Реферат по предмету "Маркетинг"


Анализ маркетинговой деятельности предприятия на материалах турагентства ООО Интертур XXI век

--PAGE_BREAK--Таблица № 3 — Сводный аналитический баланс (пассивы), (руб.)


Показатель

2005г

2006г

2007г





Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г



1.Собственный капитал

107767

123774

123774

1425152

1425152

161256



2.Заемный капитал

463152

604945

604945

586934

586934

681271



2.1. Долгосрочные кредиты

-

-

-

-

-

-



2.2. Краткосрочные кредиты

-

-

-

-

-

-



2.3.Кредиторская задолженность

463152

604945

604945

586934

586934

681271



2.4. Прочие пассивы

-

-

-

-

-

-



ИТОГО ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ (баланс)

154077

184268

184268

2012086

2012086

229383


















Содержание Введение
1. Теоретические аспекты анализа маркетинговой деятельности предприятия

1.1 Сущность и принципы маркетинговой деятельности

1.2 Процесс управления маркетинговой деятельности на предприятии

2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Интертур XXI век»

2.1.1 Краткая характеристика предприятия

2.1.2 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия

2.1.3 Анализ прибыли и рентабельности предприятия

2.2.1 Анализ изменения структуры баланса предприятия

2.2.2 Анализ показателей финансовой устойчивости и ликвидности предприятия

3. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Интертур XXI век»

3.1 Анализ спроса и конкурентоспособности предприятия

3.2 Ценовая и маркетинговая политика предприятия

Заключение

Список использованных источников

Введение

Бурное развитие сферы услуг и туризма в г.Орле в последнее десятилетие способствовало формированию системы продвижения сервисных и туристских услуг и, в частности, созданию рекламного рынка. В рыночных условиях предприятия сервиса должны качественно удовлетворять потребности населения в услугах и при этом получать прибыль. Это возможно только при правильной маркетинговой политике, которую реализует предприятие туризма.

В целях увеличения объема продаж, повышения эффективности и прибыльности любое предприятие сферы сервиса и туризма должно заниматься формированием спроса на свою продукцию или услуги и стимулированием сбыта, т.е. продвижением товара. Для этих целей необходимо использовать систему маркетинговых коммуникаций.

На данный момент в России маркетинг только еще начинает развиваться, поэтому опыт маркетинговой деятельности отечественных предприятий весьма ограничен.

Исходя из актуальности данной проблемы нами была выбрана данная тема курсовой работы, на материалах турагентства ООО «Интертур XXI век».

Целью данной курсовой работы является анализ маркетинговой деятельности предприятия. Для рассмотрения этой проблемы нам необходимо решить ряд задач:

1. Изучить основные теоретические аспекты анализа маркетинговой деятельности предприятия

2. Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия, выявляя положительные и отрицательные стороны развития данной турфирмы.

3. Проанализировать маркетинговую деятельность ООО «Интертур XXI век», рассмотрев конкурентоспособность и спрос на услуги данной фирмы.

Данная курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава содержит теоретические аспекты анализа маркетинговой деятельности. Во — второй дается исследование финансово- хозяйственной деятельности турфирмы, а в третьей проводится анализ маркетинговой деятельности исследуемого предприятия.

Информационными источниками для написания данной работы были использованы следующие документы: бухгалтерские балансы, литература по финансово — хозяйственной деятельности предприятия, публикации экономических журналов и газет.

1. Теоретические аспекты анализа маркетинговой деятельности предприятия

1.1 Сущность и принципы маркетинговой деятельности

Маркетинг — это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли.

В качестве функции управления маркетинг имеет не меньшее значение, чем любая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д.

