--PAGE_BREAK--
2-4-3-5-1-2
Строки
Столбцы
1
2
3
4
5
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
С= 222+307+323+152+204= 1208(тыс.р.)
Вывод:
Произведена расстановка ВС на рейсы таким образом, чтобы суммарные затраты на транспортировку грузов были минимальными.
Задача 2:
Специалисту авиаремонтного завода для заключения договора о поставке запасных частей из пяти городов необходимо побывать в каждом из них один раз и вернуться в исходный пункт маршрута.
Задача состоит из 2-х частей:
Первая частьпосвящена формированию базы данных для решения задачи.
Вторая частьнаправлена на определение рационального маршрута с целью минимизировать затраты на поездку.
Формирование базы данных.
1. Охарактеризовать наземные виды транспорта, которые могут быть использованы на данном маршруте.
Железнодорожный
Технико-экономические особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:
возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов; осуществление железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин); массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог; универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью; регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды; возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок; по сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь перевозки грузов; сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.
Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны.
Вся сеть российских железных состоит 17 железных дорог: Восточно-Сибирской, Горьковской, Дальневосточной, Забайкальской, Западно-Сибирской, Калининградской, Красноярской, Куйбышевской, Московской, Октябрьской, Приволжской, Сахалинской, Свердловской, Северной, Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Южно-Уральской железных дорог. МПС и РАО «РЖД» осуществляют руководство деятельностью нижестоящих структур: отделений дорог и линейных предприятий, локомотивных и вагонных депо, станций, дистанций пути, связи, электроснабжения и др. Кроме того, отрасль располагает большим числом промышленных, строительных, торговых, научных, проектных, и учебных организаций и предприятий, солидной социальной сферой. В последние годы железные дороги получили большую экономическую самостоятельность, а многие их промышленные и подсобно-вспомогательные предприятия выделились из системы МПС после акционирования и приватизации.
Железнодорожный транспорт разделяется на:
транспорт общего пользования – транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров, кем бы они ни были предъявлены; магистральный, или внешний транспорт осуществляет экономические перевозки между производителями и потребителями продукции и перевозит пассажиров; ведомственный транспорт – транспорт, выполняющий перевозки своего ведомств или предприятия; внутрихозяйственный транспорт удовлетворяет в основном технологические нужды производства в пределах отдельных предприятий.
К недостаткамжелезнодорожного транспорта можно отнести:
· большая капиталоемкость сооружений
· большая металлоемкость
· низкий уровень качества транспортных услуг
· высокая трудоемкость работ
Материально-техническая база:
1. путь – искусственно созданное сооружение в виде насыпи строго определенных размеров. На него укладывается железобетон, деревянные, металлические шпалы и прикрепляются стальные рельсы.
2. подвижной состав
К искусственным сооружениям относят: мосты, тоннели, пассажирские/грузовые перроны, водопропускные трубы.
5 основных типов станций:
· промежуточные
· участковые
· сортировочные
· пассажирские
· грузовые
Организацию и управление деятельности железнодорожного транспорта осуществляет Министерство Путей Сообщения (МПС)
Функции:
· определение общей политики и роли железнодорожного транспорта ЕТС
· назначение тарифов
· сбор и распределение доходов между региональными железными дорогами
· составление графиков движения поездов
· приобретение и распределение подвижного состава
Автомобильный транспорт
Достоинства:
· высокая маневренность и подвижность
· способность обеспечивать доставку «от двери до двери» без дополнительной перегрузки
· высокая скорость доставки на короткое расстояние
· менее капиталоемок ( по сравнению с железнодорожным транспортом)
Недостатки:
· высокая себестоимость перевозок
· высокий уровень загрязнения окружающей среды
· высокая трудоемкость работ
· высокая энергоемкость
Материально-техническая база (МТБ):
· подвижной состав
· дороги
· автотранспортные предприятия
·
Классификация автомобильных транспортных средств
в зависимости от характера дорог:
· пассажирское авто, для использования на дорогах высоко-технической категории ( до 52 т)
· авто (30 т), которые могут использоваться на дорогах общего пользования
· внедорожники
по функциональному назначению:
· транспортные авто
· специального назначения
· спортивные авто
1). Затраты времени пассажира на поездку при использовании железнодорожного транспорта:
Tn= Lэ / Vp+tнк + tож
Где :
Lэ – протяженность маршрута
Vp– скорость передвижения
Tнк - время посадки и высадки пассажиров
Tож-время ожидания
Где
— количество посадочных мест в вагоне;
– количество вагонов в железнодорожном составе;
Kисп — коэффициент использования посадочных мест;
Рпос, Рвыс. — производительность обслуживания пассажиров при посадке в вагон и при высадке из вагона.
