Министерство образования республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Институт бизнеса и менеджмента технологий
Контролируемая самостоятельная работа
по логистике
на тему: Анализ среды реального предприятия«Мобильные ТелеСистемы»
Минск, 2010 г.
Введение
Совместноебелорусско-российское общество с ограниченной ответственностью «Мобильные ТелеСистемы»было зарегистрировано 4 апреля 2002 года, а 30 апреля 2002 года компания получилалицензию Министерства связи РБ на оказание услуг сотовой связи в стандарте GSM 900/1800.
Соучредителибелорусско-российского СООО «МТС» — РУП «Белтелеком» (Беларусь) и ОАО «МобильныеТелеСистемы» (Россия). Доли в уставном капитале совместного предприятия распределеныследующим образом: РУП «Белтелеком» — 51%, ОАО «МТС» — 49%.
ОАО«Мобильные ТелеСистемы» (МТС) является крупнейшим оператором мобильной связи в России,Центральной и Восточной Европе по количеству абонентов. Вместе со своими дочернимипредприятиями компания обслуживает более 44 миллионов абонентов. Население регионовРоссии, а также Беларуси, Украины, Узбекистана и Туркменистана, где МТС и ее дочерниепредприятия имеют лицензии на оказание услуг в стандарте GSM, составляет около 233,1миллиона человек. С июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-Йоркской фондовойбирже под кодом MBT.
Услугисотовой связи СООО «Мобильные ТелеСистемы» предоставляет в Республике Беларусь с27 июня 2002 года.
Первоначальносеть МТС функционировала только в Минске, однако уже в декабре 2002 года был запущенв эксплуатацию участок сети в Бресте, а течение января-апреля 2003 г. — и в остальныхобластных центрах Республики Беларусь.
Вапреле 2003 года компания МТС вышла на первое место среди белорусских сотовых операторовпо ежемесячным темпам прироста абонентской базы. Значительную роль в развитии абонентскойбазы МТС в Беларуси сыграла маркетинговая политика компании, которая изначальнобыла построена на принципах максимальной доступности услуг связи абонентам с самымиразличными запросами.
17октября 2004 г. компания «Мобильные ТелеСистемы» первой среди белорусских операторовдостигла отметки в 1 миллион активных абонентов, одновременно став крупнейшей сотовойкомпанией в нашей стране.
Вянваре 2005 года рыночная доля компании превысила 50%, а в мае компания уже преодолеларубеж в 1,5 миллиона обслуживаемых абонентов.
Благодаряноваторским предложениям МТС, широкому выбору тарифных планов, высокому качествуобслуживания, услуги связи от белорусско-российской компании выбирают все большежителей Беларуси.
оператор мобильный маркетинговый стратегический
1. Анализ макросреды предприятия и конкуренция в отрасли1.Таблица PEST (STEP) анализаГруппы факторов События/ Факторы Угроза(-)/ Возможность(+) Вероятность события или проявления фактора Воздействие на компанию Политические · Изменение законодательства - Низкая Изменение законодательства в отрасли связи может привести к увеличению издержек Экономические · Спрос на услуги + Высокая Услуги сотовых операторов пользуется постоянным спросом Социальные · Реклама и связи с общественностью + Высокая Рекламная кампания и акции способствуют укреплению позиций на рынке сотовой связи Технологические
· Специализированные технологии
· Развитие конкурентных технологий
-
+
Высокая
Высокая
Необходимость использования специализированных технологий приводит к дополнительным издержкам
Внедрение и развитие конкурентных технологий может повысить конкурентоспособность
2.Характеристика конкуренции на рынке
В нашем случае,ситуация на рынке сотовых услуг, характеризуется как олигополия. Такой вывод можносделать, проанализировав отличительные черты рынка:
· Доминирование на рынке нескольких крупныхфирм
· Очень высокие барьеры для вступленияв отрасль.
· Конкукренты производят относительнооднородный товар.
· Олигополисты представляют собой всюотрасль
Таким образом,при наличии нескольких крупных фирм, высоких барьерах входа, уровень конкуренциив отрасли очень высок. Чтобы завоёвывать рынок, фирме необходимо внедрять новыетехнологии и проводить мощную рекламную компанию.3.Основные силы, управляющие конкуренцией в отрасли
На рынке, которыймы рассматриваем для создания нашей фирмы, главными силами, влияющими на конкуренцию,являются:
· Рыночная властьпотребителей;
· Уровень конкурентнойборьбы.В конкретном данном случае мы не рассматриваем угрозу появлениятоваров-заменителей, так как таковых не существует.Теперь, рассмотрим подробнее все силы Портера.1. Силапотребителей. На рынке имеется небольшой выбор однородной продукции для потребителя.Поэтому необходимо использовать различные рекламные акции и новые технологии связичтобы привлечь потребителя.2. Уровеньконкурентной борьбы. Так как барьеры входа на отрасль высоки, то появление новыхфирм на рынке маловероятно. Из-за однородности услуг на рынке сотовой связи, фирмыпытаются обойти конкурентов внедрением новых, качественных технологий связи активнойрекламы.
