Федеральное Государственное Учреждение
Среднего Специального Образования
«Челябинский Юридический Техникум»
Что есть красота?
в произведении Л.Н. Толстого « Война и мир»
Выполнила: Маммедмырадова Айгуль
Гр. С-12
Руководитель: Каманцева Г.С.
Челябинск 2011
Содержание.
I. Введение.
II. Что есть красота?
1. Внешняя красота.
а) Красота природы.
б) Внешняя красота человека.
III. 2.Внутренняя красота.
а) Любовь.
б) Честность и благородство.
в) Благодарность.
IV. Вывод.
V. Приложение.
Введение.
/>озерцание красоты любого рода,
выводя нас за пределы
нашего собственного ...
Бенжамен Констан
Любой человек хоть однажды задавался вопросом "что такое красота". Откроем второй том академического “Словаря русского языка”: “Красота — свойство по значению прилагательного красивый”, “Красивый — приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий, отличающийся полнотой и глубиной внутреннего содержания, рассчитанный на эффект, на внешнее впечатление”.
О красоте написано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое красота? И как почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира? Попробуем разобраться в этом, опираясь на опыт великой русской литературы, а именно на примере произведения Л.Н. Толстого «Война и мир».
Врятли люди задаются вопросом, ЧТО есть красота в окружающем их мире: красивые слова, искусно уложенные в предложения и стихи, любовь и ненависть, дружба и раздор, отвага и трусость — словом всё то, что образует гармонию.
Любое из этих определений может найти свое подтверждение на страницах романа-эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир”, ибо здесь присутствуют и красота души, и броская внешняя красота тела, и прекрасная русская природа, и красота человеческих отношений, и величие ратного труда.
В данной работе я попробую объяснить на конкретных примерах, что такое красота, её отражение и значение.
Что есть красота?..
/>красоты смыслов столько же, сколько у
человека настроений.
Красота — это символ символов.
Красота открывает нам всё, поскольку не
выражает ничего.
Оскар Уайльд
Красота понятие довольно субъективное. В разные эпохи у разных народов существовали свои эталоны красоты, да и у каждого из нас своё понятие красоты. Как говорит русская пословица: « На вкус и цвет товарищей нет». Есть красота внешняя: броская, яркая, её видно и слышно; но есть и другая – внутренняя: скрытая красота, красота души человеческой. По моему мнению, именно эта вторая и является главной, но не каждый может её разглядеть. Фея из феерии Мориса Метерлинка говорит об этом так: «Надо быть смелым, надо уметь различать и то, что не на виду!.. Странный народ эти Люди!..»
Красота широко разлита в окружающем нас мире. Красивы не только произведения искусства. Красивыми могут быть и научная теория, и отдельный научный эксперимент. Мы называем красивыми прыжок спортсмена, виртуозно забитый гол, шахматную партию. Красива вещь, изготовленная рабочим – мастером своего дела. Красивы лицо женщины и восход солнца в горах. Значит, в процессе восприятия всех этих столь отличающихся друг от друга объектов присутствует нечто общее. Что же это?
Определить словами, что именно побуждает нас признать объект красивым, неимоверно трудно. Красота ускользает от нас, как только мы пытаемся объяснить ее словами, перевести с языка образов на язык логических понятий. «Феномен красоты, – пишет философ А.В. Гулыга, – содержит в себе некоторую тайну, постигаемую лишь интуитивно и недоступную дискурсивному мышлению». «Необходимость различения «сайенс» и «гуманитес» (царства науки и царства ценностей.), – продолжает эту мысль Л.Б. Баженов, – неустранимо вытекает из различия мысли и переживания. Мысль объективна, переживание субъективно. Мы можем, конечно, сделать переживание объектом мысли, но тогда оно исчезает в качестве переживания. Никакое объективное описание не заменяет субъективной реальности переживания».
Итак, красота – это, прежде всего переживание, эмоция, причем эмоция положительная – своеобразное чувство удовольствия, отличное от удовольствий, доставляемых нам многими полезными, жизненно необходимыми объектами, не наделенными качествами, способными породить чувство красоты.
Если красота – это переживание, эмоциональная реакция на созерцаемый объект, но мы не в состоянии объяснить ее словами, попытаемся, хотя бы найти ответ на ряд вопросов, подводящих к решению этой загадки.
Внешняя красота.