Маркетинг — явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы. Однако в отечественной и зарубежной литературе под «принципами маркетинга» понимаются достаточно различные вещи. Рассмотрев позиции различных авторов, сравнив их, выделим следующие основополагающие принципы:

1.Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии экономических решений;

2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса (причем исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы);

3. Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы;

Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как:

— анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений;

— анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными). Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров;

— планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а так агентских сетей;

— обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта (фосстис) путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов;

— обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.;

— управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений;

Для осуществления вышеперечисленных мероприятий, необходимо учитывать большую роль тех, от кого, в сущности, и зависит эффективность проведения маркетинговой стратегии, а именно субъектов маркетинга, которые включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Важно отметить, что хотя ответственность за выполнение маркетинговых функций может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Процесс управления маркетинговой деятельности на предприятии
Каждая фирма, предприятие или компания заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ей нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Все это и составляет процесс управления маркетингом.

В условиях рынка недостаточно опираться на интуицию, суждения руководителей и специалистов и прошлый опыт, а необходимо получать адекватную информацию до и после принятия решений. На характер принимаемых решений оказывает влияние большое количество факторов. И главное даже не в количестве, а скорее в трудно предсказуемости большинства из них. Поведение конкурентов, например, часто выходит за рамки традиционных схем. Ситуация усложняется тем, что система управления маркетингом функционирует в реальном масштабе времени.

Под маркетинговой информацией понимается информация, получаемая в ходе исследования процесса обмена результатами общественно полезной деятельности и взаимодействия по поводу такого обмена всех субъектов рыночной системы, используемую во всех сферах (уровнях) предпринимательства, включая маркетинговую деятельность.

Одна из основных целей маркетингового исследования — определение рыночных возможностей компании. Необходимо правильно оценить и предсказать размер рынка, потенциал его роста и возможную прибыль. Прогнозы продаж будут использованы финансовым отделом для привлечения оборотных средств или инвестиций, производственным отделом — для определения мощностей и планируемой производительности, отделом поставок — для выполнения закупок в соответствии с потребностями, а отделом кадров — для найма необходимой рабочей силы. Ведь если прогноз оказывается далеким от реальности, компания затратит денежные средства на формирование избыточных запасов и производственных мощностей либо, не сумев удовлетворить потребности рынка, упустит прибыль.

Одно из условий разработки грамотного маркетингового плана — изучение потребительских рынков и поведение потребителей.

Цена, как и продукт, является элементом комплекса маркетинга. Компания, проводящая определенную политику в области ценообразования, активно воздействует как на объем продаж на рынке, так и на величину получаемой прибыли. От того, насколько правильно и продуманно построена ценовая политика, зависят коммерческие результаты, степень эффективности всей производственно-сбытовой деятельности фирмы, предприятия.

Стратегия предприятия в области цен является деятельностью, которая связана с непрерывным процессом корректирования. Стратегию ценообразования необходимо пересматривать:

1. Когда создаются новая продукция.

2. Когда продукция совершенствуется.

3. Когда меняется конкурентная среда на рынке.

4. Когда товар проходит разные стадии жизненного цикла.

5. Когда меняются издержки производства.

Ведение ценовой политики требует отличного знания обстановки на рынке, высокой квалификации лиц, принимающих решение, умения предвидеть возможные изменения ситуации на рынке. Устанавливая цены, следует не только знать их нижний и верхний пределы, за границами которых их применение экономически не оправдано, или вызывает карательные санкции, но и гибко маневрировать ценами в этих пределах так, чтобы в определенный момент времени эти цели были бы оптимальными как для продавца, так и для покупателя.

Средства продвижения товара на рынок, цель которых — стимулирование спроса, являются одним из главнейших составляющих комплекса маркетинга. Основными из них являются: реклама, паблик рилейшнз, организация выставок, ярмарок, предоставление скидок, торговля в кредит и т.д.

Реклама — это сообщение, предназначенное для некоторой заранее определенной группы людей, оплаченное конкретным заказчиком и имеющее целью побудить эту группу к конкретным желательным для заказчика действиям.

Паблик Рилейшнз определяется как «содействие установлению взаимопонимания доброжелательности между личностью, организацией и другим людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена и оценки общественной реакции». В задачу Паблик Рилейшнз — менеджера входит подготовка и проведение пресс — конференций, брифингов, пресс — коктейлей, презентаций, встреч с руководителями компаний, пресс — релизов, фотографий и других материалов для печати, на основании которых затем будут писаться статьи, очерки и репортажи.