2). Затраты времени пассажира на поездку при использовании автомобильного транспорта:
Tn= Lэ / Vp+tнк + tож
— количество посадочных мест в автобусе;
Кисп— коэффициент использования посадочных мест;
Рпос, Рвыс — производительность обслуживания пассажиров при посадке в вагон и при высадке из автобус.
Среднее ожидание автобуса:
Стоимость пассажиро-часов пребывания пассажиров в пути:
Эффективность маршрута может быть оценена разностью затрат:
Где
и — абсолютные затраты на поездку по рассматриваемому маршруту с использованием выбранных видов транспорта.
Расчет затрат времени пассажира на поездку при использовании железнодорожного транспорта:
Участки маршрута:
1-2: Tn= 204:73+0,2+0,1+0,3= 3,4 (ч)
1-3: Tn= 621:73+0,6=9,1(ч)
1-4: Tn= 533:73+0,6=7,9(ч)
1-5: Tn= 280:73+0,6=4,4(ч)
2-3: Tn= 459:73+0,66,9(ч)
2-4: Tn= 222:73+0,6=3,7(ч)
2-5: Tn= 695:73+0,6=10,1(ч)
3-4: Tn= 613:73+0,6=9(ч)
3-5:Tn= 323:73+0,6=5(ч)
4-5: Tn= 213:73+0,6=3,5(ч)
Расчет стоимости пассажиро-часов пребывания пассажира в пути:
Участки маршрута:
1-2: C= 1000*1,9*1*3,4 = 6460(р)
1-3: C= 1900*9,1 = 17290(р)
1-4: C= 1900*7,9 = 150109(р)
1-5: C= 1900*4,4 = 83600(р)
2-3: C= 1900*6,9 = 13110(р)
2-4: C= 1900*3,7 = 7030(р)
2-5: C= 1900*10,1 = 1919(р)
3-4: C= 1900*9 = 17100(р)
3-5: C= 1900*5 = 9500(р)
4-5: C= 1900*3,5 = 6650(р)
Расчет материальных затрат на поездку согласно стоимости билета ( источник информации – Интернет):
Участки маршрута:
1-2: 306 р. 1-5: 420 р. 2-5: 1043 р. 4-5: 320 р.
1-3: 932 р. 2-3: 689 р. 3-4: 920 р.
1-4: 799 р. 2-4: 333 р. 3-5: 485 р.
