Реферат по предмету "Маркетинг"


Анализ методов оценки рисков в предпринимательской деятельности

КОКШЕТАУСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра «Экономики и менеджмента»
КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Предпринимательство»
На тему: «Анализ методов оценки рисков в предпринимательской деятельности»
№ зачетной книжки


Студент_________________ группы

__________________ курса

Овсянникова В.
Научный руководитель

____________________
Кокшетау — 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1. Исследование сущности риска в предпринимательской деятельности промышленного предприятия 5

1.2 Систематизация факторов и видов рисков предпринимательской деятельности промышленного предприятия 8

2 Систематизация методов выявления рисков предпринимательской деятельности 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях большинство отечественных предприятий функционирует в условиях действия множества случайных внешних и внут­ренних факторов, которые ухудшают экономические показатели работы пред­приятия. Внешние факторы влияют на предприятие извне, их изменение не под­властно воле предприятия. К подобным факторам можно отнести стихийные бедствия, террористические акты, уровень конкуренции, состояние платеже­способного спроса на продукцию предприятия, который, в свою очередь, зави­сит от состояния экономики, уровня доходов потребителей, цен на соответст­вующую продукцию ненадежность партнеров и т.п… Внутренние факторы, на­против, напрямую связаны с организацией работы самого предприятия: состав и структура выпускаемой продукции, величина и структура издержек, динами­ка издержек по сравнению с доходами, профессионализм и компетентность управляющего персонала, состояние оборудование, качество выпускаемой про­дукции и другие факторы. Иными словами, осуществляя хозяйственную дея­тельность в современных условиях, организации подвержены влиянию значи­тельного количества самых разнообразных рисков.

Поэтому в рыночных условиях хозяйствования принципиальную значи­мость приобретает проблема учета рисков на уровне предприятия. Именно от практики современного хозяйствования идет потребность в разработке прием­лемых рекомендаций по анализу риска.

Главная особенность управления рисками в деятельности предприятия на современном этапе состоит в том, сумеет ли оно вовремя распознать угрозы для своего существования, будет ли устойчиво к изменениям внешних и внутрен­них условий деятельности, не упустит ли имеющиеся у него возможности, сможет ли извлечь максимальные выгоды из этих возможностей.

Целью курсовой работы является исследование теоретических проблем и разработка практических предложений по проведению анализа предпринима­тельских рисков промышленного предприятия.

Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

исследовать понятие риска предпринимательской деятельности;

систематизировать факторы риска предпринимательской деятельности;

раскрыть сущность и содержание анализа рисков предпринимательской деятельности и методов их измерения;

охарактеризовать основные методы выявления, качественной и количе­ственной оценки предпринимательского риска.

Исследование базируются на методах системного и сравнительного анали­за, экспертных оценках, экономико-математическом моделировании.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКА­МИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Исследование сущности риска в предпринимательской деятель­ности промышленного предприятия

Риски и связанная с ними неопределенность постоянно окружают человека в реальной действительности. Поэтому он интуитивно понимаем смысл этих понятий без дополнительных объяснений со стороны знающих людей, толкового словаря или учебников. Достаточно посмотреть новости по телевизору, чтобы осознать, что в мире постоянно происходят природные и техногенные катастрофы. Они несут людям смерть и страдания, приводят к разрушению и уничтожению материальных объектов, вызывают прямые и косвенные финансовые потери.

Даже в повседневной жизни люди подвержены рискам. Среди них можно назвать риски заболеваемости, смертности, увольнения с работы и т.д. При реализации этих событий могут возникать как неэкономические последствия (например, потеря здоровья вследствие заболевания или депрессия в результате потери работы), так и экономический ущерб. Последний можно подразделить на прямой (расходы на лечение и т.п.) и косвенный (в частности, потеря заработка из-за болезни).

Более того, ежедневно принимая решения об обыденных вещах, человек сталкивается с неопределенностью. Так, планируя ежедневную поездку на работу, естественно учесть возможную неопределенность, связанную с отсутствием или нарушениями расписания общественного транспорта или — в случае использования личного автомобиля — с вероятным возникновением пробок на дорогах.

Но этот неизбежный жизненный риск, во-первых, предопределен самой жизнью, судьбой, от которой не спрятаться, не скрыться. С другой стороны, он обычно невелик, особенно если человек осторожен.
Другое дело — риск предпринимателя. На такой риск приходится идти по собственному выбору, сознательно, преднамеренно, ибо предпринимательство, бизнес по своей природе связаны с повышенным риском. Зная источники и причины риска, принимая меры предосторожности, можно уменьшить риск, но избавиться от него целиком не представляется возможным. В особенности обострение рисковой ситуации связано с распространением рыночных отношений, ибо рынок вносит высокий уровень неопределенности, непредсказуемости условий, последствий, результатов бизнес-сделок.

Осваивая предпринимательство, вступая на тропу бизнеса, вращаясь в рыночной среде, человеку приходится иметь дело с повышенным риском, угрозой не выиграть, а потерять в итоге сделки. И задача подлинного предпринимателя состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым, ясно очерченным, гарантированным результатом. Гарантий никто не дает, даже страховка только ослабляет, но не снимает риск. Более того, стремясь вообще избежать риска, можно оказаться вне дела и без дела. Надо не уходить от риска, а уметь чувствовать его, оценивать, знать допустимые пределы. Нельзя отказываться переходить улицу, чтобы не рисковать попасть под автомобиль. Надо знать и соблюдать правила перехода.

Итак, осуществление предпринимательства в его любом виде связано с риском, который принято называть экономическим, или предпринимательским

Анализ экономической литературы, посвященной проблеме риска, показывает, что понятие «риск» до сих пор окончательно не определено, отсутствует среди отечественных и зарубежных исследователей и однозначное понимание его сущности. Разнообразие мнений о сущности риска объясняется, в частности, многоаспектностью этого явления, практически полным игнорированием его законодательством, недостаточным использованием в реальной экономической практике и управленческой деятельности.

