2
План:
Введение
1. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
2. ЭТАПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
3. ФОРМУЛИРОВКА ОГРАНИЧЕНИЙ И КРИТЕРИЕВ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕ
СКИХ РЕШЕНИЯ.
Заключение
Список литературыВВЕДЕНИЕ
Создание большого числа предприятий различных форм собственности в период становления рыночного хозяйства в нашей стране привело к тому, что руководителям пришлось учиться управлять самостоятельно, а не по указке “сверху”. Одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия является принятие управленческих решений.
Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д.
Иногда определение управленческого решения ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание этой категории теории менеджмента и не соответствует его сущности.
Управленческие решения могут приниматься применительно к любой сфере деятельности организации: управлению персоналом, управлению финансами, управлению производственными процессами, в том числе и управлению маркетинговой службой.1. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Подготовка решения
Эффективные решения -- залог существования коммерческого предприятия. Они являются существенным элементом каждой из пяти функций управления. По-скольку управляющие среднего уровня должны, как правило, принимать решения, необходимые для успешной работы своих подразделений, то начинающий управ-ляющий вскоре осознает значение решений и то, как трудно найти правильное”.
Давайте вначале определим содержание управленческих решений. Если обра-титься к словарю, то можно прочесть, что решение -- это акт выработки оконча-тельного суждения”. Применительно к управленческим решениям это означает вы-брать определенный курс действий из возможных альтер-натив.
Процесс подготовки решения можно рассматривать состоящим из пяти ос-новных этапов:
1. Постановка проблемы.
2. Выявление альтернатив.
3. Выбор лучшей альтернативы или альтернатив.
4. Внедрение решения в практику.
5. Проверка результата.
1. Постановка проблемы.
Многие плохие решения были вызваны тем, что принявший их человек не понимал существа проб-лемы. Часто управляющие видят проблемы там, где их, по сути, нет. Есть только их внешние признаки или симптомы.
Однако существует несколько простых приемов, помогающих понять, дейст-вительно ли правильно вы понимаете проблему. Вот они. Прежде всего, изложите проблему письменно -- если не смо-жете, значит, вы ее не понимаете, Если вы ее за-писали, это еще не означает, что правильно поняли проблему. Однако сам процесс записи поможет вам уяснить ее суть. Общей ошибкой при этом является чрезмерная общность, неконкретность формулировки. Формулировки типа: “Надо что-то предпринять по технике безопасности” -- бесполезны.
Если ваша фирма терпит убытки, проблему не следует форму-лировать так: “Как сократить потери?” Это лишь симптом. Надо выяснить, что именно приводит к убыткам. Может быть, цены на вашу продукцию слишком низки или чересчур высоки затраты? Может, вам следует лучше изучить запросы покупателей и затем так изменить продукцию, чтобы она, полнее отвечала спросу рынка. Какова бы ни была проблема, ее легче уяснить, если вы постараетесь ее сформулировать письменно.
Второй прием выявления истинной проблемы состоит в том, чтобы первое пришедшее вам в голову объяснение считать симп-томом (так оно обычно и бывает). Затем задайте себе вопрос: “Чем вызван этот симптом?” Повторяйте этот процесс, пока не зайдете в тупик. Если вы правильно проанализировали ситуацию, именно здесь корень вашей проблемы.
Третий прием заключается в том, чтобы обратиться за по-мощью к своим друзьям или коллегам. Но прежде чем просить о помощи, убедитесь, что вы честно пытались сами решить проблему. В противном случае вы никогда не научитесь принимать решения самостоятельно. Предположив, что проблема поставлена правильно, можно переходить к следующему этапу.
2. Выявление альтернатив.
Второй этап состоит в том, чтобы найти возможные альтернативные решения проблемы. Обычно это не вызывает особых трудностей, если вы глубоко вникли в суть дела. После сделанных попыток выявления реальной проблемы, у вас, вероятно, сложится представление о возможных ее решениях. Другим способом поиска альтернатив может быть “мозговая атака”, предпринятая вами либо самостоятельно, либо с участием других. При “мозговой атаке” дайте волю воображению и запишите любое пришедшее в голову решение, сколь бы глупым, диким или невероятным оно ни казалось. В это время критика запрещена. Просто записывайте все эти идеи. Другой подход, о котором, правда, легче говорить, чем выполнить, в том, чтобы графически изобразить все логические возможности. Очень важно для этого письменно зафиксировать каждую альтернативу, с тем, чтобы затем вы могли их изучить.
