Эстетичный и этический манифест Данте
(по произведению Данте Алигьери «Божественная комедия»)
Могущественная Римская империя пала под нажимом завоевателей — готов, византийцев, норманов, испанцев… Настали средневековые времена – пора крестовых походов, рыцарской поэзии, готических храмов, первых университетов.
В памяти народа не умерла слава павшей Римской республики. Средневековая Флоренция старалась устроить самоуправление, как во времена Римской республики. Во времена Данте (1265-1321) северная Италия входила вместе с Германией в состав Священной Римской империи, которую возглавлял император из немецкой знати.
Флоренция желала быть независимой от чужестранца-императора, большее влияние на ее политическую жизнь имел Папа Римский. Но и среди сторонников-гвельфов не было порядка: они раскололись на «белых» и «черных».
Данте активно участвовал в политических событиях, входил в группу «белых» гвельфов, и когда власть во Флоренции перешла в руки «черных» гвельфов, поэту пришлось стать пожизненным изгнанником.
Изгнание стало для Данте трагедией. Он навсегда остается патриотом-гражданином своего государства, в публицистических и художественных произведениях высказывает свои взгляды на возможность построения справедливого и гуманного государства, способного обеспечить мир и свободу каждого гражданина.
«Божественная комедия» — это своеобразный эстетичный и этический манифест Данте, который надеялся, что читатель мысленно пройдет через все испытания и страдания, обрисованные в книге, и очистится от грехов, станет духовно выше, гуманнее, моральнее.
Данте назвал свое произведение «Комедией», объясняя, что по нормами средневековой поэтики так обозначается любой сказ среднего стиля с печальным началом и счастливым концом, написанным народным языком.
Слово «Божественная» прибавил к названию произведения его первый биограф и автор «Декамерона» Джованни Боккаччо, выражая свое удовлетворение и желая сделать ударение на величественном смысле поэмы.