В общем случае риск — это мера неопределенности, случайности и кон­фликтности в человеческой деятельности, характеризующаяся возможной опасностью, неудачей, отклонением, убытком. Проведенное нами исследование ряда наиболее известных определений риска (табл. 1 см. в приложении) позволяет сделать сле­дующие выводы.

В ряде литературных источников понятие риска тесно связано с понятием «ущерб», «убытки». В этом случае если риском называют только возможное отрицательное отклонение, то ущербом называют действительное фактическое отрицательное отклонение.

Следуя этими определениями, риск должен считаться явлением вредным и нежелательным. Как показывает практика, руководители все же идут на риск, способность к риску, считается необходимым качеством руководителя. Причем, как ни парадоксально, в современной теории риска, считается, что отсутствие риска, вредит экономике, поскольку снижает ее динамичность и, следователь­но, эффективность. Без риска невозможно было бы и движение вперед. Следо­вательно, риску присущи не только отрицательные, но и положительные по­следствия.

Среди различных видов ситуаций особое место занимают ситуации риска. Рискованная ситуация связана с процессами и ей сопутствуют три условия: наличие неопределённости; необходимость выбора альтернативы (при этом следует иметь в виду, что отказ от выбора также является разновидностью выбора); возможность оценить вероятность осуществления выбираемых альтернатив.

По нашему мнению, именно понятие «ситуация» позволяет дать наиболее полное определение понятию риск предпринимательской деятельности. Одна­ко. Чтобы сформулировать определение риска выделим сущностные черты этой категории на основе проведенного выше сравнительного анализа различных определений риска (рис. 1). Выделенные элементы, их взаимосвязь и взаимо­действие отражают сущность риска предпринимательской деятельности как экономической категории.

/>

Рис. 1. Основные сущностные черты категории риск


Таким образом, риск в предпринимательской деятельности — это:

ситуативная характеристика деятельности любого рыночного субъекта;

является следствием неопределенности в его внутренней и внешней среде;

при его реализации для данного субъекта возможны как не — благоприятные так и благоприятные последствия.

1.2 Систематизация факторов и видов рисков предпринимательской деятельности промышленного предприятия

При исследовании рисков предпринимательской деятельности важней­шим моментом является определение факторов риска.

В экономической литературе известны различные подходы к классифика­ции факторов риска предпринимательской деятельности, однако общепризнан­ной и достаточно стройной системы до сих пор не выработано. Систематизиро­вать факторы риска предпринимательской деятельности можно по месту воз­никновения — различают внешние и внутренние факторы; по важности резуль­тата — основные и второстепенные; по структуре — простые и сложные; по времени действия — постоянные и временные.

Любая классификация факторов служит определенным целям. Учитывая, что источники риска предпринимательской деятельности кроются в неопреде­ленности элементов внешней и внутренней среды, а также то, что предприятие обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наи­более важным представляется деление факторов на внутренние и внешние. К внешним для предприятия относятся факторы, обусловленные причинами, не связанными непосредственно с деятельностью самого предприятия. Источники их возникновения кроятся во внешней по отношению к рассматриваемой сис­теме среде. Внутренними являются факторы риска, возникновение которых обусловлено или порождается деятельностью самой системы.

Исходя из сказанного, для выявления возможных рисков в предпринима­тельской деятельности необходимо исследовать основные структурные состав­ляющие внутренней среды и наиболее значимые элементы внешней среды.

В литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды. Но наиболее широко распространен подход, соглас­но которому во внешней среде промышленного предприятия выделяют два уровня:

локальная среда (силы прямого воздействия) — это элементы, которые непосредственно влияют на функционирование и развитие промышленного предприятия;

глобальная среда (силы косвенного воздействия) — наиболее общие си­лы, события и тенденции, непосредственно не связанные с операционной дея­тельностью промышленного предприятия, однако в целом, формирующие кон­текст его деятельности, оказывающие косвенное воздействие на его функцио­нирование и развитие.

Глобальная внешняя среда неравнозначно представлена своими элемен­тами с точки зрения их воздействия на предприятие как в пространстве, так и во времени. Влияние этих факторов изменчиво на протяжении жизненного цикла предприятия. В глобальной среде целесообразно выделить следующие шесть групп факторов, оказывающих косвенное воздействие на предприятие (рис. 4 см. в приложении):

экономическая среда или состояние экономики включает ряд характе­ристик экономической системы и анализ условий ее развития.

политическая среда связана с общей внешней и внутренней политикой правительства, стабильностью политической ситуации на федеральном и ре­гиональном уровнях, разграничением полномочий между федеральными и ре­гиональными властями, политической поддержкой и политическими гарантия­ми.

правовая среда определяется федеральными, региональными и мест­ными законодательными актами и ограничениями и формирует правовое поле деятельности.

окружающая среда характеризуется наличием пригодных для исполь­зования природных ресурсов, природными и климатическими условиями функционирования промышленного предприятия в зависимости от ее гео­графического положения.

Технологическая среда — характеризуется общим уровнем развития про­изводительных сил общества, изменения в научно-технической сфере под влиянием научно-технического прогресса.

социальная среда представляет собой комплекс социальных явлений и процессов.

Перечисленные факторы как создают общий фон, оказывая косвенное влияние на предприятие через факторы прямого воздействия (например, соци­альные волнения могут привести к невозможности поставки сырья и материа­лов от поставщиков), так и сами непосредственно влияют на потоки (те же волнения могут препятствовать производству в данной системе).

