Реферат по предмету "Менеджмент и трудовые отношения"


Опыт молодёжного предпринимательства в научно-технической сфере


Содержание

  • Введение 3
  • 1. Государственная поддержка талантливой научной молодёжи и развитие кадрового потенциала российской науки 6
  • 2. Мобилизация творческого, инновационного потенциала молодёжи Белгородской области 15
    • 2.1 Создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодёжи 15
      • 2.2 Поддержка и развитие молодежного предпринимательства в научно-технической, инновационной и производственной сферах 20
      • 2.3 Организация и развитие системы научно-исследовательской работы студентов 24
  • 3. Научно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество студентов и молодых учёных ведущих Белгородских вузов 27
    • 3.1 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова 27
      • 3.2 Белгородский государственный университет 32
      • 3.3 Белгородский университет потребительской кооперации 38
  • Заключение 41
  • Библиографический список литературы 44
  • Введение
  • В условиях стремительного роста науки и техники на мировые процессы, глобализации экономики перед Россией остро встала проблема воспроизводства и усиления её научного потенциала. На современном этапе в качестве одной из приоритетных задач государства признана поддержка и развитие российской науки.
  • Возрождение отечественного производства на базе современных прогрессивных научно-технических достижений и технологий, создание эффективной системы стимулирования развития отечественного научно-технического потенциала и создание условий для активной инновационной деятельности - вот та основа, которая позволит России занять достойное место в мировом сообществе. Экономический подъем и позитивные изменения в структуре экономики страны в первую очередь связаны с широкомасштабным использованием достижений научно-технического прогресса.
  • Сегодня Россия находится на важном этапе своего экономического, политического и социального развития. Основным участником этого процесса должна стать и, по сути, уже становится российская молодежь. Именно она является наиболее активной составляющей гражданского общества: молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они являются сосредоточением принципиально новых знаний и идей, они мобильны и полны сил для строительства своей жизни.
  • В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой. В целом молодое поколение лучше адаптируется к нынешним условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение.
  • По самооценке, молодое поколение считает себя главным фактором устойчивости развития России и в большинстве своем - движущей силой коренных преобразований в обществе. Российская молодежь - главный заказчик достойного будущего, главный стратегический ресурс нашей страны.
  • Реализация экономических и социальных преобразований в России нуждается в хорошо образованных, творчески мыслящих специалистах, которые могут активно воздействовать на уровень производственного и общественного развития государства, условия жизнедеятельности его граждан. Поэтому молодые талантливые учёные особенно востребованы в динамично развивающихся отраслях.
  • Практически единственным источником кадров для научно-исследовательской работы являются вузы. Научно-исследовательская работа студентов служит формированию их как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные проблемы.
  • Актуальность темы исследования состоит в том, что в связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использование научных достижений в реальном секторе экономики и с целью активизации научной, научно-технической и инновационной деятельности в вузах и научных организациях системы образования Российской Федерации необходима разработка государственной политики развития науки и механизмов ее реализации.
  • С учетом тенденции создания мирового образовательного пространства важное значение приобретает интеграция науки, образования и инновационной деятельности как один из решающих факторов развития экономики и общества в целом. Основным условием выхода на мировой рынок является не только выпуск качественной продукции, но и возможность предоставления услуг, являющихся результатами интеллектуальной деятельности. Гарантировать достойное место в мировом сообществе может лишь высокое качество образования.
  • Опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи; что устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на их значение для политического и социально-экономического развития.

Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь.

Проблемным сегментом в вопросах совершенствования образовательных процессов является научное обеспечение молодежной политики и поддержка молодых ученых. На сегодняшний день целевая поддержка данного направления осуществляется на недостаточном уровне. Предпринимаемые меры по развитию научной сферы молодежной политики имеют разрозненный характер и не приводят к каким-либо значительным результатам.

Основная цель научной работы состоит в исследовании возможностей белгородской молодёжи в осуществлении предпринимательства в научно-технической сфере.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть меры государственной поддержки молодёжного предпринимательства в научно - технической сфере;

2. Отразить значение и задачи молодёжного предпринимательства в научно - технической сфере и инновационной деятельности в Белгородской области;

3. Привести примеры практического участия студентов и молодых учёных ведущих Белгородских вузов в научно-исследовательской деятельности.

1. Государственная поддержка талантливой научной молодёжи и развитие кадрового потенциала российской науки

Во всем мире происходит переосмысление роли научных исследований в развитии современного общества. В настоящее время важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность отдельного государства, является эффективное использование имеющихся интеллектуальных ресурсов. В этой связи особое значение имеет подготовка молодых ученых как стратегического ресурса каждой страны.

Создание условий для самореализации молодых граждан предполагает выявление и реализацию интеллектуального и творческого потенциала молодежи. Проводимая в этом направлении государственная молодежная политика ориентируется на поддержку и развитие талантливой молодежи.

Молодые ученые России должны принимать более активное участие в построении будущего нашей страны, необходимо широкое привлечение молодых, патриотически-настроенных ученых к решению социальных и экономических задач, стоящих перед Россией.

Выступая на годичном собрании Российской академии наук в мае 2000 г., Президент России В.В. Путин особо отметил необходимость государственной поддержки молодых талантливых ученых, определил задачи по разработке соответствующей национальной программы, финансированию научных школ, развитию системы молодежных научных конкурсов.

Правительством РФ подготовлен проект Концепции государственной поддержки талантливой научной молодежи и развития кадрового потенциала российской науки на период до 2010-2015 гг. в качестве основы для разработки указанной программы.

Основные положения проекта. Отсутствие государственной политики в научно-технической сфере, недостаточная последовательность государственной научно-технической политики крайне осложнили условия труда и социальное положение ученых. В течение 90-х годов резко (более чем в два раза) сократилась их численность, из-за “утечки умов” ухудшились качественные характеристики научных кадров. «Утечка умов» наносит не только в перспективе, но и в текущий момент экономический ущерб государству, затратившему значительные средства на обучение специалистов.

В современной России нарушена закономерная связь между обществом, наукой и властью. Главной целью сегодня является приведение экономики страны в соответствие с интеллектуальным потенциалом нашего общества. Необходима государственная поддержка фундаментальной науки, причем меры поддержки должны носить системный характер.

В связи с социально-экономическими преобразованиями, произошедшими в стране, интеллектуальный потенциал ученых оказался не востребован. В то же время существует ряд проблем, которые необходимо решить, прежде чем начать реализацию определенных программ. Среди них следует отметить:

Недостаточность и неоткрытость финансирования науки;

Отсутствие механизма капитализации знаний;

Стремительное старение ученых.

До настоящего времени нет концепции государственного развития науки, в том числе, нет четкой программы финансирования научных программ. Высшие школы должны научить молодых ученых реализовывать свои научные разработки на практике, владеть современным научным менеджментом. Необходимо также сделать все возможное на государственном уровне, чтобы молодые ученые оставались в науке.

В связи с этим в области кадрового потенциала науки и высоких технологий перед российским государством и обществом в течение ближайших 10-15 лет возникает неотложная необходимость решения двух основных задач:

а) совершенствования возрастной структуры научных кадров путем снижения оттока из научной сферы, привлечения и закрепления в науке необходимого количества молодых талантливых ученых и специалистов, а также путем высвобождения и подготовки соответствующих рабочих мест;

б) улучшения общих условий труда, профессионально-квалификационной структуры и эффективной занятости научного персонала, способного обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российской науки и техники, экономики и социальной сферы.

Успешное решение этих задач требует комплексного подхода - сочетания целевых (адресных) методов поиска, отбора и вовлечения в научную деятельность молодых талантливых ученых и специалистов с общими методами поддержки научно-технической сферы.