Немаловажное значение занимает планирование маркетинга. В различных организациях осуществляется по-разному. Это касается содержания плана, длительности горизонта планирования, последовательности разработки, организации планирования. Так, диапазон содержания плана маркетинга для различных компаний различен: иногда он лишь немного шире плана деятельности отдела сбыта. Отдельные организации вообще могут не иметь плана маркетинга, как цельного документа. Единственным плановым документом для таких организаций может быть бизнес-план, составленный или для организации в целом, или для отдельных направлений ее развития. В общем случае можно говорить о разработке стратегических, как правило, долгосрочных планов и тактических (текущих), как правило, годовых и более детальных планов маркетинга.

План маркетинга разрабатывается для каждой стратегической хозяйственной единицы организации и с точки зрения формальной структуры обычно состоит из следующих разделов: аннотация для руководства, текущая маркетинговая ситуация, опасности и возможности, цели маркетинга, стратегия маркетинга, программа действий, бюджет маркетинга и контроль.

Планирование маркетинга все шире применяется многими фирмами в РФ, хотя и встречает немало противников. Известны случаи, когда предприятия, взяв на вооружение этот мощный инструмент рыночного хозяйства, впоследствии отказывались от него. Таким фактам есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что система планирования вообще и стратегического в частности, не подлежит слепому копированию, что наблюдалось в большинстве случаев. У любого предприятия есть индивидуальные особенности, связанные с организационной структурой, ценностями, технологией, кадровым, научным потенциалом и т.п. Таким образом, организации, чтобы добиться максимального экономического эффекта, требуется адаптировать существующую систему маркетингового планирования к среде, в которой она действует.

Для того, что бы реализовать концепцию маркетинга на предприятии необходимо создать соответствующею службу маркетинга. В настоящее время без такой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к товару и его свойствам, тенденций этих требований под влиянием различных факторов, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе. Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как изготовители, так и потребители продукции. В эволюции отделов маркетинга можно выделить четыре этапа развития, каждый из которых встречается и в деятельности сегодняшних компаний.

I этап — маркетинг как функция распределения. Сбыт товаров на этом этапе был относительно прост. Относительно важную роль играет отдел продаж.

II этап — организационная концентрация задач маркетинга как функции продаж. Возникновение проблем со сбытом и лучшее понимание роли маркетинга привели к существенным организационным изменениям.

III этап — выделение маркетинга в самостоятельную службу, характеризуется появлением специализированной службы маркетинга, имеющей равные права с другими подразделениями предприятия. Руководитель маркетинга принимает решения о внешнем виде, упаковке, названии продукта.

IV этап — заключается в ориентации всех сфер деятельности компании на требования маркетинга. Маркетинг рассматривается как главная функция компании. По существу большинство компаний находится на третьем этапе развития маркетинга.

В реальной жизни имеется множество различных форм организации службы маркетинга, однако ограничимся рассмотрением лишь некоторых базисных организационных структур:

1. Функциональная структура маркетинга. Подобная форма организации означает, что маркетинг выступает наравне с другими функциональными подразделениями компании. Проблемы, связанные с подобной организацией: а) групповой эгоизм, трудности с координацией; б) решение задач, выходящих за пределы компетентности, передается наверх, что влечет опасность чрезмерной централизации; в) сотрудники не всегда понимают конечную цель, т.е. снижается мотивация.

2. Организация по продуктам. Чем разнороднее программа, тем сильнее диверсифицирована компания, чем динамичнее рынок, тем лучше подходит организация по продуктам. При организации по продуктам функции, касающиеся всех продуктов, передаются обычно на верхние этажи управления.

3. Организация по клиентам. При организации маркетинга по клиентам каждому отделу поручается какая-либо отдельная группа клиентов или часть рынка. Такая структура оправдывает себя, если сегменты рынка достаточно велики и значительно различаются между собой.

4. Организация маркетинга по географическому принципу. Подобные структуры могут подойти для компаний, имеющих большой объем сбыта, в рамках которого существуют регионы с различными требованиями к товару.

5. Матричная организация маркетинга основывается как минимум на двух критериях структурирования. С их помощью компании пытаются преодолеть проблемы, характерные для одномерных управленческих структур.

2. Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности OOO «Интертура XXI век»

2.1.1 Краткая характеристика предприятия

ООО «Интертур XXI век» существует уже на протяжении более 7 лет и является одной из конкурирующих турфирм на туристском рынке города Орла. Данная фирма была организованна в 2002 году, главным директором которой является Галушко Ольга Николаевна.

Данная фирма уже не лицензируется, в соответствии с законодательством РФ, но имеет сертификат соответствия.

Общество с ограниченной ответственностью «Интертур XXI век» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании учредительных документов, и действующего законодательства.

ООО «Интертур XXI век» располагается по адресу: 302001 Россия, г. Орел, ул. Комсомольская, д.25, рядом с центром города.

Турфирма ООО «Интертур ХХI век» работает в качестве турагента, предлагая своим клиентам не только внутри российские, но и международные маршруты. Занимаясь при этом исключительно выездным туризмом. На сегодняшний момент фирма работает с 32 туроператорами.

Количество отдыхающих за год около 340 человек. Основные направления, пользующиеся наибольшей популярностью являются:

— внутри российские: Геленжик, Крым, С-Питербург, Анапа и Сочи;

— международные: Греция, Турция, Испания, Хорватия, Египет.

В основном основной целью выезда клиентов за границу является осмотр достопримечательностей, посещение магазинов, спортивных, рекреационных и культурных мероприятий и участие в них, отдых на пляжах и в горах. Остальные выезжают на курорты и в санатории.

2.1.2 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия

Ресурсы предприятия состоят из средств труда (основных средств), предметов труда (оборотные средства) и рабочей силы (персонала).

Для того чтобы проанализировать эффективность использования ресурсов данного предприятия. Для начала мы определим уровень обеспеченности работников предприятия основными фондами. Для этого рассчитаем показатель фондовооруженности труда:

руб./чел.

руб./чел.

руб./чел.

Для оценки эффективности использования основных средств рассчитаем следующие коэффициенты:

Фондоотдачу основных средств. Экономический смысл показателя — сколько рублей продукции можно получить с 1 рубля вложенных основных средств.

руб./руб.

руб./руб.

руб./руб.

Фондоемкость основных средств. Экономический смысл показателя — сколько рублей основных средств надо вложить, чтобы получить 1 рубль продукции.

(3)

Полученные данные занесем в таблицу и проанализируем получившийся результат.

Таблица № 1 — Анализ эффективности использования основных средств



Показатель

2005г

2006г

%

2007г

%



1 Объем товарной продукции, руб.

2248512

2610215

116,1

2971918

113,9



2 Среднегодовая стоимость ОС

732920

744107

101,5

755294

101,5



3 Среднесписочная численность ППП, чел.

8

8

100

8

100



4 Балансовая прибыль, руб.

257100

277553

107,9

298006

107,4



5 Фондовооруженность, руб/чел.

91615

93013,38

101,5

94411,75

101,5



6 Фондоотдача в процессе производства, руб/руб

3,07

3,51

114,3

3,93

111,9



7 Фондоемкость в процессе производства, руб/руб

0,33

0,28

84,8

0,25

89,3

















Исходя из данных таблицы можно отметить, что показатель фондоовооруженности постепенно возрастает, данный показатель увеличился на 2796 руб/чел. в 2007 году по сравнению с 2005 годом. Фондоотдача так же возросла на 0,44 руб/руб в 2006 по сравнению с предыдущим и на 0,42 руб/руб в следующем. Однако, анализируя фондоемкоть можно сказать о снижении данного показателя с 0,33 руб/руб. в 2005 году до 0,25 руб/руб., в 2007 году.

Теперь проведем анализ использования оборотных средств предприятия. Для начала рассчитаем коэффициент оборачиваемости, который характеризует число оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период и представляет собой отношение выручки от реализации к величине оборотных средств. В 2005 году он составил 48 раз, в 2006 году 23,7 раз, а в 2007 году 24,7 раз.

Затем рассчитаем коэффициент закрепления или загрузки в обороте, что составило в 2005 году 0,02, а в 2006 и 2007 году 0,04.