К объектам локальной внешней среды традиционно относят потребите­лей, поставщиков, конкурентов, законы и государственные органы, инфра­структуру рынка. Выделенные объекты являются составными элементами трех сфер: ресурсной, рыночной и государственной.

Ресурсная среда — обеспечивают удовлетворение потребностей предпри­ятия в различных ресурсах, необходимых для его деятельности. Можно выде­лить следующие группы поставщиков, которые работают на рынке ресурсов:

поставщики производственных ресурсов объединяют источники трудо­вых и материально-сырьевых ресурсов, а также поставщиков средств произ­водства;

поставщики различных сервисных услуг на принципах аутсорсинга (экс­педиторы, перевозчики, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании, консультанты, агенты и т.п.);

поставщики технологии и информации формируют уровень функциони­рования предприятия соответственно уровню научно-технического прогресса;

поставщики финансовых ресурсов (инвесторы, финансовые и коммер­ческие структуры, частные лица).

Рыночная среда или рынок сбыта — сфера продажи продукта промышлен­ного предприятия. Участниками рынка сбыта являются конечные по­требители продукции (существующие и потенциальные), посредники, а также конкуренты с аналогичной продукцией или товарами-заменителями. В совре­менных условиях глобализации и интернационализации хозяйственной дея­тельности взаимоотношения между предприятием, его поставщиками и потре­бителями строится на основе их включения в единую логистическую цепь, что повышает скорость прохождения потоков по цепи, снижает суммарные затра­ты, но предъявляет повышенные требования к надежности участников цепи.

Институционально-организационная среда — любая группа, которая про­являет реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывает влияние на его способность достигать поставленных целей. Сюда следует отне­сти:

Органы государственной власти, которые осуществляют контроль за за­конностью действий промышленного предприятия: органы исполнительной власти; районные прокуратуры; природоохранные прокуратуры; экологические инспекции и пр. В условиях рыночных отношений государственное регулиро­вание социально-экономических отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, должно касаться вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни;

Различные общественные организации (разнообразные фонды, Grunpis и пр.);

Средства массовой информации (газеты, телевидение, радио);

Государственный бюджет и внебюджетные фонды, осуществляющие сбор налогов и обязательных платежей через территориальные налоговые ин­спекции.

Элементы внешней среды проявляют свое влияние через воздействие на внутреннюю среду предприятия. Это влияние имеет различный характер (по­ложительный и отрицательный), экономическую природу, условия и формы проявления. В тоже время предприятие значительно ограничены в своих воз­можностях воздействия на факторы внешней, поэтому вынуждены адаптиро­ваться к формируемым ими условиям.

Исследуя внутреннюю среду нужно выделить те факторы, которые в наи­большей степени влияют на эффективность работы предприятия. По характеру воздействия на потоки факторы внутренней среды следует разделить на субъ­ективные, связанные с субъектом управления и принимаемыми им решениями и объективные, связанные с состоянием объекта управления.

Субъективные факторы внутренней среды, как правило, связаны с воз­можностью ошибки субъекта управления, как при подготовке, так и на стадии принятия и реализации управленческого решения. При постановке задачи управления негативное влияние субъективных факторов проявляется на стадии задания начальных условий деятельности, поскольку у субъекта управления может не хватать времени, чтобы установить состояние системы и внешней среды (в частности, конкурентов) с достаточной степенью точности. Ошибки возможны и при прогнозировании состояния внешней среды, при планирова­нии, особенно при постановке стратегических целей и составлении стратегиче­ских планов. На стадии принятия управленческого решения ошибки вносятся самим субъектом управления, что связано с его особенностями восприятия ок­ружающей действительности и аналитическими способностями.

При реализации управленческого решения также возможны ошибки. Во- первых, искажение и запаздывание управляющей информации при доведении решения до исполнителей (влияние помех и задержек в коммуникационных ка­налах). Во-вторых, неверное восприятие информации непосредственными ис­полнителями. В-третьих, неосознанное искажение решения за счет неквали­фицированного или нерадивого исполнения, или психологических перегрузок исполнителя. В-четвертых, сознательное искажение плана при его реализации, связанное с проявлением борьбы групп влияния в управлении предприятием. Результат этих ошибок эквивалентен неточному управлению, которое не обес­печивает достижения цели в назначенные сроки.

Субъективные факторы риска обусловлены сложившейся на предприятии системой управления и включают такие элементы, влияющие на движение по­токов, как применяемые концепция и стратегии управления, методы и порядок принятия основных видов решений, организация контроля за исполнением ре­шений, система коммуникаций, стиль управления, квалификация и способности высшего менеджмента и др.

Объективные факторы — это накопленные ресурсы, которые воздейству­ют на предприятие: технология, техника, персонал, организация деятельности.

Техническая система определяется имеющейся производственной мощ­ностью предприятия и уровнем ее использования, состоянием основных фон­дов, возможностью применения научных разработок по производству новых товаров, эффективностью и качеством проектных решений, уровнем адаптив­ности оборудования к изменениям спроса потребителей на тот или иной про­дукт. Повышение технического уровня создает объективные предпосылки для производства конкурентоспособной продукции, а, значит, непосредственно влияет на повышение эффективности функционирования предприятия.

Технология — это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необ­ходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, инфор­мации, людях. Первоосновой, конечно же, является технология производства продукции. Она связана с характером протекания производственного процесса, системой технического контроля и управления качеством, соответствием каче­ства материальных ресурсов требованиям технологии — все, что оказывает пря­мое влияние на качество продукции.

Организацию деятельности следует рассматривать как систему, позво­ляющую рационально использовать людей, оборудование, предметы труда, имеющиеся площади и создавать условия для того, чтобы деятельность осуще­ствлялась с помощью наиболее прогрессивных приемов и методов с наимень­шими затратами. Одним из важнейших элементов процесса организации дея­тельности является формирование организационной структуры управления, в рамках которой будет осуществляться вся хозяйственная деятельность пред­приятия. К факторам данной группы относится и коммуникационная политика, которая занимает промежуточное, связующее положение между внутренней и внешней средой.