Решение неотложной проблемы укрепления научных кадров и активизации привлечения молодых специалистов в науку должно проводиться на основе государственного подхода и на базе следующих принципов:

- первостепенности задачи обновления, развития и поддержки кадрового потенциала науки в государственной научно-технической политике;

- дифференцированности работы по обновлению научных кадров с учетом прогрессивных тенденций и особенностей развития отраслевой, региональной и секторной структуры научного потенциала, первоочередном привлечении талантливой молодежи в приоритетные для государства и общества отрасли науки и технологии;

- селективности работы по поиску, отбору, подготовке и закреплению в науке молодых талантливых специалистов и ученых, обладающих призванием и способностями к научным исследованиям;

- гармонизации отношений между учеными разных возрастов и квалификации, обеспечения преемственности поколений, недопустимости искусственного создания приоритетности молодых кадров только по причине их молодого возраста;

- оценки сравнительной эффективности достижения необходимого уровня кадрового потенциала за счет привлечения молодых специалистов или за счет лучшей мотивации и организации труда действующих исследователей, или за счет возвращения в науку ушедших из нее (уехавших за рубеж) специалистов; необходимо оптимальным образом сочетать данные направления повышения качества кадрового потенциала науки;

- комплексности подхода к решению указанной задачи на основе согласованного использования политических, экономических, организационных, социально-кадровых и образовательных форм и методов, а также органического сочетания целевых (адресных) и общих (улучшающих общую ситуацию в науке) методов привлечения молодых специалистов в научную сферу. [17]

Государственная поддержка талантливой научной молодежи оказывается государственными органами РФ и осуществляется посредством:

1) установления премий, стипендий, предоставления государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов для талантливой молодежи;

2) содействия в создании творческих мастерских, школ и объединений выдающих деятелей науки;

3) создания и развития центров по выявлению особо одаренной и талантливой молодежи;

4) организации и проведения конкурсов, олимпиад, симпозиумов, конференций и семинаров с целью выявления и распространения творческих достижений молодежи, организации международных молодежных обменов;

5) обеспечения доступа на конкурсной основе одаренной и талантливой молодежи к программам обучения, переподготовки и стажировки в образовательных и научно-исследовательских организациях зарубежных стран;

6) создания условий молодым ученым для проведения научной работы, содействия практическому внедрению разработок молодых ученых, а также сохранения и развития интеллектуальных кадровых ресурсов из числа молодежи;

7) поощрения физических и юридических лиц, оказывающих поддержку талантливой молодежи.

Кроме того, несмотря на то, что в России до сих пор нет закона «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации» На этот закон, принятый в 1999 г. Государственной Думой РФ, наложил вето Президент РФ, наше государство принимает на себя обязательства в международных договорах урегулировать следующие основные направления законодательного обеспечения молодежной политики на общем рынке труда:

в сфере законодательства о предпринимательской деятельности:

- создание законодательных условий для предпринимательской деятельности молодежи в производственной, научно-технической, инновационной сферах.

в сфере образования:

- предоставление образовательных кредитов и установление на конкурсной основе стипендий и грантов для талантливой молодежи. [1]

«Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации» констатирует, что первоочередной задачей в этом направлении является повышение социального статуса научных работников, обеспечение реального равенства их прав и возможностей с профессорско-преподавательским составом, подготовка талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности.

Необходимы изменения в системе организации, руководстве и развитии научной деятельности учащейся молодежи, студентов и молодых ученых, финансировании этой деятельности из госбюджета. Требуется создание на правительственном уровне межведомственной комиссии, координирующей научно-исследовательскую работу с молодежью.

Министерство образования и науки РФ в этих целях планирует:

- развить систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций;

- разработать организационно-финансовый механизм поддержки научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых;

- вне зависимости от вида научных работ необходимо предусмотреть поддержку НИР молодых исследователей, патентно-правовой и лицензионной работы как составной части научно-исследовательской деятельности;

- совершенствование послевузовского профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями науки и техники, расширение образовательных функций аспирантуры, улучшение планирования и формирования контингента аспирантов и докторантов, опережающее развитие послевузовского профессионального образования в высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих авторитетные научные и научно-педаго- гические школы;

- обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи;

- усилить работу по финансовому обеспечению мероприятий, направленных на поддержку талантов, способствовать организации акций по выявлению талантов, а также содействовать их непрерывному дальнейшему развитию;

- совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа > вуз > аспирантура > докторантура. [3]

Успехи проводимой в стране социально-экономической реформы во многом будут определяться разрешением кризисных ситуаций в экономике, направленностью государственной научно-технической политики на развитие научно-технического потенциала, системы подготовки кадров, обновление производственных мощностей промышленных предприятий и сельского хозяйства на основе прогрессивных техники, технологий и методов управления.

Принятые Федеральные законы "О науке и научно-технической политике", "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" создали начальную правовую основу для научно-технического прогресса. И эти планы уже начали исполняться.

В феврале 2005 года в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Молодежные научные организации - прошлое, настоящее и будущее», в работе которого приняли участие руководители молодежных научных организаций (Советов молодых ученых, Научных студенческих обществ и др.) крупнейших вузов более чем из 40 различных регионов России.

На круглом столе была отмечена необходимость создания единого информационного пространства для научной молодежи из различных регионов России, следствием чего и стало создание портала www.rosmu.ru - Российское содружество молодых ученых. Данный портал ориентирован на представителей научной молодежи России, к числу которых можно отнести как молодых преподавателей и сотрудников вузов, научно-исследовательских институтов и научных центров России, так и аспирантов, студентов, которые уже делают самостоятельные шаги в науке или проявляют к этому интерес.

Следующим этапом формирования объединения интеллектуального потенциала территории можно считать проходивший 1-2 июля 2005 года в Московском авиационном институте (г. Москва) Слет молодых ученых России. На слете присутствовали представители 129 ведущих вузов и НИИ из 64 регионов страны.

На слёте был сформирован Совет молодых ученых Всемирного форума «Интеллектуальная Россия».

В рамках Слета молодых ученых России обсуждались вопросы и проблемы, волнующие научную молодежь России, были намечены возможные пути их решения, а также была представлена программа «Моя Россия - 2020», в рамках которой молодежь может принять активное участие в выработке стратегии будущего развития нашей страны.

Задачи программы «Моя Россия - 2020»:

участие молодежного научного сообщества в разработке стратегии формирования в России общества знаний;

привлечение молодых ученых к разработке и реализации программ Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России»;

поддержка молодежных инициатив по развитию интеллектуальных ресурсов общества;

организация сетевого сообщества молодых ученых России;

формирование в молодежной среде инновационной культуры, позитивного отношения к образованию и научной деятельности.

20-22 октября 2005 года в Москве состоялся учредительный Съезд молодых ученых России. Инициировать процессы консолидации научной молодежи и осознания ею социальной ответственности за будущее России, заявить активную позицию научной молодежи в проектировании и созидании будущего страны, создать общероссийскую общественную организацию «Российский союз молодых ученых» для содействия реализации молодежных инициатив во всех сферах жизни общества - вот основные положения и задачи Съезда молодых ученых России.

Результатом съезда стало создание Российского союза молодых ученых с региональным представительством в г. Белгород.

Грандиозный прорыв, произошедший летом 2005 года в организации всероссийского движения молодых ученых, впечатляет. В результате следует ожидать повышения качества проводимых научных мероприятий, увеличения представительства молодых ученых в проектах, направленных на выработку и реализацию стратегии развития нашей страны.

Об актуальности и необходимости поддержки молодых учёных в настоящее время обеспокоены не только органы государственной власти, но и руководители промышленного производства.

Так, Председатель Правления РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайс и Президент Российской академии наук Ю.С. Осипов подписали Соглашение об учреждении ежегодного конкурса «Новая генерация» для молодых учёных.

