Федеральное агентство по образованию
Сарапульский Политехнический Институт(Ф)
Государственного образовательногоучреждения
Высшего профессионального образования
«Ижевский Государственный ТехническийУниверситет»
Кафедра экономики и гуманитарных наук
Курсовая работа
По дисциплине «Основы маркетинга»
Тема: Исследование рынка сухарей ОАО«Сарапульский хлебокомбинат» в городе Сарапул
Выполнил: студентка группы
421-1 ЗДУВ
Меркулец Ю.А.
Проверила: Семенова В. А.
Сарапул, 2011г.
Содержание
Введение
1. Основныехарактеристики товара
1.1 Описание товара
1.2 Анализ распространенности товара на рынке
1.3 Анализ конкурентной среды предприятия ОАО «СарапульскийХлебокомбинат»
2. Исследование отношения покупателей к товару
2.1 Разработка анкеты
3. Результаты обработки данных
3.1 Сегментирование рынка
Заключение
Список литературы
Введение
ОАО «Сарапульскийхлебокомбинат» существует на рынке пищевой промышленности уже более 35 лет и,не теряя позиций, покоряет все новые и новые высоты. Ежедневно мы производимболее 20 тонн хлебобулочных и кондитерских изделий, обеспечивая продукциейреспублики Удмуртия, Башкортостан, Татарстан, Пермский край и Свердловскую область.
Возглавляет ОАО«Сарапульский хлебокомбинат» — Малюк Алексей Михайлович. По данным архивныхдокументов, ОАО «Сарапульский хлебокомбинат» был организован на базе частныхпредприятий в 1935 году под наименованием «Хлебообъединение».
До 1972 года Сарапульскийхлебокомбинат располагался в помещении бывшей Покровской церкви по ул. Труда ипо ул. Советской, там находилось булочное и кондитерское производство.
В настоящее времяпроизводство размещается в основном корпусе, который был сдан в эксплуатацию30.12.1971 г. по ул. Железнодорожная, д. 20. Первая булка хлеба выпущена изпечи 13.06.1972г.; кондитерский цех начал свою работу в 1973г.
Предприятие одно ихпервых создало собственную торговую сеть. Хорошая организаторская работа,наряду с реконструкцией предприятия и модернизацией производства, давала своиплоды. Надвинувшиеся перемены конца 80 и 90-х годов заставили на ходу полностьюперестраивать работу на хлебокомбинате. В октябре 1993г. был зарегистрированУстав АООТ «Сарапульский хлебокомбинат». В соответствии с законом «ОбАкционерных обществах» предприятию было присвоено новое название ОАО«Сарапульский хлебокомбинат».
ОАО «Сарапульскийхлебокомбинат» — это единственное хлебопекарное предприятие Удмуртии,получившее сертификат менеджмента качества на базе ISO 9001:2000. СертификатISO обеспечивает высокий уровень культуры производства и безупречное качествопродукции. Он гарантирует выполнение требований потребителей в полном объёме ив установленные сроки. Система менеджмента качества позволяет отслеживать весьпроизводственный процесс на всех этапах производства: от закупки сырья довыпуска готовой продукции.
Качеству продукции ОАО«Сарапульский хлебокомбинат» доверяют как частные предприниматели, так июридические лица и муниципальные учреждения.
На предприятии ОАО«Сарапульский хлебокомбинат» производится широкий ассортимент сухарей. Сухариизготавливаются различных наименований. Но меня заинтересовал тот факт, чтомногие из моих знакомых, и наша семья не исключение, очень редко покупают этотзамечательный продукт. Осознав это, я решила разобраться существует ли на самомделе проблема низкого спроса на сухари ОАО «Сарапульский хлебокомбинат» (вдальнейшем он же именуемый как Сарапульский хлебокомбинат, СХК – сокращенно) иопределить факторы, влияющие на их спрос.
Объект данногоисследования:потребители сухарей ОАО «Сарапульский хлебокомбинат».
Предмет данногоисследования: факторы,влияющие на потребительский спрос сухарей ОАО «Сарапульский хлебокомбинат».
Проблема: низкий спрос на сухари ОАО«Сарапульский хлебокомбинат».
Цель: определение факторов влияющих напотребительский спрос сухарей Сарапульского хлебокомбината.
Задачи:
1. Выявитьхарактеристики товара (сухарей Сарапульского хлебокомбината), влияющие наспрос.
2. Определитьмотивацию спроса на сухари Сарапульского хлебокомбината на рынке г. Сарапула.
Гипотеза:
1. Увеличениеассортимента, изменение фасовки и упаковки (красочность), улучшение качестваприведут к увеличению количества покупаемых упаковок сухарей СХК.
2. Реклама продукта,наличие сухарей в каждом продуктовом магазине, увеличение числа фирменныхмагазинов СХК привлекут новых покупателей и увеличат конкурентоспособностьданного товара.
1.Основныехарактеристики товара
1.1 Описание товара
Сухари являютсянатуральным продуктом без консервантов и искусственных добавок. Их употреблениерекомендовано людям с заболеванием желудочно-кишечного тракта. Они менеекалорийны, чем печенье или конфеты и содержат небольшое количество жиров. Темне менее, они вкусны, их очень приятно употреблять с чаем, либо с молоком.
Ассортимент сухарей,выпускаемых ОАО «Сарапульский хлебокомбинат»:
Наименование: сухари «Ванильные». Состав:мука пшеничная хлебопекарная высшего сорта, вода питьевая, сахар-песок,маргарин, дрожжи прессованные хлебопекарные, яичный порошок, соль повареннаяпищевая, ароматизатор идентичный натуральному «Ванилин». (В 100 г продукта) белки (г): 8,6; жиры (г): 11,4; углеводы (г); 66,7; калорийность(г): 406.