/>уховная красота бесконечно
прекраснее всех других, и поэтому тела,
будучи лишь тенями сущего, должны
обладать очарованием, говорящим о
красоте духовной. Такой тип красоты
принадлежит природе и превосходит
искусство, сотворенное человеком.
Джонатан Эдвардс
Красота природы.
Душа человека устроена так, что она получает колоссальное наслаждение и удовольствие от эстетики, симметрии, красоты, чистоты, порядка и гармонии цветов – словом, от всех воплощений совершенного. Все цвета и виды в природе отражают гармонию и красоту, от которых душа человека получает тончайшее удовольствие.
Ведь люди всегда предпочитают отдыхать на природе, в местах, красота которых естественна. Находясь рядом с обильной зеленью, лесом, на берегу моря или реки, вдыхая ароматы чистого воздуха, земли и воды, душа человека всегда испытывает успокоение и радость. Едва ли кому-то из людей могут нравиться места, куда не проникают солнечные лучи, где нет зелени и чистого воздуха.
А что есть сома по себе красота природы? Что мы подразумеваем под словом «природа»?
Для каждого это своё.
Кому-то сразу представляется одинокое морское побережье с шумом приливающих волн, словно равномерное дыхание, и криком чаек, запахом лёгкой, еле уловимой свежести, прикосновение ласковых лучей солнца.
Кто-то сразу представляет ровную нежно-салатовую поляну с островками пёстрых цветов и обрамлением зелёных дубрав. Запах свежескошенной травы, нежное касание ветерка….
Для кого-то природа – это чистое глубокое небо, заставляющее тебя тонуть в нём и чувствовать себя на вершине блаженства…. Размышление Андрея Болконского нам открывает прелесть этого явления: «Над ним не было ничего уже, кроме неба — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!...»»
Кому-то представляется смена времён года с их неповторимыми красками. Зима, весна, лето, осень – четыре времени года. Сменяя друг друга, они дарят нам радость жизни. Они все прекрасны!
Зима чудесна в своём белоснежном одеянии, расписных серебристых узорах. Она полна таинственных сказок, мандариновых запахов, возвращающих нас в детство, новогодних подарков и протяжных песен вьюги.
Весна окутывает нас бело-розовой пеной цветущих деревьев, очарованием пробуждающейся природы, звонкими серенадами птиц, улыбкой ясного солнышка и множеством прелестниц, появляющихся на улицах.
Лето это радость общения, путешествий, это море, солнце, изумрудная зелень и пёстрый ковёр цветов, разостланный по земле. При слове «лето» мы ощущаем сладость спелых ягод на губах, аромат лугов и громкий стук сердца: «Отпуск, отпуск!»
Сказка осени вне всяких похвал! Огненно-рыжей плутовкой мечется она по лесам и полям. Словно большая пёстрая птица машет крылами, сбрасывая на землю свой яркий нарядный перистый узор.
Кто-то представляет прохладную летнюю ночь с чистым звёздным небом, огромной яркой луной, и миллиардом звёзд, уходящих куда-то далеко в небо и за горизонт….Такие как Наташа Ростова в её монологе про луну: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, — туже, как можно туже — натужиться надо. Вот так!…»
Всё это, а также многое другое, является прелестями природы, её красотой. Стоит только приглядеться.… И даже самый чёрствый, невидящий ничего человек сможет пусть не увидеть, но почувствовать её.
Внешняя красота человека.
/>красивых цветах всегда живёт змея.
С.А.Нежинский
Что такое красота человека? Почему одних людей мы называем красивыми, а других отбрасываем от этого критерия? Казалось бы, все очень просто, но тем не менее понятие о красоте, о красоте человека в частности, одно из наиболее трудных для определения и точной формулировки не имеет, так как для любого из нас под красотой понимается что-то свое, особенное, подчас не понятное другим. Так, например, у каждой национальности существует свой определенный эталон красоты, кроме того, в любой стране есть такое понятие как «модельная внешность», хотя в реальной жизни длинноногие красавицы нравятся далеко не всем. Также красота человека с точки зрения врача, художника, писателя, спортсмена и т. д. безусловно будет отличаться. Найти истину в столь непростом вопросе невозможно.
Врожденная красота (красота от природы) - это те черты внешности, которые присутствуют у человека с момента его рождения, развиваются в период взросления и сохраняются на протяжении всей жизни.
«Внешняя оболочка» или красота искусственная - это, прежде всего использование человеком одежды, обуви, различных аксессуаров, косметики.
В романе-эпопее «Война и мир» есть довольно много примеров использования внешней красоты, но самыми яркими являются примеры Элен Курагиной, Пьера Безухова, Марьи Болконской, Наташи Ростовой и Андрея Болконского.
Элен – самый прекрасный персонаж романа в плане внешности. Она ничего не любит в жизни, кроме своего тела. Она осознаёт свою красоту, она следит за ней но очень непринужденно, она пользуется ею. Женщина прекрасно знает, что вызывает восхищение у всех вокруг и наслаждается этим.
Пьер Безухов, Наташа Ростова и Марья Болконская – эти люди не красивы по своей природе, но их светлая душа, их внутренняя красота затмевает внешние недостатки, их корявые черты. И из-за внутреннего свечения все отрицательные стороны внешности никто не замечает. А им важно лишь только, что внутри: чувства, ощущения, эмоции. И от того что они не задумываются о своём внешнем виде они становятся ещё прекраснее.
И наконец, Андрей Болконский. Он всегда следит за своим внешним видом, задумывается о малейшем движении, о малейшем мимическом выражении и держит себя в определённых рамках. Но стоит ему забыться, дать волю эмоциям, выплеснуть их, он становиться прекрасным, живым, лучшим.
Из этого можно сделать определённый вывод: внешность не говорит ни о чём, главное- это то, что внутри человека, его душа. Как только ты осознаёшь красоту, не стороннюю, а свою собственную как красоту, ты существуешь уже отдельно от красоты и теряешь её. Естественная красота всегда не замечаема теми, кто является её носителем. Махаон не задумывается, что он прекрасен, а белка, что она легка и ловка. Начни белка удивляться, как уникально она планирует хвостом при прыжке, она сорвалась бы с вершины сосны, а махаон оказался бы в клюве у птицы, и его крыльями играл бы ветер. Когда много уделяешь времени своей внешности и забываешь о душевных качествах, становишься холодным, бесчувственным, стеклянным. С такими никто не тянется общаться. Но стоит раскрыться, выпустить на волю всё, что у тебя внутри ты начинаешь сиять и становишься абсолютно другим человеком. Невольно вспоминаю выражение «Встречают по одежке, а провожают по уму». Также говорят, что: «Некрасивых людей не бывает, каждый красив по-своему», и с этим я полностью согласна. Главное — не комплектовать по поводу своей внешности, так как всем мил все равно не будешь, и, безусловно, найдутся те люди, которые поистине смогут оценить именно Вашу красоту, но и забывать про свою внешнюю красоту тоже не стоит, иначе от вашей внешней красоты не будет толку, можно остаться одиноким.
Внутренняя красота.
Любовь.
/>астоящая любовь лишь та,
без которой не может быть
счастья.
Бинд Коол
«Что есть любовь?» Этим вопросом мы задаёмся также часто, как и вопросом «что есть красота?». И что же это? Если заглянуть в словарь, то можно найти такое описание этого чувства: Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту. Например как у Сони и Николая: любовь страстная, горячая, не знающая преград. Или тот же вид любви но уже в другом «исполнении» — любовь Николая и Марьи: нежная, трепетная, какая-то по особенному прекрасная…
Эрих Фромм считает, что существует 2 вида любви. Он сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Если первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения», то вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её». Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.
Я же считаю, что любовь – это понятие гораздо многогранное.
Например, безусловная любовь — термин, выражающий любовь человека ко всему окружающему без всяких условий и желания получить что-либо от него взамен. Безусловная любовь является базисным термином и духовной целью во многих духовных учениях и религиях, многие из которых рассматривают безусловную любовь как высшую форму человеческого самосовершенствования. Что такое любовь, — мы не можем говорить об этом. Мы можем говорить о том, что не является любовью. Любовь — это не привязанность, это не обладание, это не контроль над кем-то, не использование кого-то, любовь — это не что-то, что вы можете понять. Вы не можете познать любовь, но можете переживать любовь.
Единственное, что мы можем сказать о ней, — это то, что она безусловна. Если вы любите кого-то, потому что он хорошо выглядит, богат или известен, по той или иной причине, — очевидно, что это не любовь. Но если вы не можете дать никаких объяснений, тогда вы, возможно, открыли любовь. Эта любовь безусловна, и такая любовь не воображаема.