В соответствии с Соглашением, РАО «ЕЭС России» выступает организатором и осуществляет финансирование ежегодного конкурса научных работ в области энергетики и смежных наук среди молодых ученых РАН и студентов высших учебных заведений России. Конкурс учреждается для поддержки талантливых молодых исследователей, содействия профессиональному росту научной молодежи и поощрения творческой активности молодых ученых.

На конкурс «Новая генерация» будут выдвигаться научные работы, вносящие значительный вклад в развитие научных знаний, отличающиеся оригинальностью в постановке и решении научных задач. Работы могут быть выполнены научными сотрудниками, преподавателями, аспирантами и докторантами учреждений и организаций Российской академии наук, а также других учреждений и организаций России в возрасте до 35 лет на момент подачи работы на конкурс. При этом, работы могут быть выполнены как отдельными молодыми учеными, так и их коллективами (не более трех человек).

Представленные на конкурс работы после предварительного просмотра Наблюдательным советом, в который входят известные российские академики и представители РАО «ЕЭС России», передаются для оценки Экспертной комиссии, которая выбирает победителей путем голосования. Победителю конкурса вручаются значок и диплом установленного образца, а также выплачивается премия, размер которой определяется постановлением Правления РАО «ЕЭС России» и Президиума Российской академии наук. [11]

Молодые учёные России сейчас получают широкую поддержку не только у нас в стране, но и за рубежом. Например, премии Европейской Академии учреждены для поощрения и поддержки наиболее талантливых молодых ученых России. Премии присуждаются за фундаментальные научные исследования, выполненные в России и опубликованные в виде книг или статей в ведущих научных журналах.

Учреждено 23 премии по 1000 долларов США по следующим областям знаний: математика/механика, физика, химия, науки о Земле, биология, медицина, гуманитарные науки. Вместе с премией лауреат получает Почетный диплом Европейской Академии и медаль Клуба российских членов Европейской Академии. [15]

2. Мобилизация творческого, инновационного потенциала молодёжи Белгородской области

2.1 Создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодёжи

Молодежь Белгорода насчитывает более 90 тысяч человек. Столько в областном центре молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Среди них студентов вузов, учащихся средних специальных учебных заведений и лицеев - 32 тысячи. То есть Белгород можно по праву назвать студенческим городом.

Всего в высших и средних профессиональных учебных заведениях области обучается более 80 тысяч студентов. В аспирантурах белгородских вузов обучается свыше 1373 аспиранта по более чем 80 специальностям.

В области очень большое внимание уделяется молодежной политике, а по финансированию молодежных программ Белгородская область входит в десятку субъектов РФ.

Молодежная политика Белгородчины является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития региона и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути. Опыт показывает, что эффективное решение проблем молодежи Белгородской области возможно лишь на программной основе, при условии соответствующего финансового и организационного обеспечения.

Для мобилизации творческого, инновационного потенциала молодёжи основополагающей является областная целевая программа "Молодёжь Белгородской области". Особенность данной программы в том, что она закладывает основы реализации государственной молодёжной политики в новом тысячелетии.

Одним из направлений данной программы является поддержка творческой и интеллектуальной деятельности молодежи:

- создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи;

- стимулирование инновационной деятельности молодежи области для участия в социально-экономических, политических и культурных преобразованиях в Белгородской области;

- выявление и развитие индивидуальных особенностей личности, повышение творческого потенциала и способности к саморазвитию;

- поддержка и социальная защита талантливых молодых людей, их продвижение в ведущие высшие и средне-специальные учебные заведения, содействие их участию в межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях, конкурсах и других мероприятиях;

- пропаганда "интеллектуализации" общества как одного из основных направлений социального развития, поддержка всех видов и форм содействия в интеллектуальном и научно-техническом развитии молодежи;

- проведение мероприятий (конференций, форумов, экспедиций, семинаров), дающих возможность самореализации молодым ученым.

Социальный и правовой статус личности молодого человека опирается на три системообразующие категории.

Это - труд, образование, свобода творчества. Эти три категории обуславливают место молодых граждан в городском сообществе. Таким образом, развитие молодежной политики должно быть направлено на обеспечение социальной защиты, социальных прав и гарантий трех социально значимых категорий молодежи:

Работающая молодежь;

Учащаяся молодежь;

Творческая молодежь.

Эти три категории молодежи - целевые ориентиры, для которых должны быть созданы необходимые условия существования и жизнедеятельности и разработаны и реализованы соответствующие программно-целевые мероприятия с учетом наиболее полной оценки затрат и выгод для социально-экономического развития области.

Данные целевые ориентиры могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень социальной активности молодежи и ее социальное благополучие.

Работа с одаренными детьми. Дети, имеющие подлинно глубокие и прочные знания, являются достоянием области. Олимпиады в 2004 учебном году проведены по 18 предметам, в которых приняли участие 1050 обучающихся на уровне области и 18 тыс. человек на уровне районов и городов. Победителями и призерами Всероссийских олимпиад стали 11 учащихся, из которых награждены 2 - дипломами I степени, 2 - дипломами II степени, 7 - III степени. Учащиеся школ области принимают активное участие во Всероссийских программах молодых исследователей "ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА", "Первые шаги", им. В.И. Вернадского, "Шаг в будущее", "Созвездие", "Открытие". 38 обучающихся стали дипломантами и 43 лауреатами Всероссийских конкурсов. [13]

Победители областных олимпиад, выпускники, награжденные золотыми и серебряными медалями, ежегодно получают денежное вознаграждение, согласно постановлениям губернатора области и глав местного самоуправления. Выпускники школ из числа детей, нуждающихся в государственной поддержке, после поступления в высшие учебные заведения получают стипендию администрации области в размере двух минимальных размеров оплаты труда.

123 выпускникам, победителям и призерам областных и Всероссийских олимпиад и конкурсов, участникам программ молодых исследователей "Шаг в будущее" предоставлены льготы для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.

Работа со студентами и аспирантами.

С ростом ценности образования и необходимости ориентации молодых людей на собственные силы в профессиональной подготовке, особую актуальность приобрели различные способы поддержки творческих способностей талантливой молодежи. Молодые таланты области реализуют себя, принимая ежегодно участие в многочисленных научно-практических конференциях, конкурсах внутривузовского, регионального, российского и международного масштаба и других научно-технических мероприятиях, участвуют в разработке и реализации научно-технических программ и проектов по приоритетным направлениям развития региона.

Причём количество конкурсов, в которых они могут участвовать, ничем не ограничено - всё зависит только способностей, личных возможностей, трудолюбия и целеустремлённости конкурсантов.

В целях развития творческих способностей, выявления и поддержки талантливой молодежи Белгородской области, пропаганды ее достижений, а также формирования на перспективу кадрового потенциала, наиболее подготовленного для научно-исследовательской, административной деятельности и работы в сфере реализации государственной молодежной политики принято Постановление главы администрации Белгородской области от 21 января 2002 г. № 36 "О проведении областного конкурса научных молодежных работ «Молодежь Белгородской области», и присуждении премии «Молодость Белгородчины» в области технических и сельскохозяйственных, гуманитарных, правовых и экономических наук".

Цели конкурса:

- стимулирование научных исследований, осуществляемых молодыми людьми, направленных на решение актуальных научно-технических, производственных, социально-экономических проблем Белгородской области, разработка на их основе профилактических рекомендаций по реализации государственной молодежной политики;

- выявление талантливой молодежи с целью ее поощрения и поддержки в области наиболее перспективных в теоретическом и практическом отношении научных разработок;

- формирование на перспективу кадрового потенциала, наиболее подготовленного для исследовательской, административной деятельности и работы в области реализации государственной молодежной политики.

Сейчас уже можно утверждать, что в области существует и растет потенциал в лице молодых талантов в научных сферах деятельности.

Для поддержки аспирантов белгородских вузов очной формы обучения установлено 289 стипендий губернатора области в сумме пяти, установленных законом Российской Федерации минимальных размеров оплаты труда в месяц. Кроме этого, все докторанты Белгородчины получают стипендию губернатора в размере 2,0 тыс. рублей.