Именно на этом этапе большинство авторов советуют собрать все факты. Единственный недостаток этого совета состоит в том, что если строго ему следовать, то вы выявите очень мало альтернативных решений, так как крайне редко будете иметь достаточно времени, чтобы собрать все факты. Поэтому лучше всего собрать как можно больше фактов за то время, которым вы располагаете.
3. Выбор лучшей альтернативы или альтернатив.
Составив перечень альтернатив, вы фактически располагаете в их числе решением проблемы. Однако вы еще не знаете, какую альтернативу или альтернативы выбрать, пока не оцените каждую.
Для оценки альтернатив имеются различные способы. Наиболее распространенный -- интуиция, т. е. выбор альтернативы, которая в данный момент кажется наилучшей. Однако она может оказаться и плохой. Иногда интуиция подводит управляющих (абсолютно надежного метода выбора наилучших альтернатив не существует). Однако хорошие управляющие обладают обычно развитой интуицией и предлагают, как правило, довольно удачные решения, Второй способ выбора альтернатив состоит в оценке и сопоставлении (взвешивании) последствий. Например, вы думаете: одеть ли на работу плащ? Предположим, вы наденете плащ, а дождя не будет. Следствие -- небольшие неудобства. Если же вы не надели плащ, и будет дождь, то к чему это приведет? Во-первых, вы промокнете, что нежелательно, так как рискуете заболеть, и тогда вам придется тратить деньги на визит к врачу и покупку лекарств. Далее, вы можете проболеть несколько рабочих дней. Наконец, во время болезни у вас будет плохое настроение. Поэтому вы решаете взять плащ.
В итоге, оценивая альтернативы, обязательно задайте вопрос: “Каковы возможные последствия этого действия?” Помните поговорку “Осторожность -- мать мудрости”. Не следует руководствоваться принципом “Все или ничего”, когда, погнавшись за многим, можно потерять все.
Поиск решений проблемы может довести до язвы желудка, инфаркта, самоубийства, умопомешательства. Это случается потому, что кажущаяся лучшей альтернатива может оказаться далеко не лучшей для того, кто ее выбрал. Вам как управляющему для сохранения здоровой психики полезно выработать привычку; выбрали лучшую, по вашему мнению, альтернативу -- перестаньте о ней думать. Убедите себя, что лучшей альтернативы нет, и переходите к следующему этапу,
4. Внедрение решения в практику.
Как бы хороша ни была выбранная вами альтернатива, она не приведет к результату, пока не пройдет испытания делом. Не совершите ошибки и не проводите ее немедленно в жизнь. Сначала обдумайте возможные последствия внедрения для других. Затем попытайтесь убедить других правильности своего решения или хотя бы добиться их молчаливого согласия.
Если все же выбранная альтернатива покажется вам неудовлетворительной, обсудите проблему со своим начальником. Расскажите ему, что вы наморены сделать почему. Если он согласится, вам не потребуется ничего объяснять в будущем, если он будет недоволен результатом, если он не согласится, вы поставьте его перед необходимостью самому предложить решение, что формально снимет с вас ответственность за последствия его реализации. Часто начальник, который, возможно располагает большим опытом и знаниями по данному вопросу, сможет предложить альтернативу, которую вы не заметили.
Конечно, не следует обращаться по каждому поводу к своему начальнику, с тем, чтобы он все решал за вас. Иногда, даже если ваше решение не идеально, имеет смысл действовать самому, и чем свидетельствует следующий пример из практики.
Помощник управляющего заводом одной сталелитейной компании в субботу вышел на работу с бригадой рабочих, чтобы выполнить срочный заказ. Прокат следовало отгрузить именно в этот день, иначе компании пришлось бы платить большой штраф за нарушение сроков поставки. Однако неожиданно возникла проблема: железная дорога поставила под погрузку вместо полуплатформы полувагон для угля. Стальные заготовки были слишком длинные и не вмещались в полувагон. Имелись две альтернативы: либо не грузить, либо отрезать торец полувагона. Он выбрал вторую. Сталь погрузили, торец положили сверху. В понедельник, когда управляющему заводом доложили об этом, он был вне себя. "Почему вы мне не позвонили?" - спросил он своего помощника. Помощник сказал: "Вы бы охотно приняли такое решение?". Управляющий ответил: "Нет". Кстати, железная дорога так ни разу и не напомнила сталелитейной компании о вагоне с отрезанным торцом.
