за 2007-2008 гг. являются поставщики государственной формы собственности, их удельный вес на 01.01.2009 г. составлял 79 %, и увеличился по сравнению с 2007 г. на 5 %. В общем объеме поставок продукции поставщикам негосударственной формы собственности на 01.01.2009 г. принадлежало 21 % поставок, следует отметить снижение на 5 % поставок продукции по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» от поставщиков негосударственной формы собственности.
По секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» работает с поставщиками в основном с отсрочкой платежа, причем следует отметить положительную тенденцию в увеличении количества поставок с большей отсрочкой, в частности: удельный вес поставок с отсрочкой от 10 до 20 дней увеличился на 0,9 %, с отсрочкой от 30 до 60 дней увеличился на 2,4 %.
В 2008 г. поставку часов в ОАО «ЦУМ Минск» осуществляли 18 предприятий, в том числе промышленных предприятий 7, коммерческих структур 11. За отчетный период получено часов на сумму 394,0 млн. руб., в том числе от промышленных предприятий и производителей на 252,1 млн. руб.; изыскано на 141,9 млн. руб. За 2008 г. по МЧЗ выбрано на 4000 часов меньше, чем за аналогичный период 2007 г. Объясняется это снижением покупательского спроса на данный товар. Однако, необходимо отметить обновление ассортимента: до 20 новых оформлений часов с циркониевым покрытием, до 10 оформлений настольных и настенных часов. В настоящее время покупателю предложен следующий ассортимент изделий: часы наручные женские — до 200 моделей, часы наручные мужские — до 130 моделей, часы настенные — до 20 моделей, будильники — до 20 моделей, часы наручные для детей — до 20 моделей.
По секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» в июне 2008 г. коэффициенты устойчивости ассортимента часов в целом по универмагу составил 0,57, в том числе: по МЧЗ «Луч» — 0,5; по РУП «Электроника» — 0,62; по ОАО «ВПЗ» — 0,55; по РУП «Камертон» — 0,6; то есть по результатам проверок наиболее соблюден ассортиментный перечень в секции 7270 «Часы» по РУП «Электроника». В универмаге в июне 2008 г. в секции «Часы» коэффициенты полноты ассортимента в целом по универмагу составил 0,58, в том числе: по МЧЗ «Луч» — 0,55; по РУП «Электроника» — 0,62; по ОАО «ВПЗ» — 0,55; по РУП «Камертон» — 0,6; то есть по результатам проверок наиболее соблюден ассортиментный перечень в секции «Часы» по РУП «Камертон».
Проверка качества часов по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск» проводиться на основании ГОСТ 10733-98. В течение 2008 г. проводилась разбраковка полученных часов. Некачественные часы, выявленные в результате разбраковки, в течение 14 дней обменивались на качественные или возвращались поставщику. За 2008 г. меньше всего было забраковано часов ОАО «ВПЗ» (55 шт. или 4,01 % от общего объема поставок) и по РУП «Электроника» (58 шт. или 3,48 % от общего объема поставок). По РУП «Камертон» было забраковано 68 ед. товаров (или 3,29 % от общего объема поставок), а по МЧЗ «Луч» — 394 ед. товаров (или 7,03 % от общего объема поставок). Следует отметить положительную тенденцию снижения удельного веса разбраковки часов с 2006 г. по 2008 г. по секции 7270 «Часы» ОАО «ЦУМ Минск».
Основные направления повышения эффективности работы по секции 7270 «Часы»:
— в 2009 г. получить часов на сумму 450,0 млн. руб.;
— совместно с поставщиками проводить рекламные мероприятия с целью привлечения в универмаг большего числа покупателей и увеличения объема реализации;
— усилить контроль за качеством, поставляемого товара;
— изыскивать новых поставщиков;
— проводить занятия в секциях «Часы» совместно со специалистами предприятий и представителями фирм для повышения уровня знаний продавцов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов ВУЗов. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. — 400 с.
Жиряева Е.В. Товароведение: Серия «Учебные пособия» — 2-е изд. — СПб: Питер, 2002. — 416 с.
Замедлина Е.А. Товароведение и экспертиза товаров. — М.: РИОР, 2005. — 221 с.
Каплина С. А. Организация коммерческой деятельности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 448 с.
Организация и технология торговли: Учебник / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Под общей редакцией С. Н. Виноградовой. — Мн.: Выш. шк., 2002 — 460 с.
Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров: Учебник. — М: Издательский Дом «Дашков и К°», 2004. — 512 с.
Платонов В. Н. Организация торговли: Учебное пособие. — Мн.: БГЭУ, 2002. — 287 с.
Соломатин А. Н., Петров П. В. Экономика товарного обращения: Учебник для ВУЗов. — М.: Инфра-М, 2001. — 220 с.
Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учебник для начального профессионального образования. Под ред. Неверова А.Н., Чалых Т.Н. — М: ИРПО «Академия», 2000. — 464 с.
Товароведение товаров. Общий курс: Учеб. Пособие / Н.М. Ильин, В.В Карачун, Ю.И. Марьин и др.; Под общ. ред. проф. Н.М. Ильина. — Мн.: БГЭУ, 2004. — 401 с.
Шевченко В.В., Ермилова И.А., Вытовтов А.А. и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. — М.: Инфра-М, 2005. — 345 с.
Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. — М.: Инфра-М, 2000. — 295 с.
Экономика предприятий торговли: Учеб. пособие / Н. В. Максименко, Е. Е. Шишкова, Т. В. Емельянова и др. — Мн.: Вышэйшая школа, 2007. — 542 с.
Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков; под ред. С. Н. Лебедевой. — 4-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2005. — 240 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.