Во исполнение закона Белгородской области от 9 января 1996 года № 44 "О государственной поддержке талантливой молодежи", постановлением главы администрации Белгородской области от 23 августа 2002 г. № 333 "Об учреждении ежегодных стипендий главы администрации области для молодёжного актива" установлены стипендии главы администрации области: 10 - для студентов высших учебных заведений; 10 - для студентов средних специальных учебных заведений; 10 - для учащихся системы профессионального образования.

Предоставление грантов является одной из форм финансовой поддержки научной и иной творческой деятельности. Преподаватели и научные работники вузов, которым по результатам конкурса предоставлен грант на выполнение определенной НИР, могут привлекать к участию в ней с оплатой студентов. Кроме того, в настоящее время получает развитие предоставление грантов на конкурсной основе для финансирования научной и технической деятельности талантливых студентов и малых студенческих научных групп (временных студенческих трудовых коллективов).

Постановлением главы администрации области от 31 июля 2002 г. № 313 учрежден ежегодный конкурс на соискание грантов Белгородской области по поддержке молодежных социально-значимых проектов. Целью конкурса является активизация деятельности молодёжного движения в области и стимулирование общественной активности и инновационного потенциала молодёжи. В соответствии с Положением о конкурсе, к участию в нём допускаются физические лица в возрасте от 14 до 30 лет; юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке, осуществляющие свою деятельность на территории Белгородской области и имеющие в своей организационно-штатной структуре не менее 50% молодых людей в возрасте 14-30 лет; временные творческие молодёжные коллективы, насчитывающие в своём составе не менее 70% молодёжи в возрасте 14-30 лет. [8]

2.2 Поддержка и развитие молодежного предпринимательства в научно-технической, инновационной и производственной сферах

За последние годы в Белгородской области происходят благоприятные изменения в экономике и социальной сфере. Улучшается инвестиционный климат, успешно формируется потенциал внутренних ресурсов, создаются условия для эффективной работы малого предпринимательства, которое за последнее десятилетие сформировалось как сфера экономики и в настоящее время играет важную роль в социально-экономическом развитии Белгородчины.

Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоёмким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствование управления путём нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях.

В области созданы значительные предпосылки для развития инновационной деятельности: область обладает многопрофильным научным, научно-производственным, научно-образовательным комплексом, который состоит из отраслевых научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, малых научно-производственных предприятий. На его базе создаётся огромное количество собственных научно-исследовательских разработок.

Перспектива устойчивого экономического роста Белгородской области неразрывно связана с развитием малого предпринимательства. В целях развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства в 1999 г. в области был создан «Белгородский областной центр развития предпринимательства».

В целях объединения науки и малого предпринимательства, согласно Постановлению губернатора, этот центр передан в 2005 г. Белгородскому государственному университету и переименован в «Инновационно-технологический центр «Стратегическая инициатива».

Основная цель «ИТЦ «Стратегическая инициатива» БелГУ» - развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства области на основе программ и механизмов, реализуемых правительством, интеграции высшего образования, науки, промышленности предпринимательства для осуществления комплексного подхода к развитию малого и среднего бизнеса области. Главная задача, которая стоит перед Центром, - это развитие инновационной деятельности региона на основе научно-технических разработок.

Любой бизнес-проект сначала рассматривается в центре, затем передается в департамент экономического развития области. С 2001 г. по август 2005 года рассмотрено 380 проектов. Работают несколько технических предприятий по типу бизнес-инкубаторов. Там же предоставляется возможность реализовать идеи студентам старших курсов БГУ. Они ведут научную работу параллельно с учебой.

В 11-ти районах Белгородской области есть представительства центра, которые являются координаторами работы по поддержке малого и среднего бизнеса.

В структуре «Стратегической инициативы» функционируют такие подразделения как: Бизнес-центр, Выставочный зал, Технопарк, Бизнес-инкубатор, Институт высоких технологий, Центр нанотехнологий, Центр сервисного обслуживания, Школа предпринимателей. Основные части Центра уже действуют. 11 августа 2005 г. открыт выставочный зал.

Институт высоких технологий с начала 2005 года увеличил число сотрудников в три раза, а объем выполненных работ за I полугодие 2005г. увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года вдвое.

При факультете предпринимательства и управления БелГУ работает Бизнес-инкубатор, где уже созданы и функционируют более 1,5 десятка предприятий.

В планах создание Центра нанотехнологий - единственного в России. Уже принято решение Министерства науки и образования базировать этот центр в Белгороде. Центр будет обеспечивать предприятия промышленности новейшими разработками в сфере нанотехнологий. Планируется закупить для будущего Центра мощнейший микроскоп, такой в России будет второй.

Есть идея создания Центра интеллектуальной собственности, в подразделениях которого будут и патентование, и банк данных талантливых людей Белгородчины. Начать работу в этом направлении необходимо, считает губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, с создания банка данных талантливых школьников - победителей олимпиад по математике.

В качестве главного результата реформ можно считать то, что в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал саморазвития общества. В деятельности Центра появится новое направление - инновационная деятельность, в рамках которой создается банк изобретений, экспертная группа по направлениям для отбора изобретений, экспериментальная площадка для изготовления опытных образцов и проведения экспертизы изобретений, банк заказов предприятий и организаций на усовершенствование и разработку новых технологий на производствах.

Большое внимание правительство области оказывает поддержке малого инновационного бизнеса. В течение ряда лет область взаимодействует с государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по развитию малого наукоёмкого бизнеса, что позволит привлечь серьезных инвесторов для работы с проектами белгородской молодежи. [12]

В последнее время Фонд особое внимание уделяет ориентации компаний на развитие интеграционных процессов между малыми инновационными предприятиями и большой наукой, и с этой целью отдает предпочтение таким проектам, реализация которых приводит к новым разработкам в университетах, академических и отраслевых институтах.

В рамках программы «Интеграция академической науки и высшей школы» Фонд начал финансировать те проекты, в которые третьим равноправным партнером вошли малые инновационные предприятия.

Начаты и успешно развиваются интеграционные программы с РАН и РАМН, в результате которых институты государственных академий получают на крайне выгодных для себя условиях выпускаемые малыми инновационными предприятиями новейшие научные и диагностические приборы, многие из которых не уступают мировому уровню

С 2004 года в соответствии с решением наблюдательного совета Фонд начал реализацию новой программы «СТАРТ» -- по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемое «посевное» финансирование. Основная цель программы -- содействие ученым, инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологий) или услуги на основе результатов своих научных исследований.

При этом предполагается, что для реализации этой задачи 6удет образована наукоемкая компания, или новые товары и услуги создадут новую нишу высокотехнологичного производства существующего малого предприятия.

Одна из характерных особенностей малых инновационных пред-приятий при университетах и академических институтах -- это небольшое число работников на постоянной основе по сравнению с числом привлекаемых по трудовым контрактам студентов, аспирантов.

2.3 Организация и развитие системы научно-исследовательской работы студентов

Основной целью организации и развития системы научно-исследовательской работы студентов (далее НИРС) является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения и пополнения педагогических и научных кадров вузов, других учреждений и организаций страны на основе новейших достижений научно-технического прогресса, экономической мысли и культурного развития.