5. Проверка результата.
После внедрения решения в практику полезно проверить результат. Причины могут быть следующими:
· Если решение хорошее, вы будете знать, что делать, когда вновь столкнетесь с подобной ситуацией.
· Если решение плохое, вы будете знать, что не следует делать в следующий раз.
· Если решение плохое, и вы вскоре после его внедрения приступили к проверке его последствий, иногда можно исправить положение.
На практике хорошие управляющие пытаются составлять несколько запасных планов на случай непредвиденных обстоятельств. Автостроители, например, оснащают легковые машины аварийными тормозами, а грузовики - запасными шинами. Смысл в том, чтобы внести в ваше решение фактор надежности. Постарайтесь иметь запасной план, которым при необходимости можно было бы воспользоваться на стадии проверки результатов.
Количественные методы подготовки решений.
Внедрение ЭВМ привело к широкому применению количественных (математических) методов в экономике. Обучение количественным методам подготовки решений началось с 60-х годов. С тех пор в высших школах бизнеса им уделяют все больше внимания.
Несмотря на усилия, предпринимаемые в школах бизнеса, ру-ководители среднего звена редко прибегают к количественным методам принятия решении. Их чаще применяют на верхнем уровне управления. Именно поэтому теория вероятностей, методы оптимизации и многие другие не вошли в эту книгу.
Подходы к принятию решения.
Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сво-дится к выбору направления действий. Трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит в том, что принятие ре-шения -- это психологический процесс. Вес мы по опыту знаем, что человеческое поведение не всегда логично. Иногда нами движет логика, иногда -- чувства. По-этому неудивительно, что способы, используемые руко-водителем для принятия ре-шений, варьируют от спонтанных до высокологичных. Рациональный подход к при-нятию решений описан ниже, но здесь важно помнить, что руководитель находится под воздействием таких психологических факторов, как социальные установки, на-копленный опыт и личностные ценности. Далее в главе мы рассмотрим влияние не-которых поведенческих факторов на процесс принятия управ-ленческих решений.
Хотя любое конкретное решение редко относится к какой-то одной категории, можно утверждать, что процесс принятия решений имеет интуитивный, основанный на суждениях или рациональный характер.
ИНТУИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ. Чисто интуитивное решение -- это выбор, сде-ланный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее ре-шение, не занимается при этом сознательным взвешиванием “за” и “против” по ка-ждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек де-лает выбор. То, что мы называем озарением или шестым чувством, и есть интуитив-ные решения. Специалист по управлению Питер Шодербек указывает, что “в то время как увели-чение количества информации о проблеме может оказывать замет-ную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суж-дения. Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау”. Значительную за-висимость руководителей высшего уровня от интуиции подтвердил в своих исследо-ваниях и профессор Минцберг.
РЕШЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на сужде-нии, -- это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Че-ловек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая при-несла успех в прошлом. Когда, к примеру, вы делаете выбор что изучать -- про-грамму обучения управлению или программу обучения бухгалтерскому учету, вы, скорее всего, прини-маете решение на основе суждения, исходя из опыта вводных курсов по каждому предмету. Если вы получили балл "А" по нескольким про-граммам менеджмента и только “С” -- по программам бухгалтерского учета, вы, вероятно, предпочтете совершенствоваться дальше в менеджменте.
Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению.
Суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая в самом деле нова, по-сколь-ку у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы основать логиче-ский выбор. Сюда следует отнести любую ситуацию, новую для организации, на-пример, изменение ассортимента производимых изделий, разработку новой техноло-гии или опробование системы вознаграждений, отличающейся от действующей. В сложной ситуации суждение может оказаться плохим, поскольку факторов, которые необхо-димо учесть, слишком много для “невооруженного” человеческого разума, и он не в состоянии их все охватить и сопоставить. Например, вскоре после второй мировой войны руководители американских автомобильных заводов посетили фирму “Фольксваген” в Германии. Эрнест Брич, тогдашний президент “Форда”, пришел к выводу, что этот “автомобиль гроша ломаного не стоит” и никогда не должен продаваться в США. Однако через десять лет “Форд” развернул производ-ство похожей на “Фольк-сваген” модели “Эдсел”, что, правда, оказалось одной из самых громких неудач в истории автомобилестроения.
Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на по-след-ний смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернати-ву, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты вы-бора. Еще важнее, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению по накоп-ленному опыту, может сознательно или бессознательно избегать использования воз-можностей вторжения в новые области. Если довести эту мысль до конца, то боязнь новых сфер деятельности может кончиться катастрофой. Как заметил специалист по семантике Стюарт Чейз, многое из нас -- рабы прямолинейного мышления. Очень часто мы слышим слова: “Мы всегда делали это именно так”.
Адаптация к новому и сложному, очевидно, никогда не будет простым делом. Нельзя исключить опасность неудачи из-за принятия плохого решения. Однако во многих случаях руководитель в состоянии существенно повысить вероятность пра-вильного выбора, подходя к решению рационально.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ. Главное различие между решениями рацио-наль-ным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитиче-ского процесса типа описанного ниже.
РАЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
Решение проблем, как в управле-ние, -- процесс, ибо речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единич-ное решение, а совокупность выборов. Поэ-тому, хотя процесс решения проблемы мы представляем как пятиэтапный (плюс внедрение и обратная связь), фактическое число этапов определяется самой пробле-мой (рис.1.).
2. ЭТАПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Диагностика проблемы
Первый шаг на пути решения про-блемы -- определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рас-смотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда по-ставленные цели не достигаемы. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Посту-пая так, вы сглаживаете от-клонения от нормы. К примеру, мастер может установить, что производительность его участка ниже нормы. Это будет реактивное управление, его необходимость очевидна. Однако слишком часто руководители рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых что-то должно произойти, но не про-изошло. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. Например, активный поиск способов повышения эф-фективности какого-то подраз-деления, даже если дела идут хорошо, будет упрежда-ющим управлением. В этом случае вы осознаете проблему, когда поймете -- кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможно-сти. Поступая таким образом, вы выступаете в качестве менеджера-предпринима-теля. Специалист по управлению Питер Друкер подчерки-вает это, указывая, что раз-решение проблемы только восстанавливает норму, результаты же “должны быть следствием использования возможностей”.
Для выявления причин возникновения проблемы необ-ходимо собрать и про-анализировать требующуюся внут-реннюю и внешнюю (относительно организации) инфор-мацию. Такую информацию можно собирать на основе формальных методов, используя, например, вне организации анализ рынка, а внутри нее -- компьютерный анализ финансовых отчетов, интервьюирование, приглашение консультантов по управлению или опросы работ-ников. Информацию можно собирать и неформально, ведя беседы о сложившейся ситуации и делая личные наблюдения. Например, мастер может обсудить проблему производительности с рабочими и передать полученную информацию наверх.
Увеличение количества информации не обязательно повышает качество реше-ния. Как указывает Рассел Акофф, руководители страдают от избытка не отно-сящей-ся к делу информации. Поэтому в ходе наблюдений важно видеть различия между релевантной и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой.
РЕЛЕ-ВАНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (reievant -- относящийся к делу) -- это данные, касаю-щиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени (рис.2.).
3. ФОРМУЛИРОВКА ОГРАНИЧЕНИЙ И КРИТЕРИЕВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.
Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия реше-ния, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руково-дителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации приня-тых реше-ний. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне органи-зации силы -- такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Огра-ничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Пе-ред тем как переходить к следующему этапу процесса, руководитель должен беспри-страстно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Если этого не сделать, как минимум, будет впустую потеряна масса времени. Еще хуже, если будет выбрано нереалистичное направление действий. Естественно, это усугу-бит, а не разрешит существующую проблему.
Ограничения варьируются и зависят от ситуации и конкретных руководи-телей. Некоторые общие ограничения -- это неадекватность средств; недоста-точное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт; неспо-собность закупить ресурсы по приемлемым ценам; потребность в технологии, еще не разработанной или чересчур дорогой; исключительно острая конкурен-ция; законы и этические сообра-жения. Как правило, для крупной организации существует меньше ограничений, чем для мелкой или одолеваемой множеством трудностей.
Существенным ограничителем всех управленческих решений, хотя ино-гда впол-не устранимым, является определяемое высшим руководящим звеном сужение пол-номочий всех членов организации. Коротко говоря, менеджер мо-жет принимать или осу-ществлять решение только в том случае, если высшее ру-ководство наделило его этим правом.