Рассчитаем абсолютные затраты пассажира на поездку:
Участки маршрута:
1-2: З = 306+64660 = 6766(р)
1-3: З = 932+17290 = 18222(р)
1-4: З = 799+15010 = 15809(р)
1-5: З = 420+8360 = 8780(р)
2-3: З = 689+13110 = 13799(р)
2-4: З = 333+7030 = 7363(р)
2-5: З = 1043+19190 = 20233(р)
3-4: З = 920+17100 = 18020(р)
3-5: З = 485+9500 = 9985(р)
4-5: З = 320+6650 = 6970(р)
Расчет затрат времени пассажира на поездку при использовании автомобильного транспорта:
Участки маршрута:
1-2: Tn= 20480+0,5+0,3+0,2 = 3,5(ч)
1-3: Tn= 621:80+1 = 8,8(ч)
1-4: Tn= 533:80+1 = 7,7(ч)
1-5: Tn= 280:80+1 = 4,5(ч)
2-3: Tn= 459:80+1 = 6,7(ч)
2-4: Tn= 222:80+1 = 3,8(ч)
2-5: Tn= 695:80+1 = 9,7(ч)
3-4: Tn= 613:80+1 = 8,7(ч)
3-5: Tn= 323:80+1 = 5,1(ч)
4-5: Tn= 213:80+1 = 3,7(ч)
Расчет стоимости пассажиро-часов пребывания пассажира в пути:
Участки маршрута:
1-2: C= 1000*10*1,4*3,5 = 4900(р)
1-3: C= 1400*8,8 = 12320(р)
1-4: C= 1400*7,7 = 10780(р)
1-5: C= 1400*4,5 = 6300(р)
2-3: C= 1400*6,7 = 9380(р)
2-4: C= 1400*3,8 = 5320(р)
2-5: C= 1400*9,7 = 13580(р)
3-4: C= 1400*8,7 = 12180(р)
3-5: C= 1400*5,1 = 7140(р)
4-5: C= 1400*3,7 = 5180(р)
Расчет материальных затрат на поездку согласно стоимости билета ( источник информации – Интернет):
Участки маршрута:
1-2: 408 р. 1-5: 840 р. 2-5: 2086 р. 4-5: 640 р.
1-3: 1242 р. 2-3: 1378 р. 3-4: 1840 р.
1-4: 1598 р. 2-4: 666 р. 3-5: 970 р.
Рассчитаем абсолютные затраты пассажира на поездку:
Участки маршрута:
1-2: З = 408+4900 = 5508(р)
1-3: З = 1242+12320 = 13562(р)
1-4: З = 1598+10780 = 12378(р)
1-5: З = 840+6300 = 7140(р)
2-3: З = 1378+9380 = 10758(р)
2-4: З = 666+5320 = 1186(р)
2-5: З = 2086+13580 = 15666(р)
3-4: З = 1840+12180 = 14020(р)
3-5: З = 9707+7140 = 8110(р)
4-5: З = 640+5180 = 5820(р)
Затраты на поездку специалиста ремонтного завода (ден. ед.). Табл. 6
Железнодорожный
Транспорт
1
2
3
4
5
1
Х
6766
18222
15809
8780
2
6766
Х
13799
7363
20233
3
6766
13799
Х
18020
9985
4
6766
13799
18020
Х
6970
5
6766
13799
18020
6970
Х
Автомобильный
Транспорт
1
2
3
4
5
1
Х
5508
13562
12378
7140
2
5508
Х
10758
1186
15666
3
13562
10758
Х
14020
8110
4
13562
10758
14020
Х
5820
5
13562
10758
14020
58201
Х
Из таблиц видно, что автомобильный транспорт меньше по затратам, чем железнодорожный транспорт. Значит, выбираем автомобильный транспорт для решения следующей задачи.
Метод решения задачи:
Данная задача относится к часто встречающимся задачам в экономике, которые носят название задачи коммивояжера. Постановки задачи такова: имеется nгородов, расстояния или стоимость заданы матрицей. │cij│, I= 1, n; j= 1,n. Коммивояжер должен побывать в каждом городе один раз и вернуться в исходный пункт маршрута, затратив при этом минимум денег.
Для ее решения используем тот же ПС – метод.
Решение задачи коммивояжера состоит из двух этапов:
1. решается задача о назначениях;
2. 2. ищется собственно решение исходной задачи.
Рассмотрим табл. 1, заменем диагональные коэффициенты штрафной функцией и решу задачу о назначениях (табл. 7).
Табл.7
Строки
Столбцы
1
2
3
4
5
1
17000
12592
5508
2506
13562
13378
9712
7140
2
5508
4066
17000
11032
3750
10758
6478
1186
15666
8384
3
13562
10758
6814
4166
17000
14532
14020
11708
8110
4
13378
13050
1186
14020
17000
10498
4056
5820
5
7140
15666
12366
8110
5820
17000
13018
2222
1688
продолжение
--PAGE_BREAK--