Основными задачами организации и развития системы НИРС являются:

обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;

осуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому, научному и педагогическому труду;

создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студенческой молодежи;

расширение массовости и повышение результативности участия студентов в научной деятельности;

отбор талантливой молодежи, проявившей способности и стремление к научной и педагогической деятельности;

формирование и развитие у студентов качеств научно-педагогических и научных работников;

формирование и развитие у будущих специалистов: умения вести научно обоснованную профессиональную работу на предприятиях любых организационно-правовых форм; приложения полученных знаний и умений при изменяющихся требованиях к своей деятельности; освоения методологии и практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовке;

подготовка руководителей высокой квалификации - специалистов, имеющих навыки проектно-конструкторской работы, умеющих грамотно разработать и реализовать конкретные научно-практические мероприятия на производстве, обладающих навыками самоуправления;

повышение массовости и эффективности НИРС путем привлечения студентов к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям науки, связанным с современными потребностями общества и государства;

поиск и реализация источников финансирования, в том числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников и инновационной деятельности вузов, совершенствование форм и методов привлечения их к НИРС;

развитие научных межвузовских связей как внутри страны, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья.

В качестве основных направлений организации НИРС можно сформулировать следующее:

повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных НИР;

участие студентов в проведении прикладных, методических, поисковых и фундаментальных научных исследованиях;

подержание и развитие научных школ вузов в русле преемственности поколений;

предоставление студентам возможности в процессе учебы испытать свои силы на различных направлениях современной науки;

привлечение студентов к рационализаторской работе и изобретательскому творчеству;

расширение участия студентов в НИР, осуществляемой сверх учебных планов;

повышение результативности научно-технических мероприятий НИРС;

содействие образованию и деятельности предпринимательских научно-творческих объединений студентов различных организационно-правовых форм;

активизация участия преподавательского состава и научных работников вузов в организации и руководстве НИРС.

Основными наиболее действенными организационными формами НИРС являются:

учебно-исследовательская работа по учебным планам;

включение элементов НИР в учебные занятия;

дипломные работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;

индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, т.е. участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава;

выполнение НИР на практиках;

подготовка научного реферата на заданную тему;

студенческие научные кружки, студенческие строительные отряды, студенческие научно-технологические отряды, студенческие конструкторские бюро;

проведение студентами грамотного патентного поиска;

получение студентами патентов и авторских свидетельств;

студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;

привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты);

участие студентов в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня, стимулирующие развитие как системы НИРС, так и творчество каждого студента. К ним относятся: научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры/конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям;

организация специальных факультетов, курсов, программ, проведение занятий с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов.

3. Научно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество студентов и молодых учёных ведущих Белгородских вузов

3.1 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова

В концепции развития университета предусмотрена интенсификация научно-исследовательской деятельности студентов, интеграция образования, науки и производства. Именно поэтому, в качестве организационных мероприятий создана комиссия научно-технического совета по организации научной работы студентов, разработано Положение о научно-исследовательской работе студентов, активно работает система поощрения студентов, удостоенных наград на конкурсах.

Кроме того, 1 марта 2002 года приказом ректора № 4/62 от 21.03.2002 года был создан Отдел организации научно-исследовательской работы студентов (начальник отдела - выпускница университета, аспирант Фоменко Юлия Владимировна). Основная цель деятельности отдела -- это активизация и развитие студенческой научно-исследовательской работы; создание благоприятных условий, способствующих эффективному образовательному процессу, профессиональному становлению студентов.

В БГТУ им. В.Г. Шухова в настоящее время существуют как традиционные формы участия студентов в научно-исследовательской работе (участие в выполнении научно-исследовательских работ бюджетной и хоздоговорной тематик; участие в научных конференциях, конкурсах и олимпиадах; выполнение научных исследований в рамках курсового и дипломного проектирования и при прохождении производственных практик; участие в работе студенческих научных кружков, дискуссионных клубов и круглых столов; реферативная работа), так и совершенно новые направления. К числу последних можно отнести: участие студенческих проектов в конкурсах грантов, студенческие научно-технологические отряды, получение студентами патентов и авторских свидетельств.

В марте 2004 года в университете создано Студенческое Научное Общество (СНО), которое в настоящее время активн о работает

Основной целью СНО является создание и развитие благоприятных условий для формирования востребованных специалистов путем интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в фундаментальных и прикладных исследованиях, проводимых в вузе; обеспечение возможности для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

формирование конкурентоспособности российского студента, в частности студента БГТУ им. В.Г. Шухова; возможности гибкой социальной и профессиональной мобильности студентов в динамично развивающемся экономическом пространстве;

помощь студентам в самостоятельном научном поиске и организационное обеспечение их научной работы;

своевременного информирования студентов о запланированных научных конференциях, конкурсах, выставках и т.д. и о возможности участия в них;

привлечение студентов к участию во внутривузовских, областных, региональных, всероссийских и международных студенческих мероприятиях, а также в организации и проведении подобных мероприятий в университете;

содействие в использовании результатов студенческих исследований в учебном процессе;

привлечение студентов к инновационной деятельности, развитие умения доводить научно-исследовательскую работу до уровня ее реализации;

обучение студентов принципам организации производства и подготовки научно-технологической документации;

установление и развитие сотрудничества со СНО других высших учебных заведений с целью совместной научной деятельности и обмена опытом;

содействие студентам в повышении уровня научной подготовки и качества приобретаемых знаний.

Основные показатели научно-исследовательской деятельности студентов университета за 2005 год показаны в приложении.

Накопленный в течение многих лет в университете положительный опыт творческого сотрудничества различных кафедр при решении ряда наукоемких задач свидетельствует о перспективности развития данного направления.

Поэтому интеграция творческого потенциала ученых различных кафедр: материаловедов, технологов, механиков, физиков, экологов, строителей и др. не по волевому принципу, а по принципу осознанной необходимости и взаимодополняющим научным интересам на долгую перспективу будет определять успех научно-технического творчества в университете.

Создаваемый на инициативной основе Учебно-научно-производственный комплекс «РЕЦИКЛ», разрабатываемые и постоянно поддерживаемые ректоратом научно-технические направления могут являться примером подобного сотрудничества.

Достаточно сказать, что учеными и аспирантами следующих кафедр: технологических комплексов, машин и механизмов; строительного материаловедения, изделий и конструкций; теплогазоснабжения и вентиляции; городского строительства и хозяйства; физики; промышленной экологии; автомобильных дорог и аэродромов и др. успешно решаются комплексные задачи производства высокоэффективных теплоизоляционных материалов и изделий; механоактивации вяжущих и компонентов для получения композиционных смесей различного технологического назначения; создания энергосберегающих технологий и технических средств для утилизации техногенных материалов различных производств и др.

Концентрация усилий ученых и специалистов различных кафедр служит базовой основой для развития перспективных направлений деятельности в университете: гармоничного сочетания учебно-научно-производственной деятельности (организации ознакомительных, производственных и преддипломных практик; лабораторных занятий с использованием действующего оборудования, выполнения реальных дипломных проектов и научных работ и др.), освоения наукоемких технологий и научно-технических проектов, организации профориентационной деятельности среди молодежи, создания бизнес-инкубатора для подготовки и переподготовки специалистов и др.

Важным направлением развития УНПК является создание при кафедрах университета малых предприятий (развитой формы научно-технического предпринимательства в вузах западных стран), обеспечивающих жизнеспособность и «плавучесть» большого корабля - вуза в жестких условиях конкуренции на образовательном пространстве.

Функционирование фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, обеспечивающего (на конкурсной основе) создание таких структур как УНПК «РЕЦИКЛ», также свидетельствует о государственной политике развития научно-технического предпринимательства, в т.ч. для единения науки и производства.


В относительно короткий срок в университете создана научно-техническая и материальная база, обеспечивающая первые положительные результаты. По результатам Всероссийского конкурса студенческих научных работ, разработки студентов (нынешних аспирантов), Е.В. Синицы, С.П. Нечаева, Е.В. Скибина (г. Новосибирск) в 2005 году удостоены золотых медалей. Во Всероссийском конкурсе дипломных проектов дипломант Е.В. Уральская завоевала I место.

На Всероссийской выставке «Научно-техническое творчество молодежи - 2005» (г. Москва) комплексный проект аспиранта С.П. Нечаева и студента гр. МОК-47 Е.В. Скибина «Малотоннажный технологический комплекс для производства композиционных смесей» удостоен призового места и дипломов победителей.