Доход фирмы в 2008 году составил 10,245 миллиардовдолларов благодаря увеличению абонентской базы и росту пользования услугами.
4.Анализ микросреды предприятия
Факторы микросреды:
1) Клиентура — нам необходимо найти предприятия,готовые сотрудничать с нами и покупать нашу продукцию.
2) Конкуренты — фирмы-соперники на рынке.Чтобы успешно конкурировать. Необходимо постоянно улучшать качество продукции, атакже сеть продаж.
Наше предприятиеориентировано на работу на рынке промежуточных продавцов. То есть мы собираемсяпоставлять фрукты и овощи крупным магазинам, для их последующей продажи потребителям.
Нашими потребителямибудут крупные магазины, которым требуется оптовый поставщик овощей и фруктов. Исследоваврынок, мы нашли несколько таких предприятий:
5. Анализконкурентов предприятия
Для определениясвоего места на рынке и прогнозирования рыночной деятельности каждая фирма должнаанализировать и оценивать свой собственный потенциал, а также факторы, которые находятсявне сферы постоянного контроля руководства фирмы и могут оказать влияние на ее стратегию.
Чтобы определитьвозможности нашей фирмы целесообразно провести SWOT-анализ. SWOT-анализ являетсянеобходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлениилюбого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результатеситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегическихцелей и задач нашей компании.
Сильные стороны:
— выгодное расположениесклада
— применение высокихтехнологий
— квалифицированныйперсонал
— инновационныевзгляды
— система обученияновых сотрудников
— высокое качествообслуживания
— большие площадидля хранения продукции
Слабые стороны:
— большой процент текучести кадров на уровнесреднего и низшего звена
— низкий уровеньподдержания баз данных, отсутствие их анализа
— недостаточныйуровень рекламы
— слабая известностькомпании на рынке
— отсутствие торговоймарки
Возможности:
— введение «системы» бесстеллажного хранения
— внедрение маркетинговойстратегии
— возможностькооперирования с пищевой промышленностью
— расширение сфердеятельности
— увеличение пропускнойспособности склада
— налаженные партнерскиеотношения с поставщиками
Угрозы:
- изменение таможенных процедур и пошлинможет резко снизить рентабельность бизнеса или даже сделать его нерентабельным.
— низкие барьерывхода для новых компаний на рынок
— ужесточениеконкуренции на рынке
— форс-мажорныеситуации
Таким образом,на основании вышеизложенных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз можносделать следующий вывод. Опираясь на такие сильные стороны, как выгодное расположениесклада и применение высоких технологий, можно воспользоваться открывающимися возможностяминаладить достаточно прочные партнерские отношения с поставщиками. Кроме того, благодаряквалифицированному персоналу и инновационным взглядам, можно расширить сферу деятельностипутем торговли через склад. Также, расширение ассортимента продукции и улучшениееё качества за счёт использования новых технологии, увеличение продаж за счёт представленияпродукции ориентированной для потребительских групп с различным уровнем доходов,разработки маркетинговой стратеги торговой марки — все это дает реальные возможностидля получения максимальной выгоды. Внедрение специализированной системы храненияпродуктов дает возможность, за счет освободившейся площади, увеличить пропускнуюспособность склада, что в свою очередь позволяет увеличь товарооборот до необходимыхразмеров.
Кроме того, существующиеугрозы можно нейтрализовать за счет использования гибкой ценовой политики и увеличениякачества продукции; снижения себестоимости продукции овощей за счёт использованияновых технологий. А чтобы не «погибнуть» в конкурентной борьбе, нужно наиболее эффективноиспользовать рекламную компанию. При этом не стоит забывать про существующие слабыестороны, которые могут помешать воспользоваться возможностями, такие как: большойпроцент текучести кадров на уровне среднего и низшего звена, низкий уровень поддержаниябаз данных, отсутствие их анализа, отсутствие торговой марки. Чтобы решить проблемутекучести кадров, требуется создать специализированную систему по привлечению рабочейсилы, основанную на организации рабочего дня, возможность использования гибкогографика, различные поощрения (премии,13-ая зарплата), а также организовывать различиетренинги для построения высоко квалифицированной команды, где успех достигаетсяне за счет личного усилия, а за счет совместного вклада всей команды.
6. Организационнаяструктура предприятия
Форма организации – частноеунитарное предприятие. Система управления – иерархическая, в которой вышестоящийруководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящимируководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу — своемунепосредственному вышестоящему руководителю.
/>
Рис.1