Кадры оказывают непосредственное воздействие на деятельность пред­приятия, начиная с производства продукции и заканчивая межличностными от­ношениями в коллективе, поэтому необходимо учитывать влияние профессио­нально-квалификационного состава кадров, системы воспроизводства кадров, системы мотивации труда, социально-психологическую устойчивость в кол­лективе и многое другое на эффективность управления потоками.

Вследствие многообразия факторов, порождающих большое число раз­личных рисков, следует говорить о множестве рисков, возникающих в пред­принимательской деятельности. Проведенное исследование отечественной ли­тературы по проблемам управления рисками показывает, что в настоящее время существует множество различных классификационных группировок риска. Од­нако общепризнанной, четкой и единой классификации возможных видов риска в современной экономической теории не существует. Как отмечает Рогов М. Е. классифицировать риски трудно вследствие их тесной взаимосвязи и замеще­ния. Классификация рисков напрямую зависит от используемой точки зре­ния, и в той или иной степени отражает сложившееся в обществе восприятие риска, что может привести к переходу риска из одного вида в другой.

2Систематизация методов выявления рисков предприниматель­ской деятельности

Как было установлено выше риски в предпринимательской деятельности возникают вследствие воздействия факторов внешней и внутренней среды. Для выявления этих факторов используется множество различных методов иденти­фикации, которые систематизированы в таблице 2. Основываясь на этих методах и системном подходе можно предложить следующую структуру системы иден­тификации рисков, которая обеспечит качественное исследование рисков пред­принимательской деятельности промышленного предприятия (рис. 3).


/>

Рис. 3. Система идентификации рисков предпринимательской деятельности

Рассмотрим особенности применения каждой группы методов.

Кметодам сбора новой информации о возможных рисках в деятельно­сти предприятия относятся методы анкетирования, собеседования с ключевыми специалистами и инспекционные посещения.

Анкетирование — это сбор письменной информации с помощью разрабо­танных анкет — опросных листов. Опросные листы — это подробный перечень вопросов, касающихся различных сфер деятельности предприятия, анализ отве­тов на которые позволяет составить полное представление структуре и количе­ственных показателях исследуемого объекта. На вопросы отвечают работники подразделений 7предприятия, которые непосредственно в своей повседневной работе сталкиваются с рисками.

Существуют два типа опросных листов: универсальный и специализиро­ванный.

Универсальный (стандартизованный) опросный лист содержит в себе по­зиции общего характера и годится для большинства типов производства.

Каждый раздел опросного листа должен включать подробный перечень вопросов, позволяющий составить полное представление структуре и количест­венных показателях объекта.

К преимуществам такого способа сбора сведений относится то, что:

при грамотном составлении вопросов на них может ответить даже слу­жащий, не имеющий достаточного опыта в области выявления рисков. Отдел или подразделение по управлению риском должно обеспечить рассылку таких опросных листов во все подразделения и территориальные единицы предпри­ятия (филиалы, отделения) с дальнейшим их анализом и обработкой.

предлагается некая универсальная форма, которая охватывает все сторо­ны деятельности предприятия.

Недостатком универсальных опросных листов является то, что:

они не стимулируют респондентов выявлять характерные для их подраз­деления особенности рисков, выходящие за рамки поставленных вопросов;

ни какой универсальный вопросник не в состоянии предусмотреть все возможные виды ущерба для конкретной отрасли или предприятия.

Мировая практика показывает, что стандартизованные опросные листы чаще всего разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных, ко­торые после этого становятся доступны для всех членов такой ассоциации. В частности, в США широко распространены опросные листы, разрабатываемые Американской ассоциацией менеджеров и публикуемые с одобрения Общества управления риском и страхованием. В таком листе обычно содержится более 500 вопросов. Перечень основных разделов опросного листа представлен в таб­лице 4.


Таблица 4

Разделы опросного листа Американской ассоциации менеджеров

№ п/п

Название раздела

01

Общая информация о предприятии и его филиалах

02

Административно-финансовые сведения (реквизиты)

03

Данные о системе управления предприятием

04

Сведения о территориальной структуре и расположении производственных объектов предприятия

05

Сведения о персонале (численность, квалификация, возрастная и гендерная структура персонала; текучесть кадров) и социальная инфраструктура предпри­ятия

06

Описание основных технологических процессов предприятия

07

Перечень и характеристика основных производственных фондов и имущества предприятия

08

Данные о страховании объектов

09

Информация об убытках в результате аварий и отказов оборудования

10

Данные о заявленных исках и выплаченных компенсациях

11

Дополнительные сведения об имевших место финансовых, производственных, юридических и т. п. инцидентах.


Специализированные опросные листы разрабатываются обычно для кон­кретных видов деятельности с учетом их особенностей и детализации от­дельных положений. Так, если анализируются риски и убытки связанные с пер­соналом, то соответствующие листы должны содержать перечень вопросов, от­веты на которые будут характеризовать подверженность риску и убытку тех ас­пектов деятельности предприятия, которые связаны с персоналом, например, с возможной нетрудоспособностью или смертью работника, с увольнением клю­чевого специалиста, нарушением трудовой дисциплины и т. п.

Качество и объем информации, получаемой с помощью этого метода, во многом определяется точностью формулировки вопросов и знаниями респон­дентов.