Наименование: сухари «Осенние». Состав:мука пшеничная хлебопекарная высшего сорта, вода питьевая, сахар-песок,маргарин, дрожжи прессованные хлебопекарные, яичный порошок, соль повареннаяпищевая. (В 100 г продукта) белки (г): 7,8; жиры (г): 9,9; углеводы(г); 67,5; калорийность (г): 391.
Наименование: сухари «С изюмом». Состав:мука пшеничная хлебопекарная высшего сорта, вода питьевая, сахар-песок,виноград сушеный, маргарин, дрожжи прессованные хлебопекарные, яичный порошок,соль поваренная пищевая. (В 100 г продукта) белки (г): 7,2; жиры (г):8,8; углеводы (г); 69,5; калорийность (г): 385.
Наименование: сухари «С маком». Состав:мука пшеничная хлебопекарная высшего сорта, вода питьевая, сахар-песок,маргарин, мак масличный, дрожжи прессованные хлебопекарные, яичный порошок,соль поваренная пищевая. (В 100 г продукта) белки (г): 9,4; жиры (г):12,9; углеводы (г); 62,0; калорийность(г): 403.
Наименование: сухари «Школьные». Состав:мука пшеничная хлебопекарная первого сорта, вода питьевая, сахар-песок, дрожжипрессованные хлебопекарные, яичный порошок, соль поваренная пищевая. (В 100 г продукта) белки (г): 8,6; жиры (г): 11,4; углеводы (г); 66,7; калорийность(г): 406.
1.2 Анализ распространенноститовара на рынке
сухарьхлебокомбинат потребительский спрос
Одним из главных фактороввнешней среды являются клиенты. Ключевыми клиентами предприятия ОАО«Сарапульский Хлебокомбинат» являются следующие:
ЗАО «Юлена» работает подбрендом «Столичный». Ежемесячно ЗАО «Юлена» потребляет продукции ОАО «Сарапульский хлебокомбинат » на сумму – 200 тыс. руб., 2 тонны продукции.
ТГ «Ижтрейдинг»насчитывает 30 магазинов, из которых 23 находятся в городе Ижевске, 2 из них —в торговых центрах «Олимп» и «ЭльГрин», а также сети принадлежит торговый центр«Три банана». Ежемесячно потребляют продукции ОАО « Сарапульский хлебокомбинат» на сумму 1441тыс. руб., 28,5 тонн — это один из самых крупных клиентов.
Открытие в г. Сарапулечетырех магазинов в 2009 году повлияло на выпуск хлебобулочных изделий,производство хлеба мини-пекарней ТГ «Ижтрейдинг» снизило потребление хлеба ОАО« Сарапульский хлебокомбинат ».
ЗАО ТПФ «БМК и К». ВСарапуле более 15 магазинов розничной сети, ежемесячно потребляют продукции ОАО« Сарапульский хлебокомбинат » на сумму 2258 тыс. руб., 86 тонн продукции — самый крупный клиент. В 2009 году был открыт магазин самообслуживания, чтопозволило повысить уровень обслуживания клиентов.
ООО «Айкай». 74 магазина,которые входят в три розничные сети — «Айкай (56 магазинов), «ГрошЭль» (9магазинов) и «Лукоморье» (5 магазинов). Магазины «Айкай» работают в среднемценовом сегменте. Ассортимент товаров во всех магазинах «Лукоморье» доходит до20 тыс. наименований продуктов. Ежемесячно «Айкай» потребляет продукции ОАО «Сарапульский хлебокомбинат » на сумму 263 тыс. руб., 5702кг продукции.
ООО «Салют – торг» (ДЦ«Батыр») — ежемесячно потребляют продукции на сумму 1379,6 тыс. руб., 28,7 тонн- это оптовый торговец, сбывающий продукцию через крупную сеть универсамов«Пятерочка» в г. Уфа. Плохое финансовое положение предприятия не позволилосвоевременно оплачивать долги перед поставщиком, в результате чего ОАО «Сарапульский хлебокомбинат » прекратил работу, что привело к снижению объемов продаж.
Всего у ОАО « Сарапульскийхлебокомбинат » более 2000 клиентов.
Сейчас проведем анализраспространенности сухарей 4 видов на рынке г. Сарапула в микрорайоне«Элеконд».
Для большейосведомленности в вопросе о наличии сухарей ОАО «Сарапульский хлебокомбинат» вмагазинах города был проведен опрос, в виде интервьюирования. Мной былизаготовлены следующие стандартные вопросы:
· Имеются ли у Вас впродаже сухари Сарапульского хлебокомбината?
· Если да, то с какой периодичностью онипоступают в магазин?
· Пользуются ли ониспросом?
· Если нет, то бывают ли они в продажекогда-либо?
В жилом микрорайоне«Элеконд» г. Сарапула расположено большое количество продуктовых магазиновразличных наименований и с различным ассортиментом продукции. Этот район можноназвать вторым центром города, магазины которого посещает огромное количествопокупателей желающих приобрести продукты, особенно в вечернее время. Именнопоэтому я решила, что опрос уместно проводить в магазинах этого района иориентироваться по полученным данным, т.к. спрос на сухари СХК здесь наиболеевысок по сравнению с другими районами.
Интервью было проведено спродавцами 5 магазинов: крупного магазина фирмы БМК и К, магазина при дворе,магазина «Сарапул молоко», магазина «Два пингвина», небольшого магазинчикафирмы БМК и К. Опрос проводился в будний день с 16:30 до 17:10 (с началапервого интервью до конца пятого интервью). В результате получены данные,занесенные в таблицу (см. таблица 1).