В дополнение к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные вари-анты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений. Например, прини-мая решение о покупке автомобиля, вы можете ориентироваться на критерии стоимости -- не дороже 10 тыс. долл. экономичности -- не менее 25 миль на 1 галлоне бензина, вместимости -- пять взрослых одновременно, привлекательно-сти и хороших характеристик с точки зре-ния обслуживания.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ. Следующий этап -- формулирование набора 03 альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить асе воз-можные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возмож-ность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике ру-ководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сфор-мулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень боль-шого числа аль-тернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руково-дитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серь-езного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.
Вместо поиска наилучшего возможного решения, люди продолжают пе-ребирать альтернативы только до тех пор, пока не выявится такая, которая удов-летворит определенному приемлемому минимальному стандарту. Руководители понимают, что поиск оптимального решения занимает чересчур много времени, дорого стоит или труден. Вместо него они выбирают решение, которое позволит снять проблему.
Следует, однако, позаботиться о том, чтобы был учтен достаточно широ-кий спектр возможных решений. Углубленный анализ трудных проблем необхо-дим для разра-ботки нескольких действительно различающихся альтернатив, включая возмож-ность бездействия. Когда руководство не в состоянии оценить, что произойдет, если ничего не предпринимать, существует опасность не устоять перед требованием не-медленных действий. Действие ради самого действия по-вышает вероятность реагиро-вания на внешний симптом проблемы, а не на ее главную причину.
Если вернуться к нашему примеру с автомобилем, то вы теперь стоите пе-ред выбором нескольких моделей, которые, по вашему мнению, удовлетворяют вашим критериям. Отобрав альтернативы, необходимо оценить их.
4. ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВ. Следующий этап -- оценка возможных альтер-натив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. Иссле-дова-ния, однако, показали, что как количество, так и качество альтернативных идей растет, когда начальная генерация идей (идентификация альтернатив) отделена от оценки окончательной идеи.
Это означает, что только после составления вами списка всех идей, следует пере-ходить к оценке каждой альтернативы. При оценке решений руководитель опре-де-ляет достоинства и недостатки каждого из них и возможные общие последствия. Ясно, что любая альтернатива сопряжена с некоторыми отрицательными аспектами. Как упоминалось выше, почти все важные управленческие решения содержат ком-про-мисс.
Для сопоставления решений необходимо располагать стандартом, относи-тельно которого можно измерить вероятные результаты реализации каждой возмож-ной альтернативы. Подобные стандарты называют критериями принятия решений, уста-навливаемыми на этапе 2. Вспомнив еще раз пример с автомобилем, укажем, что если какая-либо модель не может удовлетворить одному или нескольким вами уста-нов-ленным критериям, ее дальше нельзя рассматривать как реалистичную альтерна-тиву.
Отметим, однако, что некоторые из критериев выбора автомобиля имели ко-личе-ственное выражение, например, стоимость не выше 10 тыс. долл. Другие, на-пример, удобство в обслуживании и внешняя привлекательность, требуют сбора ин-формации качественного характера. Чтобы оценить и сравнить данные по техниче-скому обслу-живанию, вам следует просмотреть соответствующие оценки в публика-циях обще-ства потребителей “Консьюмер Рипортс”. Чтобы сделать то же самое в отношении внешней привлекательности, можно составить собственную шкалу оце-нок, выделив в ней классы очень или умеренно привлекательных, обладающих сред-ней и ниже средней привлекательностью и непривлекательных моделей.
Заметим, что при оценке возможных решений руководитель пытается спрог-нозировать то, что произойдет в будущем. Будущее всегда неопределенно. Множе-ство факторов, включая изменение внешнего окружения а невозможность реализа-ции решения, может помешать воплощению намеченного. Поэтому важным момен-том в оценке является определение вероятности осуществления каждого возможного решения в соответствии с намерениями. Если последствия какого-то решения благо-при-ятны, но шанс его реализации невелик, оно может оказаться менее желательным вариантом выбора. Руководитель включает вероятность в оценку. Принимая во вни-мание степень неопределенности или риска, о чем ниже в данной главе.
5. ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ. Если проблема была правильно определена, а альтер-нативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, то есть принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наибо-лее благоприятными общими последствиями, как показано на примере с ав-томоби-лем. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может слу-читься, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В этом случае глав-ная роль при-надлежит хорошему суждению и опыту.
Хотя для менеджера идеально достижение оптимального решения, руководи-тель, как правило, на практике не мечтает о таковом. Исследователь Герберт Саймон указывает, что, решая проблему, руководитель склоняется к поведению, которое он называет "удовлетворяющим", а не “максимизирующим”. Обычно оптимальное ре-шение не обнаруживается из-за нехватки времена и невозможности учесть всю уме-стную информацию и альтернативы. В силу этих ограничений руководитель, как правило, выбирает направление действия, которое, очевидно, является приемлемым, но не обязательно наилучшим из возможных.