НТТМ-2005 - это демонстрация интеллектуальных возможностей современной молодежи России, итог смотров и выставок научного и технического творчества аспирантов, студентов, школьников. Основная цель форума - содействие развитию творческой активности, а также создание условий для организации научно-технического творчества детей и молодежи.

В четвертый раз Белгородчину на этом научном форуме представляли аспиранты и студенты БГТУ им. В.Г. Шухова. Александр Тарасов, Марина Ворсина, Сергей Клюев, Сергей Нечаев, Евгений Скибин, Ирина Савенкова - этих ребят по праву можно назвать будущим российской науки. Все они вернулись в Белгород с дипломами «За новаторский подход в создании проекта и демонстрации его на выставке». Кроме этого, аспирант А. Тарасов (вчерашний выпускник факультета механического оборудования стройиндустрии) за проект «Завод по производству пенобетонных изделий» был удостоен медали Всероссийского выставочного центра «За успехи в научно-техническом творчестве». А Ирина Савенкова социологическим исследованием «Система обслуживания населения региона по принципу «Одно окно» доказала, что и в стенах технического вуза есть возможность плодотворно заниматься гуманитарными науками.

В конкурсе инновационных проектов «ИННОВ-2005» заявленный проект аспирантов и студентов Н.В. Солопова, С.П. Нечаева, Е.В. Скибина и др. (г. Новочеркасск) занял I место.

По результатам творческого сотрудничества различных кафедр учеными вуза поданы три работы на конкурс грантов.

Только в 2005 году по результатам проведенных исследований творческим коллективом различных кафедр (ТКММ, СМиК, ТГВ, ГСХ, физики, ПЭ, АДА и др.) в межвузовских научных сборниках и центральных журналах опубликовано 18 научных статей, подано 8 заявок на изобретения.

Для организации учебного процесса на базе УНПК «РЕЦИКЛ» подготовлено 4 учебных пособия и электронный учебник.

Интеллектуальная собственность университета, реализованная в опытно-промышленных образцах оборудования, защищена более чем 15 патентами. В научной работе УНПК «РЕЦИКЛ» активно участвуют десятки студентов, 12 аспирантов и соискателей различных кафедр. Реализацию своих творческих возможностей осуществляют 5 докторантов и соискателей.

Потенциал такой формы деятельности далеко не исчерпан. Это создание гибких малотоннажных комплексов для выпуска наукоемкой продукции, организация деятельности СПКБ по заказам малых предприятий, реализация отдельных программ в системе непрерывного профессионального образования (довузовская профориентационная работа, дистанционные образовательные технологии, повышение квалификации и переподготовка специалистов и др.), подготовка специалистов по новым наукоемким технологиям для различных сфер научно-технического предпринимательства, развития малого и среднего бизнеса и др.

В настоящее время проводятся опытно-промышленные испытания технологических блоков УНПК и разработанных агрегатов, получены опытные образцы строительных материалов и изделий. Намечены области дальнейшего расширения взаимодействия с другими кафедрами: электроэнергетики, неорганической химии, физической и коллоидной химии и др. [18]

Все это способствует консолидации научно-образовательного потенциала коллектива и повышению рейтинга университета.

3.2 Белгородский государственный университет

Одним из главных направлений работы в университете является создание организационных и экономических условий для раскрытия творческих способностей студентов, а значит выявление и обучение, поощрение и поддержка научной подготовки способных и талантливых студентов.

В 2004 г. их в вузе было 365 человек, в 2005 г. - около 400 человек. Особо выделена группа перспективных студентов 1 - 3 курсов, это - 100 человек, зачисленных в университет по результатам Всероссийских и областных конкурсов и предметных олимпиад. С ними работают в качестве научных руководителей ведущие ученые университета, что приносит хорошие результаты.

В 2004г. под руководством ведущих ученых университета, талантливые студенты достигли определенных успехов: Бочарова Валерия, студентка 1 курса факультета физической культуры (н. рук. проф. Собянин Ф.И.) заняла 1 место в 1 туре Открытого конкурса среди учащейся молодежи Российской Федерации на лучшие инновационные научно-образовательные проекты. В этом же конкурсе получили Дипломы победителей за 1 место и студентки Гаврилова Екатерина (ГГФ), Сумская Надежда и Веробей Татьяна (СПФ), все четверо успешно выступили на заключительной конференции в Звенигороде.

67 студентов направили свои работы на Открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации. По результатам, пришедшим из базового Петрозаводского университета, 2 работы студентов социально-теологического факультета Тарасова Павла и Тарасова Андрея рекомендованы к награждению медалями конкурса.

Исследования студента филологического факультета Зубарева Валентина (н. рук. З.Т. Прокопенко), представленные на Всероссийский конкурс о творчестве Чехова А.П., получили высокую оценку составителей Чеховской энциклопедии, и было принято решение о включении их в энциклопедию.

Поддубная Ольга - студентка 5 курса медицинского факультета, получила Диплом за особые успехи в научной работе и за активное участие в конференции министерства науки и образования РФ «Ломоносов-2004» из рук министра науки и образования РФ А.А. Фурсенко, а в мае она блестяще выступила на международной конференции (в Турции) «Научное студенческое общество и современность», организованной Российской академией естествознания, где ее доклад «Особенности вегетативных проявлений у правшей и левшей» вызвал большой интерес у профессоров (других студентов, кроме Поддубной О. на конференции не было) и был опубликован в научно-теоретическом журнале академии естествознания («Фундаментальные исследования», М., №2, 2004 г.).

Студентка филологического факультета Дадалова Е. заняла первое место во Всероссийском конкурсе студенческих научно-творческих работ «Моя любимая детская книга», Шевцов О. - победитель Всероссийского конкурса «Золотой гонг-2003». В Четвертой Всероссийской Олимпиаде развития Народного хозяйства России 8 студентов БелГУ заняли 8 призовых мест (три первых, два вторых, три третьих), и на имя ректора пришло письмо от директора ОГУ «Центра молодежных инициатив» с благодарностью и грамотой за занятое 8 место в номинации «За лучшую организацию научно-исследовательской работы студентов».

В феврале 2004 года 4 студента юридического факультета приняли участие в одном из самых престижных в мире конкурсов: в Российском туре Международного конкурса по международному праву имени Филипа Джессопа на английском языке. Все они получили Сертификаты участников.

Всего студентами получено 113 различных наград.

В ежегодном областном конкурсе «Молодежь Белгородчины» студенты заняли 4 престижных места. Студент юридического факультета Хрисанов В. получил высшую награду - звание лауреата премии «Молодость Белгородчины». Направлено на областной конкурс грантов на лучший молодежный проект 34 коллективных и индивидуально выполненных работ. Результатов пока нет из управления по делам молодежи.

29 студентам - победителям продлен совместный с Министерством образования России, администрации Белгородской области и БелГУ конкурс грантов. В выполнении гранта РГНФ участвовало 2 студента.

В 2004 году университетом было организовано 4 конкурса, в разных других конкурсах приняло участие более 300 студентов. К выполнению хоздоговорных тем привлекалось 30 студентов.

На базе БелГУ прошел Международный студенческий Форум, посвященный 350-летию Переяславской Рады «Россия, Украина: опыт, уроки, перспективы интеграции и гармонизации интересов» с участием делегаций из Харькова Запорожья. В нем приняли участие студенты исторического, СПФ, экономического факультетов.

Во время Международной конференции «Кондаковские чтения», проходившей на истфаке, работала студенческая секция. Международная научно-практическая конференция «Физическая культура в 21 веке: состояние и перспективы развития» прошла с выступлениями студентов и показом комплекса «Разновидности оздоровительной физической культуры» (инструктор-студентка 5 курса Михайлова О.). Всего в НИР участвовало 3038 студентов. На 71 конференции разных уровней выступили с докладами 2224 студента.