Любовь, о которой мы говорим, это не эмоция, не какая-то сила, как вы говорите. Она не является ничем подобным. Об этой любви нельзя ничего сказать. Мы можем сказать, чем она не является. Любовь родителя к ребёнку — это не та любовь. Любовь между мужчиной и женщиной — это не та любовь. Любовь к вашему другу — это не та любовь.
Она — не привязанность и не обладание, и не интерес, и не забота. Она не является ничем из сказанного. Это вещество, из которого создана Вселенная. Это ваша истинная природа. Это то, что вообще есть. Если вы погрузитесь глубже и глубже в реальность, в то, что есть, это — пустота. Всё это — пустота.
Эта пустота и есть любовь. Это та любовь, о которой мы говорим. Это нужно почувствовать. Сначала вам нужно стать просветлёнными, на втором этапе в вас должно снизойти божественное сознание, и только тогда вы узнаете, что это такое. Иначе это вне вашего понимания. Мы не осуждаем ту любовь, которую вы переживаете сейчас. Этот вид любви совершенно нормален.
Мы говорим о том, что «та» любовь не имеет причины. Когда вы действительно видите кого-то, то это — «та» любовь. Если вы видите муравья, то это будет «та» любовь. Для этой любви нет причины. Для той любви, которая известна вам, нужна причина. Это должен быть ваш ребёнок, жена, друг, — тогда у вас есть любовь. С другой стороны, когда вы испытываете беспричинную любовь, вы в состоянии Единства. Вы больше не чувствуете себя отдельным от собаки, прокажённого, нищего или богатого…Никто не отделён от вас. Это полное Единство. Это любовь, рождённая из Единства. Поэтому у неё нет причины. Это и есть всеобщая любовь, Божественная любовь. Этим даром, а это безусловно дар, обладает герой романа «Война и мир» Платон Каратаев « и который под конец жизни понял Андрей Болконский: ««Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»»
Мне кажется, что и дружбу можно считать феноменом любви. Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Нельзя понять дружбу умом (логически). Дружбу можно только чувствовать, ее можно описать только качествами. Умом ее не понять, и рационализировать, формализовать (дружба неформальна по сути). Для некоторых дружба оценивается только логическими схемами, а не ощущением единства. Тогда дружба — следствие общих интересов, личной симпатии, общих целей. Если они пропадают, то и проходит дружба. Но настоящая дружба никогда не заканчивается, она может изменяться, трансформироваться, но если было что-то близкое и настоящее с человеком, то оно всегда останется в душе.
Мало того, что широта дружбы определяется социальной ценностью деятельности, которой посвятили себя друзья, её функции меняются в процессе жизни индивидов. Дружба всё время остаётся одним из самых важных факторов поддержания стабильности личности.
Ну и последнее в моём повествовании, но не последнее в жизни понятие любви.
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.
Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству.
Все вышеперечисленное – это аспекты любви. Из этого можно сделать вывод:
Любовь – это многогранное чувство, эмоция, котроя показывает нам внутренний мир человека с разных сторон, объясняет нам некоторые поступки людей. Любовь, какой бы она не была, является положительным чувством, положительным качеством. Это прелесть, красота души человеческой, его внутреннего мира…
Что есть любовь?
Произведенье удачных слов и красоты?
Иль сумма всех эмоций,
что производим мы?
И сколь со мной не спорь ты
и что не говори...
Hа свете нет задачи
сложнее, чем любви!
Любовь подарит крылья.
Опять сломает их.
И в муке откровенья
опять рождает стих.
И сколь со мной не спорь ты
и что не говори...
Нет силы без надежды!
Нет жизни без любви!
Есть азбука удачи.
Есть логика побед.
Нет словаря Амура.
В любви
законов
нет.
Но сколь со мной не спорь ты
и что не говори...
прекрасней нет задачи,
задачи о любви!
Любовь срывает звезды
и
двигает
горой.
Она имеет силу
над бурей и волной.
Но сколько там не спорь ты
и что не говори...
Нет ничего на свете
беспомощней любви!
Любовь то жжет, то греет.
То холодом обдаст.
Бывает так, что даже
кого-то и предаст.
Но сколь со мной не спорь ты
и что не говори...
Все лучшее на свете
рождалось из любви