Реферат по предмету "Литература"


Человека ведут на плаху по роману Чингиза Айтматова Плаха

Человека ведут на плаху по роману Чингиза Айтматова 8220 Плаха 8221

Более двадцати лет назад на книжных полках магазинов появился роман Чингиза Айтматова “Плаха” – произведение, привлекающее нас близкой проблематикой и особыми героями. Персонажами данной книги стали собиратели анаши, молодой парень, выдворенный из духовной семинарии за вздор, бывшие заключенные, “кулаки”. Писатель отдает максимум внимания взглядам людей на природу. Что чрезвычайно немаловажно, в силу того, что, чем больше мы знаем о людских взаимоотношениях, о деяниях людей, тем яснее постигаем друг друга, так как любой человек — это неделимый мир, какой можно постигать пожизненно. После прочтения этой книги, осознаешь, насколько непросто иногда переплетаются судьбы людей, насколько сильно зависит от ситуаций и от поступков иных людей их существование.

Самые разные книги, на любые темы, для большого круга читателей можно найти сейчас на книжных полках магазина. Но почти каждого человека интересуют книги на нравственную тему, содержащие в себе ответы на извечные вопросы человечества, которые смогут подтолкнуть человека к их разрешению и дать ему точные и исчерпывающие ответы на эти вопросы.

Чингиз Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. И в романе “Плаха”, выполняя высокую миссию художника быть духовным вождем людей, он вскрывает те пласты бытия, поднимает те вопросы, которые грозно требуют своего осмысления и выражения в слове. Люди, привыкшие спокойно дремать среди устоявшихся понятий, разбуженные, реагируют гневом. Но и доброжелательные читатели, хотя и читают роман с захватывающим интересом, когда пытаются осмыслить философские вопросы, оказываются в известной растерянности. Таким и является этот роман.

“Плаха” — это немаленькое произведение, по своему идейному содержанию оно заставляет человека задуматься над многим и не может оставить своего читателя равнодушным к себе. Эту книгу трудно просто поставить назад на полку и забыть о ней, прочитав ее “от корки до корки”, вникнув в смысл каждого слова, каждой фразы, которые содержат в себе сотни вопросов и ответов.

Ч. Айтматов в своем романе, впрочем, как и в каждой своей книге, стремился показать человека, ищущего свое место в жизни, его пороки, ведущие к гибели всего человечества. Он поднимал такие проблемы, как наркомания — “чума XX века”, экология человеческой души, ее чистота и нравственность — извечное стремление людей к идеалу человека, и такую важную проблему в наше время, как природа, бережное отношение к ней.

Ч. Айтматов хотел раскрыть в своем произведении все эти темы, донести их смысл до своего читателя, не оставить его равнодушным ко всему и бездейственным, так как время требует от нас их разрешения, быстрого и правильного. Ведь сейчас человек сам, каждую минуту, убивает себя. Он “играет с огнем”, сокращая свою жизнь, попросту прожигая ее драгоценные минуты, месяцы, годы каждой выкуренной сигаретой, чрезмерным употреблением алкоголя, каждой дозой наркотика… Да и разве потеря нравственности для человека не самоубийство? Ведь это будет бездушное существо, лишенное всяких чувств, способное разрушить гармонию природы, уничтожить ее создания: людей, животных, растения.

Людям дан великий дар — способность мыслить, и она должна помогать людям полюбить мир, жизнь и все живое. Однако люди, которые лучше других должны понимать цену жизни, мучают и убивают не только диких зверей, но и друг друга, уничтожают жизнь, защита и охрана которой не обязанность, а призвание человека. “Гонцы” за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда этот молодой человек во второй раз попытался пойти против суровой действительности и остановить бессмысленное жестокое убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди, распявшие Авдия, не пожалели его. Такие, как они, просто не знают, что такое жалость. Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. И у читателей возникает вопрос: в ком же тогда больше гуманности, человечности?

Разве не ужасно, что лицо человека может испугать волков Моюнкумской пустыни. “Плаха” начинается темой волчьей семьи, перерастающей в тему гибели саванны по вине человека, который врывается в нее, как хищник, уничтожающий все живое: сайгаков, волков.

Волки здесь очеловечены, наделены нравственной силой, благородством и разумом, которых лишены люди. Они способны на любовь к детям, тоскуют по ним. Они самоотверженны, готовы жертвовать собой ради будущей жизни своих детей. Они обречены на схватку с людьми. Причем все обращается в неотвратимую трагедию для саванны: убийство невинного ребенка. Много внимания уделяет Ч. Айтматов и раскрытию характеров других героев романа: Базарбая, Бостона, Авдия Каллистратова. Он противопоставляет их. Создавая образы Базарбая и Кандалова, опускает описание их внутреннего мира, так как они — воплощение зла и не могут ничего в себе нести, кроме разрушения. Но зато много внимания уделяет раскрытию причин трагедий Бостона и Авдия. В них есть олицетворение человечности, чувство равновесия во взаимоотношениях человека и природы. Они хотят помочь и стремятся к спасению хотя бы одного человека или одного животного, но не могут, так как они не очень грамотны, беззащитны и непрактичны, не способны пробудить из-за этого совесть и раскаяние.

Однако, конечно же в нашу эпоху, тоже есть необходимость в подобных людях с внутренней духовной чистотой. С данными персонажами Айтматов объединил идеи гуманизма, ведь именно только такие люди способны предотвратить попадание человека на плаху и спасти мир от озлобления.

В настоящее время вопросы, задеваемые в романе “Плаха”, может быть не настолько животрепещущи, однако большинство из них снова актуальны. Вследствие этого я нахожу, что не одно поколение людей, всегда пытающихся своим личным трудом достичь успеха, стремящихся вывести кого-то на прямую дорогу и попросту жаждущих хорошо осознать гуманные отношения и нравы остальных людей, будут с немалой заинтересованностью и наслаждением прочитывать от корки до корки роман Ч. Айтматова “Плаха”.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.