Таблица 1 Имеются ли у Вас в продаже сухари Сарапульского хлебокомбината?
Если да, то с какой периодичностью они поступают в магазин? Пользуются ли они спросом?
Если нет, то бывают ли они в продаже когда-либо? Крупный магазин БМК и К Да, имеются 1 раз в неделю Их хорошо покупают Магазин при дворе Нет Никогда не бывает Магазин «Сарапул молоко» Есть в продаже 2-3 раза в неделю Спрос нормальный Магазин «2 пингвина» Сейчас нет в наличии Примерно 1-2 раза в неделю Сухари расходятся Да, бывают Небольшой м-н БМК и К Да 1 раз в неделю Плохой спрос
Для большейосведомленности в вопросе о наличии сухарей ОАО «Сарапульский хлебокомбинат» вмагазинах города был проведен опрос, в виде интервьюирования. Мной былизаготовлены следующие стандартные вопросы:
· Имеются ли у Вас впродаже сухари Сарапульского хлебокомбината?
· Если да, то с какой периодичностью онипоступают в магазин?
· Пользуются ли ониспросом?
· Если нет, то бывают ли они в продажекогда-либо?
В жилом микрорайоне «Элеконд»г. Сарапула расположено большое количество продуктовых магазинов различныхнаименований и с различным ассортиментом продукции. Магазины данного районапосещает огромное количество покупателей желающих приобрести продукты, особеннов вечернее время. Интервью было проведено с продавцами 5 магазинов: крупногомагазина фирмы БМК и К, магазина при дворе, магазина «Сарапул молоко», магазина«Два пингвина», небольшого магазинчика фирмы БМК и К. Опрос проводился в буднийдень с 16:30 до 17:10 (с начала первого интервью до конца пятого интервью). Врезультате получены данные, занесенные в таблицу (см. таблица 1).
Таблица 1 Имеются ли у Вас в продаже сухари Сарапульского хлебокомбината?
Если да, то с какой периодичностью они поступают в магазин? Пользуются ли они спросом?
Если нет, то бывают ли они в продаже когда-либо? Крупный магазин БМК и К Да, имеются 1 раз в неделю Их хорошо покупают Магазин при дворе Нет Никогда не бывает Магазин «Сарапул молоко» Есть в продаже 2-3 раза в неделю Спрос нормальный Магазин «2 пингвина» Сейчас нет в наличии Примерно 1-2 раза в неделю Сухари расходятся Да, бывают Небольшой м-н БМК и К Да 1 раз в неделю Плохой спрос
Во время проведенияопроса, ассортимент сухарей СХК в магазинах был не велик. В большом магазинеБМК и К имелись в продаже 3 вида сухарей, в магазине «Сарапул молоко» — одинвид, в магазинчике БМК и К – один вид (в ходе интервью продавец данногомагазина сообщила, что в неделю к ним привозят всего лишь 4 пачки сухарей, 2 изних с изюмом, две другие «Осенние»). В магазин «Два пингвина» завозят 1 или 2упаковки сухарей СХК в неделю (в одной упаковке 10 пачек).
Из всего выше сказанногоможно сделать вывод, что потребитель в рассматриваемый будний день, во времяпосле окончания рабочего дня не смог бы приобрести сухари СХК в 2-х магазинахиз 5-и (в магазине при дворе и в магазине «2 пингвина»), причем придя в другиедва магазина из тех же пяти он просто мог бы не найти желаемого вида сухарей,так как в ассортименте каждого из них имелось только по одному виду.
Во время проведенияопроса, ассортимент сухарей СХК в магазинах был не велик. В большом магазинеБМК и К имелись в продаже 3 вида сухарей, в магазине «Сарапул молоко» — одинвид, в магазинчике БМК и К – один вид (в ходе интервью продавец данногомагазина сообщила, что в неделю к ним привозят всего лишь 4 пачки сухарей, 2 изних с изюмом, две другие «Осенние»). В магазин «Два пингвина» завозят 1 или 2упаковки сухарей СХК в неделю (в одной упаковке 10 пачек).
Из всего выше сказанногоможно сделать вывод, что потребитель в рассматриваемый будний день, во времяпосле окончания рабочего дня не смог бы приобрести сухари СХК в 2-х магазинахиз 5-и (в магазине при дворе и в магазине «2 пингвина»), причем придя в другиедва магазина из тех же пяти он просто мог бы не найти желаемого вида сухарей,так как в ассортименте каждого из них имелось только по одному виду. Так жеважно отметить, что изготовителей сухарей других Хлебозаводов УдмуртскойРеспублики в магазинах исследуемого микрорайона нет.
1.3 Анализ конкурентной средыпредприятия ОАО «Сарапульский Хлебокомбинат»
ОАО « Сарапульский хлебокомбинат» является одним из крупнейших производителей в Удмуртии хлебобулочных икондитерских изделий, и предлагает в этой области широкую номенклатурупродукции.
Предприятие обеспечиваеткачественной продукцией население не только г. Сарапула и других населенныхпунктов Удмуртии, но и прилегающих регионов, по конкурентоспособным ценам.Потребителями нашей продукции являются люди разные по возрастному,экономическому, социальному положению. Удовлетворение потребности покупателей вхлебобулочных и кондитерских изделиях, доступных каждому по цене и при этомнеизменно высокого качества.
ОАО « Сарапульский хлебокомбинат» обеспечивает продукцией население республик: Удмуртии, Татарстана,Башкортостана, а также Пермского края.