РЕАЛИЗАЦИЯ. Как подчеркивает Харрисон: "Реальная ценность решения стано-вится очевидной только после его осуществления”. Согласно рис.3. про-цесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или извлечения выгоды из имеющейся возможности решение должно быть реализо-вано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает. Признание решения редко, однако бывает автоматическим, даже если оно явно хорошее.
Иногда руководитель может возложить принятие решения на тех, кто должен будет его исполнять. Чаще же он вынужден убеждать в правильности своей точки зрения других людей в организации, доказывать людям, что его вы-бор несет бла-го и организации, и каждому в отдельности. Некоторые руководи-тели считают по-пытки убеждения напрасной тратой времени, однако, подход типа “прав я или не прав, но начальник я” сегодня в мире образованных людей, как правило, не срабаты-вает.
Как станет понятно при рассмотрении проблем мотивация и лидерства, шансы на эффективную реализацию значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают. По-этому хороший способ завоевать признание решения состоит в привлечении других людей к процессу его принятия. Дело руководителя выбирать, кто должен решать. Тем не менее, бывают ситуации, когда руководитель вынужден прини-мать решение, не консультируясь с другими. Участие работников в принятии реше-ний, подобно любому другому методу управления, будет эффектив-ным далеко не в каждой ситуации.
Более того, твердая поддержка сама по себе еще не гарантирует надлежа-щего исполнения решения. Полное осуществление решений требует приведения в дейст-вие всего процесса управления, в особенности его организующей и мотива-ционной функций.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управ-ленче-ского решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, явля-ется установление обратной связи. По Харрисону: “Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с те-ми, что ожидались в период принятия решения”. На этой фазе происходит измере-ние и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь -- т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения -- позволяет руково-дителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значитель-ного ущер-ба. Оценка решения руководством выполняется, прежде всего, с помощью функции контроля.
Наше рассмотрение этапов рационального решения проблем должно слу-жить в качестве рекомендаций, способных помочь в принятии более эффективных решений в сложных ситуациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в завершении работы, мне хотелось бы отметить основные моменты.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, снижения актуальности или решения проблемы, т.е. приближение в будущем реальных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: что делать (объект)? как делать (технология)? для кого (потребители)? по какой цене? с какими параметрами? с какими затратами? в каком количестве? в какие сроки? где? кому (исполнители)?
Основные требования к качеству информации для принятия управленческого решения: своевременность, достоверность, надежность, комплексность, адресность, правовая корректность, многократность использования, высокая скорость сбора и обработки, возможность кодирования, актуальность
К основным параметрам качества управленческих решений следует относить: показатель энтропии, степень риска вложения инвестиций, вероятность реализации решения, степень адекватности теоретической модели фактическим данным.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческих решений относятся: применение к разработке решения научных подходов, изучение влияния экономических законов на эффективность решения, обеспечение качественной информацией, применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов, многовариантность решения, правовая обоснованность, автоматизация, мотивация качественного решения, наличие механизма реализации решения.
Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по факторам времени, качества объектов, масштабу производства, уровню освоенности, методу получения информации, условиям применения объекта, факторам инфляции, риска и неопределенности.
К принципам экономического обоснования управленческих решений относятся: учет фактора времени, учет затрат и результатов за жизненный цикл объекта, применение к расчету системного и комплексного подходов, многовариантность, сопоставимость вариантов, учет фактора неопределенности и риска.
В заключение работы мне хотелось бы отметить важность правильного и своевременного принятия управленческого решения.
Список литературы
1. Американский менеджмент на пороге ХХI века. / Дж.К. Грейсон мл, К. ОДейл. - М, 1991.
2. В.В. Тригубенко Исследование операций и управление. - М. 1993.
3. Л. Якокка Карьера менеджера.. - М, 1990.
4. Менеджмент организации. / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. _ М, 1995.
5. Менеджмент. / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. - М, 1999.
6. Менеджмент. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М, 1999.
7. В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория проектирования экспериментов.. _ г. Железнодорожный, 1997.
8. Управление проектами. / Под ред. В.Д. Шапиро. - СПб, 1996.
9. Голованев Ю.К. Эффективность управленческих решений.- М. 1990.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |