1. Концепция логистики
Концепция – системавзглядов на то или иное понимание явлений, процессов.
Изучение и применениелогистики базируется на понимании основной идей логистического подхода.Деятельностью по управлению материальными потоками, так же какпроизводственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществляласьчеловеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизналогистики заключается в смене приоритетов между различными видами хозяйственнойдеятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлениюматериальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, какимпотенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессовв экономике.[1]
Система взглядов насовершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управленияматериальными потоками – концепция логистики. Ее основные положения: 1.Системное построение логистики предприятия на основе методологии общейкибернетической теории систем с фиксацией основных моментов системного подхода:цели создания системы логистики; обоснованного выбора ее элементов и структуры,направленных на достижение поставленной цели; функционирования этой системы, еевзаимодействия с внешней средой; анализа результатов деятельности и сравненияих с поставленной целью.2.Главное в процедуре организации материального потока – это учет потребностейрынка. Нет необходимости организовывать материальный поток, затрачивая на негоресурсы и усилия, если нет полной уверенности в том, что эти товары будут пользоватьсяспросом на рынке, найдут сбыт, своего потребителя. Для того чтобы убедиться вэтом, предварительно на этапе планирования и организации материального потокаисследуют потребности рынка. Кроме этого, проводят расчеты возможных объемовпродажи товара, чтобы убедиться, что окупятся затраты на производство этоготовара, и можно получить прибыль, достижение которой является основной цельюлогистической системы.3.Приоритет распределения товаров над их производством, т.е. считается, чтоважнее спланировать и предусмотреть распределение и сбыт товаров, чем ихпроизвести. На первый взгляд это кажется некоторым парадоксом. Однако на самомделе ненужные товары, которые не отвечают по каким-нибудь параметрам рынка, не найдутсвоего потребителя или на рынке будут проданы по заниженной цене, что можетпривести к убыткам. На их производство будут потрачены некоторые ресурсы,которые не окупятся, что не позволит начать новый логистический цикл бездополнительных затрат.4. Необходимостьустановления оптимального уровня обслуживания клиентов (под клиентом понимаетсякакой-либо потребитель товаров, работ, услуг, предложенных предприятием нарынке). На первый взгляд кажется, что согласно второму принципу логистики, чемвыше уровень обслуживания, тем лучше, так как при этом в полной мереудовлетворяются потребности клиентов. Однако, чем выше уровень обслуживания,тем выше расходы на производство и доставку товаров потребителю, и,следовательно, выше цена товаров. Поэтому следует выбирать обоснованноекомпромиссное решение по уровню обслуживания: он должен быть не очень низким(чтобы не потерять клиентов) и не слишком высоким (чтобы расходы не быличрезмерными).5.Анализ логистической цепочки необходимо вести с конца процесса, т.е. от пунктаприбытия или назначения материального потока в направлении, обратномматериальному потоку. Также и каждая логистическая операция в цепочке должнапроектироваться так, чтобы наилучше соответствовать потребностям и условиямследующих операций (в направлении материального потока).6.При усовершенствовании или проектировании какого-либо отдельного звеналогистической цепочки следует рассматривать не изолированно это звено, а всюлогистическую цепочку и проанализировать, как изменения в одном звене логистическойцепочки повлияют на весь материальный поток и общие результаты логистическогопроцесса.7.Выполнение расчетов и использование в технико-экономических обоснованияхрешений по организации грузопотока стоимости каждой элементарной логистическойоперации, как в материальной подсистеме материального потока, так и вподсистеме его информационного обеспечения.8.Выбор вариантов логистической системы на основании сравнения ихтехнико-экономических показателей. Следует не просто рассматривать различныевозможные варианты технических и организационных решений, а и определять по нимтехнико-экономические показатели и на основе их сравнения выбирать оптимальныерешения и варианты.9.Соответствие всех решений по планированию и организации материальных потоковобщей стратегии предприятия.10.Наличие и использование наиболее полной информации о товарах, материальныхпотоках, производителях и потребителях товаров, логистических посредниках,законах, нормативных актах и т.д. Детальные описания, массивы и справочники повсем указанным направлениям составляют при разработке информационногообеспечения логистики.11.