В 2009 году предприятиерасширило рынки сбыта, заключив договора с торговыми сетями «Пятерочка» г.Пермь, «Матрица», г. Уфа, а также в рамках республики. Впервые былиосуществлены поставки в населенные пункты: п. Ува, п. Селты, п. Сюмси, п. Игра.
Предприятие в 2009 годуполучило золотую медаль и диплом «Бренд Удмуртии — 2009», что говорит обизвестности продукта среди покупателей республики. Активная рекламная кампанияпривела к узнаваемости и формированию положительного имиджа продукта в глазахпокупателей.
На положение общества вотрасли влияет развитие конкурентной среды. Основными конкурентами являютсяхлебопекарные предприятия, расположенные на территории Удмуртии. К ним можноотнести: ОАО «Воткинский хлебокомбинат », Ижевские хлебозаводы № 1,2,3,5,Глазовский, Можгинский пищекомбинат, рассмотрим подробно основных конкурентов.
ОАО «Воткинский хлебокомбинат» обеспечивает продукцией население Удмуртии, Башкортостана, Татарстана,Пермского края. Ассортимент насчитывает 150 позиций, из них 94 – кондитерских и31 – хлебобулочных изделий. В 2006г. освоен выпуск хлебов по итальянской инемецкой рецептурам и технологиям. Итальянская линия представлена хлебамиФоккаччо, Тоскано, Боккато. В специальных формах выпекаются пшеничные иржано-пшеничные немецкие хлеба «Пикантный» с тмином, «Луковый», «Тыквенный» ит.д. Хлебокомбинат развивает собственную розничную сеть, состоящую насегодняшний день из 5 супермаркетов: «Лимон», «Русь», «Советский», мини-маркет«Хлебофф» и супермаркет «Александрийский».
ОАО «Глазовский хлебокомбинат» — крупнейший хлебопроизводитель в северной части Удмуртии. Он обеспечиваетхлебом Ярский, Юкамеский, Красногорский, Глазовский, Балезинский район. Входитв состав «Удмуртской хлебной компании», — на предприятии проведена модернизацияпроизводства, в сочетании с полным лабораторным контролем это обеспечило высокоекачество продукции. В 2007г. были введены в строй новые печи, приобретенонесколько единиц специализированного автотранспорта. Предприятие выпускаетболее 40 наименований различной продукции.
ОАО «Глазовскийпищекомбинат». Торговая марка «Чудный гостинец» — это различные виды зефира,пастилы, мармелада и печенья – от простого до сэндвичей, глазированныхшоколадом. Сладости под брэндом «Чудный гостинец» хорошо знакомы покупателямМосквы, Санкт — Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Челябинска и др. городов России.Кондитерские изделия можно приобрести в лучших торговых сетях страны, Metro,розничная сеть «Пятерочка», Dixi, «Седьмой континент». В Ижевске и республикепродукцию под торговой маркой «Чудный гостинец» можно найти на прилавкахмагазинов «Айкай» и «Ижтрейдинг».
Ижевский хлебозавод №1.Выпускает кукурузные палочки, батончики хрустящие с различными начинками,хлебцы, пирожки, различные слоеные изделия, в том числе круассаны, замороженныеполуфабрикаты, отруби диетические экструдированные. Хлеб «фитнес»,многозерновые хлеба «пражский», «изобилие», итальянский хлеб «чиабатта», хлебиз цельного зерна пшеницы «здоровье», новинка – хлеб «совитал». Последняяновинка – сухарики хлебные экструдированные «Хруст Бол».
Ижевский хлебозавод №3.Ассортимент более 100 наименований: хлебобулочные изделия, рожки, торты, кексы,рулеты, пирожные и печенье. В процессе строительства – цех по выпуску замороженныххлебных полуфабрикатов, который будет оснащен оборудованием производстваГермании и Швейцарии. На стадии почти законченной выпечки хлеб будетподвергаться глубокой заморозке, что увеличит срок его хранения и возможностипо дальней транспортировке.
Ижевский хлебозавод №5 –самый крупный производитель кондитерских и бараночных изделий в Удмуртии.Выпускает 160 наименований кондитерских изделий. Основные виды: торты ипирожные; вафли и вафельные торты (в т. ч. глазированные шоколадом); сушки ибаранки; хлеб и хлебобулочные изделия.
Можгинский пищекомбинат.Разнообразие натуральных добавок, содержащих витамины и минералы, отсутствиеконсервантов, а также тщательный лабораторный контроль на всех этапахпроизводственного процесса – позволяет выпускать традиционно качественнуюпродукцию и гибко реагировать на потребительский спрос. Широкий ассортиментпряников, овсяного печенья, сдобного печенья, восточные сладости типа мягкихконфет – лукум, мармелад желейный, а также драже и щербет.
ООО «ДИАНА К» — известныйв республике Марий Эл производитель кондитерской продукции. Цель –разрабатывать и создавать кондитерскую продукцию с использованием лучшихтрадиций российских кондитеров и современных технологий в области пищевойпромышленности. Наименование продукции 80 видов тортов, пирожное – 20 видов.Реализует продукцию в магазинах сети ЗАО «ТПФ «БМК и К» в г. Сарапул.
ЗАО «Челны – хлеб»выпускает более 400 видов различных изделий. В среднем в месяц производится3000 тонн хлебобулочных изделий, 350 тонн кондитерских изделий, 15 тоннкукурузных палочек, 150 тонн тортов. Хлебобулочные изделия выпекаются в печи«MIWI». Установлена вафельная линия RAPIDO, производительностью 1,1т. вафель всутки, оборудование «Comas», которое позволяет минимизировать ручной труд иувеличить срок хранения тортов до 10 суток. В компании работают около 3000человек.