Собеседование с ключевым персоналом позволяет в прямой беседе вы­явить риски, связанные с материально -техническим обеспечение производства, производственным процессом и сбытом продукции Сотрудники предприятия на практике знают сложившиеся правила деятельности предприятия и имеют представление о возникающих в работе трудностях… Этот метод позволяет оце­нить риски в динамике, включая прогноз на перспективу. Однако следует пом­нить, что данный способ сбора информации не лишен субъективности. Это яв­ляется не только отрицательным моментом, так как сотрудники предприятия, чувствуя проявленный к их работе интерес, начинают смотреть на свою работу с новой точки зрения — со стороны специалиста, проводящего обследование. Это помогает как в выявлении факторов хозяйственного риска, так и в ориента­ции сотрудника на поиск методов их нейтрализации.

Основные целиинспекционных посещений подразделения предприятия — это сбор дополнительной информации и проверка на местах ее достоверности и полноты. Инспекция позволяет также выявить и уточнить отдельные аспекты разрабатываемой программы управления риском, оценить возможные затраты на управление риском в данном подразделении и дать рекомендации по регу­лированию уровня риска.

Инспекция может быть:

-неожиданной — появление риск-менеджера в подразделении предприятия позволяет зафиксировать такие стороны организации бизнеса, которые были бы скрыты, если бы руководство было извещено заранее. Например, при не­ожиданной инспекции можно отметить реальные отклонения от планового те­чения технологического процесса или имеющие место нарушения правил безо­пасности.

-с заблаговременным извещением сотрудников об инспекции — целесо­образно использовать при необходимости получить материалы и данные, для нахождения которых требуется время. В этом случае на предприятие за не­сколько дней до начала посещения высылается запрос или формы для запол­нения, и к моменту начала инспекции сотрудники подразделения уже имеют на руках требуемые материалы, что существенно сокращает затраты времени.

Эффективность инспекции напрямую зависит от квалификации сотруд­ников, ее осуществляющих. Если риск-менеджеры обладают достаточно высо­кой квалификацией и имеют большой опыт работы, то они отметят те важные нюансы, которые могут быть упущены респондентами опросных листов и дру­гими специалистами, работающими на соответствующих объектах или осуще­ствляющими определенные технологические операции.

Методы моделирования предполагают моделирование развития риско­вых ситуаций, моделирование развития организации и определения рисков в соотвествии с этапом жизненного цикла предприятия, моделирование взаимо­действия подразделений и анализ структурных и потоковых карт и диаграмм, моделирование текущих операций с помощью логистической цепи и моделиро­вание элементов внешней среды.

Моделирование развития рисковой ситуации. Весь спектр процедур по идентификации риска можно определить, рассмотрев схему развития рисковой ситуации (рис. 4).

/>

Рис. 4. Схема развития рисковой ситуации в ЛС 1111

Таким образом, в ситуации риска можно выделить три основные состав­ляющие, подлежащие исследованию — факторы риска, отдельные группы или виды риска и последствия риска. Факторы риска могут выявляться различными способами: от сложного вероятностного анализа в моделях исследования опе­раций до чисто интуитивных догадок. Важно только своевременно и как можно более точно установить, какая информация, какого качества и к какому сроку нужна, а затем выбрать один из доступных источников информации и принять решение о наилучшем способе се получения из этого источника. В настоящее время системно рассматривают только три источника информации: накоплен­ный практический опыт, личное мнение риск-менеджера и мнения специали­стов (экспертов). Информацию из этих источников можно получить разными способами, различающимися по частоте и оперативности обращения к источ­нику, по затратам на получение информации и другим важным характеристи­ками.

Моделирование развития организации позволяет определить этап жиз­ненного цикла предприятия. Предприятие имеет определенный жизненный цикл, поскольку всякая система обладает предельными возможностями, огра­ничивающими ее дальнейшее существование в первоначальном виде опреде­ленным периодом времени. Знание того этапа жизненного цикла, на котором находится предприятие, а также прогнозирование направлений дальнейшего развития системы в процессе управления рисками дает возможность с высокой степенью вероятности предвидеть дальнейший ход развития системы, заранее прогнозировать и оценивать риски, свойственные следующему этапу и с учетом организационно-экономических особенностей этапа жизненного цикла разра­ботать комплекс мероприятий по воздействию на риски. Сравнительный анализ организационно-экономических особенностей работы предприятия на различ­ных этапах жизненного цикла приведен в таблице 5 (таблицу 5 см. в приложении).

Характер действия рисков на разных стадиях жизненного цикла предпри­ятия представлен на рисунке 5. Как правило, ранние стадии жизненного цикла, являются менее устойчивыми и более рискованными. Кроме того, циклы жизни не переходят один в другой просто с течение времени. Их продолжительности зависит от маркетинговых и других усилий фирм (стратегия, организационная структура, кадровая политика и т. п.).

/>

Рис. 5 Уровень риска на разных этапах жизнедеятельности предприятия

Моделирование взаимодействия подразделений — это постоянный и систе­матический анализ взаимодействия подразделений организации друг с другом. Взаимодействие подразделений внутри организации может проверяться в виде административных инспекций движения средств и операций, отражающих взаимоотношения подразделений друг с другом; проведения совещаний — планерок с руководством подразделений; длительных бесед руководства с ме­неджерами и персоналом разных подразделений фирмы с целью целостного понимания деятельности каждого подразделения и связанных с нею возможных потерь; устных или письменных рапортов подразделений, возникших в них из­менениях и колебаниях.

Анализ структурных и потоковых карт и диаграмм. Для выявления внут­ренних факторов хозяйственного риска, обусловленных качеством менеджмен­та, организацией основного производства, вспомогательных и обслуживающих подразделений, а также организацией работы служб сбыта и материально- технического снабжения, могут оказаться полезными структурные диаграммы, визуализирующие различные стороны деятельности и взаимосвязи структур­ных и технологических единиц предприятия.