При организации и осуществлении материальных потоков необходимо создавать иподдерживать деловые, партнерские отношения с другими предприятиями – участникамилогистической цепочки – на основе учета взаимных интересов и компромиссов.Очевидное противодействие между участниками логистического процесса приведет кдополнительным препятствиям и задержкам логистического процесса, конфликтным идаже вражеским отношениям, в условиях которых стает сложнее организоватьэффективные материальные потоки.12.Ведение учета логистических расходов на протяжении всего логистическогопроцесса. Одна из основных задач логистики – управление расходами при доведенииматериального потока от первичного источника сырья к конечному потребителю.Поэтому система учета расходов производства и обращения участниковлогистических процессов должна выделять расходы, которые возникают в процессереализации логистических функций, формировать информацию о наиболее значимыхзатратах. При соблюдении этого условия появляется возможность использоватьважный критерий оптимального варианта логистической системы – минимумсовокупных расходов на протяжении всей логистической цепочки.[2]12. Понятие логистического сервиса. Определение оптимальногоуровня логистического сервиса
Работа по оказанию услуг,т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется сервисом. Логистическийсервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собойкомплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров потребителю. Объектомлогистического сервиса являются предприятия производственной инепроизводственной сферы, население. Логистический сервис осуществляется либосамим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в областипослепродажного обслуживания. Все работы в области логистического сервиса можноразделить на три основные группы:
• предпродажные, т.е.работы по определению политики предприятия в сфере оказания услуг иформированию системы логистического обслуживания;
• работы по оказаниюлогистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров, напримерпредоставление информации о прохождении грузов; подбор ассортимента, упаковка,формирование грузов единиц и т.п.;
• послепродажныйлогистический сервис, включающий в себя гарантийное обслуживание, обязательствапо рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.п.[3]
Определение политикипредприятия в сфере оказания услуг связано с формированием системылогистического сервиса и предполагает проведение комплекса взаимосвязанныхработ. Действия по формированию системы логистических услуг выполняются вследующей последовательности:
1.сегментацияпотребительского рынка, т.е. разделение его на конкретные группы потребителей,для каждой из которых могут потребоваться определенные услуги в соответствии сособенностями потребления;
2.определение перечнянаиболее значимых для покупателей услуг;
3.ранжирование услуг,входящих в составленный перечень. Сосредоточение внимания на наиболее значимыхдля покупателей услугах;
4.определение стандартовуслуг в разрезе отдельных сегментов рынка;
5.оценка оказываемыхуслуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемыхуслуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспеченияконкурентоспособности компании;
6.установление обратнойсвязи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностямпокупателей.
При этом сегментацияпотребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, похарактеру оказываемых услуг или другому признаку. Выбор значимых дляпокупателей услуг, их ранжирование и определение стандартов логистическогообслуживания производится путем проведения опросов потребителей.
Основным критерием,позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позицииполучателя услуг, является уровень логистического обслуживания. Уровеньлогистического обслуживания – это количественная характеристика соответствияфактических значений показателей качества и количества логистических услугоптимальным или теоретически возможным значениям этих показателей. Уровеньобслуживания можно оценивать также, сопоставляя время на выполнение фактическиоказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, котороенеобходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услугв процессе той же поставки. Для оценки уровня логистического обслуживаниявыбираются наиболее значимые виды услуг, оказание которых сопряжено созначительными затратами, а отсутствие – с существенными потерями на рынке.
Начиная от 70% и вышезатраты на сервисное обслуживание растут экспоненциально в зависимости отуровня обслуживания и при достижении уровня 90% увеличение объемалогистического сервиса становится невыгодным. При этом снижение уровняобслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса
Использованиелогистического сервиса помогает предприятиям систематизировать процесс,наладить взаимосвязь между предприятием и службами сервиса. Осуществляетсялогистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой,специализирующейся в области логистического сервиса.