570 студенческих работ опубликовано в различных изданиях России и за рубежом. В рамках студенческой Недели науки в БелГУ на 27 факультетских научных конференциях и на 146 секциях было представлено 1480 докладов. В 8 выпуске трехтомного сборника студенческих научных работ БелГУ опубликовано 258 статей 530 авторов-студентов.

С целью активизации НИР среди студентов реорганизована работа СНО на факультетах, создан web-сайт СНО на официальном сервере БелГУ, учреждены конкурсы: рейтинг «Молодой организатор в области науки», научно-исследовательский рейтинг студентов на звание «Студент-исследователь». На поощрение студентов, занимающихся наукой, было выделено более 80 тыс. рублей.

Для всех желающих заниматься наукой студентов организована «Школа молодых исследователей», где перед студентами выступают с лекциями и проводят практические занятия по методологии научных исследований проректоры университета, ведущие ученые вуза.

В 2005 году в Школе прошли занятия по темам: «Как заниматься наукой», «Советы начинающему исследователю» (профессор Харченко В.К.), «Работа с источниками в процессе исследовательской работы» (асс. каф. российской истории Сергиенко М.А.), «Секреты бесконфликтного общения» (Гончарова В.В., нач. отдела НИРС УНИР), «Работа с архивными документами» (директор Государственного архива Белгородской области Утенина Т.И.), тренинг «Как вести научную дискуссию» (Боруха С.Ю., нач. УНИР, Беняш М.В., аспирант), тренинг «Работа с базой данных EBSCO ( Юдин Р., официальный представитель компании), Круглый стол «130 лет БелГУ. Становление СНО».

С целью передачи опыта организации НИР среди учащейся молодежи и более целенаправленной совместной исследовательской работы БелГУ и школ области создано лицейское научное общество в интернате-лицее №25.

Проводятся совместные заседания СНО БелГУ и ЛНО лицея №25, круглые столы, в 11 научных кружках и проблемных группах под руководством ученых и перспективных студентов БелГУ занимается около 150 лицеистов.

В Шебекинской школе-гимназии в 1 семестре учеными БелГУ в Дни науки БелГУ проведено для гимназистов 33 лекции и практических занятия. В 25 школах и 5 научно-образовательных школьных центрах области ведут работу с юными исследователями преподаватели и студенты БелГУ.

Студенты социально-теологического факультета выполнили 3 НИРС в рамках областных программ. Одна из них - «Программа психо-социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях специальной профилактики» (студентки СТФ Иванова С., Максимова С., научный рук. к.п.н., доц. Поленова М.Е. выполнена по заказу ЦВСНП г. Белгорода.

В октябре 2005 года в БелГУ создан научно-образовательный центр (НОЦ) «Биосовместимые наноструктурные материалы и покрытия медицинского назначения» (рук. профессор Колобов Ю.Р.). По пяти направлениям научных исследований работает 31 студент, которые были отобраны в результате конкурса и получивших финансовую поддержку общей суммой в 128 тыс. рублей.

На 5-ой региональной научно-практической конференции «Проблемы регионального природопользования студентка Королева И. (ГГФ) заняла 1 место, а за исследование «Оценка рекреационных ресурсов береговой зоны Белгородского водохранилища» награждена премией «Экомир».

Более 70 школьников-победителей областных олимпиад в феврале приняли участие в Дне науки БелГУ. В программу праздника входили экскурсии с посещением занятий в научных кружках и встречи с членами СНО.

По результатам открытого Конкурса 2004 года Минобрнауки на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ (приказ № 201 от 15.07.2005г.) награждено 29 человек, лауреатами конкурса из них стали 6 студентов: Тарасов А.Г., студент СТФ, награжден медалью Конкурса, пятеро студентов - Дипломами Минобрнауки России, остальные отмечены Дипломами и Благодарностями и приглашены на конференции в базовые вузы.

В областном конкурсе «Молодежь Белгородской области» - 2005г., куда была направлена 31 студенческая работа, три призовых места завоевали студенты БелГУ (из них: Хромых Н.В. - 1 место, а работа Гаценко Ю. (СТФ) отмечена специальной премией за лучшую работу по духовному воспитанию молодежи).

В областном конкурсе, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, приняло 37 человек. Дипломом 2 степени управления образования и науки Белгородской области и денежной премией награжден за исследовательскую работу студент ГГФ Афанасьев Е.Г.

В областном конкурсе сайтов «Слава победителям» 2 место занял студент физико-математического факультета Матвеев В. и 3 место - Лысых В. (КНИТ)

Областной конкурс среди студентов и аспирантов высших учебных заведений Белгородской области на лучшую работу по вопросам избирательного права и процесса в 2005-2006 учебном году принес заслуженные награды студентам юридического факультета: Польщикова А. заняла 1 место, Амелькина Е. - 2 место, Попова О. - 3 место.

Всего студентами БелГУ в 2005 году получено 104 награды.

Впервые в БелГУ был проведен внутривузовский конкурс на соискание грантов для студентов и аспирантов по проведению приоритетных исследований науки, технологии и техники, в котором приняло участие 93 человека. В нем было поддержано 40 студенческих проектов.

Во втором внутривузовском конкурсе - дипломных и курсовых работ главной целью было привлечение внимания к проблемам регионального развития. В конкурсе приняли участие 62 студента от 15 факультетов. Самые интересные исследовательские разработки 6 студентов отмечены Дипломами конкурса и денежными премиями 6 студентов.

В Четвертой Всероссийской Олимпиаде развития народного хозяйства России 6 студентов экономического факультета заняли три первых (Карпов А. в двух номинациях, Сурженко А.) и три вторых места.

В 2005 году зарегистрировано 2 программных продукта в Роспатенте: база данных «Атлас. Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области», свидетельство № 2005620231 (в соавторстве студентка ГГФ Свиридова А.) и «Программа паспортизации с/х культур на основе расчета параметров экологической пластичности», свидетельство № 2005611410 (в соавторстве студентка физмата Ситоленко С.).

Всего в 2005 году студентами БелГУ прочитано 2300 докладов на 150 конференциях и научно-практических семинарах. В 11 международных (внешних) конференциях и форумах, проходивших в г. Москва, Санкт-Петербург, Херсон, Харьков участвовали 13 студентов.

27 студентов БелГУ прошли учебно-производственную практику и стажировку за рубежом. [14]

3.3 Белгородский университет потребительской кооперации

Основными задачами научно-исследовательской работы университета являются:

- проведение актуальных научных исследований, способствующих повышению эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации и региона;

- активное внедрение результатов научно-исследовательской работы в учебный процесс и практическую деятельность кооперативных организаций;

- интеграция научной и учебной работы путем использования в учебном процессе результатов научных исследований профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов;

- становление и развитие научных школ;

- широкое использование современных информационных систем и технологий при проведении научных исследований.

При активном участии студентов университета и филиалов были проведены областные и республиканские научно-практические конференции «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» (16 конференций во всех регионах зоны обслуживания).

В настоящее время первоочередными задачами являются пропаганда и реализация преимуществ кооперации, развитие кооперативной идеологии и культуры. Для повышения эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации необходимо формирование стратегии управления кооперативными организациями в конкурентной среде, совершенствование кадровой политики. Эти важные вопросы рассматривались научно-практическая конференция «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления».

Преподаватели, аспиранты университета принимают участие в международных конференциях и совещаниях - в Братиславе, Праге, Бразилии, Швеции, Киеве, во Всероссийских симпозиумах, проводимых в России, в научно-практических конференциях организованных администрацией области.

Ежегодно по результатам научных исследований университета и его филиалов публикуются сборники научных трудов.

Молодыми учеными университета также проводятся научные исследования по заданию Центросоюза России, оказание помощи кооперативным организациям, публикация научных работ, содержащих рекомендации по повышению эффективности деятельности кооперативных организаций. В 2005 учебном году было опубликовано 16 научных работ.

Важной задачей является проведение актуальных научных исследований, способствующих повышению эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации и региона в целом. В университете создана единственная в области Испытательная лаборатория по текстильным, швейным, трикотажным изделиям, аккредитованная Госстандартом испытательной лаборатории, которая может осуществлять экспертизу, как для сертификации, так и по заказам предприятий легкой промышленности Белгородской области и других регионов.

В университете работают 28 студенческих научных кружка и три клуба.

Ежегодно проводятся студенческие научные конференции, посвященные актуальным проблемам развития кооперативного движения.

В 2004-2005 учебном году кафедра теории и истории кооперации провела две студенческие научно-теоретические конференции «Потребительской кооперации России - 170 лет» и «Кооперация накануне третьего тысячелетия», посвященные 170-летию потребительской кооперации России, в которой приняли участие студенты всех специальностей.

Ежегодно студенты университета принимают участие в областном конкурсе научных молодежных работ “Молодежь Белгородской области”.

Ежегодно в университете и филиалах проводится конкурс студенческих научных работ, посвященный истории потребительской кооперации России. Он принял массовый характер среди студентов университета и филиалов. [16]

Заключение

В результате проведённого исследования на тему: «Опыт молодежного предпринимательства в научно-технической сфере» можно сделать ряд выводов:

1. Решающим условием национальной безопасности и успешного развития современной России является обеспечение ее конкурентоспособности. Это предполагает укрепление позиций России во внешнеполитической сфере и мировом разделении труда, мировой науке, культуре и технологиях, повышение качества жизни, эффективности государственного управления; обеспечение необходимого уровня обороноспособности.

2. Успешное решение этих задач невозможно без эффективного участия молодежи. Степень эффективности этого участия определяется тем, насколько молодежь:

знает, разделяет, принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

обладает необходимыми физическими, личностными, образовательными, профессиональными качествами;

имеет необходимые возможности для активного участия в развитии страны.

3. Во всем мире происходит переосмысление роли научных исследований в развитии современного общества. В настоящее время важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность отдельного государства, является эффективное использование имеющихся интеллектуальных ресурсов. В этой связи особое значение имеет подготовка молодых ученых как стратегического ресурса каждой страны.

Молодые ученые России должны принимать более активное участие в построении будущего нашей страны, необходимо широкое привлечение молодых, патриотически-настроенных ученых к решению социальных и экономических задач, стоящих перед Россией.

4. Сегодня общество переходит от традиционных производств, связанных с товаром, к индустрии знания. Увеличение численности высоквалифицированных специалистов становится главной формой накопления в современной экономике, а люди, их знания, их разум - самым ценным стратегическим ресурсом, за которые идёт конкурентная борьба, не уступающая по накалу борьбе за сырьевые ресурсы.

5. Молодежь лишь частично включена в существующую систему общественных отношений и социальную структуру, но составляет обновляющую силу, инновационный элемент, духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо провести глубокую перемену и в то же время приспособиться к быстро изменяющимся условиям рынка.

6. Государственная молодежная политика в Белгородской области направлена на решение проблем молодежи и привлечение молодых людей к участию в делах общества и государства.

Сегодня необходимо рассматривать молодежь в качестве главного субъекта социального обновления, инновационного ресурса общества, государства, региона, муниципального образования. Ведь молодежь - это то поколение, которое определяет сейчас и будет определять в будущем развитие страны в XXI веке.

7. В условиях сложной динамики социально-экономического развития России необходим механизм стабилизации и эффективной поддержки науки, научно-технического прогресса и активизации инновационной деятельности, каковым может быть законодательное обеспечение развития научно-технического прогресса.

8. Одна из наиболее важных задач, стоящих перед высшей школой - выявление, поощрение и поддержка талантливой студенческой молодежи с целью сохранения интеллектуального потенциала страны. Решение этой острой социальной и педагогической проблемы большинство специалистов и преподавателей высшей школы, ученых и исследователей видит в создании в вузах благоприятных условий для подготовки и становления будущих преподавателей, научных и практических специалистов высшей квалификации, усилении и дальнейшем развитии научно-исследовательской работы студентов.

Молодежные научные организации играют первостепенную роль в формировании студенческой науки, которая является фундаментальной основой построения научного потенциала государства, что, в свою очередь, обеспечивает развитие российского общества.

9. В целях государственной поддержки талантливой молодёжи и развитию кадрового состава российской науки необходимо разработать национальные программы, способствующие формированию благоприятных условий для реализации научного потенциала молодых ученых России, в частности:

- программу создания единой электронной научной библиотеки для молодых ученых России;

- программу проведения периодических школ для лидеров молодых ученых России с целью обучения их новым методам управления научными исследованиями и переносу научных разработок от фундаментальных исследований к промышленным технологиям;

- программу, направленную на решение жилищных проблем молодых ученых, которые в настоящее время являются крайне актуальными для большинства молодых ученых России.

10. Необходимо также создание общероссийской организации - Союза молодых ученых России, способной консолидировать молодых ученых нашей страны с целью совместной реализации проектов и программ, направленных на развитие России по пути созидания инновационной экономики и общества знаний, для осуществления мер, направленных на повышение уровня социально-экономического развития нашей страны.

Библиографический список литературы

Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества от 16 июня 2003 г. № 4-19 г. Санкт-Петербург «О рекомендациях Межпарламентской Ассамблеи ЕВРАЗЭС по гармонизации национальных законодательных актов в сфере молодежной политики на общем рынке труда евразийского экономического сообщества».

Постановление Правительства РФ „О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)»“ от 27 декабря 2000 г. № 1015.

Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации. Приложение № 1 к приказу Минобразования России от 06.06.2000 № 1705.

Закон Белгородской области от 9 января 1996 года № 44 "О государственной поддержке талантливой молодежи".

Закон Белгородской области от 3 января 2001 г. № 1 "О развитии кадрового потенциала области".

Постановление главы администрации Белгородской области от 31 июля 2002 г. № 313 «Об учреждении ежегодного областного конкурса на соискание грантов Белгородской области по поддержке молодежных социально значимых проектов».

Постановление главы администрации Белгородской области от 23 августа 2002 г. № 333 "Об учреждении ежегодных стипендий главы администрации области для молодёжного актива".

Постановление главы администрации Белгородской области „О проведении областного конкурса научных молодежных работ "Молодежь Белгородской области" в области технических и сельскохозяйственных, гуманитарных, правовых и экономических наук“ от 2 марта 2001 г. № 139.

Доклад С. Апатенко на коллегии Министерства образования и науки 22 марта 2005 года: О концепции федеральной целевой программы "Молодежь России на 2006-2010 годы" - http://www.mon.gov.ru.

Молодежная политика в Белгородской области.//Отдел информационного обеспечения администрации Белгородской области. Официальный сайт администрации Белгородской области.

Наша газета - № 22, 2004г. - http://www.belgorodenergo.ru/.

Новости Белгорода он-лайн. - http://www.bel.ru/news.

Официальный сайт администрации Белгородской области - http:// www.beladm.bel.ru.

Официальный сайт Белгородского государственного университета - http://www.bsu.edu.ru.

Официальный сайт Белгородского технологического института им. В. Г. Шухова - http://www.bstu.ru/.

Официальный сайт Белгородского университета потребительской кооперации - http://www.bupk.ru/naukanaprav.shtml.

Проект Концепции государственной поддержки талантливой научной молодежи и развития кадрового потенциала российской науки -http://www.unn.ru/ppo/konc.htm.

Технолог. Газета Белгородского технологического института им. В. Г. Шухова /Выпуск № 2 (41), 8 февраля 2006 г.

приложение

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ БГТУ им. В. Г. ШУХОВА ЗА 2005 ГОД



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.