Продолжительность одного оборота за год в 2005 году 7,5 дней, в 2006 году 15,2 дня, а в 2007 году 14,6 дней.

Полученные данные проанализируем в ниже приведенной таблице.

Таблица № 2 — Анализ показателей эффективности использования оборотных средств



Показатель

2005г

2006г

%

2007г

%



1 Объем реализованной продукции, руб.

2248512

261021

116,1

297191

113,9



2 Среднегодовая стоимость оборотных средств, руб

45312,5

78511,

173,3

115224

146,8



3 Коэффициент оборачиваемости, раз

48

23,7

49,4

24,7

104,2



4 Коэффициент закрепления, раз

0,02

0,04

200

0,04

100



5 Длительность оборота, дни

7,5

15,2

202,6

14,6

96,1

















Из таблицы видно, что в 2005 году показатели эффективности использования оборотных средств были намного лучше, чем по сравнению с 2006 и 2007 годах. Коэффициент оборачиваемости снизился практически в вдвое, из — за чего и произошло увеличение коэффициента закрепления. Увеличилась так же динамика роста длительности оборота, что говорит об не эффективном использовании оборотных средств на данном предприятии.

Проведем анализ факторов, повлиявших на изменение коэффициента оборачиваемости:

1.

2.

3.

4.

5.

6. =-29,3+6=-23,3

Из анализа следует, что рост коэффициента оборачиваемости обусловлен положительным влиянием выручки от реализации, но данная тенденция перекрывается снижением под влиянием величины оборотных средств и проявляется общая направленность на снижение коэффициента оборачиваемости.

Для любого предприятия работающего в сфере услуг очень важная роль отводится персоналу, качеству его работы, способности привлечь внимание клиента. Именно поэтому анализ эффективностииспользования трудовых ресурсов так важен для данного предприятия.

Для этого проанализируем ниже приведенную таблицу.

Таблица № 3 — Анализ эффективности использования трудовых ресурсов



Показатель

2005г

2006г

%

2007г

%



1 Объем товарной продукции, руб

224851

2610215

116,

297191

113,



2 Среднесписочная численность

8

8

100

8

100



3 Производительность труда

281064

326276

116,

371489

113,



4 Фонд оплаты труда, руб.

516000

516000

100

516000

100



5 Среднемесячная заработная плата

7166

7166

100

7166

100



6 Среднегодовая стоимость капитала предприятия, руб

131584

1477027

112,

149940

101,



7 Капиталовооруженность труда, руб/чел

183230

186026

101,

188823

101,

















По данным из таблицы видно, что численность персонала на протяжении 3-х лет не изменялась, что говорит о стабильности кадрового состава. Среднемесячная заработная плата составляет 7166 рублей. Однако из-за увеличения объема товарной продукции произошло увеличение производительности труда на 116,1 % по сравнению 2005 с 2006 годом и на 113,9% по сравнению 2006 с 2007 годом. Небольшое увеличение наблюдается и в других показателях эффективности использования трудовых ресурсов.

Для того, что бы проанализировать эффективность использования материальных ресурсов необходимо рассмотреть таблицу.

Таблица № 4 — Анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов



Показатель

2005г

2006г

%

2007г

%



1 Объем товарной продукции, руб.

2248512

2610215

116,1

2971918

113,9



2 Материальные затраты в себестоимости товарной продукции, руб

5000

5000

100

5000

100



3 Материалоотдача, руб/руб (1/2)

450

522

116

594

113,8



4 Материалоемкость, руб/руб (2/1)

0,0022

0,0019

86,4

0,0017

89,5

















Из таблицы видно, что показатель материалоемкости постепенно снижается, что положительно сказывается на предприятии. Соответственно, сокращение материалоемкости обусловлено ростом материалоотдачи с 450 руб/руб в 2005 году до 594 руб/руб в 2007 году.

Проанализировав эффективность использования основных средств, оборотных средств предприятия, а так же эффективность использования трудовых и материальных ресурсов, можно сказать, что предприятие в целом сработало положительно.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.