Весь перечень работпроводящихся в области логистического сервиса можно разделить на три основныегруппы:
1. Работы, связанныес предпродажной подготовкой товара.
2. Услуги,оказываемые в процессе продажи товаров.
3. Сервисноеобслуживание проданного товара.
Ориентируясьна запросы покупателей, готовая продукция может пройти предпродажнуюподготовку. Например, если это электронная или механическая продукция,то она как правила требует обязательного проведения тестирования илиналадки. Для выполнения этих функций не обязательно создавать отдел илиувеличивать штат сотрудников, достаточно подготовить и обучить продавцовсервисному обслуживанию техники.
В процессе реализации товаровмогут оказываться разнообразные логистические услуги, например:
· наличие товарныхзапасов на складе;
· использованиезаказа, в том числе подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовыхединиц и другие операции;
· обеспечениенадежности доставки;
· предоставлениеинформации о прохождении грузов.
Послепродажныеуслуги — это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрениюпретензий покупателей, обмен и т.д. Создание реестра проданных товаровпозволяет точно определить перечень качественных товаров, выявлять постоянныйбрак и делать предложения по исправлению этого брака. Весь переченьпослепродажных услуг должны осуществлять специализированные сервисные службы,имеющие определенный опыт.
Перечень логистическихуслуг и значительный диапазон, в котором может меняться их качество, влияние услугна конкурентоспособность фирмы и величину издержек, а также ряд других факторовподчеркивают необходимость для фирмы иметь точно определенную стратегию в областилогистического сервисного обслуживания потребителей.
Последовательность действийпо формированию системы логистического сервиса на фирме осуществляется по следующейсхеме:
1. Сегментация потребительскогорынка.
2. Определение наиболеезначимых услуг для покупателей.
3. Ранжирование услуг.
4. Определение стандартовуслуг в разрезе отдельных сегментов рынка.
5. Оценка оказываемыхуслуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг,определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании.
6. Установление обратнойсвязи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей.
Для уменьшения затрат, связанныхс оказанием сервисных услуг, ресурсы компании концентрируются на предоставлениипокупателям выявленных, наиболее важных для них услуг.
Важным критерием, позволяющимоценить систему обслуживания, как с позиции поставщика, так и с позиции получателяуслуг, является уровень логистического сервиса.
Расчет данного показателяможно осуществить по следующей формуле:
П = м/М х 100%, где,
П — уровень логистическогосервиса,
М — количественная оценкафактически оказываемого объема логистического сервиса,
м — количественная оценкатеоретически возможного объема логистического сервиса. [4]
Для оценки уровня логистическогосервиса выбираются наиболее значимые виды услуг, т.е. услуги, оказание которых сопряженосо значительными затратами, а не оказание — с существенными потерями на рынке.
Как правило увеличение объемапроизводства за счет количества или ассортимента сопровождается ростом уровня сервиса.Эти два фактора — увеличение объема производства и сервисных услуг тесно взаимосвязаны.Т.е. с одной стороны, повышаются расходы на сервис, а с другой — ростом объема продажи, соответственно, ростом доходов. Задача, стоящая перед службой логистики заключаетсяв поиске оптимальной величины уровня сервиса, с необходимыми количественными и качественнымипоказателями.
Убыточность торгового процессапри низких значениях логистического сервиса возникает на развитых рынках услуг.Допустим, предприятие оптовой торговли намеревается работать на развитом рынке оптовыхуслуг с широтой ассортимента в пределах 10% от предлагаемого конкурентами. Затратыпо созданию ассортимента могут не окупаться в связи с низкой заинтересованностьюпокупателей в условиях этого оптовика и, соответственно, низким объемом продаж.
Оптимальное значение уровнясервиса можно найти также сложив затраты на сервис и потери на рынке, вызванныеснижением уровня сервиса.