Анализ структурных диаграмм позволяет выявить зоны возможного обра­зования внутренних факторов риска, связанных с дублированием или чрезмер­ной концентрацией функций, излишней или недостаточной административной зависимостью подразделений и т. п. Построение функциональных и организа­ционных структурных диаграмм способствует выяснению степени согласован­ности работы дублирующих отделов и возможностей координации и контроля за всеми отделами предприятия.

Избыточная концентрация некоторой функции, так же как и недостаточная четкость ее закрепления за определенным исполнителем, что наглядно прояв­ляется на структурных диаграммах, могут явиться фактором риска. На струк­турных диаграммах могут быть отражены данные о доходах филиалов, что по­зволит, сопоставив результаты их деятельности, выявить те из них, которые приносят наибольший доход, ритмичность поступлений доходов, наличие или отсутствие фактора риска несвоевременной оплаты потребителями отгружен­ной продукции.

Полезным средством, дополняющим возможности структурных диаграмм, являются карты потоков или потоковые диаграммы или схемы бизнес- процессов, которые изображают графически отдельные технологические про­цессы производства и их взаимосвязь, либо направления передачи служебной информации в системе управления предприятием. Эти карты полезны для вы­явления основных элементов производственного процесса, от которых зависит его надежность и устойчивость.

Различные виды карт потоков можно разделить на несколько больших групп представленных в таблице 6.


Таблица 6

Группы видов потоковых диаграмм

№ п/п

Название группы диаграмм

01

Карты технологических цепочек, в которой предприятие составляет одну из его частей

02

Карты структурных единиц предприятия как элементов системы управления

03

Карты производственных процессов предприятия

04

Карты отдельных технологических процессов внутри предприятия

05

Карты совокупных процессов предприятия


Анализ карт потоков позволяет выявить «узкие» места производственно — технологической цепочки. Если какой-нибудь инцидент приводит к выходу из строя элемента этой цепочки, то по карте потоков можно легко проследить, на­сколько серьезны будут последствия происшествия и какие убытки в связи с этим грозят предприятию.

Ограниченность применения карт потоков как метода выявления факторов риска связана с тем, что они ориентированы на процессы. Поэтому одновре­менно следует использовать иные методы получения исходной информации о факторах риска. Карты потоков должны дополняться сведениями о возможной частоте и тяжести прошлых убытков, почерпнутых, например, из опросных листов или данных очного интервьюирования.

Карты информационных потоков являются удобным инструментом для выявления рискогенных зон в системе управления предприятием. Использова­ние карт информационных потоков для выявления узких мест в системе управ­ления предприятием целесообразно сочетать с анализом диаграмм организаци­онной структуры.

Моделирование текущих операций организации осуществляется путем по­строения логистической цепочки предприятия, отражающей все операции орга­низации, начиная со снабжения предприятия сырьем, материалами, топливом, энергией и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Анализируя движение материальных, информационных, финансовых потоков можно вы­явить все риски, связанные и этими потоками (производственные, торговые, финансовые, сбытовые, транспортные, информационные); установить возмож­ные узкие места на стыке различных стадий технологического процесса произ­водства или в отношении с поставщиками и покупателями.

Моделирование внешней среды. Для выявления рисков исходящих из внешней среды предприятия, необходимо собирать, обрабатывать и анализиро­вать соответствующую информацию. Основными источниками информации о состоянии внешней среды являются СМИ, данные партнеров и контрагентов, предшествующий опыт работы с контрагентами, собственные банки данных. При рассмотрении каждого компонента необходимо тщательно проанализиро­вать взаимоотношения организации с сегментами внешнего окружения; выяс­нить степень их однородности и стабильности. Однако с учетом со стояния российской экономики целесообразно проводить то кой анализ, объединив уси­лия руководства организации и привлеченного специалиста по стратегическому планированию. Это позволит получить информацию в равной степени прием­лемую и для стратегического планирования, и для управления рисками фирмы.

Методы анализа имеющейся информации предполагают анализ доку­ментации формы, анализ индикаторов риска, анализ произошедших на пред­приятии аварий.

Анализ документации. Для выявления рисков используется информация о различных аспектах деятельности организации, что позволяет выявлять разно­родные риски: финансовая, статистическая, управленческая, техническая и т. д. К документам финансовой отчетности предприятия относятся:

бухгалтерский баланс;

отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках);

пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

данные об учете основных средств;

данные бухгалтерского учёта: синтетические и аналитические счета;

данные других форм бухгалтерской отчетности.

Анализируя эти документы, можно выявить всю существующую собст­венность организации, ее обязательства и долги, их подверженность рискам. Дополняя эти характеристики прогнозом финансового положения организации и плановым бюджетом, можно достаточно достоверно прогнозировать возмож­ные риски предприятия, степень вероятности их проявления и возможные убытки от каждого риска.

Особый интерес представляют данные о претензиях и штрафах и компен­сациях, выплаченных предприятием по решению судебных или иных органов, потребителям, государственным налоговым и другим органам, общественным организациям.

Осуществляется также анализ состояния дебиторской и кредиторской за­долженностей; структура затрат на хозяйственную деятельность; состояние и

условия договорных отношений и т. д. Целью анализа является поиск риско- генных факторов и пути их нейтрализации.

Анализ произошедших на предприятии аварий необходим для формирова­ния стандартных процедур поведения подобных ситуациях и принятия реше­ний для их быстрого устранения неблагоприятных последствий аварий.

Анализ индикаторов риска деятельности промышленных предприятий. Промышленное предприятие представляет собой сложную динамическую сис­тему, включающее множество функциональных подсистем. Вся сложность, многообразие и разнонаправленность экономических и социальных процессов протекающих на предприятии может быть охарактеризована сотнями показате­лей.

