Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература"


Чувства добрые я лирой пробуждал Пушкин

Чувства добрые я лирой пробуждал Пушкин

В стихотворении «Памятник» Пушкин, осмысливая миссию поэта, «итожа жизнь свою», определяет:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость павшим призывал.

Так за два месяца до гибели поэт сформулировал свое творческое и человеческое кредо. Что же такое «чувства добрые я лирой пробуждал»? Поучал? Давал уроки добродетели?

Это не значит — «учил». Это значит: пробуждал добрые чувства в людях. Учить можно того, кто не знает. Пробуждать можно то, что есть в душе, иначе искусству нечего делать, не к чему обращаться.

О задачах искусства, в частности о задачах поэзии, спор возникает в каждом поколении. Можно ли, должно ли требовать от искусства назидания — или это сфера не его деятельности? Для творчества этот вопрос принципиален, и Пушкин решал его на протяжении всей жизни.

В ранней оде «Вольность» автор целью поэзии объявляет задачи политические: «… воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок». Однако в стихотворении, написанном примерно тогда же, когда и «Вольность», в послании «К Н. Я. Плюсковой» миссия поэта осмыслена в более глубоком, философском плане:

… И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

Здесь нет и намека на «поучения», назначение искусства видится в ином: отозваться на тончайшие движения души своего народа.

В 1826 году написано стихотворение «Пророк» — своеобразный поэтический манифест Пушкина. Господь посылает своего пророка: «Глаголом жги сердца людей». Эта поэтическая формула определяет пророческую роль искусства: словом пробуждать в человеческих сердцах доброту, милосердие, терпимость… То есть «чувства добрые».

Одна из ключевых тем творчества зрелого Пушкина — совесть. Проблема долга и счастья в их соотнесенности — едва ли не центральная проблема всей духовной жизни русского народа,

В диалоге поэта с чернью (стихотворение «Поэт и толпа») автор говорит об адресате всего своего творчества и искусства вообще. Толпа, чернь, не имеет здесь сословного аспекта — это духовная чернь, не ведающая назначения искусства: «Зачем так звучно он поет?» Отчего поэт гонит «чернь тупую»? Да потому, что искусство ничему не может и не должно учить: оно может лишь пробуждать в людских сердцах то, что в них заложено; пустое сердце его никогда не поймет: «Не оживит вас лиры глас». Искусство требует духовной работы не только от поэта, но и от читателя. Именно поэтому Пушкин говорит:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит

Когда человечество утратит способность к поэтическому восприятию, к духовному труду, оно — как человечество закончится.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ эффективного применения различных методов разрешения конфликтов в организации
Реферат История одного парадокса электротехники
Реферат Pascals Triangle Essay Research Paper Blas Pacal
Реферат Учет труда и его оплаты на ОАО "Витебские ковры"
Реферат Концепция самопознания г. Скороди
Реферат Право на защиту как субьективное гражданское право
Реферат Дослідження розвитку Рівненської державної обласної бібліотеки, як центру регіональної інформації
Реферат The Russian Federation
Реферат Исторические типы рациональности в социальном познании
Реферат Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся 6 х классов и особенностями организации занятий
Реферат Невидимая рука А.Смита (Магический шестиугольник)
Реферат Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде
Реферат Ефективність господарсько-фінансової діяльності підприємства та шляхи її підвищення» (на прикладі ТОВ "Металоіндустрія Плюс")
Реферат Постиндустриальное общество 2
Реферат Специфика ведения бухгалтерского учета в отраслях