Для оценки качества логистическогосервиса применяются следующие критерии:
· надежность поставки;
· соблюдение указанногов договоре полного время от получения заказа до поставки партии товаров;
· способность учитыватьособые пожелания клиентов (гибкость поставки);
· наличие запасов наскладе поставщика;
· возможность предоставлениякредитов, а также ряд других. 9. Практическая частьОпределение размеров технологических зон склада
Оптовая фирма, торгующая широким ассортиментомпродовольственных товаров, планирует расширить объем продаж. Анализ рынка складскихуслуг региона деятельности показал целесообразность организации собственного склада.Определить размер склада.
Общая площадь склада (Sобщ) определяется по формуле:
Sобщ = Sгр+ Sвсп + Sпр+ Sкм+ Sр.м + Sп.э+ Sо. э,
1) Грузовая площадь (Sгр) рассчитывается по формуле:
/>
Коэффициент использованиягрузового объема склада характеризует плотность и высоту укладки товара и рассчитываетсяпо формуле:
/>
Vпол=600*400*(144+1200)
Vпол=0,6*0,4*1,344=0,32256
Sобщ=(600+60)*(400+30)*(144+1200+80)
Sобщ=0,66*0,43*1,424=0,4041
Киго=0,32250/0,4041=0,7983
Sгр=20*25*1,2/254*350*0,7983*1,2=600/85162,644=7045,34м2
2)Площадь проходов и проездов (Sвсп) определяется после выбора вариантамеханизации и зависит от типа использованных в технологическом процессе подъемно-транспортныхмашин. Если ширина рабочего коридора работающих между стеллажами машин равна ширинестеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет приблизительно равнагрузовой площади.
Sвсп=Sгр=7045,34м2
3) Площади участков приемки и комплектования(Sпр и Sкм) рассчитываются на основании укрупненных показателей расчетныхнагрузок на 1 м2 площади на данных участках. В общем случае в проектныхрасчетах исходят из необходимости размещения на каждом квадратном метре участковприемки и комплектования 1 м3 товара.
Площади участков приемки и комплектованиярассчитываются по следующим формулам:
/>'
Sпр=20*1,2*65*0,2/50*254*0,7*100=312/8890000=35,09м2
Sкм=20*1,2*55*0,3/500*254*0,7*100=396/8890000=44,54м2
4) Площадь рабочих мест (Sрм)
Рабочее место заведующего складом, размеромв 12 м2, оборудуют вблизи участка комплектования с максимально возможнымобзором складского помещения.
Sрм=12 м2
5) Площадь приемочной экспедиции (Sпэ) используется для размещения товара,поступившего в нерабочее время и должна обеспечить размещение такого количестватовара, которое может поступить в это время. Размер площади приемочной экспедицииопределяют по формуле:
/>
Sпэ=20*1*1,2/500*365*05=24/91250=263,01 м2
6) Площадь отправочной экспедиции(Sоэ) используется для комплектования отгрузочныхпартий и определяется по формуле:
/>
Sоэ=20*1,5*80*1,2/500*254*0,5*100=2880/6350000=453,54м2
Sобщ=7045,34+7045,34+35,09+44,54+12+263,01+453,54=14901,2м2Таблица 2 Значениетехнологических параметров склада№ n/n| Наименование площадей склада Значение 1. Грузовая
7045,34 м2 2. Проходов и проездов
7045,34 м2 3. Участка приемки
35,09 м2 4. Участка комплектования
44,54 м2 5. Рабочих мест
12 м2 6. Приемочной экспедиции
263,01 м2 7. Отправочной экспедиции
453,54 м2 8. Общая площадь склада
14901,2 м2
Список используемой литературы
1. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальныхучебных заведений. – 19-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и Ко», 2011. – 484 с.
2. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник. – М.:ИНФРА М, 2008. – 528 с.
3. НерушЮ.М.Логистика:учебникдлявузов.-4-еизд.,перераб.идоп.-М.:Проспект,2011.–520с.