Наиболее распространенными индикаторами для анализа, вследствие их доступности, разработанности методик анализа и интерпретации результатов, являются финансовые показатели деятельности предприятия (табл. 7 см. в приложении).

Эвристические методы идентификации рисков

Эвристика (от греч. heuresko — отыскиваю, открываю) — это совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскание истины.

Эвристические методы обычно противопоставляются формальным мето­дам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов (эвристик) сокращает время решения задачи по сравне­нию с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило, наилучшими, а относятся лишь к множеству допустимых решений; применение эвристических методов не все­гда обеспечивает достижение поставленной цели.

В Казахстане и за рубежом разработано большое число методов (методик) эв­ристического поиска. Их научный уровень и практическая результативность постоянно повышаются. Если первоначально разрабатываемые методы опира­лись только на простейшие приемы ассоциативного мышления, то для совре­менных методов поиска решений характерны комплексный подход, системный анализ проблемы и алгоритмизация творческого процесса, помогающие за ко­роткое время найти самое эффективное решение. Современные методы преду­сматривают применение ЭВМ, что значительно расширяет творческие возмож­ности человека.

Таким образом, для выявления внутренних факторов риска используются следующие источники информации: опросные листы, структурные и потоковые карты и диаграммы, результаты интервьюирования специалистов предприятия и внешних экспертов, внутренняя документации (статистическая, финансовая, техническая, технологическая, управленческая и др.).

Источниками информации о внешней среде предприятия могут быть: аналитические исследования; журналы и газеты; деловые отчеты; книги; про­фессиональные совещания; отраслевые конференции; работники предприятия; поставщики; клиенты; информационные агентства; компьютерные информаци­онные сети и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренная в данной работе проблема анализа рисков предпринима­тельской деятельности предприятия, достаточно сложна и многоаспектна.

На основе анализа множества литературных источников в работе выделе­ны сущностные характеристики категории риск и дано его определение. Риск определен как ситуативная характеристика деятельности любого субъекта ры­ночных отношений, отображающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные (или, напротив, благоприятные) последствия в случае неуспе­ха (или успеха).

Источниками риска следует считать возмущающие воздействия факторов внешней и внутренней среды, которые, не входя в круг планируемых, потенци­ально могут осуществляться и в этом случае привести к разнообразным сбоям в движении потоков ресурсов, и, как следствие, оказать отклоняющее воздейст­вие на параметры деятельности предприятия.

Систематизация факторов риска предприятия, осуществленная по крите­рию место возникновения рисков, позволила выявить факторы внешние и внутренние. К внешним относятся факторы риска, обусловленные причинами, не связанными непосредственно с деятельностью самого предприятия. Источ­ники их возникновения кроятся во внешней по отношению к рассматриваемой системе среде. Внутренними являются факторы риска, возникновение которых обусловлено или порождается деятельностью самой системы.

Цель анализа рисков предпринимательской деятельности — получение не­обходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках.

Анализ риска предпринимательской деятельности предполагает выполне­ние двух этапов: идентификации рисков, т.е. определения рисков, влияющих на деятельность организации, и документирование их характеристик и оценку рисков (определение его серьезности с позиций вероятности и величины воз­можного ущерба).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абчук, В.А. Риски в бизнесе, менеджменте и маркетинге / В. А. Абчук. — М.: Издательство Михайлова В.А., 2006. — 480 с.

Альгин, А. П. Риск и его роль в общественной жизни / А. П. Альгин. — М.: Мысль, 1989. — 187с.

Балабанов, И. Т. Риск-менеджмент / И. Т. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 1996 — 192 с.

Буренина, Г. А. Стратегический анализ и анализ рисков предприятия / Г. А. Буренина, Е. В. Николаева; под ред. д-ра э. н., проф. Петрова. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 93 с.

Воробьев, С. Н. Управление рисками в предпринимательстве / С. Н. Во­робьев, К. В. Балдин. — М.: Дашков и Ко, 2005. — 772.

Гранатуров, В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения / В. М. Гранатуров. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. — 112с.

Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. — М: Терра, 1995. — С. 960.

Егорова, Е. Е. Еще раз о сущности риска и системном подходе… / Е. Е. Егорова //Управление риском. — 2002. — №2. — с. 9-13

Каменская, Ю. Ю. Финансовая среда предпринимательства и предприни­мательские риски: учеб пособие / Ю. Ю. Каменская. — Новосибирск: СибАГС, 2003 — 135 с.

Качалов Р. М. Управление хозяйственным риском / Р. М. Качалов. — М.: Наука, 2002. — 192с.

Клейнер, Г. Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность / Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, Р. М. Качалов. М.: Эко­номика, 1997. — 392 с.

Лапуста, М. Г. Риски в предпринимательской деятельности / М. Г. Лапус- та, Л. Г. Шаршукова. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 224с.

Лобанов, А. Риск — менеджмент / А. Лобанов, С. Филин, А. Чугунов. // РИСК. -1999. — № 4. — с. 43 — 52.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: «Русский язык», 1978. — 626 с.

Риск — менеджмент: учебник / В. Н. Вяткин, И. В. Вяткин, В. А. Гамза, Ю. Ю. Екатиринославский, Дж. Дж. Хэмптон; Под ред. И. Юргенса. — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2003. — 512 с.

Риски в современном бизнесе / П. Г. Грабовый, С. Н. Петрова, С. И. Пол­тавцев и др. — М.: Издательство «Атланс», 1994. — 200с.

Рогов, М. А. Риск-менеджмент / М. А. Рогов. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 120 с.

Смирнова, Е. В. Производственный риск: сущность и управление/ Е. В. Смирнова // Управление риском, — 2001. — №1. -с. 3-6.

Смирнова, Е.В. Производственный риск: сущность и управление/ Е. В. Смирнова // Управление риском, — 2001. — №2. — с. 20-23.