Данные предприятияявляются конкурентами предприятия ОАО «Сарапульский Хлебокомбинат».
2.Исследованиеотношения покупателей к товару
2.1 Разработка анкеты
При составлении вопросованкеты, я ориентировалась на задачи моего исследования. Данная анкета былапредназначена для группы людей, являющихся потребителями сухарей ОАО«Сарапульский хлебокомбинат», поэтому первый вопрос анкеты – это вопрос фильтр:«Покупаете ли Вы сухари Сарапульского хлебокомбината?». Второй вопрос позволяетузнать вкусовые предпочтения потребителей сухарей, и является вопросом меню:«Какие сухари Вы обычно приобретаете:
«Школьные»
«Осенние»
С изюмом
«Ванильные»
С маком ».
Четвертый вопросзакрытый, респондентам предлагается выбрать, в каких из представленныхмагазинов они приобретают сухари СХК.
Третий, одиннадцатый,двенадцатый вопросы составлены в соответствии с 1 задачей, выявитьхарактеристики товара (сухарей Сарапульского хлебокомбината), влияющие наспрос. Шестой, восьмой, четырнадцатый, пятнадцатый в соответствии со 2 задачей,какие факторы мотивируют спрос на сухари СХК на рынке г. Сарапула.
Из 3 вопроса мы можемузнать, какие из новых разновидностей могли бы пользоваться спросом. В 4вопросе респондент должен ответить, какие недостатки на его взгляд присущисухарям СХК, если таковые имеются. 6 вопрос дает понять, случалось ли, чтосухарей СХК не оказывалось в магазине, 7 вопрос позволяет узнать реакцию на этопокупателей. Расстроит ли их факт отсутствия сухарей, будут ли они продолжатьпоиск, либо купят любой другой товар или уйдут без покупки.
8 вопрос – шкальный.Нацелен на получение информации о необходимости фирменных магазинов ОАО«Сарапульский хлебокомбинат» рядом с комплексами жилых домов. Будут ли онипользоваться спросом у потребителей сухарей СХК. Из 9 вопроса мы узнаем,устраивает ли респондентов цена сухарей. 11 вопрос определяет, какой размерфасовки более удобен покупателям. 12 вопрос звучит так: «Довольны ли Выоформлением товара?», этот вопрос необходим для того, чтобы узнать какую рольиграет оформление товара при покупке сухарей. Этот вопрос шкальный. Еслиреспондентов не очень устраивает упаковка либо совсем не устраивает, то 13вопрос позволит определить, что нужно изменить в ее оформлении. Также 13 вопросявляется контрольным: если респондентов устраивает упаковка или она им безразлична,а они отмечают варианты изменения упаковки, то такие анкеты отбраковываются.
Из 14 вопроса можноузнать, что повлияло на решение респондентов приобретать сухари СХК. Была лиэто реклама в каких-либо источниках, совет продавца, совет знакомых или друзейлибо они просто увидели данный товар в магазине и решили попробовать. Из 15вопроса мы узнаем, чем в первую очередь при выборе сухарей руководствуютсяреспонденты. В 16 вопросе респонденты должны отметить, как часто они покупаютсухари СХК. 20 вопрос – открытый, респондентам предоставляется возможностьответить без каких-либо ограничений на вопрос: «Какие факторы могли быувеличить количество покупаемых Вами упаковок сухарей Сарапульскогохлебокомбината?».
Демографические вопросы:
10. В каком интервале Вы быопределили среднемесячный доход Вашей семьи (в руб.):
До 2000
От 2000 до 5000
От 5000 до 10 000
От 10000 до 15000
Выше 15000
17. Ваш пол:
мужской
женский
18. Ваш возраст:
до 20 лет
от 21 до 35 лет
от 36 до 45 лет
от 46 до 60 лет
старше 60 лет
19. Род занятий:
учащийся
студент
служащий
рабочий
пенсионер.
Опрос, в видеанкетирования проводился на протяжении недели, каждый день, в интервале временис 16:00 до 18:00 часов. Предварительно было выбрано наиболее подходящее местопроведения опроса. Это оказалось место около продуктового магазина фирмы БМК иК, здесь респондент мог удобно присесть и спокойно заполнить предложенную емуанкету. С помощью случайной выборки был опрошен каждый пятый человек,выходивший из магазина. Представившись, я задавала вопрос, приобретает ли этотчеловек сухари Сарапульского хлебокомбината, если он отвечал «Да», то просилазаполнить анкету. Многие из опрашиваемых, не приобретают сухари СХК, либосовсем не слышали об их существовании. Каждый день мной было опрошенопрактически одинаковое количество человек, примерно 4-6 человек.
3. Результатыобработки данных
После обработки данныхмной были получены следующие результаты:
На первый вопрос25 респондентов, т.е. 100% ответили положительно, так как анкета предназначенатолько для потребителей сухарей СХК.
Во втором вопросебольшинство опрошенных (13 человек, 52%) покупают сухари с изюмом, на второмместе сухари «Ванильные» — 11 человек, 44%, на третьем месте сухари «Осенние» — 4 человека, 16%, на четвертом месте сухари с маком – 2 человека, 8%, на пятом –сухари «Школьные» — 1 человек, 4%.
В третьем вопросепервое место занял вариант сухари с шоколадной глазурью с одной стороны, оннабрал 11 голосов, что составляет 44%. Можно сделать вывод, что если бы такиесухари были в продаже, то они пользовались бы спросом. На втором месте вариантсухари с орехами, его выбрали 7 человек, 28% опрошенных. Вариант сухари скунжутом был выбран 6 респондентами (24%) и занял третье место в рейтинге. Начетвертом месте сухари маленькие по размеру и в мелкой фасовке – 4 человека(16%). На последнем пятом месте вариант ответа, предложенный 1 опрошенным (4%)- сухари с солью.
Четвертый вопрос показал следующее: 8 человексчитают, что сухари не имеют недостатков, это большинство опрошенных исоставляет 32%, на втором месте вариант ответа – слишком сухие, жесткие сухаривыбрали 6 человек (24%). Третье место разделили два варианта: недостаточноеразнообразие, фасовка, каждый по 5 человек (20 %), на четвертом месте упаковка– 2 человека, 8%. На пятом месте свой вариант одного из респондентов – малорекламы, никто не знает о сухарях за пределами города (4%). См. рис.1.
/>Рис1. Гистограмма 1:недостатки характерные для сухарей СХК.
Таким образом,большинство респондентов находят в сухарях те или иные недостатки. Значит можноувеличить спрос за счет увеличения ассортимента, изменения фасовки, улучшениякачества сухарей.
В пятом вопросереспонденты ответили на вопрос, в каком магазине они приобретают сухари СХК:
1. В магазине около домапри дворе — 11 человек (44%);
2. В сети магазинов БМК иК – 9 человек (36%);
3. В первом попавшемся –4 человека (16%);
4. В фирменном магазинеСХК – 3 (12%);
5. В супермаркете – 1человек(4%).
На 6 вопрос: «Случалосьли такое, что сухарей СКХ не оказывалось в магазине?» большинство опрошенныхответили «да» — 17 человек (68%), «нет» — 8 человек (32%). См. рис.2
/>
Рис.2. Круговаядиаграмма: бывало ли, что сухарей не оказывалось в магазине.
В 7 вопросеварианты ответов распределились так:
1. Приобрету другойтовар, т.к. мне все равно – 8 опрошенных, 32%;
2. Пойду в др. магазин –4 человека, 16%;
3. Очень расстроюсь, ноприобрету др. товар– 2 человека, 8%;
3. Уйду домой,отказавшись от покупки – 2 человека, 8%;
4. Никаких эмоций — 1человек, 4%.
В восьмом вопросе10 человек из 25 опрошенных (40%), ответили, что скорее стали бы покупать чащесухари СХК, если бы фирменный магазин находился рядом с их домом – это первоеместо. На втором месте 5 человек (20%), ответившие «скорее нет, чем да». Третьеместо разделили варианты ответов «да» и «не задумывался (ась) над этим», по 4человека (16%). На четвертом месте вариант «нет» — 2 человека (8%). См. рис.3.
/>
Рис.3. Разрезаннаякруговая диаграмма: «Стали бы Вы чаще покупать сухари, если бы фирменныймагазин СХК находился рядом с Вашим домом?»
В девятом вопросе22 человека (88%) устраивает цена сухарей СХК, 3 человека (12%) не устраивает.
В 11 вопросе, 12респондентов более устраивает фасовка 500г.(48%). На втором месте ответ 300г. –6 человек (24%), на третьем месте 5 человек (20%) – 400г. На четвертом вариантответа 700г. – 1 человек (4%) и «без разницы» — 1 человек (4%).См. рис.4.
/>
Рис.4. Линейчатаядиаграмма: Более удобный размер фасовки.
На 12 вопрос:«Довольны ли Вы оформлением товара?», голоса распределились следующим образом:1. «скорее да, чем нет» и «скорее нет, чем да» по 8 человек (32%); 2. «да» и«мне безразлично» по 4 человека (16%); 3. «нет» — 1 человек (4%). См. рис.5.
/>
Рис.5. Круговаядиаграмма: «Довольны ли Вы оформлением товара?».
В 13 вопросе: «Чтобы Вам хотелось изменить в оформлении упаковки?». 1. Оставить все как есть – 14респондентов (56%); 2. Поместить больше информации о сухарях – 7 (28%);3.Сделать более красочной – 6 (24%).
На 14 вопросполучены следующие результаты: 1. Увидел (а) в магазине и решил (а) попробовать– 22 человек (88%); 2.Совет знакомых, друзей- 3 человек (12%); 3.Совет продавцаи услышал (а) из других источников не ответил ни один из опрошенных. См. рис.6.
/>
Рис.6. Кольцеваядиаграмма: «Что повлияло на Ваше решение приобретать сухари СХК?»
15 вопрос. При выборе сухарей большинствореспондентов руководствуются вкусовыми свойствами – 16 человек (64%), 8 человек(32%) руководствуются качеством товара и лишь один человек (4%) наличиемкрасивой упаковки. См. рис.7.
/>
Рис.7. Линейчатаядиаграмма: «Чем Вы в первую очередь руководствуетесь при выборе сухарей?»
На 16 вопрос: «Какчасто Вы приобретаете сухари СХК?» 20 человек ответили «раз от раза» — этопервый по популярности ответ (80%), на втором месте «очень редко» — 4 человека(16%), на третьем – 1 человек (4%) с ответом «они постоянно у нас на столе».
3.1 Сегментированиерынка
Сегментация проводиласьпо демографическим вопросам:
10 вопрос: В каком интервале Вы бы определилисреднемесячный доход Вашей семьи (в руб.)? В результате получилось, чтобольшинство потребителей сухарей СХК – люди со среднемесячным доходом семьи винтервале от 5000 до 10000 руб.(40%). См. рис.8.
/>
Рис.8. Объемная круговаядиаграмма.
17 вопрос: «Ваш пол». Женщины являютсябольшинством потребителей сухарей СХК (72%). См. рис.9.
/>
Рис.9. Объемная круговаядиаграмма.