Тэпман, Л. Н. Риски в экономике: учеб. пособие для вузов / Л. Н Тэпман; под ред. проф. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 380с.

Хохлов, Н. В. Управление риском: учеб. пособие для вузов / Н. В. Хохлов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 239с.

Цай, Т. Н… Конкуренция и управление рисками на предприятиях в услови­ях рынка / Т. Н. Цай, П. Г. Грабовый, Бассам Сайел Марашда. — М.: Изд-во «Аланс», 1997. — 288 с.

Черкасов, В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности: моно­графия / В. В.Черкасов. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1999. — 288 с.

Чернова, Г. В. Управление рисками: учебное пособие / Г. В.Чернова, А. А. Кудрявцев. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 160 с.

Черезов А. В., Карпов Э. А., Чурикова М. В. Теория экономических рис­ков/ Под ред. проф. Э. А. Карпова. — Старый Оскол: ТНТ, 2003. — 560 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1


Автор

Трактовка термина

1.

Даль В. [6]

Рисковать означает «идти на авось, делать без верного расчета»

2.

Ожегов С. И. [14]

Риск — возможность опасности или действие наудачу в надежде на счастливый исход.

3.

Альгин А. П. [2]

Риск — это деятельность, связанная с преодолением неопределен­ности в ситуации с неизбежным выбором, в процессе которой имеется возможность оценить вероятности достижения предпола­гаемого результата, неудач и отклонения от поставленной цели

4.

П. Г. Грабовый, С. Н. Петрова, С. И. Полтавцев [16]

Риск — это вероятность (угроза) потери предприятием части сво­их ресурсов, недополучения доходов или появления дополнитель­ных расходов в результате осуществления определенной произ­водственной и финансовой деятельности

5.

Клейнер Г. Б., Там- бовцев В. Л., Кача­лов Р. М. [11]

Хозяйственный риск — это обобщенная характеристика процесса подготовки, принятия и реализации хозяйственного решения на предприятии, которая отражает меру реальности нежелательного развития хозяйственной деятельности предприятия при данной си­туации принятия решения

6.

Лапуста М.Г., Шаршукова Л.Г. [12]

Риск — опасность потенциально возможной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рас­считан на рациональное использование ресурсов

7.

Хохлов Н. В. [21]

Риск — это событие или группа событий, наносящих ущерб объ­екту, обладающему данным риском

8.

Вяткин В.Н., Гамза В. А., Екатирино- славский Ю. Ю. [15]

Риск — это возможность события, неожиданного для активного субъекта, которое может произойти, в период перехода субъекта из данной исходной ситуации к заранее определенной этим субъ­ектом конечной ситуации.

9.

Черкасов В. В. [23]

Управленческий риск — это осуществление деятельности в усло­виях неопределенности, когда причинно-следственный результат не позволяет принятии оптимальное решение по достижению по­ставленной цели.

10.

Егорова Е. Е. [8]

Риск — ситуация, связанная с наличием выбора из предпо­лагаемых альтернатив путем оценки вероятности наступления рискосодержащего события, влекущего как положительные, так и отрицательные последствия.

11.

Смирнова Е. [18]

Риск — риск это производственная ситуация с неопределенным результатом развития, который определяется возможностью от­клонения параметров производственной ситуации от заданного уровня, что приводит к необходимости предвидения развития си­туации и поиска нетрадиционных решений возникших осложне­ний.

12.

Тэпман Л. Н. [20]

Риск — это возможность возникновения неблагоприятных ситуа­ций в ходе реализации планов и исполнения бюджетов предпри­ятия.

13.

Чернова Г. В. [24]

Риск — возможность случайного возникновения нежелательного убытка, измеряемого в денежном выражении

/>

Рис. 2. Структура внутренней и внешней среды предприятия


Таблица 5

Организационно-экономические особенности функционирования предприятия на различных этапах его жизненного

цикла

Этапы жиз­ненного цик­ла предпри­ятия

Экономические особенности

Организационные особенности

Зависимость от внешних факторов

Зависимость от внутрен­них факто­ров

Зарождение

Большая доля заемных средств, высокий финансовый риск, низкие показатели рен­табельности

Постепенное внедрение на рынок, усиленный маркетинг, налаживание связей с поставщиками и кредитора­ми

Сильная

Слабая

Рост

Оптимальный финансовый риск, высокий производственный риск, высокие показате­ли рентабельности

Интенсивная модернизация, рост ка­чества продукции

Умеренная

Умеренная

Зрелость

Оптимальный совокупный риск, высокие показатели рентабельности, снижение обо­рачиваемости оборотных активов

Полная занятость всех ресурсов, по­степенное омертвение оборотного капитала, изношенность основных фондов

Слабая

Сильная

Спад

Высокий совокупный риск, низкие показа­тели рентабельности оборачиваемости и платежеспособности

Слабый маркетинг, потеря доверия поставщиков и кредиторов, изношен­ность ресурсов

Сильная

Сильная


Таблица 7


Показатели деятельности промышленного предприятия



Название раздела

01

Объем производства продукции

02

Маркетинг, цены и конъюнктура рынка

03

Эффективность инноваций и предпринимательство

04

Качество и конкурентоспособность продукции

05

Материалоемкость и природоемкость продукции

06

Конкурентоспособность и уровень использования производственного потенциала

07

Производственная мощность предприятия и производительность оборудования

08

Износ и обновление производственных фондов

09

Оборотные фонды

10

Кадровый потенциал, рабочее время, занятость

11

Нормирование и производительность труда

12

Заработная плата и условия труда

13

Менеджмент, организация и диверсификация производства

14

Издержки производства, прибыль, рентабельность

15

Ключевые факторы и резервы роста эффективности предпринимательства


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.