18 вопрос: «Ваш возраст». Наибольший процентпотребителей в возрасте от 21 до 35 лет (36%). См. рис.10.
/>
Рис.10. Объемная круговаядиаграмма.
19 вопрос: «Род занятий». Наибольшее количествопотребителей служащие (52%). См. рис.11.
/>
Рис.11. Объемная круговаядиаграмма.
Можно сделать вывод охарактерных группах потребителе сухарей ОАО «Сарапульский хлебокомбинат»:
Наибольшим спросом сухариСХК пользуются у женщин, служащих, в возрасте от 21 до 35 лет, со среднемесячнымдоходом семьи в интервале от 5000 до 10000 руб. Меньшим спросом сухари СХКпользуются у мужчин, рабочих, в возрасте от 36 до 45 лет, со среднемесячнымдоходом семьи в интервале от 2000 до 5000 руб. Далее студенты и учащиеся, ввозрасте до 20 лет, со среднемесячным доходом семьи в интервале от 10000 до15000 руб. и свыше 15000 руб. 4% — женщина, пенсионер, в возрасте старше 60лет, со среднемесячным доходом в интервале от 2000 до 5000 руб.
Сгруппировав вариантыответов, которые выбрало наибольшее, среднее и наименьшее количествореспондентов (по рейтингу), можно получить несколько наиболее характерных групппотребителей. Так как первая группа состоит из занявших в рейтинге первое местовариантов ответов, то производителю необходимо ориентироваться в большейстепени на данные этой группы, с тем, чтобы достичь наивысшейконкурентоспособности.
1. Женщины, служащие, в возрасте от 21до 35 лет, со среднемесячным доходом семьи в интервале от 5000 до 10000 руб.Предпочитающие сухари с изюмом, они стали бы покупать сухари с шоколаднойглазурью с одной стороны. Считают, что сухари не имеют ярко выраженныхнедостатков и приобретают их в магазине около дома. Случалось, что в магазинене оказывалось сухарей СХК, и они приобретали другой товар. Цена сухарей ихустраивает, более удобен размер фасовки 500г. они скорее довольны оформлениемтовара, чем не довольны и считают, что менять его не нужно. Если бы фирменныймагазин СХК находился рядом с домом, они скорее стали бы покупать сухари чаще.Покупают сухари раз от раза, руководствуются при выборе вкусовыми свойствами,влияние на покупку оказало желание попробовать.
2. Мужчины, рабочие, в возрасте от 36 до45 лет, со среднемесячным доходом семьи в интервале от 2000 до 5000 руб.Предпочитают сухари «Ванильные», стали бы приобретать сухари с орехами. Считаютнедостатком сухарей СХК, то, что они слишком сухие и жесткие. Приобретаютсухари в сети магазинов БМК и К, случалось, что необходимых им сухарей неоказывалось в магазине, в этом случае шли в другой магазин. Если бы фирменныймагазин СХК находился рядом с домом, они скорее не стали бы покупать сухаричаще. Ценовой диапазон сухарей их устраивает, более удобен размер фасовки 300г.Скорее не довольны оформлением упаковки, хотят, чтобы на ней было помещенобольше информации о сухарях. При выборе сухарей руководствуются качеством,покупают сухари очень редко. Влияние на покупку оказал совет знакомых, друзей.
3. Студенты, в возрасте до 20 лет, сосреднемесячным доходом семьи в интервале от 10000 до 15000 руб. Предпочитаютсухари «Осенние», стали бы приобретать сухари с кунжутом. Считают недостаткомразнообразие ассортимента. Приобретают сухари в первом попавшемся магазине,случалось, что необходимых им сухарей не оказывалось в магазине, в этом случаеуходили домой, отказавшись от покупки. Если бы фирменный магазин СХК находилсярядом с домом, они точно стали бы покупать сухари чаще. Ценовой диапазонсухарей их устраивает, более удобен размер фасовки 400г. Довольны оформлениемупаковки, за то, чтобы она осталась такой, какая есть.
4. Учащиеся, в возрасте до 20 лет, сосреднемесячным доходом семьи в интервале выше 15000 руб. Предпочитают сухари смаком, стали бы приобретать сухари маленькие по размеру в мелкой фасовке.Считают недостатком сухарей СХК фасовку. Приобретают сухари в фирменноммагазине СХК, не случалось, что необходимых им сухарей не оказывалось вмагазине. Не задумывались над тем, как бы они себя повели, если бы фирменныймагазин СХК находился рядом с домом. Ценовой диапазон сухарей их устраивает,более удобен размер фасовки 700г. Безразлично оформление упаковки.
5. Характеристики группы потребителей,образовавшейся из ответов наименьшего рейтинга: пенсионер, в возрасте старше 60лет, со среднемесячным доходом в интервале от 2000 до 5000 руб. Предпочитаютсухари «Школьные», стали бы приобретать сухари с солью. Считают недостаткомсухарей СХК, то, что мало рекламы, упаковка. Приобретают сухари в супермаркете,не случалось, что необходимых им сухарей не оказывалось в магазине. Если быфирменный магазин СХК находился рядом с домом, они не стали бы покупать сухаричаще. Ценовой диапазон сухарей их не устраивает, размер фасовки безразличен. Недовольны оформлением упаковки, хотят, чтобы была более красочной.
Заключение
По результатаманкетирования и сопоставления полученных данных можно сделать выводы погипотезе и дать рекомендации по увеличению спроса на сухари Сарапульскогохлебокомбината.
Большинство из опрошенныхлюдей (64%) руководствуются при выборе сухарей их вкусовыми свойствами, 20%опрошенных считают недостатком небольшое разнообразие ассортимента сухарей СХК.Следовательно, нужно либо увеличить выпуск видов сухарей, пользующихсянаибольшим спросом, а это сухари с изюмом (52%) и сухари «Ванильные» (44%), либоувеличить ассортимент продукции за счет новых видов, которые могли быпользоваться спросом, а именно сухари с шоколадной глазурью с одной стороны(44%), сухари с орехами (28%), сухари с кунжутом (24%).
На втором месте 32%опрошенных руководствуются качеством товара, а 24% респондентов считаютнедостатком сухарей СХК их сухость и жесткость, это 2 по популярности вариантответа. Исходя из этого, можно предположить, что, устранив такого роданедостаток спрос на сухари увеличится не только за счет устоявшихсяпотребителей, но и за счет привлечения новых потребителей, которых также неустраивает этот аспект. Поэтому, опираясь на предпочтения четверти опрошенныхнеобходимо сделать сухари менее сухими и жесткими, при этом оставить иххрустящими. Конечно же, здесь не обойтись без рекламы продукта в СМИ. Как без этогоновые потребители узнают об улучшении качества сухарей СХК и об увеличении ихассортимента?
Вопрос 14 показал, что напокупку сухарей всех опрошенных в большей степени никто не повлиял, они увиделиданный продукт в магазине и решили попробовать, в меньшей степени совет друзей,знакомых. Таким образом, видно, что ни рекламы в СМИ, ни рекламы самихпродавцов совершенно не достаточно. Те же результаты показывает проведенныйанализ по 20 вопросу, где большинство опрошенных (40%) считают, что нужно увеличитьрекламу сухарей.
В вопросе оформленияупаковки оказалось, что устоявшиеся потребители практически не обращаютвнимания на упаковку товара, она их либо устраивает в меньшей или большейстепени либо им она безразлична. И только 1 человек (4%) утвердительно ответил,что его не устраивает оформление упаковки сухарей. Также большинствореспондентов (56%) хотят, чтобы оформление упаковки оставалось прежним.Следовательно, красочная упаковка может повлиять на решение приобрести сухаритолько первый раз, на новых потребителей, еще не знакомых с данной продукцией.Но даже этого не потребуется, если должным образом будет проводиться рекламасухарей СХК.
Сарапульскимхлебокомбинатом выпускаются сухари в фасовке 400г., но 76% опрошенных болееудобна фасовка немного другого веса: 500г. – 48%, 300г. — 24%, 700г. – 4%. Атакже, размер фасовки сухарей СХК 20% респондентов назвали недостатком. 12%опрошенных считают, что изменение фасовки позволило бы им покупать большесухарей (20 вопрос). Таким образом, для того, чтобы товар был болеевостребованным, необходимо разнообразить размер фасовки, сделать ее не только400г., но и 500г., и 300г.
Результаты исследованияпоказали, что не мало важным фактором, увеличения количества, покупаемыхсухарей потребителями является постоянное наличие данного товара в продуктовыхмагазинах. У большинства респондентов (68% из 100%) бывали случаи, когданеобходимых им сухарей СХК не оказывалось в магазине. При этом 32% приобретаютлюбой другой продукт к чаю, 16% идут в другой магазин, 8% очень расстраиваютсяэтому факту, но все равно приобретают товар заменитель, 8% уходят без покупки.Правдивость данных, полученных путем анкетирования, подтверждают результатыопроса путем интервьюирования. На момент опроса в 2 из пяти магазинов неоказалось в наличии сухарей СХК, при этом в одном из них сухари СХК никогда небывают в продаже. В двух других магазинах небольшой ассортимент (1 вид) (См.глава 2.2.). Именно поэтому производителям сухарей СХК необходимо позаботится оналичии данной продукции в продуктовых магазинах. Так же из сложившейсяситуации можно выйти другим способом – установить фирменные магазины ОАО«Сарапульский хлебокомбинат» около комплексов жилых домов, т.к. большинствоопрошенных (44%) приобретают сухари в магазине около дома (при дворе), а такжебольшинство 40% скорее стали бы чаще покупать сухари СХК, если бы фирменныймагазин находился рядом с домом, 16% — несомненно стали бы покупать сухари, притех же условиях. И только 28% из 100% не стали и скорее не стали бы покупатьсухари СХК, если бы фирменный магазин находился рядом с домом – этоменьшинство.
Таким образом, перваячасть гипотезы полностью не подтверждается, красочность упаковки не играетбольшой роли в выборе сухарей СХК и поэтому не влияет на спрос. Но увеличениеассортимента, изменение фасовки, улучшение качества могут привести к увеличениюколичества покупаемых упаковок сухарей СХК. Вторую часть гипотезы можно считатьправдивой (на основании большинства голосов), т.е. реклама продукта, наличиесухарей в каждом продуктовом магазине, увеличение числа фирменных магазинов СХКпривлекут новых покупателей и увеличат конкурентоспособность данного товара.
Список литературы
1. Басовский Л.Е.Маркетинг: Курс лекций.- М.: ИНФРА – М, 2003. – 219с.- (Серия «ВысшееОбразование»)
2. Беляевский И.К.Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. – М.:Финансы и статистика, 2004. – 320с.: ил.
3. Васильев Г.А.,Гайдаенко Т.А. Маркетинг: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.-238с.
4. Котлер Ф. Основымаркетинга: Пер. с англ. – М.: «Ростинтер», 1996.- 704с.
5. Лекции по курсуОсновы маркетинга.
6. Мурахтанова Н.М.Маркетинг: Учеб. Пособие / Н. М. Мурахтанова, Е. И. Еремина. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2003. – 208с.
7. Хруцкий В.Е.,Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка:Учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. –560с.: ил.